Научная статья на тему 'Концептуальные характеристики межкультурной коммуникации в ракурсе социологических исследований'

Концептуальные характеристики межкультурной коммуникации в ракурсе социологических исследований Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1116
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Могилевич Бронислава Рафаэловна

В статье рассматривается социологический аспект исследований основных концептов межкультурной коммуникации в эпоху глобализации. Представлена модель формирования межкультурной толерантности. Даны характеристики межкультурной специфики конфликтов и стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные характеристики межкультурной коммуникации в ракурсе социологических исследований»

в банковской сфере // Вестн. Финансовой академии.

2001. № 3(19). С. 8.

2 См. подробнее об этом: Sztompka P Trust: a Sociological Theory. Cambridge, 1999.

УДК 316:347

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

3 См. подробнее об этом: Веселов Ю.В., Капустки-на Е.В., Минина В.Н. Экономика и социология доверия. СПб., 2004. С. 79.

4 См.: Sztompka P Ор. ей. Р. 71.

Б.Р. Могилевич

Саратовский государственный университет,

кафедра английского языка и межкультурной коммуникации

E-mail: mogilevich@sgu.ru

В статье рассматривается социологический аспект исследований основных концептов межкультурной коммуникации в эпоху глобализации. Представлены модель формирования межкультурной толерантности. Даны характеристики межкультурной специфики конфликтов и стереотипов.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, конфликт, глобализация.

The Main Concepts of Intercultural Communication from the Point of View of Sociological Research B.R. Mogilevich

The article deals with the sociological research of intercultural communication concepts. The model of formation of the intercultural tolerance is given. The concepts of stereotype and conflict are defined from the intercultural point of view.

Key words: intercultural communication, conflict, globalization.

Глобализация всех сторон человеческой жизнедеятельности, характеризующая современное состояние общества, представляет собой утверждение нового этапа в развитии социальных связей в общемировом масштабе. Наступление глобализации обусловлено множеством причин

- промышленной и электронной революциями, формированием общего рынка труда и сбыта товаров, миграцией населения в планетарном масштабе, невиданным раньше расширением международных контактов. Человечество переживает социальные трансформации во всех сферах своей жизнедеятельности, проявляющиеся в возникновении единого информационного и экономического пространства, взаимодействии культур, сломе привычных стереотипов поведения, изменении морально-ценностных норм, образовательных и профессиональных стандартов. Глобализация влияет как на целые государства и народы, так и на индивиды, обусловливая необходимость для каждого человека осознать глобальные изменения и иметь возможности для успешной социализации в новых условиях.

Глобализация противоречива и многоаспектна и, вследствие этого, обладает позитивными и негативными характеристиками, влияющими на жизнь людей. Положительный аспект заключается в создании и функционировании новых средств связи и передвижения, облегчении доступа к инновациям, знаниям и культурным, научным и экономическим достижениям, открытости границ, осознании людьми своего единства и ценностей свободы, изменении качества их жизни.

Существующие риски глобализации проявляются прежде всего в унификации стиля жизни представителей разных социокультурных сообществ, исчезновении локального своеобразия, поляризации неравенства населения. Глобальные тенденции общемирового развития требуют осмысления проблем межкультурной коммуникации представителей разных культур и социумов.

Расширение международных социокультурных контактов сопровождается, с одной стороны, стремлением к контакту с другими культурами и установлению равноправных отношений между индивидами, группами и государствами. С другой стороны, возрастает неприятие «чужих» социокультурных ценностей, утверждение «своего» как приоритетного, самого лучшего и достойного подражания. Нередко происходит переоценка ценностей своей культуры, вплоть до ее отрицания и признания «чужих» социокультурных установок в качестве образцов. Основные концепты межкультурной коммуникации: «свой» - «чужой», «конфликт», «толерантность», «стереотип» получают новое содержание, обусловленное появлением феномена глобальной культуры как одного из важнейших результатов глобализации.

Межкультурная коммуникация осуществляется в процессе взаимодействия глобальной и локальной культур, между «открытым» сообществом индивидов и фундаментальными социокультурными установками. Глобализация представляет собой, по сути, новый этап взаимодействия социальных общностей как характеристику современного развития социальной коммуникации. Межкультурная коммуникация занимает одно из центральных мест при изучении и оценке современного состояния человеческого общества,

© Б.Р. Могилевич, 2QQ9

Б.Р. Могилевич. Концептуальные характеристики межкультурной коммуникации

когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением социокультурного плюрализма, между террором и толерантностью. В процессе межкультурной коммуникации происходит осознание коммуникантами социальных норм «чужой» культуры, что создает условия для успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию современной, открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.

Рассмотрение проблем межкультурной коммуникации в системе социологических исследований позволяет наиболее глубоко и всесторонне определить тенденции взаимодействия различных социальных групп - от индивида до государства

- представителей разных культур, так как коммуникативные аспекты человеческой деятельности представляют собой различные аспекты социальной коммуникации, обеспечивающей существование и развитие человеческих отношений в процессе передачи информации. Осознание значимости межкультурной коммуникации как непременного условия определения своего достойного места в глобальном мире жизненно важно для России в настоящее время, когда страна еще не полностью освободилась от наследия прошлого и испытывает многочисленные риски, вызванные глобализацией. Преодоление старых стереотипов, внедрение толерантности в социальную ткань, уточнение самоидентификации всех слоев российского общества невозможно без межкультурной коммуникации как социального механизма преодоления противоречий между глобальными и локальными аспектами человеческой жизнедеятельности в современном мире. Исследование межкультурной коммуникации в социологическом ракурсе обеспечивает теоретическое обоснование, анализ и определение оптимальных путей нахождения взаимопонимания и взаимодействия всех членов планетарного мира наций.

Конец XX века характеризуется кардинальным изменением природы конфликтов, так как глобализация и электронные средства связи способствуют как единству, так и многообразию окружающего мира, что часто проявляется в конфликте идентичностей в контексте конфессиональной и цивилизационной принадлежности. Прежняя конфликтологическая парадигма не может адекватно интерпретировать новые социокультурные тенденции, новая же находится в стадии разработки и характеризуется новыми взглядами на механизмы разрешения конфликтов. Концепция С. Хантингтона, основанная на идее солидарности по цивилизационной принадлежности в виде ценностных, социокультурных и политических разногласий при изменении культурных ориентиров разных социальных групп и перемещении ценностных принципов из одной группы в другую, может служить одним из путей решения проблем меж-культурной коммуникации1.

В этой связи большое значение приобретает методология иерархии и типизации социокультурных норм различных цивилизаций и прогрессивных факторов, определяющих становление и развитие демократических институтов. Взаи-мосвязность и взаимообусловленность мульти-культурного мира наций привели к появлению понятия цивилизационного самосознания, характеризующегося неоднозначностью и сложностью. Социальное и территориальное единство поддерживает его изнутри, но углубляет противоречия между цивилизациями, особенно ярко появляясь при миграции и межкультурном непонимании. Конфликтологическая парадигма «травмы» П. Штомпки объявляет природу конфликтов в ракурсе насильственного изменения ценностных норм и гибели цивилизаций2.

Представляет интерес точка зрения изменения поведенческих норм, в результате которых народы теряют чувство самоуважения. Современная картина мира характеризуется тем, что к уже существующим территориальным конфликтам добавились мировоззренческие противоречия, проявляющиеся через информационные и пропагандистские войны, затрудняющие или препятствующие процессу межкультурной коммуникации. Все межкультурные конфликты действуют на микроуровне (конфликты повседневности, основанные на стереотипах); мидиуровне (межэтнические конфликты межгруппового и межгосударственного уровней, корнями которых является несовпадение социокультурных и идеологических стандартов); макроуровне - конфликты идеологий на межгосударственном и межцивилизационном уровне, отражающие несовпадение интересов национальных финансово-экономических и политических элит.

Основным конфликтом настоящего времени является конфликт двух ценностных систем - современной (новой) и традиционной (закрытой)3, проявляющийся в противостоянии глобалистов и антиглобалистов. Российский конфликт между «западниками» и «почвенниками» также превратился в социокультурное противостояние сторонников интеграции России в глобальный мир и желании других найти «свой» вектор развития.

Современный период характеризуется появлением множества механизмов разрешения конфликтов, органично связанных с коммуникативными процессами. Так, движение к демократическим преобразованиям всегда начинается с межкультурного диалога. Недаром глава Еврокомиссии Ж.-М. Баррозу объявил 2008 год - «Годом межкультурного диалога», для которого характерны обусловленность национальными традициями коммуникантов и доминирующими архетипами, принятыми в партнерских социокультурных системах. Теория «диалогического персонализма» М. Бубера рассматривает средства полноценной реализации личности4. Диалогичность как способ разрешения конфликтов представляет собой диа-

лектическую взаимосвязь открытости социума, его стремления к взаимодействию и субъективных качеств каждого индивида, характеризующих его способность к межкультурному взаимодействию и независимому, демократическому мышлению. Полифункциональность демократического диалога обусловлена его когнитивностью, интенциональ-ностью, прагматичностью и прогностичностью, которые проявляются в открытости коммуникантов друг другу в контексте их интенциональности и понимания проблемы.

Рациональный дискурс диалога включает также взаимообеспечение и владение информацией и имеет своей основой «дискурсивную этику» Ю. Хабермаса. Несомненно, что межкультурная коммуникация определяется конструктивностью, взаимоприемлемостью взглядов и ориентированностью на перспективу. Онтологическое разнообразие современных конфликтов, тем не менее, объясняется недостатком диалогичности, что особенно ярко проявляется при межкультурной коммуникации. Дискурсивные нормы определяют типологию современных диалогов, которые выступают в следующих видах: социально-партнерском (взаимное равноправие коммуникантов во всех аспектах); социально-толерантном (демократическое взаимное стремление к диалогу и компромиссу); оппозиционном (демократическое наличие альтернативы); манипулятивном (ориентация на управление, вплоть до агрессии). Совершенно очевидно, что в настоящее время наблюдается распространение манипулятивных диалогов в конфронтационных формах, не приводящих к достижению согласия и обеспечению эффективной коммуникации.

Социокультурная ситуация как современности, так и всего периода существования человечества представляет собой процесс противостояния идентичностей, характеризующийся актуализацией стремления индивидов к унификации и отождествлении со «своей» культурой, а с другой стороны, тенденцией к уникальности и обособленности от «чужого». Концепт «свой»

- «чужой» проявляется на всех уровнях социокультурного взаимодействия любого социума в разных контекстах. В процессе межкультурной коммуникации каждая идентичность привносит свои специфические параметры и точки зрения на определение значимости «своего» и «чужого».

Носители разных культур в процессе социальной коммуникации существуют не только

в материальном мире объективной действительности, но и в мире социальных взаимоотношений, составными частями которого являются морально-ценностные нормы, традиции, обычаи, язык, конфессиональная принадлежность. Толерантность как концепт, обладающий междисциплинарным статусом, включает в себя открытость новому, уверенность в своих силах, умение признавать значимость иного, участие в конкуренции. Проблема толерантности затрагивает всех членов мирового социума, характеризующегося огромным спектром противоречивых и сложных явлений материальной и духовной жизни, и является составной частью процессов социальной и межкультурной коммуникации.

Правомерно выделить различные стадии изучения толерантности с учетом того, что социологический аспект толерантности характеризуется наличием нравственно-личностных установок как актуализации сознательной и индивидуальной мотивации в виде осознанной, осмысленной жизненной позиции, предполагающей ответственность социума и индивида за свои действия в каждой конкретной ситуации. Многомерность феномена толерантности отражена в наличии ее границ, обусловленных параметрами утраты идентичности снижения порога сопротивляемости, особенностями личностных характеристик коммуникантов. Многоаспектность и социальная значимость толерантности дает возможность создать модель межкультурной толерантности («интерес - понимание - уважение»), наиболее полно коррелирующую с процессами межкуль-турного диалогового взаимодействия.

Рассматривая проблему с точки зрения сопряжения действий социальных и психологических механизмов в контексте личностноориентированного подхода, представляем модель формирования мотивации толерантности, начинающейся с интереса к «чужому», «чужой» группе, «чужому» государству, «чужой» культуре (таблица).

Предложенная модель толерантности подтверждает, что успешное взаимодействие культур и социумов не означает унификации или монополии позиций какой-либо стороны. Межкуль-турное взаимодействие обеспечивается взаимной толерантностью, взаимной ответственностью, приоритетом диалогичности и компромисса как взаимоприемлемых механизмов разрешения конфликтов всех типов и подтверждает междис-

Социокультурная модель формирования толерантности в процессе межкультурной коммуникации

Уровни восприятия Факторы Социально-психологические механизмы Стадии формирования толерантности Этапы межкуль-турной коммуникации

Эмоциональный Привлекательность Эмпатия Интерес Признание

Когнитивный Признание ценностей культуры Идентификация, рефлексия Понимание Адаптация

Поведенческий Взаимное сотрудничество Децентрация Уважение Интеграция

8

Научный отдел

Б.Р. Могилевич. Концептуальные характеристики межкультурной коммуникации

циплинарный статус межкультурной коммуникации, ее значимость как составного компонента социологического знания.

Концепт «толерантность» предполагает диалектическое существование «интолерантности», характеризующейся неприятием и враждебностью к всему «чужому». Негативные эмоции, характеризующие враждебность, неприятие, проявляются в презрении, отвращении, гневе, агрессии и свидетельствуют о неспособности вести диалог, идти на компромиссы. Предлагается модель интолерант-ности в контексте межкультурной коммуникации: «эгоцентризм - неприятие - враждебность», согласно которой «свой» воспринимается как главный, единственно возможный самый лучший, а «чужой» не имеет право на существование и заслуживает только негативного отношения.

Процесс межкультурной коммуникации, интегрируя оппозицию «свой» - «чужой», включает стереотипизацию как механизм регуляции, социализации и аккультурации индивидов. Стереотипы как гносеологические константы возникают в тех ситуациях, когда индивиды, социальные группы и государства дают социальные, идеологические, культурологические и нравственные оценки явлений объективной действительности в контексте своих социальных норм5. Особого внимания заслуживает когнитивный характер стереотипов как обобщений понимания индивидом социально обусловленной окружающей действительности. Усвоение индивидами стереотипов происходит в процессе социальной коммуникации. Межкультурная коммуникация как аспект социальной коммуникации предполагает учет национального характера коммуникантов.

В настоящее время понятие национального характера заменено на национальный стереотип, а национальное своеобразие - национальной идентичностью. Национальный характер и национальное своеобразие характеризуют объективность существования нации, тогда как национальный стереотип и национальное своеобразие акцентируют отличие нации от других, а нация воплощена в индивиде, в группе и в государстве. Следовательно, данный ракурс рассмотрения феномена нации означает исследование «изнутри» в контексте национального своеобразия, осуществления национальной принадлежности, национального отношения к «чужим», что особенно важно для осуществления успешной межкультурной коммуникации. Национальный стереотип определяет способ жизнедеятельности индивидов в социуме, опираясь на язык и проявляясь в национальном дискурсе как мировоззрение.

Возникающие национальные стереотипы представляют собой упрощенный, стандартизированный образ, усваиваемый в готовом виде, и обусловлены социокультурной мотивацией ин-дивидов6. Базовым является то, что более всего

релевантно социуму в данный период его развития. Становление и развитие национальных стереотипов в контексте национальной идентичности связаны с динамикой функционирования языка, проявляющегося и как его основной компонент, и как результат развития.

Особый интерес вызывают исследования И.А. Стернина относительно понятия «коммуникативного сознания». Он считает, что этот феномен представляет собой совокупность знаний правил и стереотипов вербальной и невербальной коммуникации индивидов, упорядочивающих коммуникативное поведение в ракурсе нормативности. Эти нормы - «прескрипции» выступают в виде предписаний, запрещений и объяснений. Коммуникативное сознание как научный концепт носит междисциплинарный характер и только еще становится объектом исследования социологии, социолингвистики, этнолингвистики, культурологи и, в последнее время, межкультурной коммуникации7.

Понятие «регулятивного кода», введенное Г.Д. Ласуэллом, отражает взаимное коррелирование поведения индивидов в процессе социальной коммуникации с изменениями стереотипов. Социокультурные факторы влияют на возникновение и функционирование стереотипизированной лексики как «упаковочного материала», облегчающего процесс коммуникации.

Особого внимания заслуживает точка зрения В.Г. Костомарова, который разграничивал «языковые стандарты» и «штампы» как проявление стереотипов. Стереотипные образы представителей разных культур включают и такие понятия, как «комплиментарность» и «знаменатель дружественности», характеризующие толерантное отношение коммуникантов друг к другу.

Таким образом, проблема стереотипов, особенно в контексте межкультурной коммуникации, характеризуется двумя подходами: стереотип

- это когнитивная социально обусловленная функция индивида, что способствует успеху коммуникации; стереотип - механизм манипуляции, препятствующий полноценной коммуникации и ведущий к конфликтам. Стереотипы с их позитивным и негативным содержанием обусловлены социокультурным и историческим состоянием социума. В ракурсе межкультурной коммуникации они представляют собой коммуникативное сознание индивидов - носителей разных культур и языков, реализующихся в специфических и универсальных прескрипциях в социокультурном и политическом аспектах.

Примечания

1 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

2 См.: Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социе. 2001. № 1. С. 12.

3 См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

4 См.: Бубер М Я и Ты. М., 1993.

5 См.: Lipmann W. Public Opinion. N.Y., 1945. C. 35.

УДК 338.22

См.: Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология / Под общ. ред. Б.Д. Поршнева. М., 1968. С. 122-159.

См.: СтернинИ.А. Язык и национальное сознание // Логос. 2005. № 4(49). С. 140-155.

ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е.А. Федулова

Череповецкий государственный университет, кафедра мировой экономики E-mail: fedulova@chsu.ru

В статье рассматривается малый бизнес как один из важнейших элементов, влияющих на устойчивость экономики и политической ситуации в стране. Приведены данные о количестве российских малых предприятий и структуре малого бизнеса. Перечислены основные барьеры на пути развития малого предпринимательства. В настоящее время со стороны государства разрабатывается и совершенствуется программа поддержки малого бизнеса. Ключевые слова: малый бизнес, регулирование, рыночная экономика.

The Support of Small Business Development in Russia in a Modern Period E.A. Fedulova

In the article the small business is considered like one of the most important elements influencing on the steadiness of economics and political situation in the country. The data about the amount of small Russian enterprises and the structure of small business are given here. The basic barriers on the way of development of the small business are enumerated in the article. At present the program of support of the small business is worked out and improved on the government’s part.

Key words: small business, regulation, market economy.

Малый бизнес затрагивает все сферы политической и социально-экономической жизни современной России и является одним из важных и необходимых элементов рыночной экономики. Высокая приспособляемость и массовый охват малыми предприятиями (МП) практически всех сфер внутреннего рынка обеспечивают устойчивость развития экономики многих стран современного мира, а также способствуют стабилизации политической обстановки.

Малый бизнес выполняет важную политическую и социальную функции, обеспечивая занятость населения. Количество владельцев только малых предприятий и их наемных работников является существенной качественной характеристикой любой страны с развитой рыночной экономикой. В условиях становления рыночной экономики малый бизнес ведет к насыщению товарного рынка, развитию конкуренции, структурной пере-

стройке производства. Массовое развитие сектора малого бизнеса позволяет накопить за короткое время средства для устойчивого развития других отраслей, дает возможность сделать мощный сдвиг в социально-экономическом развитии.

В российском обществе в условиях реформирования экономики возникла необходимость формировать малый бизнес на качественно новой основе. Вложение средств в малый бизнес весьма эффективно. В официальных правительственных документах государственная помощь малому бизнесу признается одним из важнейших направлений экономической реформы. Решение задач малого предпринимательства возможно при условии научного анализа и организации социально ориентированной деятельности малых предприятий, и именно при полной поддержке и помощи со стороны всех государственных систем, в том числе законодательной, исполнительной и судебной.

Бум малого бизнеса в России пришелся на первую половину 90-х годов, достигнув своего пика в 1995 г., когда насчитывалось 877,3 тыс. МП, на которых трудилось 8,5 млн человек (почти 12% занятых в экономике)1. В дальнейшем число МП не увеличивалось, а в отдельные годы - сокращалось. На 1 января 2002 г. в России было 843 тыс. МП, а в 2005 г. их насчитывалось 890,6 тыс., чей вклад в ВВП составил 9,5%. Достаточно стабильной остается численность занятых индивидуальной деятельностью - около 4 млн.

Структура малого бизнеса на сегодняшний день такова: 13% - производство, 13 - строительство, 3 - наукоемкие технологии и инновации, 2

- здравоохранение, 2 - юридические компании, остальное - общепит и розничная торговля2.

В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Перед Россией, совершившей переход от плана к рынку, стоит нелегкая задача: как можно быстрей развить данный сектор. Но пока становление малого бизнеса сталкивается с проблемами как на уровне всей страны, так и в регионах.

6

7

© Е.А. Федулова, 2QQ9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.