_08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ_
08.00.05 УДК 338.465.4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
© 2018
Наталья Владимировна Проваленова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация
Введение: в статье представлена концепция развития сферы жилищно-коммунальных услуг в малых муниципальных образованиях, основанная на стимулировании эффективного спроса на жилищно-коммунальные услуги путем формирования института «эффективного собственника жилья» и организационно-экономических условий повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы малых территориальных образований.
Материалы и методы: на основе данных социологического опроса, проведенного в одном из типичных малых муниципальных образований Нижегородской области, определена степень удовлетворенности населения малого муниципального образования жилищно-коммунальным обслуживанием и готовность собственников жилья к управлению своим недвижимым имуществом.
Результаты: в результате был сделан вывод о том, что большинство собственников жилья в малых муниципальных образованиях проявляют патернализм по отношению к собственной жилой недвижимости, перекладывая ответственность на органы государственной власти. В то же время было отмечено отсутствие у собственников соответствующих опыта и знаний по управлению жилым домом.
Обсуждение: с учетом сложившихся в малых муниципальных образованиях условий объективной потребностью становится необходимость целенаправленного вмешательства государства в процесс формирования «эффективного спроса» на жилищно-коммунальные услуги путем использования различных государственных регуляторов. Основным инструментом государственного регулирования должны стать целевые программы. При этом на государственном уровне должно быть принято решение о создании системы повышения правовой грамотности граждан в жилищно-коммунальной сфере путем формирования у обучающихся на всех уровнях образования соответствующих компетенций, способствующих повышению культуры потребления жилищно-коммунальных услуг. Предлагаемая организационная модель формирования «эффективного собственника жилья» будет не только способствовать развитию сферы жилищно-коммунальных услуг в малых муниципальных образования в целом, но и позволит сформировать потребность в услугах, в настоящее время не востребованных, что, в свою очередь, открывает перспективы для развития малого предпринимательства в данной сфере, в частности, в сегменте сервисных услуг в области домашнего и коммунального хозяйства, а также в сфере управления многоквартирным жилым фондом.
Заключение: сделан вывод о необходимости осуществления целенаправленной государственной политики, обеспечивающей осуществление преобразований в жилищно-коммунальной сфере малых муниципальных образований.
Ключевые слова: государственное регулирование, концепция развития, культура потребления услуг, малое муниципальное образование, малое предпринимательство, сфера жилищно-коммунальных услуг, управление многоквартирным домом, целевая программа развития, эффективный собственник жилья, эффективный спрос.
Для цитирования: Проваленова Н. В. Концептуальные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88). С. 5-17.
CONCEPTUAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
© 2018
Natalia Vladimirovna Provalenova, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Organization and management»
Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract
Introduction: the concept of development of the sphere of housing and communal services in small municipal units based on stimulation of effective demand for housing and communal services by formation of institute of «the effective homeowner» and organizational and economic conditions of increase in investment attractiveness of the housing-and-municipal sphere of small territorial educations is presented in article.
Materials and methods: on the basis of data of the sociological survey conducted in one of typical small municipal units of the Nizhny Novgorod Region degree of satisfaction of the population of small municipal unit by housing-and-municipal service and readiness of homeowners for management of the real estate is defined.
Results: the conclusion has been as a result drawn that most of homeowners in small municipal units show paternalism in relation to own residential real estate, shifting responsibility to public authorities. At the same time the absence at owners of the corresponding experience and knowledge of management of a house has been noted. Discussion: taking into account the conditions which have developed in small municipal units need of purposeful intervention of the state in formation process of «effective demand» for housing and communal services by use of various state regulators becomes objective requirement. Target programs have to become the main instrument of state regulation. At the same time at the state level the decision on creation of system of increase in legal literacy of citizens in the housing-and-municipal sphere by formation at the corresponding competences studying at all education levels promoting increase in culture of consumption of housing and communal services has to be made. The offered organizational model of formation of «the effective homeowner» will not only contribute to the development of the sphere of housing and communal services in small municipal units in general, but also will allow to create the need for services, not demanded now that in turn offers prospects for development of small business in this sphere, in particular, in a segment of services in the field of house and municipal services and also in the sphere of management of apartment housing stock.
Conclusion: the conclusion is drawn on need of implementation of the purposeful state policy providing implementation of transformations in the housing-and-municipal sphere of small municipal units.
Keywords: concept of development, sphere of housing and communal services, small municipal unit, effective demand, effective homeowner, target program of development, small business, management of an apartment house, culture of consumption of services, state regulation.
For citation: Provalenova N. V. Conceptual aspects of development of sphere of housing and communal services // Bulletin NGIEI. 2018. № 9 (88). P. 5-17.
Введение
Действующее законодательство закрепило за органами местного самоуправления решение достаточно широкого круга вопросов, касающихся обеспечения бесперебойного и надежного предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям в границах муниципальных образований, тем самым закрепив за государством обязательства по организации снабжения населения минимально необходимым комплексом услуг, обеспечивающих комфортное и безопасное проживание на территории муниципального образования [1].
При этом необходимо подчеркнуть, что исходя из своих полномочий государство в лице местного самоуправления, выполняя функции планирования, организации и контроля в сфере жилищно-коммунальных услуг, априори не может оказывать данные услуги и выступать их заказчиком, оно выступает связующим звеном между потребителями и производителями услуг, осуществляя соответствующее регулирование, проявляющееся в формировании институциональной среды, установлении
нормативов и требований к качеству услуг в жилищно-коммунальной сфере.
Практика показала, что наиболее благоприятные тенденции развития сферы ЖКУ наблюдаются в крупных муниципальных образованиях с плотной жилой застройкой, а в муниципальных образованиях с небольшой численностью населения реформирование жилищно-коммунального комплекса, хотя и принесло определенные положительные результаты, но к принципиальному изменению неэффективной системы функционирования и управления данным комплексом не привело. В результате наблюдается резкая диспропорция по степени жилищно-коммунальной обустроенности и комфортности проживания между муниципальными образованиями в зависимости от численности населения. Следовательно, при формировании институциональных основ и разработке различных инструментов развития сферы ЖКУ на муниципальном уровне необходимо учитывать, к какому типу муниципальных образований относится конкретная территория в зависимости от такой абсолютной моментной величины,
как численность населения, которая характеризует потенциальный объем спроса на ЖКУ в рамках конкретной территориальной единицы. В современных исследованиях [2; 3; 4; 5; 6] при типологизации муниципальных образований по численности населения достаточно широко применяется классификация, приведенная в своде правил по планировке и застройке городских и сельских территорий, в соответствии с которой городские поселения с численностью населения до 50 тысяч человек, а сельские поселения до 200 человек относятся к группе малых [7]. В то же время, статусом муниципального образования обладают как городские и сельские поселения, так и муниципальные районы и городские округа, которые как мы указывали выше, в сфере жи-
лищно-коммунальных услуг обладают равными с городскими поселениями полномочиями при решении вопросов жилищно-коммунального обустройства населенных пунктов. Учитывая данное обстоятельство, под малым муниципальным образованием будем понимать городское поселение, муниципальный район, городской округ с численностью населения до 50 тысяч человек.
Материалы и методы В настоящее время 76,7 % муниципальных образований РФ относится к группе малых, в которых проживает четвертая часть всего населения страны, что подтверждает актуальность и практическую значимость диссертационного исследования (табл. 1).
Таблица 1. Количество и структура малых муниципальных образований РФ Table 1. Quantity and structure of small municipal units of the Russian Federation
Муниципальное Образование/ Municipal establishment
Количество муниципальных образований, ед./ Number of municipalities
Удельный вес в общем количестве муниципальных образований, %/ Share in the total number of municipalities, %
Численность населения, млн чел./ Population size, million people
Муниципальный район/
Municipal area 1 505 84,3 32,77 Городское поселение/
Town settlement 1 518 95,6 16,25 Городской округ/
Town disterict 298 52,5 0,2 Источник: Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2017 года [8]
Несмотря на то, что на государственном уровне созданы определенные институциональные основы для развития сферы жилищно-коммунальных услуг, в том числе по привлечению частного капитала в данную сферу, жилищно-коммунальная сфера малых территориальных образований характеризуется жилищно-коммунальной неустроенностью и остается инвестиционно непривлекательной, что обусловлено рядом причин. Во-первых, значительная часть потребителей услуг не в состоянии оплачивать экономически обоснованную стоимость услуг из-за низкого уровня дохода, что заведомо делает предоставление жилищно-коммунальных услуг убыточным. Во-вторых, небольшая численность населения при низкой плотности жилого фонда и небольшой площади многоквартирных жилых домов ограничивают возможность получения производителем услуг эффекта от масштаба, позволяющего осуществлять не только простое, но и расширенное воспроизводство основных фондов за счет сокращения издержек производства и увеличения доли прибыли, остающейся в его распоряжении. Если чис-
ленность населения формирует количество потребителей жилищно-коммунальных услуг, то плотность жилого фонда характеризует эффективность эксплуатации инженерных коммуникаций и их протяженность. Соответственно, чем компактнее расположены жилые дома на территории муниципального образования, среди которых наибольшую долю занимают многоэтажные многоквартирные жилые постройки, тем меньше затраты на содержание и эксплуатацию инженерных коммуникаций. В свою очередь, отсутствие средств на воспроизводство основных фондов влечет за собой повышение уровня физического и морального износа инженерной инфраструктуры, оказывающего существенное влияние на качество предоставляемых услуг. Следовательно, «в малых муниципальных образованиях превалирующее влияние на развитие ЖКХ оказывают такие факторы, как ограниченная величина потребностей в жилищно-коммунальных услугах при экономически неэффективном их предложении, обусловленном стабильной убыточностью коммунальных предприятий» [9, с. 100].
Таким образом, в настоящее время сфера ЖКУ малых муниципальных образований отличается высокой изношенностью и аварийностью основных инфраструктурных фондов, неэффективной работой организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, значительными потерями коммунальных ресурсов и низким качеством жилищно-коммунального обслуживания и более того, нет оснований полагать, что в ближайшее время ситуация коренным образом изменится. Очевидно, что в данных условиях необходима разработка и реализация новых подходов и инструментов, направленных на развитие жилищно-коммунальной сферы, применимых именно к малым муниципальным образованиям, что подтверждается мнением ряда ученых. Так, по словам Е. М. Бухвальда: «Сегодня картины, структурировано представляющей социально-экономическое положение, трудности и проблемы различных типов малых поселений России, нет. Проводившиеся ранее исследования устарели; они нуждаются в обновлении силами экспертного сообщества. Необходимо провести серьезный научный анализ ситуации в различных типах малых городов, уточнить специфику и истоки их проблем, определить особые пути их решения» [10].
При этом, по нашему мнению, в сложившейся ситуации ни одно из малых муниципальных образований не в состоянии своими силами решить задачи обновления и модернизации систем жилищно-коммунального хозяйства, а ждать активного прихода частного бизнеса в эту сферу деятельности, на что уповают многие представители как научной общественности, так и государственной власти, не приходится. Другими словами, без государственной поддержки не только развитие жилищно-коммунального комплекса данных территориальных образований невозможно, но и выход его из сложившейся критической ситуации маловероятен. Поэтому на современном этапе в жилищно-коммунальной сфере малых муниципальных образований должны преобладать не рыночные, а государственные регуляторы развития.
В этой связи развитие сферы жилищно-коммунальных услуг в малых муниципальных образованиях видится в рамках осуществления государственной политики, направленной, во-первых, на стимулирование эффективного спроса на жилищно-коммунальные услуги путем формирования института «эффективного собственника жилья», а, во-вторых, на создание организационно-экономических условий повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы малых территориальных образований и развитие малого предпринимательства в различных её сегментах.
Впервые идею поиска решения жизненно важных проблем не на стороне предложения, а на стороне спроса выдвинул английский экономист Джон Мейнард Кейнс. По мнению Дж. Кейнса, именно спрос играет определяющую роль в стимулировании и развитии производства, при этом в условиях недостаточного спроса со стороны потребителей и частного сектора первоначальные инвестиции должно обеспечить государство. Его теория эффективного спроса заключалась в том, что активизация и стимулирование совокупного спроса непосредственно воздействуют на предложение товаров и услуг [11]. Несмотря на то, что данная теория применима к макроэкономическому анализу хозяйственной жизни и регулированию экономики в целом, сама идея формирования эффективного спроса при целенаправленном его стимулировании со стороны государства, по нашему мнению, может быть адаптирована к сфере жилищно-коммунальных услуг в условиях малых муниципальных образований через создание института «эффективного собственника жилья». Идея заключается в том, что при невозможности существенного единовременного увеличения объемов производства жилищно-коммунальных услуг из-за ограниченного количества потребителей услуг необходимо стимулирование его качества путем создания «эффективного спроса», заключающегося в воспитании потребителя жилищно-коммунальных услуг, обладающего определенными качествами, системой ценностей с позиции возникновения и удовлетворения потребностей, встроенными в образ жизни потребителя. Тем самым формируя в малых муниципальных образованиях сообщество «эффективных собственников жилья» -домовладельцев, наделенных определенной системой знаний, опыта и качествами, способствующими комфортному и безопасному их проживанию в границах определенной территориальной единицы.
Проблема отсутствия реального интереса у потребителей услуг к реализации своего права по управлению собственным имуществом актуальна не только для малых муниципальных образований, но и в масштабе страны. В малых муниципальных образованиях она проявляется наиболее остро, так как здесь наблюдается преимущественно низкий уровень культуры потребления жилищно-коммунальных услуг. Мы согласны с мнением ряда ученых, что существующий уровень зрелости собственников жилья является недостаточным для успешного осуществления преобразований в жилищно-коммунальной сфере и внедрения новых технологий. «Для большинства собственников жилья характерны пассивность, неорганизованность, склонность к государственному и муниципальному иждивенчеству, отсутствие навыков
принятия коллективных решений, недоверие к соседям и власти, актуальна проблема «безбилетника»» [12, с. 105]. Данная ситуация начала формироваться ещё с советских времен, когда государство обеспечивало граждан основными ЖКУ за символическую плату, поэтому доходы населения не сопоставлялись с уровнем потребления услуг. Как следствие, отказ населения от обязательств по управлению и содержанию своего имущества и переложение бремени ответственности за частный жилой фонд на государство в лице органов местного самоуправления.
К тому же государство «приучило» население к потреблению ЖКУ по нормативам, только в конце 90-х гг. законодательство обязало собственников жилья устанавливать приборы учета. Однако в малых муниципальных образованиях уровень оснащения жилого фонда индивидуальными приборами учета составляет в среднем около 30 % [13]. Данное обстоятельство объясняется тем, что, во-первых, население данных территорий не до конца осознает и понимает преимущества от установки приборов учета, а, во-вторых, наблюдается незаконное использование коммунальных ресурсов, в частности, когда владельцы приусадебных участков используют питьевую воду для полива сельскохозяйственных культур, не имея законного основания для подключения к водопроводным сетям. При этом на уровне муниципального образования отсутствует как информационно-пропагандистская работа с населением, направленная на повышение уровня культуры потребления жилищно-коммунальных услуг, так и эффективная система контроля за неправомерным использованием коммунальных ресурсов.
Таким образом, основными причинами низкой культуры потребления ЖКУ в малых муниципальных образованиях являются отсутствие необходимого опыта и знаний у основной части населения в области содержания и управления собственностью, а со стороны органов местного самоуправления отсутствие планомерной и систематической работы с населением по преодолению традиционной позиции в отношении управления и эксплуатации жилого фонда.
Вышеизложенное подтверждается результатами социологического исследования, проведенного в одном из типичных малых муниципальных образований. Целью исследования стало определение степени удовлетворенности населения малого муниципального образования жилищно-коммунальным обслуживанием и готовности собственников жилья к управлению своим недвижимым имуществом. Выборка составила 980 человек при генеральной совокупности 11 855 человек, доверительной вероятности 95 % и доверительном интервале ± 3 %. Возрастную структуру опрошенных составили граждане от 18 до 25 лет - 10 %; от 26 до 34 лет -19,2 %; от 35 до 44 лет - 20,5 %; от 45 до 55 лет -27,1 %; свыше 55 лет - 23,2 %. Среди всего массива опрошенных 87 % составили респонденты с высшим и средним профессиональным образованием, 4,7 % с ученой степенью и 8,7 % лица со средним общим образованием.
В результате исследования было выявлено, что более 60 % опрошенных оценивают уровень комфортности проживания и качество ЖКУ как низкое (рис. 1).
70 60 50 40 30 20 10 0
62
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 1. Уровень комфортности проживания и качества ЖКУ, %. Fig. 1. Level of comfort of accommodation and quality of housing and communal services, %. Источник: составлено автором на основе социологического опроса
Необходимо отметить, что респонденты, оценившие уровень жилищно-коммунального обслуживания высоко, проживают в жилых домах, построенных в 90-е годы, соответственно в настоящее время они пока не сталкиваются с проблемами, связанными с износом инженерных коммуникаций.
При этом наибольшее количество респондентов отметили неудовлетворенность качеством предоставления жилищных услуг, в частности, услугами по содержанию и капитальному ремонту жилья, а также вывозом ТБО (рис. 2).
Рис. 2. Неудовлетворенность потребителей качеством ЖКУ, %. Fig. 2. Dissatisfaction of consumers with quality of housing and communal services, %. Источник: составлено автором на основе социологического опроса
Необходимо отметить, что удовлетворенность качеством услуг в сфере водоснабжения и водоот-ведения напрямую зависит от этажа проживания потребителя услуг в многоквартирном доме. Так, наибольшую неудовлетворенность услугами по водоснабжению высказывали собственники жилья, проживающие на верхних этажах, и наоборот, услугами водоотведения в большей степени не удовлетворены жильцы первого этажа.
По поводу ответственности за решение жилищно-коммунальных проблем относительно многоквартирного дома, в котором респонденты проживают, мнения разделились. Большая часть опрошенных возложила ответственность на государство в лице федеральных и муниципальных органов власти, одна треть на организации, предоставляющие ЖКУ, и только около 10 % ответили, что решение существующих проблем лежит в зоне ответственности самих жильцов (рис. 3).
Оценка степени собственного участия в управлении общедомовым имуществом показала, что основная часть респондентов считают со своей стороны достаточным своевременно оплачивать ЖКУ, а решения по управлению жилым домом должна принимать организация, предоставляющая услуги. При этом большая часть данных респондентов указала на отсутствие информации о возможности самостоятельного определения расходования средств на содержание жилого дома. И только 3,2 % опрошенных выступали инициаторами действий по отношению к общедомовому имуществу.
В настоящее время 95 % респондентов не готовы взять на себя обязанности по управлению жилой недвижимостью, из них 56 % ссылаются на отсутствие времени и желания, 44 % - на отсутствие необходимых знаний и опыта (рис. 4).
I Правительство страны
| Муниципальная власть
Организации, предоставляющие ЖКУ
I Собственники жилья
Рис. 3. Субъекты ответственности за решение проблем в сфере ЖКУ,% Fig. 3. Subjects of responsibility for the solution of problems in the sphere of housing and communal services, % Источник: составлено автором на основе социологического опроса
Отсутствие времени
Отсутствие необходимых знаний и опыта
44
Рис. 4. Причины неготовности собственников жилья к управлению жилым домом, % Fig. 4. The reasons of unavailability of homeowners to management of a house, % Источник: составлено автором на основе социологического опроса
Результаты
Таким образом, результаты социологического исследования показали, что большинство собственников жилья в малых муниципальных образованиях проявляют патернализм по отношению к собственной жилой недвижимости, перекладывая ответственность на органы государственной власти. В то же время необходимо отметить отсутствие у собственников соответствующих опыта и знаний по управлению жилым домом.
Обсуждение
В данных условиях объективной потребностью становится необходимость целенаправленного вмешательства государства в процесс формирования «эффективного спроса» на жилищно-коммунальные услуги путем использования различных государственных регуляторов. Основным инструментом государственного регулирования должны стать целевые программы формирования «эффективных собственников жилья». Первым шагом в этом направлении должно стать принятие на федеральном уровне решения о создании системы повышения правовой грамотности граждан в жилищно-коммунальной сфере, прививая молодому поколению со школьной скамьи навыки в сфере энергосбережения и управления жилой собственностью. Для этого необходимо на всех уровнях образования ввести в учебный процесс соответствующие курсы по организации ведения домашнего хозяйства и обеспечению комфортности проживания. На базе средних профессиональных и высших образовательных организаций систематически проводить мероприятия по повышению культуры потребления ЖКУ с приглашением не только работников жилищно-коммунального комплекса, но и лиц, имеющих определенный положительный опыт в сфере управления жильем.
В связи с тем, что в малых муниципальных образованиях преобладает в основном индивиду-
альный жилой фонд, значительная часть которого неблагоустроенна, необходимо формировать систему знаний о существовании автономных систем жизнеобеспечения и их возможностях, которые с развитием научно-технического прогресса становятся более функциональными и доступными.
Учитывая вышеизложенное, процесс формирования «эффективного собственника жилья» видится в создании определенной образовательной среды, направленной на воспитание потребителя ЖКУ, обладающего набором ключевых компетенций, необходимых ему для эффективного взаимодействия с различными субъектами жилищного хозяйства (органами власти, в том числе осуществляющими жилищный надзор, организациями, предоставляющими ЖКУ, другими собственниками жилья) с целью обеспечения комфортности проживания и благоприятных условий жизнедеятельности. Следовательно, на федеральном уровне совместными усилиями органов исполнительной власти в сфере образования и жилищно-коммунального хозяйства первоначально должна быть разработана модель компетенций в сфере ЖКУ, которая в виде универсальных компетенций должна быть отражена в федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования, тем самым являясь обязательным условием для осуществления образовательной деятельности. Таким образом, образовательные организации будут мотивированы для внедрения в учебный процесс учебных дисциплин, обеспечивающих формирование у потенциальных потребителей ЖКУ соответствующего набора компетенций.
Финансирование государственного задания по разработке модели компетенций и дальнейшее ее внедрение в систему образования может быть возложено на государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Одновременно на региональном уровне должна быть создана система повышения квалификации, обеспечивающая рост профессиональной компетентности в сфере ЖКУ не только преподавательского состава, но и работников данной сферы. В связи с этим, региональный орган исполнительной власти в области образования должен выступить инициатором проведения на базе подведомственных образовательных организаций семинаров, курсов повышения квалификации с привлечением специалистов в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Соответственно на уровне регионального органа исполнительной власти в сфере ЖКХ должно быть принято принципиальное решение об участии специалистов подведомственных организаций в данной системе повышения квалификации, как в качестве слушателей, так и участников-разработчиков программ дополнительного профессионального образования.
Кроме того, на муниципальном уровне при органах местного самоуправления целесообразно создание структурной единицы, отвечающей за работу с потребителями ЖКУ, которая будет оказывать юридическую, консультационную помощь населению, в том числе и по самоорганизации домовладельцев в сфере управления и эксплуатации жилого фонда. В то же время одной из функций такой структурной единицы должна стать информационно-пропагандистская работа с населением с целью повышения культуры потребления ЖКУ. Данная зона ответственности может быть возложена на существующие многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, функционирующие в настоящее время на территории большинства муниципальных образований. Таким образом, организационную модель формирования «эффективного собственника жилья» можно представить в следующем виде (рис. 5).
Рис. 5. Организационная модель формирования «эффективного собственника жилья» Fig. 5. Organizational model of formation of «the effective homeowner» Источник: составлено автором
В конечном итоге повышение уровня культуры потребления ЖКУ будет способствовать формированию потребности в услугах, в настоящее время не востребованных в малых муниципальных образованиях (установка и обслуживание автономных систем жизнеобеспечения, профессиональное
управление жилым домом), что повлечет за собой необходимость в её удовлетворении. При этом перспективным направлением формирования предложения в сфере жилищно-коммунальных услуг в условиях малых муниципальных образований является малое предпринимательство. Если функциониро-
вание крупных организаций в данных территориальных образованиях неэффективно и малорентабельно из-за небольшого объема обслуживаемого жилого фонда, то малые формы предпринимательства здесь имеют преимущества, к тому же жилищно-коммунальная сфера является одним из приоритетных на сегодняшний день направлений для развития данного вида хозяйственной деятельности, поддерживаемых государством [14]. В первую очередь развитие малого предпринимательства в сфере ЖКУ видится в сегменте сервисных услуг в области домашнего и коммунального хозяйства, а также в сфере управления многоквартирным жилым фондом. Так, индивидуальным предпринимателем может осуществляться деятельность по содержанию многоквартирных домов и (или) выполнению работ
по ремонту общего имущества, что освобождает его от необходимости лицензирования данной деятельности.
Таким образом, реализация целевой программы по формированию «эффективного спроса» влечет за собой реализацию ряда дополнительных программ, которые в совокупности будут способствовать повышению уровня жилищно-коммунальной обустроенности малых муниципальных образований, а соответственно, и качества жизни населения, проживающего в данных территориальных образованиях.
При этом подчеркнем, что такие программы должны быть органичным элементом комплексной программы развития сферы жилищно-коммунальных услуг муниципального образования (рис. 6).
Комплексная программа развития сферы ЖКУ муниципального образования/ Complex program of development of housing service of municipal establishment
Подпрограмма формирования «эффективных собственников жилья»/ Subprograms of formation of «Effective house owners»
Подпрограмма развития систем коммунальной инфраструктуры/ Subprogramm of development of systems of communal infrastructure
Подпрограмма ликвидации ветхого и аварийного жилья/ Sub-programme for the elimination of dilapidated and dilapidated housing
Рис. 6. Структура комплексной муниципальной программы развития сферы жилищно-коммунальных услуг Fig.6. Structure of the comprehensive municipal program of development of the sphere of housing and communal services Источник: составлено автором
Представляется, что в идеале каждое малое муниципальное образование должно иметь комплексную программу развития на долгосрочную перспективу, являющуюся основой для разработки подпрограмм развития по отдельным приоритетным направлениям. В настоящее время большинство малых муниципальных образований имеют программы развития отдельных видов деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг, например, модернизация систем коммунальной инфраструктуры, ликвидация аварийного и ветхого жилья и др., которые разрабатываются на краткосрочную перспективу и носят формальный характер без адекватного механизма их реализации [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24].
Заключение
Из всего вышеизложенного следует, что в современных условиях осуществление преобразований в жилищно-коммунальной сфере малых муниципальных образований невозможно без достаточно серьезной государственной поддержки, обеспечивающей одновременно повышение инвестиционной привлекательности данной сферы. В то же время при реформировании отрасли необходимо учитывать специфику малых муниципальных образований, обеспечивая тем самым принципиально позитивные изменения в системе функционирования и управления ЖКК данных территориальных образований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Иванова А. Е., Михайлов А. Ю. Типология муниципальных образований по численности населения и основным параметрам демографического развития (на примере городских округов) // Социальные аспекты
здоровья населения. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ tipologiya-munitsipalnyh-obrazovaniy-po-chislennosti-naseleniya-i-osnovnym-parametram-demograficheskogo-га2уШуа-па-рптеге (дата обращения: 21.08.2018).
3. Миронова М. Д. Выбор стратегии управления предприятием в условиях неопределенности (на примере сферы жилищно-коммунальных услуг) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 1 (15). С. 194-198.
4. Абдуханова Н. Г. Перспективы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики Татарстан на основе лизинга // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 1 (27). С. 200-207.
5. Карпович М. А. Методы количественного описания социальных последствий реализации проектов транспортной инфраструктуры // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2013. № 3 (57). С. 239-244.
6. Бочкарева Т. В., Калуцков В. Н., Самарцев С. Е. Становление местного самоуправления в разных типах муниципальных образований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/ msgr/doc/ sbornik/sb_p3.htm
7. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2b а&3а6&е (дата обращения 26.08.2018).
9. Озина А. М., Ивонина О. Г., Мальцев К. В. Жилищно-коммунальное хозяйство региона: развитие, экономика, управление : Монография. Нижний Новгород : ВВАГС, 2010. 132 с.
10. Бухвальд Е. М. Проблемы поддержки и развития малых городов России в формирующейся системе стратегического планирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smgrf.ru/problemy-podderzhki-i-razvitiya-maly-h-gorodov-rossii-v-sisteme-strategicheskogo-planirovaniya/(дата обращения 26.08.2018).
11. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М. : Эксмо, 2011. 960 с.
12. Ермишина А. В. В поисках эффективных собственников в многоквартирном доме // Экономическая социология. 2010. № 4. С. 105-136.
13. Статистический бюллетень. Приборы учета потребления коммунальных ресурсов по Нижегородской области. Н. Новгород : Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, 2018. 13 с.
14. Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--90axjp.xn--p1ai/documents/vidy-i-programmy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-biznesa (дата обращения 26.08.2018).
15. Муниципальная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боль-шемурашкинского муниципального района Нижегородской области на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admbmur.ru/ (дата обращения 22.08.2018).
16. Муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Бутур-линского района» на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buturlino.ru/index.php?option= com_content& task=view&id=5163 (дата обращения 22.08.2018).
17. Муниципальная программа Княгининского района Нижегородской области «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Княгининского района» на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://admknyaginino.ru/ob-utverzhdenii-munitsipalnoy-programmy-knyagininskogo-rayona-nizhegorodskoy-oblasti-kompleksnoe-razvitie-sistem-kommunalnoy-infrastruktury-knyagininskogo-rayona-na-2014-2016-gody-obsuzhdenie-s-24-09-13-po-08-10-13/ (дата обращения 22.08.2018).
18. Муниципальная программа «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Пере-возского муниципального района на 2012-2015 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perevozadm.ru/ kommunalnaya-infrastruktura/ (дата обращения 22.08.2018).
19. Муниципальная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Пиль-нинского муниципального района на 2014-2018 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pilna.omsu-nnov.ru/?id=71894 (дата обращения 22.08.2018).
Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88)
20. Муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом и жилищно-коммунальным хозяйством Сергачского муниципального района Нижегородской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sergach.omsu-nnov.ru/?id=182994 (дата обращения 22.08.2018).
21. Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2012-2016 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vetluga.omsu-nnov.ru/?id=99909 (дата обращения 22.08.2018).
22. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Лысковского муниципального района Нижегородской области на период с 2011 по 2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lsk.omsu-nnov.ru/?id=42019 (дата обращения 22.08.2018).
23. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Сокольского муниципального района Нижегородской области на период с 2011 г. до 2020гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sokolskoe.omsu-nnov.ru/ (дата обращения 22.08.2018).
24. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Сосновского муниципального района Нижегородской области на период с 2011 до 2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sosnovskoe.info/ (дата обращения 22.08.2018).
Дата поступления статьи в редакцию 20.06.2018, принята к публикации 17.07.2018.
Информация об авторе: Проваленова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент»
Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Российская Федерация, Нижегородская обл., г. Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 6111-7685
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Federal'ny'j zakon ot 28.08.1995 No. 154-FZ «Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii».
2. Ivanova A. E., Mixajlov A. Yu. Tipologiya municipal'ny'x obrazovanij po chislennosti naseleniya i osnov-ny'm parametram demograficheskogo razvitiya (na primere gorodskix okrugov) [Typology of municipalities by population and main parameters of demographic development (on the example of urban districts)], SociaFny^e aspekty' zdorov'ya naseleniya [Social aspects of population health], 2013. No. 3 [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-munitsipalnyh-obrazovaniy-po-chislennosti-naseleniya-i-osnovnym-parametram-demograficheskogo-razvitiya-na-primere (Accessed 21.08.2018).
3. Mironova M. D. Vybor strategii upravleniya predpriyatiem v usloviyah neopredelennosti (na primere sfery zhilishchno-kommunal'nyh uslug) [The choice of enterprise management strategy under uncertainty (on the example of housing and communal services)], Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta [News of Kazan state University of architecture and construction], 2011. No. 1 (15). pp. 194-198.
4. Abduhanova N. G. Perspektivy razvitiya i modernizacii zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa respub-liki Tatarstan na osnove lizinga [Prospects of development and modernization of housing and communal complex of the Republic of Tatarstan on the basis of leasing], Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta [News of Kazan state University of architecture and construction], 2014. No. 1 (27). pp. 200-207.
5. Karpovich M. A. Metody kolichestvennogo opisaniya social'nyh posledstvij realizacii proektov transportnoj infrastruktury [Methods for the quantitative description of the social consequences of transport infrastructure projects],
Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2013. No. 3 (57). pp. 239-244.
6. Bochkareva T. V., Kaluczkov V. N., Samarcev S. E. Stanovlenie mestnogo samoupravleniya v razny'x tipax muni-cipal'ny'x obrazovanij [Formation of local government in different types of municipalities] [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/msgr/doc/sbornik/sb_p3.htm
7. SP 42.13330.2016 Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastrojka gorodskix i sel'skix poselenij [City building. Planning and development of urban and rural settlements].
8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2b afc3a6fce (Accessed 26.08.2018).
9. Ozina A. M., Ivonina O. G., Mal'cev K. V. Zhilishhno-kommunal'noe xozyajstvo regiona: razvitie, e'konomika, upravlenie [Housing and communal services of the region: development, economy, management], Mono-grafiya, Nizhnij Novgorod : VVAGS, 2010. 132 p.
10. Buxval'd E. M. Problemy' podderzhki i razvitiya maly'x gorodov Rossii v formiruyushhejsya sisteme stra-tegicheskogo planirovaniya [Problems of support and development of small towns in Russia in the emerging system of strategic planning] [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://smgrf.ru/problemy-podderzhki-i-razvitiya-maly-h-gorodov-rossii-v-sisteme-strategicheskogo-planirovaniya/ (Accessed 26.08.2018).
11. Kejns D. M. Obshhaya teoriya zanyatosti, procenta i deneg [General theory of employment, interest and money], Moscow: E'ksmo, 2011. 960 p.
12. Ermishina A. V. V poiskax e'ffektivny'x sobstvennikov v mnogokvartirnom dome [In search of effective owners in an apartment building], E'konomicheskaya sociologiya [Economic sociology], 2010. No. 4. pp. 105-136.
13. Statisticheskij byulleten'. Pribory' ucheta potrebleniya kommunal'ny'x resursov po Nizhegorodskoj oblasti [Metering devices of consumption of municipal resources in the Nizhny Novgorod region], N. Novgorod: Territori-al'ny'j organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Nizhegorodskoj oblasti, 2018. 13 p.
14. Vidy' i programmy' gosudarstvennoj podderzhki malogo biznesa [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://xn--90axjp.xn--p1ai/documents/vidy-i-programmy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-biznesa (Accessed 26.08.2018).
15. Municipal'naya programma kompleksnogo razvitiya sistem kommunal'noj infrastruktury' Bol'shemurashkinskogo municipal'nogo rajona Nizhegorodskoj oblasti na 2011-2020 gody' [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.admbmur.ru/ (Accessed 22.08.2018).
16. Municipal'naya programma «Kompleksnoe razvitie sistem kommunal'noj infrastruktury' Bu-turlinskogo rajona» na 2015-2017 gody'» [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://buturlino.ru/ index.php?option=com_content& task=view&id=5163 (Accessed 22.08.2018).
17. Municipal'naya programma Knyagininskogo rajona Nizhegorodskoj oblasti «Kompleksnoe razvitie sistem kommunal'noj infrastruktury' Knyagininskogo rajona» na 2014-2016 gody' [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://admknyaginino.ru/ob-utverzhdenii-munitsipalnoy-programmy-knyagininskogo-rayona-nizhegorodskoy-oblasti-kompleksnoe-razvitie-sistem-kommunalnoy-infrastruktury-knyagininskogo-rayona-na-2014-2016-gody-obsuzhdenie-s-24-09-13-po-08-10-13/ (Accessed 22.08.2018).
18. Municipal'naya programma «Kompleksnogo razvitiya sistem kommunal'noj infrastruktury' Pe-revozskogo municipal'nogo rajona na 2012-2015 gody'» [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.perevozadm.ru/ kommu-nalnaya-infrastruktura/ (Accessed 22.08.2018).
19. Municipal'naya programma kompleksnogo razvitiya sistem kommunal'noj infrastruktury' Pil'-ninskogo municipal'nogo rajona na 2014-2018 gody' [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://pilna.omsu-nnov.ru/?id=71894 (Accessed 22.08.2018).
20. Municipal'naya programma «Upravlenie municipal'ny'm imushhestvom i zhilishhno-kommunal'ny'm xo-zyajstvom Sergachskogo municipal'nogo rajona Nizhegorodskoj oblasti» [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://sergach.omsu-nnov.ru/?id=182994 (Accessed 22.08.2018).
21. Programma «Kompleksnoe razvitie sistem kommunal'noj infrastruktury' Vetluzhskogo munici-pal'nogo rajona Nizhegorodskoj oblasti na 2012-2016 gody'» [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.vetluga.omsu-nnov.ru/?id=99909 (Accessed 22.08.2018).
22. Programmy' kompleksnogo razvitiya sistem kommunal'noj infrastruktury' Ly'skovskogo munici-pal'nogo rajona Nizhegorodskoj oblasti na period s 2011 po 2020 gody'» [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://lsk.omsu-nnov.ru/?id=42019 (Accessed 22.08.2018).
Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (SS)
23. Programma kompleksnogo razvitiya sistem kommunal'noj infrastruktury' Sokol'skogo munici-pal'nogo rajona Nizhegorodskoj oblasti na period s 2011 g. do 2020g. [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://sokolskoe.omsu-nnov.ru/ (Accessed 22.08.2018).
24. Programma kompleksnogo razvitiya sistem kommunal'noj infrastruktury' Sosnovskogo munici-pal'nogo rajona Nizhegorodskoj oblasti na period s 2011 g. do 2020 g. [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.sosnovskoe.info/ (Accessed 22.08.2018).
Submitted 20.06.2018, revised 17.07.2018.
About the author:
Natalya V. Provalenova, Ph. D. (Economy), associate Professor of the Department «Organization and management»
Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic University, 606340, Russian Federation,
Nizhny Novgorod region, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22а
E-mail: [email protected]
Spin code: 6111-7685
Author have read and approved the final manuscript.
08.00.05 УДК 338.1
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
© 2018
Андрей Васильевич Веретёхин, старший преподаватель кафедры «Реклама и издательское дело» Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь (Россия)
Аннотация
Введение: характерная для современности высокая подвижность экзо- и эндо-сред вынуждает предприятия учитывать в своем развитии множество разнородных факторов, зависящих от вида деятельности предприятия, его размеров, корпоративных целей и т. п. Целью данной работы является разработка процедуры принятия управленческого решения по развитию промышленного предприятия в высокодинамичных условиях хозяйствования и ее апробация на предприятиях крымского машиностроительного комплекса.
Материалы и методы: для построения алгоритма принятия решения по развитию промышленного предприятия в работе применен графоаналитический метод. Оценка уровня развития промышленного предприятия, необходимая для обоснования управленческого решения по развитию, реализована на основе методов нечеткой логики и экспертных оценок, что обусловлено недостаточностью статистических рядов данных по крымской промышленности.
Результаты: для осуществления выбора направления развития предприятия в работе представлена соответствующая процедурная поэтапная схема, включающая: целеполагание, подготовку входной информации, оценку уровня развития промышленного предприятия, интерпретацию результата, вывод о достаточности данных, принятие управленческого решения по развитию промышленного предприятия. В рамках данного алгоритма предлагается осуществлять оценку уровня развития предприятия с учетом эколого -экономической безопасности с применением инструментария нечеткой логики и экспертного метода. Автором произведена лингвистическая интерпретация результатов и дана характеристика уровней развития пр о-мышленного предприятия.
Обсуждение: разработанная процедура была применена для анализа уровня развития крупных предприятий крымского машиностроительного комплекса. По результатам оценки проанализирована динамика их развития в последние годы. Сравнительный анализ выбранных предприятий показал проблемы, сдерживающие их развитие, прежде всего технико-технологические и социальные, решение которых требует существенных ресурсозатрат.
Заключение: для реализации адаптационного управляемого развития предприятия должны оценивать его уровень и соотносить направление с целями развития предприятия. Обследование показателей позволяет выбрать наиболее критичные из них, рост которых должен или может стать целью развития.