УДК 347.15
концептуальные аспекты предупреждения банкротства физического лица
е. ю. попов,
аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин E-mail: [email protected] Волгоградский институт экономики, социологии и права
В статье представлена концепция предупреждения банкротства физических лиц как комплекс мероприятий, охватывающий правовое регулирование отношений с участием физических лиц-должников и их кредиторов в целях предотвращения ситуаций, в результате которых возникают такие негативные последствия, как снижение платежеспособности должников до уровня, нижеустанов-ленного законодательством.
Ключевые слова: банкротство физического лица, платежеспособность, страхование от неисполнения обязательств, саморегулируемые организации.
Основное внешнее проявление неплатежеспособности физических лиц — просроченная задолженность — достаточно ярко отражает несовершенство правового регулирования гражданских правоотношений. При этом слабая проработка форм и методов предупреждения банкротства, отсутствие единой методологии досудебного восстановления платежеспособности создают предпосылки возникновения ситуаций, при которых положение огромного количества граждан может выглядеть как массовое банкротство, что в свою очередь окажет прямое негативное влияние на государственные финансы.
Отсутствие законодательного регулирования предупреждения банкротства физических лиц. Предупреждение банкротства физического лица является менее болезненным для должника и во многом приемлемым для кредиторов решением в современных экономических условиях, однако до сих пор не выработана единая его концепция. Более того, концепции банкротства не только
36 -
физических, но и юридических лиц постоянно меняются. Так, принятый в 1992 г. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1 по признакам возбуждения дел о несостоятельности (банкротства) с учетом использования критерия неоплатности являлся законом с «продолжнико-вым» уклоном.
Принятие в 1998 г. нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»2 установило такие критерии неплатежеспособности для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), которые не сумели в полной мере обеспечить равной защиты прав и интересов всех субъектов гражданского оборота в области отношений несостоятельности (банкротства), а были направлены на защиту в основном интересов кредиторов, в связи с чем данный закон получил название «прокредиторский».
Учитывая определенный практический опыт применения предыдущих законов о несостоятельности (банкротстве) 1992 и 1998 гг., принятый в 2002 г. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»3 является следующим этапом развития института несостоятельности (банкротства), направленным на оздоровление экономики. В связи с введением процедуры финансового оздоровле-
1 Закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Российская газета. 1992. № 279. 30 декабря. (Утратил силу).
2 Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222 (утратил силу).
3 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
ния новым законом представилась дополнительная возможность для реабилитации юридических лиц — должников, стабилизации платежеспособности и их выхода из кризисного состояния несостоятельности.
Аналитические исследования зарубежного и отечественного законодательства, а также практики его применения показывают, что наиболее приемлемая модель несостоятельности (банкротства) для российской действительности заключается в соблюдении баланса интересов всех участников процесса в сфере несостоятельности (банкротства). Данная концепция должна быть ориентирована в первую очередь на соблюдение принципа баланса интересов должника и кредиторов, обеспечивающего в экономической сфере защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов личности, общества и государства. В концепцию банкротства включается процедура финансового оздоровления, но она осуществляется уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным. В то же время действующее законодательство предусматривает принятие и досудебных мер по финансовому оздоровлению.
Важным вопросом формирования концепции предупреждения банкротства является определение ее местоположения по отношению к концепции банкротства. Концепция предупреждения банкротства физических лиц, по мнению автора, лежит вне плоскости концепции банкротства физических лиц. Это обусловливается тем, что цель, задачи, принципы и методы предупреждения банкротства направлены на восстановление платежеспособности до начала процедур банкротства.
Обозначенная позиция находит подтверждение в исследованиях российских юристов, которые обосновывают цель предупреждения банкротства как восстановление платежеспособности до начала процедуры банкротства. Подобной мысли придерживаются многие ученые-цивилисты. Так, С. А. Карелина считает, что «мероприятия по предупреждению банкротства не представляют собой процедуры банкротства»4. Такого же мнения придерживается и В. В. Витрянский, утверждая, что досудебная санация (как элемент предупреждения банкротства) представляет собой финансовую помощь должнику5. С другой стороны, некоторые
4 Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 127.
5 Научно-практический комментарий (постатейный) к Фе-
деральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под
ред. В. В. Витрянского. М.: Статут, 2003. С. 38.
авторы придерживаются и противоположной точки зрения, например Ю. Свит определяет досудебную санацию как один из видов восстановительных процедур (наряду с внешним управлением)6.
Следовательно, концепция предупреждения банкротства не входит в общую концепцию банкротства физического лица, но при этом имеет, несомненно, огромнейшее значение для совершенствования механизма его банкротства.
Структура и содержание концепции предупреждения банкротства физических лиц. Рассматривая концепцию предупреждения банкротства как целостную систему, можно выделить общую и особенную части. Общая часть, как и в любой другой концептуальной системе, включает в себя понятие предупреждения банкротства, предмет, принципы, цель, субъектов (основных и второстепенных), систему мер предупреждения банкротства.
Объект предупреждения банкротства физического лица — это отношения физических лиц с иными участниками гражданских правоотношений, направленные на восстановление платежеспособности.
Исходя из смысла объекта концепции предупреждения банкротства, необходимо выделять основных субъектов данных правоотношений и второстепенных. Рассмотрение Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ракурсе реабилитационного механизма имеет особое значение в той мере, в какой предупреждение несостоятельности и восстановление платежеспособности хозяйствующих субъектов имеет целью полное удовлетворение требований кредиторов, улучшение качества жизни людей, оздоровление экономики и гражданского оборота. А это позволяет определить основной круг субъектов отношений по предупреждению банкротства: граждане и юридические лица, выступающие в гражданских правоотношениях с физическими лицами в качестве их кредиторов. Данные субъекты имеют возможность прямого влияния на процесс предупреждения банкротства. Кроме того, данные субъекты могут выступать инициаторами данного процесса.
Второстепенный круг субъектов концепции предупреждения банкротства физических лиц формируют юридические лица и государственные органы, оказывающие опосредованное влияние на процесс предупреждения банкротства. Например, страхование гражданской ответственности от невыполнения обязательства представляет собой
6 Свит Ю. Восстановительные процедуры — способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 16.
- 37
попытку физического лица предупреждения негативных последствий, связанных с невозможностью невыполнения им своих обязательств. Поэтому физическое лицо в данном отношении само выступает инициатором. Страховая компания принимает в указанном отношении второстепенное, опосредованное участие.
Основной целью предупреждения банкротства физического лица является восстановление его платежеспособности, а в более широком смысле — предотвращение ситуации, в результате которой возникают такие негативные последствия, как снижение платежеспособности до уровня, ниже предъявляемых финансовых требований.
Переходя к характеристике принципов концепции предупреждения банкротства, необходимо уточнить, что данная категория права носит собирательный характер. Это связано с тем, что и сама концепция является той правовой конструкцией, основные элементы которой берут свое начало в различных отраслях права. Здесь выделяются следующие принципы.
1. Принцип разумности и осмотрительности. Он предполагает, что субъекты, вступающие в правоотношения, действуют разумно и осмотрительно, обладают информацией, позволяющей делать выводы о способности контрагента выполнить свои обязательства. Данный принцип находит свое отражение в отдельных статьях Гражданского кодекса РФ. К примеру, согласно ст. 821 ГК РФ кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок7.
2. Принцип стимулирования развития ассоциаций граждан-заемщиков. Данный принцип предполагает образование объединений граждан в некоммерческие организации в целях регулирования возникающих взаимоотношений, контроля и нивелирования возможных негативных ситуаций с участием физических лиц-должников.
Федеральным законодательством предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности могут разрабатывать и устанавливать стандарты и правила указанной деятельности, а также осуществлять контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил, т. е. осуществлять саморегулирование. Пункт 2 ст. 2 Федерального закона
от 01.12.2007 № Э15-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусматривает, что саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. Следовательно, физические лица-должники могут вступать в саморегулируемые организации для защиты своих интересов.
Помимо прочих функций саморегулируемые организации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами осуществляют:
1) создание системы личного и (или) коллективного страхования. Минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем 30 тыс. руб. в год;
2) формирование компенсационного фонда. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем 3 тыс. руб. в отношении каждого члена. Размещение средств компенсационного фонда в целях сохранения и прироста, а также инвестирование таких средств осуществляются с помощью управляющих компаний.
Саморегулируемые организации (СРО) в настоящее время могут формироваться в различных сферах экономики. И если членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства могут быть физические лица-предприниматели8, то членами СРО в сфере аудита могут быть физические лица — непредприниматели9.
7 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // Российская газета. 8 декабря 1994 г. № 238-239.
8 Глава 6.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета. 30 декабря 2004 г.
9 Ст. 18 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. 31 декабря 2008 г. № 267.
По мнению автора, в качестве меры по предупреждению банкротства граждане-должники могут образовывать ассоциации, которые бы и представляли их интересы в дальнейшем. В этом смысле положительным является опыт Латвии в сфере создания ассоциации заемщиков. Создаваемые ассоциации должны носить целевую направленность, способствовать повышению юридической грамотности заемщиков, выступать посредниками (своего рода медиаторами) в спорах должников и кредиторов.
3. Принцип государственной поддержки ассоциаций заемщиков. В качестве государственной поддержки заемщиков и их некоммерческих образований можно предложить различные правовые механизмы и финансовые инструменты, например льготное налогообложение таких организаций. Возможно государственное финансирование образовательных программ по предупреждению банкротства граждан, аналогичных программе обеспечения финансовой грамотности населения.
В связи с ранее изложенным автор полагает, что предупреждение банкротства физических лиц — это комплекс мероприятий правового регулирования отношений физических лиц-должников, их кредиторов и государственных органов, обеспечивающих предотвращение возможных негативных последствий в результате снижения платежеспособности физических лиц-должников до уровня, ниже установленного законодательством.
Структура концепции предупреждения банкротства должна быть сформирована с выделением следующих трех уровней.
Первый уровень — государственное воздействие на динамику, структуру, причины банкротства в целом на федеральном уровне. Решение задач предупреждения банкротства на данном уровне выходит за рамки теории предупреждения банкротства и является частью общественной практики вообще и предметом ряда наук (финансов, права, экономики, управления, социологии и др.) и контроля за банкротством в конкурсном процессе.
Второй уровень — предупреждение отдельных видов и форм банкротства в конкурсном процессе; предупреждение банкротства отдельными группами заинтересованных лиц и т. д. Данный уровень более относится к системе предупреждения банкротства юридических лиц.
Третий уровень — предупреждение банкротства отдельными заинтересованными лицами в процессе досудебной санации, в процессе антикризисного управления. По мнению автора, данный уровень в совокупности с первым и определяет двухуровне-
вый круг субъектов концепции предупреждения банкротства физических лиц.
Особенная часть концепции предупреждения банкротства физических лиц включает разработку оптимальных условий реализации процедур банкротства, разработку и реализацию мероприятий по финансовому оздоровлению. Особенная часть теории предупреждения банкротства есть не что иное, как взаимосвязанная методика изучения и предупреждения банкротства.
В Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данному вопросу посвящена гл. 2 «Предупреждение банкротства», которая содержит всего две статьи, весьма туманно регламентирующие процесс предупреждения банкротства, который можно назвать досудебной (внесудебной) стадией развития конкурсных отношений. Начинается эта стадия в момент возникновения финансовых проблем у должника и может продолжаться как при отсутствии признаков банкротства, так и при их наличии. Однако в последнем случае досудебные процедуры в любой момент могут быть прекращены, т. е. смениться судебными.
Из текста ст. 30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что меры по предупреждению банкротства при обнаружении признаков несостоятельности должны приниматься учредителями (участниками) должника; собственником имущества должника — унитарного предприятия; федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Думается, что отсутствие в данном перечне физических лиц, как занимающихся индивидуальным предпринимательством, так и не занимающихся таковым, не предполагает применения к гражданам мер по предупреждению банкротства, несмотря на то, что в ст. 202 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» утверждается, что положения гл. 2 распространяются и на отношения, связанные с банкротством граждан.
Кроме того, в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными
- 39
лицами на основании соглашения с должником10. Однако никакой ответственности за действия или бездействия в отношении предупреждения банкротства согласно действующему законодательству не предусмотрено.
Отдельные авторы считают, что «закон не называет конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротства должника (об одной из них - досудебной санации - сказано в ст. 31 Федерального закона № 127-ФЗ), поскольку на данном этапе регламентация этих мер не требу-ется»11.
Действительно, существует значительное количество способов предупреждения банкротства, в ряду которых можно выделить следующие.
1. Экономические способы, направленные на улучшение финансовой ситуации с помощью мер организационного и экономического воздействия на деятельность должника. К ним относятся:
• модернизация. Согласно Налоговому кодексу РФ12 она представляет собой работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
• перепрофилирование производства — изменение вида его деятельности в соответствии с изменением режима использования территории, на котором расположено предприятие. Перепрофилирование сопровождается, как правило, реконструкцией и/или техническим перевооружением предприятия;
• повышение квалификации персонала. Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы коллектив, задействованный в программе предупреждения банкротства, был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. Такая подготовка является центральным компонентом развития организации и может включать формальное обучение, получение второго образования, перенимание опыта коллег и другие виды де-
10 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2 ноября 2002 г. № 209-210.
11 Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. 2003. № 3. С. 12.
12 Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации
от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Российская газета. 10 августа 2000 г. № 153-154.
ятельности, ведущие к изменениям в навыках и умениях, которые затем будут использованы на практике13;
• получение кредитов. По мнению автора, получение одних кредитов для покрытия других нельзя с достаточной степенью уверенности назвать мероприятием по предотвращению банкротства. Во-первых, появившиеся признаки банкротства говорят о возникновении дисбаланса между входящим и исходящим денежными потоками. Во-вторых, любое рассмотрение кредитной заявки требует предоставления документов, подтверждающих платежеспособность физического лица, отсутствие которой и является основной причиной несостоятельности. В-третьих, погашение долгов с помощью дополнительного кредитования предполагает, как видится, получение более крупных сумм кредитов, что в конечном итоге фатально сказывается на способности покрывать имеющиеся обязательства;
• изменение управленческой политики организации и др.
2. Юридические способы предупреждения банкротства:
• заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом (к примеру, прощение долга, предусмотренное ст. 415 ГК РФ). Согласно ст. 414 ГК РФ под новацией понимается прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;
• заключение выгодных контрактов - может быть применено к гражданам — индивидуальным предпринимателям;
• истребование своего имущества из чужого незаконного владения и взыскание дебиторской задолженности.
Предполагается, что основной целью данных мероприятий является повышение платежеспособности должника и обеспеченности его финансовыми и экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо сделать возможным введение восстановительных процедур. Однако применение многих процедур в отношении физических лиц
1з Что такое повышение квалификации. [Электронный ресурс].
URL: http://www.websoft.ru/db/wb/1AE35D3CA08 D4DDEC3256F310047E8A7/doc.html.
представляется довольно сомнительным.
Одним из методов предупреждения банкротства, прямо указанным в законодательстве о несостоятельности, является досудебная санация. Определение досудебной санации впервые введено в Федеральном законе от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Согласно Федеральному закону № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данная процедура может применяться не только к должникам — юридическим лицам, а ко всем должникам, что, по мнению автора, предполагает работу законодателя и в области предотвращения банкротства лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
В целом санация (лат. sanatio — лечение) представляет собой систему мер по финансовому оздоровлению предприятия, чтобы предотвратить его банкротство или повысить конкурентоспособ-ность14. Также это целенаправленный комплекс действий по улучшению финансово-экономического положения компаний для предотвращения банкротства и нормализации хозяйственной деятельности. В число мероприятий по санации может входить: предоставление субсидий, банковских кредитов, льгот по налогообложению, отсрочка платежей, слияние санируемой компании с другой организацией, полная или частичная национализация, ликвидация санируемой компании и создание на ее базе новой15.
По мнению автора, многие из возможных мер предупреждения банкротства не могут быть применены к физическим лицам, не занимающимся предпринимательской деятельностью. Это является одним из оснований того, что положения о банкротстве граждан-непредпринимателей целесообразно вывести в отдельный нормативно-правовой акт. Полагаем, что разработанный Министерством экономического развития РФ законопроект «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» (замечания к указанному проекту федерального закона направлены Минфином России в Министерство экономического развития РФ письмом от 08.05.2009
№ 05-02-15/93)16 направлен на устранение пробелов законодательства в области несостоятельности физических лиц.
Согласно ст. 4 рассматриваемого законопроекта при рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры: конкурсное производство, реструктуризация долгов, мировое соглашение. О каких-либо мероприятиях, направленных на предупреждение состояния банкротства, не упоминается.
Пункт 4 ст. 10 законопроекта гласит, что заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему в размере вознаграждения за два месяца, а также при наличии средств на опубликование сведений об открытии конкурсного производства, установленном п. 4 этого законопроекта, и средств на опубликование сведений об открытии конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Как видим, можно сделать вывод о том, что при отсутствии требуемого количества денежных средств должнику будет отказано в рассмотрении его заявления, а далее и в проведении процедуры банкротства.
Во всяком случае нынешнее законодательство о несостоятельности предполагает именно это. Например, согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 01.062009 № 03-01-11/3-12817 был рассмотрен вопрос о том, возможно ли произвести процедуру банкротства физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, а также признать задолженность налоговому органу безнадежной к взысканию с последующим списанием недоимки и задолженности по пеням и штрафам, и о возможности финансирования процедуры банкротства (вознаграждение конкурсного управляющего) из средств федерального бюджета. Из ответа Департамента следует, что современное законодательство такой возможности не предоставляет. В этой ситуации усматривается замкнутый круг. Для того чтобы должнику заявить о банкротстве, он должен иметь возможность финансировать процедуру банкротства.
Мнения о невозможности в принципе возбуждения дела о банкротстве физических лиц придерживается и Высший Арбитражный Суд РФ, считая, что «арбитражные суды не вправе возбуждать дела
14 Большой юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www. petrograd.biz/dictionaries/dict_big_law.php.
15 Словарь финансовых терминов. [Электронный ресурс].
URL: http://financialdictionary.ru.
16 СПС «Гарант», 2011. [Электронный ресурс].
17 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 01.06.2009 № 03-01-11/3-128. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2011.
- 41
о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, так как они не могут быть признаны несостоятельными (банкротами), поскольку согласно п. 2 ст. 231 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотренные им положения о банкротстве таких граждан вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы» 18.
В связи с изложенным автор считает разработку комплекса мероприятий по предупреждению банкротства физических лиц наиболее важным направлением развития законодательства о банкротстве физических лиц. Предупреждение банкротства физических лиц необходимо осуществлять в режиме непрерывных образовательных, социально-экономических, профилактических правовых мероприятий. Но осуществлять заблаговременно, а не в момент появления признаков банкротства, тем более что обнаружить данные признаки методами финансово-экономического анализа у гражданина, а не юридического лица не представляется возможным.
Страхование как базовый метод предупреждения банкротства физических лиц. В качестве одного из направлений предупреждения банкротства физических лиц автор считает возможным предложить обязательное страхование ответственности граждан за невыполнение своих обязательств. Тем более что п. 2 ст. 927 Гражданского кодекса РФ19 в случаях, когда законом предусматривается обязанность по страхованию жизни, здоровья или имущества других лиц либо гражданской ответственности перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц, страхование осуществляется путем заключения договоров.
В отечественном законодательстве достаточно широко распространена практика страхования профессиональной ответственности. К примеру, ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате предполагает страхование гражданской ответственности нотариуса при осуществлении своей профессиональной деятельности20. Страхуется при этом возможное причинение вреда имущественным интересам граждан или юридических лиц,
18 Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Хозяйство и право. 2005. № 2. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2010.
19 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. 06.02.1996. № 23.
20 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости СНД и ВС РФ. № 10. 11.03.1993. Ст. 357.
обратившимся за совершением нотариального действия, а также третьим лицам при осуществлении нотариальной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 60 Кодекса торгового мореплавания РФ судовладелец обязан страховать: заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию; жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей21. С другой стороны, собственник судна, перевозящего наливом в качестве груза более чем 2 000 т нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности22. Подобные требования ставятся и перед владельцами воздушных судов23, перед управляющими компаниями за нарушение договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений24, владельцами автотранспортных средств25, перед оценщиками при осуществлении оценочной деятельности26. Стоит также отметить, что подобное требование о страховании ответственности заемщика за невозврат кредита уже заложено в законодательстве об ипотеке27.
Предлагаемая мера подтверждается тем фактом, что в условиях нестабильности экономики учащаются случаи невозврата кредитов. Кредиторы в основной своей массе обращают взыскание на имущество неплательщиков, что подтверждается существующей судебной практикой28. Все это приводит к еще большей социальной напряженности.
21 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Российская газета. 01-05.05.1999. № 85-86.
22 Ст. 323 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Российская газета. 01-05.05.1999. № 85-86.
23 Ст. 131 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Российская газета. 26.03.1997. № 59-60.
24 Ст. 25 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Российская газета. 30.07.2002. № 138-139.
25 Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 07.05.2002. № 80.
26 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 06.08.1998. № 148-149.
27 Ст. 31 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Российская газета. 22.07.1998. № 137.
28 См., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.11.2009 № Ф03-5824/2009 по делу № А04-1280/2009.
[Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2011.
По аналогии со страхованием ответственности при ипотеке или со страхованием ответственности при профессиональной деятельности страхование гражданской ответственности по непогашению кредитов или займов, по неоплате услуг должно иметь особую цель — защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц с обеих сторон правоотношения.
Обязанность заключения договора страхования необходимо возложить на заемщика либо на лицо, выступающее потребителем услуг, оплата которых производится через некоторое временя после оказания услуг. Оформленный в письменной форме договор страхования должен быть неотъемлемой частью основного договора оказания услуг или кредитного договора. Причем обязанность заключения договора страхования должна возникать у заемщика при заключении кредитного договора на срок более 1 года, а при заключении договора на оказание услуг, в случае если конечный момент оказания услуг отстоит от момента заключения договора, на срок не менее 1 года.
На кредитора в данной процедуре необходимо возложить обязанность по контролю за заключением договора страхования. В качестве страховщика должна выступать либо организация с государственным участием, либо частная, имеющая лицензию.
В случае незаключения договора страхования при наступлении случая невозможности оплаты кредитор попадает в условия невозможности взыскания к имуществу физического лица-банкрота. При заключенном договоре страхования возмещение задолженности будет возмещаться из страхового фонда. Страховая компания будет нести своего рода субсидиарную ответственность наряду с должником, а факт неисполнения своих обязательств должником — физическим лицом вследствие наступления тех или иных обстоятельств станет стандартным страховым случаем. Это позволит избежать большого количества судебных споров и разгрузит суды.
Судебная практика подтверждает возможность привлечения в качестве второго ответчика страховой организации с учетом того, что ответственность причинителя вреда застрахована29.
Страхование гражданской ответственности, по мнению автора, обеспечивает в большей степени защиту интересов кредиторов и уже во вторую очередь — интересы должника. В то же время эффек-
тивным механизмом защиты прав добросовестного приобретателя является титульное страхование, т. е. страхование риска потери имущества в результате утраты права собственности на него.
По своему определению титульное страхование относится к страхованию рисков, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом от рисков утраты имущества вследствие лишения права на него или неправомерного установления права собственности.
Изучение вопросов титульного страхования является важным, поскольку не только позволяет повысить устойчивость рынка жилья, но также способствует обеспечению страховой защиты от различных рисков, связанных с потерей жилья в результате утраты права собственности30. В то же время титульное страхование пока не особенно распространено в России, его применяют в основном в области ипотеки. Но в то же время в качестве варианта страхового случая можно рассмотреть и возможность утраты имущества в связи с невозможностью погашения возникшей задолженности по причинам, не зависящим от должника. Подобный вид страхования применяется в ипотечном кредитовании и носит название «титульного». По мнению Л. Н. Наумовой,«под титульным страхованием понимается страхование от риска утраты имущества в результате прекращения права собственности страхователя на данное имущество в связи с применением виндикации или реституции на предмет ипотеки» 31. В настоящее время титульное страхование служит средством защиты банковских рисков, защита интересов должника остается заботой самих должников. Да и среди причин утраты имущества в данном виде страхования называются в основном: незаконность предыдущих сделок (приватизации, купли-продажи и т.д.); факты мошенничества, нарушения прав прежних собственников; наличие ошибок в процессе оформления сделки, влияющих на ее чистоту, которые впоследствии могут привести к увеличению риска признания сделки недействительной или незаключенной32.
В то же время объектом титульного страхования являются не противоречащие законодательству
29 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. № 75. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2011.
30 Ахвледиани Ю. Т. Роль науки в развитии страхового бизнеса в России // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2007. № 1. С. 34.
31 Наумова Л. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 89.
32 Громадская С. Практика урегулирования убытков в страховании объектов коммерческой недвижимости // Корпоративный юрист. 2010. № 6. С. 57.
имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом не только в части оспаривания или утраты, но и ограничения прав собственности.
Из этого следует, что в основной своей массе страховая защита не распространяется на случаи, когда оспаривание или прекращение права собственности является результатом действий самого страхователя.
По мнению автора, в рамках реализации концепции предупреждения банкротства необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Главу Х.«Банкротство гражданина» необходимо дополнить следующими статьями.
Статья 202.1. Предупреждение банкротства физических лиц
В целях предупреждения банкротства физические лица, в том числе не занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут организовывать ассоциации заемщиков, должны осуществлять страхование на случай возможного наступления банкротства.
Статья 202.2. Государственная поддержка ассоциаций заемщиков
1. Государственная поддержка в соответствии с настоящим Федеральным законом может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке ассоциациям физических лиц -заемщиков.
2. Государственная поддержка основывается на следующих принципах:
адресность государственной поддержки;
целевой характер использования средств федерального бюджета;
равная доступность и гарантированность предоставления мер государственной поддержки.
В то же время введение данной статьи потребует внесения изменений в ряд нормативных актов, в том числе в законодательство о страховании, о саморегулируемых организациях, в разрабатываемые законопроекты в области банкротства физических лиц, а также в иные акты, которые регулируют отношения в области предупреждения банкротства физических лиц.
Таким образом, в настоящее время существует острая потребность разработки концепции предупреждения банкротства, поскольку имеющиеся в законодательстве подходы обеспечивают интересы только юридических лиц. Отсутствие нормативного регулирования отношений банкротства физических лиц, а тем более предупреждения данной про-
44
цедуры, делает и указанную группу субъектов, и их кредиторов совершенно незащищенными. Все это обусловливает необходимость внесения изменений в те положения законодательства, которые могут способствовать предупреждению банкротства физических лиц, в частности в законодательство о страховании.
Представленная концепция представляет собой комплекс мероприятий, охватывающий правовое регулирование отношений с участием физических лиц-должников, их кредиторов и государственных органов в целях предотвращения ситуаций, в результате которых возникают такие негативные последствия, как снижение их платежеспособности до уровня, ниже установленного законодательством. Данные меры должны быть направлены на взаимное участие должника и кредитора в процессе предупреждения, которое основывается на следующих принципах: принцип разумности и осмотрительности, принцип стимулирования развития ассоциаций граждан-заемщиков, принцип государственной поддержки ассоциаций заемщиков. Формирование саморегулируемых организаций и страхование ответственности наряду с необходимостью гражданской активности заемщиков одновременно предоставляет данной группе субъектов возможности самостоятельно и по собственной инициативе использовать законодательные рычаги в целях воздействия на процесс предупреждения банкротства физических лиц.
Список литературы
1. Ахвледиани Ю. Т. Роль науки в развитии страхового бизнеса в России // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2007. № 1.
2. Большой юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.petrograd.biz/ dictionaries/dict_big_law.php.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Российская газета. 26.03.1997. № 59-60.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Российская газета. 30.12.2004.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-Ф3 // Российская газета. 08.12.1994. № 238-239.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. 06.02.1996. № 23.
7. Громадская С. Практика урегулирования убытков в страховании объектов коммерческой недвижи-
мости // Корпоративный юрист. 2010. № 6.
8. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.11.2003 № 75. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2011.
9. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2008.
10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Российская газета. 01-05.05.1999. № 85-86.
11. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В. В. Витрянского. М.: Статут, 2003.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 (часть вторая) № 117-ФЗ // Российская газета. 10.08.2000. № 153-154.
13. Наумова Л. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2008.
14. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: Закон РФ от 19.11.1992 г. № 3929-1 // Российская газета. 30.12.1992. № 279 (утратил силу).
15. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222 (утратил силу).
16. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
17. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ // Российская газета. 22.07.1998. № 137.
18. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ // Российская газета. 30.07.2002. № 138-139.
19. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ // Российская газета. 07.05.2002. № 80.
20. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 // Российская газета. 06.08.1998. № 148-149.
21. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 // Российская газета. 31.12.2008. № 267.
22. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости СНД и ВС РФ. 11.03.1993. № 10. Ст. 357.
23. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 01.06.2009 № 03-01-11/3-128. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2011.
24. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Хозяйство и право. 2005. № 2. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2010.
25. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.11.2009 № Ф03-5824/2009 по делу № А04-1280/2009. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант», 2011.
26. Свит Ю. Восстановительные процедуры — способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. 1998. № 3.
27. Словарь финансовых терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://financialdictionary. ru.
28. Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. 2003. № 3.