ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
БОЛДЫРЕВА Л.В.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
В условиях глубоких рыночных преобразований, несмотря на противоречивые подходы оценки характера связи финансовой системы и экономики, значение модернизации структуры финансовой системы возрастает. При этом создание эффективного механизма управления развитием региональной финансовой системы - одного из основных звеньев финансовой системы -является важнейшим условием устойчивого экономического развития, обеспечивающим консолидацию и использование финансовых ресурсов для стабильного функционирования отдельных звеньев экономики на региональном уровне.
ВОЮУЯЕУАЬ.К
THE ASPECTS OF THE REGIONAL FINANCIAL SYSTEM
In the conditions of the market reforms the significance of the structure offinancial system increases in spite of the contradictory approach estimation of communication offinancial system and economics. The regional financial system is one of the links of the financial system. The creation of effective mechanism direction development of the regional financial system is the most important condition for steady economic development securing consolidation and using financial resources for steady functioning of individual links of economics on the regional level.
Ключевые слова: региональная финансовая система, модернизация, структура, механизм, управление развитием, финансовый рынок, фонды страхований, государственный кредит.
Keywords: regional financial system, modernization, structure, mechanism, management, financial market, funds of insurances, state credit, development.
На современном этапе экономического развития важнейшей задачей российского государства является создание целостной и эффективно функционирующей финансовой системы, одним из основных звеньев которой являются региональные финансовые системы.
Российские исследователи рассматривают финансовую систему как единый комплекс институтов управления финансовыми отношениями / фондами.
М.В. Романовский и Г.Н. Белоглазова, учитывая действия финансовых
институтов, их роль в общественном секторе экономики, различают понятия «система финансов» в ее «категорийном» построении и «институциональная финансовая система» как «система государственных и негосударственных финансовых институтов», при этом отмечают мобильность, постоянное развитие, глобальность именно финансовой системы.
Г.Н. Куцури рассматривает финансовую систему как «совокупность финансовых институтов» (организаций, их структурных подразделений), взаимодействующих друг с другом с целью обеспечения наилучших формирований и использований фондов денежных средств».
Г.Б. Поляк определяет финансовую систему как «совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов».
По нашему мнению, наиболее точным является следующее определение финансовой системы: финансовая система - это совокупность взаимосвязанных сфер, звеньев финансовых отношений и финансовых институтов, в процессе взаимодействия которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. Иерархически организованная финансовая система призвана обеспечить комплексную реализацию всех функций финансов, что позволяет наиболее полно использовать финансовые отношения для осуществления государственной экономической политики.
В условиях коренного изменения механизма управления экономикой, замены его рыночными методами хозяйствования возрастает значение модернизации структуры финансовой системы, в рамках которой осуществляется следующая деятельность практически всеми экономическими субъектами: планирование денежных потоков, финансирование, инвестирование, страхование, налогообложение. Основные звенья финансовой системы представлены на рис. 1.
Рис. 1. Структура финансовой системы Российской Федерации.
Каждому звену финансовой системы принадлежит определенная специфика: бюджет мобилизует финансовые ресурсы в основной
централизованный фонд государства; внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение; государственный кредит мобилизует ресурсы населения и предприятий в целях развития экономики на принципах платности, возвратности и срочности заимствования государства; финансовый рынок выполняет функции трансформации сбережений в инвестиции и перелив капитала между секторами и отраслями; финансы хозяйствующих субъектов обслуживают материальное производство; финансы домашнего хозяйства представляют собой главный потенциал общественного развития.
Государственная бюджетная система обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. Бюджетная система страны построена на принципе единства, который заключается в обеспечении единой правовой базой единством отчетных форм бюджетной документации, единстве бюджетной классификации, единстве налоговой политики. Внебюджетные специальные фонды имеют строгое целевое назначение и созданы в целях эффективной реализации государственных социальных программ.
Государственный кредит является неизбежным результатом интернационализации хозяйственной жизни, межстрановой миграции капиталов, дает возможность обеспечить финансирование государственных расходов при дефиците государственного бюджета.
Бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный кредит составляют централизованные финансы и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроэкономическом уровне.
Финансовый рынок играет важную роль в движении финансовых ресурсов, а именно в предоставлении инвесторам разнообразных механизмов финансирования и инвестирования профессиональными участниками рынка. В настоящее время обеспечение макроэкономической эффективности финансового рынка невозможно по следующим причинам: глобальная финансовая нестабильность; отсутствие реального стимулирования развития малого и среднего предпринимательства; административные барьеры; слабость государственного регулирования финансового рынка.
Фонды страхования обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Как утверждают В.А.Боровкова и С.В.Мурашова, в современной экономике страхование является финансовым стабилизатором, позволяющим обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событий.
От состояния финансов хозяйствующих субъектов зависит общее финансовое положение Российской Федерации и выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.
Финансы домашнего хозяйства играют важную роль в создании внутреннего валового продукта и национального дохода, а также способствуют регулированию спроса.
Фонды страхования, финансы хозяйствующих субъектов и домашнего хозяйства относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования экономических и социальных отношений на микроэкономическом уровне.
Для достижения устойчивого экономического роста регионов важно обеспечить создание эффективного механизма управления развитием региональных финансовых систем. В настоящее время не только ведущие экономисты, но и практикующие руководители субъектов и муниципальных образований Российской Федерации осознали, что дальнейшее поступательное развитие экономики и равномерное улучшение благосостояния граждан во всех регионах может быть достигнуто только при условии совершенствования бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики в том числе стратегии реформирования межбюджетных отношений [2].
Имеются противоречивые подходы, оценивающие характер связи финансовой системы и экономики. Австрийский ученый Й. Шумпетер отмечал активное влияние финансовых систем на экономику посредством эффективной трансформации сбережений в инвестиционную деятельность, способствующую увеличению объемов производства, доходов населения (а в современных условиях - и доходной базы регионального бюджета). С другой стороны, нобелевский лауреат Р.Лукас считает, что значение финансового сектора для экономического роста очень переоценивается - финансовой системе отведена относительно пассивная роль обслуживания возникающих потребностей экономики в посреднических услугах.
В отечественной финансовой науке также присутствует полемика о роли финансовой системы в развитии экономики. М.В.Романовский утверждал, что «формирование и распределение финансовых ресурсов в действительности является ... способом (формой, инструментом) достижения общественных пропорций экономического роста, обеспечивающих и реализацию определенных социально-экономических целей».
М.А. Худяков определяет фундаментальную функцию финансовой системы как способность финансирования экономического роста и одновременно указывает на низкий уровень ее развития и ограниченность в перераспределении финансовых ресурсов и трансформации их в реальную экономику.
В условиях рынка регулирование развития экономики осуществляется посредством перераспределения финансовых ресурсов, благодаря которому создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления эффективного функционирования отдельных звеньев экономики (отраслей, территорий, видов производств и т.д.). Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.
Следует согласиться с мнением, что, изменяя соотношения между
инвестициями, с помощью финансовых методов, направляемыми на простое и расширенное воспроизводства, расширение, техническую реконструкцию и модернизацию действующего производства, общество влияет на темпы экономического развития.
Особое преломление получает проблема воздействия финансовой системы на экономику в ее региональном измерении. Необходимо отметить, что в настоящее время серьезной проблемой социально-экономического развития регионов Российской Федерации остается готовность и возможность обеспечить макроэкономическую стабильность. Однако, несмотря на значительные размеры Стабилизационного фонда и рекордные объемы золотовалютных резервов, регионам, как и стране, не гарантирована долгосрочная стабильность. Достаточно совершить несколько ошибок в политике на мезоуровне, как может произойти нарушение стабильности и на макроуровне [3].
В разных странах приоритет отдавался различным направлениям теории регионального экономического роста. Наиболее сильные научные школы сложились в Германии, Швеции, Великобритании, США и Франции. В Германии повышенное внимание уделялось теориям размещений, исследованию проблем регионального роста и регулированию территориального развития, наибольшую известность получили работы таких авторов, как В. Лаунхардт, А. Вебер, А. Лёш, Р. Гроц. В Швеции заметные успехи были достигнуты такими авторами, как Т. Палландера, Г. Мюрдаль, Т. Хэгерстранда, сыгравшими значительную роль в создании базовых моделей регионального роста и регулировании территориального развития. Британская школа представлена такими исследователями как Э. Робинсон, Д. Смит, Г. Камерон. В американской школе значительный вклад в развитие теории регионального экономического роста внесли М. Сторпер, Дж. Фридман, Э. Гувер. Следует отметить повышенный интерес к социальным вопросам французских исследователей, таких, как П. Потье, Ф. Перру. В последнее десятилетие сложилось отдельное направление региональных исследований, основывающихся на институциональном подходе. Важнейшее внимание уделяется политике региональных органов власти как одному из важнейших регуляторов экономического развития регионов [1].
Следует признать, что в Российской Федерации получило наибольшее развитие моделирование устойчивой региональной экономической системы, нацеленной на перспективу наиболее полного использования местных ресурсов и развития конкурентного потенциала региона. В последние годы в русле исследования территориального развития и создания концепции системного регулирования развития экономики регионов активно работают российские ученые В.Н. Лексин, А.Н. Швецов, В.В. Климанов, О.В. Кузнецова, В.И. Тищенко. Исследования проводятся по многим направлениям, наиболее актуальными из них являются: проблемы территориальной дифференциации и особенности проведения экономических и социальных реформ в регионах; теория и практика общероссийской
региональной политики применительно к регионам различных типов (депрессивным и экономически свободным и др.); территориальные особенности организации деятельности сферы производства и ее взаимодействие с региональными органами власти.
Для решения главной стратегической задачи региона - улучшения жизни населения - необходимо не только закрепить позитивные тенденции к стабильности и росту, но и создать на их основе системные предпосылки для устойчивого развития и реализации потенциала экономики. При этом стабильное функционирование региональной финансовой системы является важнейшим условием устойчивого развития экономики. Взаимосвязь региональной финансовой системы и экономики региона представлена на рис. 2.
Рис. 2. Механизм взаимосвязи финансовой системы и воспроизводственного комплекса региона.
На наш взгляд, одной из важнейших причин региональной дифференциации условий хозяйствования и уровня жизни населения является наличие тесной связи между уровнем развития финансовой системы и общим экономическим развитием региона. Нельзя судить об экономическом уровне развития региона, не зная состояния финансовой системы, так как она является базой проведения в жизнь любых социально-экономических программ и проектов.
Стабильное функционирование субфедеральной финансовой системы зависит от упорядоченного действия государственных финансовых инструментов, влияющих на финансово-экономические процессы.
Использование финансового потенциала субъектов Российской Федерации для успешного достижения целей наднационального, национального и регионального уровней, а также финансирование крупных капиталоемких и долговременных проектов требуют консолидации финансовых ресурсов. На региональном уровне есть возможность консолидации бюджетных средств и финансовых инструментов хозяйствующих субъектов. Однако осуществить такую консолидацию в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации довольно сложно - мешают низкий экономический потенциал и слабость собственной
финансовой базы большинства регионов России, отсутствие в регионах развитой системы финансовых институтов, политика федерального центра, забирающего средства в федеральный бюджет страны, и ряд других обстоятельств.
В условиях переориентации экономики на рыночные отношения необходимы меры по реформированию региональных финансовых систем, которые должны быть направлены на выработку особых параметров экономической политики на уровне региона, позволяющих добиться оптимизации его финансов, преодоления дефицитности региональных бюджетов, сокращения числа регионов-реципиентов. Соответственно экономика регионов Российской Федерации нуждается в системе мер, направленных на эффективное регулирование развития региональных финансовых систем, в создании адекватного финансового обеспечения экономического развития регионов.
Литература
1. Мау В. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах / В. Мау, К. Яновский // Вопросы экономики. - 2001г. -№11. - С. 4.
2. Финансовое обеспечение регионов. Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов / С.П. Сазонов // Финансы. - 2004. - №10. - С.7.
3. Экономическая политика 2007 года: успех и риски / В. Мау // Вопросы экономики. - 2008. - №2. - С. 23.