Научная статья на тему 'Концептуально-методологические аспекты национальной безопасности'

Концептуально-методологические аспекты национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВ / ДОКТРИНА / ЗАКОН / КАТЕГОРИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / КРИТЕРИЙ / НАЦИЯ / ОПАСНОСТЬ / SECURITY / CHALLENGE / DOCTRINE / LAW / CATEGORY / CLASSIFICATION / CONCEPT / CRITERION / THE NATION / THE DANGER INDEX / THE NEED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белов П. Г.

Излагаются концептуально-методологические аспекты национальной безопасности, в том числе: концепция безопасности и наиболее общая классификация объективно существующих опасностей; объект, предмет и базовые принципы деятельности по их парированию в нынешних условиях; характеристика основных методов безопасности; а также система ее обеспечения, включающая количественные показатели и политикоправовые нормативные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and Methodological Aspects of National Security

There are exposed the conceptual and methodological aspects of national security, including: the concept and the most common classification of objectively existing hazards; object, subject and basic principles of their countering under the current conditions, the characteristics of the main methods of security system to ensure it together with quantitative indicators and the political and legal regulations acts.

Текст научной работы на тему «Концептуально-методологические аспекты национальной безопасности»

Концептуально-методологические

аспекты

национальной безопасности

П.Г. Белов

Проблемно-ориентированный анализ современного положения дел в сфере национальной безопасности (НБ) и нынешнего политико-правового обеспечения этой деятельности в России выявляет необходимость их кардинального совершенствования. Но для того, чтобы формулировать стратегические документы, на основании которых принимаются управленческие решения, необходимо четко представлять себе сущностные качества исследуемого объекта, а достаточно ясное понимание что такое национальная безопасность, что является ее объектом, на наш взгляд, в действующих стратегиях отсутствует. В первую очередь это относится к самому понятию «безопасность», которому в Стратегии НБРФ до 2020 года (2009 г.) и Федеральном законе «О безопасности» (2010 г.) даны несовпадающие определения: «состояние защищенности личности, общества и государства» и «безопасность — национальная безопасность», которые, на наш взгляд, не вполне адекватны исследуемому явлению.

Исходные предпосылки и базовые категории НБ

Обсуждение проблемы безопасности всегда предполагает систему, состоящую как минимум из двух взимосвязанных подсистем. Одна является источником угрозы, а другая — ее жертвой: первая — угрожает, вторая — может пострадать от действий первой.

Что касается потенциальной жертвы, то в последующем речь идет о сообществе людей, называемом нацией. Если точнее — то о способности этого сообщества длительно сохранять жизнестойкость благодаря живучести, стабильности и устойчивости к воздействию факторов, неблагоприятно влияющих на его потребности, ценности и интересы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и этого его сообщества. А вот под неблагоприятными факторами будем иметь в виду источники разных опасностей, угроз и вызовов, способных причинить ущерб, т. е. сделать нацию менее приспособленной к сколь-нибудь длительному существованию.

Необходимые для описания национальной безопасности термины сгруппированы в четыре триады и размещены на гранях ромба, изображенного в средней части рис. 1. Связанные с ромбом прямоугольники содержат существенные или отличительные признаки соответствующих понятий. В целом же все имеющиеся там сведения составляют основу, минимально необходимую для уяснения сущности НБ.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

31

Тема номера: «Национальная безопасность: теоретические модели и практические решения»

Общность территории и наличие государственных институтов

Единство языка, обычаев, традиций и святынь

Возможность утраты существенных свойств или целостного из-за неудовлетворения каких-либо потребностей

Опасность, конкретная по форме и способу проявления

Угроза, требующая реакции для снижения возможного ущерба

Субъективное представление кого-либо о своих ценностях

Источник или средство удовлетворения ____________потребностей____________

Способность функционировать (удовлетворять жизненно важные потребности) в условиях внешнего противодействия

Устойчивость к софвокупности j

возмущающих факторов

Способность парировать разовое внешнее воздействие

Рис. 1. Понятийный базис национальной безопасности

Уточним содержание включенных в ромб понятий, полагая, что воздействие на людей запредельной опасности чревато прекращением их жизнедеятельности. Поэтому человека и образуемые им сообщества в последующих рассуждениях можно считать сущностями не только политическими и социальными, но и биологическими, а их деятельность — увязывать с удовлетворением потребностей, необходимых прежде всего для самосохранения и простого самовоспроизводства.

Под потребностью здесь подразумевается все необходимое для продолжительного существования людей как открытых систем, т. е. потоки энергии, вещества и информации с эволюционно апробированными параметрами, а под ценностями — соответствующие источники, или аккумуляторы, пригодные для формирования подобных потоков. При этом нематериальные ценности целесообразно делить на: а) общезначимые (универсальные — права, свободы... и кардинальные — истина, справедливость...); б) этосные, либо партикулярные (обычаи, традиции, верования, святыни)1. Последние облегчают самоидентификацию и самоопределение каждого человеческого сообщества, являясь критерием различения «своих» и «чужих» и формируя неповторимый уклад его духовной и общественной жизни. А вот обесценивание и подмена этосных ценностей какими-то чужими может привести к постепенной деградации соответствующего народа либо нации, а затем и покорению их другими.

Так как ценности предназначены для удовлетворения вполне определенных потребностей и служат их инвариантными носителями, то их иногда определяют как «предельные, рациональные, нормативные основания актов сознания и поведения» человека и созданных им сообществ2. Субъективные же представления людей о том, что ценно (в смысле удовлетворения конкретной потребности) логично называть интересами. В отличие от ценностей и потребностей, сугубо индивидуальные и быстро меняющиеся интересы не могут быть заблаговременно и юридически строго определены.

1 Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск: Изд-во НГУ 1998. 292 с.

2 Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы. Новосибирск: Наука, 1999. 496 с.

32

Выпуск 4 2013

П.Г. Белов

Природу объективно существующих опасностей целесообразно увязывать с энергоэнтропийной концепцией3, объясняющей их появление не только неудовлетворением жизненно важных потребностей людей, но также наличием в соответствующих системах информационной, статистической или термодинамической неравновесности и попытками ее непрерывного сохранения либо усугубления. Подобное толкование природы опасностей подтверждается практикой и не противоречит тенденции к самопроизвольному росту энтропии в ее термодинамической (по Р. Клаузису), статистической (по Л. Больцману) и информационной (по К. Шеннону) интерпретациях. Ведь попытки уменьшить эту меру структурной неупорядоченности и деградации связей между частями системы обычно сопровождаются ростом разности соответствующих потенциалов, что чревато возможностью их скачкообразного выравнивания в виде нежелательных выбросов накопленных где-либо запасов энергии, вредного вещества или конфиденциальной информации.

Данная концепция также позволяет классифицировать все объективно существующие опасности исходя из их генезиса, т. е. неадекватных для кого-либо потоков движущейся материи. При этом логично выделить три базовых класса:

1) антропогенно-социальные опасности, обусловленные искажением или умышленным сокрытием людьми информации с целью выигрыша в постоянном противоборстве за какие-либо ресурсы;

2) природно-экологические — вызванные нарушением естественных циклов миграции вещества, в том числе и по причине различных природных катаклизмов;

3) техногенно-производственные — связанные с возможностью нежелательных выбросов энергии, накопленной в созданных человеком технологических объектах.

Говоря об устойчивости, стабильности, живучести и безопасности людей в целом, заметим, что эти их способности реализуются благодаря врожденным инстинктам самосохранения и размножения, т. е. с помощью органов чувств и многочисленных естественных либо искусственно созданных защитных механизмов. При этом безопасность может быть обеспечена лишь в следующих трех случаях: а) если потенциальная жертва обладает гарантированной стойкостью к неблагоприятным воздействиям; б) когда опасности, угрозы и вызовы вообще отсутствуют; в) при неагрессивности источника угроз.

Основываясь на вышеизложенном, логично определить национальную безопасность как способность нации удовлетворять те потребности, которые необходимы для самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском для базовых ценностей ее будущих поколений.

Под базовыми ценностями подразумеваются территория конкретной страны и уклад жизни ее народов, а под риском — мера опасности, одновременно характеризующая и возможность причинения ущерба, и его ожидаемую величину.

3 Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России: в 2 т. Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГПУ, 2004. 578 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

33

Тема номера: «Национальная безопасность: теоретические модели и практические решения»

Отсюда следует, что объектом НБ должна быть система «территория страны — ее народы — уклад их жизни», так как данная этногеоэтосистема4 включает не только собственно нацию (население), но и все необходимое для длительного поддержания ее жизнестойкости. Ведь если сохранение, приумножение и всестороннее развитие нации — цель, то принадлежащая ей территория с ресурсами — средство, необходимое для удовлетворения всех необходимых для этого материальных и духовных потребностей, а уклад жизни — исторически апробированный, а значит, и наиболее подходящий способ делать это с учетом специфики нации и занимаемой ею территории.

Столь же логично считать, что предметом профессиональной деятельности в сфере НБ должны быть объективные закономерности появления и снижения ущерба, обусловленного теми угрозами и вызовами, которые сопутствуют функционированию каждой этногеоэтосистемы.

Структура и характеристика методов обеспечения национальной безопасности

Уточнение объекта и содержания НБ позволяет перейти к обоснованию состава методов ее обеспечения. При их выборе будем исходить из перечня решаемых задач и специфики рассматриваемых этногеоэтосистем. Так как важной особенностью данных сложных объектов является наличие в них компонентов и элементов, относящихся к компетенции многих отраслей теории и практики, то это указывает на междисциплинарный характер НБ, а значит, и на необходимость использования универсальных методов.

Вот почему ниже будет использоваться системный подход к изучению и улучшению упомянутого выше сложного объекта. По своей сути, применение данного инструментария обычно основано на совокупности тех логически верных умозаключений и рациональных действий, которые касаются лишь самых существенных факторов конкретной этногеоэтосистемы и объективных закономерностей ее функционирования.

Естественно, что при подобном подходе на выбор наиболее подходящих здесь методов определяющее влияние будет оказывать не только предметная область НБ, но и процедуры разработки соответствующих выводов и решений с помощью хорошо зарекомендовавших себя научных методов. В их число можно включить категориальное мышление5, а также моделирование и программноцелевое планирование и управление сложными системами.

Данный инструментарий базируется на широком применении таких частных научных методов, как: дедукция и индукция, анализ и синтез, стратегическое планирование и оперативное управление, а также теория организаций и принятия решений с помощью аппарата исследования операций и математического про-

4 Термин образован с помощью греческих слов: ethnos — народ, ge — земля и ethos — обычаи, нравы и иные моральные ценности людей, сформированные в процессе длительной эволюции, а потому и наиболее соответствующие народу и территории его проживания.

5 Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.

34

Выпуск 4 2013

П.Г. Белов

граммирования. Структура перечисленных выше методов, а также модель этно-геоэтосистемы как объекта НБ, а значит, и их приложения показаны на рис. 2.

Рис. 2. Объект и методы национальной безопасности

Конструктивность применения выбранной здесь системной инженерии6 для нужд исследования и совершенствования НБ подтверждается ее широким использованием в новейших отраслях теории и практики.

Столь же естественно, что наиболее подходящим методом обеспечения и совершенствования национальной безопасности должно быть программноцелевое планирование и управление процессом поддержания жизнестойкости каждой конкретной этногеоэтосистемы, а аппаратом — моделирование важных для этого тенденций, процессов и событий. Выбор данного инструментария предопределен длительностью существования этногеоэтосистемы, а также многообразием потребностей, ценностей, интересов нации, с одной стороны, и опасностей, угроз и вызовов ей существованию — с другой. Реализация же программно-целевого подхода к обеспечению НБ может быть разделена по меньшей мере на два взаимосвязанных и крупных этапа:

а) стратегическое планирование, осуществляемое как в целях определения вектора желаемых интегральных характеристик этногеоэтосистемы и области их приемлемых значений, так и для разработки совокупности целевых программ, позволяющих в принципе обеспечить достижение этой области благодаря приданию и поддержанию должного качества каждой составляющей этно-геоэтосистемы;

б) оперативное управление, реализуемое созданием условий, максимально способствующих выполнению целевых программ, а также периодическим сопоставлением этого вектора с коридором допустимых значений и реализацией своевременных воздействий по его удержанию в заданной области.

6 Данный термин является точным переводом англоязычного выражения «system engineering», которое в нашей стране более известно как «системотехника». Другие примеры: тоже неудачный — «safety engineering» (техника безопасности) и удачный — «genetic engineering» (генная инженерия).

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

35

Тема номера: «Национальная безопасность: теоретические модели и практические решения»

При этом для всей этой системы и/или всякого отдельного компонента (народов страны, занимаемой ими территории и уклада их жизни) целесообразно ставить и решать следующие четыре основные задачи:

1. Обоснование оптимальных (по выбранным критериям) интегральных показателей и их отклонений.

2. Обеспечение этих показателей путем разработки и реализации соответствующих целевых программ.

3. Контроль соответствия текущих интегральных показателей диапазону их допустимых отклонений.

4. Поддержание реальных интегральных характеристик в области допустимых для них значений.

Система и критерии оценки национальной безопасности

Многообразие потребностей и ценностей нации, с одной стороны, и негативно влияющих на них угроз и вызовов — с другой, указывает на необходимость длительной, планомерной и целенаправленной работы по поддержанию и совершенствованию НБ. Успешно осуществить ее может лишь непрерывно действующая система обеспечения национальной безопасности, под которой следует понимать совокупность взаимосвязанных нормативных документов, организационно-технических и иных мероприятий, а также соответствующих этим актам и мероприятиям сил и средств. Ее управляемым объектом должна быть этногеоэтосистема, включающая народы конкретной страны, принадлежащую им территорию и уклад жизни, а субъектом процесса поддержания и укрепления ее жизнестойкости — государство в лице его законодательной, исполнительной и судебной власти, взаимодействующей с соответствующими общественными организациями.

Как видно из определения данной системы, в ее состав должны входить три основных компонента: а) политико-правовые документы, регламентирующие требования по обеспечению приемлемого уровня НБ; б) идеологические, дипломатические, силовые, экономические, демографические, природоохранные и другие мероприятия, осуществляемые для повышения жизнестойкости нации, сохранения и приумножения ее базовых ценностей; в) ресурсы, необходимые для проведения этих и других подобных мероприятий.

Цели, программы и механизмы обеспечения НБ этой системой представлены на рис. 3 в виде соответствующих элементов и связей. Обратим внимание на то, что среди ее перечисленных задач — «защита» занимает последнее место, так как обычно является запаздывающим реагированием на уже возникшие угрозы и вызовы. Отметим также принципиальную невозможность создания подобной системы, если определять НБ как «защищенность интересов», ведь последние не поддаются ни четкому определению, ни количественной оценке сколь-нибудь объективными методами.

При обеспечении НБ целесообразно руководствоваться следующими основными принципами: соответствие всей государственной и общественной деятельности целям самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования нации; гармоничное сочетание усилий выделяемых для этого сил

36

Выпуск 4 2013

П.Г. Белов

и средств; соразмерность решаемых задач и имеющихся ресурсов; сосредоточение привлекаемых сил и средств в решающем месте и в нужный момент; предпочтение политико-дипломатических и нормативно-правовых методов военно-силовым; приоритет превентивно-профилактических мер парирования угроз, а не реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации; постоянная готовность имеющихся сил и средств к оперативному принятию мер, соответствующих масштабу и характеру возможных вызовов; своевременность и результативность предупреждения кризисных ситуаций и парирования их опасных факторов; соответствие способов обеспечения национальной безопасности социально-политическим, научно-техническим и иным возможностям страны.

Рис. 3 Целеполагание и инструментарий системы обеспечения НБ

Естественно, судить о результативности рассматриваемой системы можно лишь с помощью количественных показателей и критериев оценки уровня НБ. А вот при обосновании их состава необходимо учитывать следующее: а) сущность выражаемой ими категории, специфику ее объекта и предмета; б) пригодность для применения в задачах, решаемых с их помощью; в) имеющийся ныне опыт удачного применения количественных показателей для оценки качества других сложных систем.

Если точнее, то подобные характеристики НБ должны быть универсальными, наглядными и чувствительными к изменениям свойств и параметров состояния этногеоэтосистемы; отражать запас жизнестойкости и его динамику; учитывать как детерминистские, так и стохастические процессы в этногеоэто-системе; указывать на уровень НБ и результативность мероприятий по ее поддержанию; быть пригодными для свертывания и агрегирования; иметь одну или ограниченное число шкал измерения.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

37

Тема номера: «Национальная безопасность: теоретические модели и практические решения»

Что касается интегральных показателей НБ, то их целесообразно разделить на три группы. Первая из них должна характеризовать жизненную силу нации, включая: 1) объем M[NT] национального времени, рассчитываемый перемножением средних значений численности N и продолжительности T жизни граждан в конкретный период времени т; 2) объем M[MR] национального достояния, включающий результаты национального производства MP и сохранившиеся природные ресурсы MR страны; 3) потенциал PR развития нации, определяемый перемножением двух предыдущих показателей.

Вторая группа этих показателей будет отражать качество жизни нации: 1) уровень удовлетворения материальных U[MP] потребностей граждан, определяемый долей принадлежащего каждому национального достояния, с учетом коэффициента k полезного использования и научно обоснованных норм его потребления; 2) степень удовлетворения духовных потребностей L[DP] и соблюдения социальной справедливости, способствующих творческому самовыражению граждан; 3) направление и скорость dU/dtr изменения удовлетворенности материальных и духовных потребностей нации в целом.

Третья группа может содержать показатели защищенности нации и ее базовых ценностей в этот же период астрономического времени: 1) средние затраты Mt[C] на предупреждение и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, зависящие от вероятностей Q. появления и затрат С. на их предупреждение; 2) средняя величина социально-экономического ущерба Mt[K] от проявления подобных ситуаций; 3) доля суммы этих издержек 8(NB) в валовом национальном продукте страны.

Входящие в эти показатели параметры должны отражать специфику: а) самой нации (благосостояние, качество социальной сферы); б) занимаемой территории (обеспеченность инфраструктурой и природными ресурсами, непроницаемость сухопутных, морских и воздушных границ, биологическое разнообразие и экологичность); в) уклада жизни (защищенность граждан и собственности от преступного посягательства, сохранность объектов национальной культуры, уровень социальной справедливости).

Анализ предложенных показателей показывает, что они удовлетворяют практически всем приведенным выше требованиям. Кроме того, они пригодны не только для априорной и апостериорной оценки объективными методами, но и для обоснования социально-приемлемого уровня НБ, без чего невозможно осуществить сколь-нибудь целенаправленное управление ее обеспечением. В частности, среди известных в настоящее время подходов к нормированию показателей сложных систем для решения обозначенной здесь задачи наиболее предпочтительными являются три основных способа:

а) определение приемлемых значений меры возможности Q конкретных чрезвычайных ситуаций путем сопоставления ее с частотой возникновения независящих от людей стихийных бедствий;

б) назначение показателей U[MP] и L[DP], интерпретирующих желаемое качество жизни граждан, руководствуясь значениями, уже достигнутыми в наиболее благополучных в этом отношении странах;

38

Выпуск 4 2013

П.Г. Белов

в) обоснование оптимального по выбранному критерию уровня НБ, например исходя из наименьшей суммы затрат и ущерба от проявления всех источников реально существующих опасностей.

Изучение данных подходов указывает на сугубо эмпирическую сущность двух первых, что ограничивает сферу их возможного приложения из-за неприемлемости чужого опыта: нации проживают в неодинаковых природно-климатических и ландшафтных условиях, поэтому требования к качеству и безопасности жизни могут быть разные.

Для облегчения восприятия предложенных показателей НБ, воспользуемся рис. 4, левая часть которого содержит все три группы, а правая — поясняет сущность самого первого из них — M[NT]. Дело в том, что объем национального времени является главным ресурсом нации7, так как оказывает наибольшее влияние на ее жизнестойкость. А вот рациональность применения этого ресурса характеризуют уже затраты той его части, которая остается после удовлетворения потребностей простого самовоспроизводства нации.

ЖИЗНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЪЕКТА

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ УГРОЗ И ВЫЗОВОВ

1. Mt[C] = IQ.C.

2. Mt[Y] = IQ.Y.'

3. dNB = IQ.(C+Y.)

г-"^ ЖИЗНЕННАЯ ^1 f КАЧЕСТВО

СИЛА НАЦИИ: ЖИЗНИ НАЦИИ:

1. Mt[NT] = N*T 1. U[MP] = k*MR/N

2. M[MR] = MP+MR 2. U[DP] = k*P[R]/N

3. P[R] = NT*MR 3. U' = dU[M+D]/dt

^НЕОБХОДИМОЕ |

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

-Ц ПОЗИТИВНЫЕ |

Для удовлетворения потребностей самосохранения и самовоспроизводства З А Т Проведение научных исследований Забота о стариках, детях и матерях Укрепление здоровья, обучение И духовное развитие

Р А

Т

Для всестороннего Ы Употребление алкоголя и табака

развития Просмотр кино и телевидения

и совершенствования С криминальными сюжетами

t 1

^ СВОБОДНОЕ |

►I НЕГАТИВНЫЕ |

Рис. 4. Показатели и главный ресурс национальной безопасности

Поясним: позитивные затраты M[NT] способствуют росту потенциала развития нации. Они включают расход национального времени на ведение научных исследований, создание передовых технологий и новых средств агропромышленного производства, а также затраты на поддержание материнства, детства и старости, на духовное развитие, воспитание и укрепление здоровья людей. Расходование M[NT] на удовлетворение перечисленных потребностей целесообразно осуществлять в рамках общенациональных целевых программ.

А вот в число негативных затрат национального времени входят алкоголизм, наркомания и пассивное использование гражданами личного времени, насильственное присвоение ими результатов чужого труда или бездумное их разрушение, а также общественно необходимое время, затраченное на нека-

7 Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества. М.: Радио и связь. 1996. 246 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

39

Тема номера: «Национальная безопасность: теоретические модели и практические решения»

чественный труд во всех сферах — от неумелого управления страной до аналогичного бытового обслуживания населения. Подобные затраты уменьшают потенциал развития нации и могут быть измерены как в человекогодах, так и в рублях: цена одного из них определяется стоимостью ВВП страны и израсходованным на него национальным временем.

Наряду с перечисленными возможно и альтернативное влияние затрат M[NT] на потенциал развития нации. Например, время на удовлетворение потребностей, превосходящих социально необходимые или научно обоснованные нормы, а также бесцельно проведенные часы и дни у телевизора не способствуют развитию нации. Сюда же входят затраты на поддержание обороноспособности и правопорядка, которые сами по себе не могут увеличить жизненную силу нации; однако экономия на них может спровоцировать разрушительные силы, способные нанести ей гораздо больший ущерб.

Политико-правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваемая здесь нормативная база представляет собой первый компонент системы обеспечения НБ, устанавливающий основные принципы всей государственной и общественной деятельности в этой сфере. Естественно, что среди нормативных актов должны быть две группы документов: а) одни из них издаются главой государства с целью разъяснения и приобщения граждан к реализации соответствующей политики; б) другие имеют статус законов, принимаемых парламентом и подлежащих обязательному исполнению всеми должностными лицами и остальными гражданами в части их касающейся.

Столь же логично считать, что подобное обеспечение должно быть системным, т. е. учитывающим лишь те факторы, которые оказывают самое существенное влияние на жизнестойкость конкретной этногеоэтосистемы. Равно как и то, что большое значение при этом следует уделять опережающему прогнозу последствий принимаемых стратегических решений и всемерному противодействию сокрытию от нации существенных для НБ сведений и привлечению к ответственности тех должностных лиц, которые причастны к этому и другим нарушениям своих функциональных обязанностей.

Анализ зарубежного опыта в сфере политико-правового обеспечения НБ показал, что, как правило, документы главы государства имеют названия, начинающиеся со слов «концепция, доктрина и/или стратегия», а его парламента — «закон» с признаками, уточняющими источник парируемой опасности или конкретную потенциальную жертву. В частности, в англоязычных странах в первом случае обычно используется термин «safety», а во втором — «security8», например: «industrial, nuclear safety» касаются обеспечения безаварийности в промышленной сфере и ядерной энергетике, а «homeland, information security» — внутренней и информационной безопасности, соответственно.

8 Отсутствие в русском языке синонимов слова «безопасность» проявилось в издании нормативных актов, ошибочно вычленяющих из этой категории такие сферы, как «пожарная, промышленная, радиационная...»: ведь для конкретной потенциальной жертвы безопасность — одна и -неделима, а вот источников опасностей у нее может быть много.

40

Выпуск 4 2013

П.Г. Белов

С учетом изложенного, в рассматриваемом здесь политико-правовом обеспечении НБ целесообразно выделить две подсистемы, представляющие собой совокупности: а) нормативных концепций, доктрин и/или стратегий главы государства, б) законодательных актов его парламента. Если предназначение первых — консолидировать работу разных ветвей власти и способствовать ее поддержке населением, то вторых — установить те грани в деятельности по обеспечению НБ, переход за которые должен немедленно пресекаться и караться. Кратко и последовательно охарактеризуем перечисленные документы, начиная с тех, которые издаются главой государства.

Как представляется, концепция НБ — это официальная точка зрения руководства страны на сущность данного понятия и связанных с ним факторов. Тогда этот долгосрочный документ должен содержать ответы на следующие основные вопросы: 1) как «власть предержащие» понимают НБ и каково ее место в их деятельности; 2) что представляет собой возглавляемая ими страна и к чему она стремится; 3) как ее руководство планирует достичь поставленной цели и преодолеть возможные при этом препятствия.

Доктрина НБ — совокупность вытекающих из одноименной Концепции принципов государственной политики по самосохранению, самовоспроизводству и самосовершенствованию нации, а также их убедительное теоретико-пропагандистское обоснование. К компетенции этого среднесрочного документа следует отнести более конкретные и развернутые ответы на вопросы, касающиеся понимания руководством страны: а) базовых тенденций и противоречий ближайшего десятилетия; б) обусловленных ими проблем и вызовов НБ; в) возможных способов их предупреждения либо парирования.

Стратегия НБ — это выбранный с учетом складывающейся ситуации, наиболее рациональный вариант действий руководства страны по практической реализации соответствующих концептуально-доктринальных положений. К сфере данного краткосрочного документа относится разъяснение позиции государства по вопросам, связанным с: а) оценкой сложившейся международной и внутренней ситуации; б) уточнением требующих парирования вызовов нации; в) определением адекватных им сил и средств; г) организацией всестороннего обеспечения осуществляемых ими действий.

Что касается законодательных актов, то они должны иметь иерархическую структуру, включающую один рамочный, несколько системообразующих и много целевых законов. При этом рамочный документ должен играть роль каркаса этой (второй) подсистемы политико-правового обеспечения НБ. Его предназначение — регулирование отношений по обеспечению жизнестойкости нации и созданного ею государства путем регламентации основополагающих принципов и механизмов, объекта, предмета, интегральных показателей и критериев оценки всей соответствующей деятельности. Иными словами, роль данного нормативного акта может быть уподоблена своеобразной конституции, т. е. основному (или головному) закону, для данной подсистемы права.

А вот систематизирующую роль в ней должны играть соответствующие Кодексы или Основы законодательства, соответственно являющиеся сводными и обычными (кодифицированными) правовыми актами. Их предназначение — регулировать однородные общественные отношения в конкретных областях

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

41

Тема номера: «Национальная безопасность: теоретические модели и практические решения»

обеспечения НБ. Если конкретнее, то каждый такой нормативно-правовой акт обязан устанавливать методологию правового регулирования отношений по: а) удовлетворению жизненно важных потребностей отдельного компонента эт-ногеоэтосистемы путем обеспечения эффективного функционирования соответствующих инфраструктур; б) либо парированию определенного вида угроз или вызовов нации.

Наконец, нормативно-правовыми актами нижнего уровня следует считать законы прямого действия, предназначенные для осуществления еще более конкретной и специфичной функции. Иначе говоря, каждый из них должен системно регламентировать технологию отношений в процессе предупреждения и/или своевременного решения конкретных проблем в этой сфере, а все вместе — при обеспечении жизнестойкости нации.

Совокупность предложенных выше нормативных документов правомерно считать цельной системой, структура которой показана на рис. 5.

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — совокупность взглядов и общий замысел руководства страны на обеспечение жизнестойкости ее народов и народностей, на сохранение и приумножение главных базовых ценностей нации

1.1 НАРОДОВ 1.2 УКЛАДА 1.3 ТЕРРИТОРИИ 2.1 АНТРОПОГЕННО- 2.2 ПРИРОДНО- 2.3 ТЕХНОГЕННО-

СТРАНЫ ИХ ЖИЗНИ И СТРАНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

Рис. 5. Структура политико-правового обеспечения НБ

В силу очевидности содержания этой структуры, здесь ограничимся лишь пояснением ее конструктивности, обратив внимание на следующее:

Во-первых, ее внедрение не только избавит одни нормативные документы от излишней абстрактности, а другие — от узко ведомственной направленности, но и многократно увеличит их совокупную результативность. Причина тому — эффект эмерджентности, свойственный цельной системе, но отсутствующий у отдельных и разрозненных документов.

Во-вторых, синтез нормативно-правовой и нормативно-политической подсистем в единую политико-правовую систему заметно повысит ее вклад в обеспечение НБ благодаря определенной специализации. Ведь:

42

Выпуск 4 2013

П.Г. Белов

- жизнестойкость этногеоэтосистемы в целом есть предмет ведения Концепции и рамочного закона о НБ, а также общенациональной Доктрины или Стратегии НБ;

- процедура обеспечения жизнеспособности компонентов этой системы и парирования каждого класса объективно существующих опасностей регламентируется частными доктринами, кодексами и основами законодательства;

- поддержание же жизнестойкости критически важных элементов этноге-оэтосистемы и парирование наиболее серьезных для них угроз обеспечивается целевыми программами и обычными законами прямого действия.

В-третьих, только что отмеченная гармония между частями этногеоэтосис-темы и политико-правовыми актами, обеспечивающими их жизнестойкость, будет способствовать большей координации усилий исполнительной и законодательной власти по обеспечению НБР.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.