следований по проблемам управления и отраслевого менеджмента; развитие образовательного консалтинга. Учет требований рынка организаций и отраслей и применение экономических механизмов позволит спроектировать российскую систему менеджмент-образования и обеспечить конкурентоспособность выпускников и эффективность управляемых ими организаций [8].
Литература
1. Абрамов Р. Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. - М.: КомКнига, 2005.
2. Алексеевский В. С. Синергетика менеджмента устойчивого развития: Монография. - Калуга: Манускрипт, 2006.
3. Бизнес-образование в России: Аналит. справ. - М.: КОНСЭКО, 1998.
4. Коротков Э. М. Итоги, приоритеты и перспективы работы УМО вузов России по образованию в области менеджмента в 2005 году // Вестник университета. - 2005.- № 15. - С. 5-19.
5. Попов Г. Х. Проблемы теории управления. - М.: Экономика, 1977.
6. Поршнев А. Г. Российская система управленческого образования// Вестник университета. - 2003. - № 4. - С. 5-9.
7. Пудич В. С. Системное развитие менеджмента как науки. Монография / ГУУ. - М.: ТЕИС, ИНИОН РАН, 2004.
8. Шемятихина Л. Ю. Национальные модели формирования менеджеров // Бизнес: экономика, управление и право: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. И. В. Скопиной. - Киров: ООО «МЦНИП», 2006. - С. 60-65.
Н. Е. Эрганова
КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Статья посвящена актуальным проблемам современного профессионально-педагогического образования, для решения которых необходима новая концепция развития образования в России. Приводятся основные положения и результаты внедрения в РГППУ образовательной программы «Профессионально-педагогические технологии», которые могут быть полезны для развития профессионально-педагогического образования в целом.
The article is devoted to actual problems of modern professional-pedagogical education for which decision the new concept of development of education in Russia is necessary. Substantive provisions and results of introduction of education program «Professional-pedagogical technologies» in the Russian State Professional Pedagogical University which can be useful to development of professional-pedagogical education as a whole are resulted.
Конец XX - начало XXI вв. в России - время кардинальных перемен в высшем образовании, в том числе и профессионально-педагогическом. Надо заметить, образование в нашей стране - вообще наиболее часто реформируемая сфера. Однако переход на рыночные отношения в обществе, интеграция России в мировое образовательное пространство, обострение проблемы повышения качества подготовки выпускников, внедрение двухступенчатой подготовки специалистов потребовали поиска принципиально новых путей, концепций, технологий развития профессионально-педагогического образования.
В целом процесс реформирования имеет созидательный характер, хотя существуют самые противоречивые оценки способов проведения преобразований и уже имеющихся результатов.
Медленные темпы реформирования системы профессионального образования привели к тому, что одни учебные заведения были закрыты; другие -выживали и выживают в условиях хронического недофинансирования и разрыва с базовыми предприятиями. Лишь немногим удается соответствовать инновационным процессам, внедрять новые образовательные программы, обеспечивать учебный процесс современным материально-техническим оснащением.
Мощный импульс развития профессионально-педагогическая сфера получила в связи с изменениями в экономике. Учреждения начального и среднего профессионального образования, помимо рабочих индустриальных профессий, стали вести активную подготовку работников для социальной сферы услуг. Это оказало влияние на перечень квалификаций специалистов профессионально-педагогического образования. В дополнение к ранее существовавшей квалификации «инженер-педагог» появились другие: педагог-агроном, педагог-экономист, педагог-юрист, педагог-дизайнер, педагог-модельер, педагог-технолог. К концу 1990-х гг. специальность «Профессиональное обучение» высшего профессионально-педагогического образования содержала около 50 специализаций, объединенных в 12 групп по отраслевому признаку, что, безусловно, явилось признаком развития специальности.
Создание нового поколения государственных стандартов (ГОС 2000) для профессионально-педагогического образования актуализировало поиск оптимизации образовательных отраслей подготовки педагогов профессионального обучения. Введение названия специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» позволило сформировать перечень специализаций, который охватил 85% профессий и 83% специальностей начального профессионального образования федерального перечня профессий. Таким образом, профессионально-педагогическое образование традиционно нацелено на «подготовку педагогических (точнее, профессионально-педагогических) кадров для реализации профессиональных образовательных программ в учреждениях начального профессионального образования» [1, с. 10]. Квалификация выпускника вуза «педагог профессионального обучения» однозначно определяет сферу деятельности специалиста
(формирование знаний и умений будущих рабочих, техников, технологов современного производства), его предметную компетентность в конкретной области экономики и отраслевой характер специальности.
Одна из наиболее острых проблем дальнейшего развития профессионально-педагогического образования состоит в том, что кадровая система начального профессионального образования почти не восполняется выпускниками профессионально-педагогических вузов. По данным различных источников, высшее профессионально-педагогическое образование имеют лишь 16,7% преподавателей и 6,4% мастеров производственного обучения системы НПО [2]. Основная причина сложившейся ситуации - экономическая. Сегодня молодой специалист, имеющий профессионально-педагогическую специальность, в системе НПО получает низкую заработную плату (ниже прожиточного уровня), не имеет социального пакета и социальных льгот. Это своеобразное проявление скрытой безработицы, при которой человек не способен реализовать себя ни на рабочем месте, ни в быту. Другой причинной является частая невостребованность в педагогической деятельности основного объема профессиональных знаний, полученных в вузе. Следствием невозможности развития педагогической карьеры преподавателя-предметника в образовательном учреждении становится то, что подавляющее большинство выпускников профессионально-педагогических вузов покидает профессиональную школу.
Кадровый потенциал образовательных учреждений пополняется специалистами с различным уровнем профессионального образования. В основном это лица, обладающие соответствующей квалификацией - инженер, учитель труда, техник-технолог. Существует несколько объяснений, вследствие чего человек меняет вид профессиональной деятельности. Это, прежде всего, внешние причины, связанные с состоянием общества, не зависящие от данного человека. К ним относится, например, безработица. По данным наших исследований (мы опросили около 50% (256 чел.) студентов заочного отделения, обучающихся по образовательной программе «Профессионально-педагогические технологии»), она повлияла на профессиональную судьбу 26% респондентов. Другую группу причин составляют личные факторы. К ним относятся рождение ребенка, вступление в брак, смена места жительства, болезнь и другие жизненные обстоятельства.
Несмотря на то, что в обществе престиж педагогической деятельности низкий, многие студенты объясняют предпочтение данной профессии возможностью передавать подрастающему поколению знания и умения по своей специальности. Современный уровень инженерно-технического и технологического знания, интенсивность профессиональных контактов и социальнопсихологического взаимодействия создают объективную основу для успешного осуществления процесса обучения в образовательных учреждениях как функции передачи профессионального опыта и знаний подрастающему поколению. Значительная часть опрашиваемых отметили творческий характер труда педагога - 43 %; желание работать с молодежью - 40 %; семейную тра-
дицию - 26%. К сожалению, только 6% респондентов отметили важность педагогической деятельности для общества [3, с. 33].
Следует признать, что имеются реальные и весьма существенные противоречия между системой подготовки профессионально-педагогических кадров и требованиями основного работодателя - системы начального профессионального образования. Усугубление этих противоречий, недостаточность государственной поддержки ведут к кризису профессионально-педагогического образования. Между тем в настоящее время, в условиях острого дефицита высококвалифицированных специалистов в различных отраслях экономики и промышленности, профессионально-педагогическое образование в очередной раз доказывает необходимость своего существования как самостоятельной образовательной отрасли [2, с. 20]. Активизировались исследования теоретических и практических проблем ППО, происходит переосмысление концептуальных основ этого вида образования.
Однако нужна не только новая концепция, но и реформа механизма, научная разработка новой методики подготовки профессионально-педагогических кадров, учитывающей двухступенчатую технологию подготовки специалистов. Насущная потребность сегодня - создание новой модели взаимодействия системы подготовки профессионально-педагогических кадров не только с системой начального профессионального образования, но и всей системой подготовки и переподготовки кадров.
В настоящее время, когда государство пытается отказаться от сырьевой направленности экономики и провозглашает готовность оказывать государственную поддержку высокотехнологичным отраслям производства, возникает вопрос: какая система будет осуществлять подготовку высококвалифицированных рабочих кадров для этих высокотехнологичных производств? Следует констатировать, что пока такой системы нет. Острую необходимость создания данной системы красноречиво подтверждают многочисленные аварии технологического оборудования и техногенные катастрофы, которые объясняются так называемым «человеческим фактором».
Система профессионально-педагогического образования имеет ряд преимуществ перед прочими системами подготовки специалистов, но и она в существующем положении не соответствует современным требованиям подготовки рабочих для высокотехнологичных производств.
Возникновение в России рынка труда обусловило необходимость появления рынка образовательных услуг, конкуренции учебных заведений, их адаптации к новым требованиям в сфере подготовки кадров. В большинстве учреждений НПО за последние годы значительно обновлен перечень профессий. Немаловажное значение для начального профессионального образования имела переориентация системы подготовки специалистов с отраслевого принципа на региональный, учитывающий специфику отраслей экономики, основанную на объективно действующих регионоформирующих процессах исторического, национально-культурного, демографического и экономическо-
го характера. Изменение финансирования учреждений начального профессионального образования должно способствовать полному обеспечению кадровым потенциалом регионального рынка труда, поиску реальных заказчиков из числа местных наиболее крупных предприятий и холдингов, внедряющих высокотехнологичные производства. В настоящее время в некоторых регионах России получили развитие корпоративные университеты, ресурсные центры подготовки и переподготовки кадров, в которых происходит объединение всех ступеней и форм подготовки специалистов для высокотехнологичных производств. Система профессионально-педагогического образования должна быть нацелена на подготовку специалистов, знающих специфику рынка труда региона, умеющих проектировать рынок профессий под конкретные производства.
В то время как система начального профессионального образования отказалась от отраслевого характера подготовки кадров и начинает развивать образовательные программы на широкой политехнической базе, отраслевой принцип остается ведущим в концепции образовательных стандартов профессионально-педагогического образования (ГОС 2000). Сегодня в системе профессионально-педагогического обучения ведется подготовка педагогов профессионального обучения для 19 отраслей. Таким образом, профессионально-педагогическое образование, следуя традициям высшего инженерного образования в России, развивает прогрессирующую узкую специализацию. Как уже было сказано в программах профессионально-педагогического образования конца 90-х гг. имели 50 специализаций. Сегодня одна только отрасль ППО «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в РГППУ имеет 5 специализаций:
• электроэнергетика;
• компьютеры и информационные технологии обучения в электроэнергетике;
• электротехника, электротехнологии и технологический менеджмент;
• электроэнергетика, энергоаудит, энергосбережение;
• профессионально-педагогические технологии.
Отметим, что в приведенном перечне перечислены, строго говоря, даже не специализации (кроме последней), а, скорее всего, направления отраслевой подготовки. Поясним это.
Как правило, любая отрасль профессионально-педагогического образования ориентирована на базовую рабочую профессию начального профессионального образования, например: отрасль ППО «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» - на рабочую профессию «слесарь-электрик по ремонту и обслуживанию электрооборудования», отрасль «Производство продовольственных продуктов и общественное питание» традиционно - на подготовку учащихся по профессии «повар» и т. д. Современная же профессиональная школа нацелена на подготовку рабочих широкого поля профессиональной деятельности: повар-кондитер, кулинар или рабочий интегративного
профиля профессий - «фермер» или «коммерсант торговли». Вести подготовку таких специалистов может педагог, имеющий другое содержание циклов общеотраслевой подготовки и специально-отраслевой подготовки специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)». В профессионально-квалификационной структуре подготовки специалистов в системе НПО возродилась подготовка ремесленников, социальных работников (например, гувернеров), коммерсантов (в прошлом купцов). Подготовка учащихся по подобным профессиям требует своего педагога. Как вести обучение педагогов для таких «штучных» профессий? Существующая система профессионально-педагогического образования пока не дает ответа на этот вопрос.
Отраслевая ориентация специальности «Профессиональное обучение» не согласуется и с образовательными параметрами специализации «Профессионально-педагогические технологии». Эту специализацию Российский государственный профессионально-педагогический университет открыл в 1997 г. по заказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
В связи с острой нехваткой профессионально-педагогических кадров в стране высок спрос на образовательную программу, которая бы учитывала предшествующее профессиональное образование педагогов и мастеров производственного обучения, т. к. их опыт работы позволяет значительно сократить сроки обучения. Контингент обучающихся по образовательной программе «Профессионально-педагогические технологии» - взрослые люди, преподаватели общеотраслевых и специальных предметов, мастера НПО и СПО, которые являются квалифицированными специалистами по соответствующей профессии, однако не имеют высшего профессионально-педагогического образования.
За десять лет развития специализации сделано 20 выпусков. Это более 600 выпускников, которые получили квалификацию «педагог профессионального обучения». Выпуски специалистов были сделаны в Екатеринбурге, в филиале РГППУ в Кемерово, в представительствах РГППУ в Перми, Сургуте, Ижевске. География подготовки специалистов и объем выборки выпускников позволили изучить траекторию их профессионального роста и сделать вывод о соответствии требований современного образовательного процесса и качества подготовки профессионально-педагогических кадров по образовательной программе «Профессионально-педагогические технологии».
В исследовании приняли участие 256 студентов. 93% опрошенных мотивировали свое поступление в РГППУ целью получения высшего профессионально-педагогического образования. По окончании программы подавляющее большинство выпускников ценность обучения определило практическим характером полученных знаний и приобретенными навыками профессионально-педагогической деятельности (84% респондентов). Таким образом, рассматриваемая образовательная программа не только формирует знания о профессионально-педагогической деятельности, но и дает практические умения
по применению педагогических технологий непосредственно в процессе обучения (см. рисунок).
100
80
84%
80%
60
40
20
0
©
©
32%
32%
32%
©
©
©
19%
©
Основные результаты образовательной программы:
1 - овладение практическими навыками профессиональной деятельности; 2 - увеличение объема психолого-педагогических знаний; 3 - повышение уровня общей культуры; 4 - расширение кругозора по современным проблемам образования; 5 - систематизация имеющихся знаний; 6 - повышение уровня аутокомпетентности
За период обучения увеличили объем психолого-педагогических знаний 200 чел. (80%), то есть программа «Профессионально-педагогические технологии» удовлетворила мотивацию студентов к обучению и их образовательные цели. 32% респондентов отметили повышение уровня общей культуры, систематизацию имеющихся знаний, расширение профессионального кругозора. Другим важным результатом и показателем значимости программы стало проявление желания у 228 респондентов (более 90%) работать по полученной специальности. Из них удовлетворены и профессией, и работой 78%. Это очень высокие показатели: ведь, по имеюшимся данным, только 20 % выпускников педагогических вузов работают по специальности.
Однако профессионально-педагогические технологии не могут быть специализацией в отдельной отрасли производства. В отраслевых технологических знаниях нет специфики педагогических технологий. Профессионально-педагогические технологии сегодня - это самостоятельная отрасль педагогических знаний.
Отказ от отраслевого принципа в высшей профессионально-педагогической школе позволит выстроить систему обучения технологично и методически более обоснованно. Высокотехнологичные производства унифицируют деятельность любого специалиста, в том числе высококвалифицированного рабочего,
следовательно, и профессионально-педагогическому образованию необходимо переходить на унифицированную политехническую основу подготовки.
Сегодня ошибочно абсолютизировать роль какого-то одного вида профессиональной подготовки в осуществлении обучения рабочих кадров для высокотехнологичных производств. Представление о том, что специалист, освоивший профессионально-педагогическую специальность, имеющий комплекс самых разных компетентностей (рабочих, инженерно-технологических, информационно-аналитических, проектно-методических, психолого-педагоги-ческих и др.), способен подготовить высококвалифицированного специалиста, неверно. В подготовке рабочих для высокотехнологичных производств более значимую роль играют образовательная технология или комплекс образовательных технологий. Они способны обеспечить планируемый результат профессиональной подготовки специалиста. В соответствии с этим, нельзя абсолютизировать формирующую (обучающей) деятельность педагога профессионального обучения. На результаты обучения сегодня в большей мере влияние оказывает его проектно-методическая деятельность.
В условиях современного образовательного процесса невозможно не замечать изменений в содержании деятельности педагога, ведущего подготовку и переподготовку кадров для высокотехнологичного производства. Технология оказывает глубокое и поразительное воздействие на все стороны педагогического процесса. Меняется не только содержание педагогической и учебной деятельности, существенные преобразования происходят в структурах информации и в формах ее подачи для наиболее эффективного усвоения. Расчлененность обучения на ступени, стадии, фазы, этапы, уровни, внедрение отраслевых стандартов, применение информационных систем и технологий, мастерство педагога - все это создает уникальную ситуацию взаимопроникновения, интеграции различных областей инженерных, педагогических знаний и искусства обучения в единую систему, имеющую большую продуктивность на практике. Четыре аспекта особенно важны для понимания тех изменений, которые несет технология в теорию и практику обучения:
• переход от унифицированного жестко стандартизированного образования к сервису образовательных услуг;
• внедрение различных форм кодификации теоретического знания для осуществления педагогических инноваций;
• переход от отдельных форм, способов передачи знаний к методическим системам, с помощью которых большие объемы учебной информации трансформируются в формы, удобные для усвоения обучающихся с различными когнитивными способностями;
• превращение отдельных методик обучения в инструмент системного анализа и принятия решения, в интеллектуальную технологию двух взаимодействующих субъектов - обучаемого и педагога.
Помимо основной функции - обучения профессии - у педагогов профессиональной школы появляются специфические виды деятельности, значе-
ние которых для развития образовательных программ учебных заведений будет возрастать в будущем. К ним относятся создание моделей специализации, разработка программ развития образовательного учреждения, поиск и разработка технологий профессиональной подготовки будущих специалистов. Следует на этой основе исследований эффективности образовательного процесса прогнозировать тенденции развития образовательных программ. Таким образом, ведущей для педагога является не столько деятельность предметника или мастера производственного обучения, а организатора, технолога образовательного процесса.
Педагог-технолог - это квалифицированный специалист, осуществляющий проектирование, конструирование, внедрение и реализацию образовательного процесса в учреждениях профессионального образования с учетом специфики и тенденций развития образовательного пространства, социокультурной и экономической ситуации региона. Педагог-технолог на основе анализа способен проектировать и управлять на практике образовательной технологией. Специалист такой квалификации обоснует этапы, стадии обучения, диагностирует исходный уровень квалификации обучаемого и включит в процесс подготовки специалиста любой квалификации: инженера с производства, мастера с технологического участка или рабочего высокой квалификации.
Совокупный результат деятельности нескольких специалистов обеспечит подготовку высококвалифицированного рабочего для современных высокотехнологичных производств. Но для этого в системе профессионально-педагогического образования необходимо расширить перечень квалификаций специалистов: педагог-технолог, педагог-тестолог, педагог-менеджер. В настоящее время существует одна - педагог профессионального обучения, тогда как в профессиональной подготовке будущих учителей общего среднего образования существует десяток квалификаций учителей-предметников.
Традиционная система подготовки педагогических кадров направлена на изучение предметного содержания и готовых методических разработок и рекомендаций по нескольким учебным предметам. В условиях выбора и использования разнообразных технологий обучения такая ориентация психоло-го-педагогической подготовки перестает удовлетворять будущих педагогов профессиональной школы. У выпускников уходит несколько лет на усвоение давно известных в педагогике методов, приемов и форм организации учебнопознавательной деятельности учащихся при изучении технических дисциплин, а своя методика и авторская технология обучения вырабатываются интуитивно, опытным путем. Таким образом, сложившаяся система профессиональной подготовки педагогов не учитывает реального характера современной профессиональной деятельности педагога и мастера производственного обучения в решении практических задач.
Сегодня профессионально выполняемая методическая деятельность обеспечивает разработку сложных методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и внедрение их в практику обучения.
Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, разрабатывающие методическое обеспечение педагогического процесса и системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является их профессиональной деятельностью.
Необходимость подготовки педагогов по образовательной программе «Профессионально-педагогические технологии», помимо такого важного фактора, как внутренняя потребность в повышении квалификации и переквалификации педагога профессионального образования, обусловлена факторами следующего порядка.
1. Интенсивное развитие социальной технологии - важнейшее средство современного управления обществом, что относится как к теории, так и практике обучения. В первом случае создаются концепции технотронного, информационного общества, ставящие социальное развитие в прямую зависимость от технологических изменений в производственных процессах. Во втором -создаются достаточно эффективные «технологии поведения» (Б. Скиннер). Все это непосредственно и опосредованно «входит» в педагогическую сферу и, прежде всего, в область профессионального образования.
2. Технологизация педагогического производства и педагогической деятельности является важнейшей особенностью данного процесса на современном этапе: это теснейшая взаимосвязь технологизации субъектно-объектных структур педагогической деятельности, «сращивание» социально-педагогических, психолого-педагогических, собственно педагогических технологий, с одной стороны, и производственно-технических - с другой.
3. Еще одна группа факторов, определяющих необходимость подготовки педагогов-технологов профессионального образования, связана с усилением роли коммуникационных тенденций, обусловленных одной из ведущих закономерностей современной педагогики - гуманизацией. Умение строить отношения с обучаемым в некоторых случаях играет более важную роль, чем всестороннее знание педагогом своего предмета. Кроме того, технология общения способствует более продуктивной трансляции знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Итак, профессионал в сфере методической деятельности должен заниматься проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, во-первых, соответствуют целям и задачам, системе требований общества и производства, во-вторых, обеспечивают практику обучения комплексом специально разработанных, связанных в единую систему учебнопрограммных средств, методик обучения.
Мировая педагогическая практика имеет опыт подготовки таких специалистов. В 1965 г. в Англии был создан Центр по подготовке технологов образо-
вания, а с 1970-х гг. в Болгарии началась подготовка педагогов-технологов. Можно привести пример подготовки инструкторов производственного обучения для моторно-тренировочной системы (технологии) производственного обучения, которую вел в 1930-х гг. возглавляемый А. К. Гастевым Центральный институт труда (ЦИТ). В то время в кратчайшие сроки (за полгода) удавалось подготовить специалистов по узкой системе производственного обучения. В начале 1990-х гг. коллектив института психологи РАО под руководством В. В Давыдова вел подготовку педагогов развивающего обучения для начальной школы на базе педагогических колледжей. Однако во всех этих случаях готовились специалисты для конкретной технологии обучения.
Образовательная программа РГППУ «Профессионально-педагогические технологии», представленная как трансферная инновационная образовательная технология, может быть одной из реальных возможностей преодоления остроты кризиса с профессионально-педагогическими кадрами в стране и существенного повышения уровня профессионально-педагогического образования для систем НПО и СПО в короткие сроки. Ее можно распространить, например, через систему УМО вузов. Российский государственный профессионально-педагогический университет, возглавляющий учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию, готов взять на себя координирующие функции в реализации образовательного процесса по программе «Профессиональное обучение», специализации «Профессионально-педагогические технологии».
РГППУ выступает инициатором организации банка инновационных программ и технологий профессиональной подготовки профессионально-педагогических кадров в России, который в долгосрочной перспективе может стать банком инновационных образовательных программ и образовательных технологий коллективного использования, сетевым центром проектирования профессионально-педагогических технологий.
Литература
1. Жученко А. А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. - Екатеринбург, 1999.
2. Романцев Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России / / Образование и наука: Изв. Урал. науч.-образ. центра РАО. 2001. № 6(12). - С. 19-29.
3. Эрганова Н. Е., Пиджакова Т. В. Профессиональный рост выпускников образовательной программы «Профессионально-педагогические технологии». - Екатеринбург: Изд.-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - 98 с.