БИТ 2019 Том 3 № 2 (10) УДК 35.085.6
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Афонин П.Н., Лебедева Е.С.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии;
CONCEPTUAL MODEL OF IMPROVING CUSTOMS INFORMATION AND TECHNICAL INTERACTION IN THE FIELD OF INTELLECTUAL
PROPERTY PROTECTION
Afonin P.N., Lebedeva E.S.
St. Petersburg named after V.B.Bobkov branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данной статье разработана концептуальная модель совершенствования информационно-технического взаимодействия таможенных органов в сфере защиты интеллектуальной собственности в целях повышения эффективности таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: таможенный контроль объектов интеллектуальной собственности, интеллектуальная собственность, таможенная защита объектов интеллектуальной собственности, ОИС.
Abstract
This article represents the conceptual model of improving customs information and technical interaction in the field of intellectual property protection to improve the efficiency of customs control of intellectual property objects.
Keywords: customs control of intellectual property, intellectual property, intellectual property rights, intellectual property protection by customs, IP.
Международный рынок интеллектуальной собственности развивается высокими темпами, и, по некоторым оценкам, около 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность [1]. Рост интеллектуальной составляющей в товаропотоке через таможенную границу обуславливает необходимость совершенствования таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности, в том числе по линии информационно-технического взаимодействия таможенных органов в области защиты объектов интеллектуальной собственности (далее -ОИС).
Основными принципами, на которых строится модель, являются законность, уважение прав и интересов лиц, участвующих в реализации административного механизма защиты прав интеллектуальной собственности, обеспечение качества таможенного администрирования, соблюдение международных стандартов в области правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, содействие обороту
товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, свободной конкуренции на международных рынках. Реализация этих принципов при функционировании модели позволит обеспечить эффективное использование прав интеллектуальной собственности в международной торговле, а также стимулировать создание и внедрение новых инновационных интеллектуальных продуктов.
Правовой основой предлагаемой модели является действующее законодательство в области трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности с учетом определенных изменений и дополнений. Выделим основные из них.
1. Совершенствование и унификация законодательства государств - членов ЕАЭС в различных отраслях права. Система охраны прав на ОИС в странах-членах ЕАЭС во многом различается, что приводит к ослаблению правозащиты, неконтролируемому потоку контрафактной продукции через открытые границы между
странами и различной правоприменительной практике. Основными вопросами являются: выбор единого принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности в ЕАЭС (предположительно, международного), совершенствование и внедрение ЕТРОИС, унификация полномочий таможенных органов в странах-членах ЕАЭС в сфере защиты прав на ОИС, а именно, утверждение на законодательном уровне возможности возбуждать дела об АП и процедуры приостановления выпуска товаров без заявления правообладателя.
Кроме того, на данном этапе развития системы правозащиты интеллектуальной собственности целесообразным является распространения правовой охраны на промышленные образцы, патенты, топологии интегральных микросхем. Поскольку регистрация данных видов ОИС уже осуществляется Роспатентом, таможенное ведомство может получить все необходимые для включения ОИС в Реестр документы. Несмотря на то, что на практике таможенный контроль за такими ОИС является трудоемким процессом, их материально-вещественная база делает такой контроль вполне осуществимым. Соответствующие изменения необходимо будет внести в новый Регламент ведения ТРОИС, ТК ЕАЭС и национальные нормативно-правовые акты.
2. Совершенствование процедуры внесения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС. На сегодняшний день актуальным является замена морально устаревшего Регламента внесения ОИС в ТРОИС РФ 2009 г. на новый, соответствующий современным реалиям и тенденциям информатизации таможенной сферы. Прежде всего, в Регламент необходимо внести такие ключевые изменения как:
а) возможность подачи заявления через электронные порталы - личный кабинет участника ВЭД и сайт госуслуг;
б) минимизация количества документов, необходимых для подачи заявления на включение ОИС в Реестр, благодаря получению необходимых документов и сведений от уполномоченных ведомств через СМЭВ;
в) снижение срока принятия решения с 1 месяца до 20 дней;
г) снижение суммы обеспечения обязательства правообладателя о возмещении имущественного вреда в связи с приостановлением выпуска товаров с 500 тыс. руб. до 250 тыс. руб., поскольку данное условие
является обременительным для правообладателей и снижает их активность в процессе защиты прав на ОИС;
д) расширить перечень сведений, указываемых в заявлении о включении ОИС в Реестр. Речь идет о признаках, позволяющих отличить контрафактные товары от оригинальных. Рекомендуется включать подробные сведения о местах нанесения товарного знака, используемую палитру цветов, шрифты нанесенных надписей, кроме того, предоставлять образец оригинального товара для упрощения в дальнейшем экспертизы и судебного разбирательства.
Введение таких упрощений повысит активность правообладателей во взаимоотношениях с таможенными органами и позволит сделать рассматриваемый механизм защиты прав на интеллектуальную собственность более эффективным за счет увеличения количества обратившихся для получения услуги. Высокие показатели качества таможенных услуг в сфере защиты прав на ОИС должны обеспечиваться:
- во-первых, высоким профессионализмом должностных лиц таможенных органов, участвующих в процессе защиты прав на ОИС. Для развития этого направления рекомендуется проводить различные обучающие тренинги по выявлению контрафакта, конференции и семинары, рабочие встречи с бизнес-сообществом, направленные на обсуждение актуальных вопросов, проведение дискуссий, обмен информацией и опытом, способствующим активизации и повышению результативности работы. На сегодняшний день таможенная служба уже имеет положительный опыт проведения таких мероприятий, например, участие в ежегодном Международном форуме «Анти-контрафакт» [2], а также тесное сотрудничество с представителями FIFA во время проведения Чемпионата мира по футболу в России в 2018 г. [3].;
- во-вторых, качеством нормативно-правового обеспечения деятельности таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- в-третьих, качеством материально-технического и информационного (программного) обеспечения деятельности таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
3. Совершенствование внутриведомственного взаимодействия, исключающего дублирование функций, для более опти-
мального использования ресурсов таможенных органов. Внутриведомственное взаимодействие таможенных органов подразумевает согласованную деятельность таможенных органов всех уровней (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в направлении реализации функции по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции. Определенный уровень подобного взаимодействия уже предусмотрен и регламентирован действующим законодательством, однако он требует совершенствования в части более детального распределения полномочий должностных лиц различных подразделений таможенных органов.
4. Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере защиты интеллектуальной собственности. Одной из основных проблем, которую необходимо решить, является различный уровень развития информационно-технического обеспечения деятельности государственных органов РФ. Для этого необходимо усовершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия между ФТС РФ и государственными органами, актуализировать технологические карты межведомственного взаимодействия, разработать новое современное программное обеспечение для таможенных органов, внести соответствующие поправки в нормативно-правовые акты (Регламент внесения ОИС в ТРОИС) с целью сократить время ожидания запрашиваемых документов и сведений, повысить эффективность организации взаимодействия, качество исполнения функций в электронном виде и качество предоставления услуги потребителям.
5. Создание единой системы электронной подачи и обработки заявлений, связанных с приостановлением выпуска товаров: вариативность поведения правообладателей (их представителей), декларантов, самих таможенных органов, иных участников процесса неоднозначно отражается в правоприменительной практике. С целью унификации этого механизма необходимо разработать банк возможных решений и заявлений для данных категорий в рамках приостановления выпуска, причем сделать его открытым для всех.
6. Усиление работы с правообладателями, развитие взаимодействия таможен-
ных органов с правообладателями и их объединениями. Анализ правового статуса правообладателя в реализации таможенными органами административного механизма по защите прав на объекты интеллектуальной собственности свидетельствует о существенной роли данного субъекта правоотношений в эффективной реализации рассматриваемого механизма. Важным фактором в системы защиты интеллектуальной собственности является активность правообладателя и его инициатива в отстаивании своих прав. Зачастую правообладатели не знают о существующем механизме охраны интеллектуальных прав в каждой конкретной стране.
На сегодняшний день, остро стоит проблема взаимодействия таможенной службы и правообладателей (их представителей). В 90% случаев приостановлений выпуска товаров, содержащих ОИС, представители правообладателей на территории РФ после уведомления таможенными органами о возможном нарушении их прав на ОИС, присылают в таможенные органы письмо об отсутствии необходимости применения административных мер в отношении декларантов и разрешают ввоз таких товаров, либо вследствие малозначительности нарушения не привлекают к ответственности нарушителя, или вообще игнорируют уведомления таможни. Практика показывает, что представители правообладателей предпочитают самостоятельно договариваться с нарушителями интеллектуальных прав, не информируя об этом таможенные органы.
Недостаточная активность и инициативность со стороны правообладателей (их представителей) проявляется также в том, что несмотря на обладание информацией о каналах поставок, потоках, местах сокрытия перемещаемой контрафактной продукции, получаемой через собственные службы безопасности, охранные компании, привлекая к работе различные компетентные правоохранительные и государственные органы, работая с пострадавшими потребителями и розничными торговыми сетями и отслеживая конъюнктуру рынка, правообладатели (их представители) не информируют об этом таможенные органы. Поэтому таможенному ведомству необходимо уделять большое внимание сотрудничеству с правообладателями, целенаправленная работа с
Новый порядок заполнения 31 графы ДТ
Добавление нового формализованного электронного поля
С31_02 (в виде подраздела) в графу 31 ДТ
Обязательное заполнение этого поля одним из сведений: 1) регистрационным номером ОИСизТТОИС;
2) кодом «1», означающим наличие в товаре ОИС, не
включенного в ТРОИС;
3) кодом «О», означающим отсутствие в товаре ОИС
Электронное поле С31_12 заполняется как и раньше, но носитв основном информативный характер
Рис. 1. Предлагаемые изменения в порядок заполнения 31 графы ДТ
которыми позволит постепенно формировать более активную правовую, выстраивать стратегию взаимодействия их с таможенными органами на основе конструктивного диалога. Кроме того, представляется целесообразным уведомлять о нарушении интеллектуальных прав самих правообладателей, а не их представителей на территории РФ, которые зачастую просто не хотят заниматься отстаиванием прав правообладателя в суде, не желают тратить время и финансовые ресурсы на борьбу с нарушителями, боятся испортить репутацию и т.д. Крупные игроки рынка больше заинтересованы в предотвращении производства и реализации контрафакта, сохранении положительной репутации у потребителя, недопущении потери части прибыли и финансовых вложений для рекламы и продвижения своего товара, поэтому представляется, что такая схема взаимодействия непосредственно с правообладателем повысит эффективность защиты интеллектуальной собственности и снизит число нерезультативных приостановлений выпуска товаров как минимум в половину.
7. Оптимизация процедуры применения сервиса «личный кабинет правообладателя» при приостановлении выпуска товаров, содержащих ОИС. На сегодняшний день не существует обязательной регистрации на данном сервисе для правообладателей. Кроме того, информационно-техническое обеспечение таможенных органов просто не позволяет работать с данным сервисом в рамках приостановления выпуска товаров. В регионе деятельности СЗТУ до сих
пор не было ни одного приостановления выпуска с использованием сервиса «личный кабинет правообладателя». Тем не менее, это очень перспективное направление взаимодействия правообладателя с таможенными органами, которое бы значительно экономило силы и время. Предлагается оптимизировать программный продукт «АИСТ-М», внедрить функцию доступа к необходимой ДТ, базам данных досмотра, сервису личный кабинет правообладателя, возможности отправления электронного сообщения, содержащего всю необходимую информацию, в личный кабинет правообладателя в режиме реального времени.
8. Совершенствование процесса заявления сведений об объекте интеллектуальной собственности в ДТ (рис. 1). Таможенный контроль ОИС непосредственно на этапе проверки сведений, заявленных в декларации на товар, осложняется рядом информационно-технических факторов, в частности, отсутствует автоматическая сверка электронные полей ДТ, содержащих сведения об ОИС, с базой данных ТРОИС -этим занимается должностное лицо вручную. Поскольку одной из перспективных задач таможенной службы является сокращение времени оформления товара, необходимость автоматизировать эту функцию стоит очень остро. Во-первых, это сократит срок выпуска товара, во-вторых, устранит ошибки, допущенные человеческим фактором.
В рамках совершенствования информационно-технического взаимодействия таможенных органов в сфере защиты интеллектуальной собственности предлагается добавление в графу 31 ДТ графически специально выделенного раздела, содержащего новое электронное поле G31_02, отражающего регистрационный номер декларируемого ОИС, что обеспечит полную формализацию вводимой информации. Синхронизация заявляемых сведений с ТРОИС позволит исключить возможность ввода декларантом заведомо несуществующего набора данных. Кроме того, такое нововведение сделает возможным производить автоматический компьютерный поиск информации об ОИС, доверенных лицах и т.д. в ТРОИС, что позволит исключить выполнение избыточных операций.
В случае, если товар содержит ОИС, однако последний не включен в ТРОИС, требуется указание кода «1» в поле G31_02. Отсутствие регистрации ОИС в ТРОИС будет означать заполнение электронного поля G31_02 кодом «0», означающим, что товар не содержит ОИС. Это позволит, во-первых, привлекать декларанта к ответственности в случае, если этот код указан неправомерно, поскольку это действие можно однозначно квалифицировать как умышленное недостоверное декларирование, а, во-вторых, в случае отсутствия информации в новом добавленном электронном поле ДТ отказывать в регистрации ДТ, поскольку это априори будет являться недостоверным декларированием. Таким образом, предлагаемая схема требует одно-
значного определения факта наличия / отсутствия ОИС в товаре, а в случае присутствия - определения его характера. На новое поле G31_12 в 31 графе ДТ в связи с формализацией заполняемой информации необходимо внести ограничение, которое должно полностью удовлетворять регистрационному коду ОИС.
9. На сегодняшний день в ФТС РФ уже разработана инновационная информационно-техническая система контроля за объектами с помощью контрольных идентификационных знаков или RFID-меток, однако она нацелена лишь на контроль за перемещением ограниченной группы товаров [4]. Предлагается расширить спектр контролируемых товаров и включить в этот перечень товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. Технически необходимо произвести закупку портативных считывателей RFID-меток для должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный досмотр товаров. К примеру, бренд Gucci использует RFID-метки для чи-пирования всех своих товаров (рис. 2).
10. Внедрить механизм отражения информации о графическом товарном знаке в декларацию на товар. Существует необходимость в распознавании графического товарного знака при осуществлении документального контроля товара, содержащего ОИС. В графе 31 ДТ у декларанта имеется возможность указать товарный знак только в буквенно-цифровом виде, т.е. не существует законодательной регламентации о том, как именно указывать графический товарный знак. Кроме того, разные декларанты по-разному могут описать один и тот
0400112793386
Рис. 3. Пример кодирования сведений о графическом товарном знаке с помощью QR-кода
же графический товарный знак. Все это создает значительные проблемы для должностного лица таможенного органа, проводящего документационный контроль. Предлагается внедрить механизм отражения графического товарного знака в ДТ путем его формализации и кодирования, обеспечивая возможность его единообразной интерпретации программными средствами таможенных органов (рис. 3).
Предлагаемая модель оптимально соотносится с современными тенденциями информатизации таможенного дела и автоматизации всех формальных процессов, сокращению ресурсных затрат таможенных органов в сфере защиты прав на ОИС.
Список литературы
1. Кузнецова Г.В. Международная торговля объектами интеллектуальной собственностью // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. №8. С. 35-47. URL: clck.ru/F5J49 (дата обращения: 11.04.2019).
2. Самарская таможня приняла участие в VI Международном форуме «Антиконтрафакт-2018» // Официальный сайт ФТС РФ. URL: clck.ru/FQYSC (дата обращения: 15.04.2019).
3. ФТС России и таможенная служба Китая проводят совместные мероприятия по защите
товарных знаков FIFA // Официальный сайт ФТС РФ. URL: clck.ru/FQYQR (дата обращения: 15.04.2019).
4. Афонин П.Н., Хрунова А.Л. RFID-метка как инновационная технология таможенного контроля в контуре таможенных услуг // Бюллетень инновационных технологий. 2017. Том 1. № 4. URL: bitjour nal.ru/index.php/BIT/article/view/35 (дата обращения: 15.04.2019).
Поступила в редакцию 22.04.2019
Сведения об авторах:
Афонин Петр Николаевич - заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор технических наук, доцент, e-mail: tstk@spbrta.ru
Лебедева Екатерина Сергеевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: tstk@spbrta.ru
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru