КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Маджуга А.Г., Абрахманова М.В., Ишмуратова Р.М., Ильясова Э.Н.
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой
Признание здравотворческой парадигмы ведущей в обновляемой методологии работы со здоровьем переводит проблему из плоскости детерминации внешними стимулами безопасности и здоровья человека в плоскость самодетерминации культурного развития и позволяет говорить о реализации валеологической функции образования.
С этих позиций для нас представляет значительный интерес концепция М.М. Бахтина, в которой обосновывается мысль о всеобщности диалога и развитии на его основе человеческого сознания, что позволяет сделать вывод о природосообразности построения образовательного процесса в режиме диалога и считать противоестественной монологическую форму обучения. Следовательно, становление личности субъектом культуры здоровья носит социально обусловленный характер. Оно всегда диалогично, совместнодеятельно, взаимосозидательно как событийный процесс (Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков и др.).
Эффективность механизмов сохранения и повышения резервов здоровья зависит от многих факторов. Но определяющую роль среди них, по мнению И.И. Брехмана, Н.М. Амосова, В. Леви и других специалистов в области здорового образа жизни, основ валеологии играет нравственность (культурность) самого человека, основной характеристикой которой (в рамках поставленной проблемы) является его отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Необходимо отметить, что негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам. В этой связи, необходимо переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, укрепления и приращения здоровья.
Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:
1) понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно, здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);
2) здоровье человека - это результат его собственной деятельности;
3) уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;
4) здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);
5) здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;
6) система массового образования является механизмом здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.
7) здоровье есть функция воспитания, а не лечения, и основным средством научения здоровью является педагогика. Как отмечает Г.К. Зайцев, здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности.
Таким образом, одной из важных функций современного образования является валеологическая функция. В самом общем виде ее можно сформулировать следующим образом: от валеологически обоснованного саморазвития и непроизвольного овладения основными навыками образовательной деятельности, через самопознание, смыслотворчество и самосовершенствование - к самоопределению и выработке обоснованного способа здорового образа жизни.
Мы считаем, что реализация валеологической функции образования возможна через построение в школе системы здоровьетворящего образования. Здоровьетворящее образование мы формулируем на основе содержания базовых для него понятий «здоровье», «творение» и «образование».
Здоровьем мы называем такое состояние организма, в котором отражается уровень культуры отношения личности к окружающему миру во всем многообразии его проявлений, которое детерминируется степенью усилий человека в наращивании своих жизненных сил и обеспечивает формирование устойчивых моделей здравосозидательного поведения и деятельности, направленных на гармонизацию его отношений с самим собой и миром. Слово «творение» мы употребляем в значении «сотворенье», «созидание» и трактуем как деятельное, процессуальное явление, сопряженное с личностной самоактуализацией и формированием валеологического самосознания.
На наш взгляд, здоровьетворящее образование это перманентный процесс, направленный на формирование
образа растущего человека и трансляцию (на основе интеракций) наиболее продуктивных форм здоровьесбережения в эколого-личностном и образовательном пространстве, на основе которых возможна реконструкция и переосмысление ранее использованных личностью валеологических установок и выработка новых стратегий жизни и деятельности в отношении своего здоровья.
Следовательно, здоровьетворящее образование- это качественная характеристика особым образом организованного целостного педагогического процесса, нацеленного на формирование у учащихся и учителей готовности к здоровьетворению, которая является качеством личности, обусловливающим здоровый образ их жизни и обеспечивающим благодаря этому становление (то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание) их здоровья, что в конечном итоге способствует полноценному решению образовательных задач. Наш опыт показывает, что здоровьетворящее образование основано на субъект-субъектном характере отношений в диаде «учитель-ученик» и направлено на присвоение участниками целостного педагогического процесса форм валеологического мышления и поведения, трансляцию знаний о здоровье, обеспечивающую актуализацию ресурсов личности в ходе построения индивидуальных программ оздоровления, способствующих приращению уровня здоровья посредством развития здоровьетворящего потенциала личности в различные периоды онтогенеза.
Таким образом, учитель может оказать существенное влияние на здоровье учащихся, если в его функции будет входить задача стимулировать детей к здоровью, т.е. умению помогать детям его сохранять, поддерживать, укреплять и наращивать в доступных для них пределах, а это уже является актом человеческой культуры. Наиболее эффективными в этом аспекте являются, на наш взгляд, принципы здоровьетворящего образования, объединенные в две группы, согласно своей направленности: 1) принципы валеологического мышления и 2) принципы валеологического поведения. Основными признаками валеологического мышления являются конструктивно-позитивное отношение к миру и обеспечение здоровьетворящей жизненной позиции человеку. Валеологическое же поведение дает человеку возможность чувствовать себя комфортно в окружающем мире, живя в гармонии и согласии с разными людьми и миром в целом.
Еще одним важным аспектом научного анализа было построение концептуальной модели реализации валеологической функции образования в современной школе.
Наша концептуальная модель реализации валеологической функции образования включает относительно самостоятельные подсистемы, связанные по принципу уровневой иерархии (рисунок 1).
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.