педагогические науки
Гущина Оксана Михайловна КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ...
УДК 372.881
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОИ НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
© 2017
Гущина Оксана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Существующие задачи модернизации деятельности образовательных организаций требуют сегодня изменений не только в структуре, средствах и методах управления образовательной деятельностью, но и в видах работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом (I II 1С). Это способствует осознанию того, что реализация концептуальных положений теории управления образовательным процессом невозможна без применения современных инструментальных средств, основанных на автоматизации и использовании принципов управления процессами оптимизации нагрузки III 1С. Проведенные ранее исследования в данном направлении показали, что все они в той или иной мере описывают механизмы распределения учебной нагрузки III 1С. но при этом практически не уделяют внимание методике распределение внеучебной нагрузки. В связи с этим, было проведено синтезирование изученных методов и предложен свой обобщенный метод планирования учебной нагрузки III 1С в основу которого положен алгоритм оптимизации распределения внеучебной нагрузки, включающей разноплановые задачи III 1С. Предложенный метод планирования нагрузки НС позволяет равномерно распределить всю внеучебную нагрузку 1Ü 1С, учитывая те задачи, которые необходимо выполнить в строго заданный период. Данный метод бы положен в основу построения информационной системы, направленной на выполнение оптимизированного распределения внеучебной нагрузки с наглядным отображением полученных результатов за счет использования средств визуализации: таблиц и графиков.
Ключевые слова: организация образовательной деятельности, алгоритм оптимального распределения внеучебной нагрузки, методика планирования учебной нагрузки III 1С автоматизация распределения внеучебной нагрузки.
THE CONCEPTUAL MODEL OF THE OPTIMAL DISTRIBUTION OF AN INSTRUCTOR'S
EXTRA-CURRICULAR LOAD
© 2017
Gyshchina Oksana Mihailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Applied Mathematics and Computer Science» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, street Belorusskaya 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Existing tasks of updating the activities of educational institutions require today changes in the structure, means and methods of managing educational activities, as well as in the types of work performed by the faculty (PPS). This contributes to the understanding that the implementation of the concept of management of the educational process is impossible without the use of modern automated tools based on the principles of managing the processes of load optimization PPS. Previous studies in this direction have shown that they all consider the mechanism of distribution of the teaching load of the teaching staff, but at the same time they practically do not pay attention to the method of distribution of the out-of-class load. In this connection, a generalization of the studied methods was carried out and a generalized method for planning the training load of the teaching staff was proposed, based on the algorithm for optimizing the distribution of the out-of-class load, which includes the tasks of the PPS, which have a completely diverse nature. The proposed method of planning the training load of the teaching staff allows to take into account those tasks that must be performed in a strictly defined month, and evenly distribute the entire out-of-class load of the teaching staff for the whole academic year. And the information system built on its basis not only performs an optimized distribution of the out-of-class learning load, but also uses visualization tools to visualize the results: tables and graphs.
Keywords: the organization of educational activities, the algorithm for the optimal distribution of out-of-class load, the methodology for planning the training load of the PPS, the automation of the distribution of the out-of-class load.
Автоматизированные системы в работе образовательных организаций в последние годы постепенно занимают своё место в информационной инфраструктуре общества. Однако, существующие задачи модернизации деятельности образовательных организаций требуют в настоящее время изменений не только в структуре, средствах и методах управления самой образовательной деятельностью, связанной с собственно организацией учебного процесса, но и в видах работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом (III 1С). Таким образом, определилось новое направление в системе управления образовательной организацией, основанное на концептуальных положениях теории управления и направленное на применение современных автоматизированных средств, построенных на использовании принципов управления процессами оптимизации нагрузки ППС.
Эффективность организации системы управления в образовательном учреждении зависит от способов применения на практике административным аппаратом методов педагогического анализа, а также сопутствующих параметров, определяющих глубину проводимого анализа выявленных фактов, точность определения характерных зависимостей. Педагогический анализ направлен на интеграцию рассмотренных элементов из-
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
учаемого объекта в единое целое, определение связей между ключевыми системообразующими факторами. Проведенный педагогический анализ, имеющий неполные параметры для принятия управленческого решения, может привести к формированию неявных целей и некорректных задач, что свою очередь может «привести к необоснованности принимаемых решений» [1]. Поэтому к нему предъявляются повышенные меры, способствующие проведению объективных мероприятий по обработке полученных результатов, на основании которых формируются «рекомендации по упорядочению управляемой системы» [2], способствующие координированию мероприятий по достижению цели.
Лялина Л.В. отмечает, что цель организации образовательной деятельности «...это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы» [3]: применяя системный подход при определении «дерева целей», выделяется общая цель, представленная в виде описания сопутствующих конкретных частных целей. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения ее частных целей.
Для организации системы управления образовательной деятельности преобладающим является вопрос о том, какие мероприятия оказывают непосредственное
19
Гущина Оксана Михайловна pedagogical
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ... sciences
влияние на реализацию поставленных целей в организации. Именно поэтому организация образовательной деятельности рассматривается как «деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления» [4], в которой целеполагание и планирование, как функции управления образовательной деятельности, предполагают определение ключевых задач и выработку необходимых для их выполнения решений [5]. В системе управления образовательной деятельности особое место занимает контроль, сущность которого заключается в мониторинге выполняемых действий для достижения заранее сформированных задач. Данный мониторинг необходим для выполнения процесса коррекции, направленного на прогнозирование и устранение всевозможных расхождений с изначально определенными задачами.
Мониторинг в системе управления выявляет ошибочно составленные планы, недостаток актуальной информации, ошибки в принимаемых решениях, плохое выполнение, недостатки в контролирующих и оценивающих мероприятиях, которые влияют на конечные результаты при достижении цели [6-9]. Т.е. процесс мониторинга решает задачу управления текущими отклонениями в реальном времени: в случаях, когда произведенные действия не приносят положительный результат, наступает потребность в переосмыслении целей. А это означает запуск нового цикла с развертыванием всех основных стадий управленческой технологии, в том числе, направленной на управление процессом оптимизацией распределения нагрузки III 1С.
Проблемами распределения нагрузки ППС занимались многие известные исследователи [10 - 14]. Например, Милевская М.М. предложила [15] алгоритм распределения нагрузки как последовательность расчетов по определению необходимого количества часов на выполнение тех или иных задач, стоящих перед преподавателем:
1. На основании рабочих учебных планов и планов преподавателей определить общий объем учебной и учебно-методической нагрузки.
2. На основании плана работы кафедры и индивидуальных планов преподавателей рассчитать общий объем научно-исследовательской нагрузки. Учесть при расчете индивидуальную научно-исследовательскую деятельность и исследовательскую работу со студентами.
3. На основе плана работы кафедры и индивидуальных планов работы преподавателей вычислить общий объем организационно-воспитательной нагрузки.
4. Для пересчета базовой научной нагрузки для преподавателей рассчитать коэффициент соотношения научной и учебной нагрузки кафедры.
5. Определить преподавателям минимальный и максимальный объемы научно-исследовательской нагрузки.
6. Установить преподавателям максимальный уровень учебной нагрузки.
7. В соответствии с размером ставки и должностной категории рассчитать индивидуальный объем учебной нагрузки.
Григораш О.В. в своих работах [16, 17] описывает распределение нагрузки ППС, осуществляемое решением заведующего кафедрой. В основе данного алгоритма лежит суммирование итогов организационной, учебной, научной и методической работы за очередной период, позволяющее на основании полученных результатов спрогнозировать возможные варианты планирования. Механизм распределения связан с понижением аудиторной нагрузки преподавателям, имеющим высокие показатели по основным результатам деятельности, за счет перепланирования ее тем ППС, которые имеют более низкие показатели. Общая индивидуальная нагрузка преподавателя при этом должна остаться неизменной в связи с перераспределением других видов нагрузки на основании занимаемого рейтинга ППС. Предложенный алгоритм мотивирует ППС на активное участие в основных видах деятельности на кафедре для повышения 20
показателей, связанных с оценкой эффективности кафедры, чтобы в дальнейшем иметь определенные привилегии при распределении нагрузки.
Варламова С.А. [18] в своем исследовании пришла к заключению, что решение проблемы оптимального распределения нагрузки сводится к решению задачи по распределению ресурсов, для которой необходимо составить целевую функцию и ввести определенные ограничения:
- компетентность преподавателя в преподавании дисциплин учебного цикла;
- равномерность распределения нагрузки между преподавателями;
- запрет на одновременное ведение дисциплины в нескольких группах.
Таким образом, проведенный анализ научных работ в области организации образовательной деятельности показал, что практически во всех исследованиях акцент делается на описание механизма распределения учебной нагрузки ППС, но при этом не уделяется внимание описанию методик распределение внеучебной нагрузки. В связи с этим, предлагается произвести генерализацию изученных методов и предложить свой обобщенный алгоритм планирования внеучебной нагрузки ППС, осуществляющий оптимальное распределение стоящих перед ППС задач, имеющих совершенно разноплановый характер:
- подготовка и публикация научных статей;
- подготовка заявок на грант;
- участие и выступление на конференциях;
- разработка учебной и методической литературы;
- работа со студентами, связанная с подготовкой публикаций статей и выступлений на конференциях, участием в олимпиадах и др. мероприятиях;
- подготовка к лекционным занятиям, практическим и лабораторным занятиям.
Алгоритм распределения внеучебной нагрузки включает выполнение последовательности следующих действий:
1. Производится первичная расстановка задач с выделением приоритетов (задачи, поставленные заведующим кафедрой, имеют более высокие приоритеты, если они требуют первоочередного исполнения).
2. Осуществляется проверка всех ограничений (допустимый максимальный объем задач в месяц; допустимое максимальное количество часов в месяц; необходимость выполнения задачи в указанные сроки; важность задачи (обозначенные приоритеты, определяющие последовательность выполнения задач)).
3. Выполняется привязка задач к определенному периоду выполнения (если это заранее определено).
4. Осуществляется перераспределение задач на свободные месяцы, от ближайших к дальним, в зависимости от заданных приоритетов.
Алгоритм распределения внеучебной нагрузки может быть представлен в виде схемы на рисунке 1.
Принимая во внимание тот факт, что принятие управленческого решения по организации работы связано с обработкой большого объема информации и требует нетривиального анализа, основанного на использовании методов искусственного интеллекта, то имеет место применение программных средств для планирования как учебной, так и внеучебной нагрузки ППС. При этом нужно строго учитывать общий объем выполняемой нагрузки ППС, т.е. вся нагрузка должна быть суммирована и равномерно распределена между ППС автоматически [19].
Таким образом, обобщенный метод планирования нагрузки ППС направлен на рассмотрение процесса автоматизации распределения внеучебной нагрузки путем формализации подходов к созданию и использованию информационной системы, основные процессы функционирования которой регулируются в зависимости от поставленных задач. При этом структура, вид работы с ин-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Гущина Оксана Михайловна КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ...
формацией (получение, хранение, передача, обработка) будут зависеть от характеристик выбранной технологии проектирования и реализации, а также от тех функций, которые могут быть реализованы в зависимости от дополнительных требований системы управления образовательной организацией.
- оперативный контроль выполнения задач, для которых были определены какие-либо дополнительные требования, сформированные в виде ограничений.
Рисунок 1 - Алгоритм распределения внеучебной нагрузки ППС
К таким функциям может быть отнесена возможность добавления новых задач, выполняемых ППС. На рисунке 2 представлена экранная форма, отображающая визуальное отображение функции добавления новых задач ППС.
Рисунок 2 - Форма добавления новой задачи
Для организации оптимального распределения нагрузки в системе реализована функция, обеспечивающая просмотр всех задач, поставленных перед преподавателем, и возможность корректировки их в случае обнаружения ошибки. На рисунке 3 представлена экранная форма, демонстрирующая работу описанной функции.
Использование информационной системы для оптимального распределения внеучебной учебной нагрузки в образовательном учреждении даст следующие преимущества:
- структурированное хранение имеющейся в образовательном учреждении информации об текущих задачах ППС;
- автоматизированное оптимальное распределение внеучебной нагрузки ППС на учебный год;_
Рисунок 3 - Список всех задач до (а) и после (б) автоматического распределения
Таким образом, предложенный метод планирования внеучебной нагрузки ППС позволит не только учитывать задачи, которые необходимо выполнять в строго определенный период (например, подача заявок на грант), но и осуществлять равномерное распределение внеучеб-ной нагрузки на весь учебный год. А построенная на его основе информационная система сможет осуществлять оптимизированное распределение внеучебной нагрузки в автоматизированном режиме и наглядно отображать полученные результаты, используя такие средства визуализации, как построение таблиц и графиков.
Рассмотренная технология автоматизированного планирования внеучебной нагрузки ППС значительно сократит время, затрачиваемое на распределение нагрузки, позволит исключить ошибки, а также в случае необходимости, быстро внести поправки в план учебной нагрузки ППС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ажибеков К.Ж., Жетписбаева Г.О., Ермаханова Ш.Н., Тогатай М.М., Асылбаева Ж.У., Ермаханов М.Н. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 876-878.
2. Нечаев М.П. Методика диагностического анализа как средство психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания личности обучающегося // Наука и образование: новое время. 2014. № 1. С. 223-226.
3. Лялина Л.В. Подготовка будущих учителей к управленческой деятельности в рыночных условиях // Вестник Чувашского университета. 2006. №4. С. 324334.
4. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления / И.Г. Велков. - М., 1993. С. 75.
5. Жигарь О.В. К вопросу о процессе разработки решений в органах управления // Вестник ЧелГУ. 2013. №3 (294). С.26-30.
6. Дурманенко О.Л. Мониторинг организации воспитательной работы в высших учебных заведениях: трудности и пути их преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 35-37.
7. Евдокимова О.В. Педагогический мониторинг как объект научно-педагогического исследования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 67-71.
8. Марцева Л.А. Мониторинговые исследования как механизм оценивания качества образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 144147.
9. Шаповалова О.В. Управление качеством в условиях развития образовательного мониторинга // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
21
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
Гущина Оксана Михайловна КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ..
pedagogical sciences
2014. № 2. С. 90-92.
10. Султанова С. Н., Тархов С. В. Модели и алгоритмы поддержки принятия решений при распределении учебной нагрузки преподавателей // Вестник УГАТУ. 2006. №3. С.107-114.
11. Гусев В.В. Система моделей и методов рационального планирования и организации учебного процесса в вузе / В.В. Гусев, Н.Я. Краснер [и др]. Воронеж : ВГУ, 1984, 152 с.
12. Виноградов Г.П. Распределение нагрузки между преподавателями кафедры / Г.П. Виноградов // Вестник ТГТУ. 2002. № 1 (1). С. 53-59.
13. Коргин Н.А. Механизмы обмена как основа распределения научной и учебной нагрузок преподавателей / Н.А. Коргин // Управление большими системами. Вып. 12-13. М. : ИПУ РАН, 2006. С. 90-108.
14. Тархов С.В. Построение функциональной модели распределения учебной нагрузки между преподавателями кафедры / С.В. Тархов, С.Н. Султанова // Информационные технологии моделирования и управления. № 4. Воронеж : Научная книга, 2005. С. 509-515.
15. Милевская М.М. Комплексная оценка результативности преподавательского // Вестник БГЭУ. 2013. С.199-203.
16. Григораш О.В. Комплексный подход к совершенствованию системы высшего профессионального образования //Высшее образование сегодня. 2014. №.5. С. 34-39.
17. Григораш О.В. Методика планирования учебной нагрузки с учётом результатов работы преподавателей // Научный журнал КубГАУ. 2013. №92. С.1333-1347.
18. Варламова С.А., Белобородова Е.В., Затонский А.В. Принятие решений при распределении учебной нагрузки // Фундаментальные исследования. 2008. №9. С. 22-31.
19. Подригало Н.М. Автоматизация процесса распределения и учета учебной нагрузки преподавателя // Вестник ХНАДУ. 2009. №45. С. 19-21.
Статья поступила в редакцию 02.07.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.
22
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)