КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Вовк Л.В.
Восточноукраинскийнациональный университет имени Владимира Даля
Аннотация. В статье представлена разработанная теоретико-прикладная системная модель формирования культуры здорового образа жизни у студентов специальной медицинской группы в учебно-воспитательном процессе ВУЗа Модель является проектом педагогической системы. Она базируется на принципах гуманности, научности, субъектности всестороннего гармонического развития, оздоровления, индивидуальности преемственности, технологичности. Она направлена на формирование культуры здорового образа жизни студентов специальной медицинской группы.
Ключевые слова: культура здоровый образ жизни, студенты учебно-воспитательный процесс.
Анотація. Вовк Л.В. Концептуальна модель формування культури здорового способу життя у студентів спеціальної медичної групи. В статті представлена розроблена теоретико-прикладна системна модель формування культури здорового способу життя у студентів спеціальної медичної групи у навчально-виховному процесі ВНЗ. Модель є проектом педагогічної системи. Вона базується на принципах гуманності, науковості суб’єктності, всебічного гармонійного розвитку, оздоровлення, індивідуальності, наступності, технологічності. Вона спрямована на формування культуриздорового способу життя студентів спеціальної медичної групи Ключові слова: культура здоровий спосіб життя, студенти навчально-виховний процес.
Annotation. Vovk L.V. ^nceptual model of the shaping kuliury sound lifestyle beside student of the special medical group. In article is presented designed theorist-applied system model of the shaping the culture sound lifestyle beside student of the special medical group in scholastic process high school. The model is the design of a pedagogical system. She bases on principles of humanity, scientific character, comprehensive harmonic development, improvement, individuality, continuity, adaptability to manufacture. She is guided on formation of crop of an able-bodied mode of life of students of special medical bunch.
Keywords: culture, sound lifestyle, students, scholastic process.
Введение.
Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на наш взгляд, образование и воспитание человека. Оттого, какими будут выпускники общеобразовательных школ, вузов, во многом зависит будущее Украины Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. В Украине отсутствует на государственном уровне пропаганда здорового образа жизни. Анализ происходящихв Украине социально-экономических преобразований показывает, что, к сожалению, человеку стало чуждо понятие совершенствования Утрачено понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности -это помощь не только себе, но и окружающим. Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.
Стратегия перестройки высшего образования Украины в связи с процессом её интеграции в европейское образовательное пространство должно базироваться на усилении образовательного аспекта учебного процесса, при этом назрела необходимостьреформирования образования в области физической культурыи физического воспитания [4]. Поэтому вопрос специфики проведения учебного процесса по дисциплине «Физическое воспитание» в высшей школе с учетом особенностей профессиональной направленности и в условиях внедрения кредитно- модульной системы организации учебы является чрезвычайно актуальным. Внедрение модульной организации учебного процесса с системой зачетных кредитов является одним из важнейших факторов, которые мобилизуют студентов к творческому труду, а также обеспечивают условия для демократизации по срокам сдачи экзаменов, зачетов и графика учебного процесса, а также взаимоотношение между преподавателем и студентом от принципа «преподаватель учит, а студент учится», к принципу «преподаватель и студент - равноправные коллеги»[1]. Решение проблемы эффективной подготовки современного специалиста предусматривает разработку научно обоснованных технологий формирования ку льтурыздорового образа жизни студентовразных специальностей в высших учебных заведениях [2]. Особенности проведения учебно-воспитательного процесса со студентами специальной медицинской группы (СМГ), требуют индивидуального и дифференцированного подхода к решению педагогических задач, которые связаны со спецификой профессии.
Работа выполнена согласно плана НИР Восточноукраинскогонационального университета имени Владимира
Даля.
Формулирование целей роботы,
Цель данного исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной модели культурыздорового образа жизни студентаспециальной медицинской группы
Результаты исследо ваний.
На кафедре физического воспитания ВНУ им. В.Даля была разработана теоретико-прикладная системная модель формирования культурыздорового образа жизни (ЗОЖ) студентаспециальной медицинской группы (рис.1), где охарактеризованы её структурные составляющие, обоснована кредитно-модульная технология учебно-
воспитательного процесса и рейтинговая технология оценивания учебных достижений по теоретической методической и физической подготовленностистудентовСМГ.
Системное моделирование культурыЗОЖ студенческоймолодежи, предусматривает не только проектирование, а и определение путей её внедрения в практику реального учебно-воспитательного процесса, в блочную структуру концептуальноймодели были введены методологический, организационно- содержательный и технологический блоки.
Методологический блок является стратегией формирования культуры ЗОЖ личности, выходные методологические и теоретические положения данного процесса. Стратегия формирования культурыЗОЖ студента СМГ, будущеговысококвалифицированногоспециалиста состоит в определении её главных целей: формирование культуры ЗОЖ, как интегральной совокупности знаний, практических умений, гуманистических ценностных ориентаций, самореализации «реального Я».
Основными теоретическими положениями, которые обуславливают конструирование концептуальноймодели формирование культурыЗОЖ студента
Физические Среда и Закалива- Суточный
упражнения экология ние режим
1 1 1 1 1
Конечный резуль тат: здоровый образ жизни личности (ценностные ориентации,
теоретические, методические знания, практические умения, навыки, положительная Я - концепция).
Рис. 1. Модель культуры здорового образа жизни студента СМГ
СМГ, являются следующие принципы: научности, субъектности, всестороннего гармонического развития, оздоровительный, индивидуальности, преемственности, технологичности.
Повышение уровня научности формирования культурыЗОЖ должно быть достигнуто на основе интеграции психолого-педагогических знаний в содержании учебно-воспитательного процесса. Обоснование педагогических принципов и методов воспитания и образования должно осуществляться на познании психологических механизмов и закономерностей развития мотивационно-ценностной сферы личности, которые по сути, составляют научную основу педагогической теории.
Реализация принципа субъектности предусматривает освоение в учебно-воспитательном процессе общепедагогических знаний и умений, детерминированных личностной системой гуманистических ценностных ориентаций будущегоспециалиста, что, в конечном счете, влияет на формирование его как настоящего субъекта педагогической деятельности, готового не только к выполнению определенного набора профессионально важных функций, а и ведет к успешной профессионально-личностной самореализации.
Принцип всестороннего гармонического развития, это естественная предпосылка взаимосвязи различных сторон воспитания - единство физического и духовного развития человека Но эта предпосылка сама по себе не обеспечивает органического соединения в нужном направлении всех факторов, влияющих на развитие человека в процессе воспитания. Вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности существенно зависит от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно использует педагог-специалист объективно существующие взаимосвязи видов воспитания ради достижения единой цели. Средства, методы и условия физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитание физических качеств предоставляют большие возможности эффективного воздействия не только на физическое, но и на духовное развитие человека, позволяя успешно решать ряд задач относящихся к содержанию нравственного, волевого, эстетического и умственного воспитания [6].
Оздоровительный принцип - общий смысл этого принципа заключается в требовании оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья. Он требует не только «Не вредить», но и, прежде всего, - «Укреплять, улучшат!, совершенствовать)!
Принцип индивидуализации формирования культуры ЗОЖ осуществляется путем активизации самостоятельной деятельности студентов с помощью кредитно-модульной и компьютерной технологии обучения и духовно -физического воспитания, а также авторской программы формирование и воспитание культурыЗОЖ студентовСМГ.
Принцип преемственности культуры ЗОЖ осуществляет связь настоящего с прошлым и будущим, между новыми и прежними специальными знаниями, двигательными умениями и навыками как элементов целостной системы образования и воспитания студентовСМГ.
Оценка эффективности воспитания культуры ЗОЖ студентов СМГ на базе технологического подхода предусматривает разработку соответствующейрейтинговой технологии, которая б владела качествами объективности, открытости, гибкости и прогнозированности.
Организационно-содержательный блок модели состоит: основных факторов формирования культурыЗОЖ, методов физического воспитания и авторской программы воспитания культурыЗОЖ у студентовСМГ. Объективной основой взаимосвязи нравственного, умственного, эстетического, физического и трудового воспитания является единство физического и духовного развития человека и закономерности организации всей социальной системы воспитания [6, с.245].
Личность преподавателя, как фактор воспитания. Общие требования к воспитанию хорошо выражены в известных словах: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника... или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться» [8,с.75]. Чтобы «уметь воспитывать своим предметов» [7,с.66], специалисту физического воспитания необходимо хорошо знать и любить свое дело, быть отлично методически и физически подготовленным, обладать спортивно-техническим мастерством. Чем выше квалификация преподавателя и чем шире круг специальных знаний, тем больше возможностей у него для решения воспитательных задач.
Побуждая к физическому совершенствованию своих воспитанников, преподаватель и сам должен иметь гармонично развитые формы тела, совершенные движения, стройность осанки. В манере держаться естественная простота должна сочетаться с достоинством [6, с.262]. Умение пользоваться словом, образностью речи, хорошая постановка голоса, богатая интонация, по выражению А. С.Макаренко, необходимые черты «воспитательной техники». У спех воспитания во многом зависит от того, в какой мере воспитатель знает своего ученика и проявляет о
нем заботу. Специалисту физического воспитания необходимо знать типологические; возрастные, и индивидуальные особенности учеников состояние их здоровья, физической подготовленности черты характера, особенности духовного склада. Педагогический опыт убеждает в том, что правильные оправданные взаимоотношения строятся на основе высокой требовательности наставника в сочетании с глубоким уважением к воспитаннику
Требовательность педагога только тогда достигает цели, когда она проявляется в неразрывном единстве с заботливым, чутким, внимательным и сердечным отношением к воспитаннику Благожелательный тон, умение установить нравственно оправданные отношения и определяют так называемый педагогический такт, который позволяет видеть в ученике хорошее, опираться на это хорошее и проектировать лучшее [6, с.262].
Воспитательная роль учебной группы, как известно коллектив не только объект, но и субъект воспитания. Выдающийся педагог А.С.Макаренко убедительно показал, каким могучим фактором в решении задач воспитания является коллектив организованный на здоровой социально значимой этической основе. «Воспитание в коллективе для коллектива и через коллектив) [3, с. 186].
Самовоспитание, здесь необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательновоспитательных задач. Высшим выражением этой активности является самосознание и самовоспитание, когда воспитуемый выступает одновременно и объектом и субъектомвоспитания, сознательно, целеустремленно и умело воспитывая самого себя: самостоятельно приобретает необходимые знания, вырабатывает у себя полезные умения и навыки, направленно воздействует на свои качества и способности, улучшая их. Один из видных специалистов теории физического воспитания Л.П.Матвеев писал: «Воспитание лишь тогда может считаться достаточно эффективным, если оно перерастает в самовоспитание» [6, с.264]. Самовоспитание не мыслится без самоопределения и самоприучения Основа основ здесь - обязательное выполнение принятого решения. Победа над собой укрепляет веру в свои силы, без чего трудно рассчитывать на самосовершенствование Физическое воспитание постоянно ставит человека перед необходимостью «преодолеть себя» - преодолеть инерцию покоя, побороть чувство страха или неуверенности в себе. Преодолению объективных и субъективныхтрудностей способствует; кроме всего прочего, ряд специальных приемов: самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение.
Стимулируя воспитанников к самовоспитанию, важно внушить им, что они должны постоянно соотносить его направленность в результаты с общими педагогическими задачами и социальными требованиями, что все действия и поступки студентов должны согласовываться с нормами и требованиями христианской морали. Иначе говоря, самовоспитание следует рассматривать как органическую часть всей системы воспитания, скоординированнуюс её магистральным направлением. Всегда надо помнить, что « человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается» [3, с.249].
Учебно-воспитательный процесс не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств - слова и сенсорно-образных воздействий («наглядности»). Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в учебновоспитательный процесс. Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания её с отдыхом Успех в решении поставленных задач гарантируется при умелом применении всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента занимающихся и условий занятий.
Авторская программа воспитания культуры здорового образа жизни является одной из важнейших составляющих организационно-содержательного блока, которая построена на компьютерной технологии, где осуществляется диагностика, коррекция, рейтинг физических качеств и способностей, контроль отстающих звеньев организма студентовспециальной медицинской группы.
В состав технологического блока концептуальноймодели культурыздорового образа жизни, входят средства воспитания культуры здорового образа жизни: физические упражнения, среда и экология, закаливание, питание, суточный режим: учеба, отдых, сон.
Физические упражнения представляют двигательные действия, совершаемые человеком как хорошо известно, многообразны (трудовые бытовые и др.). Через совокупность движений, объединенных в целостные действия, проявляются в конечном счете активное отношение человека к внешнему миру, его потребности и эмоции. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, - писал И.М. Сеченов, - сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» [5, с.71]. Главным аспектом в осмыслении сути физических упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определяется их значение для реализации тех или иных воспитательно-образовательных задач. Рассматривая физические упражнения в этом аспекте, необходимо постоянно помнить, что их воздействие никогда не ограничивается лишь биологической сферой человека, но и распространяется в той или иной степени на психику, сознание, поведение.
Среда и экология эти природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания и повышение работоспособности человека.
Закаливание является одним из основных средств целесообразного использования естественных факторов среды. Закаливание человека повышает устойчивость организма к влиянию охлаждения, согревания, солнечной радиации, в том числе и при резких колебаниях воздействующих факторов Закаливание необходимо систематически обеспечивать с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект естественных факторов среды может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.
Питание. Назначение пищи - снабдить клетки энергетическим и строительным материалом, чтобы организм мог выполнять свои функции. Потребность в любой пище - как в энергетической так и в строительной - прямо зависит от уровня активности. Потребление пищи и пищеварение регулируются условиями питания и аппетитом. Клеточный обмен в значительной степени автономен, но зависит от нагрузок целого организма и воздействия регулирующих систем.
Суточный режим: учеба, активный, пассивный отдых, сон эти компоненты суточного режима имеют важное значения для культуры здорового образа жизни. В организме человека под воздействием внешних и внутренних факторов в течение суток, происходят изменения в работе внутренних органов и систем, что влияет на состояние здоровья в лучшую или худшую сторону. Это значит, что наряду с культурой двигательной деятельности надо соблюдать и культуруучебного труда, отдыха, питания, сна, содержать в надлежащей чистоте тело, одежду, жилище, соблюдать порядок в общественных местах - словом, вести здоровый образ жизни.
Особо следует подчеркнуть о вреде и коварстве на первый взгляд «безобидных) забав, таких как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков Они несовместимы не только с культурой физической, но и вообще со здоровым образом жизни, а поэтому формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков крайне важно для студента Выводы.
Таким образом, предложенная модель культурыздорового образа жизни студента специальной медицинской группы является проектом педагогической системы, что базируется на принципах: гуманности, научности, субъектности, всестороннего гармонического развития, оздоровления, индивидуальности, преемственности, технологичности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни студентов специальной медицинской группы и реализуется на практике в учебно-воспитательном процессе через личностно сориентированную кредитно-модульную технологию, а также обеспечивается комплексом соответствующих педагогических условий: единством всех компонентов культуры здорового образа жизни (системного,
аксиологического, синергетического, личностно-деятельностного}; внутренней интеграцией педагогических дисциплин; индивидуализацию учебного процесса по физическому воспитанию; систематическим контролем и объективной обратной связью «студент-преподаватель).
Дальнейшие исследования необходимо провести в направлении изучения других проблем воспитания культуры здорового образа жизни у студентовспециальной медицинской группы
Литература
1. Г олубенкоО.Л. Етапи інтеграції Далівського університету в Європейський освітній простір // Вища школа, 2005.
- № 5. - С.10-20.
2. Коник Г.А., Темченко В. А.,У сова Т.Е. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентоввысших учебных заведений // Физическое воспитание студентовтворческих специальностей Сборник научных работ ред. Ермакова С.С. - Харьков, 200б. - № 4. - С. 108-114.
3. Maкaренко А.С. Избранные педагогические произведения Учпедгиз, 1952. - 5б7 с.
4. Приходько В.В. Болонський процес і майбутнє вузівського фізичного виховання // Теорія і практика фізичного виховання - 2004. - № 2. - С.31-3б.
5. Сеченов ИМ. Избранные философские и психологические произведения. ГИПЛ, 1947. - 434 с.
6. Т еория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. Культуры/ Под общей ред. Л.ПМатвеева и
А.Д.Новикова Изд. 2-е, испр. и доп. - Т. 1. - M.: Физкультураи спорт, 197б. - 304 с.
7. Ушинский К. Д. Избр. Пед. соч - M., 1945 .- 548 с.
8. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. - M., Учпедгиз, 1940. - 378 с.
Поступила в редакцию 25.05.2008г.