Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиакомпетенция / медиа / медиаграмотность / медиаобразовательные модели / духовная безопасность личности / концептуальная модель / media competence / media / media literacy / media education models / personal spiritual security / conceptual model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирида Ирековна Еникеева

Актуальность формирования медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога обусловлена единством образовательного и информационного пространства. Целью работы является исследование системы формирования медиакомпетенции и оформление ее в виде концептуальной модели. Для этого были использованы диалектический и системный методы, также частично применен дискурсивный анализ. В результате исследования автором уточнено содержательное пространство таких понятий, как медиакомпетентность, медиакомпетенция, медиаграмотность. Выявление абстракций понятий предметной области исследования позволил произвести сравнительный анализ моделей медиаобразования и на их основе сконструировать концептуальную модель медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога. Анализ взаимосвязи структурных компонентов системы выделить системообразующую роль цели, определяющей содержание обучения, выбор методов, средств и форм обучения, обеспечивающих ее достижение. Основополагающими подходами при построении данной модели являются компетентностный, деятельностный и личностно-ориентированный, так как приобретаемые знания, формируемые умения и навыки работы с медиаисточниками составляют личностный и профессиональный опыт деятельности, определенный ресурс для профессионального и личностного становления, формирования социальных и профессиональных компетенций будущего педагога с учетом безопасности их духовного измерения. Автор приходит к выводу о том, что предложенная концептуальная модель формирования медиакомпетенции способствует развитию систематических знаний о медиакультуре, становлению критических умений анализа медиатекстов, приэтом, учитывает принцип диалектического единства образования, развития и воспитания, способствуя, в конечном счете, обеспечению духовной безопасности личности обучающихся в медиапространстве. При обучении рефлексивная мыслительная деятельность должна сопровождаться медиаобразовательными знаниями и умениями с тем, чтобы стимулировать общение и обмен идеями и содействовать духовно-нравственному развитию будущего педагога. Концептуальная модель медиакомпетенции отражает основные функциональные возможности и принципы системы, которую она представляет. Статья будет полезна всем, кто изучает предпосылочные аспекты проблемы развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALIZATION OF MEDIA COMPETENCE AS A CONDITION FOR ENSURING THE SPIRITUAL SECURITY OF THE PERSONALITY OF A FUTURE TEACHER

The relevance of the forming media competence as a condition for ensuring the spiritual security of the personality of a future teacher is due to the unity of the educational and information space. The aim of the work is to study the system of forming media competence and its design in the form of a conceptual model. For this, dialectical and systemic methods were used, and discursive analysis was also partially applied. As a result of the study, the author clarified the content space of such concepts as media competence, media competence, media literacy; a brief analysis of media education models was carried out; a model of the formation of media competence as a condition for ensuring the spiritual security of the personality of the future teacher is presented. An analysis of the relationship between the structural components of the system for the formation of media competence of the future teacher made it possible to single out the system-forming role of the goal that determines the content of education, the choice of methods, means and forms of education that ensure its achievement. The author comes to the conclusion that the proposed conceptual model of the competemce forming contributes to the development of systematic knowledge about media culture, the formation of critical skills in the analysis of media texts, while taking into account the principle of the dialectical unity of education, development and upbringing, ultimately contributing to ensuring the spiritual security of the personality of students in the media space. The article will be useful to everyone who studies the background aspects of the problem of the developing critical thinking.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 2-3. С. 78-91. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (2-3): 78-91.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.075.8

DOI: 10.21510/18173292_2023_100_2_78_91

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Ирида Ирековна Еникеева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, [email protected], ORCID ID 0000-0003-2116-1375

Аннотация. Актуальность формирования медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога обусловлена единством образовательного и информационного пространства. Целью работы является исследование системы формирования медиакомпетенции и оформление ее в виде концептуальной модели. Для этого были использованы диалектический и системный методы, также частично применен дискурсивный анализ.

В результате исследования автором уточнено содержательное пространство таких понятий, как медиакомпетентность, медиакомпетенция, медиаграмотность. Выявление абстракций понятий предметной области исследования позволил произвести сравнительный анализ моделей медиаобразования и на их основе сконструировать концептуальную модель медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога. Анализ взаимосвязи структурных компонентов системы выделить системообразующую роль цели, определяющей содержание обучения, выбор методов, средств и форм обучения, обеспечивающих ее достижение.

Основополагающими подходами при построении данной модели являются компетентностный, деятельностный и личностно-ориентированный, так как приобретаемые знания, формируемые умения и навыки работы с медиаисточниками составляют личностный и профессиональный опыт деятельности, определенный ресурс для профессионального и личностного становления, формирования социальных и профессиональных компетенций будущего педагога с учетом безопасности их духовного измерения.

Автор приходит к выводу о том, что предложенная концептуальная модель формирования медиакомпетенции способствует развитию систематических знаний о медиакультуре, становлению критических умений анализа медиатекстов, приэтом, учитывает принцип диалектического единства образования, развития и воспитания, способствуя, в конечном счете, обеспечению духовной безопасности личности обучающихся в медиапространстве. При обучении рефлексивная мыслительная деятельность должна сопровождаться медиаобразовательными знаниями и умениями с тем, чтобы стимулировать общение и обмен идеями и содействовать духовно-нравственному развитию будущего педагога. Концептуальная модель медиакомпетенции отражает основные функциональные возможности и принципы системы, которую она представляет.

© Еникеева И.И., 2023

Статья будет полезна всем, кто изучает предпосылочные аспекты проблемы развития критического мышления.

Ключевые слова: медиакомпетенция, медиа, медиаграмотность, медиаобразовательные модели, духовная безопасность личности, концептуальная модель

Благодарности. Статья подготовлена в рамках государственного задания в части выполнения научного проекта № 1022041300027-6-5.9.1 (BWUZ-2023-0005) «Формирование у будущего педагога медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности».

Для цитирования. Еникеева И.И. Концептуализация медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №2. С. 78-91.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

CONCEPTUALIZATION OF MEDIA COMPETENCE AS A CONDITION FOR ENSURING THE SPIRITUAL SECURITY OF THE PERSONALITY OF A FUTURE TEACHER

Irida I. Enikeeva

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, [email protected], ORCID 0000-0003-2116-1375

Annotation. The relevance of the forming media competence as a condition for ensuring the spiritual security of the personality of a future teacher is due to the unity of the educational and information space. The aim of the work is to study the system of forming media competence and its design in the form of a conceptual model. For this, dialectical and systemic methods were used, and discursive analysis was also partially applied. As a result of the study, the author clarified the content space of such concepts as media competence, media competence, media literacy; a brief analysis of media education models was carried out; a model of the formation of media competence as a condition for ensuring the spiritual security of the personality of the future teacher is presented. An analysis of the relationship between the structural components of the system for the formation of media competence of the future teacher made it possible to single out the system-forming role of the goal that determines the content of education, the choice of methods, means and forms of education that ensure its achievement. The author comes to the conclusion that the proposed conceptual model of the competemce forming contributes to the development of systematic knowledge about media culture, the formation of critical skills in the analysis of media texts, while taking into account the principle of the dialectical unity of education, development and upbringing, ultimately contributing to ensuring the spiritual security of the personality of students in the media space. The article will be useful to everyone who studies the background aspects of the problem of the developing critical thinking.

Key words: media competence, media, media literacy, media education models, personal spiritual security, conceptual model

Acknowledgments: The article was prepared within the framework of the state assignment regarding the implementation of the scientific project No. 1022041300027-6-5.9.1 (BWUZ-2023-0005) «Formation of media competence in the future teacher as a condition for ensuring the spiritual security of the individual».

For citing: Enikeeva I.I. Conceptualization of media competence as a condition for ensuring the spiritual security of the personality of a future teacher. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2023; 100(2): 78-91.

Введение. Современное единство образовательного и информационного пространства актуализирует задачу формирования медиакомпетенции будущего педагога. В теории и методологии профессионального педагогического образования уже выделен ряд критериев, которые позволяют эффективно применять знания, умения и навыки в поле пересечения медиа и педагогической деятельности будущего учителя [1]. Одним из ключевых направлений профессионального педагогического образования становится формирование медиакомпетенции студентов как приобретение ими важного элемента структуры личности в условиях реалий медиапространства. Понятно, что для молодых специалистов профессиональное применение возможностей современных медиа и сети Интернет становится не просто необходимостью, а закономерностью [2]. Для того, чтобы представить систему формирования медиакомпетенции в виде концептуальной модели, рассмотрим, из каких медиаобразовательных дискурсов и концепций она состоит.

Обобщение педагогического опыта показало, что несмотря на имеющийся исследовательский интерес, проблема формирования медиакомпетенции будущих педагогов в аспекте обеспечения духовной безопасности личности, в настоящее время остается недостаточно разработанной. В условиях активного становления отечественной парадигмы развития медиакомпетенции до конца не выявлена полнота условий её эффективной реализации в профессиональном образовании, более широко - в системе социогуманитарного знания. Для этого необходим качественный теоретический анализ понятийной системы, без которого невозможна верификация.

Актуальность настоящего исследования обусловлена современными тенденциями развития российского рынка труда, требующего таких молодых специалистов, которые способны осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с виртуальным пространством, в том числе, в аспекте невербальных форм коммуникации посредством цифровых систем. Ключевые направления российского образования ориентируют на развитие личности будущего учителя в области профессиональной компетентности, без которой невозможен переход к образовательному сообществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры [3]. Отметим, что оборотной стороной профессиональной медиакомпетенции становится проблема духовной безопасности.

Цель работы: исследование системы формирования медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога и оформление ее в виде концептуальной модели. Задачи исследования: 1) понятийный анализ, выявление понятий «медиакомпетенция»,

«медиакомпетентность», «медиаграмотность», «духовная безопасность»; 2) сравнительный анализ моделей медиаобразования западных ученых; 3) конструирование модели медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога.

Методы исследования. Основными методами исследования выступали диалектический и системный методы. Диалектический метод способствует целостному и многомерному рассмотрению проблемы формирования медиакомпетентности будущего педагога как условия обеспечения духовной безопасности личности. Системная методология выступает как развитие диалектического метода, которая основывается на ключевых подходах диалектики (принцип связи, принцип развития, материальное единство мира, внутреннее противоречие объекта). Принципы, категории и законы диалектической логики позволяют признать систему образования как противоречивую реальность, охарактеризовать ее как сложную систему динамической целостности. Также использованы элементы дискурсивного анализа в ситуации «общения» исследователей в понятийных подходах, оказывающих взаимное влияние друг на друга.

Результаты исследования. В эпоху развития медиасообщества навыки и опыт критической работы с большим количеством разнообразных медиатекстов выходят на первый план в оценке успешности реализации профессиональных задач. Данные способности входят в состав такого понятия, как, медиакомпетентность, занимающую ключевое место в системе информационной культуры будущих педагогов, сложной системы их духовной безопасности в современном цифровом мире. Медиаграмотность, которая формируется в условиях связи с медийным миром, является фундаментом развития медиакомпетенции и результатом медиаобразования. Важная роль в профессиональном образовании отводится самому определению сущности медиакомпетенции, которая понимается как сформированность критического и аналитического подходов к восприятию медиа, умения формировать и высказывать собственные выводы, исходя из полученной информации. В педагогическом словаре читаем: «медиа (от латинского media - средства) -средства (массовой) коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)» [4, с.24].

Термин «компетенция» означает опредмеченные в деятельности компетентности студента - будущего работника. Следует отметить, что на понятийном уровне не существует универсального понимания природы понятия «компетенция». В монографиях и статьях, как зарубежных, так и отечественных ученых, проводятся попытки дефиниции понятий «компетенция» и «компетентность», подчеркивается их неоднозначность. Так, Н.И. Алмазова толкует понятие компетенции как знания и умения, которые применяются в определенной области деятельности людей, а компетентностью

является результативное применение компетенций по назначению [5]. Для Н.Н. Нечаева компетентность - это «глубокое понимание своего дела, сути своей деятельности, многоуровневых связей, действий и процессов, вероятных способов и механизмов выполнения поставленных задач» [6, с.89]. Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и другие указывают, что такие термины, как «знания», «умения», «навыки» не в полной степени могут охарактеризовать суть понятия «компетентность», в связи с тем, что сама «компетентность» отражает процесс обладания знаниями, умениями, навыками и соответствующим опытом.

Дословный перевод с латыни означает, что «компетенция» - значит «соответствовать, подходить», то есть это характеристика личности работника (специалиста), которая отражает его готовность выполнять определённый набор профессиональных заданий [7]. Л.Н. Боголюбов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков акцентировали внимание на практической применимости «компетенция»: «Компетенция представляет собой сферу отношений, которые происходят между знанием и действием в рамках повседневной человеческой практики» [8, с.7]. Следовательно, компетенция -это, в первую очередь, «взаимодействие знаний, навыков и умений в повседневной профессиональной деятельности, которые обуславливаются требованиями к занимаемой должности, конкретно взятой ситуации и стратегическими целями компании» [9, с.82]. В свою очередь, О.В. Чуракова и И.С. Фишман под компетенцией подразумевают взаимосвязь знаний, умений и навыков, с помощью которых возможно устанавливать и достигать целевые ориентиры по объективному преобразованию текущей ситуации [10, с.75].

На основании вышеприведенных дискурсов, мы полагаем, что природа компетенции содержит совокупность взаимосвязанных личностных характеристик, в перечень которых включаются знания, умения, навыки и инструменты профессиональной деятельности, устанавливаемых в отношении определенного круга предметов и процессов, и служащих в интересах качественной и продуктивной работы по отношению к последним. Компетентность же отражает владение человеком обусловленной стоящими перед ним задачами компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и объекту его деятельности. Объективные различия в таких понятиях как компетенция и компетентность заключаются в том, что последнее из указанных обладает сугубо субъективированным характером. Это значит, что «компетентный специалист» - это специалист, который в достаточной степени владеет определенным кругом необходимых компетенций (знания, умения, практический опыт использования этих знаний), которые позволяют ему успешно заниматься профессиональной деятельностью в какой-либо сфере [11, с.18].

Компетентность - это процесс с непосредственным взаимодействием знаний, способностей и субъективных личностных качеств для достижения целей в рамках определенной компетенции, оцененных по критериям для

достижения целей, установленных компетенцией. Следовательно, компетенция и компетентность определяются во взаимодействии друг с другом, а уровень компетентности (квалификации) обусловлен тем, что является требованием к компетентности. У будущих специалистов педагогического направления формирование компетенций происходит двояко - в общеобразовательном и профессиональном контекстах. Наличие готовности будущего педагога применять ИКТ, медиа, средства виртуальной связи в различных видах деятельности характеризует общеобразовательный аспект сформированности медиакомпетенции, профессиональный связан с его готовностью использовать данные технологии в своей профессиональной деятельность [12, с. 4].

Синтезируя рассмотренные контексты определений, обратимся к понятию медиакомпетентность. И. Поттингер рассматривал данное понятие как способность будущих педагогов к критическому анализу медиа и предложил его как основной результат медиаобразования [13]. А.В. Федоров рассматривает медиакомпетентность педагога как структурную характеристику, состоящей из мотивов, знаний, умений и навыков, которая помогает медиаобразовательной деятельности с различной возрастной аудиторией [14].

Сегодня ряд исследователей выделяет в качестве дополнительной цели формирования медиакомпетенции - исследовать ее в аспекте условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога. Духовную безопасность в самом общем смысле можно рассматривать как упорядоченный комплекс защиты потребностей и личностных интересов человека, социума, государства от посягательств, направленных на «созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни» [15, с.12]. Некоторые из исследователей отмечают, что духовную безопасность личности можно выделить в качестве обособленной сферы духовной жизни социума. Ключевой фактор успеха в обеспечении духовной безопасности личности заключается в духовно-нравственном воспитании. Духовно-нравственное воспитание - интегративная категория, являющаяся элементом системы смысложизненных ценностей, которые формируют смысл и содержание, а также определяют качественные характеристики и направленность человеческого бытия в системе жизни. Духовная безопасность личности - это синтез особенностей восприятия жизни личностью и идеалов с набором потребностей, чувств, мотивов.

Резюмируя рассмотренные дискурсы, медиакомпетентность можно трактовать как результат медиаобразования, определённый уровень медиакультуры, который позволяет критически осмысливать контекст существование медиа с экономического, политического и социокультурного ракурсов; конструировать новейшие компоненты медиакультуры социума. Соответственно, медиакомпетенция - это одно из ключевых умений, которое необходимо для будущих педагогов. Медиакомпетенция диалектически связана с духовной безопасностью личности.

Обозначив контекст определений «медиакомпетенция» и «медиакомпетентность», перейдем к исследованию феномена медиаобразования с позиций других ее результатов. Современная педагогика делает различные семантические акценты на результатах медиаобразования. Так, кроме медиакомпетентности, результатом медиаобразования может быть медиаграмотность, медиакультура и т.д. Медиаграмотность - понятие, которое вытекает из самого понятия грамотности. Структурно мультиграмотность является сложным конструктом, включающим функциональную грамотность, технологическую грамотность, культурную грамотность, информационную грамотность и медиаграмотность. Е.И. Кузьмин и А.В. Паршакова отмечают, что информационная грамотность - это комплексная грамотность, потому что в ее состав включаются все вышеуказанные виды грамотности [16].

С названными выше коррелирует понятие трансграмотности. И.А. Колесникова рассматривает ее как «способность читать, писать и взаимодействовать с использованием различных платформ, инструментов и средств, начиная с устной передачи информации, символов, письменности, печатного текста и заканчивая телевидением, радио, кино и цифровыми социальными сетями» [17, с.89]. Определение контуров трансграмотности как пограничной области обеспечивает основу для понимания того, как информация через цифровые медиа стала сутью конструирования знаний и формирования идентичности. Понимание конвергенции, вызванной медиатизацией, документацией и датафикацией, позволяет преодолевать современные кризисы, связанные с платформизацией средств массовой информации и обучения, а также с дезинформацией, используя при этом возможности для устойчивости. В конечном счете, трансграмотность способствует «продвижению вперед», разумному и гибкому использованию возможностей цифровых медиа, а ее полное включение в основную учебную программу обещает преобразующее образование [18].

Н.Б. Кириллова в качестве результата медиобразования выделяет сформированность медиакультуры личности, т.е. «способности к активному, осмысленному усвоению медийного содержания, основанному на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций» [19, с. 40]. В контексте темы нашей статьи также актуальна проблема изучения возможностей медиаобразования как воспитания культуры потребления информационных потоков, восприятия информации в качестве продукта человеческой деятельности. Дискутируется возможность медиаобразования - ограждаться от того информационного шума, которым наполнены сегодняшние информационные каналы, социальные сети, уметь отличать «фейковые» новости и т.д. [20]. Иными словами, медиобразование рассматривается как средство для борьбы с негативными последствиями современного общества и укрепления скреп духовной безопасности личности. Еще одной важной задачей медиобразования является непосредственное обучение пользователей сети Интернет анализировать и проверять информацию в режиме «здесь и сейчас»

[21], критически ее осмысливать и применять на практике результаты подобной рефлексии. Дискурсивное разнообразие теоретических подходов позволяет системно их обобщить и представить в табличном виде (таблица 1).

Таблица 1.

Модели медиобразования ^_^_

Автор модели Концептуальная основа Цели: Организационны е формы Области применени я

Модель Л. Мастермана Элементы ТРКМ, идеологическая и семиотическая теории медиаобразования Научить аудиторию пониманию того, как медиа переосмысляет/представляет реальность, «декодировать», критически анализировать медиатексты, ориентироваться в информационном/ идеологическом потоке современного общества [22, с. 8] Интегрированное и самостоятельное медиаобразование в образовательных организациях разных типов Образовате льные организаци и разных типов

Модель А. Силверблэта Элементы ТРКМ и культурологической, семиотической, практической теорий медиаобразования Развитие критической автономии личности - умения, которые дают возможность школьникам/студентам быть осознанно независимыми от однообразных предпочтений медиатекстов [23, с.17] Интегрированное и самостоятельное медиаобразование в образовательных организациях разных типов Образовате льные организаци и разных типов

Модель К. Бэзэлгэт Культурологическая, семиотическая и практическая теории медиаобразования Опираясь на шесть ключевых понятий медиаобразования «агентство медиа», «категория медиа», «язык медиа», «технология медиа», «репрезентация медиа», «аудитория медиа» готовить людей к жизни в демократическом медийном обществе [24, с.15] Интегрированное и самостоятельное медиаобразование в образовательных организациях разных типов Образовате льные организаци и разных типов

Модель Дж. Поттера Синтез культурологической, эстетической, этической, семиотической и практической теорий медиаобразования Развить наше понимание медиа и их сообщений; усиливать наш контроль над процессом интерпретации, и таким образом, повышать нашу способность к оценке медиа/медиатекстов [25, с.28] Интегрированное и самостоятельное медиаобразование в образовательных организациях разных типов Образовате льные организаци и разных типов

Канадская модель: Н. Андерсен, Б. Дункан, Дж. Пандженте и др. Синтез культурологической, эстетической, этической, семиотической и практической теорий медиаобразования Опираясь на семь ключевых положений медиаобразования готовить людей к жизни в демократическом медийном обществе [26, с.54] Интегрированное и самостоятельное медиаобразование в образовательных организациях разных типов Образовате льные организаци и разных типов

Обобщенная медиаобразовательная модель, которая отражает взгляды ведущих западных теоретиков и практиков, представлена в трудах американского медиапедагога С. Бэрэна ^Л. Вагап) (таблица 2). Данная модель представляет собой синтез социокультурной, образовательно-информационной и практико-утилитарной моделей и отражает не только западные концепции, но

и подходы, разработанные Е.Л. Вартановой Е.Л. и Я.Н. Засурскими, С.И. Гудилиной, Л.С. Зазнобиной, А.В. Спичкиным, К.М. Тихомировой, А.В. Шариковым и другими известными российскими медиапедагогами и исследователями медиа. По аналогии можно сконструировать модель формирования медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога с учетом как компетентностного, так и системного подходов (рис.1).

Таблица 2.

Модель развития медиаграмотности аудитории: структура блоков, связанных с

медиаобразовательными знаниями и умениями [22, p. 60]

Понимание и уважение силы Способность размышлять о Способность различать

влияния медиатекстов медиатекстах критически, эмоциональную и

независимо от того насколько аргументированную реакцию

влиятельны их источники при восприятии

Знание специфики языка Знание Развитие Способность и готовность

различных медиа и условностей компетентного сделать усилие, чтобы

способность понимать их жанра и мнения о воспринимать, понять

воздействия, независимо от способность содержании содержание медиатекста и

сложности медиатекстов определять их синтез. медиатекста. отфильтровывать «шум»

Фундамент (элементы медиаграмотности)

Развитие способностей к Развитие способности к Развитие надлежащих и

наслаждению, пониманию и пониманию и оценке моральных эффективных творческих

оценке содержания установок создателей способностей для создания

медиатекстов медиатекстов медиатекстов

Стратегии анализа и обсуждения медиатекстов

Понимание содержания медиа как медиатекста, Знание типологии влияния медиа на аудиторию

связанное с глубиной погружения в культуру и

жизнь

Понимание процесса массовой коммуникации

Данная модель относится к типу концептуальной модели, поскольку она сформирована как результат процесса концептуализации или обобщения вышерассмотренных медиаобразовательных дискурсов в рамках выявленных понятий и их абстракций исследуемой предметной области. Основополагающими подходами при построении данной модели являются компетентностный, деятельностный и личностно-ориентированный, так как приобретаемые знания, формируемые умения и навыки работы с медиаисточниками составляют личностный и профессиональный опыт деятельности, определенный ресурс для профессионального и личностного становления, формирования социальных и профессиональных компетенций будущего педагога с учетом безопасности их духовного измерения.

Заключение. Проведенное нами выявление абстракций понятий предметной области исследования позволило осуществить сравнительный анализ моделей медиаобразования и на их основе сконструировать модель медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога. Анализ взаимосвязи структурных компонентов системы

формирования медиакомпетенции будущего педагога, в свою очередь, позволил выделить системообразующую роль цели, определяющей содержание обучения, выбор методов, средств и форм обучения, обеспечивающих ее достижение.

Цель: формирование у будущего педагога меднахомпетэщив

Формирование медиаыжтетенцин как условия обеспечения духовной безопасности личности

Целевой

Содержательный Организационный

Процессуальный

Оценочный

Непрерывный педагогический процесс ПОДХОДЫ: шыпетеышостный; социокулкп'рньш. ьтйптткатшошю-инф'оршшюнньш

ПРИНЦИПЫ: обтедщцактиВсЕве (научности. доступности. преемственности): яипЕрныентальны! (прежетной деятельности. развивавшего обучения)

Содержание процесса фор.нрования недиакоыпетешши как условия обеспечения духовной безопасности лшшми

■I

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: традиционные в сочетании с ккДЕЕИТ>"гльньп.:и: цифровые

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: методпроектов]кейс-меггод. метод компетентно дно- ориентиров шных заданий, метод решения ?.:\льтизадач;медиа-визуализ алия; метод критического мышления.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Печатные и электронные ресурсы; аудиовизуальные и наглядные пособия. рефлексивный подкаст

Этапы формирования меянаваыпетенцнн как условия обеспечения духовной безопасности личнсстн

1 этап Приобретение знаний, даюших целостное представление 5 медиаконпетенции как условии

обеспечения духовной безопасности личности

2 этап

3 этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование содержательною и организационного компонентов Фсрш]рование процессуального и оценочного компонентов

Результаты

Мотива инониый критерий

Когнитивный критерии

Информационный критерий

Оценочный критерии

Пронес суально-деятельностный критерий

мотивы контакта с

гносеологические, гедонистические, психологические, мораль нык, интеллектуальные и др.

алгоритмы оперативности в решении задач, знания об

организации познавательных действий; поиск новых знаний и способов ик

применения

знание

тернинологии.

теории и истории

ыедЕжулътуры,

процесса массовой

коымуниЕации,

духовная

безопасность

умения

интерпретировать, анализировать

основе

определенного уровня критическая автономия

опыт

самостоятельного решения познавательных задач, создания новых способов деятельное™

Высокий, средний, низкий уровни сформированнности меднакомпетенции у 5]иушн1 педагогов

Рисунок 1. Модель формирования медиакомпетенции как условия обеспечения духовной

безопасности личности будущего педагога

В структуре формирования медиакомпетенции как условия обеспечения духовной безопасности личности будущего педагога выделены следующие компоненты: целевой, который непосредственно оказывает влияние на содержание, формы и методы формирования медиакомпетенции; содержательный, характеризующийся базой знаний и умений педагога, указываемой в ФГОС; организационный, который раскрывает организационные формы формирования медиакомпетенции; процессуальный, представленный необходимыми педагогическими условиями, а также средствами обучения, которые обеспечивают эффективность успешного формирования медиакомпетенции; оценочно-результативный, предназначенный для оценки результатов сформированности медиакомпетенции при помощи выделенных критериев и показателей; информационный как коммуникативное пространство реализации духовной безопасности личности будущего педагога. Сформированная концептуальная модель отвечает показателям оптимальности

- развитие систематических знаний о медиакультуре, критических умений анализа медиатекстов; учет диалектического единства образования, развития и воспитания; ориентация на духовное развитие; и, в конечном итоге, обеспечение духовной безопасности личности будущего педагога.

Список источников

1. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования / под ред. Н.Б. Кирилловой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 292 с.

2. Бузин В.Н. Дегуманизация медиапространства: проблемы и решения. Москва: Когито-Центр, 2021. 230 с.

3. Григорьева И.В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Григорьева. Москва, 2014. 239 с.

4. Педагогический словарь: новейший этап развития терминологии / [Даутова О. Б., Вершинина Н. А., Ермолаева М. Г. и др.; под общей редакцией Ольги Борисовны Даутовой]. Санкт-Петербург: КАРО, 2022. 327 с.

5. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореферат дисс. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2003. 47 с.

6. Нечаев Н.Н. Социально-психологические аспекты онтогенеза дискурса // Язык и культура. 2017. - №37. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-ontogeneza-diskursa (дата обращения: 08.05.2023).

7. Podgorecki Jdzef, Ropski Janusz. Communicative competence // ИСОМ. 2015. - №6-1.

- URL: https://cyberleninka.rU/article/n/communicative-competence (дата обращения: 08.05.2023).

8. Материалы цикла Всероссийских телемостов по вопросам Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (Российская академия образования: интерактивный диалог). - Москва: БИНОМ. Лаб. знаний, 2010. - Вып. 1 / Н. Д. Никандров, А.А. Кузнецов, М. В. Рыжаков. - 2010. - 56 с.

9. Gudykunst W. B., Kim. Y.Y. Communicating with strangers: An approach to International Communication [in:] Mosty zamiast murow. O komunikowaniu siq miqdzy ludzmi, (red.) Stewart J., Wyd. PWN, Warszawa, 2000. Pp. 526-537. (In English)

10. Чуракова О.В., Фишман И.С. Ключевые компетенции как результат общего образования: метод проектов в образовательном процессе. Самара, 2002. 158 с.

11. Крыжановская Н.А. Исследование сущности и понятия «медиаобразованность младшего школьника» как цели медиаобразования в контексте ФГОС НОО // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык: международный информационно-аналитический журнал. 2020. № 2. - URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2015-2 (дата обращения 15.04.2023).

12. Artacho E. G., Martínez T. S., Romero-Rodríguez J.-M., Gómez García G. Teachers' perceptions of digital competence at the lifelong learning stage // Heliyon. 2021. Vol. 7(24). DOI: 10.1016/j .heliyon.2021.e07513.

13. PottingerI. Lernziel Mediaenkompetenz. Munchen: KoPad-Verlag, 1997. 272 S.

14. Федоров, А.В. Медиаобразование: история и теория. Москва: МОО «Информация для всех», 2015. 450 c.

15. Воропаева Е.В. Духовная безопасность личности и общества как объект Стратегии национальной безопасности // Труды Белгородской духовной семинарии. 2018. №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-bezopasnost-lichnosti-i-obschestva-kak-obekt-strategii-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 15.04.2023).

16. Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе: сборник материалов международной конференции (Южно-Сахалинск, 8-12 сентября 2013 г.) / сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2014. 315 с.

17. Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков = A handbook of english-russian terminology for language teaching : справочник для преподавателей иностр. яз. и студентов педагог. вузов. Санкт-Петербург: Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ : Cambridge university press, 2008. 223 с.

18. Divina, Frau-Meigs. Transliteracy and the digital media: theorizing media and information literacy // International Encyclopedia of Education. 2023. Pp. 590-604.

19. Кириллова Н.Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. 2011. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-mediakultury-k-medialogii (дата обращения: 08.05.2023).

20. Jameson J., Rumyantseva N., Cai M., Markowski M. A Systematic Review, Textual Narrative Synthesis and Framework for Digital Leadership Research Maturity in Higher Education // Computers & Education Open (CAEO). 2022. Vol.3. D0I:10.1016/j.caeo.2022.100115.

21. Nyrhinen J., Uusitalo O., Frank L., Wilska T.-A. How is social capital formed across the digital-physical servicescape? // Digital Business. 2022. Vol.2. DOI:10.1016/j.digbus.2022.100047.

22. Baran, S. J. Introduction to Mass Communication. Boston-New York: McGraw Hill, 2002. 535 p.

References

1. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kultury i obrazovaniya [Information age: new paradigms of culture and education] / edited by N.B. Kirillova. Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2019. 292 p. (In Russian)

2. Buzin V.N. Degumanizaciya mediaprostranstva: problemy i resheniya [Dehumanization of media space: problems and solutions]. Moscow: Kogito-Centre, 2021. 230 p. (In Russian)

3. Grigoryeva, I.V. Informacionno-obrazovatelnoe prostranstvo vuza kak faktor formirovaniya mediakompetentnosti budushchego pedagoga [Information and educational space of

the university as a factor in the formation of media competence of the future teacher]: candidate's thesis: 13.00.01. Moscow, 2014. 239 p. (In Russian)

4. Pedagogicheskij slovar: novejshij etap razvitiya terminologii [Pedagogical dictionary: the latest stage in the development of terminology] / [Dautova O. B., Vershinina N. A., Ermolaeva M. G. et al.; under the general editorship of Olga Borisovna Dautova]. - St. Petersburg: KARO, 2022. 327 p. (In Russian)

5. Almazova N.I. Kognitivnye aspekty formirovaniya mezhkulturnoj kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Cognitive aspects of forming intercultural competence in teaching a foreign language in a non-linguistic university]: extended abstract of doctor's thesis: 13.00.02 / RSPU n.a. A. I. Herzen. St. Petersburg, 2003. 47 p. (In Russian)

6. Nechaev N.N. Socialno-psihologicheskie aspekty ontogeneza diskursa [Socio-psychological aspects of the ontogenesis of discourse]. Yazyk i kultura = Language and ш^гею 2017; (37). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-ontogeneza-diskursa (accessed 8 May 2023). (In Russian)

7. Podgórecki Józef, Ropski Janusz. Communicative competence. ISOM 2015; 6(1). -Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/communicative-competence (accessed 8 May 2023). (In English)

8. Proceedings of the cycle of All-Russian teleconferences on the issues of the Federal State Educational Standards of the second generation (Russian Academy of Education: interactive dialogue). - Moscow: BINOM. Lab. knowledge, 2010. Issue. 1 / N.D. Nikandrov, A.A. Kuznetsov, M. V. Ryzhakov. 56 p. (In Russian)

9. Gudykunst W. B., Kim. Y.Y. Communicating with strangers: An approach to International Communication [in:] Mosty zamiast murow. O komunikowaniu siq miqdzy ludzmi, (red.) Stewart J., Wyd. PWN, Warszawa, 2000: 526-537. (In English)

10. Churakova O.V., Fishman I.S. Klyuchevye kompetencii kak rezultat obshchego obrazovaniya: Metod proektov v obrazovatelnom processe [Key competencies as a result of general education: Method of projects in the educational process]. Samara, 2002. 158 p. (In Russian)

11. Kryzhanovskaya N.A. Issledovanie sushchnosti i ponyatiya «mediaobrazovannost mladshego shkolnika» kak tseli mediaobrazovaniya v kontekste FGOS NOO [Study of the essence and concept of "media education of a junior schoolchild" as the goal of media education in the context of the Federal State Educational Standard of the IEO]. Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk = Crede Experto: Transport, Society, Education, Language : international Information and Analytical Journal. 2020; (2). - Available at: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2015-2 (accessed 15 April 2023). (In Russian)

12. Artacho E. G., Martínez T. S., Romero-Rodríguez J.-M., Gómez García G. Teachers' perceptions of digital competence at the lifelong learning stage. Heliyon. 2021; 24(7). DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e07513. (In English)

13. Pottinger I. Lernziel Mediaenkompetenz. Munchen: KoPad-Verlag, 1997. 272 p. (In German)

14. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya [Media education: history and theory]. Moscow: International Public Organization "Information for All", 2015 450 p. (In Russian)

15. Voropaeva E.V. Duhovnaya bezopasnost lichnosti i obshchestva kak obyekt Strategii natsionalnoj bezopasnosti [Spiritual security of the individual and society as an object of the National Security Strategy]. Trudy Belgorodskoj duhovnoj seminarii = Proceedings of the Belgorod Theological Seminary. 2018; (7). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-bezopasnost-lichnosti-i-obschestva-kak-obekt-strategii-natsionalnoy-bezopasnosti (accessed 15 April 2023). (In Russian)

16. Internet i sociokulturnye transformacii v informacionnom obshchestve [Internet and Socio-Cultural Transformations in the Information Society]: proceedings of the International Conference (Yuzhno-Sakhalinsk, September 8-12, 2013) / edited by. E.I. Kuzmin, A.V.

Parshakova. Moscow: Interregional Center for Library Cooperation (MTsBS), 2014. 320 p. (In Russian)

17. Kolesnikova I.A., Dolgina O.A. Anglo-russkij terminologicheskij spravochnik po metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov [English-Russian terminology guide for teaching foreign languages]: a handbook of English-Russian terminology for language teaching: for foreign language teachers and students of pedagogical universities. St. Petersburg: Rus.-Balt. inform. center Blitz: Cambridge university press, 2008. 223 p.

18. Divina Frau-Meigs. Transliteracy and the digital media: theorizing media and information literacy. International Encyclopedia of Education. 2023. Pp. 590-604. (In English)

19. Kirillova N.B. Ot mediakultury k medialogii [From Media Culture to Medialogy]. Kul'turologicheskij zhurnal = Culturological Journal. 2011; (4). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-mediakultury-k-medialogii (accessed 8 May 2023). (In Russian)

20. Jameson J., Rumyantseva N., Cai M., Markowski M. A Systematic Review, Textual Narrative Synthesis and Framework for Digital Leadership Research Maturity in Higher Education. Computers & Education Open (CAEO). 2022; (3). D0I:10.1016/j.caeo.2022.100115. (In English)

21. Nyrhinen J., Uusitalo O., Frank L., Wilska T.-A. How is social capital formed across the digital-physical servicescape? Digital Business. 2022; (2). D0I:10.1016/j.digbus.2022.100047. (In English)

22. Baran S. J. Introduction to Mass Communication. Boston-New York: McGraw Hill, 2002. 535 p. (In English)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 13.04.2023; одобрена после рецензирования 20.05.2023; принята к публикации 20.06.2023.

The article was submitted 13.04.2023; approved after reviewing 20.05.2023; accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.