КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯКУТСКОЙ ОХОТНИЧЬЕЙ ЛАЙКИ
С.Д. Войлочникова1, Р. В. Иванов2, В. Г. Осипов2, Г. Г. Филиппов2, Р. Р. Константинов3, Ю.П. Борисов4
ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, Киров, [email protected];
2Якутский НИИСХ, Якутск;
3Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия), Якутск;
4Редакция журнала «Байанай», Якутск
Интерес к возрождению якутской охотничьей лайки возникает у любителей-заводчиков из соображения престижа как участника воссоздания исчезающей породы и из понимания необходимости возрождения этой по - своему уникальной породы. Охотников особо привлекают в якутских лайках отличное природное чутье, большая вязкость к зверю.
Предки якутов освоили территорию республики, имея свою лошадь, крупный рогатый скот и свою породу собаки.
Якуты-скотоводы, проникшие в раннее средневековье в район среднего течения р. Лены, привели с собой степную собаку, пастуха-охранника домашних копытных, имевшую крупный рост, отличный костяк, злобность и охотничьи качества. Эти собаки древних якутов, скрещиваясь с тунгусскими собаками, передали последним рост, более крепкий костяк по сравнению с западными лайками (Маак, 1886).
С 40-х годов XVII века Якутия стала одним из основных поставщиков пушнины для царской России. «Промышленные люди» и местные родоначальники (тойоны) превратили охоту из вспомогательной в одну из основных отраслей регионального хозяйства. Кто имел лайку, тот считался чуть ли не богачом. В те времена других собак, кроме лаек, здесь не было. Лаек было мало, но стоили они очень дорого.
На территории северо-востока Якутии у якутского населения до сих пор также преобладает своя лайка.
Есть целые народы, для которых охота входит в образ жизни. В жизни нескольких десятков малочисленных народов и этнических групп районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей охотничье хозяйство - традиционный и приоритетный вид деятельности. Охота с собакой для якутского населения является традиционным, исторически заложенным методом добычи лося, белки и соболя. Поэтому охота как вид дея-
тельности человека будет существовать, пока существуют эти народы, их менталитет, их отношение к природе.
Охотничье собаководство, как и само занятие, охотой является древнейшим видом деятельности человека. Известно, что одомашнивание собаки относится к концу каменного века, поэтому, если у человека еще 14 тысяч лет тому назад были одомашненные собаки, то и собаководство, как и занятие охотой, является генетически обусловленным видом деятельности человека.
В последние годы в Республике Саха (Якутия) по охотничьему собаководству плодотворно работает клуб любителей охотничьих собак «Байанай». Именно, благодаря деятельности этого клуба у любителей охотничьих собак сформировалось желание воссоздания якутской охотничьей лайки.
Поскольку в прошлые годы, да и в настоящее время добыча мяса лося имеет определенное значение в обеспечении продуктами питания человека, особо ценится собака, приученная к облаиванию лося.
Охота на лося с собакой-лосятницей у якутов является традиционным, исторически сложившимся, видимо, с времен появления первых предков якутов на территории Якутии, методом охоты. Особенностью этой охоты является то, что охотник ездит на лошади. Здесь также надо отметить то, что и лошадь, приученная к этой охоте, особо ценится, так как не каждая лошадь отличается выносливостью и особой терпимостью при навьючивании на него тяжелого груза, мяса свежеубитого лося.
Раньше якутская охотничья лайка не была объектом специальных исследований. Отрывочные сведения о ней, ее охотничьих качествах отмечены в отдельных трудах дореволюционных ссыльных и современных исследователей (Миддендорф И., 1846; Серошевский В.А., 1896; Дмит-риева-Сулима М.Г., 1911; Натольский А., Хороший И., 1928; Бахрушин С.В., 1948; Анишен Ф.С., Волков Н.И., 1960; Егоров О.В., 1961; Мордосов И.И., 1964; Войлочников А. Т., Войлочникова С.Д., 2003).
Якутские охотники в Центральной и Южной Якутии, имеющие хороших лаек, в 1957-1963 гг. добывали по 500-700 белок, а не имеющие собак - не более 300 (Мордосов, 1964). На выводках в Таттинском, Чурап-чинском, Намском, Орджоникидзевском, Олекминском, Ленском, Сунтар-ском, Нюрбинском, Сунтарском и Кобяйском районах из осмотренных 1044 лаек оценки «отлично» и «очень хорошо» получили 13,5% животных, «хорошо» - 14,2% и «удовлетворительно» - 18%. Остальные 54,3% лаек получили оценку «неудовлетворительно». Плохое состояние лаек в Якутии И.И. Мордосов связывал с недостатками в работе охотничьих и пушнозаготовительных организаций. В Управлении охотничьего хозяйства республики не было должности кинолога.
До 1970-х годов 20-го века охотничьи лайки Республики Якутия были в основной массе представлены именно якутской охотничьей лайкой, численность которой исчислялась несколькими тысячами особей.
Известно, что якутские лайки принимали значительное участие в формировании породы восточно-сибирской лайки (1981 год) и даже в формировании отдельных отродий (типов) западно-сибирской лайки, например, красноярских лаек (Вачугов Д.Д., 2003).
С целью отбора якутских лаек для селекционного гнезда в 2011 г. были проведены 3 выставки охотничьих лаек Якутии. Из 206 голов собак восточносибирских лаек и их помесей было отобрано экспертами всего 7 кобелей и 4 суки, отличимые от восточносибирских лаек и отнесенные к якутской охотничьей лайке.
Возрождение якутской охотничьей лайки требует определенного времени и носит характер социального заказа. Селекционно-племенная работа в этом направлении должна вестись под государственной протекцией. Для ведения научно обоснованной селекционной работы по воз-
рождению якутской охотничьей лайки необходимо сосредоточить наиболее ценное поголовье собак в двух-трех питомниках.
С этой целью необходимо организовать в 2012 году экспедиции с проведением выставок на территории Лено-Амгинского междуречья и на Северо-востоке Якутии. Из данных исследователей истории якутов известно, что первый поток предков якутов освоил территории Лено-Амгинского междуречья.
Создание специальных питомников является обязательным условием успешного ведения углубленной племенной работы по возрождению якутской охотничьей лайки. В настоящее время все собаки с большей кровностью якутской лайки находятся у частных владельцев. Углубленная селекционная работа по возвратному скрещиванию с жесткой выбраковкой и отбором собак с повышенной кровностью якутской охотничьей лайки возможна только в государственных питомниках. Работа проводится под координацией
ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова Россельхозакадмии.
Исчезающая в настоящее время порода якутская охотничья лайка представляет большой интерес как генетический материал для усовершенствования рабочих и приспособительных качеств пород лаек, разводимых не только в зоне Сибири и Дальнего Востока, но и представляет интерес для селекции охотничьих лаек других регионов и государств.
Возрождение якутской охотничьей лайки является насущной проблемой не только промысловой охоты, но и носит определенное социальное значение как объект сохранения и развития уникального наследия традиционного жизнеобеспечения народа Саха в суровых условиях Севера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Маак Р. К. Вилюйский округ. - 2-е изд. М. : Яна,1994. 592 с.
Миддендорф И. Путешествие на Север Сибири. СПб.,1846.
Серошевский В. А. Якуты. СПб., 1896.
Дмитриева-Сулима М. Г. Лайка и охота с нею. СПб., 1911. 48 с.
Анишен Ф. С., Волков Н. И. Охотничья лайка. Якутск : Кн. изд-во, 1960. 65 с.
Егоров О. В. Экология и промысел якутской белки. М. : Наука, 1961. 262 с.
Мордосов И. И. // Охота и охотничье хозяйство. 1964. № 6.
Войлочников А. Т., Войлочникова С. Д. Охотничьи лайки. 2003.
Вачугов Д. Д. Охота и охотничье хозяйство. 2003. № 7. С. 18-24.