УДК 656.613.2:656.614.2
КОНЦЕПЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРУИЗНЫХ
ЛИНИЙ В РОССИИ
Устинов В.В., к.т.н., доцент кафедры «Системный анализ и управление процессами на водном транспорте», ФГБОУВПО «ГМУ имени
адмирала Ф.Ф. Ушакова» Андреев С.В., магистрант ФГБОУ ВПО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
С развалом СССР развитие круизного флота прекратилось.Возобновление круизов на морских линиях и на линиях внутренних водных путей (ВВП) России, в настоящее время обсуждается на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.
Концепция восстановления и совершенствования круизных линий как на ВВП России, так и на морских бассейнах с использованием речных судов реализуема при создании универсального круизного транспортного блока, речное судно принимается / снимается на палубу / с палубы докового судна-перевозчика без высадки пассажиров.
Ключевые слова: ВВП, круизный рынок, круизные суда.
THE CONCEPT OF RECOVERY AND IMPROVEMENT OF CRUISE LINES IN
RUSSIA
Ustinov V., Ph.D., assistant professor, System analysis and management of processes on water transport chair, FSEIHE «Admiral Ushakov
Maritime State University» Andreev S., magistrant, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University»
With the collapse of the Soviet Union the development of the cruise fleet stopped. Resumption of the cruises on the sea lines and lines of inland waterways (GDP) of Russia is currently being discussed at all levels of legislative and Executive power.
The concept of recovery and improvement of the cruise lines as Russia's GDP and sea basins using river vessels feasible by the creation of a universal transport block cruise, river ship is accepted/removed on the deck/dock from the deck of the vessel carrier without landing passengers.
Keywords: inland waterways, cruise market, cruise ships.
Возобновление круизов на морских линиях и на линиях внутренних водных путей (ВВП) России, в настоящее время обсуждается на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Данный вопрос эксплуатации водного транспорта (морского, речного и река-море) в целях организации круизного бизнеса интересует и коммерческие структуры, одними из которых являются компании «Мостурфлот» (входит в ГК «Морское речное пароходство», МРП), «Водоходъ», «Ортодокс». Очевидно, что Россия занимающая второе место в мире по протяжённости ВВП (102 тыс.км.), уступая лишь Китаю (110 тыс. км.), должна восстановить свой пассажирский флот,отвечающий требованиям не ниже уровня мировых стандартов круизного судоходства.
На сегодняшний день средний возраст российских круизных судов составляет более 40 лет. В подтверждение этому рассмотрим ретроспективный анализ эксплуатации пассажирских и круизных судов (КС) России, так, например, из результатов исследования данного вопроса генеральным директором Морского инженерного бюро (МИБ), профессором, д.т.н. Г.В. Егоровым [1, 2], следует:
- «Из 144 оставшихся на учёте Российского Речного Регистра КС только 58 могут быть использованы для многодневных круизов с приемлемым для сегодняшнего дня уровнем комфорта и обслуживания. В ближайшие 10 лет ожидается списание подавляющей части действующих речных судов.
- При этом более новые (если так можно назвать суда возрастом 20-30 лет) четырёхпалубные КС в европейской части России востребованы и загружены практически на все 100%. По мнению туроператоров, круизный рынок подошёл к ситуации, когда дальнейшее его развитие стало невозможным по причине отсутствия современных судов.
- Существующие отечественные круизные суда (КС) не могут эксплуатироваться на международных линиях. При проектировании и строительстве таких судов не выполнялись требования международных конвенций (СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78 и т.д.), что не позволяет получить на такие суда международные свидетельства, подтверждающие возможность эксплуатации и перевозки пассажиров».
Профессором, д.т.н. Г.В. Егоровым и его МИБ проработаны концепты проектов пассажирских речных судов и судов смешанного река-море плавания с возможностью совершения круизов как по ВВП России, так и с выходом в Каспийское, Азовское, Чёрное, Средиземное и Балтийское моря таблицы 1 и 2[1, 2].
В таблицах 1 и 2 концепты КС учитывают сегодняшние пожелания туристов к комфорту на уровне 4 - 5 звёзд при следовании
по речным круизам с выходом в морские бассейны в пределах прибрежного плавания с присвоенным в символе класса регистра второго ограниченного района. Из публикаций [1, 2] следует, что потенциальные крупные судовладельцы уже обсуждают данные концепты проектов КС на предмет разработки окончательного проекта и строительства. В стадии обсуждения находятся вопросы финансирования на условиях государственно-частного партнёрства с различными условиями финансирования.
Ознакомившись с техническими данными концептов КС и объёмом проработанной информации следует заметить, что не достаточное внимание уделено гидрологическим особенностям ВВП с учётом последних двухлетних отклонений показателей проходной осадки (в летние месяцы 2,0 - 2,5 м). Также недостаточно проработаны метеоусловия в морских бассейнах, не проанализированы и не учтеныклиматические изменения за последние два - три года по ветровым и волновым характеристикам, которые отличаются от величин указанным в лоциях устаревших изданий. Так, например,
- проходная осадка 3,5 м на Волго-Донском участке ВВП не выдерживается и последние два года доходила до 2,0 - 2,5 метров;
- второй ограниченный район (И2), по классификации Российского морского регистра судоходства (РС), предполагает возможность плавания судна с удалением от порта убежища до 100 м.м. при волнении моря до 4 - 5 м. При высоте надводного борта 2,5 - 1,3 метра до главной (верхней) палубы и панорамных балконах скорее всего таким концептам ограничат плавание по высоте волны до 1,5 метров. Эти два технических параметра рассматриваемых концептов с возможностью плавания в морских бассейнах Средиземного, Чёрного, Балтийского, Северного, Каспийского морей существенно будут влиять на расписание круизных рейсов, где один сбой может свернуть всю программу путешествия. Также не проработан вопрос использования тяжёлого топлива, так как в Балтийском бассейне использование топлива с содержанием серы более чем 0,01% запрещено. Тяжёлого топлива с таким минимальным содержанием серы не выпускают.
Обмеление рек это уже экологическая проблема, к которой надо ориентировать проекты КС по осадке.Тогда простои из-за отсутствия проходной осадки будут сведены к нулю. Плавание в морских бассейнах речных судов тоже решается при условии применения лихтерного принципа перевозки двух речных судов между портами и/или устьевыми бассейнами рекна доковом судне-перевозчике, спроектированном для этих целей (рис. 1, 2).
В этом случае для речного судна достаточно удаления от порта убежища не более 15 - 20 м.м. (это третий ограниченный район) что
Таблица 1. Новое поколение КС
Технические параметры КС PV500VB («Волго- PV300VD («Волго- PV200D («Дунай PV200BB («ББК
Балт макс») Дон макс») макс») макс»)
Районы эксплуатации Санкт-Петербург - Эксплуатациякак Эксплуатацияпо вну- Эксплуатация на ли-
Москва, может на линиях, соеди- тренним водным путям ниях, соединяющих
эксплуатироваться няющих порт Санкт- России, а также по реке порт Санкт-Петербург
на линиях судов Петербург и порт Дунай, с возможностью и порт Москва, порт
«Волго-Балт макс», Москва, по Волго- выхода в Азовское, Чёр- Санкт-Петербург и
«Волго-Дон макс», Донскому судоход- ное и Средиземное моря. порт Беломорск через
«ББК макс». ному каналу с вы- Кроме того, предпола- Беломорско-Балтийский
ходом в Азовское, гается эксплуатация по канал, с возможностью
Чёрное, Средиземное системе Дунай - Майн - выхода в Белое море и
моря, по Волге с вы- Рейн (ДМР) с выходом в на Соловецкие острова.
ходом в Каспийское Северное море. Судно Судно «ББК макс» клас-
море, так и по Волго- «Дунай макс» класса мо- са может эксплуатиро-
Балтийскому водно- жет эксплуатироваться ваться на линиях судов
му пути с выходом в на линиях судов «Волго- «Волго-Балт макс» и
Балтийское и Север- Балт макс», «Волго-Дон «Волго-Дон макс» клас-
ное моря. макс», «ББК макс». сов.
Основные главные размерения судов:
длина габаритная (м) 179,86 140,19 135,00 114,00
ширина габаритная (м) 17,00 16,60 11,40 13,60
осадка наибольшая (м) 3,20 3,20 2,10 2,00
высота борта (м) 5,50 5,50 3,50 4,00
Пассажировместимость, чел. 518 300 200 200
- кат. 1 (апартаменты люкс) 4 12 4 4
- кат. 1 (люкс пл. 26 м2) 40 - - -
- кат. 1 (2-местн. с балконом пл. 17 м2) 136 - - -
- кат. 2 (2-местн. с французским балко- 144 - - -
ном пл. 17 м2)
- кат. 2 (2-местн. стандарт пл. 15 м2) 194 - - -
- кат. 2 (2-местн. стандарт пл. 14,2 м2) - - - 150
- кат. 2 (2-местн. стандарт пл. 13 м2) - 288 144 -
- кат. 3 (2-местн. пл. 13 м2) - - - 12
- кат. 3 (3-местн. пл. 13 м2) - - - 18
- кат. 3 (4-местн. пл. 13 м2) - - - 16
- кат. 3 (2-местн. пл. 11 м2) - - 6 -
- кат. 3 (3-местн. пл. 11 м2) - - 18 -
- кат. 3 (4-местн. пл. 11 м2) - - 28 -
Численность экипажа, чел. 20 18 18 18
Численность обслужив. персонала, чел. 97 58 40 40
Эксплуатационная скорость судна, км/ч 20,0 20,0 20,0 20,0
Валовая вместимость 11600 8900 3400 4800
Мощность главных двигателей, кВт 3600 3000 1740 1560
Расход топлива, т/сут.
- тип топлива ТТ 380 ТТ 380 ДТ ДТ
- на ходу 14,1 9,8 7,6 7,0
- на стоянке 6,0 3,5 2,7 2,7
Автономность плавания, сут.
- по топливу 15 15 10 10
- по запасам 10 10 10 10
практикуется при классификации судов с учётом их эксплуатации в морских бассейнах. То есть создаётся универсальный круизный транспортный блокв морских бассейнах,состоящий из докового судна (судов) перевозчика (перевозчиков) и речных круизных судов. Конструктивно доковое судно перевозчик представляет собой не сложное сооружение, следовательно, его стоимость проектирования и строительства должна быть в минимально разумных пределах. Функционально должно поддерживать вопросы жизнеобеспечения речных судов, принятых на грузовую палубу. Стыковка систем подачи забортной/пресной воды, системы приёма и переработки судовых отходов, подачи эл/энергии, а также другие технические вопросы решаются в соответствии требованиямРС, РРР, предъявляемые к морским и речным пассажирским судам, лихтеровозам и доковым судам.Такой круизный транспортный блок позволит пассажирам без пересадок с речного на морское судно спокойно, безопасно и по установленному расписанию путешествовать по выбранным ими морским и речным маршрутам.
Преимущества создания универсального круизного транспорт-
ного блока,состоящего из докового судна-перевозчика и двух речных круизных судов следующие (п.1 - п.7):
1) Расширяется география круизного путешествия, перекрываются все морские судоходные пути в отличие от района плавания Ю2 (прибрежное).
2) Появляется возможность на время зимнего периода менять бассейны круизных маршрутов с северных на южные широты обеспечивая тем самым круглогодичную эксплуатацию судов.
3) При неограниченном районе плавания докового судна-перевозчика целесообразно просчитать экономику круизов по рекам центральной Атлантики.
4) Ежегодное освидетельствование РС и/или РРР подводной части судов и ВРК доступно в процессе эксплуатации судна на переходах морем. При использовании в качестве движителя АВРК постановка судна в доковый ремонт сводится перевозках.
5) Пересмотр проекта и строительства судна река-море на речное судно с осадкой 2 - 2,5 м., и третьим ограниченным районом плавания, снизит их стоимость.
94 ТКАШРОЮ" БШШБББ Ш ЮШБТА | №4 2017 |
Таблица 2. Сводная информация по главным размерениям КС смешанного река-море плавания
Класс судна Габаритная длина LМ, м Габаритная ширина ВМ, м Осадка d, м Надводный габарит ННГ, м
«Волго-Балт макс» - проект PV500VB < 185 < 16,95-20,1 2,90-3,80 < 13,2
«Волго-Дон макс» - проект PV300VD < 140 < 17,0 3,20-3,70 < 14,0
«ББК макс» -проект PV200BB < 132 < 13,63 2,90-3,80 < 11,9*
«Дунай макс» - ПроектPV200D Дунай до Пассау < 135 < 13,40 2,00-2,50 < 6,7
Выше Пассау** < 135 < 11,45 1,70-2,00 < 6,03
* Если не ожидать разводки моста на 1330,6 км или 24 м, если проходить при разведённом пролёте. ** Включая сквозной проход до Северного моря (система Дунай - Майн - Рейн).
6) Возможность дополнительных перевозок крупногабаритных грузов.
7) В целях минимизации портовых расходов доковое судно-перевозчик стоит в ожидании речных круизных судов за пределами границ порта или следует за другими судами исходя из программ маршрутов и количества судов КС.
Вывод:
1) Концепт с использованием судовс классом РС река - море для маршрутов с самостоятельным выходом в морские бассейны не проходит по осадке 3,5 м и сбою расписаний в ожидании допустимых метеоусловий на море;
2) Вопросы пересадки пассажиров между речным и морским судномв устьевых портах проблематичны как для организаторов, так и для пассажиров, а при создании универсального круизного транспортного блока, речное судно принимается/снимается на палубу/с палубы докового судна-перевозчика без высадки пассажиров.
Литература:
1. Егоров Е.Г., Круизный туризм - воплощение мечты. - М.: Морские вести России №10 (2016).
2. Егоров Е.Г., Перспективы круизов по рекам России. - М.: Морские вести России №13 (2013).
3. Устинов В.В., Эглит Я.Я.,Эглите К.Я. Методика управления технологическими перегрузочными процессами морского торгового порта. Монография / - СПб.: «Феникс», 2014. -138 с.
4. Михайлова Ю.В. Пассажирские перевозки (учебное пособие) / Ю.В. Михайлова. - Одесса: ОНМУ, 2013. - 325 с.
5. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология (учебное пособие) / В.В. Селиванов. -Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.- 296 с.
6. Селиванов В.В. Современные тенденции развития логистических процессов в системе морских путешествий и их структура /В.В. Селиванов // Развитие методов управления и хозяйствования на транспорте (Сборник научных трудов), ОНМУ.- 2014.- Выпуск 4 (49). - с. 7-22.
7. Селиванов В.В. К вопросу о развитии круизного судоходства на Черном море / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. - 2016.- №49-1. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7451.