КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КУЛЬТУРА, КОМПЕТЕНТНОСТЬ (психолого-акмеологический аспект)*
А.В. Гагарин
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте РФ пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
В статье в психолого-акмеологическом ключе определен результат реализации концепции устойчивого развития на современном этапе, рассмотрена необходимость изучения в данном контексте особенностей важнейших личностных образований (эколоого-ориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность).
Ключевые слова: устойчивое развитие, эколого-ориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность, акмеологические технологии.
Процессы универсализации, становления единых для всей планеты структур, связей и отношений в различных сферах жизни людей (универсальный эволюционизм) привели мировое сообщество к необходимости разработки и реализации концепции устойчивого развития, предусматривающей координацию действий в социально-экономической, научно-технологической, природноресурсной, природоохранной, гуманитарной областях на основе модернизации и экологизации системы образования. Как известно, необходимость перехода мирового сообщества на путь развития, обеспечивающего устойчивость системы, «социально-экономические проблемы — сохранение окружающей среды», удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений была провозглашена в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств в рамках конференции ООН по окружающей среде и развитию. В качестве альтернативы устойчивому развитию рассматривалась планетарная катастрофа, а в качестве основных условий обеспечения устойчивого развития — достижение стабильного социально-экономического развития, не разрушающего собственной природной основы; улучшение качества жизни людей в пределах хозяйственной емкости биосферы, не приводящей к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и к ее глобальным изменениям.
Чуть позже озабоченность ученых вопросом о необратимых последствиях нарушения экологического равновесия на Земле выразилась в различных подходах к научному осмыслению идеи устойчивого развития, что в России способствовало формированию в известной мере стройной концепции, особое внимание в которой обращалось на то, что залогом будущей экологической стабильности, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, коэволюцион-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-06-00938а (тема НИР в РУДН № 051302-2-589).
ного развития человека и природы является организация квалифицированного экологического образования каждого человека и общества в целом, направленного на формирование непрагматического отношения человека к природе, поскольку именно прагматическим подходом человека можно объяснить истощительное природопользование, чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, росту числа зон экологического бедствия.
Выполнение этих условий, по мнению участников саммита, есть гарантия сохранения нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, чего можно достичь усилиями всего человечества.
Начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно, осуществляя переход к устойчивому развитию посредством принятия соглашений, законов, нормативных актов и др., регламентирующих правила природопользования, экологические вопросы; изменение нынешних стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.
Перечисленные позиции, несомненно, заслуживают поддержки, поскольку направлены прежде всего на сохранение (спасение) и развитие природы и человечества.
Но, с другой стороны, что имеем мы сегодня, через 18 лет после «Рио»? Улучшается ли экологическая обстановка? Практически ни одна из масштабных экологических проблем современности на сегодня не решена, а количество природных и техногенных катаклизмов принимает угрожающий для человечества характер. О недостатке экологизации мирового образовательного пространства в целом позволяет судить и тот факт, что за последние два-три десятилетия не произошло существенных улучшений в сфере реальных взаимоотношений человека и природы. Например, уже сейчас примерно 60% населения России проживает на экологически неблагоприятных территориях [4]. Попытки решить данную проблему ограничиваются принятием экологически правильных постановлений и актов.
Работают ли эти постановления и акты, которых только в России около 200? Если нет, то почему и что необходимо для того, чтобы они работали? Понятно, что одними соглашениями и законопроектами не решить региональных и глобальных экологических проблем, хотя и эта сторона необходимая и важная.
Сегодня человеку необходимо знать допустимый предел антропогенного влияния на биосферу, необходимо выработать нравственные нормы и ценности, которые не позволят этот предел нарушить.
Следует констатировать, что данный предел в полной мере не осмыслен, а уровень освоения эколого-ориентированных ценностей низок.
В чем причина?
Можно быть уверенным в том, что законы и акты «не работают» прежде всего потому, что они не соответствуют потребностям каждой личности, а экологиче-
ские знания и сложившееся в результате у человека отношение к природе не способствуют экологизации его хозяйственной деятельности. Поэтому важнейшим результатом реализации концепции устойчивого развития на сегодняшний день, по нашему мнению, должно стать прежде всего осмысление роли мировоззрения, культуры, профессиональной компетентности людей в решении и предотвращении локальных и глобальных экологических проблем.
В контексте сказанного феномен устойчивого развития на данном этапе следует рассматривать в первую очередь как новое качество общечеловеческой культуры, которое на личностном уровне должно воплощаться в реализации важнейших компонентов (мотивационного, когнитивного, отношенческого, деятель-ностного) и личностных функций (эколого-ориентирующей, познавательной, смыс-лообразующей, системообразующей, регулирующей и, следовательно, должно проявляться в соответствующих личностных образованиях и экологически целесообразном поведении личности, профессионала, в том числе в экологически проблемных ситуациях.
Так, недостаточно установить на том или ином предприятии «экологичное» оборудование; необходимо, чтобы менеджерские и рабочие кадры обладали соответствующей («экологической») мотивацией и своего рода экологическим мышлением, необходимыми для эффективного выполнения экологических требований работы на таком оборудовании [3].
Таким образом, на первый план выходит проблема эколого-ориентированной личности человека, проявления которой (мировоззренческие, культурные, ком-петентностные) в деятельности и детерминируют это соответствующее (экологически целесообразное) поведение профессионала в экологически проблемных ситуациях, условия и методы развития такой личности.
Указанная проблематика обсуждается философами, психологами, педагогами, социологами на протяжении уже более чем 30 лет, однако сегодня в условиях активного формирования «пространства» устойчивого развития в России в нее неизбежно привносится многое принципиально новое.
В связи со сказанным возникают как минимум четыре вопроса и необходимость их осмысления и решения в контексте концепции устойчивого развития.
1. Какими особенностями мировоззрения должна обладать личность, способная и готовая решать проблемы устойчивого развития на местном и глобальном уровне? Несомненно, это личность, в основе становления которой лежит эколо-го-ориентированное мировоззрение, которое важно рассматривать как акмеоло-гический феномен:
— как идеальное («вершинное») качество личности, которое определяет ее место как субъекта в развивающемся пространстве (природном и социальном) жизнедеятельности;
— как центральный мировоззренческий компонент экологического сознания и поведения личности, устойчивую систему взглядов и убеждений личности на природу, взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества;
— как многомерную систему и многокомпонентное образование, имеющее сложную динамическую структуру, включающую важнейшие эколого-ориенти-рованные достижения личности на пути ее совершенствования, которые определяют, в свою очередь, личностные функции эколого-ориентированного мировоззрения.
2. Какое личностное свойство должно отражать психологическую, теоретическую и практическую готовность человека ответственно относиться к окружающей среде, его способность пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в практической деятельности и характеризовать особенности эколого-ориентированного мировоззрения, поведения и деятельности человека во взаимодействии с природой? Здесь на первый план выходит экологическая культура личности, а также лежащие в ее основе противоположные типы экологического сознания (антропоцентрический и экоцентрический). Главной особенностью антропоцентрического сознания является приоритет прагматических интересов человека в его взаимодействии с природой над собственными закономерностями ее развития; экоцентрического — приоритет эколого-ориентиро-ванных ценностей и смыслов. Актуальное экологическое сознание включает в себя оба случая, причем «акцент на том или другом часто зависит от конкретной ситуации экологического риска, требующей принятия того или иного решения» [3]. В связи с этим следует отдельно сказать о культуре принятия эколого-ориенти-рованных управленческих решений на различном уровне управления. При этом возникают еще два вопроса:
— каким должно быть сознание и поведение управленца, чтобы они были адекватны, с одной стороны, стратегическим и тактическим целям, поставленным в концепции устойчивого развития, с другой — приводящим к эффективной реализации принятых решений;
— каковы психологические и акмеологические технологии принятия такого рода решений, а также соответствующей психолого-акмеологической подготовки к этому кадров управления?
3. Какими компетенциями и, соответственно, каким мышлением должен обладать специалист (от рабочего до политического деятеля), чтобы его действия и решения в ситуациях экологического риска работали бы в контексте концепции устойчивого развития и способствовали эффективному выполнению экологических требований к выполнению той или иной профессиональной деятельности? В данном случае на первый план выходит проблема проявления экологической компетентности специалиста как важнейшего (системообразующего) образования его личности и важнейшего критериального показателя сформированности эколого-ориентированного мировоззрения и экологической культуры личности. В содержательном плане экологическая компетентность личности представляет собой конкретно-индивидуальное проявление экологической компетенции, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность содержания профессиональной деятельности и требований к ее реализации в рамках экологического императива; имманентный компонент высокого уровня профессионализма личности, независимо от его профессиональной ориентации, включающий знания, позволя-
ющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности.
4. Какими должны быть технологии формирования перечисленных личностных образований, чтобы создать у человека (специалиста, управленца) мировоззренческую, культурологическую и компетентностную готовность для успешной реализации концепции устойчивого развития?
Одним из традиционных и в то же время мощнейших средств формирования эколого-ориентированной личности было и остается экологическое образование во всех его видах и на всех уровнях. Поэтому естественно, что вслед за принятием концепции устойчивого развития мировым сообществом была принята концепция образования для устойчивого развития как общая и необходимая концепция в развитии образования в развитых странах мирового сообщества. Педагогический смысл данной концепции заключается в экологизации процесса образования на всех уровнях, которая способствовала бы формированию эколого-ориентиро-ванной личности на всех этапах его личностного и профессионального развития. Но ведь, по справедливому замечанию В.И. Панова, сделанному на одной из экологических конференций, «экология (даже в ее широком смысле) — это все-таки не концепция устойчивого развития» [3]. Действительно, экология и работающие сегодня на стыке с ней гуманитарные отрасли (психология, акмеология, педагогика, социология) — это научные дисциплины, а концепция устойчивого развития есть социально-экономическая установка развития мирового сообщества как одно из проявлений общего процесса глобализации.
В связи с этим необходимо определить, какое место в этом процессе занимают рассмотренные личностные феномены — эколого-ориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность.
Осмысление роли концепции устойчивого развития в модернизации экологического образования в данном случае может быть представлено в попытке ответа на вопрос: не содержит ли в себе само понятие «экологическое образование для устойчивого развития» некоторую формализацию содержащегося в нем процесса формирования личности, соответствующей природе (эколого-ориентиро-ванной личности) и даже явное противопоставление человека природе?
Говоря об «экологическом образовании для устойчивого развития», в большинстве случаев мы, по сути, снова отрываем себя от природы: «экологическое образование для сохранения природы для потомков», «сохранение природы для того, чтобы было, где жить и чем питаться»...
Но ведь еще в начале 90-х гг. прошлого века, почти сразу после «Рио», эко-психологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин говорили о необходимости «сохранения природы ради нее самой», ее самоценности. В этом и есть выход из экологического тупика.
Возможно, что «выпало» своего рода связующее, переходное звено в стратегически важной для будущего человеческой цивилизации системе «экологиче-
ское образование (человека, общества) ^ ??? ^ устойчивое развитие (сообщества людей, природы)».
Такого рода звеном может (и должен) стать сам человек, а точнее, его устойчивое развитие как существа природного (причем не как «части целого», а как «части в целом»), как существа экосоциального и акмеологического (развивающегося).
В данном случае необходимо говорить скорее не об экологическом образовании, нацеленном на обеспечение устойчивого развития сообщества людей и природы, а экологическом образовании, нацеленном прежде всего на формирование эколого-ориентированного мировоззрения как центрального, мотивационно-смы-слового компонента экологического сознания и поведения личности, и, как следствие, на формирование экологической культуры отдельной личности и человеческого сообщества в целом, экологической культуры как меры и способа реализации сущностных сил человека в экосоциальном бытии, а в рамках профессиональной деятельности — на реальное воплощение указанных свойств в форме проявления экологической компетентности специалиста.
Тогда «устойчивость» развития, видимо, необходимо связывать с осознанием человеком самого себя в качестве субъекта устойчивого развития планеты, причем наряду с другими способами познания окружающего природного мира (экологически целесообразные (эколого-ориентированные) нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к нему, мотивационно-потребностная сфера, в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения) ведущей особенностью эколого-ориентированной личности должны являться такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение и устойчивое развитие.
В этом случае мы можем говорить о личности, на высшем (идеальном, ак-ме) уровне развития которой его субъект становится «экологическим субъектом развития природного мира», совместного, гармоничного, устойчивого развития системы «человек (личность, деятельность) — природа (окружающий мир, среда жизни)».
Тогда на первый план выходят акмеологические технологии развития такого рода личности по новоообразованиям: изменение отношения к себе, другим людям и природе; овладение средствами саморазвития и саморегуляции, а выбор содержания, методов и средств должны предопределить соответствующие принципы осуществления данного процесса — экологичности, деятельности, гумани-стичности, акмеологичности, проживания, осознанности, рефлексии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение личности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2008.
[2] Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала: Монография. — Воронеж, 2006.
[3] Панов В.И. Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование // Материалы Международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы У8 решения». Москва. 26—27 октября 2010 г. — М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. — С. 62—65.
[4] Сараева Н.М. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории. Дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 2010.
THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT: OUTLOOK, CULTURE, COMPETENCE (Psychology and Acmeology Aspects)
A.V. Gagarin
The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities Russian Academy of State Service Under the President of the Russian Federation
Vernadsky Avenue, 84, Moscow, Russia, 119606
In the article the result of the realization of the concept of sustainable development at the present stage is defined, the necessity of studying the peculiarities of the major personal formations (environment oriented outlook, ecological culture, ecological competence) in this context is considered. The work was fulfilled with the financial support of the Russian Humanitarian Scientific Fund, the project № 10-06-00938a.
Key words: sustainable development, environment oriented outlook, ecological culture, ecological competence, acmeology technologies.