DOI: 10.21122/2227-1031-2016-15-6-511-520 УДК 330:338
Концепция устойчивого развития
как новая парадигма общественного прогресса
Канд. экон. наук Н. Я. Кажуро1)
^Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь)
© Белорусский национальный технический университет, 2016 Belarusian National Technical University, 2016
Реферат. Современный экономический рост, сопровождаемый расслоением общества и целых стран на богатых и бедных, способствует процветанию культа богатства и силы этого богатства. Он приводит к расточительному использованию природных ресурсов, не решает и не в состоянии решить проблему массовой бедности. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро проходила Конференция ООН по окружающей среде и развитию, посвященная выработке стратегии устойчивого экологически приемлемого экономического развития мировой цивилизации. Она констатировала невозможность движения развивающихся стран по тому пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Эта модель признана ведущей к катастрофе, и в связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития. Принцип устойчивого развития предполагает, что современное поколение людей планеты должно удовлетворять свои потребности так, чтобы на век наших детей и внуков тоже хватило ресурсов. Поэтому жить, позволяя себе постоянный рост потребления, сегодня уже нельзя. Конференция в Рио-де-Жанейро положила начало сознательному повороту человеческой цивилизации на новый путь развития, при котором человек поумерит свой потребительский эгоизм и постарается жить в гармонии с Природой. Чрезмерная ее эксплуатация сегодня грозит ответными, губительными для человечества реакциями. Суть глобальной проблемы заключается в том, как обеспечить прогресс в решении общей задачи, основанной на двух фундаментальных положениях, - развитие и окружающая среда. Принято считать, что конечной целью развития мирового сообщества должен быть не экономический рост сам по себе, не темпы и размеры накопления материальных благ, а сам человек. При таком подходе цель производства должна состоять не в бесконтрольном росте общественного продукта ради удовлетворения постоянно увеличивающихся потребностей людей, а в обеспечении рациональных (разумных, жизненно необходимых) материальных и духовных потребностей человека.
Ключевые слова: экономический рост, неустойчивое развитие, устойчивое развитие, «зеленая» экономика, окружающая среда, новая парадигма
Для цитирования: Кажуро, Н. Я. Концепция устойчивого развития как новая парадигма общественного прогресса / Н. Я. Кажуро // Наука и техника. 2016. Т. 15, № 6. С. 511-520.
Conception of Sustainable Development as New Paradigm of Social Progress
N. Y^ Kazhuro1
^Belarusian State University (Minsk, Republic of Belarus)
Abstract. Modern economic growth accompanied by a stratification of society and even countries into rich and poor contributes to prosperity of wealth cult and power of the wealth. It leads to wasteful use of natural resources and it does not solve and it is not capable to solve the problem of mass poverty. The United Nations Conference on Environment and Development (UNCED) was held in Rio de Janeiro in 1992. The Conference was devoted to work out a strategy for sustainable environmentally sound economic development of world civilization. It stated the impossibility for developing countries to move along the way which has been already passed by developed countries and which ensured them well-being. It has been recog-
Адрес для переписки
Кажуро Николай Яковлевич Белорусский государственный университет ул. Обойная, 7,
220030, г. Минск, Республика Беларусь Тел.: +375 17 306-00-35 [email protected]
Address for correspondence
Kazhuro Nikolai Ya. Belarusian State University 7 Oboynaya str.,
220030, Minsk, Republic of Belarus Tel.: +375 17 306-00-35 [email protected]
■■ Наука итехника. Т. 15,
№ 6 (2016)
nized that the model is leading to disaster and in view of this necessity has been proclaimed to shift world community on the path of sustainable development. Principle of sustainable development presupposes that the current generation of people in the world should meet its needs in such a way so that our children and grandchildren will have sufficient quantity of resources as well. So it is not possible to day to follow life model when you are constantly increasing your consumption requirements. The Conference in Rio de Janeiro marked the beginning of turning in human civilization consciousness to follow a new path of development when a human being reduces its consumer selfishness and try to live in harmony with Nature. Nowadays its overuse invites retaliation, disastrous reactions for mankind. The essence of the global problem is how to ensure progress in solving a common task based on two fundamental aspects - development and environment. It is assumed that the ultimate purpose of world community development should be not an economic growth in itself, not the rate and proportion of material values accumulation but a human being itself. Following this approach production goal should be not in uncontrolled growth of the social product in order to satisfy constantly growing people's needs but to ensure rational (reasonable, vitally important) material and spiritual requirements of a human being.
Keywords: economic growth, unsustainable development, sustainable development, "green" economy, environment, new paradigm
For citation: Kazhuro N. Yа. (2016) Conception of Sustainable Development as New Paradigm of Social Progress. Science & Technique. 15 (6), 511-520 (in Russian)
В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на уровне глав государств и правительств проходила работа Конференции ООН по окружающей среде и развитию, посвященная выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития мировой цивилизации. Она констатировала невозможность движения развивающихся стран по тому пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Эта модель признана ведущей к катастрофе, и в связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития. Такое развитие должно обеспечить необходимый баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Речь идет об удовлетворении основных жизненных потребностей нынешнего поколения людей с сохранением таких возможностей для будущих поколений.
Совершить революционный переход к новому партнерскому типу взаимоотношений в мире, к новому характеру производства и потребления человечество, как подчеркивалось на конференции, сможет только в том случае, если все слои общества во всех странах мира осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать. Правительствами и парламентами всех стран мира предложено рассмотреть решения Конференции ООН и сверить с ними свою национальную политику.
Конференция в Рио-де-Жанейро положила начало сознательному повороту человеческой цивилизации на новый путь развития, при ко-
тором человек поумерит свою гордыню и потребительский эгоизм и постарается жить в гармонии с Природой. Чрезмерная ее эксплуатация сегодня грозит ответными, губительными для человечества реакциями. Осознание такой перспективы и явилось побудительным мотивом созыва Конференции ООН по окружающей среде и развитию.
Массированное воздействие на окружающую среду является характерной чертой промышленной революции, которая особенно быстрыми темпами пошла после Второй мировой войны. Хотя промышленное развитие является основой экономического развития, а следовательно, и подъема социально-экономического уровня жизни общества, однако шло оно во всем мире без должного учета исчерпаемо-сти многих видов невозобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не являются беспредельными. Природная среда быстро деградирует под натиском человеческой деятельности. Угроза эта имеет глобальный общепланетарный характер, затрагивающий все страны, всю нашу цивилизацию, что заставило человечество задуматься о том, можно ли так жить дальше и что в связи с этим делать развивающимся странам, которые еще только начинают двигаться по пути промышленного развития.
Суть глобальной проблемы заключается в том, как обеспечить прогресс в решении общей задачи, основанной на двух фундаментальных положениях, - развитие и окружающая среда. Человечество осознало историческую необхо-
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)
димость и нравственную обязанность сформировать новую модель развития, в которой благополучие всех и сохранение окружающей среды были бы обязательно синонимами. В то же время нельзя обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире.
Современный экономический рост лишь усугубляет неравенство между богатыми и бедными странами. Если в 1960 г. пропорции разрыва ВВП на душу населения богатых и бедных составляли 30:1, то к 1990 г. - уже 60:1. А развитые страны, где проживает так называемый золотой миллиард населения, стабильно преобладают на мировой арене, производя 85 % мирового объема ВВП.
Сам термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после того, как в 1987 г. был опубликован доклад «Наше общее будущее». Его подготовила Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию. Под ним понимается такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей, но без лишения этой возможности будущих поколений.
Концепция устойчивого развития сформировалась как ответ мирового сообщества на экономические проблемы. Она постепенно дополняется и уточняется по мере накопления знаний в сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.
Центральные вопросы сложившейся проблемы, обсуждавшиеся на конференции в Рио-де-Жанейро, были озвучены ее Генеральным секретарем. Это такие вопросы, как:
а) характер производства и потребления в промышленно развитой части мира, который подрывает системы, поддерживающие жизнь на Земле;
б) взрывообразный рост населения, преимущественно в развивающейся части мира, добавляющий ежедневно четверть миллиона человек (90 млн в год);
в) углубляющееся неравенство между богатыми и бедными, которое ввергает 75 % человечества в борьбу за выживание;
■■ Наука
иТ ехника. Т. 15, № 6 (2016)
г) экономическая система, не учитывающая экологические ценности и ущерб, рассматривая неограниченный рост как прогресс.
На конференции отмечалось, что преобладающий прирост населения в развивающихся и экономический рост в промышленно развитых странах создают дисбаланс, характеризующийся неустойчивостью как в экологическом, так и в экономическом плане. По прогнозам, численность населения Земли к 2025 г. составит около 9-10 млрд. Хотя население развивающихся стран - это три четверти населения планеты, потребляет оно всего одну треть продукции. При этом разрыв в потреблении на душу населения продолжает расти. Отсюда следует вывод, что численность населения должна быть стабилизирована, и причем быстро. Если человечество не в состоянии такое сделать, то это сделает природа и значительно более жестоко. Уже сейчас каждый ребенок, родившийся в развитых странах мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в странах третьего мира.
Экономический рост, порождающий беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведет одновременно к рискам и дисбалансам, угрожающим в одинаковой мере как бедным, так и богатым. Существующая ныне модель развития с соответствующим ей характером производства и потребления, естественно, не может быть устойчивой для богатых. К тому же она не может быть повторена бедными. Если следовать и дальше по этому пути, то цивилизация в целом может потерпеть крах.
Человечество должно изменить характер нынешнего неустойчивого развития. Для этого ему необходимо искоренить нищету, добиваться большего равенства не только внутри каждой страны, но и между государствами с целью соответствия деятельности и численности населения с законами планеты. В противном случае опасность, хаос и конфликты неизбежны. Таким образом, выяснилось, что при ограниченных ресурсах планеты потребление не может расти бесконечно. То отношение к потреблению, которое Запад навязывал всему миру на протяжении ста с лишним лет, приходится пересматривать. Четкого представления о завтрашнем дне сегодня нет ни у кого.
В принятой на конференции в Рио-де-Жанейро декларации по окружающей среде и развитию содержится ряд рекомендательных принципов, в которых раскрываются сущность и цели реализации концепции устойчивого развития, соотношение национальных и общечеловеческих интересов, а также роль государства в реализации данной концепции. В частности, в ней указывается, что понятие устойчивого развития включает в себя такие составляющие, как:
а) признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
б) охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
в) право на развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений;
г) уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты с учетом того обстоятельства, что на долю трех четвертей населения земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода;
д) наращивание эффективности природоохранного законодательства, касающегося ответственности за нанесение ущерба окружающей среде и компенсации тем, кто пострадал в результате этого и т. д.
В Декларации заслуживает особого внимания принцип, который гласит: «Чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни для всех народов, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления...» [1, с. 25].
Таким образом, Декларация признает тот факт, что путь, которым пришли к своему благополучию развитие страны, является в современных условиях неприемлемым в принципе для человечества в целом. В Декларации указывается также, что различные государства в разной степени виновны в загрязнении окружающей среды и несут хотя и общую, но не одинаковую ответственность за это. Важно отметить, что закрепление данного положения в документе такого высокого ранга отражает то
обстоятельство, что благополучие развитых стран в значительной мере построено за счет потенциала благополучия, нереализованного в развивающихся странах. Этим самым косвенно признается, что финансовые долги таких государств развитым странам должны быть соотнесены с тем ущербом, который был нанесен развивающемуся миру.
В целом Декларация по окружающей среде и развитию свидетельствует о том, что объективно назрела необходимость перевода усилий по сохранению окружающей среды и реализации концепции устойчивого развития в ранг государственной и межгосударственной политики. Именно с данной политикой должны сверяться все экономические и политические решения.
Одним из основополагающих документов, принятых на конференции в Рио-де-Жанейро наряду с Декларацией по окружающей среде и развитию, является «Повестка дня на XXI век» (Программа 21). По существу, это программа, ориентирующая мировое сообщество на решение тех проблем, с которыми столкнулась наша цивилизация на рубеже XXI в., когда противоречия между сложившимся характером развития цивилизации и природой достигли предела. Если срочно не принять мер, то природа за надругательство над ней отплатит человечеству своими глобальными ответными реакциями, как то: изменение климата, засухи и опустынивание, проникновение через атмосферу жесткого ультрафиолетового излучения, непредсказуемые генетические изменения, эпидемии, голод, мор и т. д.
Перед человечеством встала альтернатива: либо заморозить процесс наращивания в мире промышленного потенциала, увековечив разделение мира на богатые и бедные страны, либо найти комплексный подход к проблемам сбалансированности развития, с одной стороны, и состояния окружающей среды - с другой. Речь идет об ориентации на повышение уровня жизни населения всей планеты на основе удовлетворения жизненно важных потребностей человека [2, с. 32]. Сделанный человечеством выбор в пользу второго варианта отражает глобальный консенсус путем принятия на самом высоком уровне политических обязательств в отношении сотрудничества по вопросам социально-экономического развития и сохранения окружающей среды. Говоря иначе, принято
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)
считать, что конечной целью развития мирового сообщества должен быть не экономический рост сам по себе, не темпы и размеры накопления материальных благ, а сам человек. При таком подходе цель производства должна состоять не в бесконтрольном росте общественного продукта ради удовлетворения постоянно растущих потребностей людей, а в обеспечении рациональных (разумных, жизненно необходимых) материальных и духовных потребностей человека.
В мировом сообществе назрел и объективно востребован переход к модели устойчивого экономического развития. Сейчас она выступает как новая глобальная стратегия, которая способна обеспечить выживание человечества.
С общецивилизационной точки зрения, под устойчивым развитием понимается глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым при этом может быть только мировое сообщество в целом, так как биосфера и ноосфера (греч. поо8 - разум) есть общий организм планеты Земля. Ответственность за успешное осуществление «Повестки дня на XXI век» ложится прежде всего на правительства стран мирового сообщества. Решающее значение для достижения данной цели имеют национальные стратегии, планы, политика и процессы, так как ни одна страна не в состоянии добиться этого в одиночку.
В связи с разработкой международным сообществом концепции устойчивого развития в Республике Беларусь в 1996 г. создана Национальная комиссия по устойчивому развитию, а в 1997 г. принята первая Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР). Она была одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.1997 № 255. Постановлением предписывалось министерствам и другим республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам принять за основу Национальную стратегию устойчивого развития при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития отраслей и регионов.
В документе отмечалось, что разделяя основные рекомендации и принципы документов, принятых в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, правительство Республики Беларусь «...считает необходимым осуществить переход к устойчиво-
Наука
ит ехника. Т. 15, № 6 (2016)
му развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» [3, с. 2].
Как видно, главная цель НСУР сформулирована в соответствии с принципами и рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), так как предусматривает обеспечение социально-экономического развития страны при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом интересов других государств.
НСУР Республики Беларусь получила тогда положительную оценку на региональной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой и других государств. Конференция проходила в Минске в апреле 1997 г. с участием представителей органов государственного управления ряда стран, а также Секретариата ООН и других авторитетных международных и правительственных организаций.
Необходимость устойчивого развития весьма актуальна для Республики Беларусь, экономика которой долгое время являлась составной частью прежнего единого общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Она имела и имеет высокую степень открытости и ориентированности на бывший огромный союзный рынок, а следовательно, большую потребность в поставках энергоносителей, сырья и иных жизненно важных производственных ресурсов, прежде всего из России. Поэтому распад СССР весьма отрицательно сказался на стабильности развития Беларуси. Кроме того, экологическая ситуация в стране осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (апрель 1996 г.), широким развитием химической и нефтехимической промышленности, крупных машиностроительных предприятий, а также наличием большого количества животноводческих комплексов, не обеспеченных в должной мере реальными техническими возможностями для утилизации отходов.
Согласно вышеназванному постановлению правительства, вектор развития нашей республики не может противоречить процессу развития мировой цивилизации в целом. Поэтому НСУР Беларуси была разработана на основе
принципов, изложенных в «Повестке дня на XXI век», с учетом, естественно, собственных интересов, условий и особенностей. При этом предполагалось, что НСУР должна входить в систему государственных прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатываться каждые пять лет на 15-летний период. На ее основе начали определять основные направления долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь, строить государственную демографическую политику, политику размещения производительных сил и использования природных ресурсов, составлять республиканские и региональные программы.
Новая редакция НСУР Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) была одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию и Президиумом Совета Министров в 2004 г. Согласно НСУР-2020, стратегическая цель устойчивого развития Беларуси заключается в динамичном повышении уровня благосостояния, обогащении культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранении окружающей среды для нынешних и будущих поколений [4, с. 31].
В 2014 г. была разработана концепция новой Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 г., которая предусматривает решение проблем по трем направлениям: человек, качество окружающей среды и конкурентоспособная экономика. В документе отмечается, что в рейтинге по Индексу экологической эффективности (комбинированный показатель, отражающий достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами) Республика Беларусь улучшила свои позиции, поднявшись с 73-го места в 2005 г. на 32-е место в 2014-м. Вместе с тем оценка экологичности развития Беларуси в 2011-2012 гг. показывает, что в настоящее время республика потребляет больше ресурсов, чем способна восстановить природа [5, с. 10].
Важнейшим инструментом устойчивого развития является «зеленая» экономика. По определению ЦЖР (Программа ООН по окружающей среде), «зеленой» является такая экономика, которая приводит к повышению благосостояния
людей и укреплению социальной справедливости при одновременном существенном снижении рисков для окружающей среды и дефицита экологических ресурсов. «Зеленая» экономика предусматривает внедрение новых технологий, выводит на первый план энергосбережение. Все это можно назвать актуальными проблемами и для Беларуси, и для России.
Никто не может точно знать, что ждет человечество в будущем. Однако и фантасты, и ученые предупреждают, что ничего хорошего ждать не следует, если люди не переменят свое отношение к планете и ее ресурсам, которые вовсе не являются бездонными. При этом мало согласиться с тем, что мусорить плохо, гораздо важнее перестать загрязнять окружающую нас среду в глобальном масштабе и начать помогать ей восстановить экологический баланс. Это прописные истины для людей, которым не безразлична судьба нашей планеты. Сортировать мусор, не срывать редкие растения, экономить электричество - это, на первый взгляд, не сложно, но такие поступки требуют от каждого достаточно высокого уровня идеологической готовности.
Логику «зеленой» экономики надо перенести на социум. Не только природа, но и социум финансируются сегодня по остаточному принципу, который не позволяет восстанавливать на должном уровне человеческий капитал. А без восстановленного человеческого капитала, более высокого, чем в предыдущих поколениях, невозможны никакие направления развития, в том числе и «зеленая» экономика. Сложившуюся в мире ситуацию отягощает и то, что даже «зеленая» экономика все равно воспринимается людьми как экономический рост. В то же время значительная часть экспертов мирового уровня говорят о том, что экономический рост есть наиболее короткий путь к краху цивилизации. По их мнению, необходимо стабилизировать положение на тех масштабах возобновляемых природных ресурсов, которыми человечество реально располагает.
Поэтому делаемые ныне акценты на «зеленую» экономику, видимо, будут выполняться в незначительной степени, поскольку это требует высокого уровня развития общественного сознания, определенных научно-инновационных технологий, а также высокого уровня материального благополучия. Далеко не все государства располагают этой триадой, в том числе
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)
и Беларусь, которая не относится к странам, богатым материально, у которых все хорошо в духовной и культурной сферах и где развиты технологии, совместимые с будущим. Такие государства испытывают экономические трудности «переходного периода», они не располагают значительными финансовыми средствами, чтобы продвигать «зеленые» инициативы, отказываться от сгораемого углеводородного топлива и т. д.
Тем не менее Беларуси придется участвовать в мировых тенденциях, тем более что она имеет значительный плюс. Прежде всего, наша республика - это часть цивилизованной Европы и со своим интеллектуальным потенциалом вполне может участвовать в сложной аналитической работе. Специалисты ООН, проанализировав готовность стран к переходу на новую экономическую модель, отметили, что в Беларуси неплохо развиты контроль состояния окружающей среды и система экологической статистики, а также разработаны долгосрочные стратегические программы для перехода к принципам «зеленой» экономики. Однако процесс усложняется недостаточным финансированием этих программ, почти полной зависимостью от внешних источников энергии, неразвитостью системы утилизации отходов и т. д. Государство должно инвестировать в исследования и разработки, связанные с созданием экологически чистых технологий, в возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных объектов и в «природный капитал».
Для Республики Беларусь, имеющей ограниченные природные ресурсы, роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, основными национальными интересами в научно-технологической сфере являются: формирование экономики, основанной на знаниях; обеспечение развития науки и технологий как базы устойчивого инновационного развития республики; создание новых производств, секторов экономики передовых технологических укладов; интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики и внедрение передовых технологий во все сферы жизнедеятельности общества; расширение присутствия Беларуси
Наука
ит ехника. Т. 15, № 6 (2016)
на мировом рынке интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг; взаимовыгодное международное научно-технологическое сотрудничество и привлечение в экономику страны технологий мирового уровня [6, с. 9].
Основным показателем развития научной деятельности для межстрановых сопоставлений принята наукоемкость валового внутреннего продукта. Она определяется по доли затрат в нем на исследования и научные разработки. В Республике Беларусь в последние годы данный показатель, к сожалению, составляет всего 0,52 %. Это меньше, чем 15 лет тому назад. В 2000 г. он составлял 0,72 % от ВВП. За это время произошло значительное сокращение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками. Если в 2000 г. численность персонала составляла 32926 человек, то в 2014-м -уже 27208 [7, с. 381, 383].
Величина наукоемкости ВВП считается критической, если она составляет не более 1,0 %. Для получения экономической отдачи от инвестиций в научные исследования и разработки наукоемкость ВВП должна быть не менее 1,5-2,0 %. В экономически развитых государствах данный показатель составляет 2,0-3,0 % от уровня ВВП. Естественно, для нашей страны это является сдерживающим фактором для ускоренной разработки передовых отечественных технологий, в то время как потребность в технологической и структурной модернизации производства остается крайне высокой.
Недофинансирование и низкая заработная плата в научной сфере привели более чем к трехкратному (по сравнению с 1990 г.) сокращению объема исследований и разработок, а также количества выполнявших их работников. Их число в расчете на 1 млн жителей стало существенно меньше, чем в экономически развитых странах: в 1,9 раза - чем в России, в 2 раза - чем в Швеции, в 2,6 раза - чем в Японии [8, с. 735-736]. Согласно разработанной в 2014 г. концепции новой Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 г., повышение затрат на научные исследования и разработки должно достигнуть к указанному сроку 2,5 % ВВП, а удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции должен вырасти до 25,0 % [5, с. 34].
Важным мероприятием в деятельности ООН явилась конференция высокого уровня по
устойчивому развитию («Рио + 20»), которая прошла 20-22 июня 2012 г. в Рио-де-Жанейро. Она способствовала определению параметров дальнейшего международного сотрудничества по проблематике устойчивого развития на долгосрочную перспективу. Конференция выработала подход международного сообщества к концепции «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития и согласовала ее основные принципы. «Рио + 20» стала третьей конференцией по устойчивому развитию за последние 20 лет. Ей предшествовали Конференция ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Участие министра иностранных дел Беларуси в работе группы старших консультантов, а также активная позиция белорусской делегации на каждом этапе переговоров обеспечили отражение в итоговом документе «Рио + 20» всех принципиальных для нашей страны идей.
Беларусь добилась включения энергетики в качестве самостоятельного направления для взаимодействия в контексте устойчивого развития. Включенные формулировки подчеркивают необходимость диверсификации национального энергетического баланса в целях снижения объемов парниковых выбросов и суверенное право страны на определение оптимальной «энергетической корзины». Таким образом, раздел в полной мере обеспечивает позиции Беларуси в контексте строительства АЭС [9, с. 4]. Важное значение в этой связи имеет проходившая с 30 ноября по 11 декабря 2015 г. в Париже 21-я Всемирная конференция сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата (сокращенно - СОР21), в которой приняли участие делегации из 195 стран. На конференции удалось преодолеть разногласия, доработать и подписать итоговое рамочное соглашение по климату, которое сменит Киот-ский протокол в 2020 г. и призвано остановить, насколько это возможно, процесс перегрева планеты и разрушения устойчивой экосистемы Земли. Достигнутое соглашение, по словам президента Франции Франсуа Олланда, является, быть может, последним шансом для человечества спасти планету.
Итак, у нашей планеты появился шанс. Этот важнейший документ должен стать руководством к действию для всех стран мира, которые пообещали сообща сделать все возможное, чтобы остановить глобальное потепление на
уровне не выше 2 оС. Документ подписала и Республика Беларусь. По мнению экспертов, повышение температуры на 2 оС имеет критическое значение. Именно при таком уровне, как считают экологи, еще есть вероятность остановить пагубные для природы процессы. Дальнейшее потепление вызовет резкое усиление колебаний погоды, рост силы и частоты аномальных явлений на больших территориях. Следствием станет подъем уровня Мирового океана, что приведет к необходимости переселения сотен миллионов людей, вымиранию многих видов растений и животных.
Несколько красноречивых цифр: первое десятилетие XXI в. за последние 10 тысяч лет стало самым теплым, а концентрация двуокиси углерода (С02) в атмосфере из-за деятельности человека с 1750 г. выросла на 40 % (это больше, чем за предшествующие 800 тысяч лет). Существуют и другие довольно тревожные данные. Так, начиная с 1880 г. средняя температура земной атмосферы росла непрерывно и увеличилась на 0,85 оС. Некоторые климатические модели предсказывают даже, что к концу XXI ст. температура может, в наихудшем случае, вырасти на 5 оС, что будет иметь для планеты и человеческой цивилизации катастрофические последствия [10, с. 3].
Некоторые города могут стать жертвой процесса подъема уровня Мирового океана, их попросту затопит, и никакие дамбы не помогут. Экстремальные погодные аномалии (засухи, периоды чрезвычайного зноя, наводнения в результате чрезмерных осадков) могут стать не редким, а постоянным явлением, что нанесет серьезный удар по продовольственной безопасности человечества. Поэтому если оно хочет избежать такой незавидной судьбы, то ему следует начать действовать уже сейчас. Мировое сообщество уже не сможет не дать процессу потепления достичь уровня 2 оС, поэтому единственное, что еще сейчас можно сделать, - это не допустить более значительного разогрева атмосферы.
Участники конференции достигли консенсуса по вопросам необходимости отказа в будущем от использования углеродного топлива. Так, страны Европейского союза выступили на парижской конференции с предложениями подписать не позднее 2020 г. всемирное соглашение по климату, в котором бы все государства планеты взяли на себя обязательства снизить к 2050 г. выбросы в атмосферу вредных
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)
продуктов, образующихся при использовании углеводородного сырья (на 50 % по сравнению с уровнем 1990-го), а к 2100 г. сделать эти выбросы нулевыми. Некоторые страны даже назвали определенную дату, когда использование транспортных средств на сгораемом топливе станет вне закона. Они готовы ввести полный запрет на бензиновые и дизельные машины уже к 2050 г. Таким образом, отказ от использования углеводородного топлива является лишь вопросом времени.
Важный пункт парижского соглашения -установление размера финансовой помощи развивающимся странам на реализацию экономических проектов. Согласно принятому решению, бедные страны будут получать от развитых стран через специально созданный фонд 100 млрд долларов ежегодно начиная с 2020 г. В ближайшее время предстоит выработать механизм справедливого распределения этих средств.
Принятие важнейших для выживания человечества документов на саммите в Париже вовсе не означает, что мировое сообщество может выдохнуть с облегчением, ведь документы должны быть ратифицированы каждым из 195 государств в течение 2017-2020 гг. От результатов конференции в Париже зависят жизни миллиардов людей на планете, которые живут сегодня и будут жить завтра.
Сложившаяся в мире экономическая и экологическая ситуация объективно требует внесения существенных корректив прежде всего в представление об объекте и субъекте экономики. Теперь уже мало производить товары и их продавать с целью получения максимальной прибыли. Объектом усилий в экономике становится также особая деятельность по природо-сбережению. Кроме того, экономика должна обеспечивать не просто воспроизводство работников (их рабочей силы), но и формировать развитие нового типа работников. Для этого необходимо вкладывать все больше средств в их здоровье, образование, профессионализм, культуру, развитие творческой и инновационной активности и т. п.
В современных условиях не только объект и субъект становятся иными, но и сама цель экономики также должна быть другой. Она не может уже быть чисто экономической, подчиненной максимизации прибыли (на микроуровне) и экономическому росту (на макроуровне). Экономика нового времени должна непременно до-
стигать и других целей, главной из которых является социальная и экологическая устойчивость. Для выхода на траекторию устойчивого развития каждой стране необходимо ориентироваться на общественные принципы, реализовать определенные императивы и соблюдать критерии, обеспечивающие гармоничное развитие экономики, социальной сферы и окружающей среды в их взаимодействии и взаимозависимости.
В силу изменений самой реальной экономики, людей, которые в ней функционируют, внешней международной и окружающей природной среды существующая до сих пор парадигма перестает соответствовать времени, она устаревает и не способствует решению новых проблем. Следствием этого является необходимость поиска и формирования новой парадигмы.
Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) в науке - это установка на проведение исследований, признанных соответствующими для решения тех задач, которые возникают в силу объективно сложившихся реальностей общественного развития. Это своего рода вектор (указатель), позволяющий исследователям продвигаться к тайнам экономической науки. Умение увидеть экономическое во взаимосвязи с социальным и экологобезопасным развитием - это еще один поворот к новой парадигме в экономической науке.
Являясь членом мирового сообщества, Республика Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Новая цивилизационная стратегия, парадигма общественного прогресса в модели устойчивого развития предполагает, что высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должен стать человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде. Поэтому совместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции и угрозы в развивающихся странах, новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности является жизненно необходимым для мирового сообщества.
ВЫВОДЫ
1. Устойчивое развитие общества предполагает, что современное поколение людей плане-
Наука
иТ ехника. Т. 15, № 6 (2016)
ты должно удовлетворять свои потребности так, чтобы на век наших детей и внуков тоже хватило ресурсов. Поэтому жить, позволяя себе постоянный рост потребления, уже нельзя.
2. Надо подготовиться к изменениям, адаптироваться к новым условиям. Следует беречь окружающую природу и климат, ограничить выбросы парниковых газов путем ограничения энергопотребления, использования возобновляемых источников энергии. Нужно обязательно вовлекать в этот процесс все больше и больше людей, особенно молодежь.
3. У мирового сообщества нет единой и безусловной концепции устойчивого развития, объясняющей, куда двигаться. Пока не произойдет переориентация мира на то, что мы должны руководствоваться не политическими мотивами (за которыми ничего нет, кроме амбиций политиков), а объективными законами развития, до тех пор человечество не сможет что-либо изменить.
4. Задача построения нового человека и нового общества - это не фантастика, а обязательное условие перехода мирового сообщества к устойчивому развитию. Экономическая система, которая не учитывает экологические ценности и ущерб и рассматривает неограниченный рост как прогресс, неизбежно приведет нашу цивилизацию к краху.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.: информационный обзор. Новосибирск: Российская академия наук, Сибирское отделение, 1992. 62 с.
2. Повестка дня на XXI век // Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.: информационный обзор. Новосибирск: Российская академия наук, Сибирское отделение, 1992. 62 с.
3. О национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 27.03.1997 № 255]. Режим доступа: Ы1р//ргаУ0.1еУ0пеУ8ку.0^/ bazaby11/repub1ic54/text709/index.htm. Дата доступа: 10.03.2016.
4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск: Юнипак, 2004. 204 с.
5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. № 4. С. 6-99.
6. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Минск: Белорусский дом печати, 2011. 48 с.
7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. 526 с.
8. Национальная экономика Беларуси / В. Н. Шимов [и др.]. Минск: БГЭУ, 2009. 752 с.
9. Итоги конференции ООН по устойчивому развитию до 2012 г. в контексте продвижения белорусских интересов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.russian-science.info. Дата доступа: 24.03.2016.
10. Парижская битва за климат на Земле / Л. Джорио [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi.ru/interna tional/ 20151128/23462113. Дата доступа: 18.03.2016.
Поступила 04.04.2016 Подписана в печать 12.06.2016 Опубликована онлайн 29.11.2016
REFERENCES
1. Rio de Janeiro Declaration on Environment and Development. UN Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, June 1992. Information Overview. Novosibirsk, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, 1992. 62 (in Russian)
2. Agenda for XXI Century. UN Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, June 1992. Information Overview. Novosibirsk: Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, 1992. 62 (in Russian).
3. On National Strategy for Sustainable Development of the Republic of Belarus: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, 27.03.1997, No 255. Available at: http//pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic54/ text709/index.htm. (Accessed: 10 March 2016) (in Russian).
4. National Strategy for Sustainable Socio-Economic Development of the Republic of Belarus for the Period Until 2020. Minsk: Publishing House "Unipak", 2004. 204 (in Russian).
5. National Strategy for Sustainable Socio-Economic Development of the Republic of Belarus for the Period Until 2030. Ekonomicheskii Biulleten Nauchno-Issledovatel-skogo Ekonomicheskogo Instituta Ministerstva Ekonomiki Respubliki Belarus [Economic Bulletin. Scientific-Research Economic Institute of Ministry of Economy of the Republic of Belarus], 2015, (4), 6-99 (in Russian).
6. National Security Concept of the Republic of Belarus. Minsk, Belarusian Printing House, 2011. 48 (in Russian).
7. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus, 2015. Minsk, National Statistical Committee of the Republic of Belarus, 2015. 526 (in Russian).
8. Shimov V. N., Aleksandrovich Ia. M., Bogdanovich A. V., Kriukov L. M., Rogach P. I., Sokolovskii N. K. (2009) National Economy of Belarus. Minsk, BSEU [Belarus State Economic University]. 752 (in Russian).
9. Outcomes of UN Conference on Sustainable Development -2012 in the Context of Promotion of Belarusian Interests. The Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus. Available at: http://mfa.gov.by/print/international_ agenda/dc9a39b1410b6da6.html. (Accessed: 24 March 2016) (in Russian).
10. Jorio L. (2015) Paris Battle for the Climate on the Earth. Inosmi.ru. Available at: http://inosmi.ru/international/ 20151128/234621439.html. (Accessed: 18 March 2016) (in Russian).
Received: 04.04.2016 Accepted: 12.06.2016 Published online: 29.11.2016
Наука
итехника. Т. 15, № 6 (2016)