КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В СТРУКТУРЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ
THE CONCEPT OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRARIAN TOURISM IN STRUCTURE OF RURAL TERRITORIES OF RUSSIA
М.А. ЗДОРОВ,
аспирант Российской международной академии туризма, преподаватель Российской международной академии туризма
M.A. ZDOROV,
post-graduate student, Russian international academy of tourism, the teacher of the Russian international academy of tourism
Аннотация
В статье рассматриваются узловые вопросы построения концепции устойчивого развития аграрного туризма в России. Определяются принципы его формирования и проблемы типологии. Проводится анализ мирового опыта развития агротуризма, т. е. степень изученности проблемы. А также указываются особенности становления отечественного аграрного туризма. Ставится вопрос о сущности «аграрного» и «сельского» туризма, «туризма в сельской местности» и «агротуристс-ского коплекса».
Abstract
In article there are central questions of construction of the concept of a sustainable development of agrarian tourism in Russia are considered. Principles of its formation and a typology problem are defined. The analysis of world experience of development of agrotourism i.e. degree of a level of scrutiny of a problem is carried out. And also features of formation of domestic agrarian tourism are specified. The attention to the question on essence of «agrarian» and «rural» tourism, «tourism in countryside» and «agri-tourism complexe» is brought.
Ключевые слова
1. Концепция
2. Принципы устойчивого развития
3. Аграрный туризм
4. Сельский туризм
5. Агротуристский комплекс
6. Модели российского агротуризма
7. Туризм в сельской местности
Keywords
1. The concept
2. Sustainable development principles
3. Agrarian tourism
4. Rural tourism
5. An agrotourist complex
6. Models of the Russian agrotourism
7. Tourism in countryside
Социальная политика, проводимая президентом в сельской местности, способствует повышению жизненного уровня населения сельских территорий и отвечает его потребностям в градостроительном и архитектурном планировании, эксплуатации рекреационных центров, и предусматривает их максимальную интеграцию в местную социально-экономическую среду. Данные элементы социальной политики реализуются через развитие регионального агротуризма. При развитии агротуротрасли необходимо уделять особое внимание регионам РФ с «рисковым земледелием», для которых туризм зачастую является одной из редких возможностей развития в условиях упадка традиционных видов экономической деятельности. В этой связи нами предлагается концепция устойчивого развития аграрного туризма в структуре сельских территорий РФ.
Под концепцией устойчивого развития агротуризма нами понимается система взглядов на обеспечение условий для развития агротурист-ского комплекса (сельского хозяйства, социальной сферы села и туризма) как конкурентоспособной и высокоэффективной сферы деятельности региональной экономики, имеющей положительный социокультурный эффект для местного населения и российского общества в целом. При построении концепции учитывались следующие принципы:
- принцип «устойчивого развития», понимаемый как оптимизация параметров развития с учетом пределов роста сельскохозяйственного производства, объективно заданных внутренними характеристиками агро-
системы и внешними факторами при сохранении условий окружающей среды и максимизации доходов от агротуристской деятельности;
- принцип экологичности, понимаемый как стремление оптимизировать механизмы сохранения и восстановления природной и социокультурной окружающей среды при ведении сельскохозяйственной и туристской деятельности, приносящей совокупный доход;
- принцип эффективности функционирования сельского (аграрного) туристского комплекса на единстве спроса и предложения на агро-туристскую продукцию;
- принцип социального партнерства власти - бизнеса - местного населения, ориентированного на создание регионального агротурпродукта.
В настоящее время определение агротуризма рассматривается применительно к условиям туристской индустрии и незначительно отражает специфику сельскохозяйственного производства. На наш взгляд, приемлемо следующее определение. Можно привести пример определения, которое дает Ассоциация международного экономического развития (МЭР).
Агротуризм - это сектор туристской отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. [4] Агротуризм ассоциация (Agrotourism association) дает свое определение. Агротуризм - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. [5] Агротуризм, по мнению ассоциации, ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.
Однако комплексный туристский продукт еще не агротурпродукт, а турпродукт, произведенный в сельской местности. Следовательно, этот вид деятельности и должен называться не агротуризмом, а туризмом в сельской местности. Отсюда остаются неясными определения «сельского туризма», «экологического (зеленого) туризма».
Таким образом, понятие «агротуризм» в настоящее время, на наш взгляд, не отражает своей истинной сути. Так как зачастую включает в себя понятие как сельского туризма, так и туризма в сельской местности. На практике получается, что и гостиница, расположенная в сельской мест-
ности, и животноводческий комплекс, предоставляющий услуги питания и размещения как дополнительный источник привлечения средств, - аг-ротуризм. Но разве это одно и то же? Конечно же, нет.
На наш взгляд, приемлемо следующее определение. Агротуризм -это сопутствующая отрасль сельского хозяйства, обеспечивающая занятость сельского населения и привлеченного контингента для увеличения объемов основного производства и личных доходов граждан с элементами отдыха и рекреации.
Следует отметить также, что составляющие агротуризма (спортивный, кулинарный, приключенческий, экстремальный, фермерский) являются отдельными направлениями, отражающими определенный вид агротуристской деятельности.
Экологический туризм определяется как туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.
Можно условно разделить также понятия «сельского» и «аграрного» туризма. Сельский туризм, на наш взгляд, сосредоточен в малых формах агротуристского бизнеса (ЛПХ, КФХ и СПоК). При небольших объемах сельхозпродукции, выпускаемой для личного потребления, часть предназначается для питания туристов. При этом не исключаются высокотоварные подотрасли растениеводства, такие как картофелеводство и овощеводство.
Агротуризм как таковой направлен на производство многих видов товарной продукции. Средствами размещения при этом являются агротуристские деревни, агротуристские центры и агротуристские комплексы.
Сельский (аграрный) туристский комплекс (С (А) ТК) - система объединения производственной и социальной сфер сельского хозяйства и туризма с целью получения максимальной прибыли и решения социальных задач. В С (А) ТК входят земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия (разных форм организации), инфраструктура (дороги, транспорт, связь и т.д.), расположенные в сельской местности рекреационные ресурсы (земельные, водные, лесные и т.п.), памятники истории и культуры (местного и регионального значения), а также малые города России, составляющие единый анклав туристского назначения.
Концепция развития аграрного туризма в России основывается на многолетнем опыте его развития в европейских странах. Первый этап -становление европейского аграрного туризма - длился примерно 20 лет и завершился в 1990-е годы. Изначальные мотивы, обусловленные политикой поддержки европейскими государствами локального агроту-ризма, имели в основном социальный характер. Неслучайно политика поддержки сельского туризма в Европе до сих пор ориентирована на экономически отсталые районы. Как правило, основанием для такой политики являлась система квотирования, ограничивающая объемы национального сельхозпроизводства, и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности. Это неизбежно вело к сокращению числа занятых в основном производстве и создавало проблему дефицита рабочих мест в сельской местности. В этой связи агротуризм стал рассматриваться в качестве альтернативно -го вида экономической деятельности, способного поддержать доходы отсталых регионов.
Характерен в этом смысле опыт развития сельского отдыха и туризма в Италии. Агротуризм как дополнение к сельскохозяйственной деятельности стал развиваться здесь в 1970-е годы. Первоначально предполагалось, что обслуживание туристов будет сочетаться с основной хозяйственной деятельностью фермеров, что позволит без больших инвестиций улучшить финансово-экономическое положение сельского населения. Эта разновидность агротуризма 20-30-летней давности была доступна (по стоимости) для клиентов, но при этом уровень комфорта был практически спартанским. Как следствие, такой вид отдыха довольно долго не пользовался большой популярностью.
Ситуация начала коренным образом меняться примерно 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире возрос интерес к «экологическому» туризму, и агротуризм удачно вписался в новую тенденцию: он обеспечивал не только отдых на природе и доступ к экологически чистым продуктам питания, но и воспроизведение настоящего сельского образа жизни. Во-вторых, в этот период стандартные потребительские предпочтения как в самой Италии, так и в ряде других развитых европейских стран (прежде всего в Германии) достигли определенного уровня насыщения. В результате возник спрос на новые разновидности рекреационных услуг, выходящие за рамки традиционных видов «пляжного» туризма и городских экскурсионных программ.
Спрос такого рода постепенно изменил саму основу агротуризма. Для многих сельских жителей туризм из побочного вида деятельности
превратился в бизнес со всеми присущими ему атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.д. За счет крупных инвестиций кардинально преобразились объекты для размещения туристов. Так, современный агротуризм в Италии - это не скромные, как раньше, комнаты на трех-четырех человек в сельских постройках, а трех-четырехзвездочные мини-гостиницы, прекрасно оборудованные ванными комнатами, бассейнами, теннисными кортами и т.д. Очень часто для гостиничных нужд реконструируются усадьбы XVI-XVIII веков или небольшие старые монастыри. Такие туристические комплексы обеспечивают своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, а также экскурсии по окрестностям, в том числе с посещением сельских ярмарок и костюмированных праздников. Помимо этого, сельский туризм все чаще включает в себя ознакомление с кулинарными традициями того или иного региона. При этом туристы могут не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой какие-либо «продукты-сувениры» (редкие и дорогие вина, трюфели, специальные сорта сыра, оливкового масла и т.д.), которые крайне редко продаются в городских магазинах. В частности, к настоящему времени в Италии разработано уже более 70 туров винно-гастрономического профиля.
Успех агротуризма, который в ряде стран стал превращаться из вспомогательной подотрасли сельского хозяйства в самостоятельный и конкурентоспособный сектор услуг, способствовал его целенаправленному развитию в некоторых государствах. В числе этих стран «второй волны» были признанные лидеры международного туризма, в том числе Греция и Кипр. В частности, Греция, где туризм является одним из главных секторов экономики (ежегодный доход от туризма составляет примерно 12 млрд долл. США, или 8% ВВП; в туризме занято около 20% экономически активного населения страны), реализует собственные программы развития организованного отдыха в сельской местности. Развивая свой сельский туризм, лидеры «пляжной» и «музейной» туристической индустрии стремятся рассредоточить традиционные потоки отдыхающих, частично направив их в другие регионы. В данном случае значительную роль играет потребность в снижении экологической нагрузки на прибрежные курортные зоны.
Мировой опыт показывает, что и в России развитие сельского туризма может быть эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. В то же время следует иметь в виду, что максимального эффекта можно добиться, если сельский туризм будет развиваться не спонтанно, а в рамках какой-либо программы федерального, межре-
гионального или регионального значения. В противном случае локальные проекты в сфере сельского туризма в современных условиях недостатка финансовых ресурсов обречены на медленное и трудное самостоятельное развитие.
Кроме того, необходимо учитывать специфику развития сельского туризма в России. В Западной Европе поддержка агротуризма во многом объясняется перепроизводством сельскохозяйственной продукции, в России же подобная ситуация отсутствует. Поэтому для нашей страны более логичным представляется подход, в рамках которого будет сочетаться развитие и самого сельскохозяйственного производства, и агротуризма. Экономические основания для такого подхода очевидны. Цены производителей сельхозпродукции многократно уступают ценам в городской розничной торговле. Если совместить оказание туристских услуг в сельской местности с продажей продуктов питания по ценам производителей, это позволит создать недорогой и конкурентоспособный рыночный продукт. В результате совокупное производство продуктов питания и туристических услуг может оказаться вполне рентабельным, даже если какой-либо из этих видов деятельности сам по себе убыточен. Однако не все регионы России, обладающие хорошими природно-климатическими условиями для агротуризма, пригодны для ведения сельского хозяйства и наоборот. Это подтверждается рейтинговыми оценками российских макрорегионов, разработанными специалистами Всемирной туристской организации (ЮНВТО). [6] 12
ю
1Л1
/ "Л /
-V/ /
V
Л— /
регионы
Северный
ЦентральноЧерноземный
-О— туризм
ЧИЬ средняя
сглаживающая
-А- сельское хозяйство
Южный
Центральный
Поволжье
Рис. 1. Рейтинговые показатели отдельных территорий РФ по отраслям
Как следует из оценок, возможности для ведения сельского хозяйства в Северном и Центральном районах ограничены, но при этом условия для агротуризма в них близки к максимальным. В то же время в центрально-черноземных областях, столь привлекательных для ведения сельского хозяйства, условия для агротуризма оцениваются весьма низко. Однако агрегированные оценки, учитывающие условия как для сельского хозяйства, так и для агротуризма, во всех случаях оказались приемлемыми. Таким образом, в целом ряде российских регионов совместное развитие агротуризма и сельского хозяйства может стать весьма действенным средством повышения уровня социально-экономического развития территорий, особенно отдаленных и депрессивных.
В современной России уже имеются примеры удачного ведения аг-ротуристского бизнеса. В частности, можно указать на проект, реализованный в Тульской области фермерским хозяйством «Суслов, Кузнецовы и Ко», [8] которое совмещает разведение лошадей с проведением конных туров и проживанием в деревне; а также на деятельность туристского агентства «Четвертая власть» [7], организующего сельский отдых на территории целого ряда регионов европейской части России. Отдельного внимания заслуживает проект «Дорога к дому - развитие сельского туризма в Ленинградской области». Можно отметить гостевой дом «Икаровка», предлагающий возможность «познакомиться и приобрести продукцию фермерского хозяйства «Садовник»: саженцы плодово-ягодных культур, картофель, овощи, мед и пчелопродукты», а также гостевой дом в деревне Озеровичи, где можно «приобрести экологически чистые молочные продукты и овощи из приусадебного хозяйства». [3]
Экспертные оценки на основе исследований, проведенных в Московской, Костромской и Рязанской областях, показывают, что примерный уровень доходов от агротуристской деятельности в расчете на административный район субъекта Федерации может составлять 30 млн руб. в год. Административных районов, на территории которых можно развивать агротуризм, не менее тысячи. Следовательно, можно говорить о потенциальном финансовом эффекте развития агротуризма в России, составляющем 30 млрд руб. в год. В случае реализации комплексного подхода, подразумевающего совместное развитие сельскохозяйственной деятельности и агротуризма, эффект может возрасти вдвое
- до 50-60 млрд руб. в год. [1]
Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что российский агротуризм в своем развитии также пройдет две основные стадии
- этап самостоятельного становления за счет активности сельских предпринимателей и этап целенаправленного развития вследствие зна-
чительных внешних инвестиций в организацию сельского отдыха. Помимо этого, учитывая особенности российской ситуации (низкие объемы сельскохозяйственного производства, отрицательный уровень миграции), следует планировать и третий этап развития национального агротуризма - создание единого агротуристского комплекса.
Таким образом, и международный опыт, и предварительные экономические оценки показывают целесообразность и высокую потенциальную эффективность развития агротуризма в России.
На основе рассмотренного европейского и российского опыта можно выделить следующие типы моделей агротуристского развития.
1) Развитие малого, семейного агротуристского бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры агроту-ризма (включая различные агротуристские объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма). Обязательным условием при этом является развитие сельхозпроизводства на базе ЛПХ, КФХ и СПоК с привлечением дополнительной рабочей силы в сезонный период для развития сельского туризма и как минимум самообеспечения продовольственной продукцией.
2) Воссоздание социально-культурной сферы села - «исторической деревни», «национальной деревни» или иного типа поселения (стойбища и т.д.), а также других специализированных объектов. Это могут быть специализированные объекты (спортивные, культурные, кулинарные и т. п.) - стилизованные «агротуристские деревни», а также «рыбацкие», «охотничьи деревни» и т.п.
3) Создание крупных специализированных агротуристских центров, ориентированных на прием туристов и организацию их полноценного отдыха. Это воссоздание социокультурной среды таких исторических объектов, как дворянские и купеческие усадьбы, монастыри и т.д. Данная и предыдущая модель относится ко II этапу развития агротуризма в России. Повышение эффективности реализации этих моделей связано с комплексным развитием региональных туристских центров, расположенных в муниципальных образованиях (МО) региона. Современный этап агротуризма в России предполагает восстановление не только социокультурной среды, но и сельскохозяйственных предприятий (животноводческих комплексов), расположенных в этих муниципальных образованиях.
4) Создание сельских (аграрных) туристских комплексов (С (А) ТК) как крупных многофункциональных агротуристских формирований, связанных с региональной специализацией агротуристских зон обслуживания и
ведения сельскохозяйственного производства на основе территориального разделения труда, выставочных, рекламно-экспозиционных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских и производственных формирований, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой.
Библиографический список
1. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: Прогнозирование регионального развития: Монография. - М.: РИБ «Турист». 2007. - 168 [4] с.
2. Астахов Т. А., Астахова Е.В., Здоров А.Б., Кувелева Н.И., Лагу-сев Ю.М., Неклютин И.Н., Сеселкин А.И. Отчет «Концепция развития агротуризма на территории туристских рекреационных зон и ее реализация до 2015 года». - 2008. - 372 c.
3. Каталог сельских гостевых домов. Проект «Дорога к дому - развитие сельского туризма в Ленинградской области». Автор-составитель Толокнова Т.П. - СПб., 2010. - 39 c.
4. Проект «Содействие муниципальным образованиям в подъеме агро- и экотуризма как перспективного стратегического направления развития малых и средних городов России» // Ассоциация МЭР при поддержке Фонда ЕВРАЗИЯ (США) и Агентства по международному развитию США.
5. http://www.agrotour.ru
6. http://www.unwto.com
7. http://www.lentravel.ru
8. http://www.suslovfarm.com/turizm.htm
Bibliographical list
1. Zdorov A.B. Agrotourist a complex Is healthy: Forecasting of regional development: the Monography. - М: РИБ «Tourist», 2007. - 168 [4] p.
2. Astahov T.A., Astahova E.V., Zdorov A.B., Kuveleva N.I., Lagusev J.M., Nekljutin I.N., Seselkin A.I. report «the Concept of development of agrotourism in territory of tourist recreational zones and its realization till 2015». - 2008. - 372 p.
3. Catalogue of rural guest houses. The project «Road to the house - development of rural tourism in Leningrad region». Author-composer Tolok-nova Etc. - SPb., 2010. - 39 p.
4. Project «Assistance to municipal unions in lifting agro and ecotourism as perspective strategic direction of development of small and average cities of Russia» // Association the MAYOR with support of Fund Eurasia (USA) and Agencies on the international development of the USA.
5. http://www.agrotour.ru
6. http://www.unwto.com
7. http://www.lentravel.ru
8. http ://www.suslovfarm. com/turizm.htm
Контактная информация
E-mail: zdorov86@mail.ru
Contact links
E-mail: zdorov86@mail.ru