УДК 338.2 (075.8)
А. В. Саванович
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Обосновывается концептуальный подход к управлению созданием региональной инфраструктуры малого инновационного предпринимательства и информационно-логическая модель построения программы этого процесса.
The author substantiates conceptual approach to regional infrastructure for small innovative entrepreneurship and logical information model for construction of such program.
Ключевые слова: инновационная экономика, малые инновационные предприятия, региональная инновационная инфраструктура, бизнес-инкубаторы, государственная научно-инновационная политика, особая экономическая зона.
Key words: innovative economy, small innovative enterprises, regional innovative infrastructure, business-incubators, state scientifically-innovative politicy, special economic zone.
На современном историческом этапе остро встала проблема перехода России на путь инновационной экономики. Эта проблема носит комплексный характер. Возникает необходимость проработки многих научно-практических вопросов, связанных прежде всего с малым инновационным предпринимательством (МИП). Среди этих вопросов — государственное регулирование и программирование развития, совершенствование нормативно-правовой базы и многое другое.
Одной из плоскостей решения названной проблемы выступает региональный аспект формирования МИП. В силу различия социальноэкономического положения регионов ее осуществление представляет особую актуальность.
Если проанализировать эту сферу предпринимательства в Калининградской области, то можно увидеть следующее. К 2008 г. в регионе сложился достаточно развитый потенциал малых предприятий (МП) — около 10800 единиц. Из них 40 % — оптовая и розничная торговля, авторемонт; 29 % — обрабатывающие предприятия и строительство; 7,8 % — связь и транспорт; 13 % — аренда, услуги и операции с недвижимостью.
К сожалению, следует отметить, что региональная статистика по МП крайне ограничена и ненадежна. Поэтому учеными РГУ им. И. Канта в 2005—2007 гг. была проведена выборочная инвентаризация научно-инновационных предприятий области. Выяснилось, что вопре-
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 105—110.
ки расхожему мнению о якобы малом использовании в регионе инноваций картина оказалось более обнадеживающей.
По экспертным оценкам, примерно на 50 — 60 % строительных, авторемонтных, информационных и частично на пищевых обрабатывающих предприятиях используются инновационные технологии, в основном зарубежные. Но эти технологии в значительной мере уже отработаны иностранными фирмами; мы идем как бы вторым эшелоном. Поэтому необходимость обновления этих технологий ставит наше предпринимательство в зависимость от западного научно-инновационного потенциала, так как наш еще слаб. По тем же оценкам, в Калининградской области насчитывается всего 55 — 70 единиц предприятий, основная деятельность которых посвящена разработке и внедрению современных технологий. Это крайне недостаточно для масштабного развития МИП. Возникает вопрос: какие могут быть направления решения этой проблемы?
Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что для Калининградской области приоритетными являются три направления.
1. Создание инфраструктуры для обеспечения развития МИП.
2. Формирование рынка научно-инновационной продукции.
3. Распространение льгот Закона об Особой экономической зоне (ОЭЗ) на инновационную инфраструктуру малых предприятий.
Рассмотрим более детально первое направление.
Прежде всего, уместно вспомнить, что понимается под инновационной инфраструктурой и для чего она необходима. В общем виде под ней понимается взаимосвязанный комплекс организаций, оказывающих услуги различным субъектам инновационной деятельности. К ним в общепринятом понимании относятся: центры трансфера технологий (ЦТТ), фонды поддержки развития малых предприятий, бизнес-инкубаторы создания МП, консалтинговые инновационные фирмы и другие структуры. На рисунке 1 приводится концептуальная структура инновационной инфраструктуры Калининградской области, где четко просматриваются структурные элементы.
Почему же практика выдвигает на первое место задачу создания региональных инновационных инфраструктур (РИИ)?
Суть в следующем. МП в силу ограниченности собственных ресурсов и опыта зачастую не имеют возможности самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, вести подготовку кадров под нововведения, осуществлять маркетинг инноваций на рынке и пр. Они объективно нуждаются в поддержке специализированных структур, о которых говорилось выше. Поэтому в мировой науке и практике за последние 20 лет появилось
и хорошо зарекомендовало себя организационное явление — РИИ. Несмотря на очевидную необходимость и ясность таких инфраструктур, отечественная практика столкнулась с большими трудностями при их создании. Это видно и на примере Калининградской области как приморского региона. Местные власти на первом этапе встречаются с главной проблемой — как обеспечить управление созданием региональной инфраструктуры?
В РГУ им. И. Канта и Калининградском инновационно-технологическом центре за последние 10 лет была проведена большая работа по изучению зарубежного опыта создания инновационных инфраструктур: технопарка ЦИРСТ в г. Гренобле (Франция), инновационной компании им. Л. Эриксона в городе Тронхейме (Норвегия), технопарка в Берлине (ФРГ) и др. Опираясь на этот и небольшой отечественный опыт, можно сформулировать общую концепцию управления развитием региональной инфраструктуры МИП применительно к приморским регионам. Под этой концепцией следует понимать некую систему взглядов, научных подходов, принципов, используемых для решения поставленной проблемы и направленных на осуществление мер по управлению формированием и дальнейшим функционированием инновационной инфраструктуры малого предпринимательства в регионе. Концепция является своеобразной аван-стратегией для разработки программного управления созданием такой инфраструктуры.
С общетеоретических позиций в общем виде концепция отражает две организационные формы (два варианта) региональной инфраструктуры: в виде комплекса самостоятельных структур и в виде единого интегрированного центра, куда входят структуры с ограниченной хозяйственной самостоятельностью. Анализ свидетельствует, что эти формы нуждаются в соответствующей научно-методической проработке.
Всестороннее рассмотрение вопроса позволило сформулировать следующие основные положения концепции:
— необходимый набор структур в составе инфраструктуры (ЦТТ, бизнес-инкубаторы и пр.);
— взаимодополнение структур в процессе обеспечения развития малого инновационного предпринимательства;
— государственно-частное партнерство в формировании инфраструктуры;
— формирование рынка инновационных и инфраструктурных услуг при участии государства и муниципалитетов;
— льготирование формирования и функционирования инфраструктуры со стороны государственных и муниципальных властей, в том числе и по Закону об ОЭЗ.
На основе этих положений предлагается принципиальная информационно-логическая модель концепции построения программы создания инновационной инфраструктуры МП в регионе (рис. 2). Такая программа является центральным элементом управления всем процессом построения инфраструктуры и состоит из пяти информационных блоков (этапов).
Основой формирования стратегии и программы создания региональной инфраструктуры служит государственная научно-инновационная политика.
Кратко рассмотрим содержание блоков построения Программы.
Блок 1. На первом этапе разрабатывается региональная стратегия развития малого, и прежде всего инновационного, предпринимательства. Она строится на основе федерального и регионального законодательства по МП, с учетом особенностей того или иного региона. В приморских регионах к таким особенностям относятся: наличие ОЭЗ, морехозяйственные комплексы, кластеры сборочных производств и пр.
Блок 2. Этот блок — центральный. Он охватывает следующие задачи: разработка концепции и структуризация поставленной проблемы, проектирование сетевой модели (графика) программы, формирование информационного и ресурсного обеспечения, оценка ожидаемой результативности программы.
Блок 3. Анализируются результирующие проектные показатели программы и сравниваются с ранее поставленными целями. Если обнаруживается расхождение, то возвращаются к концепции и заново проводят всю проработку.
Блок 4. На этом этапе осуществляется разработка системы управления реализацией программы.
Блок 5. Проводится практическая реализация программы и регулярный контроль за ходом работ. Осуществляется периодическая оценка достигаемой результативности.
Анализ содержания информационно-логической модели говорит о том, что ее практическая реализация требует предварительного проведения серьезных научных исследований, что наглядно показано на правой части рисунка 2.
В заключение следует отметить, что предлагаемый концептуальный подход позволяет разработать обоснованную научно-практическую систему управления всем процессом создания инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в регионе.
Список литературы
1. Деменок В. В., Саванович А. В. Организационный аспект генерирования малых инновационных предприятий / / Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 3.
2. Ивченко В. В. Очерки инновационной экономики приморских регионов России: монография. Калининград, 2006.
3. Ивченко В. В., Саванович А. В. Инфраструктура инновационного предпринимательства в условиях ОЭЗ (Выход из замкнутого круга) // ЭКО. 2008. № 2.
4. Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие для вузов: М., 2002.
5. Никитин М. А., Ивченко В. В. [и др.]. Научно-технический и инновационный потенциал Калининградской области. Калининград, 2005.
6. Саванович А. В. Проблемы развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства // Сборник научных докладов V Международной научной конференции. Калининград, 2007.
Об авторе
А. В. Саванович — асп., РГУ им. И. Канта.
The author
A. V. Savanovich — postgraduate student, IKSUR.