[email protected] Артем Андреевич Алексеенко,
аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК338.24:658.5 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
В статье исследована проблематика стратегического планирования в системе менеджмента качества организации с позиции работ различных исследователей. Выявлены основные положения и тезисы современной концепции системы менеджмента качества. Обоснован инструментарий стратегического планирования в управлении качеством на этапе внедрения программных продуктов на базе Business Studio. Выявлены основные мотивы внедрения СМК в деятельность отечественных организаций в целях улучшения качества обслуживания клиентов и повышения конкурентоспособности продукции. Обоснована целесообразность учета системы затрат на качество, что позволяет оптимизировать ресурсный потенциал организации при реализации концепции стратегического планирования.
Ключевые слова: концепция, система менеджмента качества, стратегическое планирование, процессный подход, оценка.
A.A. Alexeyenko
THE CONCEPT OF STRATEGIC PLANNING IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF AN ORGANIZATION
The paper studies the issues of strategic planning in the quality management system from the different perspective of various researchers, identifies basic terms and theoretical concepts of the modern theory of quality management system, describes a set of tools of strategic planning in the quality management system during the introduction phase of software products based on the Business Studio. The author reveals the motivation for introducing QMS at Russian enterprises in order to improve customer service and increase competitiveness. The necessity of quality costs accounting system is proven since it helps optimize the resource potential of the organization during implementation of the concept of strategic planning.
Keywords: concept, quality management system, strategic planning, process approach, appraisal.
Развитие современной организации происходит на фоне постоянного и непрерывного усложнения основных элементов организационной структуры управления, стиля и поведения руководства, рынков, системы мотивации, организации работы и пр. То есть в результате реализации новых стратегий в деятельности организации и последующего преобразования непрерывно обновляется и совершенствуется модель корпоративного менеджмента и менеджмента качества. Как известно, современная концепция менеджмента качества базируется на модели всеобщего управления качеством (TQM), которая представляет собой процессно-ориентирован-ный подход к организации системы планирования, обеспечения и контроля качества. В основе концепции всеобщего управления качеством лежат основные положения, которые тезисно можно разделить на следующие блоки:
- роль руководства в реализации мероприятий по преобразованию организаций на основе принципов ТQМ на основе интегрирования СМК в общую модель управления;
- клиентоориентированность (идентификация клиентской базы, учет потребностей, удовлетворение клиентов продукцией, эффективность системы мотивации и коммуникации сотрудников);
- стратегическое планирование (определение целей, миссии; имидж, репутация, престиж организации);
- вовлечение всех сотрудников организации (наличие обратной связи, социальные и психологические факторы, инициативность, контроль и самоконтроль);
- развитие (подготовка и обучение) персонала (наличие высококвалифицированного персонала, раскрытие потенциала);
- мотивационная составляющая (награды, признание, высокий уровень мотивации сотрудников);
- адаптация и быстрота реагирования на меняющиеся потребности и ожидания потребителей (улучшение качества продукции и сервисного обслуживания);
- процессный подход (ориентация на конкретные процессы организации);
- качество поставщиков (надежность, своевременность, стабильность);
- информационная система (оптимизация информационных потоков, достаточность, достоверность и своевременность ее подачи);
- бенчмаркинг (использование опыта ведущих компаний в процессе моделирования собственных процессов);
- контроль и оценка эффективности системы управления качеством (разработка системы критериев оценивания и поиск направлений дальнейшего совершенствования).
Среди ключевых блоков выделена концепция стратегического планирования в системе TQM, которая предназначена для обеспечения соответствия качества требованиям международного стандарта, норм, заданий потребителей и действует практически на всех фазах проектного цикла.
Важным компонентом управления организацией выступает стратегический менеджмент, обеспечивающий проектирование и внедрение изменений в различных процессах на основе разработки стратегического плана и бюджета. Стратегический менеджмент обусловливает выбор концепции управления с ориентацией на методы стратегического планирования, управления проблемами и возможностями, что способствует разработке концептуальной модели функционирования и развития бизнеса (рис. 1).
По мнению Н.Г. Ольдерогге [4], в системе менеджмента качества участвуют все службы и структурные подразделения организации, так как представляют собой совокупность мероприятий, методов и инструментов в реализации основных функций СМК:
- планирование качества продукции и его элементов;
- создание команды по реализации проекта СМК (подготовка и обучение кадров);
- подготовка производства (обеспечительные средства);
- разработка системы МТО;
- контроль и оценка проекта по внедрению СМК;
- информационное обеспечение;
- обеспечение технологических процессов;
- правовое обеспечение СМК.
Реализация представленных функций СМК наиболее полно отражена в предложенном Дж. Джураном [2] подходе, заключающемся в интеграции качества в стратегию организации, для достижения ее целей, улучшения стратегического планирования. Согласно «трилогии качества» (планирование качества, улучшение качества, управление качеством) качество является основой стратегического планирования.
В этой связи стратегическое планирование как один из ключевых процессов СМК позволяет:
- ориентировать организацию на приоритетность СМК, устойчивое развитие и совершенствование направлений деятельности;
Стратегия организации
- конкурентная позиция (оптимизация прибыли);
- производственная позиция (себестоимость продукции и трудоемкость производства);
- инновационная позиция (новые технологии);
- предпринимательская позиция (финансово-экономическая стабильность);
- административная позиция (активность и открытость руководства, обратная связь)
XX
Стратегический менеджмент
- организации производства, экономическии рост;
- вложение капитала, управление активами, снижение стоимости, ценовая конкуренция, ускорение производства, рост производительности
Рис. 1. Комплементарность стратегии организации и стратегического менеджмента
- ориентировать систему планирования на удовлетворение потребителя продукцией;
- оптимально распределять ресурсы;
- реализовать адаптивную систему стратегического планирования для оптимального взаимодействия субъектов рыночных отношений.
СМК возможно создавать и внедрять на основе разных моделей, в частности:
- в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 90012001;
- на основе критериев различных премий по качеству: премии правительства РФ в области качества; премии Европейской организации по качеству (БРОМ); премии Малькольма Болдриджа; премии Эдварда Деминга и др.;
- на основе принципов ведущих ученых в области качества: Э. Деминга, Ф. Кросби, Д. Джурана, К. Исикавы, Г. Тагути и др.
Данные модели основываются на принципах процессного и системного подходов, взаимно дополняют друг друга и отличаются лишь полнотой, глубиной и масштабами охвата всех процессов организации и степенью согласованностью СМК с общей системой управления. Таким образом, концепция стратегического планирования всех процессах организации формируется с учетом приоритетов СМК.
Применение международных стандартов по качеству ИСО в организациях способствовало переходу на качественно новый уровень в стратегическом управлении, тем самым были сформированы предпосылки планирования качества как научного направления. Стоит отметить, что отечественная экономика находится на стадии развития менеджмента качества и внедрения СМК в организациях, в то время как зарубежные компании масштабно развивают экологический менеджмент и внедряют философию социального менеджмента.
Многочисленные исследователи в области качества [5] придерживаются мнения, что производитель платит не за качество, а за его отсутствие. Повышение качества продукции/услуги повышает уровень производительности и снижает затраты, связанные с устранением дефектов, переработкой некачественной продукции и пр.
Идея высокого качества с экономической позиции широко представлена в трудах Ф. Кросби («Quality is Free»), основана на процессном подходе и логически завершает данную концепцию: повышение качества существенно уменьшает затраты и повышает производительность, тем самым увеличивает долю организации на рынке, обеспечивает ее привлекательность. Существующие подходы к анализу и оценке затрат на качество нашли свое отражение в МС ISO 9004:2000 в виде рекомендаций и в работах различных исследователей.
Таким образом, очевидна актуальность стратегического планирования в современной экономике: по уровню спроса отечественных организаций на консалтинговые услуги в области стратегического планирования в 19 отраслях экономики РФ (машиностроение и металлообработка, нефтяная и нефтегазовая промышленность, фармацевтика, строительство, сельское хозяйство, связь, банки) превалируют методы стратегического планирования.
Следует отметить, что в большинстве своем инструменты стратегического планирования на этапе развития IT-технологий и внедрения программных продуктов на базе Business Studio в деятельности организаций ставят во главе угла активное использование консалтинговой услуги «ИТ Управленческий консалтинг»: относительная доля подобной услуги, по данным статистического анализа российского консалтингового рынка, составила 23,25% [6].
При внедрении СМК руководство организации чаще всего обращается в компании, специализирующиеся на проектировании бизнес-процессов в контексте улучшения качества обслуживания клиентов и повышения конкурентоспособности. По проведенным исследованиям, мотивы внедрения СМК разнообразны (рис. 2), зачастую руководство организаций рассматривает качество как базовое направление стратегии.
В области развития методологии стратегического планирования консалтинговыми организациями и исследователями (БКГ, «Дженерал Электрик» - Мак Кинзи, модель АДЛ/ЛС - Артур Д. Литтли, модель Шелл/ДПМ, матрица Ансоффа, матрица Абеля и т.д.) разработан
Рис. 2. Мотивы внедрения СМК в деятельности организации, %
прикладной инструментарий, который используется в настоящее время в научных, экспертно-аналитических кругах, в деятельности организаций.
Безусловно, концепции стратегического планирования различаются между собой в организационно-технологических моментах проектирования управленческих решений, но остаются схожими в главном: в идее сохранения организационной сущности - предприятия, фирмы, корпорации.
Таким образом, система менеджмента качества является эффективным инструментом упорядочивания деятельности организации на основе анализа, докумен-тированности, контроля, постоянного и непрерывного совершенствования производственных и организационно-управленческих процессов в соответствии с требованиями МС ИСО, что способствует обеспечению прозрачности и эффективности в управлении.
СМК может быть использована в качестве инструмента существенного преобразования архитектуры организации, обеспечивающей снижение сопротивления изменениям со стороны персонала.
СМК предусматривает создание модели организации, в которой каждый процесс рассматривается как звено
цепочки, в результате чего появляются новые вертикально-горизонтальные связи, направленные на решение конкретных проблем стратегического планирования, поскольку качество теряется именно на стыке структурно-функциональных подразделений.
1. Бушуев А.Н. Принципы формирования корпоративной стандартизации // Вестник СГСЭУ. 2014. № 1 (50). С. 33 - 36.
2. Гумеров А.В. Концепция стратегического планирования в промышленной корпорации на основе методов менеджмента качества. URL: http://uecs.ru/uecs45-452012/item/1547-2012-09-24-06-15-30.
3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. URL: http://www.e-reading. co.uk/bookreader.php/ (дата обращения: 17.06.2014).
4. Ольдерогге Н.Г. Менеджмент четвертого поколения: современная концепция менеджмента качества. URL: http://www. elitarium.ru/2008/11/10/koncepcija_menedzhmenta_kachestva.html (дата обращения: 17.06.2014).
5. Повышение эффективности системы менеджмента качества компании. URL: http://www.psycho.ru/library/2908 (дата обращения: 14.06.2014).
6. Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития. URL: http://www.m-economy.ru (дата обращения: 14.06.2014).
фзар [email protected] Анастасия Андреевна Антонова,
аспирантка кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 334.7 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова »
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
В статье представлены основные подсистемы, а также формы, методы и инструменты управления устойчивым развитием корпоративных образований в современных условиях, позволяющие сформировать комплексный проблемно ориентированный механизм. Определены понятия корпоративного образования и механизма управления. Выделены основные элементы механизма управления устойчивым развитием корпоративных образований. Определен состав методов механизма управления устойчивым развитием корпоративных образований. Внедрение успешно функционирующего механизма на корпоративных образованиях требует от большинства предприятий некоторых изменений в организационной структуре управления, финансовой прозрачности, применения открытой финансовой и нефинансовой отчетности, мотивации сотрудников на достижение корпоративных целей, а также обязательного формирования корпоративной культуры, поддерживающей соблюдение этических и экологических норм.
Ключевые слова: механизм управления, устойчивое развитие, корпоративные образования, методы механизма, рычаги механизма.
A.A. Antonova
DEVELOPING A COMPREHENSIVE MECHANISM FOR MANAGING CORPORATE INSTITUTIONS
The paper presents the main subsystems, as well as forms, methods and tools for managing sustainable development of corporate entities in the current economic conditions that help form an integrated problem-oriented mechanism. The author defines the concepts of corporate entity and corporate governance, identifies the basic elements of the mechanism of sustainable development management of corporate entities, and reveals the set of the methods of the mechanism of sustainable development management of corporate entities. Implementation of a successfully functioning mechanism requires certain changes in the organizational structure of governance, financial transparency, use of open financial and non-financial reporting, employee motivation to achieve corporate goals, as well as building corporate culture that contains ethical and environmental standards.
Keywords: management mechanism, sustainable development, corporate institutions, methods of mechanism, levers of the mechanism.