Научная статья на тему 'Концепция социологического образования специалистов среднего звена'

Концепция социологического образования специалистов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П Н. Осипов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция социологического образования специалистов среднего звена»

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

П.Н. Осипов

(Институт среднего специального образования РАО)

Анализ основных обязанностей и умений квалифицированных специалистов со средним образованием любой отрасли показывает, что первостепенной и наиважнейшей их функцией является организация работников первичного звена для выполнения предусмотренных производственных задач. Рациональная организация работы людей требует от специалиста со средним образованием знаний личностных и деловых характеристик работников, взаимоотношений в коллективе, умений осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, владеть навыками анализа общественного мнения, методами получения интересующей его информации, а также многих других знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно управлять людьми и организовывать производство. Обеспечить необходимый объем таких знаний, умений и навыков, столь нужных сегодня специалисту со средним образованием, призвана социология.

Социология должна быть доступна для широкого круга специалистов. После ее возрождения в 60-е годы на протяжении четверти века велась дискуссия о том, стоит ли преподавать эту дисциплину в вузе. Сегодня она изучается не только в гуманитарных, но и в технических вузах. На очереди вопрос о ее преподавании в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ).

Типовой программой "Основы общественных наук" для ССУЗ предусмотрено положение, позволяющее вносить изменения, исходя из региональной и профессиональной специфики и интересов учащихся, вводить спецкурсы на обязательной и факультативной основе по ряду учебных дисциплин, в числе которых и социология.

Однако до сих пор социология в ССУЗ как самостоятельный учебный предмет не изучается. Если учащиеся и получают определенные социологические знания, то нецеленаправленно и в разрозненном виде. Между тем в США, Германии и других развитых странах она изучается в любом колледже как обязательный предмет.

У нас же необходимость социологического образования, социологической культуры будущих специалистов среднего звена еще недостаточно осознается. Учитывая, что переход к рыночной экономике связан с необходимостью ведения на производстве целого комплекса технических, организационных, экономических и кадровых новшеств, обеспечение социологической подготовки специалистов среднего звена к управленческой деятельности в период обучения в техникуме становится сегодня особенно актуальным. В этом случае неизменно возникает вопрос: каким должно быть социологическое образование специалистов среднего звена, каким быть курсу социологии в ССУЗ? Анализ учебных программ, обеспечивающих изучение социологии в высшей школе, показал следующее:

1. Все программы (и учебные пособия тоже), выпущенные до 90-х годов, подготовлены профессиональными социологами и ориентированы в большей степени на преподавание этого предмета социологам или же специалистам, для которых социология представляет профилирующий, профессионально значимый предмет (например, социальным работникам).

2. Многочисленные поиски и предложения построения учебных планов, предпринятые в 90-е годы (многие из них нашли отражение на страницах журнала "Социологические исследования"), до сих пор не увенчались успехом. Предлагаемые курсы представляют собой набор важных и нужных тем, но небезупречны с точки зрения логики построения, аморфны.

3. Имеют место попытки разделения социологии на теоретическую и прикладную, что понятно с точки зрения науки, но вряд ли оправдано с точки зрения учебной дисциплины, при изучении которой весьма трудно добиться усвоения студентами социологического знания в чистом теоретическом виде, в отрыве от предстоящей профессиональной деятельности.

4. Не оправдана и другая крайность - попытки свести преподавание только к ознакомлению с методологией, техникой и процедурой социологического исследования, характерные для ряда ведущих отечественных социологов и приемлемые лишь для подготовки профессиональных социологов.

5. Для большинства учебных программ характерны изложения отдельных тем, излишняя увлеченность специальной терминологией, перегруженность несущественной для специалистов-несоциологов информацией, в том числе исторического характера, что не способствует популяризации социологических знаний среди желающих познакомиться с ними.

6. В то же время в отдельных учебных программах четко прослеживается желание учесть специфику определенных профессий (педагогов, врачей, инженеров, военных), что, безусловно, заслуживает внимания.

Анализ проектов Федерального образовательного стандарта и двух программ курса "Основы социологии" для ССУЗ, опубликованных Госкомитетом РФ по высшему образованию для обсуждения в прошлом году, также показал, что они не вполне отвечают требованиям отбора и структурирования образования, в основном тождественны науке "Социология", разработаны без учета специфики ССУЗ и ориентированы на вузы.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, нами определены концептуальные подходы к социологическому образованию и построению курса социологии в ССУЗ. Данный курс относится к числу курсов повышенной трудности. Его конечная цель - дать учащимся систематизированные знания о социологии как науке, об обществе, о наиболее общих законах развития и функционирования социальных отношений, научить основам анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов, сформировать представления об основных путях непосредственного участия в общественной жизни и необходимых для этого знаниях.

Преподавание социологии в ССУЗе должно быть направлено на решение следующих задач:

- формирование у будущих специалистов умений видеть социальные процессы и явления сквозь призму их социологического рассмотрения, которые позволяют характеризовать данное явление (процесс) в структуре социальных связей и отношений,

- максимальное отражение специфики учебного заведения и профиля предстоящей профессиональной деятельности,

- дополнение естественно-научных знаний о человеке социально-гуманитарными,

- приобретение учащимися навыков подготовки и проведения социологического исследования, умения самостоятельно разрабатывать программу изучения той или иной проблемы, осуществлять исследование и обрабатывать полученную информацию, включая подготовку краткого отчета с анализом материала.

Целесообразно начинать изучение курса с показа конкретных возможностей социологии в профессиональной деятельности специалиста со средним образованием, с первого же занятия заинтересовать, увлечь идеей овладения социологическими знаниями, социологической культурой. В качестве конкретного примера совместными усилиями преподавателя и студентов следует создать коллективный социологический портрет группы, показать, как и для чего это делается.

Принципиально важно определить теоретико-методологическое введение курса -объект и предмет социологии, ее место в системе общественно-гуманитарных наук. Целесообразно отказаться от традиционного подхода рассмотрения влияния общества на личность. Важно показать роль личности как субъекта социокультурного процесса. Объектом социологии является не общество вообще (это объект и других общественных наук), а гражданское общество. Соответственно предмет социологии - сознание и поведение (деятельность) как отдельных личностей, так и социальных общностей во всех их проявлениях, а также условия, в которых они проявляются. После теоретико-методологического введения логично познакомить студентов с методикой и методами социологических исследований. Будущие специалисты среднего звена должны знать, какую информацию и как можно получить с помощью социологического исследования, как пользоваться ею. Учитывая ограниченность времени, целесообразно на специально отведенных для этого занятиях знакомить студентов с принципами и методикой социологических исследований, перенеся знакомство с конкретными методиками и проведение самих исследований в другие разделы курса либо отнести это к самостоятельной работе студентов.

В центре внимания социологии должен быть человек как высшая ценность общества, поэтому правомерно строить структуру курса следующим образом: личность -малые группы - общество, что соответствует традициям русской социологии. Такая логика построения курса способствует интересу студентов, снимает их определенное недоверие к социологии как к якобы идеологизированной и теоретической дисциплине.

Модель системы социологического образования в ССУЗ должна быть динамичной, гибкой и вариативной. В структуре содержания социологического образования необходимо учитывать два основных компонента знания: нормативный (ядро знаний) -общеобразовательный минимум содержания, единый для всех типов ССУЗ, для всех учащихся, и вариативный - по их выбору на обязательной и факультативной основе, учитывающей особенности контингента обучаемых, специфику региона и другие факторы. Обязательным для всех специалистов со средним образованием должен стать курс "Основы социологии". В качестве вариативных могут быть: "Социология труда", "Социология управления", "Социология молодежи" и другие.

При построении курса социологии в ССУЗ необходимо:

- ориентироваться на модель специалиста, исходить из требуемого выбора качеств его личности, учитывать ее исходный потенциал;

- обеспечить неразрывность социологических знаний с умениями и навыками их применения как средства социальной и профессиональной адаптивности специалиста среднего звена;

- понимание роли социологии как инструмента управления на уровне среднего звена производства, принятия управленческих решений.

Содержание курса должно соответствовать выделенному времени на изучение предмета и учебно-материальной и методической базе ССУЗ с учетом реальных перспектив ее развития.

Непременным условием расширения и углубления социологической подготовки учащихся должно быть их практическое участие в разработке и проведении социологических исследований в самом учебном заведении, в своей группе, в трудовых коллективах в период производственной практики. Это позволит сделать студента субъектом обучения. Социологической подготовке учащихся может способствовать и их внеучебная деятельность, организованная опытными преподавателями на хозрасчетной основе.

Практическое решение преподавания социологии в ССУЗ немыслимо без наличия учебно-программной и методической литературы и кадрового обеспечения. Обе задачи решаемы и требуют лишь времени и средств. Второй год нами экспериментально отрабатывается учебно-методический пакет материалов социологической подготовки учащихся ССУЗ (учебный план, программа, методические разработки базисных тем) на базе ВПУ N 68 г. Казани. Это позволит в ближайшее время обеспечить ССУЗ научно обоснованными и экспериментально проверенными инвариантной и вариативными программами по социологии, а преподавателей и студентов - соответствующими учебно-методическими пособиями.

Решение второй задачи видится, во-первых, в распределении выпускников социологических факультетов и отделений университетов, число которых увеличивается, на преподавательскую работу в ССУЗ, во-вторых, в переквалификации обществоведов, ныне работающих в ССУЗах, на преподавание специальных курсов по социологии, организацию которых могут взять на себя научно-методический центр среднего профессионального образования Госкомитета РФ по высшему образованию (Москва) и научно-методический центр "Педагогические традиции и инновации" Института среднего специального образования РАО (Казань).

Об авторе: Петр Николаевич Осипов, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ИССО РАО (г. Казань).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.