Научная статья на тему 'Концепция социального государства: теория и методология'

Концепция социального государства: теория и методология Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7181
1126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ОБЩЕСТВО / SOCIAL POLICY / WELFARE STATE / SOCIAL JUSTICE / SOCIAL MARKET ECONOMY / PROSPERITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михалев И. В.

В статье рассматривается становление идеи социального государства как цели и среды реализации социальной политики в исторической ретроспективе, а также предложения по формированию концептуальных основ развития России как социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Welfare State: Theory and Methodology

The author discusses the development of the welfare state idea as the objective and the environment for the implementation of social policy in historical perspective. The article offers ways to form conceptual framework for Russia to develop as the welfare state.

Текст научной работы на тему «Концепция социального государства: теория и методология»

УДК 304.42

I КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: | ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

И. В. Михалев,

кандидат социологических наук, mikhalev.ig@bk.ru, naseka@mail.ru

Комитет по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации

The author discusses the development of the welfare state idea as the objective and the environment for the implementation of social policy in historical perspective. The article offers ways to form conceptualframework for Russia to develop as the welfare state.

В статье рассматривается становление идеи социального государства как цели и среды реализации социальной политики в исторической ретроспективе, а также предложения по формированию концептуальных основ развития России как социального государства.

Key words: social policy, welfare state, social justice, social market economy, prosperity, society.

Ключевые слова: социальная политика, социальное государство, социальная справедливость, социальная рыночная экономика, благосостояние, общество.

Современная социальная политика России не может рассматриваться в отрыве от идеи становления и развития т. н. социального государства, поскольку указанный статус законодательно закреплен за Российской Федерацией. Социальное государство с точки зрения современного российского конституционного права представляет собой государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Законодательно закрепленное определение, приведенное выше, включает в себя только некие довольно общие, неконкретизированные характеристики целевой ориентации деятельности государства в отношении общества и личности. В Конституции РФ отсутствует четкое понимание концепции социального государства, вследствие чего возникает его неоднозначное толкование. Исследователями и чиновниками понятие «социальное государство» понимается и трактуется как ответственное за социально незащищенные категории граждан государство, как государство, определяющее для себя в качестве приоритета гарантию и соблюдение основных прав и свобод человека, как государство, базирующееся на принципах социального равенства, социальной ответственности и всеобщей солидарности.

История теоретических построений конструкции социального государства началась давно. Зарождение идей социального государства прослеживается еще в трудах мыслителей и философов древности: Древнего Китая, Древней Греции, Рима, в т. ч. модель идеального государства Платона. Аналогичные идеи идеальных государств выдвигались в работах Т Кампанеллы, И. Канта, Р. фон Моля, Г В. Ф. Гегеля, а также К. Маркса. Само понятие «социальное государство» как научную категорию ввел в конце ХГХ века Л. фон Штейн [11], включая в него в качестве центральных идеи равенства и свободы. Социальное государство должно за счет реализации властных функций поддерживать и обеспечивать абсолютное равенство прав всех классов, а также экономический и социальный прогресс всех граждан. Идеи Штейна в более радикальной форме получили свое развитие в работах А. Вагнера в виде «государства всеобщего благоденствия». Вагнером предлагались мирные (безреволюци-онные) преобразования посредством полного огосударствления инфраструктурных отраслей экономики (железных дорог, добывающих предприятий, финансовых организаций) и интеграции рабочего класса [10]. Различные аспекты социального государства рассматривались в той или

иной мере и в работах таких исследователей конца XIX — начала ХХ века, как Ю. Офнер, А. Абен-дрот, X. Байер, Б. Венер, Г. Геллер, С. Козлов-ски, К. Ленк, Т Маршал, Ф. Пильц, М. Спикер, Т. Тилтон, Р. Титмус, А. Фукс, Р. Хайнце, Х. Ха-ритвиг, К. Эспин-Андерсен, и др.

Следующим этапом развития идей социального государства стал период экономического развития после Второй мировой войны, ознаменовавшийся формированием более четких классификаций теоретических моделей социального государства и началом их построения в странах Европы. Именно тогда были выделены различные модели социального государства и государства всеобщего благосостояния:

•позитивное государство социальной защиты;

• государство социальной защиты; •социальное государство всеобщего благосостояния;

•либеральное социальное государство; •консервативное социальное государство; •социал-демократическое социальное государство [6, с. 16, 17].

Данные модели имеют целый ряд специфических признаков и черт, однако и определенные парные пересечения: и та и другая школа к первой категории относят США и Великобританию, ко второй — Германию и Францию, к третьей — Швецию, Норвегию, Данию и другие страны. Указанные модели в современном научном обороте имеют и другие названия — рыночная модель, модель социального рыночного хозяйства, шведская модель [5]. Хотя модели социального рыночного хозяйства и социально ориентированной экономики1 имеют несколько иные базовые установки.

Модель социального рыночного хозяйства опирается на идею общественной системы, в которой экономика является равноправным элементом, взаимоувязанным с политикой, социальными процессами, а также правовым полем и порядком. Эти элементы функционируют в постоянном взаимовлиянии друг на друга. Наиболее радикальные взгляды данного научного направления принадлежат А. Мюллеру-Армаку, который уравнивал в значимости социальную и экономическую политику государства и ратовал за прямое перераспределение доходов для реализации социальных функций и достижения социальных целей государства1.

Базовым элементом социально ориентированной экономики является активная деятельность государства по социальной защите граждан, а также рыночная экономика, опирающаяся на инициативу частного капитала и аккумулирующая средства для реализации социальных программ. Данный подход характерен для немецкой научной школы.

Таким образом, различны и методологические подходы к изучению и построению моделей социального государства. Указанные подходы можно представить в виде трех обобщенных формулировок, корреспондирующихся с соответствующими направлениями научной мысли:

• свобода социальной сферы от государственного вмешательства, реализация социальных функций государства только в условиях чрезвычайных ситуаций;

• формирование социального государства за счет эволюционных преобразований и поступательного развития демократии в социальной сфере и в области социальных отношений;

• широкое государственное вмешательство регулятивного характера в социально-экономические процессы, формирование социально ответственных политических институтов.

Резюмируя вышесказанное, целесообразно обозначить три основных направления научной мысли в теории социального государства ХХ века, включающие в себя различные по методологии и целевым установкам научные течения: •либеральное;

•консервативное;

•социал-демократическое [6, с. 17].

Два последних десятилетия ХХ века можно считать еще одним этапом в развитии теории социального государства. Именно в этот период возникает и расширяется научная дискуссия о кризисе идеи социального государства, подтверждаемая реальными социально-экономическими процессами. Причинами кризисных явлений в экономической и социально-политической жизни западноевропейских стран политологи, социологи и экономисты называют:

•цикличность и неравномерность экономического развития;

•подверженность экономики и социальной сферы сильному влиянию со стороны внешней и внутренней политики [6, с. 23].

Экономический кризис остро обозначил противоречия между требованиями экономи-

1Подробнее: Dietzfelbiger D. Soziale Marktwirtschaft als Wirtschaftsstil: Alfred Muller-Armacks Lebenswerk. Gutersloh, 1998.

ческого роста и массовой и растущей практикой централизованного распределения экономических и социальных благ. Они проявляются в том, что успешно решать социальные проблемы в масштабе и объеме социальных функций, которые декларирует социальное государство, возможно только при достижении определенного, достаточно высокого уровня экономического развития и накоплении серьезного объема ресурсов. Накопление такого объема ресурсов для перераспределения без чрезмерного изъятия собственности у части общества достаточно проблематично. Таким образом, противоречия между активной и масштабной социальной политикой и экономическим ростом можно считать краеугольным противоречием социального государства.

Немаловажным аспектом проблемы являются также и противоречия личностно-информационного характера, возникающие в процессе роста социальной активности государства. Требования общества по широкому решению социальных проблем конфликтуют с нежеланием индивидов предоставлять полную информацию о своей деятельности, доходах и т. п. Кроме того, расширение функциональных областей деятельности государства, в т. ч. в области социальных процессов, неизбежно влечет за собой рост административного и государственного аппарата и соответствующих расходов, что в итоге приводит к снижению эффективности реализации социальных функций государством.

Таким образом, главными противоречиями западной теории и модели социального государства XX века можно считать экономические противоречия, асимметрию социальной информации и снижение эффективности деятельности государства. Среди основных направлений решения выявленных проблем, а также развития и совершенствования модели социального государства в современных условиях западными учеными называются следующие:

• формирование новых принципов взаимодействия политики и экономики;

• разработка новых механизмов бесконфликтного соединения принципов и закономерностей рыночной экономики и роста благосостояния всех категорий населения;

• отход от принципа всеобщего равенства как общественной парадигмы.

Именно эти идеи и являются в настоящее время базовыми для научных изысканий в теории социального государства.

Российская наука имеет свои традиции и идеи в развитии теории социального государства. Социальное государство как модель стало предметом исследований в 90-х годах XX века, однако еще в конце XIX — начале XX века в трудах российских ученых формулировались и выдвигались отдельные принципы социального государства. Идеи о необходимости оказания поддержки нуждающимся категориям граждан высказывались Б. Н. Чичериным, в качестве основных источников такой поддержки назывались благотворительность и помощь государства. Мысль о роли государства в развитии социальной сферы как участника производства и оказания социальных услуг звучала в трудах С. С. Алексеева [4]. Эту же идею развивал и Н. А. Бердяев, рассматривая социальную роль государства как субъекта производства, но не перераспределения [3].

В советский и постсоветский период российская наука уделяла особое внимание социальной проблематике, в большей степени в области сущности, роли и социальных функций государства. Наиболее весомый вклад в разработку данной тематики внесли Е. М. Андреева, С. Ю. Анохина, С. В. Бабаев, М. И. Байтин, В. В. Барбин,

A. Б. Венгеров, А. П. Глебов, А. И. Денисов, Л. И. Загайнов, Ю. А. Иванова, Г. З. Инцкирве-ли, Л. И. Каск, Н. И. Керселидзе, А. Н. Кононе-ко, В. М. Корельский, А. В. Корнев, С. Е. Коробов, А. П. Косицын, Б. П. Курашвили, М. И. Ле-пихов, Е. С. Мазаева, Л. С. Мамут, Г. Н. Манов,

B. С. Морозова, В. С. Нерсесянц, Л. В. Николаева, А. Л. Пашуков, М. И. Пискотин, В. С. Петров, В. С. Пестров, Д. В. Пожарский, В. Д. Попков, В. А. Самойленко, И. С. Самощенко, Н. В. Черно-головкин, В. Е. Чиркин, А. А. Юнусов и др.

Наиболее активно социальная проблематика именно с позиций теории социального государства, как уже было отмечено ранее, в России стала обсуждаться в самом конце XX века. Различные аспекты его теоретического моделирования стали предметом исследований таких российских ученых, как Ф. М. Бородкин, Е. А. Лукашева, И. А. Ле-дях, В. С. Пугачев, В. В. Радаев, В. Д. Роик, Б. В. Ра-китский, Б. Н. Топорнин и др. Основные механизмы и институты социального государства довольно широко рассматриваются в работах П. Бурака, Р. Гусейнова, М. Дмитриева, М. Делягина, А. Зубкова, В. Комаровского, П. Кудюкина, Т Малеевой, Т. Мамонтовой, Е. Репиной, Е. Римашевской, и др. С позиций решения социальных проблем, а именно сущности и содержания социальных отношений и социальной сферы общества, управления обще-

ством и социальными процессами рассматривали социальное государство такие российские ученые, как В. Афанасьев, Н. Аитов, А. Амвросов, А. Белых, А. Волков, Ю. Волков, Г. Ковалев, П. Лопата, Н. Михайлов, М. Перфильев, М. Руткевич, В Рож-кин, Д. Чесноков, О. Шкаратан, и др. Отличительной чертой исследований российских ученых является рассмотрение сущности социального государства через реализацию функций государства в социальной сфере. Xарактерными для указанного периода определениями социального государства можно считать следующие:

•это «...государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.» [2];

•это государство, «.принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающее политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций.» [6].

Последнее десятилетие XX века является периодом активизации российских исследований идеи социального рыночного государства со стороны экономистов и социологов (Э. И. Василевский, Н. А. Волгин, Р. С. Гринберг, М. Э. Дмитриев, Е. Н. Жильцов, Ю. Г. Одегов, В. В. Радаев, О. И. Шкаратан, Л. И. Якобсон и др.). Анализируя исследования российских ученых, можно выделить три подхода к формированию институциональных основ социального государства. Первый подход характеризуется включением социальных функций в общий перечень функций органов государственного управления и государственных учреждений без выделения какой-либо специализации. Второй подход является прямо противоположным и подразумевает наличие в составе органов управления (парламенте, правительстве и других ветвях власти) специализированных структур, государственных институтов и учреждений, деятельность которых целиком и полностью направлена на решение тех или иных социальных вопросов: комитеты и советы по социальной политике, отраслевые и социальные министерства и т. п. Третий подход опирается на делегирование социальных функций негосударственным органам управления, а именно органам местного самоуправления, и общественнополитическим организациям (политические партии, общественные и добровольные организации, профсоюзы и т. д.). В связи с наличием столь противоречивых направлений в разработке концепции социального государства в российской науке до настоящего времени не сложилось его единого опре-

деления. Коллективом ученых Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования проведен обширный анализ приводимых в трудах российских ученых определений и трактовок социального государства. Ими выделено восемь различных вариантов понимания содержания термина:

1) взаимодействие государства и гражданского общества на условиях равноправия либо доминирования социальных интересов общества как субъекта управления;

2) форма организации общества, обеспечивающая законодательные и правовые предпосылки для наиболее эффективного экономического развития с целью удовлетворения своих потребностей, а также обеспечивающая баланс соблюдения прав и обязанностей для каждого отдельного члена общества и соответствующим материальным вознаграждением;

3) «правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и поддержание неимущих и малоимущих слоев населения» [7];

4) государство, создающее условия для достойной жизни и развития человека;

5) государство, обеспечивающее равновесие политического воздействия и основных социальных сил общества;

6) государство, декларирующее решение социальных проблем как один из своих приоритетов без какого бы то ни было законодательного оформления (социально-психологическая трактовка);

7) государство, которое, являясь правовым и демократическим, полностью реализует социальные функции, — самостоятельный тип государства с развитием в социально-правовое государство [4];

8) государство договорного типа, основанное на социальном праве, — политический институт, подчиняющий властные институты гражданскому обществу (политико-социологическая трактовка).

Одними из последних исследований в рассматриваемой области является ряд работ коллектива ученых Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирова-

ния [8, с. 6]. В указанных работах авторами последовательно исследуются различные аспекты формирования концепции социального государства в мире и России. Авторами проведен обширный анализ конституций 37 стран мира, в различных формах закрепивших институт социального государства, а также государств, относимых к странам с социальной рыночной экономикой. Анализ показал, что в большинстве конституций в качестве функций и принципов социального государства закреплены и в большей степени раскрыты содержательно следующие:

• социальная направленность экономической политики, социальная функция государственного бюджета;

• социальная ответственность государства;

• социальное партнерство;

• национальная солидарность [6, с. 81].

Авторы выделяют также общие принципы социального государства, характерные для многих из рассмотренных стран:

• социальный гуманизм как базовая ценность экономической политики;

• социальная эргономика — ориентация на максимально возможные инвестиции в человека;

• социальная солидарность;

• политическая демократия и правовое государство;

• наличие и функционирование институтов гражданского общества;

• социальная рыночная экономика, не допускающая чрезмерного расслоения общества;

• недирективные методы участия государства в социальном рыночном хозяйстве и социальной жизни;

• равные возможности для всех граждан для реализации своих возможностей, получения образования и обеспечения достойного уровня жизни за счет труда;

• наличие систем государственных социальных трансфертов, социальной защиты, социального обеспечения, социального страхования и обеспечения занятости;

• доступность социальной поддержки для всех категорий населения [6, с. 81, 83].

Авторами делается вывод о том, что для России как для общества переходного постсоциалистиче-ского характера становление и развитие социального государства должно проходить параллельно с последовательным формированием многих компонентов управляющей системы в институциональной, процессуальной, духовной и других об-

ластях. Только с помощью них потенциальная возможность социального государства по проведению активной и сильной социальной политики может быть преобразована в практическую деятельность. Базовым условием становления социального государства специалисты Центра считают двуединый подход к рассмотрению его роли в сбалансированном и устойчивом развитии экономики. Социальное государство должно одновременно являться и целью, и ресурсом и фактором экономического развития. Рассматривая российскую действительность с указанных позиций, специалисты Центра формулируют т. н. российскую модель социального государства, основывающуюся на принципе социального гуманизма. Реализуемые в настоящее время национальные проекты представляются в качестве центрального звена идей социального государства, основными средствами реализации которых выступают социальная функция и социальная политика государства. Особое внимание в данном контексте уделяется социальному рыночному хозяйству, «производящему социальный рыночный продукт и создающему обширную налогооблагаемую базу» [6, с. 176], средства которой являются источником финансирования реализации социальных программ и проектов. В условиях федеративного государственного устройства России немаловажным моментом конституционального закрепления и функционирования социального государства декларируется обеспечение единого социального пространства, что в свою очередь в обязательном порядке требует выравнивания социального положения регионов за счет бюджета. Авторами отмечается значимость для российской модели социального государства задачи актуализации и формирования системы социального права, включающей в себя понимание социально-экономических прав гражданина с позиций достоинства человека.

И. Б. Орлов, С. С. Сулакшин, И. Ю. Колесник, М. В. Виллисов предлагают основными компонентами социального государства в России считать:

• адекватную законодательную и административную структуру обеспечения социальной деятельности государства;

•наличие механизмов поддержания баланса принципов социального государства и «рыночного общества», в т.ч. разрешения проблем бедности;

•массовое внедрение идеологии социального государства;

•соблюдение традиций, поддержку культуры и духовности в качестве концептуальных основ [6, с. 178, 179].

Таким образом, можно констатировать, что предлагаемая модель не носит новаторского характера, а является скорее обобщением, возможно, до какой-то степени конкретизацией, упорядочением и некоторым развитием высказанных ранее идей. Однако, на наш взгляд, модель хоть и очерчивает рамки и принципы проведения социальной

политики в контексте идеи социального государства, но не устанавливает четких стратегических приоритетов. Вопрос разработки стратегии социальной политики в рамках концепции социального государства — на сегодня одна из важнейших задач экономической и социологической наук, а также практики государственного управления.

Литература

1. Конституция РФ. www.constitution.ru

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

3. БердяевН.А. Объективные основы общественности//Народоправство. М. 23 октября 1917. № 13.

4. ВолгинН.А., ГриценкоН.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. М., 2005.

5. ЕгоровЕ.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы//Казань, 1996.

6. Орлов И. Б., Сулакшин С. С., Колесник И. Ю., Виллисов М. В. Государство социального гуманизма — от теории к практике. Научный эксперт. М., 2008.

7. Социальное государство: Краткий словарь-справочник. М., 2002.

8. Якунин В. И., Роик В. Д., Сулакшин С. С. Социальное измерение государственной экономической политики. Научный эксперт. М., 2007.

9. Dietzfelbiger D. Soziale Marktwirtschaft als Wrtschaftsstil: Alfred Muller-Armacks Lebenswerk. Gutersloh, 1998.

10. Ritter G. Der Sozialstaat — Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Munchen, 1989.

11. Stein L. von. Geschichte der Sozialen Bewegung in Frankreich von1789 bis auf unsere Tage. 3 Bd. Leipzig, 1850. S. 204.

УДК 338 К73

потребительское поведение и мировой экономический КРИЗИС

Т. Л. Короткова,

доктор экономических наук, профессор, korotkova3@rambler.ru

Московский институт электронной техники (Технический университет),

О. В. Айгистова,

кандидат педагогических наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

The article shows the role of structuring consumer behavior and the relation of this process to the crisis developments. The authors examine the importance of marketing communications in the overcoming the crises. The article reviews cultural, ethical and socio-psychological aspects in consumer behavior as well as reasons for the global economic crisis, caused by inadequate external marketing strategy and its implementation.

В статье показаны роль процесса формирования потребительского поведения в развитии кризисных явлений и значение маркетинговых коммуникаций для их преодоления. Особое внимание уделено культурно-этическим и социально-психологическим аспектам потребительского поведения и причинам мирового экономического кризиса, вызываемого неадекватной внешней макро- и микросредой, маркетинговой стратегией и тактикой ее реализации.

Key words: world economic crisis, consumer behavior, marketing.

Ключевые слова: мировой экономический кризис, потребительское поведение, маркетинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.