УДК 332.021(470ю3)
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (НА ПЕРИОД ДО 2020 года) (в сокращении)
Введение
Концепция социально-экономического
развития Центрального федерального округа до 2020 года (далее по тексту -Концепция) является документом, определяющим долгосрочную стратегию развития округа в целях:
- реализации потенциала Центрального федерального округа (далее - ЦФО);
- взаимной увязки стратегий (концепций) развития регионов с долгосрочной стратегией федерального центра.
Необходимость разработки Концепции обусловлена потребностью в объединении усилий федеральных органов управления, регионов и компаний в решении стратегических задач и проблем округа.
В Концепции содержится система обоснований перспектив развития ЦФО, предложены механизмы реализации координирующих функций полномочного представителя Президента РФ в системе управления социально-экономическими процессами, определены важнейшие проблемы развития ЦФО, цели, задачи, приоритетные направления и институциональные условия социально-экономического развития округа, а также результаты, ожидаемые от реализации Концепции.
При подготовке Концепции использованы материалы посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, Правительства РФ, регионов ЦФО (в части проблем развития регионов ЦФО, а также региональной политики государства на средне- и долгосрочную перспективу), Института социально-экономического развития ЦФО (ИНСЭР), а также результаты исследований институтов РАН, министерств и ведомств, Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН по региональной политике и долгосрочному прогнозу территориального развития России.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
1.1. Цели, задачи и принципы построения Концепции
Концепция социально-экономического развития округа представляет собой систему идей, определяющих важнейшие направления и методы развития, обеспечивающие в рассматриваемой перспективе достижение намечаемых социальных и экономических целей с учётом федеральных, региональных и корпоративных стратегий развития Центральной России. Главной целью Концепции является формирование организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения субъектов Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.
1.2. О роли полномочного представителя Президента Российской Федерации в процессе реализации Концепции социально-экономического развития Центрального федерального округа
В системе управления роль полпредов заключается в координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). На представителей Президента РФ возложена обязанность проведения социально-экономической политики развития и выработка основных решений в области обеспечения управленческих функций федерального уровня на территории округа.
В качестве проблем, которыми необходимо заниматься в первую очередь, защита интересов национальныхтоваропроизводителей, необходимость изменения демографической ситуации, проблемы незаконной миграции и приграничных регионов.
1.3. Механизмы реализации Концепции социально-экономического развития Центрального федерального округа
Цели Концепции развития ЦФО могут быть достигнуты через существующий механизм межрегиональной координации в решении общих проблем - Совет Центрального федерального округа, объединяющий глав администраций и глав законодательных собраний субъектов Федерации округа.
Созданы и работают Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства округа, Координационный совет союзов товаропроизводителей, промышленников и предпринимателей, Ассоциация банков Центрального округа. Постоянно действующим координационным органом является Экономический совет, объединяющий заместителей глав администраций регионов, целью которого является повышение научной, юридической и практической обоснованности стратегии экономического развития округа, а также поиск более эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти и субъектов хозяйствования на территории ЦФО. Регионами учреждены Инвестиционное агентство ЦФО и Фонд развития ЦФО как головные организации-координаторы реализации окружных программ. В качестве прогнозно-аналитического центра работает Институт социально-экономического развития ЦФО (ИНСЭР).
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦФО В настоящее время в экономике и социальной сфере Центрального округа имеет место ряд серьезных проблем, многие из которых носят долгосрочный и межрегиональный характер.
2.1. Проблемы в социальной сфере Демографические проблемы По общей демографической ситуации субъекты Центрального федерального округа относят к "самым демографически депрессивным" регионам России.
Таким образом, появляется ряд проблемных вопросов, связанных с улучшением демографической и миграционной ситуации и её регулированием:
- сохраняющаяся депопуляция населения не покрывается миграционным приростом; в результате наблюдается продолжение опасной тенденции сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, растет число пенсионеров. Постепенно возрастает нагрузка на местные бюджеты и сужается налогооблагаемая база;
- возникает острая проблема беженцев, связанная с выделением средств на обеспечение их жильем и трудоустройством;
- падает состояние здоровья населения, растет число заболеваний. Одна из причин этого - развал низовой сети учреждений здравоохранения и низкий уровень оплаты труда врачей и медсестер. Состояние сети здравоохранения с точки зрения оснащения - удручающее.
Проблемы в области социально направленной бюджетной политики
- Сохраняется бюджетная дефицитность большинства регионов округа, и отсутствуют видимые стимулы для её ликвидации. Областные и местные администрации в значительной степени отлучены от регулирования деятельности негосударственных хозяйствующих субъектов и поэтому выполняют функции по преимуществу распределителя социальных расходов. При этом сохраняется острота проблемы и "нефинансиру-емых федеральных мандатов" (законы о ветеранах, инвалидах и т.д.).
- Сохраняется ситуация недостаточной собираемости налогов. Продолжается рост доли федеральных налогов и сокращение региональных; в результате областные бюджеты несут некомпенсированные потери доходной части, что не позволяет им более эффективно покрывать социальные расходы.
- В областях Центральной России велик размер безработицы, в результате чего бюджеты теряют доходы от налога с физических лиц.
- В ряде регионов крайне низок уровень оплаты труда, не соблюдаются нормативы выплаты пособий.
- Дифференциация уровня жизни между самыми развитыми и отсталыми районами субъектов ЦФО существенно выше, чем в среднем по России. Растёт разрыв в уровне доходов между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан, что в перспективе чревато ростом
социальной напряжённости, а также отсутствием стимулов в ряде регионов для выхода из "депрессивной ловушки".
- Крайне ограничены финансовые ресурсы областных бюджетов, выделяемые на поддержание промышленного и сельскохозяйственного производства. Предстоящее присоединение России к ВТО приведёт к дополнительным ограничениям для регионов с точки зрения возможностей промышленной политики.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства
Состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве оказывает существенное влияние на темпы социально-экономического развития как Центрального федерального округа, так и России. Важность стабильной работы ЖКХ определяется тем, что услуги ЖКХ востребованы и населением, и промышленностью.
В регионах сложились различные схемы административного управления отраслью, начиная от жесткой вертикальной схемы управления и финансирования в пределах региона и заканчивая ситуацией, когда муниципальные образования полностью самостоятельны в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.
Существенно различаются подходы к управлению отраслью и на уровне муниципальных образований: в одних случаях преобладают административные начала, в других - ставка делается на развитие рыночных отношений, проводится приватизация инфраструктуры ЖКХ.
Наряду с административными и нормативно-правовыми существуют технологические особенности предоставления жилищно-коммунальных услуг: к таким особенностям относятся вид топлива, используемый в теплоснабжении, и способ его поставки, поверхностный или подземный водозабор, технология водоподготов-ки и т.д.
Главными причинами сложившейся ситуации в отрасли стали: хронический дефицит финансирования, высокий уровень затрат при производстве услуг, критический износ эксплуатируемых инфраструктурных сетей, отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала, неэффективная и бесприбыльная работа предприятий, высокий уровень
потерь ресурсов при транспортировке, перекрестное субсидирование.
Существенную часть услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия, что приводит к увеличению себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.
Отрасль нуждается в реструктуризации - необходима реформа системы управления, создание системы определения экономически обоснованного уровня тарифов.
Не менее важная проблема - оплата услуг поставщиков и вопрос сбора оплаты за реализованные услуги потребителям; за прошедшие годы система ЖКХ накопила большую кредиторскую задолженность, которая значительно превышает дебиторскую задолженность.
2.2. Проблемы в экономической сфере
2.2.1. Развитие высокотехнологичных наукоёмких отраслей и производств, включая ВПК
Общие проблемы развития промышленности
- В промышленности нарастает прогрессирующее старение основных фондов, предприятия теряют возможности производить конкурентоспособную продукцию. Существующий сегодня на внутреннем рынке диспаритет цен на национальную и импортную продукцию будет постепенно преодолеваться за счёт роста тарифов на услуги монополистов (РАО "ЕЭС России", ОАО "РЖД", ОАО "Газпром"), укрепления рубля и необходимого роста зарплаты. Поэтому приоритетной становится федеральная и региональная политика стимулирования инвестиций в техническое перевооружение, развитие лизинга оборудования, в приобретение лицензий, новых технологий и повышение квалификации кадров как способ сохранить конкурентоспособность национальной промышленности.
- Областные администрации чаще всего не имеют данных об истинных владельцах хозяйствующих структур, особенно если они расположены в других городах (в результате они вынуждены "работать" с наемными директорами вместо истинных владельцев, определяющих политику развития своих производств). В этом вопросе округ может оказать существенное содействие регионам, т.к. основ-
ные финансово-промышленные группы (ФПГ) расположены в Москве и имеют опыт представления своих интересов в федеральных и окружных структурах.
- В критическом состоянии находится электроэнергетическая отрасль. В начале 1990-х гг. практически был свёрнут инвестиционный процесс, и оборудование не обновляется уже более 20 лет. В ближайшие годы ожидается массовый выход из строя генерирующего оборудования. Многие энергосистемы Центральной России потеряли инвестиционную привлекательность. Особенно угрожающая ситуация сложилась в части централизованного теплоснабжения: при развитии конкурентного рынка и внедрении систем учета возникает финансовый дефицит у ряда ТЭЦ и магистральных теплосетей в областных центрах и крупнейших областных промышленных городах.
- В промышленности сохраняется низкий уровень специализации, особенно в части обслуживания предприятий промышленными услугами (ремонт оборудования, поставки сырья, стандартных узлов, использование промышленных отходов и т.п.). В результате не получает развития малый производственный бизнес, а предприятия содержат большое количество вспомогательного персонала и теряют в производительности труда и уровне себестоимости готовой продукции.
Между тем конкурентоспособность промышленности округа - общая задача для всех органов экономического управления.
Проблемы машиностроительного и оборонного комплексов
В связи со значительным спадом производства продукции в машиностроительном комплексе за последние годы доля машиностроения в общем объеме промышленного производства ЦФО снизилась до 20%.
Значительное место среди предприятий машиностроения (60%) занимают предприятия оборонного комплекса, выпускающие продукцию военного и гражданского назначения.
В ряде городов ЦФО оборонные предприятия - градообразующие и бюджето-формирующие (в Тульской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Воронежской, Рязанской областях), они являются "стержнем" их экономики.
Предприятия оборонного комплекса менее остальных приспособлены к рыночным условиям. В настоящее время основными проблемами машиностроительного и оборонного комплексов являются:
- сокращение объемов производства из-за отмены госзаказов (в СССР большинство производств было направлено на выполнение госзаказов), соответственно, предприятия ВПК и машиностроения не смогли найти альтернативные рынки для своей продукции;
- недостаток финансовых средств на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий;
- изношенность и отсталость основных фондов;
- опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий;
- уровень налогообложения, заметно сокращающий оборотные средства предприятий;
- невозможность в условиях технической отсталости производить продукцию, способную конкурировать с зарубежными аналогами по цене и качеству (особенно в тяжелом, энергетическом, химическом и нефтяном машиностроении и автомобильной промышленности), соответственно, вытеснение с российского рынка отечественных производителей;
- кадровый дефицит на предприятиях соответствующих отраслей;
- отсутствие развитых корпоративных структур экспортной ориентации и обеспечивающих производство продукции в условиях постоянно изменяющихся спросовых ограничений.
2.2.2. Проблемы развития лёгкой
(прежде всего текстильной) промышленности
Данная проблема характерна в большей степени для Ивановской, Владимирской, Орловской, Рязанской, Московской, Тамбовской, Тверской, Костромской, Ярославской, Смоленской областей.
В настоящее время кризис в текстильной, обувной и кожевенной промышленности не прекращается, спад в некоторых регионах перешел в депрессию. Требуется принятие безотлагательных мер.
Основные проблемы текстильного комплекса:
- одна из самых главных проблем отрасли - поставка сырья - хлопка для текстильных предприятий Центрального федерального округа;
- сохраняется недостаток собственных оборотных средств;
- нерациональная структура отрасли, т.к. около 50% мощностей отрасли было создано в СССР для производства продукции технического назначения (армейского обмундирования, парашютной и технической ткани, брезента, приводных ремней и т.п.), в настоящее время в связи с сокращением численного состава Вооруженных Сил и уменьшением закупок вооружений эти мощности не имеют достаточного рынка сбыта;
- низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- физический и моральный износ оборудования;
- недостаток инвестиций, высокие цены на тепло- и электроэнергию, появившийся в последнее время дефицит квалифицированных рабочих кадров не позволяют производить модернизацию и техническое перевооружение предприятий.
2.2.3. Проблемы в отраслях АПК
Центральный округ является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции и производит четверть общего объема сельскохозяйственной продукции России, занимая 1-е место в стране.
Пять областей ЦЧР (Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Белгородская) из 17 субъектов Центрального региона дают 35% общего объема сельскохозяйственного производства округа.
Можно выделить наиболее значимые проблемы данной отрасли:
- потребность в техническом обновлении в расчёте на 1 га в Центральночерноземном районе по оценке составляет 200-250 долл. США; на уровне округа требуется решить вопрос о специализации предприятий по выпуску качественной и конкурентоспособной продукции сельхозмашиностроения;
- обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами. Сегодня большин-
ство сельхозпредприятий всех форм собственности убыточны, и многие из них не в состоянии вовремя закупать горючесмазочные материалы в необходимых объемах и вынуждены отдавать значительную часть урожая за ГСМ;
- в последние годы произошло ухудшение качества земли. Это обусловлено прежде всего снижением в почве гумуса из-за нерациональной агротехники, сокращением объемов внесения в почву минеральных удобрений и интенсивного развития эрозионных процессов;
- нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и готовую продукцию привело к ухудшению взаимоотношений между сельхозпроизводителями и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Недостаточная государственная поддержка вынуждает предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на даваль-ческих условиях через посредников;
- недостаточно развито внедрение прогрессивных форм хозяйствования, таких как кооперирование, интеграция; отсутствие чёткого механизма страхования рисков в сельском хозяйстве;
- низкая доходность от использования земель, обусловленная незавершённостью работ по разграничению земель, государственной кадастровой оценке земель, обороту земель сельскохозяйственного назначения;
- финансовое положение предприятий АПК. Уровень их доходов не позволяет вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками-подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда.
Ситуация, сложившаяся в агропромышленном комплексе, диктует необходимость сосредоточения главных усилий на использовании собственных внутренних резервов и возможностей, широком внедрении опыта лучших хозяйств, успешно осваивающих рыночные отношения, умелой поддержке развития предприятий всех форм собственности, развитии производственной кооперации - от сельхозмашиностроения до хранения и реализации продукции.
2.3. Проблема сохранения научно-технического потенциала
Исключительно важна такая проблема стратегического характера, как сохранение научно-технического потенциала региона, в котором сосредоточено более трети научно-исследовательских организаций от их общего числа в стране, занята половина всех научных работников.
Острота этой проблемы заключается в:
- многократном снижении объемов государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за годы реформ;
- потере лидерства по многим прикладным и фундаментальным научно-техническим разработкам, проводимым ранее в научных центрах, институтах и конструкторских бюро;
- утрате многих рынков высокотехнологичной наукоемкой продукции, производимой научно-производственными объединениями ВПК;
- потере рабочих мест и оттоке высококвалифицированных научных кадров в другие сферы хозяйственной деятельности;
- невостребованности специализированных научных городов (наукоградов).
2.4. Экологические проблемы
Центральный федеральный округ расположен в пределах "главной полосы расселения" России, причем здесь отмечается максимальная плотность населения (57 чел./кв. км; в России - 8,3 чел./кв. км). Округ обладает не только высокой концентрацией городского населения, но и промышленного производства; отсюда - сложная экологическая обстановка и проблемы качественного водоснабжения населения.
Центральный округ в целом характеризуется сравнительно чистым воздухом, однако в 11 городах (Москва, Новомосковск, Липецк и др.) загрязнение характеризуется как "высокое".
В сфере экологии для ряда районов назрела необходимость принятия срочных мер по снижению загрязнения и сохранению биоресурсов суши (земель, лесов и др.) и рек и озёр. На уровне ЦФО экологические задачи целесообразно рассматривать с точки зрения сохранения и развития природных ресурсов.
Отдельно надо рассматривать те регионы (главным образом Брянская, Калужская
области) ЦФО, которые пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС: загрязнённые территории столкнулись с целым комплексом медицинских, радиоэкологических, демографических и социально-экономических проблем, которые оказывают долговременное негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека. Проблема смягчения напряжённости топливно-энергетического и водного балансов Центральный округ относится к дефицитным районам по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами. На его территории расположены небольшие запасы бурого угля Подмосковного бассейна, но высокая зольность, нетранспортабельность, низкое качество угля относят этот бассейн к разряду неэффективных. Поэтому регион ориентируется в основном на привозное сырье, характеризующееся повышенной стоимостью: нефть из Западной Сибири и Поволжья, газ из Западной Сибири и Северного Кавказа.
Кроме того, Центральный регион имеет крайне напряженный водный баланс, особенно в южных, юго-восточных областях, в районе Московской агломерации. Исключение составляют лишь Ярославская, Тверская и Костромская области, где запасы воды превышают потребности благодаря наличию Волги.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Основные направления долгосрочного развития ЦФО формируются на базе комплекса нормативно-правовых актов, определяющих политику социально-экономического развития России в целом, а также исходя из необходимости решения наиболее острых проблем Центральной России, имеющих межрегиональное значение.
В настоящем разделе Концепции социально-экономического развития Центрального федерального округа представлено обоснование системы стратегических направлений, выраженных и оформленных в виде окружных программ, которые являются основой для:
- ускорения социально-экономического развития регионов округа;
- комплексного системного решения ключевых вопросов реформирования энергетики, ЖКХ и местного самоуправления;
- активизации процессов межрегионального взаимодействия.
3.1. Потенциал развития округа и специфика хозяйственного комплекса регионов ЦФО
Центральный федеральный округ - ведущий округ страны. Здесь проживает четверть её населения и производится треть валового внутреннего продукта.
Перспективы развития Центрального округа имеют непосредственное отношение к социально-экономическому развитию всего Российского государства. Динамичный и устойчивый рост экономики округа в существенной степени зависит от разумного использования потенциала, привлечения новых ресурсов, развития новых производств.
В составе округа - индустриально развитые регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области). На общем фоне областей Центрального округа своим уникальным географическим положением, богатейшим историческим, культурным наследием выделяется Смоленская область. Смоленщина, являясь приграничным регионом, выступает в роли своеобразных транспортных "ворот" всего Центрального округа на запад: через территорию области проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией, важнейший для России рокадный автотранспортный коридор "Санкт-Петербург - Юг России", имеющий неоценимое геополитическое значение, один из крупнейших газопроводов "Ямал -Европа", высоковольтный энергомост "Россия - Беларусь - Западная Европа", мировая оптико-волоконная телекоммуникацион-
ная магистраль с сопутствующей производственной инфраструктурой. Все эти преимущества, а также значительный туристский потенциал позволяют рассматривать Смоленскую область как один из перспективных ареалов экономического роста, способных сгладить (нивелировать) негативные социально-экономические процессы в округе в будущем.
В ЦФО добываются железная руда, сырье для цемента, фосфориты, бокситы.
Развито производство чугуна, стали, машиностроительной продукции. Значительна роль агропромышленного комплекса, производящего четверть от общего объема сельхозпродукции в России.
ЦФО - макрорегион, где наиболее развита обрабатывающая промышленность, что обусловлено выгодным экономико-географическим положением, высоким уровнем потребления и наличием квалифицированных трудовых ресурсов.
Округ обладает самым мощным в России научно-техническим потенциалом и наибольшим числом квалифицированных кадров. Здесь сосредоточено более половины всех предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса России; большинство финансово-кредитных организаций; треть научно-исследовательских организаций, в которых занята почти половина всех научных работников; третья часть всех высших учебных заведений страны (и, соответственно, студентов); более половины наукоградов. Структура ВВП Московской агломерации (60% - сфера услуг) соответствует постиндустриальной стадии развития.
Центральный округ играет ведущую роль в прогрессивных преобразованиях хозяйственного комплекса России, что требует активизации научной деятельности и повышения эффективности богатейшего научного потенциала округа. Создание условий для развития науки - задача общегосударственная. В то же время от её решения в большой степени зависит социально-экономическое положение ряда регионов округа (Москва, Московская, Воронежская, Ярославская, Тверская области и т.п.).
Перспективы развития Центрального округа напрямую определяются:
- мощным финансовым, производственным, научно-техническим потенциалом;
- развитой системой подготовки кадров всех уровней, определяющих научно-технический прогресс в стране;
- наличием развитой производственной и социальной инфрастуктуры;
- наличием крупной экспортной металлургической базы, хорошо обеспеченной сырьевыми ресурсами;
- наличием рынков сбыта продукции наукоемких отраслей при высоком уровне транспортной освоенности территории в сочетании с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации (международные аэропорты, магистральные автодороги, железнодорожные узлы Москвы и других городов), огромная емкость внутреннего и сопредельных рынков потребительских товаров и продуктов;
- природно-климатическими условиями, благоприятными для развития сельского хозяйства, наличием широкого спектра производств по переработке сельскохозяйственной продукции;
- потенциалом туризма в Москве и городах Золотого кольца России.
Таким образом, разумное использование имеющегося потенциала является первоочередной задачей для органов власти и управления как окружного, так и регионального уровня.
Специфика округа заключается в том, что это староосвоенная территория, где расположены многие старопромышленные районы (центры) и промышленные узлы. Поэтому одними из основных задач его экономического развития являются перестройка структуры экономики, решение проблем ведущих отраслей промышленности, определение новых приоритетов инвестиционной политики, модернизация инфраструктуры.
Характерной особенностью округа является гипертрофированная роль Московской агломерации в хозяйстве, особенно в финансовой сфере, и депрессивное состояние большинства регионов. Одна из ключевых проблем - определение точек (или осей) экономического роста, способных использовать потенциал регионов и уравновесить социально-экономические процессы. В качестве таких осей экономического роста могут рассматриваться ось Север - Юг:
Ярославль - Москва - Тула - Липецк -Воронеж и ось Восток - Запад:
Владимир - Москва - Смоленск (/Москва - Калуга - Брянск). Модель "точек роста" использовалась многими государствами для ускорения экономического развития.
Демографические проблемы в регионах Центрального округа имеют сложный характер. Кроме проблем повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни населения необходимо решать проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев как из других районов России, так и из стран СНГ Кроме того, все острее становится проблема нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья (в первую очередь с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), использующих регионы округа в качестве транзитного коридора для проникновения в Западную Европу.
ЦФО играет исключительную роль в научном потенциале России. Исходя из этого, проблемы развития науки, сокращения "утечки мозгов", реформы высшего образования относятся к числу стратегических.
Ключевыми проблемами региона, как подчеркивалось выше, являются тепло-, энерго- и водоснабжение, имеющие прямую связь с проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Здесь потребляется значительная часть энергетических ресурсов, большинство которых поставляется в округ из других регионов России, что ведёт к увеличению стоимости энергии и производимой продукции. В связи с этим актуальным является внедрение энергосберегающих технологий.
Учитывая актуальность проблемы продовольственной независимости России, одной из основных задач является восстановление уровня и доходности сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности регионов черноземной полосы. Для регионов Нечерноземья одним из направлений развития сельского хозяйства может стать восстановление традиционных отраслей специализации, таких как льноводство. Для территорий, расположенных рядом с крупными центрами, важнейшим направлением является пригородное сельское хозяйство, совершенствование современной инфраструктуры торговли (оптовые рынки и т.п.).
Значительной проблемой остаётся наличие на территории округа большого количества моноотраслевых городов, развитие которых может быть обеспечено только путем реструктуризации производства. В европейском центре сосредоточено большинство наукоградов страны, потенциал которых в значительной мере определяет возможности повышения конкурентоспособности и перехода России на постиндустриальную ступень развития. Учитывая высокую степень зависимости науки от госзаказа, необходим особый подход к перспективам каждого из этих городов.
Важное значение приобретают проблемы приграничных областей, решение которых в значительной степени зависит от взаимоотношений России с Украиной и Белоруссией.
3.2. Обеспечение темпов экономического роста
В соответствии со сложившейся ситуацией и разделением полномочий основной целью, стоящей перед ЦФО, является повышение эффективности социально-экономического развития за счет организации комплекса межрегиональных связей в области экономики, социальной сфере и в области совместного решения экологических проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
в области экономики:
- создание условий для вхождения в рынок отраслей и улучшение инвестиционного климата;
- повышение эффективности финансово-инвестиционной политики;
- стимулирование участия венчурного банковского капитала в развитии научно-технической сферы;
- реализация научно-технических региональных целевых программ;
- предоставление налоговых льгот предприятиям, успешно занимающимся инновационной деятельностью;
- повышение эффективности экономики в малорентабельных и нерентабельных отраслях, в т.ч. путём реструктуризации;
в социальной сфере:
- сокращение неоправданных различий в доходах, в т.ч. региональных, сокращение бедности за счёт внедрения инсти-
тутов и механизмов современного социального государства (адресные субсидии, программы занятости и т.п.);
- реформирование жилищно-коммунального хозяйства и перевод его на рыночные отношения;
- формирование единого информационного пространства.
На уровне ЦФО актуальным направлением является организация работы по их решению (совместно с предприятиями):
- повышения конкурентоспособности и спроса на продукцию профилирующих отраслей;
- обеспечения занятости трудоспособного населения;
- привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и жилищное строительство;
- развития социальной сферы (включая жилищно-коммунальное хозяйство);
- повышения доходов и сбалансированности бюджетов регионов и муниципальных образований;
- сохранения окружающей среды.
Совместное решение наиболее значимых проблем, изложенных выше, по ключевым направлениям позволит обеспечить высокие темпы экономического роста регионов округа.
Основные направления (окружные программы) реализации Концепции развития ЦФО можно сформировать в две иерархические группы.
Первая группа направлений развития ЦФО
На наш взгляд, целесообразно выделить как ключевые или первоочередные (в данный момент развития) следующие программы:
- реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства;
- реформирования и развития энергетики;
- развития строительного комплекса;
- реструктуризации и финансового оздоровления промышленных предприятий, исходя из окружных приоритетов;
- выхода на полное продовольственное обеспечение путём комплексного развития АПК;
- развития системы инвестиционных институтов;
- формирования единого информационного пространства.
Вторая группа направлений развития ЦФО
Стратегическими для ЦФО являются также программы, обеспечивающие:
- опережающее развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств, отвечающих современным мировым тенденциям;
- вывод из депрессии гражданского машиностроения и лёгкой промышленности;
- развитие науки и научного обслуживания как базы коренной реконструкции хозяйственного комплекса страны;
- повышение энергоэффективности экономики центральных районов, не располагающих значительными собственными энергоресурсами, в первую очередь за счёт энергосбережения;
- развитие туризма;
- совершенствование территориальной организации хозяйства округа, имея в виду повышение региональной специализации и производственного кооперирования.
3.3. Модернизация экономики, социальной сферы и административной системы: управление развитием
Модернизация и развитие экономики призваны решить проблемы в институциональной среде, препятствующие экономическому росту в Центральном федеральном округе.
Управление развитием в социальной сфере целесообразно осуществлять комплексно посредством реализации следующих мер:
- налаживание партнерства между основными социальными группами в области решения конкретных социальных проблем: развитие взаимодействия между государством, обществом и бизнесом;
- демонополизация социальной сферы;
- диверсификация форм предоставления услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора;
- совершенствование развития сферы воспроизводства "человеческого капитала" (образование, медицина, наука, культура);
- перераспределение социальных расходов в форме адресных и целевых субсидий в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям.
В экономической и социальной сферах целесообразно сконцентрировать внимание на улучшении и развитии региональной административной системы, заняться повышением эффективности и качества её функционирования.
Предлагается разработать и реализовать окружную программу переподготовки и аттестации кадров регионального и муниципального управления. Это даст возможность системе государственных институтов справиться со стоящими перед ней основными задачами - обеспечения прозрачности, открытости, подотчётности; снизить уровень административных барьеров для развития бизнеса и коррупции как системной болезни госаппарата.
Управление развитием в области модернизации административной системы целесообразно осуществлять посредством реализации четырёх приоритетных направлений:
1) обеспечение комплексного подхода к разработке политики в регионе:
необходимо учитывать не только конъюнктурные факторы, но и стратегические цели, для чего предлагается согласовать и утвердить единую методику разработки концепций стратегического развития регионов ЦФО;
2) улучшение качества государственных услуг путём:
- поддержки информационной сети для обмена прогрессивным опытом внутри административной системы и для обратной связи с потребителями услуг (юридическими и физическими лицами);
- применения в работе госучреждений различных моделей повышения качества (в зависимости от конечных результатов);
3) использование информационных технологий для лучшего удовлетворения потребностей населения и распространения государственных услуг через электронные сети;
4) модернизация госслужбы путём изменения:
- стимулирования служащих;
- улучшения оценки показателей работы;
- более широкого доступа к работе в госаппарате (реализация принципа конкурсного отбора).
Все группы мер должны осуществляться параллельно, начиная с момента формирования государственного аппарата уп-
равления на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном).
4. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
Основной акцент в части проводимой политики будет сделан на стимулирование развития высококонкурентных секторов экономики ЦФО с целью осуществления структурного манёвра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки; "новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных), исправления накопленных структурных деформаций. В этот период расширятся финансовые возможности государства для инвестиционного решения проблем социальной сферы; наряду с этим важно значительно усилить инвестиционную активность округа на обновлении всего спектра жизнеобеспечивающих объектов производственной инфраструктуры.
Ориентирами проведения институциональных мероприятий представляются следующие:
- создание системы гарантирования и страхования частных инвестиций, которая не только снизит риски инвестирования, но и обеспечит высокий мультипликативный эффект роста инвестиционных вложений в реальный сектор экономики;
- развитие институтов коллективного инвестирования, в т.ч. негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов;
- поощрение долгосрочных иностранных инвестиций, связанных с переносом в ЦФО капитала и современных технологий; расширение сотрудничества с правительствами-партнёрами с тем, чтобы добиться режима наибольшего благоприятствования для инвестиций в Россию (страхование и гарантирование инвестиций); создание благоприятного для зарубежных инвесторов имиджа России и, что очевидно, Центрального округа;
- поэтапная либерализация политики привлечения иностранных инвесторов - постепенное снятие ограничений на доступ иностранного капитала в банковский сектор, страхование, телекоммуникации, транспорт, энергетику (на взаимной осно-
ве и в рамках сбалансированной процедуры присоединения к ВТО);
- активное продвижение инвестиционных проектов по линии ЦФО на зарубежные рынки, включая зону стран СНГ
4.1. Формирование и реализация межрегиональных и межотраслевых
(окружных) программ развития
Решение задач Концепции возможно только при совместном участии бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Реализация программ должна осуществляться поэтапно. После проведения краткосрочных мер по стимулированию последует улучшение инвестиционного климата и увеличение частных и иностранных инвестиций при параллельном сокращении бюджетных расходов. Бюджетные средства будут выступать в форме катализатора инвестиционных процессов, для чего они должны использоваться максимально эффективным образом, как правило, на возвратной основе. 4.2. Институциональные преобразования в регионах округа
Большое значение для реализации Концепции имеет формирование институциональных условий для развития структурных преобразований путём:
- приведения организационно-правовых форм предприятий в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, в т.ч. защиты интересов инвесторов путём переоценки до рыночного уровня уставных капиталов акционерных обществ;
- создания общих условий, обеспечивающих защиту прав собственности и выполнение обязательств по контрактам;
- содействия формированию конкурентоспособных и экспортно-ориентированных товаропроизводителей;
- создания наиболее благоприятных условий для горизонтальной и вертикальной интеграции в целях достижения си-нергетического эффекта и эффекта экономии от масштабов;
- создания и поддержания единого информационного пространства, т.е. информационного канала между потенциальными инвесторами, предприятиями, нуждающимися в инвестициях, и органами власти (местной, региональной и федеральной). В частности, в перспективе актуально создание и дальнейшее под-
держание функционирования информационной базы инвестиционных проектов регионов, в которой потенциальный инвестор мог бы найти возможные на текущий момент варианты приложения капитала. Также необходимы базы данных продукции, выпускаемой предприятиями округа, базы данных товарных рынков, инвестиционных и инновационных проектов;
- проведения финансового оздоровления промышленных предприятий, необходимого для успешной работы в условиях рынка, повышения эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- осуществления правовой, организационной, кадровой и консультационной поддержки передовых рыночных инструментов;
- содействия формированию дилерских и дистрибьюторских сетей, лизинговых компаний, машинных пулов и других институтов рынка;
- сокращения и доведения до оптимального уровня социальной нагрузки на промышленные и сельскохозяйственные предприятия;
- налаживания процесса взаимодействия с органами власти на всех уровнях, включая представление интересов региональных инвесторов на федеральном уровне.
При проведении качественных институциональных преобразований в регионах округа важен вопрос реализации задач активной инвестиционной политики и содействия в привлечении инвестиционных ресурсов в ЦФО.
Проведение активной инвестиционной политики
Главной задачей инвестиционной политики в округе является обеспечение политической и финансово-экономической стабильности, повышение доверия населения и инвесторов к власти.
В долгосрочной перспективе необходимо смещение источников инвестиций с собственных средств на заемные, увеличение доли банковских кредитов и инвестиций со стороны населения. Механизмом стимулирования могут являться государственные фонды и агентства, предоставляющие государственные (бюджетные) гарантии, выдаваемые только на конкурсной основе. Со своей стороны, учас-
тие государства позволит снизить инвестиционные риски.
Особо важной является необходимость повышения внимания прежде всего к реальному сектору экономики, промышленности, изменения в которой, произошедшие за последнее десятилетие, абсолютно несвойственны исторически сложившейся специализации и потенциалу центральных районов России.
В этой общей проблеме отчётливо выделяются основные группы вопросов (главным образом связанные с привлечением инвестиций), от решения которых непосредственно зависит вывод прежде всего "локомотивных" отраслей хозяйства округа из кризиса:
- осуществление конверсии оборонных предприятий, недостаточные темпы которой обусловили катастрофический спад производства в машиностроении (проблема конверсии особенно актуальна для Воронежской, Московской, Тульской, Ярославской, Калужской, Владимирской областей, г. Москвы);
- поэтапный вывод из депрессивного состояния машиностроительных предприятий, производящих подъёмно-транспортное, строительно-дорожное, энергетическое, сельскохозяйственное, химическое оборудование, а также предприятий автомобильного и станкоинструментально-го машиностроения, их техническое перевооружение (или перепрофилирование на выпуск новой, более современной техники); эта проблема остро стоит в Брянской, Владимирской, Орловской, Тульской, Смоленской, Московской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Воронежской областях. В связи с решением проблемы технического перевооружения машиностроительных предприятий актуальны вопросы сохранения уникального комплекса науки и высшей школы в Москве, Московской области и ряде других областей, усиления его роли в разработке высоких технологий и производстве наукоёмких конкурентоспособных видов машин, оборудования, различных приборов, средств автоматизации, включая развитие так называемых наукоградов (Дубна, Королёв, Ступино, Обнинск, Протвино и др.), утративших в значительной мере государственную "опеку" и постепенно теряющих свой научно-производственный и кадровый резерв;
- восстановление лёгкой и текстильной отраслей промышленности. Эта проблема особо актуальна для Ивановской области, где в лёгкой промышленности в дореформенное время производилось свыше 70% всей промышленной продукции и было занято более половины про-мышленно-производственного персонала, а также для Смоленской, Калужской, Тверской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Московской, Брянской областей. В некоторых субъектах ЦФО (в основном Нечернозёмной зоны) актуально сохранение и дальнейшее развитие местной сырьевой базы льняной, льно-пеньковой промышленности;
- повышение уровня использования новых технологий при выращивании сельскохозяйственных культур (это касается районов Чернозёмной полосы, специализирующихся на производстве зерна, сахарной свёклы, подсолнечника, кукурузы);
- устранение диспропорций между объёмами производства и объёмами переработки сельскохозяйственной продукции из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающей отрасли в целом, с другой. Необходимость создания новой современной отрасли переработки сельхозпродукции с безотходным использованием сырья и производством широкого ассортимента продуктов питания, заменяющего импорт, стоит перед чернозёмными регионами, на которые приходится более трети объёма сельскохозяйственной продукции округа, а также Рязанской, Тульской, Брянской областями;
- поднятие общего уровня эффективности всей системы хранения сельхозпродукции, снижение её потерь, создание современной инфраструктуры оптовой торговли продукцией АПК.
4.3. Финансовая, бюджетная и ценовая политика
Финансовая политика
В среднесрочной перспективе возможен постепенный переход к реализации следующих мер:
- компенсации части процентной ставки за кредиты, предоставляемые под реализацию приоритетных проектов (приоритетные проекты выбираются в результате открытых тендеров);
- бюджетных гарантий кредитов, предоставляемых под приоритетные проекты;
- предоставления инвестору целевых субвенций из областных и местных бюджетов на долевой основе расходов, связанных с развитием коммунальной инфраструктуры объекта инвестирования, обучением и переобучением работников.
Бюджетная политика
Для проведения эффективной бюджетной политики требуется совершенствование системы межбюджетных отношений.
Ценовая политика
Для стимулирования развития и создания благоприятного инвестиционного климата необходимо:
- совершенствовать систему и методы регулирования тарифов, т.е. внедрять единую систему расчета тарифов, проводить ежегодный аудит предприятий;
- разработать график повышения тарифов в рамках округа в соответствии с "Основными положениями энергетической стратегии России на период до 2020 года" и "Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 года)";
- провести работу по формированию долгосрочного плана изменения государственных стандартов на оплату услуг ЖКХ, стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе.
В целом основным направлением ценовой политики станет поэтапная реализация комплекса мер, направленных на замедление роста тарифов, приведение их к экономически обоснованному уровню.
4.4. Совершенствование региональной политики
Основными целями совершенствования региональной политики являются:
- обеспечение стабильности и про-гнозируемости состояния регионов, предсказуемость налоговой политики и бюджетных расходов (распределение полномочий, четкая тарифная политика в области предоставления услуг естественных монополий, ликвидация эффекта "не финансируемых мандатов");
- укрепление межрегиональной интеграции в области экономического взаи-
модействия и территориального (географического) разделения труда;
- сглаживание (в итоге - устранение) дифференциации социально-экономического развития регионов путем содействия развитию наиболее проблемных областей Центрального федерального округа, разумное использование возможностей столицы округа - г. Москвы как "локомотива" для общего подъёма и развития регионов.
Реализация политики предполагает решение следующих задач:
- совершенствования механизмов межбюджетных отношений, создания для региональных властей стимулов для расширения налоговой базы путем развития промышленности (интенсификация производства, снижение энергоемкости, увеличение производительности труда);
- развития в регионах инфраструктуры - социальной, транспортной, производственной (инженерной), телекоммуникационной;
- развития системы межрегиональных инфраструктурных объектов;
- снижения административных и экономических барьеров межрегионального взаимодействия при перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капитала;
- проведения согласованной социально-экономической политики с учетом ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ регионов.
Для решения этих задач необходимо:
- использование региональных программ социально-экономического развития в качестве инструмента проведения реформ федерального Правительства в регионах, включая согласованные действия по совершенствованию регионального законодательства;
- использование возможностей отраслевых, социальных и других федеральных целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных проблем в экономически слаборазвитых регионах;
- создание окружной интеграционной информационной системы субъектов Федерации через ФЦП "Электронная Россия";
- формирование социально-экономической политики исходя из опыта регионов, имеющих объективно лучшие показатели динамики социально-экономического развития.
Главным показателем эффективности проводимой региональной политики в конечном счёте должен являться уровень межрегиональных различий по объему валового регионального продукта, индексам потребительских цен, реальным доходам населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры, бюджетной обеспеченности.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации Концепции предполагается обеспечить выход ЦФО на качественно новый уровень развития, характеризующийся стабильно растущей экономикой, эффективным сотрудничеством власти и бизнеса, устойчивыми социальными и политическими отношениями.
Особенности развития субъектов Федерации
В состав ЦФО входят субъекты Федерации, существенно различающиеся по уровню развития, по численности населения, по специализации и структуре хозяйства, по уровню доходов населения.
Уровень экономического развития измеряется объемом производства ВРП на душу населения. По этому показателю в ЦФО можно выделить три группы регионов:
- высокоразвитые, характеризующиеся повышенным душевым производством ВРП по сравнению со среднероссийским уровнем. В эту группу попадают г. Москва, Липецкая и Ярославская области;
- средний уровень развития (70-99% от среднероссийского показателя). В эту группу входят (по мере убывания показателя): Белгородская, Курская, Московская, Орловская, Владимирская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Воронежская области;
- пониженный уровень развития (до 70% от среднероссийского показателя). В этой группе - Брянская, Тамбовская, Калужская и Ивановская области.
По специализации и структуре хозяйства выделяются следующие группы субъектов Федерации ЦФО:
- старопромышленные индустриальные регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, легкой и пищевой промышленности: Московская, Тульская, Ярославская, Владимирская, Брянская, Ивановская области;
- активно развивающиеся южные аг-рарно-промышленные регионы с развитым сельским хозяйством межрайонного назначения (Воронежская, Курская, Орловская, Тамбовская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская, Курская области);
- г. Москва и ближайшее Подмосковье - центр наукоемких производств, науки, образования,торговли, высокоразвитой финансовой и банковской инфраструктуры, связи и информационных технологий.
По уровню жизни населения и социальному развитию можно выделить три группы регионов. Если за критерий принять удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, то наилучшее положение занимает Москва, соответствующий показатель по городу ниже среднего по Российской Федерации на 22 пункта. Занимают относительно благоприятное положение по отношению к среднероссийским показателям еще Липецкая, Белгородская, Московская и Ярославская области, обладающие достаточно высоким уровнем развития. В эту же группу в 2001 г. попадали Смоленская и Тамбовская области.
К регионам, находящимся на среднем уровне (отклонение от среднероссийских показателей не более 30 пунктов), относятся Тульская, Воронежская, Курская, Орловская, Костромская области. В наиболее тяжелом положении (отклонения в худшую сторону от 30 пунктов до 2 с лишним раз) находятся Владимирская, Брянская, Калужская, Рязанская и Тверская области.
Особое место в ЦФО занимает Московская агломерация. Здесь концентрируются предприятия сферы обслуживания, занимающиеся наиболее перспективными видами деятельности (информатизация, телефонизация) и выполняющими межрегиональные функции (банковская сфера, оптовая торговля, транспорт, специализированное медицинское обслуживание,
высшее образование и т.п.). Значительная доля населения, получающего повышенные доходы, обусловливает повышенную потребность в ближайшем Подмосковье (до 50 км от кольцевой дороги) в землях, пригодных для коттеджного строительства. Зачастую в этом качестве выступают сельскохозяйственные земли. Расчеты свидетельствуют, что Московская агломерация в перспективе будет развиваться быстрее, чем другие регионы ЦФО. Это означает, что потребность в землях под строительство жилья и индивидуальные приусадебные участки будет возрастать, что может поставить под угрозу сохранение в Московской области природоохранных территорий и пахотных земель.
Обоснования по совершенствованию государственной региональной политики (в рамках ЦФО)
Место Концепции
в системе управления развитием
Стратегия определяет принципиально важные цели развития на долгосрочный период, а политика - формирует методы решения стратегических задач, исходя из реальных условий и возможностей.
Стратегия должна определить принципиальные цели и направления развития региона (округа) в долгосрочной перспективе. При этом должны учитываться не только внутрироссийские, но и мировые тенденции развития: формирование новых крупнейших торгово-экономических и финансовых центров, глобализация экономики, переход на парадигму устойчивого развития и т.п. В свою очередь, стратегия развития региона должна определять возможные точки роста и перспективные направления развития экономики, учитывающие как региональные условия, так и ожидаемые внешние воздействия.
Стратегия служит опорной конструкцией для проработки всего комплекса проблем регионального развития.
Поскольку по вопросам содержания стратегии территориального развития регионов и региональной политики России до сих пор не выработано общепринятых и законодательно закрепленных понятий, целесообразно кратко изложить некоторые принципиальные положения.
Региональная политика - это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера. Существо региональной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные предпосылки и факторы и минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных и экономических условий на социально-экономическое положение отдельных регионов.
Объектами региональной государственной политики выступают:
- территориальная структура государства;
- субъекты Федерации;
- регионы, не совпадающие по своим границам с отдельными субъектами Федерации (в т.ч. федеральные округа, локальные зоны и отдельные города), в силу своих ресурсов или геополитического положения играющие значительную роль в развитии государства;
- проблемы экономического, социального и экологического характера, локализованные на определенной территории и имеющие важное значение как для соответствующего региона, так и для Федерации в целом.
Предметом государственной региональной политики является согласование интересов государства и регионов в ходе решения региональных проблем (т.е. в определении задач региональной политики и методов её реализации должны обязательно участвовать субъекты Федерации). Следует подчеркнуть, что такое согласование охватывает все сферы, все аспекты социально-экономического развития регионов. Другими словами - предмет региональной политики - обеспечение комплексного решения проблем. Этим региональная политика принципиально отличается от других государственных "политик", которые имеют региональный аспект (промышленная, социальная, экологическая и т.п.).
Процедура согласования общегосударственных и региональных интересов - это особый, специфический тип методов регулирования, присущий в первую очередь
региональной политике. Включение в систему государственного управления федеральных округов образует макроуровень регионального управления, что
позволит полнее учесть территориальные благоприятные факторы и ограничения и создаст условия для согласования интересов Федерации и её субъектов.
Наряду с государственной региональной политикой субъекты Федерации разрабатывают и реализуют свою территориальную политику, направленную на мобилизацию ресурсов и обеспечение необходимых условий жизни населения всех городов и районов, расположенных на территории республики, края, области. Цель такой политики - найти компромисс между интересами региона и муниципалитетов.
Федеральная региональная экономическая политика - это часть государственной региональной политики. Она решает проблемы, имеющие общероссийское значение и требующие активного участия федерального правительства в административно-правовом, финансовом и организационном аспектах. Федеральные округа по определению должны принимать самое активное участие в её формировании и реализации.
Предметом федеральной региональной экономической политики является комплексное рассмотрение влияния территориальных факторов и условий на состояние экономики регионов, а также воздействия экономических процессов на финансовое положение и социальное развитие субъектов Федерации и выделенных территорий - объектов региональной политики.
Федеральная региональная политика определяет методы решения стратегических задач территориального развития, а также задач межрегионального значения. Здесь особенно велика роль федеральных округов.
Цели и задачи региональной политики в значительной мере определяются долгосрочной стратегией территориального развития. В последние годы такая стратегия для России не только не определялась, но даже не ставилось такой задачи ни перед федеральными органами, ни перед наукой.
Наряду с глобальными и внешнеэкономическими факторами стратегия территориального развития должна быть направлена на реализацию долговременных благо-
приятных региональных факторов развития страны и предупреждение или купирование крупномасштабных региональных проблем, угрожающих национальной безопасности.
Система обоснований региональной политики
В современных условиях исследования состояния регионального развития должны проводиться на федеральном и региональном уровнях. При этом аналитические исследования нацелены на обслуживание текущих потребностей федеральных и региональных органов управления, на выявление долговременных тенденций регионального развития и острых региональных проблем, на обоснование региональных прогнозов и целевых программ, на создание информационной базы для выработки стратегии территориального развития и региональной политики.
Региональные проблемы развития страны существенно отличаются от проблем экономического и социального развития отдельного региона. В первом случае основная задача - использование разнообразия условий и возможностей регионов для достижения наибольшего интегрального эффекта. Во втором случае задача заключается в таком выстраивании экономичес-
кой политики субъекта Федерации, чтобы обеспечивалось стабильное социальное развитие на основе наиболее полного использования экономического потенциала региона и межрегиональных связей при соблюдении согласованных с регионами федеральных интересов.
Цели анализа заключаются в выявлении тенденций и результатов экономических и социальных процессов, непосредственно влияющих на различные стороны территориального аспекта развития страны; региональных кризисных ситуаций и их причин, предмета рассогласования федеральных и региональных интересов; результативности региональной политики.
Прогнозирование регионального развития является важнейшим условием выработки рациональной региональной политики, выявления и своевременного согласования региональных и общегосударственных интересов, определения стратегически важных направлений развития регионов и путей решения региональных проблем, имеющих важное значение для социально-экономического развития как отдельных субъектов Федерации, так и государства в целом.