64±8,21 до 73±4,35 ф<0,05). Статистически несущественной оставалась разница по шкале общего здоровья (р>0,05).
Анализируя в динамике параметры КЖ у больных, получавших 2-недельный курс лечебной гимнастики нами отмечено улучшение показателей по 6 шкалам: физической активности с 61,59±3,12 до 76,27±2,13 ф<0,001), роли физических проблем в ограничении жизнедеятельности с 30,49±5,49 до 63,41±4,54 ф<0,001), боли с 56,76±3,34 до 72,1±3,34 (p<0,05), жизнеспособности с 55,49±2,85 до
65,24±2,86 (p<0,05), социальной активности с
59,15±3,35 до 69,210±2,76 (p<0,05), роли эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности с 46,34±6,15 до 7642±4,83 (p<0,001). По шкалам общего и психического здоровья достоверного улучшения показателей не отмечалось (p>0,05).
Сопоставление полученных нами параметров КЖ у больных контрольной группы при повторном интервьюировании не выявило достоверного улучшения по большинству шкал вопросника ф>0,05), кроме шкал: физической активности ф<0,05) и социальной активности ф<0,01).
Таким образом, в ходе изучения влияния разработанных программ физической реабилитации, в основу которых положен персонализированный подход, было выявлено, что дозированные физические нагрузки на эрготренажерах улучшают КЖ больных БА уже на раннем этапе восстановительного лечения. Применение лечебной гимнастики также приводит к улучшению физического и эиоцио-нального аспектов КЖ больных БА на стационарном этапе восстановительной терапии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство по исследованию качества жизни в медицине [Текст]/А.А.Новик, Т.И.Ионова.-СПб.: Издательский дом «Нева», 2002.-314 с.
2. Качество жизни пациентов с ишемической
болезнью сердца после хирургической реваскуляри-зации миокарда при применении физических методов лечения на этапе реабилитации [Текст]/Г.Н.Пономаренко, А.Л.Лещев,
С.Л.Морозов//Здоровье. Медицинская экология. Наука.-2006.-№3(27).С.50-52.
Поступила 20.11.2006
УДК 371.7:378:616-084:338.124.4 О. А.Устименко
КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
ГОУ ВПО Дальневосточный государственный университет, Владивосток
РЕЗЮМЕ
Исследования состояния здоровья учащейся молодёжи повсеместно выявляют крайне неблагоприятную ситуацию. Годы студенчества совпадают с периодом возрастной физиологической перестройки организма во многих системах организма, и отмечается неблагоприятная динамика важнейших факторов образа жизни, которые являются факторами риска различных заболеваний. Для сохранения и оптимизации здоровья интеллектуального потенциала России необходимо применение управляющих воздействий на условия обучения, быта, отдыха и образа жизни, поиск средств и методов профилактики и коррекции функциональных изменений в ведущих системах организма.
SUMMARY
O.A.Ustimenko
HEALTH PRESERVATION CONCEPTION OF THE STUDENTS IN MODERN SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT
The studies of students’ health show the extremely unfavourable situation all over the country. The years of student life coincide with the period of physiological changes in many systems of an organism. That’s why an unfavourable dynamics of the important factors of living which
causes the risky factors of different deseases is evident. It’s necessary to apply the corrective houselife, impacts on the conditions of studies, rest and the way of living for maintaining and optimizating health of intellectual potential of Russia. The search of techniques and methods of prophylaxis and functional changes corrections of the main systems of the organism is of great importance.
Современные условия развития общества в России, характеризующиеся кризисом в экономике и социальной напряжённостью, резко обозначили проблему сохранения здоровья всех групп населения, в том числе и лиц юношеского возраста [1, 2, 5, 33]. Здоровье лиц молодого возраста является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества [45]. От здоровья в юношеском возрасте зависит здоровье человека во все последующие возрастные периоды, включая зрелость и старость. Однако в настоящее время при сложившейся обстановке в нашей стране круг факторов, отрицательно влияющих на здоровье молодёжи, расширяется [5, 7, 11].
Анализ демографической ситуации свидетельствует о катастрофическом ухудшении здоровья всех категорий населения, особенно студенческой молодёжи, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовать
себя во всех жизненных сферах, в первую очередь - в профессиональной деятельности [17, 18, 43]. Особенно актуальна проблема изучения состояния здоровья юношей и девушек в современной ситуации, когда экономические трудности приводят к свёртыванию системы бесплатного медицинского обслуживания, снижению качества их жизни [20, 50] . Интенсификация учебного процесса, ограничение возможностей профессионального образования, неуверенность в своём будущем требует от учащихся мобилизации сил для адаптации к непростым условиям жизнедеятельности, что возможно только при оптимальном состоянии здоровья [15]. Однако темп и уровень физических и психологических нагрузок значительно превышают адаптационные возможности основной массы студентов, что проявляется в ухудшении состояния их здоровья и негативно сказывается на эффективности процесса обучения в вузе и приобретения профессиональных навыков. Кроме того, на здоровье студентов действуют такие дополнительные факторы напряжения, как географическая и социальная среда [10]. Исследования учёных начала XXI века содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья, социальной дезадаптации учащейся молодёжи в период обучения в образовательных учреждениях. Мониторинг состояния здоровья студенческой молодёжи подтверждает актуальность концепции сохранения здоровья здорового человека [6, 15, 26, 28]. Потребность в такой концепции в условиях высшей школы вызвана низким уровнем культуры здоровья у студентов, сохраняющимся потребительским отношением к собственному здоровью, а также низкой мотивацией молодёжи на ведение здорового образа жизни [10, 14, 24].
Молодые люди, по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), составляет 30% населения земного шара. Это наиболее мобильная часть трудовых ресурсов. Молодёжь, и особенно студенты, решают будущее России. В России около 5,5 миллионов студентов, которые являются особой социальной группой, объединённой определённой возрастной категорией, специфическими условиями труда и жизни [16, 24, 27]. В настоящее время образование для большинства студентов продолжается оставаться здоровьезатратным [41, 49]. Наряду с экологическими, социально-экономическими и иными факторами риска образовательный процесс также является фактором риска для психосоциального, физического и физиологического здоровья студентов. Обучение в высшей школе - многокомпонентный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Исследования физиологического состояния студентов в течение повседневной учебной деятельности выявило у большинства обследованных множественные нарушения состояния их здоровья [23, 26, 39] .
Именно в 17-20 лет наблюдается оптимизация в развитии почти всех функций и систем организма: быстрые реакции анализаторов на внешние раздражители, повышенная лабильность нервных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность, выносливость и подвижность нервных процессов. В этом возрасте возбудительные процессы превалиру-
ют над тормозящими [6, 16, 24]. Кроме того, юношеский возраст относится к критическому возрастному периоду. С понятием критических стадий обычно связывается представление о сниженной резистентности или высокой чувствительности организма к действию разнообразных альтернирующих агентов. Резистентность в критические стадии согласно общепринятым представлениям, является более низкой по сравнению с предшествующими или последующими возрастными периодами. В критические возрастные периоды чувствительность или возбудимость организма не повышается к любым формам раздражения, а существенно меняется, избирательно обостряясь к действию определённых факторов (изменение окружающей среды, образа жизни, питания, агрессии бактериальных агентов) [3, 4, 47].
В этом возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, но ещё не завершено функциональное формирование ряда систем организма. В этот возрастной период под воздействием неблагоприятных факторов может произойти срыв защитных реакций организма. По мере снижения защитных возможностей организма растёт “цена адаптации” организма. На фоне функционального нарушения регуляторных систем происходит перестройка гомеостаза, истощение регуляторных механизмов иммунной системы, что приводит к снижению общей резистентности организма. Гомеостатические механизмы, действующие в здоровом организме, уступают место механизмам компенсации. В этот период заканчивается перестройка гормональной системы, что снижает её адаптивные возможности, сохраняется высокой умственная нагрузка, формируются стереотипы «взрослого» образа жизни. Интенсивная работа в условиях дефицита времени сопровождается постоянным тоническим напряжением ведущих гомеостатических систем организма [3,
4, 31]. Ослабление внутренних механизмов саморегуляции вызывает выраженные изменения вегетосо-судистых функций, в последующем формирование функциональной и соматической патологии [16, 46].
Разнообразные аспекты проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов, являющихся резервом интеллектуального потенциала общества, рассматривались исследователями в различные периоды экономической, политической и социальной жизни России [3, 6, 10, 17, 39, 47, 50]. Состояние здоровья молодёжи, её образ жизни являются предметом пристального внимания и зарубежных исследователей [51, 52, 53].
Как неоднократно указывала ВОЗ, хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем приобрели эпидемический характер. Несколько десятилетий научных поисков с применением многочисленных биомедицинских исследований убедительно продемонстрировали, что свойственные современной жизни «деформации человеческой культуры», являются причиной эпидемического распространения атеросклеротических и хронических лёгочных заболеваний. Эти деформации включают: богатый рацион, который связан с повышением уровней артериального давления, сывороточного холестерина и увеличением массы тела, а также с большой распространённостью сахарного диабета; свойственную XX и XI векам мас-
совую приверженность курению сигарет; малоподвижный образ жизни [32, 34, 38]. В реальной жизни у одного и того же человека в любом возрасте часто обнаруживаются 2-3 и более фактора риска. Алкоголь, курение и наркомания стали постоянными спутниками значительной части человечества, не составляют исключение и лица юношеского возраста. Поведение групп населения, склонных к указанным вредным привычкам, предложено обозначать как особый «мутагенный стиль жизни». Повторяющиеся социальноэкономические кризисы последних лет и связанное с ними снижение жизненного уровня способствуют росту регулярного потребления спиртных напитков подростками, юношами и девушками, ранее имевших определённый «психологический иммунитет» к алкоголю [38]. По данным обследования национальной репрезентативной выборки существуют особенности потребления алкоголя населением страны: в пересчёте на чистый этанол разовое его потребление составляет в среднем около 150 г для мужчин и около 25 г для женщин, что выше безопасных ежедневных доз в 5 и 2 раза соответственно. Практически все (78-91%) школьники старших классов пробовали алкогольные напитки. В период с 2003 по 2005 г. число школьников младших классов с выявленным пристрастием к алкоголю выросло на 73%. В 2004 году более 54 тыс. подростков и 5,5 тыс. детей были направлены в наркологические центры для лечения алкогольной зависимости. Ряд исследователей демонстрирует высокий уровень алкоголизации в различных регионах России среди юношей и девушек: 20% студентов по крайней мере 1 раз испытали алкогольную интоксикацию, 35-40% студентов регулярно употребляют алкоголь [16, 23, 30, 32].
Несмотря на то, что «Минздрав предупреждает», проблема курения и его влияния на здоровье продолжает оставаться весьма острой. Из сигаретного дыма выделяется более 4000 химических соединений, большая часть которых проявляет токсичные и канцерогенные свойства. Известно, что при постоянном курении от начала курения до развития заболеваний, обусловленных курением, и преждевременной смерти от них проходит около 20 лет. В настоящее время установлено, что средний возраст начала курения - 11-12 лет. Несколько проведённых исследований показали, что курят 18% учащихся средних (5-8 классов) и почти 30% учащихся старших (8-11 классов). Тем не менее, у подростков, выкуривающих более пачки сигарет в день, можно предположить наличие сформированной табачной зависимости, когда так называемое случайное курение закономерно переходит в привычное регулярное курение, а в последующем - в зависимое курение [16, 23] . По данным национального исследования, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 млн подростков: 2,5 млн юношей и 0,5 млн девушек. Среди учащихся профессиональных училищ курят 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого [36, 39]. При изучении основных причин курения и алкоголизации среди молодёжи рядом авторов отмечена
значимость психотропного влияния алкоголя и курения у юношей в сравнении с девушками [49].
В настоящее время в России наблюдаются высокие темпы роста потребления молодёжью наркотических и токсических веществ. По официальным данным, насчитывается около 6 млн человек, допускающих потребление наркотиков, около 1,8 млн из них больны наркоманией. Подавляющее большинство наркоманов
- это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет [23, 25].
Не случайно проблема здоровья лиц молодого возраста названа среди 14 основных направлений деятельности ВОЗ в XXI веке [6, 20, 44]. Однако, как отмечено рядом авторов, общая заболеваемость детей по России увеличилась на 19,7%, подростков - на 39,2%. Исследования последних лет, проведённые большим числом научных коллективов свидетельствуют, что в России лишь около 10% учащихся, поступающих в высшие учебные заведения, могут считаться здоровыми, 50% -имеют морфофункциональные отклонения и более 40%
- хронические заболевания [9, 22, 27] . По мнению ряда авторов наиболее неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья среди всех групп населения отмечаются в возрасте 15-17 лет. Именно в этой возрастной группе наблюдается самый значительный рост заболеваемости практически по всем классам болезней, причём наиболее яркой особенностью этого возраста является полиморбидность заболеваний. Увеличилось генетическое разнообразие в популяциях, возникли заболевания, обусловленные новыми сочетаниями генов, что привело к расширению в популяции наследственной патологии. Доминирование наследственных дефектов объясняет в известной мере ухудшение здоровья молодёжи [31, 41, 42].
При проведении углублённых медицинских осмотров молодых людей было замечено, что в возрасте 1518 лет жалоб по состоянию здоровья больше, чем в более старшем возрасте, причём подростками представлено больше всего жалоб неврологического характера. У молодёжи в возрасте 19-25 лет преобладают жалобы на снижение остроты зрения и частые простудные заболевания. Отмечено, что в 56% случаев отклонения в состоянии здоровья сочетались с дисгармоничным физическим развитием молодых людей. Функциональные и хронические нарушения у молодёжи, как правило, затрагивают несколько систем. Коллектив авторов отмечает. что наиболее чувствительными к неблагоприятным факторам внешней среды и образа жизни оказываются девушки-студентки [9, 11, 16, 17], к этому мнению присоединяются и зарубежные авторы [52, 53]. Исследования М.Т. Максимовой (2000), М.А. Сидоренко с соавт. (2002) показывают, что заболеваемость среди девушек выше, чем у юношей (соответственно 168,0 и 126,8 случаев на 1000 обследованных). В тоже время исследования Е.В. Веселовой (1992) и Г.А. Зайцевой (2006) выявили преобладание пограничной артериальной гипертензии у юношей (13,2% против 2,5% девушек). Авторы пытаются объяснить этот факт большей распространённостью среди юношей злоупотреблением алкоголем, курением, наличием наследственной отягощённости, эмоциональных стрессов.
В последние годы намечается явная тенденция к “омоложению” патологии, увеличению числа лиц с парциальной недостаточностью здоровья. Ряд иссле-
дований подчёркивает, что среднемноголетняя заболеваемость населения молодых возрастов оказалась самой высокой среди всех возрастных групп, а лица молодого возраста считаются группой риска по возникновению внезапной смерти [43, 44, 45]. С каждым новым поколением уровень здоровья становится всё более низким, напрямую связанным с генетическим “грузом”, накапливающимся в последующих поколениях. Так, по мнению ряда авторов, повышение физических, психических, эмоциональных нагрузок приводит к функциональным нарушениям в виде астенического синдрома и вегето-сосудистой неустойчивости [47, 50]. Кризовое течение гипертонической болезни отмечено у 32,5% юношей, отмечаются случаи инфаркта миокарда в молодом возрасте, в 50% случаев связанных с генетическими нарушениями, приводящими к повышению содержания холестерина в крови. Следует заметить, что у молодых людей нынешнего поколения одна из форм ишемической болезни сердца - стенокардия развивается на 12 лет раньше, чем у их родителей. Эти факты позволяют сделать вывод, что отмечаемую в настоящее время эпидемию неинфекционных заболеваний (ишемическая болезнь сердца, хроническая обструктивная болезнь лёгких) можно контролировать только с помощью стратегии, в рамках которой основное внимание уделено: первичной профилактике (т.е. предотвращению первых проявлений заболевания, которую следует начинать в раннем детстве, продолжать весь период детства, юности и в зрелом возрасте) и примордиальной профилактике (т.е. борьбе с самими факторами риска), которую следует начинать с изменения условий социальной и окружающей среды, способствующих развитию основных факторов риска и продолжать среди детей, подростков и молодёжи, принадлежащих к группам высокого риска по формированию неинфекционных заболеваний [5, 8, 11, 48].
По сведениям литературы значительная часть молодёжи приходит в студенческую среду с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья. Комплексное исследование здоровья абитуриентов в разных регионах России продемонстрировало наличие патологии в основном морфофункционального характера (аллергические проявления в 31,9%, вегетативную дисфункцию - 38%, аномалии рефракции - 17,5%) [6, 8, 9, 32]. Социально-гигиенический анализ исходного состояния здоровья студентов, проведённый среди первокурсников, показал, что в структуре выявленных заболеваний обнаружена патология органов зрения (31%), ЛОР-органов (18,1%), болезни терапевтического профиля (15,4%), хирургические заболевания (3,1%) [19, 20, 33]. Кроме того, увеличивается риск нарушения репродуктивного здоровья у молодёжи [11]. Выявлена тенденция к увеличению случаев заболеваемости среди лиц юношеского возраста идиопа-тическим сколиозом (68%), кариесом (70%), у 22% выявлена дисплазия соединительной ткани. Проведённые исследования продемонстрировали наиболее высокий уровень заболеваемости среди студентов младших курсов, где в структуре заболеваемости на первом месте находятся острые заболевания органов дыхания (от 46 до 72%). Особенно тревожными оказались функциональные показатели, характеризующие
сердечно-сосудистую и дыхательные системы [33]. Заболевания сердца, в основном, характеризуются наличием пролапса митрального клапана (34%) и аритмиями (экстрасистолы) у 16% студентов. Последующие позиции занимают болезни нервной системы и органов чувств, кожи и подкожной клетчатки. Нейроциркуляторная дистония у 82% пациентов сопровождается артериальной гипотонией, у 8% - артериальной гипертензией, у 10% - нормотонией. Большинство пациентов отмечает в анамнезе сердцебиение, обмороки, быструю утомляемость, лабильность пульса и артериального давления. Возросло количество студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Так, по данным В.Р. Кучма [2004] холепатия выявлена у 45% обучающихся, язвенная болезнь с локализацией язвы в двенадцатиперстной кишке у 1,3% студентов. В последние годы примерно в 2 раза выросла патология эндокринной системы и обмена веществ, вдвое увеличилось количество болезней мочеполовой системы: отмечается неуклонный рост заболеваний щитовидной железы (29,7%) и сахарного диабета (4,8%) [17, 19, 29]. 93,3% юношей и девушек не знают об имеющихся у них заболеваниях.
В процессе обучения в вузе от курса к курсу происходит рост заболеваемости студентов, что отражает неблагоприятное влияние факторов обучения. На старших курсах отмечен большой процент случаев вновь возникших функциональных отклонений и снижение уровня адаптации возможностей функциональных систем и в первую очередь кардиореспира-торной системы [30, 38, 44]. Заболеваемость студентов, по данным Т.М. Максимовой с соавт. [2002], имеет выраженные сезонные изменения, характерные для студенческой среды. Так, авторы выделяют три пика заболеваемости: осенний, который характеризуется повышением удельного веса отитов, синуситов, конъюктивитов; декабрьский, обусловленный увеличением простудных заболеваний; весенний, который обусловлен снижением реактивности организма.
Анализ данных литературы свидетельствует об ухудшении состояния здоровья студенческой популяции. Распределение студентов по группам здоровья позволяет установить резкое увеличение численности лиц, относимых к III группе, при соответствующем уменьшении II, и в особенности, I группы здоровья. Обращает на себя внимание тревожный факт роста числа хронических заболеваний, преимущественно нервной, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Количество хронических заболеваний за первые три года обучения в вузе по данным разных авторов возрастает на 75-100%. В среднем по России у студентов вузов за время обучения процент хронической патологии увеличивается с 49% до 69%, показатель патологической поражённости возрастает на 38% [25, 42, 44].
Среди причин академических отпусков основное место занимают заболевания, появляющиеся в течение первого года обучения: вегетососудистая дистония по гипертоническому типу, неврозы, астенизация, в возникновении которых существенную этиологическую роль играет напряжённый ритм работы [17, 20].
Молодые люди, только что окончившие среднюю школу, нелегко привыкают к новым для них методам преподавания и контроля успеваемости в вузе, к сис-
теме ежесеместровых экзаменов. При кажущейся сравнительной свободе студенческой жизни необходимость самостоятельно планировать работу во вне-учебное время и тем самым регулировать равномерность нагрузки в течение учебного года осознаётся далеко не сразу и не всеми. Это создаёт дополнительные трудности и приводит к резкому умственному перенапряжению при подготовке к экзаменам, нарушению режима труда, отдыха, питания, переутомлению, понижению работоспособности и успеваемости, а иногда и к прерыванию учёбы в вузе [27, 40, 44].
У студентов переход к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение функциональных резервов организма, особенно в первые годы обучения. Значительная часть студентов при поступлении в вуз переезжает в другой город, отделяется от семьи и живёт в общежитии. Это приводит к полному изменению привычного образа жизни, требует самостоятельного решения повседневных жизненных и бытовых проблем без привычной консультации с «лидером», роль которого обычно выполняли родители, учителя и т.д. Условия общежития вынуждают к постоянному пребыванию среди других студентов, затрудняют возможность уединения, необходимого время от времени каждому человеку [7, 8, 12].
В течение всего курса обучения молодые люди находятся в постоянном умственном напряжении, которое у студентов значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп. Дважды в год, во время экзаменационной сессии состояние умственного и нервного напряжения у студентов резко возрастает, сопровождается выраженными эмоционально-стрессовыми воздействиями. Каждому молодому человеку, ставшему студентом, приходится искать своё место в новом коллективе, заново устанавливать взаимоотношения с множеством людей, преподавателей и студентов, приобретать новый социальный опыт и ответственность. В жизни студентов значительную роль играют эмоциональные личные переживания. Многие студенты вступают в брак, что ведёт к возникновению семейных обязанностей и забот, особенно если появляются дети [13, 21, 23].
При поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы. Процесс адаптации происходит на фоне других влияний, характерных для современных условий и в той или иной степени отражающихся на здоровье каждого человека. У студентов переход к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение функциональных резервов организма, особенно в первые годы обучения. В начальной фазе адаптации у студентов преимущественно наблюдаются трудности психоэмоционального характера, которые при неблагоприятном течении приспособительного процесса могут перейти в астенизацию, являющуюся предвестником целого ряда заболеваний [35, 43]. Важно учитывать состояния, когда заболевания еще нет, но защитные и приспособительные возможности организма исчерпаны или крайне ослаблены, и вредный фактор, который в обычных условиях является подпороговым, может вызвать заболевание (так на-
зываемое состояние «риска»). У «практически здорового» человека могут быть некоторые отклонения от нормы, которые не сказываются существенно на самочувствии и работоспособности и еще не могут расцениваться как состояние болезни, но указывают на тенденцию к функциональным нарушениям. Некоторое время организм может противостоять стрессу, но если неблагоприятные факторы действуют в течение длительного времени, возникает болезнь.
Очень важным для здоровья студентов является период адаптации на I курсе, и оздоровительные мероприятия в этот период крайне важны, так как они направлены на совершенствование адаптационных механизмов. С целью предупреждения возникновения различных заболеваний в самом начале обучения необходимо выявлять скрытые звенья предболезни, т.е. пограничные состояния, и принимать меры к их ликвидации доступными средствами [37, 49].
Таким образом, оценка сведений доступной нам литературы о структуре и причинах заболеваемости студентов свидетельствует о неблагоприятной тенденции в состоянии их здоровья и обуславливает необходимость дальнейшего изучения факторов, его определяющих. Разработка профилактических мероприятий должна проводиться как с учётом факторов риска, так и с учётом индивидуальных особенностей каждого студента, оптимальных критериев его здоровья. Профилактические мероприятия необходимо направлять на усовершенствование и тренировку механизмов адаптации, восстановление нарушенных функций или переключение одной функции на другую.
Анализ концепций охраны здоровья населения Российской Федерации, принятых за последние годы (2000, 2003), а также приоритетной национальной президентской программы «Здорорвье» (2006) показал, что для реализации их основных положений необходима разработка и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий. Задачи охраны здоровья здорового человека и создание здоровьесберегающего образовательного пространства для педагогических коллективов стали приоритетными, поскольку внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс вуза способствует формированию культуры здоровья студенческой молодёжи, созданию имиджевой установки на здоровье, позволяет улучшить качество обучения в целом. Опыт работы убеждает, что сохранить здоровье студентов возможно не столько проведением профилактических бесед, сколько вовлечением молодёжи в научно-исследовательскую, творческую, спортивную и другие виды работ. Необходимо расширение информационного и воспитательного пространства через интеграцию образования, науки, здравоохранения, спорта, что обеспечит формирование физически, прсихически и социально здоровой личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь физического здоровья и морфофункциональных показателей студенток МИСиС [Текст]/Зайцева Г.А. [и др.]//Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М., 2006.-
С.217-219.
2. Влияние двигательных режимов на здоровье студентов [Текст]/Дорофеева Н.В. [и др.]// Организация и методика учебного процесса, физкультурнооздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М., 2006.-С.210-212.
3. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 2001 году [Текст]/Минздрав РФ и РАМН.-М., 2003.-99 с.
4. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году [Текст]//Здравоохранение РФ.-2004.-№2.-С.3-8.
5. Двигательная активность и здоровье студентов [Текст]/Л.В.Диордица//Физическая культура и здоровый образ жизни: сборник материалов международной научно-практической конф.-Томск, 2002.-С.101-104.
6. Здоровая семья - здоровое поколение (информационно-аналитический обзор) [Текст]/Г.И.Климан-това// Аналитический вестн.-2001.-№13.-С.36-53.
7. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы перспективы [Текст]/ под ред. В.И.Стародубова.-М.: Медицина, 2003.-288 с.
8. .Здоровье подростков: социологический анализ [Текст]/И.В.Журавлева.-М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002.-240 с.
9. Здоровье студентов и влияющие на него факторы [Текст]/В.П.Кушманова//Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М., 2006.-С.171-172.
10. Здравоохранение России. XX век [Текст]/под ред. Ю.Л.Шевченко.-М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.-320 с.
11. Комплексная медико-социальная оценка репродуктивного потенциала современной молодежи (на модели тверской области) [Текст]//А.Г.Иванов: автореф. дис. ... д-ра мед. наук.-Тверь, 2005.-35 с.
12. Комплексная экспресс-диагностика определения индивидуальных стилей регуляции [Текст]/Е.Н. Дзятковская//Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации).-Иркутск, 1998.
13. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. [Текст]//Рос. Газета.-2000.
14. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в стране [Текст]//Постановление правительства РФ № 1387 от 5 ноября 1997 г.
15. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации (под руководством академика РАМН О.П.Щепина) [Текст]/Проблемы соц. гигиены и история медицины.-1994.-№1.-С.3-11.
16. Курение как фактор риска заболеваний орга-
нов дыхания у студентов специальной медицинской группы [Текст]/Зайцева Г.А. [и др.]//Организация и методика учебного процесса, физкультурно-
оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М., 2006.-С.174-177.
17. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи [Текст]//Е.В. Веселова: автореф. дис. ... канд.мед. наук.-М., 1992.-21с.
18. Медико-социальные проблемы репродуктив-
ного потенциала молодежи [Текст]/А.Г.Иванов.-Тверь: Триада, 2004.-112 с.
19. Международная научно-практическая конференция по проблеме здоровья студентов [Текст]/Е.И. Русанова//Вестн. Рос. АМН.-2000.-№6.-С.50-51.
20. Методика комплексной оценки уровня физического развития и функциональных возможностей студентов РУДН [Текст]/Кислицын Ю.Л. [и др.]//М.: Изд-во РУДН, 2001
21. Методика оценки психофизического состоя-
ния личности в профилактике наркомании среди студентов [Текст]/И.М.Нижегородов//Организация и методика учебного процесса, физкультурно-
оздорови-тельной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М.,2006.-С.172-173.
22. Модель популяционного мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи [Текст]/С.И.Изаак//Здоровье населения и среда обитания.-2004.-№3.-С.8-12.
23. Наркомания. Медицинские и социальные последствия. Лечение [Текст]/Рохлина М. Л. [и др.]//М.: Анахарсис, 2001.-113 с.
24. Научное обоснование программы планирования развития амбулаторно-поликлинической помощи населению на региональном уровне [Текст]//А.Г. Ильин : автореф. дис. .канд. мед. наук.-М., 1997.-22с.
25. Некоторые аспекты формирования валеологи-
ческой культуры студентов [Текст]/
И.А. Лавричева//Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М., 2006.-С.151-153.
26. О роли физической культуры в воспитании студентов [Текст]/К.Н.Сизоненко//Физическая культура и здоровье населения: проблемы, ценности, ориентиры: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф.-Благовещенск, 2001.-С.136-138.
27. О совершенствовании амбулаторнополиклинической помощи населению РФ [Текст]/приказ Минздрава РФ от 20.11.02 №350//Здравоохранение .-2003.-№2.-С.93-101.
28. О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ [Текст]/приказ МЗ РФ от 23.09.2003 г № 455//Здравоохранение .-2002.-№3.-С.120-124.
29. О совершенствовании процесса физического
воспитания в образовательных учреждениях РФ [Текст]/приказ Минобразования, М3 РФ, Госком-спорта России, РАО от 16.07.2002г. №2715
/227/16/19//Здравоохранение.-2002.-№12.-С.51-55.
30. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]/Ю.П.Лисицын.-М.: Медицина, 2002.-416 с.
31. .Организация профилактической работы как приоритетное направление ЛПУ особого типа [Текст]/Е.Н.Алешина [и др.]//Здровоохранение.-
2003.-№2.-С.23-27.
32. Основные причины алкоголизма студенческой молодежи [Текст]/Старкова Е.С. [и др.]//Организация и методика учебного процесса, физкультурнооздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М., 2006.-С.173-174.
33. Особенности здоровья подростков 15 лет, обучающихся в различных условиях (школе, техникуме, ПТУ) [Текст]/Жданова Л.А. [и др.]//Охрана здоровья семьи: сб. науч. трудов.-Иваново, 1996.-С.222-225.
34. Особенности формирования и укрепления здоровья подростков в условиях социально-экономической дифференциации населения [Текст]//В.Б.Белов: автореф. дис. .канд. мед. наук.-М., 2002.-24 с.
35. Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы [Текст]//М.: Минздрав РФ, 2003.
36. Патогенез и прогностическая значимость артериальной гипотензии у подростков [Текст]/Панков Д.Д. [и др.]//Рос. педиатр. журн.-2005.-№2.-С.11-14.
37. Подросток: физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания [Текст]/В.Р.Кучма.-М.: МИОД, 2004.-280 с.
38. Разработка системы скринингового контроля
за состоянием здоровья студентов и методик его коррекции на основе принципов пищевой и физиотерапевтической санации [Текст]/Косолапов А.Б. [и
др.]//Валеология.-2002.-№3.-С.37-43.
39. Распространенность вредных привычек и состояние здоровья [Текст]/Овчаров В.К. [и др.]//Бюл. НИИ им. М.А. Семашко РАМН.-2001.-Вып.2.-С.17-24.
40. Реализация программы формирования здоро-
вого образа жизни в сахалинском базовом медицинском колледже [Текст]/Сидоренко М.А. [и
др.]//Тихоокеанский медицинский журн.-2006.-№1.-С.90-91.
41. Роль двигательной активности на уроке [Текст]/Л.А.Алифанова//Школьные технологии.-
2004.-№5.-С.20-28.
42. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении [Текст]/И.С.Глазунова.-М.: Медицина, 2000.-216 с.
43. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения
[Текст]/Т.М.Максимова.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-192 с.
44. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи [Текст]/Т.М.Максимова// Здравоохранение РФ.-2002.-№2.-С.40-43.
45. Социально-гигиенические особенности фор
мирования здоровья населения в современных условиях [Текст]//Е.П.Какорина: автореф. дис. ... д-ра мед. наук.-М.,1999.-48 с.
46. Существующие представления о здоровье и здоровом образе жизни [Текст]/Э.И.Борисов //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научнометодической конф.-М.,2006.-С.159-164.
47. Уровень физического развития и морфофункционального состояния студентов РУДН в 2000-2005 гг. [Текст]/Кислицын Ю.Л. [и др.] //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научнометодической конф.-М., 2006.-С.180-184.
48. Факторы риска развития хронических об-структивных болезней лёгких: управление риском, связанным с курением табака [Текст]/Гамбарян М.Г. [и др.]//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.-2003.-№1.-С.30-35.
49. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях высшей школы [Текст]/Л.А.Терентьев//Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник материалов IX международной научно-методической конф.-М., 2006.-С.145-147.
50. Экономическая эффективность медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе [Текст]/Куценко Г.И. [и др.]//Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2002.-№5.-C.36-39.
51. Besoins sanitaires des adolescents [Text]//Rapport d’ut Comite OMS d’experts.OMS.-Geneve: [s.n.] 1997.54 p.
52. Exercise for health [Text]/WHO/FIMS Committu on Physical Activity for Health//Bulletin of the WHO.-1995.-Vol.73, №2.-p.135-136
53. The health of young people [Text].-Geneva: WHO, 1993.-109 p.
Поступила 30.11.2006