УДК 378
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
Аннотация. В статье даны сведения о существующей в настоящее время методике оценки эффективности деятельности вузов. Предложены показатели, характеризующие степень качества оказываемых вузом образовательных услуг, а также граничные значения уровней эффективности вузов.
Ключевые слова: вуз, высшее образование, качество образования, система сбалансированных показателей.
CONCEPT OF PERFORMANCE INDICATORS IN HIGH SCHOOL
Annotation. The article provides information about the currently existing methods of evaluating the effectiveness of schools. Proposed indicators characterize the degree of the quality of university education services, as well as the boundary values of the levels of efficiency of universities. Keywords: high school, higher education, quality of education, the balanced scorecard.
Задачи аттестации российских вузов актуальны уже около 10 лет, однако особую актуальность они приобрели в 2012 г. после мониторинга эффективности деятельности вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ. Итоги мониторинга показали отсутствие на сегодняшний день обоснованных с научной точки зрения показателей оценки качества российских вузов. Тщательная проработка подобных вопросов позволила бы, на наш взгляд, создать эффективную методику оценки вузов как не имеющих специфики деятельности, так и обладающих ею.
Проведенный мониторинг показал также отсутствие готовности российской образовательной среды к новым методам оценки ее деятельности, что привело в свое время к весьма неоднозначной оценке результатов мониторинга со стороны целого ряда крупных российских вузов, а многочисленные попытки прийти к единой системе показателей оценки эффективности вузов до настоящего времени не увенчались успехом. Тем не менее в настоящее время решение об эффективности высшего учебного заведения принимается по пяти основным показателям, характеризующим:
- образовательную деятельность (средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами);
- научно-исследовательскую деятельность, оцениваемую по объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в расчете на одного научно-педагогического сотрудника;
- международную деятельность (удельный вес численности иностранных студентов дальнего и ближнего зарубежья);
- финансово-экономическую деятельность, т.е. доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника;
- инфраструктуру вуза, т.е. общую площадь учебно-научных помещений в расчете на одного студента, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.
Тем не менее приведенные показатели в недостаточной степени отражают картину состояния вузов, имеющих специфику деятельности.
© Линник В.Ю., Байкова О.В., Лазник А.А., 2014
В.Ю. Линник О.В. Байкова А.А. Лазник
Vladimir Linnik Oksana Baykova Anatoliy Laznik
Раздел IV. Современная образовательная среда
В настоящее время существует множество мнений по поводу оценки деятельности российских вузов. К примеру, член Общественной палаты РФ С.В. Симак заявляет, что оценка эффективности российских вузов должна основываться на качестве знаний выпускников, их востребованности на рынке труда, а также на результатах работы вуза. В работе [3] также сформулированы предложения, согласно которым необходимо оценивать качество подготовки выпускников и систематизировать информацию об их трудоустройстве. Кроме того, предлагается [2] оценивать эффективность вузов по количеству выпускников, устроившихся на постоянную работу по специальности. При этом качество образования предложено оценивать согласно карьерному росту выпускников. Другие источники [1] полагают, что эффективность вузов и качество оказываемых ими образовательных услуг следует рассматривать в совокупности.
В рамках данной статьи предпринимается попытка анализа обстоятельств, оказывающих влияние на оценку эффективности вузов, а также попытка определения показателей и критериев их оценки. Исследования выполняются в рамках научно-исследовательской работы по государственному заданию по теме «Концептуальные и методологические основы разработки модели системы сбалансированных показателей для проведения внутреннего аудита эффективности деятельности высших учебных заведений». В рамках первого этапа выполнения государственного задания предполагается создание концептуальных основ разработки системы мониторинга сбалансированных показателей эффективности деятельности вуза.
Цель образовательной деятельности вуза заключается в обеспечении студентов качественным образованием: необходимыми знаниями, соответствующими умениями и практическими навыками, позволяющими выпускникам трудоустроиться. Отсюда следует вывод о том, что качество образовательных услуг вуза зависит во многом от того, как трудоустроены его выпускники, и от числа трудоустроенных.
В этой связи предлагаются следующие градации, характеризующие качество оказываемых вузом образовательных услуг по показателю трудоустройства выпускников:
1) высокое - 100 %-ное;
2) хорошое - 80 %-ное;
3) средное - 60 %-ное;
4) низкое - 40 %-ное;
5) плохое - меньше 30 %-ное.
В разрезе предлагаемых 5 уровней качества образовательных услуг целесообразно рассматривать граничные значения уровней эффективности вузов в соответствии с таблицей.
Таблица
Граничные значения уровней эффективности вузов
Уровень эффективности вуза Критерий оценки эффективности вуза
Высокий 80-100 % трудоустройства выпускников
Средний 40-79 % трудоустройства выпускников
Низкий Ниже 40 % трудоустройства выпускников
Предлагаемая шкала позволяет составлять рейтинги вузов в зависимости от качества образования и от их эффективности путем проведения соответствующих мониторингов или на основе информации Министерства труда и социальной защиты РФ. Кроме того, возможен сбор информации о трудоустроенных выпускниках на основе анализа социальных сетей, в особенности объединяющих своих пользователей по профессиональным интересам. При этом необходимо отдельно отметить, что оценка должна производиться не только по факту трудоустройства в течение первого года после выпуска. Необходимо также оценивать фактор трудоустройства в пределах полученной специальности.
Квалификационные характеристики могут быть определены в соответствии с образовательными стандартами в разрезе различных специальностей.
Библиографический список
1. Аванесов В. Неэффективность российских вузов: реальная и мнимая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=657524 (дата обращения: 12.06.2014).
2. Глебова Л.Н. Качество выпускников вузов надо оценивать по их карьере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/society/20130221/ 924022455.html#ixzz2UbMPG5Jh (дата обращения: 12.06.2014).
3. Эффективное образование» в «неэффективных вузах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.solovei. info/russia/18-customer/4960-eífektivnoe-obrazovanie-v-neeffektivnykh-vuzakh.html (дата обращения: 12.06.2014).