РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
В. ВЛАСОВ, профессор, проректор Л. ЗОЛЬНИКОВА, зав. отделом Б. МОЙЗЕС, доцент Томский политехнический университет
Инновационный подход к инженерному образованию в Томском политехническом университете (ТПУ) обусловил серьезные изменения в системе научной работы учащихся (НРУ), научно-исследовательской работы студентов (НИРС) и научно-технического инновационного творчества молодежи (НТИТМ) в рамках решения задач эффективной подготовки высококвалифицированных специалистов для сфер науки, образования, производства, наукоемкого бизнеса. Среди них:
• развитие инновационных научно-образовательных технологий для формирования у молодежи универсальных компетенций как необходимое условие конкурентоспособности выпускников университета в современном мире;
• формирование кадрового потенциала системы НРУ-НИРС-НТИТМ из числа научно-преподавательского состава (НПС) вуза, способного интегрировать образовательный процесс, научную и инновационную деятельность;
• отбор талантливой молодежи на ранней стадии обучения и осуществление непрерывности ее продвижения по научнообразовательной траектории «учащийся -студент - магистрант - аспирант - докторант»;
• модернизация содержания, видов, форм, методов НРУ-НИРС-НТИТМ.
Главным механизмом, лежащим в основе решения поставленных задач, является организационно-управленческая структура НРУ-НИРС-НТИТМ, в которой для обеспечения завершенного инно-
Концепция системы НРУ-НИРС-НТИТМ1
вационного цикла научных разработок молодежи отлажены межзвеньевые структурные связи между подразделениями университета, осуществляющими поддержку инновационных процессов, а именно: между инновационным технологическим центром, центром трансфера технологий, студенческим бизнес-инкубатором и молодежными научными объединениями, студенческими конструкторскими бюро.
Для формирования кадрового потенциала университета, способного интегрировать научно-образовательную и инновационную деятельность, создан и уже на протяжении нескольких лет успешно работает Институт инженерной педагогики, деятельность которого направлена как на повышение квалификации сотрудников, так и на стимулирование инновационной направленности педагогической деятельности и развитие профессиональных компетентностей профессорско-преподавательского состава ТПУ.
Решению задачи, направленной на обеспечение системы НРУ-НИРС-НТИТМ ТПУ творческими квалифицированными научными руководителями, способствует интеграция университета во внешнее научно-образовательное пространство. В настоящее время стратегическими партнерами университета в области научно-образовательной деятельности являются Ассоциация ведущих европейских университетов в области инженерного образования CESAER, Консорциум ведущих европейских и азиатских технических университе-
1 Работа выполнена в рамках целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)». РНП 2.2.2.4.4831.
154
Высшее образование в России • № 8, 2008
тов CLUSTER, учреждения РАН и РАМН, крупные российские промышленные предприятия, ведущие зарубежные фирмы.
Одним из результатов стратегического партнерства является программа переподготовки специалистов в области нефтегазового дела на базе единственного в России центра профессиональной переподготовки специалистов нефтегазового дела при ТПУ, созданного совместно с Heriot-Watt University (Великобритания. В рамках программы ведется научно-исследовательская работа как одно из важнейших направлений деятельности центра. Помимо сторонних специалистов, проходящих переподготовку, в центре обучаются и повышают научную квалификацию перспективные студенты и молодые исследователи ТПУ.
Стратегическое партнерство ТПУ с Томским научным центром СО РАН позволило интегрировать научно-технические и финансовые ресурсы, что дало возможность использовать кадровый потенциал и материально-техническую базу ведущих научныхшкол для эффективного развития системы НРУ-НИРС-НТИТМ ТПУ.
Построенная на основе динамичного научно-образовательного комплекса, представленного ведущими научно-педагогическими школами и соответствующими структурами университета, интегрированного с отечественными и зарубежными партнерами и рынком труда, система подготовки специалистов и развития научных исследований по выбранным направлениям позволяет обеспечить академическую мобильность субъектов инновационной научно-образовательной деятельности ТПУ. В связи с этим действующая на базе данной системы подготовки организационно-управленческая структура НРУ-НИРС-НТИТМ ТПУ, пронизывающая все уровни управления университета (вуз - факультет - кафедра), охватывает все направления деятельности молодежной науки.
Таким образом, в системе НРУ-НИРС-НТИТМ осуществляется поддержка талантливой научной молодежи на этапах научно-образовательной траектории «учащийся - студент - магистрант -аспирант - докторант» и обеспечивается непрерывность ее продвижения по ней при условии завершения каждого этапа обучения с получением соответствующего диплома и стремления молодежи к достижению максимально возможных результатов в НИР.
В системе регулярно проводится анализ существующих научно-образовательных технологий с целью выявления процессов, влияющих на развитие одаренности молодежи в сфере научно-технического инновационного творчества. Последующая расстановка процессов в необходимой последовательности обеспечила создание маршрутов формирования требуемых «конечных» профессиональных компетенций будущего специалиста для каждого этапа образовательной траектории.
Для организации выстроенного в маршрутах порядка действий на соответствующих этапах траектории и стадиях перехода разработан комплекс обязательных документированных процедур и созданы механизмы их реализации (табл. 1).
Это обеспечивает наиболее эффективное:
• использование материальной и учебно-методической базы вуза для НИР молодежи;
• привлечение к научному руководству высококвалифицированных кадров из числа НПС вуза;
• осуществление финансовой и информационной поддержки НИР молодежи;
• привлечение молодежи к совместной с научным руководителем научно-исследовательской деятельности;
• представление молодежью результатов НИР посредством участия в систематизированных научных мероприятиях, сведенных в единую матрицу.
Редакционная почта
155
Таблица 1
Порядок действий и механизмы их реализации на соответствующих этапах и стадиях перехода
Этап/стадия перехода Действия Механизм реализации
1. Учащийся 1.1. Мониторинг учащихся для выявления их профессиональной ориентации и заинтересованности в участии в НИР 1.1. Разработанные на базе ТПУ технологии совместной деятельности университета с образовательными школами и гимназиями по поиску, отбору и организации развивающего обучения учащихся
1.2. Привлечение заинтересованных учащихся к освоению элементов научных исследований исходя нз выбранной ими будущей профессии 1.2, Кадровый потенциал системы НРУ-НИРС-НТИТМ вуза, заинтересованный в научном руководстве творческими коллектн-в ами учащихся
1.3. Развитие творческих способностей детей в сфере научно-технического инновационного творчества 1.3. Специфические методы, формы научных исследований, интегрированные в довузовскую подготовку; использование материально-технической базы вуза для проведения НИР
Учащийся — студент Предоставление информации о поступивших учащихся, занимавшихся НИР. в подразделения вуза Постоянное взаимодействие руководителей подразделений с центром довузовской подготовки
2. Студент 2.1, Организация индивидуального сопровождения в НИР студентов, являвшихся ранее субъектами единого научно-образовательного и инновационного пространства вуза (рис. 1) 2.2. Мониторинг заинтересованности поступивших в вуз студентов, не являвшихся ранее субъектами единого научно-образовательного и инновационного пространства вуза (рис. 1) 2.1, Продолжение исследований по выбранному ранее научному направлению в рамках будущей специальности 2.2. Внедренные в ТПУ технологии вовлечения заинтересованных студентов в НИР
Студент — магистрант Представление в учебное управление рекомендаций и информации о студентах, успешно занимающихся НИР Постоянное взаимодействие структур учебного управления с административными структурами системы НРУ-НИРС-НТИТМ университета
3. Магистрант 3.1. Продолжение индивидуального сопровождения в НИР 3.2. Организация индивидуального сопровождения в НИР магистрантов, не являвшихся ранее субъектами единого научно-образовательного и инновационного пространства вуза 3.1, Продолжение НИР по выбранному ранее научному направлению в рамках тематики будущей диссертации на соискание степени кандидата наук 3.2. Кадровый потенциал системы НРУ-НИРС-НТИТМ вуза
Магистрант — аспирант Представление в отдел аспирантуры и докторантуры рекомендаций и информации о защитившихся магистрантах, добившихся значительных результатов в НИР Постоянное взаимодействие структур административных структур системы НРУ-НИРС-НТИТМ университета
4. Аспирант 4. Выполнение индивидуального плана обучения: подготовка на курсах, педагогическая деятельность. НИР, кандидатские экзамены, выполнение диссертационной работы 4. Организация работы согласно утвержденным графикам учебно-методической работы аспирантов
Аспирант — докторант Запрос информации у руководителей институтов/факультетов вуза о перспективных молодых ученых - кандидатах наук, способных в короткие сроки написать диссертацию на соискание степени доктора наук Постоянное взаимодействие отдела аспирантуры и докторантуры с подразделениями университета
5. Докторант 5. Выполнение индивидуального плана обучения 5. Организация работы согласно утвержденным графикам учебно-методической работы докторантов
156
Высшее образование в России • № 8, 2008
СУБЪЕКТЫ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИННШАдаОШШХШБЕАЗОВАТЕЛЬНОШ ПРОСТРАНСТВА
Субъекты единого образовательного и инновационного пространства вуза
Таким образом, в Томском политехническом университете разработана, внедрена и апробирована концепция комплексной системы организации НРУ-НИРС-НТИТМ, которая способствует формированию у будущего специалиста
не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле для создания новой конкурентоспособной продукции.
И. СЫРВАЧЕВА, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии С. ЗУЕВ, профессор Российская таможенная академия
Разработка технологий физкультурного образования и формирования физической культуры личности, ориентированных на перспективу и повышение качества образования, требует поиска нестандартных подходов в организации образовательно-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы [1]. Задачей наших исследований является изыскание путей применения технологии опережающего обучения в отдельно взятой учебной дисциплине «Физическая культура» при подготовке тамо-
«Физическая культура»: технология опережающего обучения
женных специалистов и, главное, объективная оценка её эффективности в формировании профессиональной психофизической готовности (ППФГ) выпускника специального вуза. Так, необходимо чтобы мотивацией обучения для студентов, наряду с другими, являлось сопоставление требуемых для успешной деятельности специалиста значений показателей ППФГ выпускника со значениями, показанными студентом в ходе промежуточного контроля. Основная цель преподавателей при этом состоит в