Т.В. Лопухова
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Рассматривается система менеджмента качества образования в техническом вузе, её структура, элементы и их содержание. Обоснованы принципы менеджмента качества в вузе.
Ключевые слова: качество образования, качество подготовки специалистов, менеджмент качества, элементы системы качества.
Введение. Профессиональное образование относится к социально -культурной услуге, потребителями которой являются: общество, конкретное производство или сфера социальной деятельности, а также сам обучающийся - получающий образование. В сфере профессионального образования деятельность по подготовке специалистов попадает под действие международных стандартов. В международной практике стандартизации подвергаются не только качество продукции, но и качество услуг (в том числе и образования) - это семейство международных стандартов 180 9000 на системы качества.
Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Внедрение систем качества в различных сферах производства, в том числе и производства услуг, приводит к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижению затрат на ее качество, гарантирует потребителю получение продукции стабильного высокого качества.
В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителей - текущие и перспективные. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги. Роль качества состоит в постоянной проверке требований и способности организации эти требования удовлетворить.
Требования к качеству подготовки специалистов с течением времени не остаются неизменными. Можно утверждать, что эти требования постоянно возрастают. Такой характер эволюции требований определяется не только прогрессивными процессами развития науки, техники и технологии, но и социально-экономическими факторами. Новые требования к качеству подготовки ориентированы на обеспечение готовности специалистов к самостоятельному решению профессиональных практических задач и способности к творческой деятельности на рабочем месте; на сформированную потребность к повышению уровня знаний, квалификации и владение навыками для непрерывного самообразования; на умение работать в коллективе и руководить им; на формирование умений рабо-
тать с современной вычислительной техникой, в сфере новых информационных технологий; на подготовленность специалистов к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях в сфере человеческих отношений на основе гуманного отношения к окружающим людям и ответственного отношения к окружающей среде.
Основные положения. Образовательная услуга, оказываемая образовательным учреждением, представляет собой результат учебновоспитательного процесса, в котором осуществляется разносторонняя деятельность его участников. Обеспечение качества образовательных услуг - планируемые и систематически выполняемые образовательным учреждением действия, создающие уверенность в том, что качество образования будет соответствовать определенным требованиям.
В рамках данной концепции раскрывается общий подход к проблеме формирования системы качества подготовки специалистов и составляющим ее целостность компонентам и механизмам. При создании системы качества, с одной стороны, должны быть регламентированы виды и типы соответствующих мероприятий, критерии, на основе которых будут сделаны выводы и заключения, последовательность подготовки, проведения и обработки и оформления результатов стандартизированных проверок и обследований, а с другой стороны, должны максимально стимулироваться прогрессивные инновационные процессы, направленные на повышение качества подготовки специалистов.
Цели формирования системы качества подготовки специалиста - защитить личность и общество от педагогического «брака», причины которого могут быть связаны: с недоработками на предыдущем уровне образования; с личностными качествами и свойствами студентов, являющимися препятствием для определенного уровня образования по данной специальности; с недостатками в формировании контингента студентов; с недостатками предварительной научной и методической проработки как вопросов содержания подготовки, так и ее процесса и контроля; с недостатками материальной и технико-технологической базой учебного заведения; с ошибками планирования учебного процесса и некорректной кадровой политикой; с недостаточной эффективностью управления и слабой обратной связью по результатам контроля качества подготовки специалиста энергетика как при переходе выпускников вуза к производственной деятельности, так и в рамках самого вуза.
Система качества подготовки специалистов в вузе. Система качества подготовки специалистов с высшим образованием должна содержать элементы системы качества, отвечающей требованиям стандарта ИСО 9000: 2000 [1]. Основные составляющие системы качества (СК) это система обеспечения качества (СОК), система управления качеством (система менеджмента качества) (СМК) и система контроля качества (СКК). Рассмотрим эти элементы и их содержание с точки зрения качества подготовки специалистов в вузе.
Система обеспечения качества подготовки специалистов включает в себя стандарты качества - ГОС ВПО, научно обоснованные критерии и показатели качества, научно-педагогический потенциал вуза, материальнотехническое и учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов, организацию и планирование процесса подготовки специалистов, в том числе организационные мероприятия по обеспечению качества, правовое обеспечение процесса подготовки специалистов.
Система управления качеством (система менеджмента качества) подготовки специалистов включает в себя административный менеджмент и систему контроля (мониторинг) качества подготовки. В основе административного менеджмента лежат принципы управления качеством. Важным условием успешного управления является обоснованное назначение руководителем вуза ответственного за качество подготовки специалистов, который организует делопроизводство в системе качества, осуществляет обоснованный выбор алгоритма и средств контроля качества. В задачи менеджмента качества входит управление процессом приема в вуз абитуриентов и техническое обслуживание управления качеством подготовки специалистов.
Мероприятия, связанные с контролем качества подготовки специалистов в вузе должны охватывать все направления образовательной деятельности, а также контроль качеств обеспечивающих эту деятельность ресурсов [2]. В рамках системы контроля качества, с одной стороны, должны быть регламентированы виды и типы соответствующих мероприятий, критерии, на основе которых будут сделаны выводы и заключения, последовательность подготовки, проведения и обработки и оформления результатов стандартизированных проверок и обследований, а с другой стороны, должны максимально стимулироваться прогрессивные инновационные процессы, направленные на повышение качества подготовки специалистов.
Система качества подготовки специалистов с высшим образованием должна содержать элементы системы качества, отвечающей требованиям стандартов 180 9001: 2000 и 180 9004:2000 [1; 5]. Рассмотрим эти элементы и их содержание с точки зрения качества подготовки специалистов.
В Европейском объединении профессиональных образовательных учреждений (ЕОПОУ) адаптированы стандартные элементы качества 180 9000 как элементы качества ЕОПОУ для профессионального обучения [6].
1. Ответственность руководителя. Ответственность за качество подготовки специалистов в вузе в первую очередь лежит на руководителе -ректоре вуза. Его личная заинтересованность в результате, активное участие во внедрении системы контроля качества подготовки являются гарантом ее эффективной работы.
2. Система обеспечения качества (СОК). В основе системы обеспечения качества лежат стандарты (ГОС ВПО), критерии и показатели, отражающие процесс формирования качества и его результат. СОК должна
3
включать в себя кадровый потенциал вуза, адекватное оснащение учебного процесса, способы планирования и организации процесса подготовки специалистов, планирование и реализацию мероприятий по обеспечению качества подготовки специалистов. СОК должна гарантировать наличие квалифицированного педагогического персонала, адекватное состояние учебных помещений и помещений для практического обучения, места для производственной практики, соответствие профессиональных образовательных программ требованиям рынка труда.
3. Анализ контракта (в системе ЕОПОУ - «проверка соглашений»). Контракт между конкретным вузом и потребителем в лице государства заключается в форме лицензии, выданной учебному заведению на осуществление образовательной услуги. Контракт между работодателем и вузом может быть заключен в виде договора на подготовку специалистов определенного профиля в определенном количестве и в определенное время. Контракт между вузом и студентом существует фактически на базе Закона об образовании РФ. Со стороны студента заключение такого контракта начинается с его заявления о приеме в вуз, а со стороны вуза - с приказа о зачислении в число студентов. Очень важно, чтобы студент своевременно располагал всей информацией об условиях и сроках обучения, требованиях, предъявляемых к нему со стороны учебного заведения, о предоставляемых ему возможностях в плане получения образования, профессии и личностного развития.
4. Управление проектированием качества подготовки специалистов в вузе заключается в полноценной реализации образовательных программ, квалифицированной разработке учебных планов и программ учебных дисциплин, производственных практик, требованиям к выпускным квалификационным работам. Реализация вариативной части учебного плана - регионального, национального компонентов и дисциплин по выбору студентов обеспечивает постоянное обновление содержания дисциплин, входящих в эти компоненты, разработку и преподавание новых дисциплин, учитывающих современное состояние производства.
5. Управление документами и данными. Четко организованное делопроизводство, своевременная подготовка необходимых документов, статистических и фактических данных о качестве подготовки специалистов и их своевременный анализ позволят контролировать все этапы процесса подготовки специалистов.
6. Закупки. Этот элемент системы качества в образовательном учреждении имеет такие аналоги, как работа приемной комиссии вуза (получение исходного продукта - образовательной подготовки абитуриентов), формирование контингента преподавателей, приобретение необходимого учебно-лабораторного оборудования, компьютерной техники, производственного оборудования, необходимого для процесса подготовки специалистов, приобретение мебели, осветительных приборов и т.п. При этом большое значение имеет качество приобретаемых компонентов.
4
Для преподавателей требования по качеству формулируются в памятках или Указаниях.
7. Управление продукцией, предоставляемой заказчиком (потребителем). Общество в лице государства является заказчиком специалистов и в то же время предоставляет продукцию - образовательную подготовку абитуриентов, будущих студентов вуза. Работа приемной комиссии вуза -первый этап управления этой «продукцией». Затем управление подготовкой будущих специалистов (студентов) осуществляется учебным управлением и деканатами до завершения обучения.
Следующий вид продукции - подготовка вузом преподавателей, участвующих в обеспечении качества подготовки специалистов. Подбор преподавателей с соответствующей целям обеспечения высокого качества специалистов подготовкой, управление их профессиональной деятельностью, повышением их квалификации - одна из основных функций руководства вуза.
8. Идентификация и прослеживаемость продукции. На основании ГОС ВПО и входящих в него государственных требований к минимуму знаний выпускников вуза возможна постоянная (в течение всего срока обучения) идентификация подготовки - выявление соответствия уровня образовательной подготовки абитуриентов требованиям системы ВПО, знаний студентов требованиям ГОС ВПО на уровне отдельной дисциплины. Должна вестись документация об образовательных программах, о целях и содержании учебных дисциплин и производственных практик, о порядке учебного процесса (учебный план, расписание), об уровне подготовленности абитуриентов (средний балл аттестата, вступительный балл), о студентах (успеваемость, творческие достижения, результаты прохождения производственных практик и т.п.), о преподавателях и ответственных за практику.
9. Управление процессами обучения и воспитания, обеспечивающими качество подготовки специалистов, осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» , отраслевыми и региональными нормативными документами о высшем профессиональном образовании. При этом наиболее эффективным будет управление с устойчивыми обратными связями и своевременными коррекционными воздействиями на личност-но ориентированные процессы обучения и воспитания. Важно определить то, какие существенные (влияющие на качество образовательного процесса) элементы нужно регулировать. В процессе управления необходимо иметь возможность оценить качество процесса подготовки.
10. Контроль и испытания («проверки» в системе ЕОПОУ). Этот элемент системы качества можно рассматривать как основное содержание системы контроля качества подготовки специалистов. Контроль качества подготовки специалистов в вузе должен быть многоплановым - текущим, систематическим, непрерывным, разноуровневым. Он должен обладать такими свойствами, как информативность, достоверность, полнота, своевре-
5
менность. Периодические испытания - плановые проверки качества подготовки специалистов в вузе - позволяют выявить соответствие уровня подготовки на определенном этапе образовательному стандарту.
11. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием («контроль проверочных средств» - ЕОПОУ). Этому элементу в системе качества подготовки специалистов в вузе соответствует управление технологиями контроля качества, включающими в себя организационно-педагогические и квалиметрические методики. Такое управление заключается в выборе объектов контроля и соответствующих технологий, адаптации методик к условиям конкретного вуза. Необходимо собрать картотеку проверочных (в том числе тестовых) средств, назвать работника, ответственного за контроль проверочных средств, ознакомить всех участников учебного процесса с задачами контроля, обеспечить руководство, регулирующее контроль проверочных средств.
12. Статус контроля и испытаний («проверочный статус» -ЕОПОУ). Принципиальное значение этого элемента для эффективной работы системы контроля качества заключается в том, что всем руководителям, исполнителям и процедурам контроля в вузе должен быть придан определенный статус. Статус обеспечивается созданием группы или службы контроля качества подготовки специалистов в вузе с определенными должностями сотрудников. Определяются полномочия этих сотрудников, обозначаются иерархические связи подразделения контроля качества с другими подразделениями вуза. Кроме этого, определенный статус должен быть придан процедурам контроля и их результатам - мероприятия контроля должны быть вписаны в систему организационно -педагогических мероприятий вуза и занимать определенное место в их иерархии. Результаты контроля также должны иметь официальный статус - являться основанием для принятия руководящих решений, осуществления управляющих воздействий.
13. Управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям («Мероприятия при обнаружении недостатков в образовательном процессе» - ЕОПОУ). Считая продукцией деятельности вуза подготовленность специалистов к будущей профессиональной деятельности в случае контроля качества подготовки речь идет об оценке уровня подготовки будущих специалистов. У отдельных студентов этот уровень может не соответствовать требованиям ГОС. В этом случае со студентами должна проводиться индивидуальная работа - могут быть назначены дополнительные занятия и консультации. В самом тяжелом случае приходится отчислять таких студентов, как неспособных в силу тех или иных обстоятельств обеспечить качество продукции - необходимый уровень знаний, умений и навыков или необходимые личностные качества.
14. Корректирующие и предупреждающие действия («Коррекционные мероприятия - ЕОПОУ). Этот очень важный элемент системы качества является результатом работы системы контроля качества. Данные кон-
6
троля, отражающие имеющиеся пробелы и недостатки в подготовке специалистов, дают основания для корректирующих действий. Такими воздействиями по отношению к качеству подготовки специалистов в вузе могут быть: приобретение недостающего учебно-лабораторного оборудования, необходимой литературы; подбор и прием на работу преподавателей (или увольнение преподавателей, несоответствующих требованиям обеспечения качества); более строгий отбор абитуриентов; отчисление неуспевающих студентов и т.д. Предупреждающими действиями являются плановое приобретение оборудования, плановый прием на работу преподавателей и сотрудников, прием абитуриентов в вуз в соответствии с требованиями ГОС ВПО, разработка регионального компонента учебного плана. Перечень оборудования, состав преподавателей и их квалификация, уровень подготовки абитуриентов определяются исходя из требований ГОС. Коррекционные мероприятия заключаются в определении и устранении причин недостатков.
15. Обращение с продукцией, ее хранение, упаковка, консервация и поставка. Этот, казалось бы, очень далекий от практики работы вуза элемент системы качества, тем не менее, имеет свои аналоги в системе качества подготовки специалистов с высшим образованием. В этом случае продукцией является подготовленность специалистов, ее профессиональный, общеобразовательный и личностный компоненты. При таком подходе грамотно организованный систематический контроль уровня знаний, умений и навыков, уровня воспитанности студентов, обеспечение преемственности обучения, межпредметных связей будут способствовать их сохранению, систематизации и совершенствованию. Участие вуза в трудоустройстве своих выпускников, индивидуальный подход к их трудоустройству с учетом личностных особенностей является своеобразной поставкой продукции - подготовки специалиста потребителю-работодателю.
16. Управление отчетами о качестве. (в системе ЕОПОУ - «Учет качества»). Функционирование системы качества отражается в отчетах о качестве продукции. Важную роль в формировании таких отчетов играет система контроля качества, так как только по результатам контроля можно судить о качестве. В вузе управление отчетами о качестве подготовки специалистов заключается в определении необходимой структуры отчета, требований к элементам этой структуры, сроков предоставления отчетов, организации их анализа и выработке решений и рекомендаций в соответствии с результатами контроля качества, отраженными в отчете. Отчет должен содержать раздел «Мероприятия по устранению недостатков подготовки специалистов в вузе».
17. Аудиты качества. («Внутренняя проверка качества» - ЕОПОУ). В системе контроля качества подготовки специалистов в вузе аудиты играют важную роль. Такими аудитами являются результаты учебной и внеучебной деятельности студентов - результаты контрольных работ, зачетов и экзаме-
7
нов, курсовые и дипломные работы и проекты, отчеты по производственной практике, конкурсные научно-исследовательские работы и результаты технического творчества студентов. Немаловажны и данные, отражающие общественную деятельность студентов, их участие в культурной жизни вуза, в акциях социального плана. К аудитам можно отнести сведения о руководстве и преподавательском составе вуза, данные о состоянии лабораторной и научно-производственной базы учебного заведения.
18. Подготовка кадров. («Обучение собственных сотрудников» -ЕОПОУ). В вузе должна существовать четко налаженная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава и административного персонала. Большое значение для успешного функционирования системы контроля качества подготовки специалистов играет целенаправленная подготовка специалистов, обеспечивающих работу этой системы. Обучение преподавателей или сотрудников вуза основам системы качества и ее подсистемы - системы контроля качества возможно в форме самообразования, на специальных курсах повышения квалификации, в форме стажировок в соответствующих организациях, в аспирантуре по соответствующей тематике.
19. Техническое обслуживание. Для вуза студент (выпускник) является потребителем образовательной услуги - клиентом. Существенным элементом системы качества является возможность вуза содействовать трудоустройству и дальнейшему профессиональному росту выпускника, что является свидетельством устойчивых надежных связей с другим потребителем образовательных услуг - производством, конкретным предприятием. В этом плане целевая подготовка, профессиональный отбор выпускников с учетом требований предприятия являются обслуживанием клиента.
20. Статистические методы. Адекватные целям системы качества подготовки специалистов статистические методы позволят выявить тенденции и закономерности процесса подготовки, обобщить результаты контроля качества подготовки выпускников вуза и сделать обоснованные выводы по этим результатам. Это создаст предпосылки для эффективного функционирования системы качества в целом и адекватной оценки работы системы контроля качества специалистов.
Принципы менеджмента качества. Принципы менеджмента качества [3; 4] следует отнести к основным положениям управления качеством подготовки специалистов. Рассмотрим содержание этих принципов с точки зрения качества подготовки специалистов с высшим образованием.
1. Ориентация организации на заказчика (понимать текущие и будущие проблемы заказчика). Этот принцип может быть обеспечен глубоким анализом состояния современного производства и опережающим характером подготовки специалистов.
2. Ведущая роль руководства (руководители устанавливают единство целей, направлений и микроклимат в организации, вовлекают лю-
8
дей в достижение целей). Реализация этого принципа возможна при активном участии руководителей вузов в организации системы управления качеством.
3. Вовлечение людей (люди - сущность организации). Качество подготовки специалистов в первую очередь определяется квалификацией профессорско-преподавательского состава, заинтересованностью педагогов в достижении общих целей. Уровень квалификации педагогов обеспечивается систематическим повышением квалификации и регулярной аттестацией.
4. Процессный подход (управление ресурсами и деятельностью как процессом). Управление процессом подготовки специалистов включает в себя управление учебным процессом (процессами преподавания и обучения), воспитательным процессом (формированием необходимых профессиональных качеств и качеств, обеспечивающих развитие социально адаптированной личности).
5. Системный подход к управлению (выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышает результативность и эффективность организации). Учебный и воспитательный процессы в вузе имеют в конечном итоге единую цель - высокое качество подготовки специалистов, они происходят одновременно и тесно взаимосвязаны между собой. Управление этими процессами должно учитывать эти взаимосвязи и единство цели.
6. Постоянное улучшение (эффективное удовлетворение будущих потребностей заказчика). Поскольку заказчиками - потребителями образовательных услуг системы высшего профессионального образования являются одновременно современное общество, конкретное производство и сам специалист, то необходимо четко прогнозировать тенденции развития их потребностей. Так общество будет все более заинтересовано в активных, грамотных, высококвалифицированных специалистах, самостоятельно выбирающих сферу приложения своих способностей, знаний и умений. Конкретное производство заинтересовано в специалистах способных к саморазвитию и самообразованию, обладающих знанием самых передовых технологий, сами специалисты заинтересованы в прочных базовых знаниях и умениях, обеспечивающих эффективное самообразование, а также в вооруженности знаниями современных и перспективных оборудования и технологий.
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах (эффективные решения основываются на анализе данных и достоверной информации). Вузы должны иметь тесные деловые контакты с работодателями, иметь верное представление о состоянии современного производства. В этих целях возможно проведение пилотных исследований (экспертные исследования и анкетные опросы представителей производства), анали-
тических обзоров (могут быть составлены в результате стажировок преподавателей на производстве).
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (организация и ее поставщики взаимозависимы). Поставщиком в данном случае можно считать среднюю общеобразовательную и среднюю профессиональную школы, выпускники которых поступают в вузы. Целенаправленная профориентационная работа в школах, техникумах, колледжах, участие в таких мероприятиях, как конкурсы и олимпиады, позволит представителям вузов привлечь к поступлению в свое учебное заведение хорошо успевающих школьников и выпускников системы среднего профессионального образования, ориентированных на получение высшего образования.
Источники
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. 25 с.
2. Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г., Пантелеев Е.Р., Тихонов А.И. Стратегия и тактика управления качеством образования : Методическое пособие. Иваново : Ивановский гос. энерг. ун-т, 2003.
3. Вест Д., Чинфрани Ч.А., Цикалс Д.Д. Принципы менеджмента качества - основа семейства стандартов ИСО 9000:2000 // Стандарты и качество, 2000. № 7. С. 74-77.
4. Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество, 2001. № 5-6. С. 49-60.
5. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001.
6. Критерии качества для профессионального обучения Европейского объединения профессиональных образовательных учреждений (ЕОПОУ). 2-е доп. изд. Лейпциг, 1997. 58 с.
Зарегистрирована 26.03.2010 г.