МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 338.47:658.114.2-057.17
Е. С. Пал кина
Концепция системно-интегрированного управления реализацией стратегии роста транспортной компании
В статье даны результаты разработки современной концепции системноинтегрированного управления реализацией стратегии роста транспортной организации, которая направлена на повышение степени достижения стратегических целей, обеспечение экономического роста и увеличение стоимости компании.
This article presents the results of developing the modern system-integrated management concept of the growth strategy implementation for a transport organization, which aims at increasing the degree of the strategic objectives achievement, supporting the economic growth and extending the company value.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, реализация стратегии роста, системно-интегрированная концепция, стоимость компании, экономический рост.
Key words: investment potential; growth strategy implementation; system-integrated concept; company value; economic growth.
На состоявшемся в июне 2013 г. Петербургском международном экономическим форуме развитие транспорта было признано приоритетным направлением решения актуальной в настоящее время проблемы глобального экономического роста. В России этому вопросу уделяется большое внимание и на государственном уровне. Утвержденная Транспортная стратегия РФ предусматривает создание современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения пассажиро- и грузопотоков и высокую транспортную доступность всех регионов страны, снижение транспортных издержек в экономике, повышение конкурентоспособности, безопасности и устойчивости транспортной системы России и реализацию ее транзитного потенциала, сопровождение экспорта транспортных услуг передовыми информационными технологиями, улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе [7, с. 5]. На реализацию перечислен-
© Палкина Е. С., 2013
ных задач из бюджетов всех уровней ежегодно направляются значительные финансовые ресурсы. Только в 2008-2011 гг. на развитие транспортной системы России из государственного бюджета было выделено около 1,6 трлн р. [8, с. 68]. Общий объем инвестиций на транспорте в 2011 г. составил 2,0 трлн р. [8, с. 23]. Особая роль в реализации Транспортной стратегии РФ отводится транспортным организациям, от которых априорно требуется высокая инвестиционная активность, которая сопряжена с реализацией стратегии роста. Вместе с тем, что характерно для многих отраслей российской экономики, процент успешно реализованных инвестиционных проектов и достижения поставленных стратегических целей на макро-, мезо- и микроуровнях управления крайне низкий [9].
Результаты проведенного автором сравнительного анализа генезиса теории и методологии стратегического управления позволяют констатировать следующее. Во-первых, доминирующая несколько последних десятилетий в теории стратегического менеджмента парадигма традиционного ресурсного подхода сегодня постепенно отходит на второй план, уступая место процессному подходу. В этих условиях главным конкурентным преимуществом транспортных компаний становятся интеллектуальные ресурсы, которые создают новые технологии перевозочного процесса, позволяющие увеличить скорость доставки груза до потребителя. Во-вторых, высокая неопределенность и динамичность внешней среды диктуют необходимость исследования экономико-управленческих процессов и закономерностей на основе потенциальных величин. В-третьих, в современных рыночных условиях результаты управленческой и хозяйственной деятельности компании получают оценку на рынке не только в процессе товарно-денежного обмена, но и привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития компании. В этом плане для потенциальных инвесторов ключевым показателем является стоимость компании. В-четвертых, если раньше приоритетным направлением менеджмента было управление финансами корпораций, то в последние годы (особенно после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг.) акцент смещается в сторону экономики компаний, одновременно возрастает роль стратегического менеджмента в системе управления компанией. В-пятых, поскольку невозможно, используя какую-либо одну концепцию, выстроить эффективную систему стратегического управления как с позиций теории, так и методологии, современное стратегическое управление на практике представляет собой синтез разных школ и концепций [1; 2; 4; 6]. Вместе с тем научное обоснование данного подхода отсутствует. Вышеизложенное обусловило необходимость создания качественно нового концептуально-
70
методологического подхода к стратегическому управлению транспортной компанией, который призван решить обозначенные проблемы.
Опираясь на современные общепризнанные в мире научные разработки, предлагается концепция системно-интегрированного управления реализацией стратегии роста компании. Интеграция означает формирование фундаментальной основы содержания новой концепции с использованием методологических положений двух базовых концепций, занимающих доминирующее положение в современной теории стратегического менеджмента и позволяющих наиболее полно, по мнению автора, описать современные подходы, которые могут использоваться для повышения результативности и эффективности реализации стратегии роста транспортной компании, это 1) концепция стоимостно-ориентированного управления, определяющая цель реализации стратегии роста - увеличение стоимости компании, и 2) концепция сбалансированной системы показателей, основанная на оценке показателей деятельности, существенных с точки зрения реализации стратегии по четырем перспективам: «клиенты», «бизнес-процессы», «обучение и развитие», «финансы». Под системностью в данном контексте понимается организованность множества взаимосвязанных инструментов стратегического менеджмента, образующих определенную целостность и подчиненных общей основой стратегической цели функционирования компании.
Особенности транспорта, представленные на рисунке, обусловливают специфику реализации стратегии роста транспортной компании.
Методологическую основу концепции системноинтегрированного подхода составляет трехсторонняя диалектическая взаимосвязь понятий «инвестиционный потенциал - экономический рост - стоимость компании»: формирование
инвестиционного потенциала способствует созданию стоимости, что приводит к реализации инвестиционного потенциала, а значит, и реализации стоимости. Это приводит к экономическому росту компании, который в свою очередь создает предпосылки для формирования инвестиционного потенциала и является залогом устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе. Эта взаимосвязь проявляется циклично. В связи с этим главная задача управления реализацией стратегии роста состоит в следующем: при формировании и использовании инвестиционного потенциала обеспечить экономический рост компании с положительной экономической добавленной стоимостью.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РОСТА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
И
1 ОБЩИЕ
: •высокая нереа финансировани вложений, недо : • существенный • высокий морал фондов, что о деятельности роста лизованная потребность в долгосрочных источниках 1я (высокие операционные риски инвестиционных >статок долгосрочных финансовых ресурсов); уровень риска потери финансовой прочности; ьный и физический износ основных производственных граничивает возможности роста потока от основной /| чистой прибыли - источника самофинансирования
ОС
я
НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РОСТА
» медленный оборот инвестированного капитала;
» как следствие более низкая доходность инвестиций, что сдерживает рост чистой прибыли - основного внутреннего источника создания экономической добавленной стоимости, низкая рентабельность инвестированного капитала;
» относительно высокая роль а мортизации в формировании собственных финансовых источников
ОС
НА СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РОСТА
• масштабные инвестиции вследствие высокой капиталоемкости транспортной отрасли (транспортные средства представляют собой дорогостоящее оборудование);
• длительные сроки окупаемости инвестиций;
• неравномерность денежного потока в течение финансового года в связи с сезонностью перевозок;
• отсутствие репрезентативной практики выхода на IPO и как следствие использование преимущественно заемного инвестированного капитала;
• медленные темпы обновления транспортной инфраструктуры, что сдерживает возможности транспортных компаний по увеличению скорости доставки грузов, ускорения оборачиваемости подвижного состава и снижения себестоимости транспортных услуг
Рис. Отраслевые особенности, определяющие специфику управления реализацией стратегии роста транспортной компании
Следует отметить, что, по нашему мнению, понятие «экономический рост» более обобщенное, чем дефиниция «стоимость компании». Так, экономический рост не всегда приводит к росту стоимости компании, особенно если рассматривать краткосрочный
период. Ограничивающим фактором роста стоимости бизнеса является степень эффективности использования инвестированного капитала. Идеальной является такая ситуация, при которой компания обеспечила доход на вложенный капитал или рентабельность инвестированного капитала (ROIC), превышающую ожидания инвесторов (акционеров, кредиторов), формализованные в показателе «средневзвешенная стоимость капитала (WACC)». В этом случае компания не только достигла экономического роста, но и обеспечила прирост стоимости бизнеса. В случае же, если ROIC < WACC по итогам деятельности компании в отчетном периоде, то показатель экономической добавленной стоимости компании (EVA), представляющий собой индикатор изменения стоимости бизнеса, - отрицательный или равен нулю. Вместе с тем цель экономического роста может быть достигнута при условии, что, например, акционеры -собственники капитала - приняли решение о снижении уровня дивидендных выплат и направлении нераспределенной прибыли на развитие компании, т. е. на формирование и реализацию ее инвестиционного потенциала для обеспечения экономического роста.
Увеличение стоимости компании, по нашему мнению, - это квинтэссенция и аспект экономического роста, который приобретает качество цели, в отличие от других аспектов экономического роста, которые являются средством достижения цели. Стоимость компании служит критерием эффективности (качества) экономического роста.
Таким образом, принципиально связь между экономическим ростом и стоимостью компании (EV) выражается функцией от трех ключевых индикаторов стоимости:
где ROIC - рентабельность инвестированного капитала, которая характеризует эффективность использования ресурсов (область принятия операционных решений);
WACC - средневзвешенная стоимость капитала - показатель стоимости ресурсов (область принятия финансовых решений);
IC - величина инвестированного капитала - индикатор роста (область принятия инвестиционных решений).
Таким образом, увеличение стоимости базируется на управлении активами (или инвестированным капиталом), на операционной эффективности, которые определяют ROIC, и финансовой политике, которая определяет структуру и стоимость капитала, т. е. WACC. В свою очередь, сопоставление ROIC и WACC позволяет оценить динамику стоимости компании.
EV = f (ROIC, WACC, IC), EVA = (ROIC-WACC)xIC,
(1)
(2)
В виду того, что достичь увеличения рентабельности инвестированного капитала (ROIC) можно посредством повышения эффективности операционной деятельности (воздействуя на производительность активов и рентабельность продаж), а снижения средневзвешенной стоимости капитала - путем управления структурой капитала (воздействуя на финансовый рычаг и коэффициент реинвестирования чистой прибыли), то связь между экономическим ростом и стоимостью компании в итоге трансформируется в функцию от четырех основных индикаторов экономического роста:
а) рентабельность продаж (ROS), определяемую как отношение чистой прибыли к объему продаж; ROS = ЧП/В;
б) производительность активов (Па), рассчитываемую как отношение объема продаж к активам: Па = В/А;
в) коэффициент реинвестирования (кр), характеризующий долю чистой прибыли компании, направляемой на развитие;
г) финансовый рычаг (ЗК/СК, FL) - соотношение заемного (ЗК) и собственного капитала (СК):
EV = f (ROS, Па, FL, кр ). (3)
Рентабельность продаж определяется величиной грузооборота, уровнем фрахтовых ставок, объемом расходов транспортной компании по основной деятельности, а производительность активов зависит от производительности вагона, грузоподъемности, времени эксплуатации вагонов. Управление данными показателями на разных уровнях менеджмента компании позволит повысить стоимость транспортной компании.
Стратегия роста позволяет создать, развить и реализовать потенциальные возможности компании (рыночный, производственный, инвестиционный и другие потенциалы), используя имеющиеся ресурсы. Известный российский ученый-экономист Г.Б. Клейнер еще на рубеже XX-XXI столетий отмечал необходимость для стратегического менеджмента рассмотрение компании и окружающей ее среды с точки зрения потенциала компании - совокупности тех свойств и качеств предприятия, которые, с одной стороны, определяют перспективные возможности и границы его функционирования при тех или иных внешних условиях, с другой - являются относительно устойчивыми, т. е. не могут быть изменены за короткий срок [3]. В этом плане концепция системно-интегрированного управления включает в себя положения об использовании потенциальных величин, задействовании функциональных возможностей компании для обеспечения заданных темпов экономического роста, что особенно
74
важно в условиях динамичности ее интенционального стратегического состояния и высокой неопределенности внешней среды. Оценка потенциальных величин (в частности, потенциальной стоимости компании) - важный отличительный признак стратегического управления от стратегического планирования. В этой связи в дополнение к сказанному выше компания как объект исследования рассматривается через призму ее комплексного потенциала, степени его использования.
По нашему мнению, инвестиционный потенциал является интегрирующим компонентом основных функциональных возможностей компании (рыночных, производственных, кадровых, финансовых, инновационных) при реализации стратегии роста, поскольку инвестиционный потенциал наряду с инвестиционным риском является составляющей характеристикой инвестиционной привлекательности компании, которая традиционно означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [5].
В отличие от научных работ предыдущих исследователей (в период развития концепции стоимостного менеджмента, основанного на денежных потоках), ключевыми идеями подходов которых были оценка инвестиционной привлекательности проектов, финансовых потоков, стоимости компании, в представленной научной системе особое место отводится операционной деятельности, ее эффективности и результативности в процессе реализации стратегии роста. По нашему мнению, фундамент основной деятельности компании составляет экономика, поскольку именно экономические показатели определяют в большей степени финансовое благополучие компании, ее инвестиционный потенциал и возможности роста. Кроме того, операционная, инвестиционная и финансовая деятельности тесно связаны друг с другом, а операционная деятельность определяет как инвестиционные критерии, так и финансовые параметры. Поэтому главный акцент сделан автором на экономические показатели работы транспортной компании, исследование их взаимосвязей с финансовыми и нефинансовыми (рыночными, производственными и другими) показателями деятельности посредством использования инструментария сбалансированной системы показателей.
Теоретический базис предложенной концепции составляют принципы управления реализацией стратегии роста (таблица).
Таблица
Принципы реализации стратегии роста транспортной компании
Принцип Содержание
Комплексность Управление реализацией стратегии роста предполагает комплексное взаимосвязанное использование инструментария стратегического менеджмента
Непрерывность Выполнение необходимых процедур на всех этапах управления реализацией стратегии роста
Системная интеграция Интеграция подсистем управления на основе бизнес-процессов; закрепление ответственности за реализацию стратегии роста по уровням и элементам внутрифирменного управления
Измеримость В компании должна существовать система оценки эффективности и результативности управления реализацией стратегии её роста, включающая количественные и качественные показатели
Декомпозиция целей Трансляция стратегических целей и задач: а) на оперативный и тактический уровни управления, б) на бизнес-процессы компании
Динамичность Факторы реализации стратегии роста требуют постоянного мониторинга и корректировок при изменении условий внутренней и внешней среды
Сбалансированность Соблюдение оптимальных пропорций по всем аспектам реализации стратегии роста (включая подцели, факторы, ее определяющие) с целью уравновешивания интересов всех стейкхолдеров
Проактивность Опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей, являющихся основой конкурентных преимуществ компании
Конгруэнтность Внутренняя гармонизация компании, слаженное функционирование всех ее составляющих компонентов, подсистем и стремление к единой цели
Восприятие Осознание стратегических целей деятельности организации и способов их достижения всеми сотрудниками компании
Рассмотренные принципы позволяют синтезировать методы, модели и инструменты стратегического управления компанией для реализации стратегии роста в системе управления транспортной компании.
Предложенная концепция системно-интегрированного управления реализацией стратегии роста транспортной организации позволяет решить проблему дивергенции экономического роста и увеличения стоимости компании посредством обеспечения баланса
ключевых драйверов роста. Ее применение способствует формированию конкурентных преимуществ и эффективной реализации стратегии роста транспортной компании в соответствии с вектором стратегического развития транспорта России.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 519 с.
2. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 368 с.
3. Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Рос. журн. менеджмента. - 2003. - № 1. - С. 31-56.
4. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008. - 576 с.
5. Палкина Е.С., Скобелева И.П. Управление инвестиционным потенциалом компании: основы, концепции, методы. - Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 167 с.
6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 454 с.
7. Транспорт и связь в России. 2012: стат. сб. (Росстат). - Т. 65. - М., 2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru
8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45.
9. Шамгунов Р.Н. Стратегия и стратегическое управление в российских предприятиях // Справ. экономиста. - 2010. - № 4. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_4092/