Научная статья на тему 'Концепция развития воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии'

Концепция развития воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK IN THE MEDICAL SCHOOL / DEONTOLOGICAL KNOWLEDGE / EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремушкина Янетта Маратовна

Воспитание сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения социального партнерства, развития согласованного взаимодействия студента, педагога-воспитателя, коллектива университета в целом. Такое взаимодействие позволяет эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, экономического и социального прогресса общества. На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России проводится обучение и воспитание студентов лечебного, стоматологического и экономического факультетов. Кроме того, ведется подготовка специалистов среднего звена. Послевузовское образование представлено интернами, ординаторами, аспирантами. При реализации государственных программ обучения в университете ведущее значение придается обновлению их содержания, форм и структуры воспитательной деятельности на основе отечественных гуманистических традиций и современного опыта с обеспечением взаимосвязи учебного и воспитательного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремушкина Янетта Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of educational work in the department of infectious diseases and epidemiology

Education a complex, multi-faceted and multi-layered process in which a positive result is achieved through the expansion of social partnership, development of coordinated interaction student-teacher educator University team as a whole. This interaction allows you to effectively meet the challenges of providing selfidentity, creating conditions for its self-realization of economic and social progress of society. At the department of infectious diseases and epidemiology of the A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation held training and education of students of medical and dental faculties, students of economic faculty. In addition, a mid-level training. Postgraduate education is represented by interns, residents, graduate students. For the implementation of state programs for training at the University of prime importance given to updating the content, forms and structures brought up activities based on the domestic humanistic tradition and modern experience, the interconnection of educational and educational processes.

Текст научной работы на тему «Концепция развития воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Концепция развития воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии

Еремушкина Я.М. ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический

университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Воспитание - сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения социального партнерства, развития согласованного взаимодействия студента, педагога-воспитателя, коллектива университета в целом. Такое взаимодействие позволяет эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, экономического и социального прогресса общества.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России проводится обучение и воспитание студентов лечебного, стоматологического и экономического факультетов. Кроме того, ведется подготовка специалистов среднего звена. Послевузовское образование представлено интернами, ординаторами, аспирантами. При реализации государственных программ обучения в университете ведущее значение придается обновлению их содержания, форм и структуры воспитательной деятельности на основе отечественных гуманистических традиций и современного опыта с обеспечением взаимосвязи учебного и воспитательного процессов.

Ключевые слова:

учебно-воспитательная работа в медицинском вузе, деонтологические знания, воспитание молодого поколения, здоровый образ жизни

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 26-31.

Статья поступила в редакцию: 31.01.2017. Принята в печать: 06.04.2017.

Concept of educational work in the department of infectious diseases and epidemiology

Eremushkina Ya. M. A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

Education - a complex, multi-faceted and multi-layered process in which a positive result is achieved through the expansion of social partnership, development of coordinated interaction student-teacher educator University team as a whole. This interaction allows you to effectively meet the challenges of providing self-identity, creating conditions for its self-realization of economic and social progress of society.

At the department of infectious diseases and epidemiology of the A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation held training and education of students of medical and dental faculties, students of economic faculty. In addition, a mid-level training. Postgraduate education is represented by interns, residents, graduate students. For the implementation of state programs for training at the University of prime importance given to updating the content, forms and structures brought up activities based on the domestic humanistic tradition and modern experience, the interconnection of educational and educational processes.

Keywords:

teaching and educational work in the medical school, deontological knowledge, education of the younger generation, a healthy lifestyle

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2017; (3): 26-31.

Received: 31.01.2017. Accepted: 06.04.2017.

Высшая школа России всегда выступала не только как институт подготовки специалистов высшей квалификации, что признано во всем мире, но и как институт воспитания, формирования личностных и гражданских качеств российской интеллигенции. В связи с этим важными задачами профессиональной подготовки в медицинском вузе являются формирование комплексного научного мировоззрения, высокой психолого-педагогической культуры и выработка активной жизненной позиции будущего врача. Программа развития воспитания в системе образования ориентирует на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности. Достижение высокого уровня эффективности воспитания в вузах Минздрава России является существенной предпосылкой для дальнейшего профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников медицинских вузов как компетентных специалистов, обладающих сформированными профессионально важными личностными качествами. Понятие воспитательной системы в настоящее время - ключевое в педагогике. Воспитательная система является одновременно социально-педагогической и психолого-педагогической, поскольку оказывает влияние на студентов как через процесс обучения, так и через включенность педагогического процесса в окружающую среду, через отношения между студентами и преподавателями, с влиянием психологического климата, созданного на факультете, кафедре (рис. 1).

Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания является основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности. Сущность нравственной культуры определяется органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственному поведению и активности их проявления в реальных условиях. Для успешной реализации целей нравственного развития личности необходимы два важнейших условия: постоянное образование студента и своевременное включение его в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления общественной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств. В раскрытии сущности нового определения категория «профессиональное воспитание в медицинском вузе» рассматривается как планомерная, систематическая учебная и общественная деятельность, нацеленная на приобретение студентами необходимых профессиональных качеств в сочетании с высокими морально-этическими стандартами личности, присущими будущему врачу, который призван разрешать возникающие перед ним клинические и нравственные проблемы.

Перестройка учебно-воспитательного процесса в медицинском университете с учетом требований нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования требует уделять больше внимания воспитательной работе. Ниже приводится концепция воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии, при разработке которой были учтены современные публикации [1-10].

Концепция воспитательной работы

Стратегические цели и задачи воспитательной работы

Цель - воспитание гармоничной личности, сочетающей в себе владение профессиональными компетенциями с высоким уровнем нравственного сознания, подготовка востребованного специалиста - стратега собственной жизни в социуме.

Стратегические задачи

1. Формирование у студентов сознательного отношения к своему здоровью как естественной основе интеллектуального, нравственного, физического, трудового воспитания.

2. Создание условий для развития личности как субъекта культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации.

3. Оказание помощи молодежи в развитии их склонностей и способностей.

4. Социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав молодых людей.

5. Приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в университете атмосферы духовности.

среда

Рис. 1. Схема воспитательной системы

Принципы воспитательной работы

1. Принцип гуманизма: признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого студента.

2. Принцип демократизации отношений: сохранение права студента на свободный выбор, собственную точку зрения.

3. Принцип природосообразности: глубокое знание особенностей личностного развития студента, его природного потенциала и способностей.

4. Принцип деятельности: создание условий для выбора студентом видов деятельности, отвечающих его способностям и потребностям.

Основные задачи

■ Сотрудники кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии должны уделять внимание обновлению содержания, форм и структуры воспитания на основе отечественных гуманистических традиций и современного опыта, обеспечению взаимодополняемости учебного и воспитательного процессов, баланса семейного, общественного и государственного воспитания. Необходимость применения современных механизмов воспитания и его приоритетов позволяет эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создавать условия для ее самореализации, экономического и социального прогресса общества.

■ Воспитательная деятельность на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии в университете должна быть неотъемлемой частью главного предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовке конкурентоспособных специалистов для здравоохранения.

■ Педагогический коллектив кафедры должен способствовать формированию у молодого поколения активной жизненной позиции, нравственно-этических основ профессиональной деятельности, что является важнейшим приоритетом в сфере образования, культуры и искусства.

■ Повышение эффективности воспитания молодого поколения, осознание воспитания как универсального процесса, неотделимого от образовательных задач

Рис. 2. Основные направления учебно-воспитательной работы

современной высшей медицинской школы, культурно-образовательной среды, формирование высокообразованного врача - элиты интеллигенции.

■ Признание личности молодого человека высшей социальной ценностью, уникальности и своеобразия каждого студента.

■ Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии должна участвовать в воспитании у молодежи интереса не только к повышению своего профессионального уровня, но и интереса к культуре и искусству, формированию нравственных основ и художественного вкуса, гражданственности, патриотизма, установки на саморазвитие.

Важной чертой воспитательной деятельности является учет самооценки молодого человека к месту в жизни, которое он занимает в настоящее время и какое хочет занимать в будущем.

Сотрудники кафедры, общаясь с разными возрастными категориями пациентов, а также пациентами из разных социальных слоев, живущих в детских домах, домах для ветеранов-инвалидов Великой Отечественной войны, имеют возможность показать студентам пути реализации таких качеств, как милосердие и сострадание. Это позволяет представить ценности познания, роли истории и культуры в становлении и самосовершенствовании личности медицинского работника.

Основные направления учебно-воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии (рис. 2)

■ Профессиональное образование.

■ Гражданское воспитание.

■ Нравственно-этическое воспитание

■ Культурно-эстетическое воспитание.

■ Патриотическое воспитание

■ Физическое развитие и формирование здорового образа жизни.

Основным направлением воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии является повышение качества и культуры медицинской помощи населению, развитие ее специализированных видов, проведение массовых профилактических мероприятий и эпидемиологических обследований заболеваемости, что во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии. Эти принципы следует рассматривать как основу формирования и воспитания медицинского работника в духе высоких гуманистических, морально-этических и эстетических требований, постоянного совершенствования профессионального уровня, патриотизма - преданности Родине, своему делу и долгу.

Формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и моральную чистоту, а также физическое совершенствование - неотъемлемая часть воспитательно-педагогической работы на кафедре. Деонтологическое воспитание и профессиональное обучение органически связаны между собой. Воспитание врача, равно как и совершенствование его профессиональных качеств, не заканчивается с получением диплома, это процесс постоянный, сопровождающий

врача на протяжении всей его практической деятельности. Педагоги кафедры внедряют деонтологические принципы в учебный процесс, предполагая гибкий, индивидуальный процесс воспитания и самовоспитания. Студенты воспитываются на конкретных делах, осуществляемых сотрудниками кафедры, на традициях кафедры, чтобы помочь молодому человеку выявить, осознать и направить в нужное русло лучшие качества души, творческие силы и стремления.

Задачи воспитательной работы - создание предпосылок для развития у студентов следующих навыков и умений и усвоения ими принципов:

■ формирования и развития мотивационно-потреб-ностной сферы у медицинских работников, сопереживания и милосердия, что должно стать внутренним духовным содержанием;

■ коммуникативной компетентности и психологически обоснованного общения в процессе диагностики, лечения и наблюдения за больными, направленного против формализма и механистического заучивания, на творческое осмысление всех дисциплин;

■ применения психологических знаний в дальнейшей работе с пациентами: оценка эмоционального и психологического состояния больных, выбор тактики взаимодействия с ними, учитывая сложность взаимодействия с людьми различного возраста, беременными, а также инвалидами и лицами с умственной отсталостью. Студенты, интерны, ординаторы и аспиранты должны учиться на примере преподавателя кафедры проведению анализа индивидуальных, возрастных, личностных особенностей пациентов, учитывая их социальный аспект;

■ организации работы с пациентом с учетом личного примера и мастерства лечебного подхода педагога, преодоления страхов и неуверенности при работе со сложноэмоциональными больными;

■ разработки медико-образовательных программ для пациентов и их родственников (особый акцент делается на формировании гигиенических навыков, профилактических мероприятий, здорового мировоззрения, создания атмосферы доверия и уважения к медицине и к врачу);

■ формирования готовности к дальнейшему профессиональному образованию, самообразованию и профессиональному самоопределению.

В результате изучения инфекционных болезней и эпидемиологии у студента должны быть сформированы представления:

■ о значимости гуманистических аспектов и специфике деятельности врачей при выявлении инфекционной патологии у пациентов с учетом личной и коллективной ответственности перед пациентом;

■ о человеке как целостном телесно-душевно-духовном существе и на этой основе ценностного отношения к пациенту, имеющему инфекционную патологию;

■ об основных закономерностях психологической деятельности в отношениях врач-пациент, пациент-врач, регуляции данных межличностных отношений, их развитии. Формирование навыков познавательного про-

цесса в предупреждении инфекционных заболеваний, совершенствование мануальных навыков, расширение представлений об окружающем мире, взаимодействии макро- и микроорганизма в процессе формирования здорового образа жизни;

■ о пропаганде медицинских знаний, гигиеническом воспитании;

■ о значении морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников.

Студент должен уметь использовать деонтологические знания для решения профессиональных задач (на примерах анализа клинических ситуаций, в ходе обучения) и владеть навыками:

■ составления планов личностного и профессионального роста;

■ определения индивидуальных особенностей личности пациента, влияющих на возникновение и особенности течения его болезни;

■ устанавливать контакт с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности, определение по невербальным признакам состояния пациентов;

■ анализировать конфликтные ситуации и выбирать оптимальную стратегию для предотвращения и конструктивного разрешения конфликта; разрабатывать и проводить профилактические образовательные программы; обосновывать врачебное заключение с использованием основных понятий здоровья в беседе с пациентом и его родственниками;

■ сформировать позитивный подход по отношению к пациентам, систематический самоконтроль и критическую самооценку мыслей и поступков.

Для осуществления предлагаемой программы воспитательной работы планируется проведение следующих мероприятий.

Мероприятия по осуществлению плана воспитательной работы

Воспитательная работа со студентами

Текущие задачи

1. Работа по реализации целевых программ по осуществлению воспитательной деятельности: «Воспитать патриота - гражданина своей страны», «Корпоративная культура учебной группы».

2. Совершенствование форм работы по профессиональному воспитанию студентов.

3. Достижение высоких результатов участия студентов в мероприятиях университетского уровня по спортивному, научно-исследовательскому и творческому направлениям.

4. Обучение преподавателей современным воспитательным технологиям.

5. Совершенствование форм работы по приобщению к здоровому образу жизни студентов.

Направления и содержание воспитательной деятельности

1. Духовно-нравственное воспитание:

■ Врачебный долг, врачебная ответственность, врачебная тайна.

■ Некоторые нарушения медицинской этики.

■ Деонтология в медицинской науке.

■ Социально-этические и правовые аспекты в медицине.

■ Социально-психологические аспекты этико-деонтоло-гического воспитания медицинских работников.

■ Деонтология при решении санитарно-гигиенических и эпидемиологических задач.

В ходе лекций и семинарских занятий по всем читаемым курсам акцентируется внимание на мировоззренческих проблемах и учебно-воспитательных аспектах.

Реферативная работа со студентами V-VI курсов проводится по темам:

■ Врачи-герои в инфектологии.

■ Социально-правовые аспекты в инфектологии.

■ Проблемы гигиенического воспитания населения. Профилактика острых кишечных инфекций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Врачебный долг, врачебная тайна. ВИЧ-инфекция -проблема XXI в.

Работа преподавателей кафедры по формированию у студентов традиций кафедры, факультета вуза

Оказывается методическая и теоретическая помощь студентам в подготовке докладов к ежегодной студенческой научной конференции и конгрессу «Человек и лекарство».

Организована помощь молодым специалистам в освоении курса инфекционных болезней применительно к целям и задачам конкретной врачебной специальности. Интерны и ординаторы (в течение года).

Организованы встречи с выдающимися учеными и творческими работниками на конгрессе «Человек и лекарство». Группы иностранных студентов (ежегодно).

Проводятся беседы по гуманистическим основам отечественной медицины на каждом цикле по инфекционным болезням среди студентов лечебного и стоматологического факультетов (в течение учебного года).

Минута молчания, посвященная воинам-героям, погибшим в ВОВ (май, ежегодно).

Опыт работы кафедры по формированию здорового образа жизни

В ходе занятий по ВИЧ-инфекции, гепатитам делаются акценты на проблемах профилактики парентеральных инфекций у молодых людей и подростков (в течение года).

Организовано чтение лекций по пропаганде здорового образа жизни для студентов, учащихся старших классов, центра повышения квалификации средних медработников (в течение года).

Участие в программе «Гепатиту нет» (в течение года).

Тематические беседы и акции, приуроченные к всемирным дням, заявленным ВОЗ:

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.

1 марта - Всемирный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

24 марта - Всемирный день борьбы с туберкулезом.

7 апреля - Всемирный день здоровья.

20 апреля - Всероссийский день донора.

19 мая - Всемирный день памяти об умерших от СПИДа.

22 мая - Всемирный день борьбы с сахарным диабетом.

8 мая - Всемирный день Красного Креста.

31 мая - Всемирный день без табачного дыма.

Патриотическое воспитание

В основе лежит реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Активизация работы по формированию у молодежи духовно-патриотических ценностей с учетом особенностей профессии врача-военнообязанного.

Для студентов-медиков актуальным остается воспитание их как защитников Отечества, и одним из важнейших направлений воспитательной деятельности должна стать ее патриотическая направленность и гражданственность. Особое место в формировании патриотизма занимает преемственность поколений на кафедре. Преподаватели кафедры принимают участие в факельном шествии университета к празднованию Дня Победы.

Физическое развитие и формирование здорового образа жизни

Большое внимание на кафедре уделяется вопросам укрепления и сохранения здоровья студентов и преподавателей. Регулярно проводятся беседы о здоровом образе жизни, вреде курения и наркомании. Обсуждаются меры профилактики социально значимых инфекций, формируется правильное представление здоровом образе жизни (создание здоровой семьи, охрана материнства и детства).

Заключение

Весь педагогический коллектив кафедры постоянно работает над созданием условий и механизмов для развития способности студента к самоопределению, развитию и самореализации. Современные студенты для самовоспитания самостоятельно выбирают информационную и языковую культуру, правовое сознание, физическое развитие. На кафедре активно внедряются новые средства воспитательной деятельности (Интернет, компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция). Преподаватели на занятиях показывают мультимедийные презентации по темам занятий, помогают студентам в подготовке докладов с помощью новых компьютерным технологий. Это дает возможность обучающимся самим оценить противоречивые ситуации тех или иных событий в медицине. Готовность педагога к активному диалогу со студентами на кафедре - важное условие его воспитательной деятельности. Преподаватели кафедры регулярно посещают занятия и лекции на курсе «Педагог высшей школы». Это лекции ведущих преподавателей кафедры педагогики и психологии по учебным дисциплинам: «Этика», «Эстетика», «Логика». Проходит обсуждение лекций с акцентированием внимания на творческих приемах, используемых лектором. Многие преподаватели имеют диплом об окончании этого курса.

Сотрудники кафедры проводят большую консультативную работу по вопросам профилактики социально значимых заболеваний в Москве. Во всех акциях принимают участие студенты университета, применяя основные принципы деонтологии на практике. Преподаватели кафедры, участвуя в работе СНО, помогают в нравственно-профессиональном росте студента, что обеспечивает взаимосвязь и взаимное дополнение процессов обучения и воспитания.

Руководством кафедры внесены изменения и дополнения в действующие государственные стандарты высшего профессионального образования в части усиления их вос-

питательной направленности. Основные образовательные программы, разработанные на кафедре, направлены на обеспечение гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств обучающихся. Это достигается включением в основную образовательную программу внеаудиторной работы: научно-исследовательской работы в студенческих научных обществах, проведения конференций, семинаров, олимпиад для студентов.

Одной из главных задач в организации учебно-воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный

медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России является воспитание в студентах и преподавателях «корпоративности», т.е. ощущения себя частью университета. Особое внимание на кафедре уделяется подготовке и повышению профессионально-воспитательной квалификации преподавательского состава, так как педагог - ключевая фигура учебно-профессионального процесса. Преподаватели получают дополнительное высшее образование по педагогике, что способствует применению инновационных подходов к процессу обучения с учетом меняющихся возрастных и социально-психологических особенностей молодого человека.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Еремушкина Янетта Маратовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Е-таН: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА

1. Гармонизация высшего медицинского образования в России. Настоящее и будущее / под ред. М.А. Пальцева. М. : Русский врач, 2007.

2. Гулянова Л.П., Непша О.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 113-118.

3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственная компетентность врача. Зарубежный опыт // Alma Mater. 2014. № 3. С. 101105.

4. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Молчанов А.С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. Н.Д. Ющука. М. : ГОУ ВУНМЦ, 2005.

5. Ливанов Д.В. Духовно-нравственное развитие личности - самая важная часть воспитания // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 9-10.

REFERENCES

1. Harmonization of higher medical education in Russia. Present and future/ edited by M.A. Paltsev. Moscow: Russkiy Vrach; 2007. (in Russian)

2. Gulyanova L.P., Nepsha O.V. Innovative technologies of patriotic education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014; (12): 113-8. (in Russian)

3. Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Spiritual and moral competence of physician. International experience. Alma Mater. 2014; (3): 101-5. (in Russian)

4. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Molchanov A.S., et al. Physician -teacher in a changing world: traditions and innovations/ edited by N.D. Yuschuk. Moscow: Alt-Russian Educational Scientific and Methodological Center for Continuing Medical and Pharmaceutical Education of the Ministry of Health of the Russian Federation; 2005. (in Russian)

5. Livanov D.V. Spiritual and moral development of personality is the most important part of education. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2014; (2): 9-10. (in Russian)

6. Пальцев М.А., Чиж И.М., Кавалерский Г.М., Чекнёв Б.М. и др. Инновационное образовательное пространство Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. М. : Русский врач, 2008.

7. Путин В.В. Культура делает людей народом, нацией // Наша молодежь. 2014. № 4. С. 3.

8. Мещерякова М.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в медицинских вузах : учебное пособие системы послевузовского образования для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». М., 2008.

9. Мещерякова М.А. Учебный процесс вуза в системе управления качеством профессиональной подготовки врачей : монография. М. : КДУ, 2006.

10. Шабанов Г.Ш. Некоторые аспекты реализации государственной политики Российской Федерации по противодействию наркомании и употреблению наркотиков // Вопр. наркологии. 2013. № 2. С. 72-81.

6. Pal'tsev M.A., Chizh I.M., Kavalerskiy G.M., Cheknev B.M., et al. Innovative educational space of the Moscow Medical Academy named after I.M. Sechenov. Moscow: Russkiy Vrach; 2008. (in Russian)

7. Putin V.V. Culture makes people a public, a nation. Nasha molodezh' [Our Youth]. 2014; (4): 3. (in Russian)

8. Meshcheryakova M.A. Technology of professionally-oriented education in medical universities: manual of the post-graduate education system for obtaining additional qualification "Teacher in higher education". Moscow; 2008. (in Russian)

9. Meshcheryakova M.A. Educational process of the university in the system of quality management of doctors professional training: monograph. Moscow: BHU; 2006. (in Russian)

10. Shabanov G.Sh. Some aspects of the Russian Federation state policy implementation on combating drug addiction and drug usage. Voprosy narkologii [Questions of Narcology]. 2013; (2): 72-81. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.