ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Г.Е. КОНТРОВ
Концепция развития Ярославской областной детской общественной организации «Скауты Ярославля»
Скаутская организация определяется "...как добровольная, неполитическая, воспитательная организация для молодых людей, открытая для всех без ограничения по происхождению, вероисповеданию или расовой принадлежности, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными основателем организации..." [1. С. 3].
Сюда может вступить любой ребенок или молодой человек, девушка, независимо от происхождения, расы, классовой принадлежности или вероисповедания. Таким образом, принцип не дискриминации - одно из основных требований скаутинга.
Цель скаутинга, определяющая содержание его деятельности, заключается в том, чтобы "через участие скаутов в местных, национальных и международных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала" [1. С. 5]. Такое определение отражает ведущий принцип воспитания - все составляющие человеческой личности, а именно, физические, психические, интеллектуальные, общественные и духовные качества всегда развиваются во взаимодействии. Скаутинг включает множество факторов, способствующих наиболее полному становлению индивида. Но это не означает, что он заменяет семью, школу и другие социальные институты воспитания, он лишь дополняет воспитательную деятельность названных институтов. Скаутинг имеет особое значение в формировании концепции обязанностей гражданина общества.
Его фундаментальные принципы изложены в Конституции Всемирной организации скаутского движения. Три фундаментальных принципа скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута - это:
- долг перед своей страной,
- долг перед другими,
- долг перед собой.
Отряды скаутов на территории Ярославской губернии появились в самом начале XX века. По крайней мере, в 1911 г. журнал «Русский скаут" писал об активной работе скаутов из Рыбинска. Отряд располагался на ул. Крестовой. Руководил им П.И. Троицкий. Упоминание об этом отряде можно также найти в журнале «Вокруг света» №38 за 1916 год.
В Ярославской губернии в 1919 г. большую помощь скаутам оказывали органы Всевобуча, но к весне 1922 организация сократилась. Если в 1921 г. дружина cocтояла из 7 отрядов и в каждом был свой штаб, канцелярия, музей, то в марте 1922 г. осталось уже 2 отряда, а месяц спустя - всего один (младшие скауты и самостоятельно действующие старшие) под руководством Л. Клокова. В Ярославской губернии действовали отряды также в Любиме и Селине. Любимским отрядом в 30 человек при школе 2-й ступени в 1922 г. руководила учительница Н.В. Двиганцева. В Селине два опытных скаута из Петрограда и Великого Устюга - А. Красилов и П. Митя-шин - собрали 14 человек и с перерывами вели работу.
До 1922 года в детском движении в губернии, как и в целом по стране, преобладали скаутские организации. Дважды, в 1919 и в 1921 годах, бюро губкома комсомола принимало решения о роспуске скаутских групп и вовлечении их членов в спортивные клубы и кружки Всевобуча, но полностью эту задачу выполнили лишь после того, как была создана пионерская организация.
В Ярославле скаутинг стал возрождаться с середины 90-х годов. В 1994 г. независимо друг от друга появились отряды девочек-скаутов "Jolly kids" при школе № 37, лидер -Т.А. Смирнова, и морских скаутов при флотилии юных моряков им. П.С. Нахимова, лидер М.Ю. Сироткина.
В 1995 году в школе № 36 начал работу скаутский отряд «Ярославские медвежата» (лидер - Ю.Л. Архангельская).
В 1999 году в Ярославле работали уже 6 скаутских отрядов: «Азимут» (гимназия № 1, лидер - С.А. Дудалева), «Альтаир» (гимназия № 3, лидер - Г.Е. Контров), морские скауты (Флотилия юных моряков, лидер - М.Ю. Сироткина), «Эдельвейс» (школа № 26, лидер -
Н.Е. Контров), "Jolly kids" (школа №37, лидер
- Т.А. Смирнова), отряд девочек-скаутов в школе № 3.
ЯОДОО «Скауты Ярославля» образовалась 26 мая 2006. На начало 2007 она насчитывает 130 членов. Воспитание гражданской позиции у членов организации является целевой функцией.
В течение первого года своего существования Ярославская областная детская общественная организация «Скауты Ярославля» провела:
- турслет;
- два учебных семинара для воспитанников детских домов Ярославской области;
- три интернет-игры («Ключи Ярослава», «Ярославль тысячелетний», «Город вечно молодой»).
ЯОДОО «Скауты Ярославля» в ноябре 2006 г. также участвовала в областном форуме детских организаций.
Однако в ее деятельности существует ряд проблем:
- недостаточное использование потенциальных ресурсов, таких как конкурсы, гранты различного уровня как одного из факторов развития организации;
- потребность в расширении взаимодействия с городскими волонтёрскими организациями;
- недостаточная нацеленность на массовость участников в реализации собственных планов.
Все это послужило мотивацией для создания концепции развития ЯОДОО «Скауты Ярославля».
Очень важно для ее успешного развития стратегическое планирование деятельности. Это позволит отбросить лишнее и сосредоточиться на главном. Правильно выбранная стратегия окажет долгосрочное воздействие на деятельность организации, поможет определить нужные направления формирования и развития его потенциала. Определив собственные приоритеты, она сможет целенаправленно оказывать необходимую помощь различным организациям, стимулируя таким образом их деятельность.
Целью ЯОДОО «Скауты Ярославля» является содействие развитию молодых людей для достижения ими полного интеллектуального, физического, общественного, духовного и эмоционального потенциала как индивидуумов и ответственных граждан.
Для реализации уставных целей в соответствии с действующим законодательством организация решает следующие задачи:
- создавать модели, осуществлять поиск, отбор, анализ форм, методов, видов деятельности, способствующих достижению уставных целей;
- содействовать созданию условий, влияющих на позитивное обновление развивающей среды, способствующих росту творческого и организаторского потенциала личности будущего лидера в различных сферах деятельности;
- содействовать развитию активной гражданской позиции, созданию условий для духовного и функционального самосовершенствования личности;
- содействовать воспитанию ценностного отношения к природе и собственной жизни, формированию готовности к цивилизованным экономическим, политическим и правовым отношениям на основе норм демократической культуры;
- максимально использовать в деятельности организации приоритет общечеловеческих ценностей, народно-национальных, культурно-исторических традиций, гуманизма и любви к России;
- содействовать защите прав, интересов, чести и достоинства ее членов на всех уровнях;
- разрабатывать целевые программы деятельности для нее и ее местных отделений и других структурных подразделений;
- осуществлять проведение симпозиумов, слетов, экскурсий, профильных лагерей для членов организации;
- устанавливать и поддерживать международные контакты и обмен опытом работы с детскими и молодежными организации-ми других стран;
- осуществлять профилактику девиантного поведения подростков. Для этого ведется работа по созданию условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов для каждого скаута;
- координировать работу и взаимодействие с общественными объединениями и организациями города.
Исходя из поставленных цели и задач, «Скауты Ярославля» определяют следующие направления работы:
- пропаганда здорового образа жизни;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- профилактика девиантного поведения.
В рамках этих направлений работают
программы:
- «Любовь. Добро. Содружество». Она направлена на работу с детьми из детских домов.
- «Один в поле воин». В этой программе участвуют дети и подростки, желающие заниматься по скаутским программам, но не имеющие на своей территории скаутских объединений и клубов. В рамках программы предполагается самостоятельная подготовка детей по специальной программе с последующим участием в летних скаутских лагерях и аттестацией по разрядам "Базового курса скаута".
- «Навигатор III тысячелетия». Участие в программе предполагает поэтапное освоение различных скаутских профессий, связанных с жизнью на природе, навыками, приобретаемыми в походах и путешествиях, приемами оказания первой медицинской помощи, краеведением, экологией, самоорганизацией в обыденной жизни и чрезвычайной ситуации, проведением спасательных работ и многими другими видами человеческой деятельности, составляющими наше умение жить, выживать, помогать другим и расти самостоятельными, ответственными людьми. Главный скаутский лозунг - учеба через дело. А это значит - пора отправляться в путешествие длиною в жизнь. Ведь скаутинг -это педагогика игр и приключений!
- «Скаутское лето». Эта программа предполагает участие в обучающем скаутском лагере, проводимом по классической модели: жизнь и самообслуживание в скаутском кемпинге, обучение по программе " Базовый курс скаута" с возможностью присвоения начального и очередных разрядов скаутского мастерства, приключенческие игры на местности, походы с ночевками под открытым небом, игры и развлечения на природе.
- «Экспедиция». Путешествие по удаленным, экологически привлекательным регионам России, представляющим краеведческий и туристический интерес с использованием мобильного скаутского лагеря. Маршрут экспедиции разрабатывается с учетом прохождения части пути с помощью транспортных средств, развертыва-
ния скаутских лагерей на базе перевозимого туристического оборудования и прохождения радиальных пеших маршрутов, разрабатываемых возле мест временного базирования экспедиции. Мобильный скаутский лагерь также может быть использован для проведения классических скаутских лагерей по программе "Скаутское лето" в местах, где отсутствует инфраструктура для организации полноценного детского отдыха.
- «Культуры мира рядом с нами». В основе проекта - система виртуальных историко-культурологических путешествий школьников по различным странам и регионам мира. Все «маршруты» носят целевой обучающий характер и увязаны с конкретными историческими событиями, изучаемыми в школе:
- история Древнего Мира (Египет);
- история Античности (Греция, Италия);
- Библейская история (Израиль);
- Рыцарская Европа (Англия, Франция);
- История географических открытий (Испания, Португалия, Мексика);
- Эпоха Возрождения (Италия, Франция).
Программа рассчитана таким образом, что ее постоянные участники через игры, организуемые по Интернету, познакомятся с главными памятниками культуры разных народов. Также планируется организация переписки с иностранными скаутами на различных языках, в том числе на эсперанто.
- «Скаут мира». В основе программы лежит идея, выраженная лозунгом: «Путешествуй. Изучай. Проектируй». «Путешествуй» - значит приезжай в гости к друзь-ям-скаутам из других городов. «Изучай» -исследуй одну из проблем данного региона (экология, социум, беженцы и др.). «Проектируй» - прими участие в разработке и реализации проекта, способного данную проблему решить или уменьшить.
- «Здоровое поколение». Программа нацелена на пропаганду здорового образа жизни, действенную и эффективную профилактику социального неблагополучия детей и подростков.
В настоящее время назрела необходимость пересмотреть формы и методы работы по информационному сопровождению деятельности ЯОДОО «Скауты Ярославля», без этого она вряд ли станет по-настоящему популярной в области.
Для развития информационного сопровождения через СМИ необходимо определить средства массовой информации, с которыми:
- организация уже сотрудничает на том или ином уровне;
- целесообразнее всего начать устанавливать контакт в первую очередь, а затем - в перспективе
Следует определить наиболее приемлемые формы сотрудничества для каждого СМИ в отдельности и в целом. Это могут быть:
а) установление, поддержание и развитие деловых и личных контактов с редакторами СМИ:
б) приглашение журналистов к участию в организации мероприятий или благотворительных акций;
в) поздравление с праздниками, юбилеями;
г) информирование о деятельности организации, о наиболее значимых событиях, которые могли бы заинтересовать редакцию;
д) предоставление материала (в готовом виде или в виде пресс-релизов) для статей или сообщений;
е) заключение соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве;
ж) заключение договоров на оказание услуг на определенных условиях;
з) организация «круглых столов» для журналистов и руководителей СМИ на заданную тему (представляющую для них интерес) с дальнейшим освещением хода и итогов встречи на страницах газет, телевидении, радио и т. д.
На основе вышесказанного следует разработать конкретный план работы со СМИ, используемых форм сотрудничества, предполагаемых результатов, сроков выполнения.
Интернет. Продолжать размещение своей (ЯОДОО «Скауты Ярославля» и общественной редколлегии газеты «Скауты Ярославля») информации на сайте организации.
Электронная почта. Используя данный вид связи, предоставляется возможность быстро распространять пресс-релизы, приглашения к участию в мероприятиях, объявления, обращения к общественности и др.
Буклеты - создавать их с информацией о деятельности Организации.
Листовки - для вовлечения горожан в какие-либо массовые мероприятия или акции распространять среди организаций, с которыми ЯОДОО так или иначе контактирует, рас-
клеивать в местах скопления людей (остановки транспорта, учреждения культуры, образования и т.д.).
Встречи с общественностью, публичные выступления. Проходят согласно основному календарному плану работы.
Издание газеты «Скауты Ярославля»
является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности организации, поскольку помимо информационных, социальных задач позволяет решать и ряд стратегических. Рассматривать ее издание следует, прежде всего, как один из способов
- повышения авторитета организации среди горожан,
- формирования общественного мнения,
- установления контактов и расширения сферы взаимодействия с общественными объединениями, организациями, структурами исполнительной и законодательной власти, СМИ и т.д. не только
г. Ярославля, но и за его пределами.
Для того, чтобы наиболее эффективно реализовывать стоящие перед нами задачи, следует учесть два наиболее важных направления в работе:
- расширение круга участников проекта;
- реклама самого издания и информационное сопровождение деятельности общественной редакционной коллегии газеты (как и внутренних ее структур).
Круг участников проекта может расширяться за счет:
- вхождения в состав общественной редакционной коллегии новых общественных объединений,
- расширения сети общественных корпунктов,
- привлечения квалифицированных специалистов к процессу обучения общественных корреспондентов из числа активистов,
- приглашения на заседания ОРК руководителей организаций и предприятий, заслуженных деятелей в различных сферах науки, искусства, культуры, идеологии,
- заключения взаимовыгодных соглашений со средствами массовой информации (начать с малотиражных печатных изданий).
Предполагаемым результатом деятельности по информационному сопровождению организации должны стать соглашения, договоры с общественными организациями о со-
трудничестве и создании совместных временных и постоянных объединений для организации и проведения конкретных проектов. Эти договоры позволят юридически закрепить факт сотрудничества с другими общественными организациями. Одним из таких проектов предполагается выпуск областной газеты общественных организаций при поддержке Департамента молодежи Ярославской области.
Нашими единомышленниками, с которыми "Скауты Ярославля" планируют тесное сотрудничество, являются общественное движение «Ярославль 2000», Молодежный совет г. Ярославля, детское досуговое движение «К истокам нашим» Тутаевского муниципального района.
Финансовое обеспечение деятельности Ярославской областной детской общественной организацим "Скауты Ярославля" осуществляется за счет спонсорских средств, благотворительных пожертвований, заключения договоров, не противоречащих уставной деятельности, федеральных, региональных и муниципальных грантов.
Осуществление данной концепции позволит более эффективно осуществлять свою деятельность скаутам Ярославля.
Оценка результативности реализации Концепции осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей:
- Формирование положительного имиджа организации.
- Нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния членов организации по сравнению с аналогичными показателями российского общества в целом;
- проявление мировоззренческих установок на готовность членов организации к проявлению своей гражданской позиции;
- повышение уровня реализации творческого потенциала членов ЯОДОО «Скауты Ярославля».
Библиографический список
1. Конституция Всемирной организации скаутского движения. Ялта, 2002. 18 с.
Л.Р. СТРОГАЛОВА
Школа и детские организации
Социально-политические, нравственные и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Проблема формирования воспитывающей среды в детском объединении обусловлена социальной ситуацией, при которой на протяжении ряда лет ведется поиск оптимального использования потенциала детских объединений для социального и творческого развития детей, участвующих в их работе. Особое внимание при этом уделяется адекватному реформированию бывших пионерских организаций и центров детского творчества. Все это происходит на фоне противостояния двух диаметрально противоположных подходов к организации их деятельности. Отказавшись от стереотипных форм, обусловленных идеологическим подходом, одни из них стали формально объединять молодежь, другие продолжали решать задачу воспитания социальной активности детей, реализуя их потребность в общении и желании быть вместе с другими детьми, удовлетворяя её через формирование личностноориентированной компетентности. Тенденция гуманизации педагогики все больше определяет в качестве доминанты интересы человека, а следовательно, педагогическая деятельность в качестве главного ее результата рассматривает самореализацию и самоопределение ребенка в системе новых для него социальных отношений, через деятельность детских общественных организаций.
Актуальность проблемы формирования личностно-ориентированных компетентно-
стей учащихся через деятельность детских общественных организаций вытекает из следующих противоречий между:
- недостатком сформированности социальной компетентности современных подростков и недостаточным взаимодействием различных социальных институтов в их формировании;
- ростом социальной активности подростков и несформированностью поля их самореализации в условиях рабочего поселка;
- потребностью детей в квалифицированной помощи педагогов и недостаточным социально-педагогическим сопровождением детских объединений и организаций.
Из выделенных противоречий вытекает проблема: каким образом воспитательная деятельность школы должна формироваться с учетом интересов детей на основе их добровольного участия? Решение этой проблемы будет способствовать развитию творчества, расширит возможности для общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.
Таким образом, очевидно, что процесс воспитания не может реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность общественных организаций и объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей, для удовлетворения их потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников, социализации личности.
Возникла необходимость существенно пересмотреть функции детских объединений в школе. В условиях ограниченного социокультурного пространства Некрасовской поселковой школы организация при общеобразовательном учреждении детских объединений позволяет реализовать вариативнопрограммный подход. Он не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.
В Некрасовской поселковой школе дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую программу, менять их в зависимости от смены интереса, самим планировать сроки реализации программ. Сохраняя в основном свою организационную структуру, детские объединения призваны на новой гуманистической основе решать функции творческого развития, развития инициативы и самостоятельности школьников, формирования у них готовности к решению жизненно важных проблем и способствовать социальному самоопределению.
В школе детская школьная среда весьма дифференцирована, ребенок входит в разнообразные официальные и неофициальные группы. Между ними складывается довольно
сложная система отношений, в которой неопосредованно или опосредованно участвует каждый ребенок. Значимыми для школьника являются его взаимоотношения с педагогами. Отношения с педагогами детского коллектива в условиях ограниченного социума поселковой школы - предмет особого разговора.
Среди многообразия отношений, в которые вступает современный ребенок, следует выделить отношения между участниками одного объединения, так как именно они определяют самочувствие ребенка в классе, в школе. Это отношения деловые и функциональные («отношения ответственной зависимости», по А.С. Макаренко), возникающие в процессе деятельности, функциональноролевого общения, и эмоционально-психологические. Объединение повышает социальную значимость деятельности детей, делает их более взрослыми. Видя перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей, ребенок более успешно проходит этапы социализации личности, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
При построении воспитательной системы Некрасовской средней общеобразовательной школы моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, появлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе. Общность участников воспитательного процесса: учителей, учащихся, родителей, общественности - способствует созданию воспитательной системы школы. В процессе их взаимодействия формируются её цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.
Заявленные выше интегральные отношения могут быть диагностированы, сформированы и развиты в процессе воспитания в школе целостно. Ведущими в школе являются технологии творческого взаимодействия:
1.Совместная творческая познавательная деятельность:
- учителя и учащиеся становятся субъектами учебной деятельности, которая носит творческий, поисковый, исследовательский характер.
2.Коллективная творческая деятельность:
- учителя и учащиеся становятся субъектами деятельности и общения, в процессе которого создается коллектив. Отношения строятся на основе ценностного смыслового равенства.
3. Совместное самосовершенствование:
- учителя и ученики - субъекты самосовершенствования. В совместной рефлексии анализируются собственные проблемы, создаются ситуации, требующие целеполагания, выбора, самооценки.
Среда воспитательной системы школы постепенно расширяется, в направлении возрастания открытости. Коллектив школы стремится к созданию таких условий школьной жизни, в которых было бы интересно и весело жить, при этом используется богатое историческое наследие родного края - п. Некрасовское. Создаются различные объединения по интересам - театральные «Наш театр», «Литературные встречи», объединение юных поэтов «Вдохновение» и туристические, корреспондентское «Непоседы», экологическое «Экосистема» и спортивные. Разнопрофильные -«Юные друзья милиции», «Рукодельница», «Палитра». Все объединения - это неразрывные между собой части, одно целое. Ребёнок не приходит ниоткуда и не уходит в никуда, а постоянно проходит ступени развития и становления личности, приобретая различные умения и навыки. Принципы организации детских объединений при общеобразовательной школе можно сформулировать как:
- открытость и доступность - каждый учащийся может принимать участие в деятельности детского объединения;
- добровольность и творчество - свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
- равенство и сотрудничество - выборный актив и рядовые члены объединения занимают равное положение;
- развитие и перспективность деятельности объединения.
Система воспитания в школе выстраивается как совокупность коллективных дел, позволяющих всем субъектам воспитательного взаимодействия актуализировать и реализовать собственный творческий потенциал, интеллектуальные, эстетические и другие потребности. При выборе годовых дел основной
акцент делается на многопрофильность, разнообразие, на учет индивидуальных потребностей и интересов детей, педагогов, родителей.
Сеть отношений школьного коллектива достаточно проста. Кроме администрации школы и педагогического совета, существует еще и совет школы, включающий в себя, кроме педагогов школы, родительский комитет, представителей обучающихся, начиная с девятых классов. Совет школы собирается два раза в год. Значительный вес имеют постоянные органы самоуправления: советы дела, советы дружины, президентский совет, совет лидеров детских объединений.
Современная ситуация деполитизации детского движения, его ориентированность на гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения получили право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с различными государственными структурами.
Сензитивным периодом для формирования детских объединений как школы развития лидеров является подростковый возраст, именно он является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе, к другим в этом мире. Выработка такой позиции требует целенаправленной системной работы.
Ценности, которые составляют глубинный фундамент социально значимой деятельности объединения, влияют на выбор лидера внутри объединения. Именно за этим лидером все остальные члены объединения признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы. Программа «Лидер» реализуется в школе с 2005 года и призвана выявить подростков с лидерскими качествами и содействовать развитию их лидерского потенциала. При этом большое внимание уделяется педагогическому стимулированию лидерства, осуществляемому как непосредственно, так и опосредовано, на основе
дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащегося. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, где они могут проявить свои способности.
Гуманистическая воспитательная система общеобразовательного учреждения создает возможности для развития и саморазвития личности школьника, при этом воспитательные возможности детского объединения в условиях поселковой школы, формирующие основы социальной активности личности, обусловлены добровольностью включения учащихся в вариативные виды социальнозначимой деятельности: возможностями выбора средств для достижения поставленных объединением целей; предупреждением негативных последствий в процессе взаимоотношений обучающихся, педагогов, родителей; готовностью учащихся к самозащите собственных интересов при осознании своей социальной защищенности; учетом интересов учащихся, их творческих способностей, предпочтений и взаимодействий с педагогами.
Готовность к взаимодействию с педагогами участников детских объединений школы представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся процессуальный, деятельностный и эмоциональный, который необходимо рассматривать в единстве с мотивационноценностным компонентом.
Процесс взаимодействия участников объединения с педагогами предполагает последовательную смену состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.
В работе с коллективом объединения и отдельными его членами руководители объединения и сотрудничающие с ним педагоги решают общие воспитательные и образовательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности, взаимопомощи и т.д.
Взаимодействия такого вида предлагаю рассмотреть на примере деятельности детского объединения «Экосистема».
В 1994 году по инициативе учителя биологии Натальи Борисовны Аминовой в школе был организован кружок «Экосисте-
ма». Работа кружка носила эпизодический характер и строилась на создании условий, удовлетворяющих интересы учащихся. С 1998 года объединение детей насчитывало 40 человек, в основном это были дети из классов развивающего обучения Эльконина - Давыдова и Занкова. В 2003 году оно было занесено в реестр муниципальных программ, пользующихся государственной поддержкой. С этого момента объединение стало существовать как детская организация, как равноправное объединение детей и взрослых, функционирующее на основе устава и выдвигающее своей целью реализацию интересов объединившихся. В коллективном планировании рождались идеи, которые потом осуществлялись детьми. Юные экологи привлекали к своей деятельности не только своих одноклассников, но и учащихся других классов и даже родителей.
Члены организации изучали биохимический состав воды реки Солоницы, чистили родники, питающие реку в п. Некрасовское и его окрестностях, собирали материал по истории Некрасовского машиностроительного завода, встречаясь и беседуя с людьми, стоявшими у истоков открытия этого крупного предприятия.
Главным в работе организации стала охрана окружающей среды.
С 2001 - 2002 учебного года организация вплотную стала заниматься проектной деятельностью. Реализация проектов существенно зависела от многих субъективных факторов: индивидуального стиля педагога - руководителя организации, особенностей детей, специфики отношений в социуме. Н.Б. Аминова как руководитель организации всегда старалась предвидеть результаты педагогической и исследовательской деятельности. Результаты деятельности организации выражались в изменениях, которые происходили в учениках, и изменениях, которые происходили в их отношениях с окружающими. Так родились и были реализованы проекты «По берегам реки Солоницы», «Миграция птиц», «Экология Некрасовского».
Большое значение для развития организаторских способностей участников объединения имеют многочисленные поездки, байдарочные походы, профильные лагеря, конференции, встречи, общение со сверстниками из других регионов, различные творческие игры, способствующие развитию их фанта-
зии, развитию коммуникативных способностей.
Деятельность организации «Экосистема» стала системообразующей в школе. В ней заинтересованы все субъекты педагогического процесса. Интересы участников организации связывают воедино учебную и внеучеб-ную деятельность, по сути, способствуют целостному образованию. Организуемое на добровольных началах, оно всегда носит творческий характер и реализует познавательную функцию, предоставляет детям возможность для самореализации и самоопределения. Дети, занимающиеся в «Экосистеме», владеют способами организации творческой и исследовательской деятельности, педагогов же эта деятельность стимулирует к поиску творческих путей организации учебно-познавательной деятельности.
Каждый педагог, взаимодействующий с участниками объединения, заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Данная работа особенно необходима для участников объединения во время оформления научного исследования и представления его на конкурс. Центром этой координации и взаимодействия является Н.Б. Аминова, которая во взаимодействии с учителями химии, биологии, русского языка, физики, математики решает следующие задачи:
- изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей взаимодействия с детьми;
- изучение особенностей преподавательской деятельности учителя;
- регулирование отношений между учителем - предметником и участником объединения;
- определение общих целей.
Основу взаимодействий руководителя объединения и учителей составляют:
- взаимная информированность о детях, об организации и результатах их деятельности;
- взаимопомощь, взаимная поддержка в решении научных проблем участника объединения;
- заинтересованность в успешной работе учителей и каждого участника объединения;
- совместный поиск путей решения проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
- совместный анализ проведенной работы, полученных результатов;
- совместное определение перспектив в работе.
Взаимодействие участников объединений с педагогами школы и руководителями самих объединений происходит в повседневном общении и окупается значительным качеством педагогической работы, удовлетворением от научной деятельности как у самих участников объединения, так и у педагогов.
Таким образом, говоря о целесообразности организации воспитательной деятельности с учетом интересов детей на основе их добровольного участия, когда урок является ее неотъемлемой частью, привлечение обучающихся к участию в детских объединениях в значительной степени повышает его эффективность, способствует развитию творчества, расширяет возможности для общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.
Обучающиеся, занимающиеся в детских объединениях, более любознательны, эрудированны, как правило, больше читают, лучше владеют речью. Участники различных объединений активнее участвуют в обсуждении проблемных ситуаций, дискуссиях, используют опыт работы объединения. Эффективность урока повышается за счет отношений сотрудничества, которые сложились между педагогом и детьми в процессе взаимодействия в детских объединениях и организациях.
Процесс воспитания не сможет реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность общественных организаций и объединений.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.
2. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПУ,1991.
3. Караковский В. А. Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М.: Новая школа, 1996.
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.,1986.
5. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань, 1987.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.