реалистичная гармония
концепция разработки парадигмы
функционирования и развития организации
_Аннотация
Раскрыты особенности организации как социальной системы. Охарактеризована совокупность законов организации, предложена их систематизация на основе противоречивости действий и гармонизации противоречий. Обоснована необходимость разработки парадигмы организации.
Ключевые слова: организация, система, миссия, противоречия, гармонизация, эффективность, качество, благосостояние
Организация - это группа людей, объединённых общей целью и осуществляющих целенаправленные действия для ее достижения. Хотелось бы обратить внимание читателя на последствия отождествления понятий «организация» и «система» и на слабую проработанность связей (точнее отсутствие таковых) между законами организации и её миссией, то есть предназначением. При этом условимся, под концепцией мы будем понимать единый определяющий замысел, а под парадигмой -пример, образец, взятый для сравнения или доказательства.
Под приведённое выше определение организации подходит и семья, состоящая из двух человек, и Организация Объединённых Наций, но чаще этот термин отождествляют с определённым хозяйствующим субъектом: фирмой, предприятием, корпорацией и т.д. Исследователи организаций часто декларируют использование системного подхода и практически не замечают различий между
Муратов А.С.
канд. экон. наук,
профессор,
Новокузнецкий
филиал-институт
Кемеровского
государственного
университета
теория орган
эн П?
при исследовании _организаций
актуализируются
_диалектика
и её симбиоз — _системно_диалектический
_подход
понятиями «система» и «организация». Такая безобидная на первый взгляд неточность приводит к значительным негативным последствиям. Можно отождествлять организацию с системой, но с оговоркой, что это социальная система, отличающаяся от всех других:
а) своей целенаправленностью;
б) иерархией целей;
в) иерархией структуры.
Любая организация одновременно является и объектом, и субъектом управления, то есть и целым, и частью целого. Можно утверждать, что этот факт является основным противоречием организации. Если его игнорировать, то возобладает механическая или хнократическая составляющая системно-о подхода, а социальная, именно та, что и елает организацию организацией, серьезно пострадает. Не помешало же использование системного подхода при переходе нашей страны от одной общественной формации другой построить олигархический капита-изм, далёкий от идеалов социальной справедливости.
отиворечия в человеческом обществе проявляются наиболее остро, при исследовании организаций актуализируются диалектика и её симбиоз - системно-диалектический подход.
Закон - это объективная, субъективная связь явлений или событий. В теории организации различают объективные законы (законы организации) и субъективные законы, содержащиеся в правовых нормах, Библии, Коране - законы для организации.
При небольшой вариативности к законам организации относят законы синергии, самосохранения, развития, информативности-упорядоченности, композиции-пропорциональности (гармонии), единства анализа и синтеза. При этом основным предлагается считать закон синергии. Законы организации не корреспондируют с законами экономической теории, хотя объект исследований общий. Не просматривается преемственность с геге-
/
левскими законами развития, дарвиновским законом эволюции. А в отношении закона гармонии за прошедшее столетие сделано несколько шагов назад. Так, например, К. Адамецки в начале XX в. выделял гармонию структуры, гармонию действий и духовную гармонию. В настоящее время речь идёт только о гармонии структуры. В обобщающей формулировке закон синергии гласит, что «свойства организации больше суммы качеств её составляющих». Здесь всё достаточно лаконично и ясно. Путаница возникает с эмерджентностью и взаимодействием синергии и эмерджентности. По мнению Т.А. Акимовой, «на самом деле по отношению к общим системным свойствам эмерджентность и синергизм - синонимы», такого же мнения придерживается Ю.П. Лапыгин. Дж.К. Лафта считает, что «эффект синергии - составная часть эмерджентнос-ти». Г.Р. Латфулин и А.В. Райченко определяют эмерджентность как «оперативную мобилизацию принципиально новых качеств» и т.д. На самом деле и синергизм, и эмерджентность характеризуется несводимостью свойств организации к сумме качеств её составляющих. Но на этом сходство кончается. При синергизме новые качества возникают за счёт согласованного соединения факторов внутренней среды - эндогенных факторов. Эмерджентность - это возникновение новых качеств организации под воздействием внешней среды - экзогенных факторов.
Эмерджентность может усилить синергизм, ослабить его или свести на нет. Эмерджентное воздействие характеризуется внезапностью, определённой направленностью, изначально его приравнивали к сверхъестественному, божественному проявлению. Это направляющие, а не управляющие воздействия. Эмерджентное воздействие требует от самоорганизации (синергии) проявления адаптационных свойств, действий направленных на согласование синергии и эмерд-жентности (их гармонизации).
и синергизм, и эмерджентность характеризуется несводимостью свойств организации к сумме качеств её составляющих
теория организа,
ции
гармонизация
несёт в себе
большой
положительный _созидательный
потенциал,,
соединяя
совместные
свойства
и элементы в
единое целое,
она позволяет
получать новое
качество
В ъ
сш
Чтобы преобразовать приведённую выше совокупность законов организации в систему законов необходимо нечто, подобное процессу агломерации, соединяющее множество отдельных частей в единое целое. Для этого обратимся к гегелевскому закону единства и борьбы противоположностей и отметим, что противоположности не только борются, но и мирно уживаются. Фредерик Бастиа (1801-1850) в своем фундаментальном труде «Экономические гармонии» доказывал, что зло необходимо, хотя бы для того, чтобы лучше познать добро. Абсолют в природе не правило, а исключение. Возникают проблемы и совместимости противоположностей, но подавляющее большинство их осит неантагонистический характер. Ф. Баса доказал, что область экономики свободна от антагонистических противоречий. Такие противоположности обладают свойством взаимопроникновения, гармонизации. Область взаимопроникновения может пере-ещаться, обеспечивая тем самым динами-еское равновесие, гармонию противоречий. В обыденной жизни гармонии часто таются не замеченными. Беспокойство, неудобство, неудовлетворенность вызывает проявление дисгармоний, диспропорций, переносов. «Каждая организация стремится к устранению дисгармоний» - так можно сформулировать закон гармонизации организаций, который играет роль «станового хребта» системы законов организации. Предлагаю читателю подумать над формулировкой таких законов организации, как:
1) дивергенции и конвергенции;
2) синергии и эмерджентности;
3) самосохранения и развития;
4) планомерности и стихийности;
5) количества и качества;
6) анализа и синтеза;
7) спроса и предложения;
8) онтогенеза и оогенеза;
9) альтруизма и эгоизма и других. Представление о гармонии, красоте, совершенстве у каждого человека индивидуально.
Оно меняется с течением времени, но довольно статично. Полную, абсолютную гармонию скорее следует отнести к области утопий, чем к реалии.
Стремление к гармонии присуще человеку естественным образом. Такое стремление является источником, двигателем прогресса в любой области. Часто процессы подготовки и реализации определенных событий доставляют большее удовольствие, чем непосредственно наступление самого события. Процесс гармонизации важнее самой гармонии. Если гармония субъективна, статична, абстрактна, то гармонизация объективна, динамична и конкретна.
«Организовать» преступные действия можно, а «гармонизировать» - нет. Гармонизация несёт в себе большой положительный созидательный потенциал, соединяя совместные свойства и элементы в единое целое, она позволяет получать новое качество.
Гармонизация капитализма и социализма, чаще называемая конвергенцией, образует цивилизованное общество нового типа - смешанное общество. Любой кризис проявляется в виде острых дисгармоний. Антикризисные меры, меры по устранению этих дисгармоний имеют принадлежность к процессу гармонизации.
Объекты гармонизации - противоречия явлений, действий и ценностей, которые конкретизируются через гармонизацию процессов и структур, свойств и качеств, интересов и целей (рис. 1). В гармонизации процессов и структур она проявляет себя как мера, в гармонизации свойств и качеств - как условие, в гармонизации интересов и целей - как приоритет. Как конечный результат в первом случае имеем эффективность, во втором - качество, в третьем - результативность.
Если говорить о причинно-следственных связях основных экономико-организационных категорий, видим, что гармонизация - причина, а эффективность, качество и результативность - следствия, а не наоборот. На стадии гармонизации устанавливается совместимость
законы
организации носят общий характер, миссия индивидуали-
зирована
Рис. 1. Взаимосвязь гармонизации, качества, эффективности и результативности
явлений, действий, ценностей. В дальнейшем взаимосвязи улучшаются, совершенствуются, а взаимодействие оценивается показателями эффективности, качества и результативности. Таким образом, в системе организационных отношений гармонизация первородна, а эффективность, качество, результативность -производные от неё.
Для того, чтобы любая организация добилась успеха, её создание, функционирование и развитие должно отвечать требованиям законов
организации или, по крайней мере, не противоречить им. При реализации законов организации в оперативной деятельности, они должны трансформироваться последовательно в парадигму организации, затем в её миссию, стратегию и тактику (рис. 2). Законы организации определяют рамки и правила функционирования и развития. Парадигма характеризует образец, эталон организации. Миссия определяет индивидуальное предназначение организации. Стратегия формулирует долгосрочные приоритеты и дает их количественные оценки. Тактика характеризует краткосрочные задачи и показывает пути их решения. Оперативная деятельность, производственные и хозяйственные операции реализуют задачи, определённые тактикой.
В этой цепочке наиболее слабым звеном в теории организации является парадигма организации. В данном случае можно не согласиться, возразить, что разработаны эталоны гибкого производства, гармоничного производства. Однако в этих разработках приоритетны техническая и технологическая составляющие организации. Законы организации носят общий характер, миссия индивидуализирована. Описание обобщенного образца организации как социальной системы, того что делает организацию организацией мне неизвестно (из теории организации).
анализ -►
операции
за- па- мис- стра- так-
ко- -> ра- сия те- ти-
* гия
ны ДИГ ма ка
12 3 4 5
^-синтез
Рис. 2. Взаимосвязь законов и оперативной деятельности организации
теория организации
Р/
Рис. 3. Основа парадигмы функционирования и развития организации:
1 - означает, что гармонизация свойств объекта (предмета, процесса, явления) является необходимым условием формирования требуемого качества;
2 - качество служит мерой гармонизации свойств объекта;
3 - гармонизация по векторам разнообразных по масштабам и направлениям интересов и целей возможна на основе сквозного критерия - «повышение благосостояния людей»;
4 - иерархия интересов и целей означает подчинение целей низшего уровня целям высшего уровня;
5 - категория «качество» на высшей ступени своего развития - «качество жизни» сливается с идеей повышения благосостояния;
6 - благосостояние обретает количественную оценку через показатель «качество жизни»
Основу, фундамент парадигмы организации должно составлять, по-нашему мнению, триединство таких категорий, как «благосостояние», «гармонизация» и «качество» (рис. 3). «Благосостояние» и «качество» являются целевыми установками организации, «гармонизация» - средство достижения цели. Проблема гармонизации многообразия интересов и целей заключается в согласовании личных, групповых, коллективных, корпоративных, региональных, страховых и даже общеп-
ланетарных целей (множество векторов). человек - цель,
Проблематика качества должна преодолеть а не средство
такие ступени, как: организации
1) качество исходных материалов, логистики; _
2) качество технологии; _
3) качество труда; _
4) качество продукции, услуг (маркетинга); _
5) качество информации; _
6) качество управления (менеджмента); _
7) качество жизнедеятельности (жизни). _
Благосостояние как целевая установка озна- _
чает (как по И. Канту), что человек - цель, а _
не средство организации. Триединство «бла- _
госостояния», «гармонизации» и «качест- _
ва» обеспечивается показателем «качество _
жизни». Он одновременно является и векто- _
рообразователем интересов и целей, и коли- _
чественной оценкой гармонизации функ- _
ционирования и развития организации. В _
силу сложности расчёта этого показателя в _
практической деятельности допустимо опе- _
рировать сквозным показателем - «уровень _
жизни». _
Использование показателя повышения уров- _
ня жизни работников в качестве критерия _
эффективности функционирования орга- _
низации приводит к укреплению доверия _
между управляемыми и управляющими зве- _
ньями, даёт не только психологический, но и _
экономический эффект. _
Литература
1. Акимова Т. А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Лапыгин Ю.А. Теория организаций: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2003.
5. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов /. - СПб.: Питер, 2003.
6. Дафт Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по
теория организации
специальности «Менеджмент организации» / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006..
7. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Маршалл А. Основы экономической науки. / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007,
9. Микроэкономика: практический подход (Manageral Есопошюб): Учебник / коллектив авторов под ред. А.Г. Грязнова и А.Ю. Юданова. - М.: Кнорус, 2008.
10. Адамецки К. О науке организации. - М.: Экономика, 1972.
11. Бастиа Ф. Экономические гармонии. Избранное - М.: Эксмо, 2007.
Muratov A.S.
Cand. of Econ. Sci, Professor,
Novokuznetsk Branch Institute of Kemerovo State University
The concept of creating paradigm of functioning and development of organization
_Abstract
The article shows the features of the organization as a social system. Characterized a set of laws of the organization, suggested their classification on the basis of contradictory actions and harmonization of contradictions. Grounded the necessity of the development paradigm of the organization.
Keywords: organization, system, mission, contradictions, harmonization, efficiency, quality, welfare