Научная статья на тему 'Концепция процесса инфосоциализации'

Концепция процесса инфосоциализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЮЗЕРОВСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / USER'S SUBCULTURE / INFO-SOCIALIZATION / SOCIALIZATION PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жилкин Владимир Владимирович

Автором выносится на обсуждение процесс социализации в современных условиях, характеризующийся такими явлениями как информатизация, информационная культура, практико-ориентированное образование и требования к современному специалисту, а также образованием новых профессиональных сообществ групп и субкультур. Показывается значение (роль) юзеровской субкультуры в процессе инфосоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of info-socialization process

The author discusses the process of socialization in current context of informatization, information culture, practice-oriented education, person specification as well as formation of new professional groups and subcultures. The significance of user's subculture in the process of infosocialization is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Концепция процесса инфосоциализации»

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЦЕССА ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИИ В.В. Жилкин

Автором выносится на обсуждение процесс социализации в современных условиях, характеризующийся такими явлениями как информатизация, информационная культура, практико-ориен-тированное образование и требования к современному специалисту, а также образованием новых профессиональных сообществ групп и субкультур. Показывается значение (роль) юзеровской субкультуры в процессе инфосоциализации.

Ключевые слова: инфосоциализация, социализация, юзеровская субкультура.

Определяющей чертой современного этапа развития общества является процесс реформирования всех его систем с учетом закономерностей становления информационного общества, переход к которому предполагает свободную ориентацию индивида в информационном пространстве. В любой сфере жизнедеятельности поиск рациональных решений требует обработки больших объемов информации, осуществление которой в современных условиях невозможно без привлечения специальных технических средств. Вместе с тем проблемы освоения имеющихся информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) и их восприятия видоизменяют и нарушают процесс усвоения и воспроизведения личностью актуальной составляющей информационного опыта человечества.

Согласно «Стратегии развития информационного общества в России» к 2015 г. Россия должна войти в число стран-лидеров в области постиндустриального развития [1]. В настоящее время в России действует национальная программа информатизации, разработанная с учетом местных особенностей и условий. Вместе с тем осуществить переход к информационному обществу только посредством наращивания парка персональных компьютеров и директивного внедрения ИКТ в профессиональную деятельность невозможно. Необходимо формирование инфор-матизационного сознания, которое непосредственно связано с процессом производства и потребления информации. Существующие ИКТ предъявляют к личности требования, превосходящие ее сегодняшние возможности, поскольку функционирующие агенты инфосоциализации формального характера (в частности, институт гуманитарного образования) не справляются со своими задачами в

силу низкого уровня владения навыками использования ИКТ.

Сравнительный анализ информатизаци-онных процессов, происходящих в мире и в России, показал, что существует определенный информационный диспаритет между странами или значительная информационная дифференциация внутри них (особенно в регионах). В российской практике сложился формализованный подход к переходу социальных институтов к информационному этапу развития, заключающийся в подмене реального процесса формирования требуемых навыков свидетельствами о прослушанных краткосрочных курсах по предмету ИКТ. Существует, однако, определенная группа специалистов, которая, в силу специфики своей деятельности или интересов, адекватно инфосоциализирована в современных условиях и приобщена к юзеровской (пользовательской) субкультуре (ЮСК). Отдельные представители этой группы, имеющие ярко выраженные девиантные наклонности (например, хакеры), вследствие дефицита формальных агентов инфосоциализации соответствующего уровня и наличия актуальной потребности в них становятся неформальными агентами, параллельно формирующими низкий уровень информационной культуры и нравственности.

Современный социальный институт образования как главный формальный агент инфосоциализации ориентирован в основном на классическую парадигму образования, традиционность которой сдерживает развитие новых представлений о человеке и о способах его формирования в новой цивилизации. Таким образом, процесс интеграции компьютера и ИКТ в общественное сознание следует начинать с формирования, прежде всего у преподавателей (не только информа-

тики), соответствующих компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Налицо изменение условий общей социализации в результате экспонентного возрастания объемов информации, что выводит на передний план проблему востребованности нового типа социализации - инфосоциализации. Одновременно формальный агент инфосоциализации - институт гуманитарного образования - обнаруживает низкий уровень юзеровской субкультуры как ее инструмента, что не способствует формированию информационной культуры, адекватной условиям современной общественной жизни.

В ходе проведенных автором экспериментов было выявлено определенное функциональное отличие двух групп испытуемых, применяющих ИКТ, - начинающих и опытных пользователей. Это позволяет утверждать, что наличие юзеровской субкультуры у опытных специалистов является основной предпосылкой их высокой инфосоциализи-рованности. Таким образом, теоретическая ориентация существующего социального института гуманитарного образования на формирование у личности компьютерной грамотности и готовности к использованию ИКТ не обеспечивает высокого уровня этой подготовки на практике в силу недооценки важности приобщения к юзеровской субкультуре как инструменту инфосоциализа-ции. Инфосоциализация личности и формирование ее информационной культуры не заняли пока должного места в системе гуманитарного образования.

Опираясь на результаты экспериментов можно предположить, что в современном обществе все же существует принципиальная необходимость инфосоциализации посредством юзеровской субкультуры как ее инструмента формальным агентом инфосоциализа-ции - институтом гуманитарного образования, что будет способствовать, во-первых, эффективности этого процесса как в региональных, так и в глобальном информационном пространстве, а во-вторых, формированию культурного уровня личности, адекватного современной социокультурной ситуации.

Следует отметить, что экспериментальная деятельность автора по данной проблематике была обусловлена практической необходимостью - созданием сетевого инфор-

мационного образовательного продукта для преподавателей английского языка в 19992001 гг., целью которого ставилась не только трансляция передового опыта в области преподавания английского языка, предложений дистанционных курсов, но и формирование некого информационно-педагогического

пространства в сфере преподавания и языкознания. Именно опыт взаимодействия как с пользователями сайта, так и с преподавателями и учащимися, еще далекими от овладения средствами ИКТ, демонстрировавший их низкую инфосоциализацию и отсутствие ин-форматизационного сознания, стимулировал автора к созданию концепции инфосоциали-зации, к разработке и апробации модели ин-фосоциализации посредством юзеровской субкультуры в системе гуманитарного образования. Позже, в 2004-2006 гг., при проектировании и разработке электронного издания «Аналитика культурологии», автор в качестве редактора-администратора часто

сталкивался с низким уровнем юзеровской субкультуры как авторов, так и читателей журнала.

Особого внимания заслуживает опыт применения технологии Web 2.0 в образовательном процессе в 2007-2008 гг. Организуя дискуссионные группы в виртуальных компьютерных сетях, сетевых социальных сетях (например, vkontakte, iCamp) и пытаясь привлекать в них студентов гуманитарных специальностей тамбовских вузов для обсуждения тематических заданий и выполнения самостоятельных работ, автор по-прежнему сталкивается с двумя основными проблемами (что представляется достаточно удивительным, т. к. данные информационные ресурсы воспринимаются в Сети, прежде всего, как студенческие): технической ограниченностью в доступе к данным ресурсам и низким уровнем юзеровской субкультуры существенной части их пользователей. Вместе с тем в процессе данного образовательного эксперимента было выявлено, что именно благодаря вовлечению студентов в открытые виртуальные сетевые пространства изменялся не только уровень информационной культуры их участников, но и сам коммуникационный процесс как в онлайн, так и оффлайн группах. Социальные сети превратили процесс формирования контента Интернет-ре-

сурса в коллективный образовательный труд, способ их творческой самоактуализации.

В целом процесс создания концепции процесса инфосоциализации в гуманитарном образовании базировался на решении целого ряда исследовательских задач, которые условно можно было поделить на три группы.

1. Задачи первой группы направлены на изучение и анализ современного состояния информационного диспаритета в рамках глобального сообщества и на обоснование прогноза развития информационно-коммуникационных технологий в странах разного уровня развития и в России.

2. Вторая группа задач направлена на операционализацию таких понятий, как ин-форматизационное сознание, информационная социализация, на выявление и обоснование особенностей инфосоциализации в условиях информатизации сознания.

3. Задачи третьей группы направлены на обоснование роли юзеровской субкультуры в инфосоциализации в гуманитарном образовании в условиях региона.

Решение вышеозначенных задач позволило выявить противоречие, прежде всего, между неформальными агентами инфосо-циализации, формирующими у личности довольно низкий уровень культуры и нравственного самосознания, но в силу высокой степени приобщенности к ИКТ способными обеспечить высокую эффективность самого процесса инфосоциализации личности, и формальными агентами инфосоциализации, важнейшим из которых является институт гуманитарного образования, не способными сформировать уровень культуры и нравственного самосознания, адекватные условиям современной общественной жизни и потребностям складывающегося информационного пространства, в силу реально низкого уровня владения ИКТ.

В процессе разработки концепции инфосо-циализации в гуманитарном образовании были сделаны следующие основные выводы [2]:

1. По всем основным параметрам и факторам готовности к информационному обществу Тамбовская область занимает последнее место среди соседних регионов и регионов с паритетным ВРП. В целом по России Тамбовская область занимает 74 место из 88 возможных. Факторами, тормозящими процесс информатизации региона, яв-

ляются крайне низкий человеческий капитал

и, как следствие, недостаточное использование ИКТ населением и недооценка органами власти государственного и местного самоуправления важности широкомасштабного применения ИКТ в социальной сфере [3].

2. В настоящее время актуализируется проблема неумения и невозможности получения и использования имеющейся информации в условиях изменения общей социализации и необходимости формирования специфического сознания личности, которое представляется целесообразным назвать ин-форматизационным сознанием. Информати-зационное сознание - специфическая форма отражения действительности (информационных процессов), опосредованная ИКТ, включающая в себя информационные потребности, ценностные установки и социальные ориентации личности, ее социальную активность в процессах функционирования современного общества.

3. В современном обществе к содержанию процесса социализации добавляется процесс и результат усвоения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуального информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и ИКТ, т. е. инфосоциализация.

4. Механизм инфосоциализации подразумевает участие двух сторон - объекта и субъекта инфосоциализации. Объектом ин-фосоциализации является личность, на которую направлен этот процесс, субъектом -агенты инфосоциализации - отдельные личности, социальные группы, сетевые сообщества и социальные институты, которые осуществляют инфосоциализацию в современном обществе. В рамках непрерывного и интенсивного взаимодействия личности с информационным пространством субъект ин-фосоциализации не только оказывает воздействие на ее объект, но и сам испытывает обратное воздействие последнего (часто в интерактивном режиме). В процессе инфосо-циализации можно выделить три критерия: инфоадаптацию, инфоинтеграцию и инфоак-тивность. Инфоадаптация личности подразумевает ее приспособление к информационному пространству, требованиям и законам функционирования информационных потоков. Инфоинтеграция предполагает включенность и самостоятельные интеракции ин-

1б2

дивида в информационном пространстве, сознательный выбор личностью видов и форм информационной деятельности. Инфо-активность обусловливает способность личности вносить перемены в информационное пространство, когда в этом есть необходимость и целесообразность.

5. Инфосоциализация неформальными агентами девиантного характера, т. е. трансляция информационных ценностей и опыта групп хакеров и киберпреступников, несмотря на свою привлекательность в глазах начинающих пользователей, не может соответствовать социокультурным требованиям современного общества. Тем не менее привлекательность инфосоциализации посредством ее неформальных агентов девиантного характера обусловлена самой мотивацией девиантного поведения пользователей - невос-требованностью обществом специальных знаний в сфере компьютерных технологий и, соответственно, невозможностью некоторых продвинутых пользователей самореализоваться каким-либо иным способом, а также их популяризацией средствами масс-медиа.

6. В условиях информатизации общества необходим уровень информационной культуры, позволяющий личности осваивать ИКТ и включать их в свою жизнь. Такое включение должно происходить посредством приобщения к юзеровской субкультуре. ЮСК представляет собой трансформированную информатизационным сознанием систему ценностей современного общества, а также специфические нормы и модели поведения, особую символическую систему, присущую определенной группе людей, объединенных степенью приобщения к информационным пространствам и ИКТ, и включает в себя эргономический, технологический, интерактивный, аутодидактический, инфо-аналитический и креативный компоненты.

7. Модель процесса инфосоциализации в гуманитарном образовании посредством юзеровской субкультуры представляет собой осуществление инфосоциализации в образовательном пространстве учебного заведения гуманитарного профиля в три этапа: диагно-

стика участников образовательного пространства на наличие развитой инфопотреб-ности и формирование пилотажной группы; приобщение пилотажной группы к юзеров-ской субкультуре; становление информационного микропространства в рамках образовательного пространства учебного заведения. Модель процесса инфосоциализации разработана для образовательных учреждений гуманитарного профиля и является оптимальной для практического применения в условиях региона.

1. Стратегия развития информационного общества в России: утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., № Пр-212 // Совет безопасности РФ. URL: http://www.scrf. gov. ru/documents/90.html. Загл. с экрана.

2. Жилкин В.В. Инфосоциализация в образовании. СПб., 2007.

3. Индекс готовности регионов России к информационному обществу, 2004-2005 / под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова и С.Б. Ша-пошника. М., 2005.

Поступила в редакцию 14.01.2008 г.

Zhilkin V.V. The concept of info-socialization process. The author discusses the process of socialization in current context of informatization, information culture, practice-oriented education, person specification as well as formation of new professional groups and subcultures. The significance of user’s subculture in the process of info-socialization is demonstrated.

Key words: info-socialization, socialization process, user’s subculture.

Literature

1. Development strategy towards the informational society: confirmed by the President of the Russian Federation, February 7, 2008. # 212 // Security Council of the Russian Federation. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/90.html.

2. Zhilkin V.V. Info-socialization in education. St Petersburg, 2007.

3. Index of the Russian Federation readiness to the Informational Society, 2004-2005 / еd. by TM. Ershova, Yu.E. Khokhlova, S.B. Shaposhnik. Moscow, 2005.

1бЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.