КОНЦЕПЦИЯ ПРОЦЕССА ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИИ В.В. Жилкин
Автором выносится на обсуждение процесс социализации в современных условиях, характеризующийся такими явлениями как информатизация, информационная культура, практико-ориен-тированное образование и требования к современному специалисту, а также образованием новых профессиональных сообществ групп и субкультур. Показывается значение (роль) юзеровской субкультуры в процессе инфосоциализации.
Ключевые слова: инфосоциализация, социализация, юзеровская субкультура.
Определяющей чертой современного этапа развития общества является процесс реформирования всех его систем с учетом закономерностей становления информационного общества, переход к которому предполагает свободную ориентацию индивида в информационном пространстве. В любой сфере жизнедеятельности поиск рациональных решений требует обработки больших объемов информации, осуществление которой в современных условиях невозможно без привлечения специальных технических средств. Вместе с тем проблемы освоения имеющихся информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) и их восприятия видоизменяют и нарушают процесс усвоения и воспроизведения личностью актуальной составляющей информационного опыта человечества.
Согласно «Стратегии развития информационного общества в России» к 2015 г. Россия должна войти в число стран-лидеров в области постиндустриального развития [1]. В настоящее время в России действует национальная программа информатизации, разработанная с учетом местных особенностей и условий. Вместе с тем осуществить переход к информационному обществу только посредством наращивания парка персональных компьютеров и директивного внедрения ИКТ в профессиональную деятельность невозможно. Необходимо формирование инфор-матизационного сознания, которое непосредственно связано с процессом производства и потребления информации. Существующие ИКТ предъявляют к личности требования, превосходящие ее сегодняшние возможности, поскольку функционирующие агенты инфосоциализации формального характера (в частности, институт гуманитарного образования) не справляются со своими задачами в
силу низкого уровня владения навыками использования ИКТ.
Сравнительный анализ информатизаци-онных процессов, происходящих в мире и в России, показал, что существует определенный информационный диспаритет между странами или значительная информационная дифференциация внутри них (особенно в регионах). В российской практике сложился формализованный подход к переходу социальных институтов к информационному этапу развития, заключающийся в подмене реального процесса формирования требуемых навыков свидетельствами о прослушанных краткосрочных курсах по предмету ИКТ. Существует, однако, определенная группа специалистов, которая, в силу специфики своей деятельности или интересов, адекватно инфосоциализирована в современных условиях и приобщена к юзеровской (пользовательской) субкультуре (ЮСК). Отдельные представители этой группы, имеющие ярко выраженные девиантные наклонности (например, хакеры), вследствие дефицита формальных агентов инфосоциализации соответствующего уровня и наличия актуальной потребности в них становятся неформальными агентами, параллельно формирующими низкий уровень информационной культуры и нравственности.
Современный социальный институт образования как главный формальный агент инфосоциализации ориентирован в основном на классическую парадигму образования, традиционность которой сдерживает развитие новых представлений о человеке и о способах его формирования в новой цивилизации. Таким образом, процесс интеграции компьютера и ИКТ в общественное сознание следует начинать с формирования, прежде всего у преподавателей (не только информа-
тики), соответствующих компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Налицо изменение условий общей социализации в результате экспонентного возрастания объемов информации, что выводит на передний план проблему востребованности нового типа социализации - инфосоциализации. Одновременно формальный агент инфосоциализации - институт гуманитарного образования - обнаруживает низкий уровень юзеровской субкультуры как ее инструмента, что не способствует формированию информационной культуры, адекватной условиям современной общественной жизни.
В ходе проведенных автором экспериментов было выявлено определенное функциональное отличие двух групп испытуемых, применяющих ИКТ, - начинающих и опытных пользователей. Это позволяет утверждать, что наличие юзеровской субкультуры у опытных специалистов является основной предпосылкой их высокой инфосоциализи-рованности. Таким образом, теоретическая ориентация существующего социального института гуманитарного образования на формирование у личности компьютерной грамотности и готовности к использованию ИКТ не обеспечивает высокого уровня этой подготовки на практике в силу недооценки важности приобщения к юзеровской субкультуре как инструменту инфосоциализа-ции. Инфосоциализация личности и формирование ее информационной культуры не заняли пока должного места в системе гуманитарного образования.
Опираясь на результаты экспериментов можно предположить, что в современном обществе все же существует принципиальная необходимость инфосоциализации посредством юзеровской субкультуры как ее инструмента формальным агентом инфосоциализа-ции - институтом гуманитарного образования, что будет способствовать, во-первых, эффективности этого процесса как в региональных, так и в глобальном информационном пространстве, а во-вторых, формированию культурного уровня личности, адекватного современной социокультурной ситуации.
Следует отметить, что экспериментальная деятельность автора по данной проблематике была обусловлена практической необходимостью - созданием сетевого инфор-
мационного образовательного продукта для преподавателей английского языка в 19992001 гг., целью которого ставилась не только трансляция передового опыта в области преподавания английского языка, предложений дистанционных курсов, но и формирование некого информационно-педагогического
пространства в сфере преподавания и языкознания. Именно опыт взаимодействия как с пользователями сайта, так и с преподавателями и учащимися, еще далекими от овладения средствами ИКТ, демонстрировавший их низкую инфосоциализацию и отсутствие ин-форматизационного сознания, стимулировал автора к созданию концепции инфосоциали-зации, к разработке и апробации модели ин-фосоциализации посредством юзеровской субкультуры в системе гуманитарного образования. Позже, в 2004-2006 гг., при проектировании и разработке электронного издания «Аналитика культурологии», автор в качестве редактора-администратора часто
сталкивался с низким уровнем юзеровской субкультуры как авторов, так и читателей журнала.
Особого внимания заслуживает опыт применения технологии Web 2.0 в образовательном процессе в 2007-2008 гг. Организуя дискуссионные группы в виртуальных компьютерных сетях, сетевых социальных сетях (например, vkontakte, iCamp) и пытаясь привлекать в них студентов гуманитарных специальностей тамбовских вузов для обсуждения тематических заданий и выполнения самостоятельных работ, автор по-прежнему сталкивается с двумя основными проблемами (что представляется достаточно удивительным, т. к. данные информационные ресурсы воспринимаются в Сети, прежде всего, как студенческие): технической ограниченностью в доступе к данным ресурсам и низким уровнем юзеровской субкультуры существенной части их пользователей. Вместе с тем в процессе данного образовательного эксперимента было выявлено, что именно благодаря вовлечению студентов в открытые виртуальные сетевые пространства изменялся не только уровень информационной культуры их участников, но и сам коммуникационный процесс как в онлайн, так и оффлайн группах. Социальные сети превратили процесс формирования контента Интернет-ре-
сурса в коллективный образовательный труд, способ их творческой самоактуализации.
В целом процесс создания концепции процесса инфосоциализации в гуманитарном образовании базировался на решении целого ряда исследовательских задач, которые условно можно было поделить на три группы.
1. Задачи первой группы направлены на изучение и анализ современного состояния информационного диспаритета в рамках глобального сообщества и на обоснование прогноза развития информационно-коммуникационных технологий в странах разного уровня развития и в России.
2. Вторая группа задач направлена на операционализацию таких понятий, как ин-форматизационное сознание, информационная социализация, на выявление и обоснование особенностей инфосоциализации в условиях информатизации сознания.
3. Задачи третьей группы направлены на обоснование роли юзеровской субкультуры в инфосоциализации в гуманитарном образовании в условиях региона.
Решение вышеозначенных задач позволило выявить противоречие, прежде всего, между неформальными агентами инфосо-циализации, формирующими у личности довольно низкий уровень культуры и нравственного самосознания, но в силу высокой степени приобщенности к ИКТ способными обеспечить высокую эффективность самого процесса инфосоциализации личности, и формальными агентами инфосоциализации, важнейшим из которых является институт гуманитарного образования, не способными сформировать уровень культуры и нравственного самосознания, адекватные условиям современной общественной жизни и потребностям складывающегося информационного пространства, в силу реально низкого уровня владения ИКТ.
В процессе разработки концепции инфосо-циализации в гуманитарном образовании были сделаны следующие основные выводы [2]:
1. По всем основным параметрам и факторам готовности к информационному обществу Тамбовская область занимает последнее место среди соседних регионов и регионов с паритетным ВРП. В целом по России Тамбовская область занимает 74 место из 88 возможных. Факторами, тормозящими процесс информатизации региона, яв-
ляются крайне низкий человеческий капитал
и, как следствие, недостаточное использование ИКТ населением и недооценка органами власти государственного и местного самоуправления важности широкомасштабного применения ИКТ в социальной сфере [3].
2. В настоящее время актуализируется проблема неумения и невозможности получения и использования имеющейся информации в условиях изменения общей социализации и необходимости формирования специфического сознания личности, которое представляется целесообразным назвать ин-форматизационным сознанием. Информати-зационное сознание - специфическая форма отражения действительности (информационных процессов), опосредованная ИКТ, включающая в себя информационные потребности, ценностные установки и социальные ориентации личности, ее социальную активность в процессах функционирования современного общества.
3. В современном обществе к содержанию процесса социализации добавляется процесс и результат усвоения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуального информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и ИКТ, т. е. инфосоциализация.
4. Механизм инфосоциализации подразумевает участие двух сторон - объекта и субъекта инфосоциализации. Объектом ин-фосоциализации является личность, на которую направлен этот процесс, субъектом -агенты инфосоциализации - отдельные личности, социальные группы, сетевые сообщества и социальные институты, которые осуществляют инфосоциализацию в современном обществе. В рамках непрерывного и интенсивного взаимодействия личности с информационным пространством субъект ин-фосоциализации не только оказывает воздействие на ее объект, но и сам испытывает обратное воздействие последнего (часто в интерактивном режиме). В процессе инфосо-циализации можно выделить три критерия: инфоадаптацию, инфоинтеграцию и инфоак-тивность. Инфоадаптация личности подразумевает ее приспособление к информационному пространству, требованиям и законам функционирования информационных потоков. Инфоинтеграция предполагает включенность и самостоятельные интеракции ин-
1б2
дивида в информационном пространстве, сознательный выбор личностью видов и форм информационной деятельности. Инфо-активность обусловливает способность личности вносить перемены в информационное пространство, когда в этом есть необходимость и целесообразность.
5. Инфосоциализация неформальными агентами девиантного характера, т. е. трансляция информационных ценностей и опыта групп хакеров и киберпреступников, несмотря на свою привлекательность в глазах начинающих пользователей, не может соответствовать социокультурным требованиям современного общества. Тем не менее привлекательность инфосоциализации посредством ее неформальных агентов девиантного характера обусловлена самой мотивацией девиантного поведения пользователей - невос-требованностью обществом специальных знаний в сфере компьютерных технологий и, соответственно, невозможностью некоторых продвинутых пользователей самореализоваться каким-либо иным способом, а также их популяризацией средствами масс-медиа.
6. В условиях информатизации общества необходим уровень информационной культуры, позволяющий личности осваивать ИКТ и включать их в свою жизнь. Такое включение должно происходить посредством приобщения к юзеровской субкультуре. ЮСК представляет собой трансформированную информатизационным сознанием систему ценностей современного общества, а также специфические нормы и модели поведения, особую символическую систему, присущую определенной группе людей, объединенных степенью приобщения к информационным пространствам и ИКТ, и включает в себя эргономический, технологический, интерактивный, аутодидактический, инфо-аналитический и креативный компоненты.
7. Модель процесса инфосоциализации в гуманитарном образовании посредством юзеровской субкультуры представляет собой осуществление инфосоциализации в образовательном пространстве учебного заведения гуманитарного профиля в три этапа: диагно-
стика участников образовательного пространства на наличие развитой инфопотреб-ности и формирование пилотажной группы; приобщение пилотажной группы к юзеров-ской субкультуре; становление информационного микропространства в рамках образовательного пространства учебного заведения. Модель процесса инфосоциализации разработана для образовательных учреждений гуманитарного профиля и является оптимальной для практического применения в условиях региона.
1. Стратегия развития информационного общества в России: утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., № Пр-212 // Совет безопасности РФ. URL: http://www.scrf. gov. ru/documents/90.html. Загл. с экрана.
2. Жилкин В.В. Инфосоциализация в образовании. СПб., 2007.
3. Индекс готовности регионов России к информационному обществу, 2004-2005 / под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова и С.Б. Ша-пошника. М., 2005.
Поступила в редакцию 14.01.2008 г.
Zhilkin V.V. The concept of info-socialization process. The author discusses the process of socialization in current context of informatization, information culture, practice-oriented education, person specification as well as formation of new professional groups and subcultures. The significance of user’s subculture in the process of info-socialization is demonstrated.
Key words: info-socialization, socialization process, user’s subculture.
Literature
1. Development strategy towards the informational society: confirmed by the President of the Russian Federation, February 7, 2008. # 212 // Security Council of the Russian Federation. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/90.html.
2. Zhilkin V.V. Info-socialization in education. St Petersburg, 2007.
3. Index of the Russian Federation readiness to the Informational Society, 2004-2005 / еd. by TM. Ershova, Yu.E. Khokhlova, S.B. Shaposhnik. Moscow, 2005.
1бЗ