О.А.Лавренова
Концепция пространства в Живой Этике: постановка проблемы
Если размышлять над проблемой пространства как такового и взаимоотношениями человека с таинственной и зовущей Вселенной, то эти размышления будут пронизаны чувством трепетного восторга, которое вдохновляло многих великих мыслителей человечества - от Пифагора, учившего о «музыке сфер»1, до Циолковского и Чижевского, рассуждавших в рамках дискурса современной науки.
Постулат древней индийской философии о множественности миров проявленного, дифференцированного пространства развивается в Живой Этике и перекликается с современной гипотезой о существовании многомерных пространств, тем более недоступных человеческому пониманию, чем более высока их мерность. Живая Этика говорит о преодолимости границ между этими мирами, возможной для сознания, в потенциале своем содержащем свойства всех миров и измерений проявленного, дифференцированного пространства, в чем идет намного впереди научных теорий о многомерности пространства, разработанных спустя восемь десятилетий после публика-
1 Гармония сфер (музыка сфер) - античное эстетико-космологическое учение, выдвинутое пифагореизмом и популярное вплоть до нового времени: космос - ряд небесных сфер (луна, солнце, пять планет, неподвижные звезды), каждая из которых при вращении издает свой музыкальный звук; расстояния между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоническим музыкальным интервалам.
ции первых книг учения. Согласно новым физическим теориям, иные измерения не имеют непосредственного отношения к человеку, хотя по расчетам ученых «в реальном мире, в нашей Вселенной, не четыре измерения, а одиннадцать: десять пространственных плюс одно временное. Куда деваются семь остальных, ведь мы живем в четырех измерениях? Другие семь измерений в той части Вселенной, в которой мы живем, где существует разумная жизнь, предполагаются свернутыми, то есть мы не имеем с ними дело непосредственно»1.
В соответствии с энергетическим мировоззрением Живой Этики, пространство следует рассматривать в контексте не только пространственно-временного континуума, который является основой, канвой: «От начала происходят (явлены) протяженность, пространство, форма, последовательность (время)»2, но также в контексте пространственно-временного энергоинформационного континуума, поскольку, согласно Живой Этике, пространству имманентны энергия (огонь), сознание, мысль, информация, волновые характеристики (вибрации, имеющие определенный ритм и направление).
На начальном этапе необходимо попытаться осмыслить и структурировать информацию, относящуюся к концепции пространства в Живой Этике, поскольку исчерпывающее научное исследование этой концепции - дело науки будущего. В современной науке уже разработано достаточное количество теорий и понятий, с помощью которых можно подойти к пониманию концепций Живой Этики, в частности теория суперструн.
Сферы духа и сфера, окружающая человечество, сотканы из устремлений духа людей3, имеют свой темпоритм, и их возможно рассматривать во взаимосвязи с концептами ноосферы и семиосферы4. Следует задуматься и над соответствием юнговских архетипов и пространственных мыслей, поскольку в Живой Этике сказано о соответствии пространственной мысли коллективному мышлению.
В современной философии зачастую для обозначения реалий внутреннего мира человека используются пространственные метафоры, и, наоборот, внешнее пространство приобретает антропоморфные черты и становится антропоцентричным. Живая Этика говорит о реальной взаимозависимости микрокосма и макрокосма, корреляции их внутренних процессов, качеств и ритмов. Расширение сознания дает связь
1 Иванов Вяч. Вс. Наука о человеке. Введение в современную антропологию. М., 2004. С. 17.
2 Рерих Е.И. Записи о науке //ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. (вр. №) 306. Л. 4.
3 Беспредельность, 501.
4 Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.
о.алавренора. концепция простраоства в ЖИВОЙ этике..
с выявлением пространственного огня1 - движение вовне, за собственные пределы, выявляет высшие качества пространства, привлекает и концентрирует пространственный огонь. Наблюдаемое современными астрономами расширение Вселенной не есть ли видимый признак происходящего усовершенствования ее имманентных пространственных характеристик, утончения свойств Огня и эволюционного преобразования материи?
1. Космическое пространство
1.1. Генезис и структура
Вопрос возникновения пространства и его развития - один из краеугольных в любой мировоззренческой концепции. Таинство зарождения Вселенной побуждало многих философов древности к осмыслению первопричин этого рождения, а следовательно, и соотношения в космогонии мужского и женского творящих начал. В эпистолярном наследии Е.И.Рерих приподнимается завеса над таинством самозарождения пространства: «...первая дифференциация в периодических манифестациях вечной Природы, бесполой и беспредельной, есть Адити в "ТОМ", или потенциальное пространство внутри отвлеченного Пространства. В следующей своей манифестации оно является в виде Божественной беспорочной Матери Природы внутри всевмещающей абсолютной Беспредельности. Так, Пространство называется Матерью до его космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения.
Так сказано в древних Учениях: "От начала, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности..."»2. В Живой Этике эта же истина утверждается другим символом: «Все непроявленное пространство есть корабль огня»3. Корабль, вероятнее всего, так же как и дракон, представляется метафорой движения по волнам хаоса, показывает динамичность феномена пространства-времени в его первооснове.
Елена Ивановна Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину» - труд другой великой женщины, столь же близко соприкоснувшейся с мудростью Востока, - Е.П.Блаватской. В письмах, посвященных проблематике изначального пространства, данной в древних космогониях и последующих философских учениях, Елена Ивановна иногда цитирует «Тайную Доктрину». Например, она приводит отрывок, повествующий о природе и характеристиках
1 Агни Йога, 464.
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 338-339.
3 Агни Йога, 307.
изначального, ноуменального пространства, лежащего в основе всех последующих духоматериальных явлений и форм в их двойственности: «Матерь Рождающая, или Пространство, есть вечная всегда сущая Причина - Непостижимое Божество, чьи "Невидимые Покровы" являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, вечное, которое нам легче всего представить, незыблемое в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно. Дух есть первая дифференциация от "ТОГО", Беспричинной Причины, как Духа, так и Материи»1. Пространство и материя - женская ипостась Мироздания. Пространство приравнивается к творчеству, поскольку творческий потенциал присущ ему изначально. «Дух, устремленный к Творцу Космоса, обернись к Матери Мира. <...> Уявлено пространство как наиболее творческое явление»2.
Постижение космического пространства возможно, только картина мира меняется в зависимости от состояния сознания и когнитивных способностей. «...При расширении сознания и время и пространство приобретают совершенно иное значение, и размеры, земные измерения неприло-жимы там, где произошло объединение Миров»3. Это положение оказывается близким разработанной в начале ХХ века Германом Минковским теории пространственно-временного континуума4, в котором пространственные объекты «растянуты» во времени, а прошлое и будущее состояние материальных объектов разделено гранью сознания. Если в эту модель ввести возможность расширения сознания, то ему может быть доступен более широкий пласт пространственно-временного континуума, прошлое и будущее одновременно. Будущее предопределено заложенными в прошлом причинами, но, тем не менее, имеет качество потенциальности.
Созвучные Живой Этике идеи о пространстве-времени высказывали русские мыслители-космисты рубежа Х1Х-ХХ веков. Например, Николай Федоров писал о мыслимости пространства-времени: «...Насколько пространство недоступно нашему движению, а время не есть наше действие, настолько же оба они проекты»5. Павел Флоренский связывал Мироздание с «внутренним пространством самого человека»6. То
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 339.
2 Беспредельность, 22.
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 155.
4 Минковский Г. Пространство и время. Доклад, читанный на 80-м съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Кёльне, 21 сентября 1908 г. СПб., 1911.
5 Федоров Н.Ф. Горизонтальное положение и вертикальное - смерть и жизнь // Федоров Н.Ф. Соч. М., 1994. С. 15.
6 Шапошникова Л.В. Философия космической реальности //Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М., 2003. С. 18.
есть постижение, преодоление, возможность движения происходят не только в актуальном и реальном трехмерном пространстве, но также существует движение в пространстве-времени, выражаемое в осмыслении. Если обратиться к истории западноевропейской философии, то одним из первых, кто сказал о модельном пространстве, был Лейбниц. И.Ньютон разделял абсолютное пространство («чувствилище Бога») и относительное (человеческое). Кант размышлял о психологическом (перцептивном) пространстве. Живая Этика утверждает, что возможность постижения пространства в его высших аспектах и измерениях обусловливается качеством сознания, преодолевающего притяжение трехмерного мира.
Здесь уместно вспомнить современную модель множественности вселенных, Мультиверс. А.Эйнштейн как пример, иллюстрирующий беспредельность, но конечность нашей Вселенной, приводит гипотетическую сферу, поверхность которой заселена абсолютно двухмерными существами. Эта сфера будет казаться им такой же беспредельной, какой нам кажется наша Вселенная. Но если бы они обладали способностью видеть и чувствовать вне обитаемой поверхности, их физическая двухмерность не помешала бы им осознать трехмерное пространство.
Как писала Е.И.Рерих, Живой Этике - философии Космической Реальности - присуща космосопространственная широта мысли1. Эта философская система представляет философскую и методологическую основу нового миропонимания, раскрывающего все многообразие форм Космоса, дает человечеству возможность оторвать взгляд от своей привычной сферы бытия и устремиться мыслью за пределы Земли и даже за пределы нашей трехмерной Вселенной.
В контексте энергетического мировоззрения Живой Этики все проявления пространства предстают как сгустки организованной духома-терии, имеющей различный энергетический потенциал, различную степень дифференциации. Агни, всеначальная энергия, единосущна изначальному, недифференцированному пространству, где она проявляется как единство духа и материи. «Мы называем всеначальную энергию - пространственной», - свидетельствуют Учителя Востока2. «Пространство наполнено основной космической материей, или космической субстанцией, или субстанцией Пракрити-Пуруша»3. Но и в диффе-реренцированном пространстве Космоса всеначальная энергия является основой его существования и динамики. «Агни означает огонь. Все пространство наполнено этим огнем. Как сказано, Космос есть огненный
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 225.
2 Рерих Е.И. Записи о науке //ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. (вр. №) 306. Л. 13 об.
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 35.
корабль, несущийся в Беспредельности. Огонь в виде всеначальной энергии сообщает всему жизнь (следовательно, сознание), и высшее проявление этой огненной энергии будет высокая психическая энергия»1.
Если принять во внимание, что энергия и есть материя, то утверждение ученого-космиста К.Э.Циолковского: «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи»2, - также представляется созвучным Живой Этике. Она свидетельствует о том же свойстве -способности к восприятию материи-энергии, проникающей пространство. В ее текстах не раз говорится о возможности привлекать из пространства радость, которая созвучна устремлениям людей: «Материя прошлого дня облекается в сияющую ткань энергии, которая не нуждается в новом наименовании, но проникает все пространство и трепещет радугой ликования человечества»3.
Многочисленность степеней дифференциации материи-энергии обусловливает существование множества миров разной плотности и мерности. «Миры иных состояний бесконечны, - пишет исследователь Живой Этики Л.В.Шапошникова, - как бесконечно качество их энергетики и виды творчества. Измерения миров возрастают по мере повышения состояния материи. Эти миры имеют свои параллельные вселенные, пока не доступные пониманию и исследованию ученых плотного мира. Понимание сложнейшей структуры Космоса в различных измерениях и всем богатстве состояний материи воспринимается и понимается постепенно, вместе с ростом сознания. Поэтому Живая Этика ставит актуальную проблему расширения сознания»4.
Живая Этика свидетельствует о взаимосвязи уровней пространства разной энергетики. Взаимодействие этих миров осуществляется через энергию огня, как разъясняла Е.И.Рерих своим корреспондентам: «Пространственный огонь есть связующее начало между всеми мирами на всем проявленном пространстве»5. Нить связи проходит через внутренний мир человека, огонь духа соединяется с огнем пространственным, обладая силой притяжения и направленным течением тока. Существует глубинный энергоинформационный обмен, который «происходит с мирами иных состояний материи»6 и обусловлен строением космического пространства. Сила Космического магнита создает различные модификации «материи-энергии-информации», генери-
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 433.
2 Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм. М., 1993. С. 266.
3 Община, 263.
4 Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики. С. 64.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 300.
6 Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики. С. 63.
руемой из единого источника и связанной с ним по мере развития. Материя (поле) и информация нераздельны. При этом в Живой Этике упоминаются различные градации высшей лучистой материи - фохат, материя люцида, материя матрикс. Исследовать различия между ними - дело науки весьма отдаленного будущего, поскольку сама психическая энергия в официальной науке до сих пор изучается полулегально, а понятие «расширение сознания» ученым неизвестно и не используется ими.
Исследования пространства чисто техническими средствами не учитывают его многомерности (или учитывают, но лишь математически и отвлеченно) и потому дают недостоверный или нулевой результат: «Люди хотят исследовать пространство. Скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами - все вращаются в заколдованном круге, ибо не призвана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей»1. Одними из первых европейских ученых, проникнувших за грань иных измерений пространства, были русские космисты, в частности о. Павел Флоренский, исследовавший область более высоких измерений на примере структуры пространства в «Божественной комедии» Данте. Он писал, что «область мнимостей реальна, постижима, а на языке Данта называется Эмпиреем. Все пространство мы можем представить себе двойным, составленным из действительных и из совпадающих с ними мнимых гауссовых координатных поверхностей, но переход от поверхности действительной к поверхности мнимой возможен только через разлом пространства и выворачивание тела через самого себя. Пока мы представляем себе средством к этому процессу только увеличение скоростей, может быть, скоростей каких-то частиц тела за предельную скорость с (скорость света. - О.Л.); но у нас нет доказательств невозможности каких-либо иных средств»2. Труды Флоренского и их корреляция с Живой Этикой были осмыслены Л.В.Шапошниковой, философом, развивающим это учение в научном контексте: «За предполагаемым сверхсветовым пространством Флоренский увидел инобытие, "тот свет", со всеми присущими ему особенностями, но уже поддающимися научному объяснению. Так называемое мнимое пространство, мнимости в геометрии - все это соприкосновения науки с иными мирами других состояний материи»3. Существует «мир реальный, где действует и творит дух и где сама материя ближе к духу, а не к тому ее состоянию, которое мы наблюдаем в земных условиях. Также
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 197.
2 Флоренский П. Мнимости в геометрии. М., 1991. С. 12-13.
3 Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 16-17. Здесь уместно вспомнить высказывание А.Ф.Лосева о том, что число есть способ помыслить об инобытии.
и Данте в своем путешествии по различным кругам и уровням Мироздания в "Божественной комедии" пересекает эти границы или, пользуясь терминологией Флоренского, разломы пространства»1.
Граница - символ разлома, перехода в иной мир, но также и мембрана, сводящая два мира воедино, - влечет к себе внимание современных исследователей. «Функция любой границы и пленки (от мембраны живой клетки до биосферы как, по Вернадскому, пленки, покрывающей нашу планету, и до границы семиосферы) сводится к ограничению проникновения, фильтрации и адаптирующей переработке внешнего во внутреннее»2. Пересечь «границу» пространства более высокой мерности может лишь тот, кто имеет способности встретиться с иным пространством без адаптирующего посредничества мембраны мира собственной мерности.
Момент перехода на более высокий уровень вызывает сопротивление среды такому нарушению неприкосновенности границ, символ этого естественного препятствия - «страж порога», который пропускает достойного и закрывает путь не достигшему нужного уровня сознания. Именно уровня сознания, поскольку действия, необходимые для перехода в иное измерение пространства - туда, где властны уже не символы, но означаемое ими, лежат не столько в области достижений технических, сколько духовных. Современный философ К.А.Кедров так описывает этот процесс «выворачивания», впервые введенный в науку Павлом Флоренским: «Что происходит при выворачивании? Внутреннее и внешнее не исчезают, но как бы рокируются. Космос становится таким же реально ощущаемым, как ваше собственное тело, в нем исчезает расстояние. Вы же не чувствуете в теле расстояния между одной рукой и другой, между теменем и ступней, это единое целое. Вот таким единым целым ощущается весь Космос. В то же время нутро человека в метафизическом смысле обретает космическую бесконечность, образуя как бы двуединое тело Гомо космикус, которое приходит на смену Гомо сапиенс»3.
Граница между мирами преодолевается только человеком, человек в этом случае выступает как своеобразная «ось», соединяя миры и трансформируя материю. При соприкосновении с материей низшего уровня Огню, или энергии высшего духовного напряжения, свойственно преображение качества материи и собственно пространства. Возжжение духа в Живой Этике рассматривается как
1 Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 22.
2 Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 265.
3 Кедров К.А. Поэтическое познание. Метакод. Метаметафора // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. В 3 т. Т. 1. М., 2004. С. 288.
соединение миров. Обратный процесс демонстрирует феномен ринг-се - драгоценных камней, остающихся после сожжения высоких лам и святых: огненная психическая энергия концентрируется в плотную материю.
Пространство проявленного Космоса имеет узловатую структуру. Узел как средоточие энергий, сочетает в себе высшие энергии и силу творчества. Из него происходит распространение импульсов, направленных на эволюцию и утончение актуального пространства. «В сущности говоря, в Космосе нет пассивного начала; все существует взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из бесчисленных миллиардов фокусов или центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем»1. «Сила созидания ткет свои узлы и творит по закону космического магнита. Можно сказать, что утверждение творчества основано на космическом притяжении. Когда узлы напрягаются, тогда создается насыщение, являя жизненный импульс энергии пространственного огня. Причастие энергий устанавливает свойство нарастания, - так творчество в зачатии своем проявляет предопределенные энергии»2. Центр этой структуры находится в созвездии Орион, откуда на Землю и другие планеты поступают энергоинформационные импульсы, что является основой так называемого «вертикального энергоинформационного обмена», который «происходит между человеком и Космосом на уровне планет Солнечной системы, созвездий Зодиака и созвездия Орион»3.
Существует и единый центр Вселенной: «Ярый Исток - Гигантский Центр Сил находится на невидимом Плане и вся Вселенная вращается вокруг него»4. Такое строение Вселенной - не уникальное, а типичное явление для всего проявленного пространства. Авторы Живой Этики сообщают об этом следующее: «Мы говорим лишь о центре Нашей Вселенной. Наша Вселенная окружена Кольцом, на пространстве которого не видны проявленные миры. Но за этим кольцом имеются другие Вселенные во всей их беспредельности. Каждая из них имеет свой центр - Исток Сил Гигантской мощи»5.
Огненное зерно, магнит - в основе каждого значимого пространственного образования. Этот магнит - мысль, творчество духа. С другой стороны, «творчество духа имеет в зерне звено с космическим магни-том»6, т.е. существует иерархия магнитов в беспредельном пространстве, от наивысочайшего к низшему.
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 100.
2 Беспредельность, 366.
3 Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики. С. 63.
4 Рерих Е.И. Записи о науке //ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. (вр. №) 5328. Л. 18-18 об.
5 Там же. Л. 18 об.
6 Беспредельность, 713.
Труды ОНЦ Км. путь эволюции
1.2. Свойства и динамика пространства
Структура пространства обусловливает его внутреннюю динамику, и происходящие в нем процессы развиваются по определенным законам.
Живая Этика свидетельствует о таком явлении, как токи и лучи пространства, - это его пульсация, обусловленная структурой (от высшего к низшему), Космическим магнитом и Абсолютным разумом, предстающим не как произвольная деятельность личного бога, но как непреложный космический закон. Лучи и вибрации пронизывают все пространство, формируя «живой» Космос, описываемый современной теорией суперструн1, вибрирующих в определенном ритме. «Основной Космический ритм един, иначе все Мироздание развалилось бы!»2.
Говорится в Живой Этике и о зарождении пульсации: «Лучи, зарождающиеся в пространстве, творят свою параллель, и активность всех светил напрягает сферы всеми энергиями. Основания всех пространственных проявлений имеют лучи как импульс. Зарождение силы космического магнита дает зарождение всем энергиям»3. Судя по творческой силе, которой обладают лучи пространства, это импульсы, идущие от пространств более высоких измерений и энергетики, пронзающие все вселенные и структурирующие «нисходящие» пространства.
«Трудно сознавать, что нить пространственного огня протянута в Беспредельность, но прекрасна мысль того, кто приобщился к этой необычно-сти»4. Проницаемость пространства по линии нарастания или убывания напряженности энергии допустима только по «нити пространственного огня». Свыше направляются импульсы, а от низшего к высшему - устремление духа, стяжающее высшее качество энергии и повышение качества пространства, достижение иного уровня.
Творчество энергий есть творчество Космического магнита, управляющего структурой пространства. Лучи порождают сонаправленное движение в структурах пространства всех измерений; вероятно, тем самым происходит вовлечение материи разного уровня в процесс творчества, определяемый направлением воздействия Космического магнита.
Существует закон сотрудничества мыслей и пространства, позволяющий изменять качество актуального пространства. Этому процессу посвящены многие параграфы Живой Этики.
1 Ровинский Р.Е. Элементы космического мышления в современной физической науке // Культура и время. 2007. № 4 (26). С. 70-73.
2 Рерих Е.И. Записи о науке //ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. (вр. №) 5328. Л. 22 об.
3 Беспредельность, 346.
4 Там же, 3.
«Мысль есть пространственное существо»1, и при этом мысль пространства латентна без человека. Человек оформляет и реализует пространственную мысль в сотрудничестве с пространством. Упрощая, можно сказать, что человек - мыслящая пространственная форма, видоизменившая своими действиями и мыслями земную кору и околоземное пространство, создавшая ноосферу со своими собственными пространственными законами. Точно так же возможно творение миров - как реализация пространственной мысли более совершенными существами, поскольку без их посредничества креационные процессы в пространстве невозможны. Живая Этика самой структурой и свойствами пространства обосновывает существование Творцов, Иерархии творцов, без которых невозможно саморазвитие, эволюция Космоса. «Соединение огня пространства и огня духа лежит в основании всего сущего»2.
Творчество духа имеет прямую связь с намагничиванием про-странства3, когда луч-импульс и воспринимающий дух вовлекают материю из хаотического в устремленное движение, тем самым достигается нарастание импульса, а не потеря энергии при преодолении пространства, о чем свидетельствует физика трехмерного мира.
Мысль движет миры, каждую ступень. «Значение мысли можно определить утвержденным двигателем творчества. Космос в своем многообразии напрягается высшею мыслью. <...> При творчестве Космоса каждая мысль является движением. В человеческом творчестве мысль есть двигатель каждой ступени как в малом, так и в большом»4.
По низшему сознанию пространственная мысль лишь скользит, высокие сознания, резонируя на лучи пространства, воплощают ее в формы, соответствующие их уровню интерпретации и восприятия: «Лучи пространства проникают в зерно и напрягают потенциал духа, только этим импульсом творит дух. Когда потенциал духа соприкасается с лучом Космоса, то утверждается духотворчество. Так каждая форма рождается духом и космическим лучом. <...> Мало понимают космическую мощь во всех проявлениях. Когда человечество поймет, что творчество вмещает зерна космические, то оно примет космические лучи»5. Интересно, что если в других параграфах Живой Этики говорится о том, как мысль проявляет космические энергии, то здесь - лучи пространства пробуждают скрытые силы духа к творчеству. Основа творчества - резонанс, и творческий потенциал пространства заключается в резонансе
1 Иерархия, 215.
2 Рерих Е.И. Записи о науке //ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. (вр. №) 306. Л. 4.
3 Беспредельность, 544.
4 Там же, 748.
5 Там же, 612.
Трудыы ОНЦ Км. путь эволюции
с зернами духа. Этот резонанс обусловливает возможность управления Космосом, и объект эволюции может стать ее субъектом: «Потому дух, сливающийся с Разумом Космоса, может так являть ту стихию, которая, соединяя все содержимое зерна Космоса, может стать руководящей силою Космоса»1.
Пространство в Живой Этике рассматривается как потенциальный сотрудник человеческого духа. Человеческая мысль напрягается космическим лучом, и, наоборот, мощь мысли привлекает к себе новые пространственные энергии. Так происходит обмен энергий и заложенная в структуру космоса необходимость эволюции - совершенствование, утончение, усложнение, одухотворение материи.
В насыщенном растворе при изменении констант начинается кристаллизация, в насыщенном пространстве рождаются отправные точки для нового импульса или для создания пространственных форм разного энергетического уровня, разной мерности и материальности. Немало параграфов Живой Этики посвящено процессу насыщения и цементирования пространства мыслью. В насыщении пространства чистой мыслью - сотрудничество человеческого сознания и Космического магнита. Качество насыщения зависит от напряженности мысли и качества духа. «Так когда человечество насыщает пространство своими исканиями, то пространство отвечает, посылая высшие энергии»2. Происходит повышение вибрационного уровня актуального (в нашем случае - плотного, трехмерного) пространства, качественное его изменение, привнесение в пространство Земли высоковибрационной энергетики дальнего Космоса, дальних миров, значительно опередивших в развитии нашу планету.
Прослаивание пространства человеческой мыслью ведет к формированию пространственных мыслей нового порядка. Эволюция космических пространств зависит от мыслетворчества человека. Сотрудничество выражается в сотворении новых сочетаний энергий. Сочетание, созвучие (вероятно, по вибрациям, качеству, ритму) мысли и латентных пространственных энергий рождает новый поток сил, направленный мыслью разумных существ, находящихся на неизмеримо более высоких ступенях лестницы эволюции. В этом ключ к пониманию космического творчества Махатм: «...каждая мысль несет продвижение пространственных энергий. Творчество духа имеет в зерне звено с космическим магнитом. Так дух является самым мощным выразителем космического магнита. Устремление к Беспредельности даст понимание Нашего творчества»3. Единосущность зерна духа и Космического
1 Беспредельность, 144.
2 Там же, 841.
3 Там же, 713.
о.а.лавренова. концппцна пространства в живой этике..
магнита обеспечивает со-природность мысли и пространственных энергий.
Стремительность, устремление представляются важными свойствами различных проявлений пространства. Соединение различных энергий приводит к взрыву, «острым смещениям», разлому пространства, дает толчок формотворчеству. «Творчество космическое заключается в собирании лучших комбинаций. Пространство намагничивается стремительностью энергий. Часто космический магнит соединяет свойства различных энергий для острых смещений»1.
Соотнесение микрокосма и макрокосма - одна из проблем, тесно связанная с многомерностью пространства и человека. Беспредельность как свойство духа, пространственность, космичность - основа внутреннего мира человека, основа его существа, притом что «сознание пространства напитывает уместимое мозговое вещество»2. «Простор и неотъемлемость космических сил накопляют ядро нашего существа»3. Отсюда потенциальная возможность расширения сознания, идущего через сердце как средоточие высших миров. «Пространственный огонь стремится к сердцу, и в этом принципе заложен весь космический процесс. Потому Космос может жить в притяжении сердца»4.
Учение о макрокосме и микрокосме развивается с помощью уже упомянутой концепции о вибрациях, ритмах, характеризующих динамику бытия пространства и человека. «Вся Природа, от атома и до ее венца человека, представляет собой бесконечное сочетание вибраций, исходящих из различных фокусов, центров или тел, - называйте их, как хотите, - наполняющих все беспредельное Пространство и стремящихся к совершенствованию в велении бытия бесконечного. Таким образом, человек, будучи микрокосмом Макрокосма, является конгломератом самых различных вибраций (ритмов)»5.
Учение о ритмах и вибрациях включает в себя, как частное проявление, понятие музыки сфер. Эта «музыка», наполняющая пространство, была доступна духовному слуху женщины, жившей спустя тысячелетия после греческого философа, причастного вселенским ритмам. На этой сопричастности зиждилась ее любовь к непознаваемой беспредельности пространства. Елена Ивановна Рерих писала своим корреспондентам о сокровенных переживаниях: «Две ночи подряд, на 24-ое и 25-ое янв[аря], я снова слышала музыку сфер. Но какая глубокая грусть звучала на этот раз в величавом и торжественном ритме! Ритм этот
1 Беспредельность, 466.
2 Агни Йога, 218.
3 Беспредельность, 22.
4 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 91.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 296.
шел, нарастая в торжественности, и, дойдя до предела напряжения, после синкопы, в непередаваемой тоске, как бы рыдая, ритм звучания начал падать синкопами в замедлении своем. <...> Казалось, само пространство рыдало над чем-то невозвратимым»1.
Для сотрудничества микрокосма и макрокосма очень важно движение пространственных волн, определяемое ритмом пульсации. «В ритме сказывается искание общения с Космосом. Ритм есть крылья и цемент пространства»2.
2. Географическое пространство
«Как вверху, так и внизу», - мудрость этой древней мысли вполне отражена в соответствии космического и географического пространств. Последнее имеет свои особенности, которые являются по сути частными проявлениями всеобщих законов. Человек, тот самый микрокосм, несущий в себе все элементы макрокосма, преображает оболочку планеты, на которой живет, создает ноосферу, сферу разума, качество которой является производной от уровня сознания человечества, увы, пока невысокого: «Токи, существующие вокруг Земли, поражают пространственные посылки, - так сферы поглощают самую существенную мощь»3. Создатели Живой Этики свидетельствуют: «Там, где для геологов кончается земная кора, там для Нас она начинается. Напитанная эманациями ваших действий и насыщенная кристаллами мрака мышления человечества, эта кора представляет сопротивление тверже кремня. Но при неустанном устремлении мысли эта крепкая сфера, окружающая тесными тисками вашу Землю, может, в виде легкого испарения, исчезнуть»4.
Вместо того чтобы гармонизировать токи Земли, человечество вносит диссонанс в энергосистему «Земля-Космос», и «катаклизмы происходят от несоответствия пространственного огня с пламенем отложений планеты»5. «Человечество обеспокоено утерянными течениями, но объясняет сдвиг Земли и явления космических пертурбаций геологически. Но против их изложения факт очевидности являет миру Беспредельность и явления огненных, подземных и надземных, токов. Лучи надземных сфер могут ту кору Земли пронзить и в любой части планеты утвердить усиленный магнетизм, вызывая токи подземные»6.
1 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 2. М., 1996. С. 168-169.
2 Рерих Е.И. Записи о науке //ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. (вр. №) 5328. Л. 14 об.
3 Беспредельность, 423.
4 Беспредельность, 2.
5 Агни Йога, 307.
6 Беспредельность, 1.
Культура как самоорганизующаяся система духа может стать трансформатором тонких энергий, идущих на Землю из Космоса и миров высших измерений. Географическое пространство, освоенное и структурированное культурой, становится культурным пространством. Именно оно формирует свойства пространства-времени в соответствии с космическими законами. Мы неизбежно сталкиваемся с тем, что качества, изначально присущие пространству-времени, имеют свои семантические параллели в культурном пространстве. Пронизанность пространства «линиями сил», структурирующими его, может иметь не только физическое, но и метафорическое выражение, генетически связанное с культурой, удваивающей, утраивающей мерность пространства, сообщающей ему новые смыслы. Эти основные истины всегда ощущаются творцами культуры:
Просторов простертая рать: В пространствах таятся пространства.
А.Белый. Русь
С другой стороны, многие феномены культуры имеют космическую и духовную природу, и символы и метафоры в географическом пространстве становятся дверью в пространство иномирное. В основе этого феномена лежит космичность природы человека, осмысляемая теми, кто в акте вдохновенного творчества восхищается к мирам высшим:
Есть чувство правды в сердце человека, Святое вечности зерно: Пространство без границ, теченье века Объемлет в краткий миг оно.
М.Ю.Лермонтов. Мой дом
Культура и занимаемое ею пространство обратимо связаны. Культура преобразует пространство, а пространство формирует те или иные качества культуры. Это очень точно подметила Л.В.Шапошникова, изучая наследие Павла Флоренского: «Его мысли о пространстве, столь созвучные идеям Живой Этики, еще по-настоящему не осмыслены современной наукой. Флоренский считал, и справедливо, что пространство есть миропонимание. Чем шире пространство, тем шире миропонимание, чем уже пространство, тем ограниченнее миропонимание. Огромные пространства России были одной из причин формирования именно в ней нового космического мышления. Православие, в котором четко выступает космичность, также несет в себе эти российские пространства»1.
1 Шапошникова Л.В. Созвучие //Культура и время. 2007. № 3. С. 21.
Одним из способов низведения Неба на землю является искусство. «Пространство не только определяет стиль художественного построения, но и отражает мировосприятие самого художника. Иными словами, пространство есть миропонимание и важнейший момент в постижении искусства как системы познания. Творческую связь пространства с миропониманием обусловливают миры более высоких состояний материи. <... > пространство - это энергетика, которая зависит от организации этого пространства»1.
Символизирование пространства культурой приводит к тому, что ландшафт становится мандалой, иконой, священной книгой, в которой читаются законы мироздания. Умение чтения подобных «священных текстов» в ландшафте подразумевает овладение их метафорическим языком, не столько знание знаков, сколько представление об означающем. Для владеющего этой системой понятий перемещение в пространстве превращается в чтение сакральной космографии. В соответствии с современной концепцией культурного ландшафта, земное пространство обладает качествами пространственной развертки вечных ценностей и истин. А согласно Живой Этике, пространство само по себе является манифестацией истины - космического Огня, проявлению и ассимиляции которого на Земле способствует человеческий дух.
На земной поверхности, так же как и в Космосе, формируются «узлы пространственной мысли»2 - культурный ландшафт, культурное пространство, которое, как и пространство космическое, имеет узловатую структуру. Как в прежние исторические эпохи, так и сегодня происходит насыщение пространства образами, мыслеформами -создание пространственных узлов определенного качества, поскольку мыслеформа оказывается закреплена рядом с местом зарождения: «Насыщая пространство напряженной мыслью, облекаем части устремления определенным обликом. Так из стихийной материи рождаем желанный нами образ. Это образование пребывает около места зарождения, укрепляемое нашими мыслями»3.
Чем выше образ, тем характеристики места его рождения ближе к Небу - своеобразная ступень к мирам более высоких измерений. Не зря люди особо почитают места, связанные с жизнью великих святых и творцов, намоленные места. Мифологическое и религиозное сознание человечества, являющееся основой традиционной культуры, издревле играло ведущую роль не только в соединении человека с инобытием, но и в «сцеплении» пространства планеты с многомер-
1 Шапошникова Л.В. Созвучие // Культура и время. 2007. № 3. С. 20.
2 Агни Йога, 361.
3 Там же, 633.
ным пространством Космоса. Живая Этика говорит о том, что «почитание места жизни Учителя не есть поклонение Земле, не есть условность храма, но есть возжжение справедливости в пространстве»1. Место насыщается психической энергией - происходит возжжение огня духа, соединяющее его с Высшими мирами. «Когда пространство зовет к великому таинству, тогда сущее вибрирует всеми токами. Но высшее проявление проявляется там, где магнит собирает тысячелетиями»2. Зов пространства звучит как следствие его насыщения, цементирования. Насыщенное духом пространство приобретает качества магнита. Огненное зерно, магнит лежат в основе каждого пространственного образования. Таким магнитом может быть мысль, творчество духа. «Поистине держится мир на Магнитах, незаметных, как воздух и пламя пространства, но столь же необходимых, как Свет. На явление Наше данные Нами Магниты, как якорь судна, поражаемого бурею»3. Накопления тысячелетий - «золотые нити преемственности», о которых писала Л.В.Шапошникова, - существуют в определенных местах и формируют поле культуры от эпохи к эпохе, от народа к народу, приходящих на новые места и осваивающих их.
Неотъемлемое качество пространства - его информативность, причем новая информация, так же как и высшая высоковибрационная энергетика, может привлекаться из пространства магнитом человеческого духа. Особенно сильными магнитами являются места духовных Ашрамов, где структура пространства, его энергетика менялась веками, обретая иные качества. «Знаниями, или, как еще говорят, информацией, насыщено Время и Пространство, сам Космос. Скалистые Башни являются определенным фокусом для этой информации, точкой притяжения знаний»4. Не только магнит духа привлекает знания, но и полет мысли позволяет черпать знания из сокровищницы пространства. Ручательством тому - духовная мощь обитателей Ашрамов.
Силы пространства действуют изнутри личности, через зерно духа (по закону со-природности Космическому магниту), хотя «невежда полагает силы пространства вне его царственной личности»5. Соответственно наивны те, кто приходит в святые места только для потребления. Дух, не возжегший справедливости в пространстве, не восхитившийся до высот, не соприкоснется с пространственным, энергетическим, духовным потенциалом данного места.
1 Агни Йога, 122.
2 Беспредельность, 161.
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 149.
4 Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М., 2005. С. 129.
5 Агни Йога, 347.
Высокий Лама, причастный к традиции, которая дала миру Живую Этику, разъясняет: «Есть выражение "заложить магнит", что значит активизировать природное магнитное поле данного места. Это можно сделать с помощью осколка самого Камня или предмета, который касался его. А иногда бывает достаточно энергетики высокого напряжения самого человека. На протяжении длительной истории человечества не раз возникали люди, выполнявшие веления космической эволюции. И если проследить их пути во Времени и Пространстве, то получится интереснейшая картина. Вы уловите как бы мелодию, которую исполняет Космос на струнах эволюции человечества. Эта мелодия звучит то спокойно и благозвучно, то взрывается драматизмом, то поднимается до трагических высот»1.
Не только определенные места, но ноосфера в целом сохраняет события и облики - образуются рекорды пространства, обладающие магнитными свойствами. «Мало осталось исторических рекордов о Великих Духах Прошлого, но тем не менее Облики их сияют мощно. Чем объяснить это, как не пространственными нерушимыми рекордами, являющимися истинными магнитами в силу своей чистоты. Все нечистое, все сложное, все хаотическое осуждено на разложение»2. Так накапливаются высоковибрационные качества ноосферы в противовес разрушительным свойствам современного разума, которые хоть и чрезвычайно сильны, но временны. Это свойство ноосферы, ее способность к самоочищению, о котором свидетельствует Живая Этика, вселяет надежду.
Свойство человеческого сознания таково, что, даже когда некоторые наиболее возвышенные понятия религиозной философии (если рассматривать религию как связь с Высшим) столь высоки, что не могут иметь определенных координат в религиозно-мифологической картине мира, они приобретают пространственные характеристики, сходные с географическими. Так, самое трансцендентное понятие буддийской культуры «нирвана» в буддийских текстах иногда рассматривается как некое место. Возможно, подобным образом физическое преодоление пространства приобретает свойства метафоры и ставится в один ряд с духовным преодолением.
Наиболее ярким культурно-пространственным образованием представляется «центр мира» как место выхода за пределы времени и соприкосновения с Вечностью или с нулевой точкой отсчета времени - началом мира. «...Символизм городов, церквей, домов <...> связан с идеей некоего "Центра Мироздания". Религиозный опыт, заключенный в символике Центра, видимо, сводится к следующему: человек желает расположиться в пространстве, "открытом вверх, допускающем сообщение с божественным миром"»3.
1 Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М., 2005. С. 119.
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 42.
3 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 61.
В символическом «Центре Мироздания» сознание стремится проникнуть за грань феноменального мира в ноуменальный. И этот переход иногда бывает совершен отнюдь не символически, сознание выходит в иное измерение пространства-времени, происходит инверсия внутреннего, личного, и внешнего пространства - чему, например, способствует «эффект пирамид» в Гизе. Андрей Белый так писал о своем опыте восхождения на пирамиду Хеопса: «Исчезло подножие пирамиды, я почувствовал себя как на неком астероиде, на небесном теле, а затем вывернулся наизнанку, и весь зодиак, солнце - все это стало моей собственной кожей. Сам себя обволакивал зодиаком наподобие того, как мякоть персика обволакивает косточку. Был косточкой внутри самого себя - персика, сам на себя смотрел многоочитою звездною сферой. И когда я спустился к подножию пирамиды, я стал совершенно другим человеком»1.
Одним из способов постижения вечности и бесконечности как внутренней категории духа является путешествие. Путешествие выводит за границы обыденного пространства-времени, сообщает течению жизни осмысленность, связанную с целеполаганием пути. Паломничество или любое другое перемещение в пространстве, предпринятые с духоискательской целью, выводящей за рамки обыденности, зачастую становится, с одной стороны, равнозначным перемещению во времени, с другой - это путь, осененный священным временем. И соответственно законы физического пространства-времени опровергаются паломничеством, конечная цель пути достигается душевными усилиями, а не преодолением географического пространства, о чем не раз свидетельствовали духовные скрижали искусства, умеющего своими методами постигать многомерность пространства-времени:
...Он очень стар, Ахмет, а путь суров,
Пронзительны полночные туманы,
Он скоро упадет без сил и слов,
Закутавшись, дрожа, в халат свой рваный <...>
Он упадет, но дух его бессонный
Аллах недаром дивно окрылил,
Его, как мальчик страстный и влюбленный,
В свои объятья примет Азраил,
И поведет тропою, разрешенной
Для демонов, пророков и светил.
Все, что свершить возможно человеку,
Он совершил - и он увидит Мекку.
Н.Гумилев. Паломник
1 Кедров К.А. Параллельные миры. М., 2001. С. 368-369.
В христианской культуре полюсом притяжения является Иерусалим, в буддийской - Лхаса. Но подлинным центром азиатского культурного пространства является не Лхаса, а легендарная страна духа, Шамбала. Н.К.Рерих отмечал, что это понятие не отвлеченное, оно насущно для людей, живущих в этих бескрайних просторах, и не только насущно, но и связано с будущим. Именно поэтому всему азиатскому культурному пространству (за исключением мусульманских его регионов) присуще скрытое или явное центростремительное напряжение. Согласно преданию, духовные Ашрамы находятся в недоступных горных регионах. «Концентрическое положение города в семиотическом пространстве, как правило, связано с образом города на горе (или на горах). Такой город выступает как посредник между землей и небом»1. Человеку не всегда нужно преодолевать горные перевалы, чтобы прикоснуться к нему, - напротив, необходимо внутренне созвучать этому пространству. Достижение полюса духовного пространства происходит через преодоление внутренних пропастей: «В Шамбале соединяется небо с землей. Это - связь миров. Если человек поймет, что это значит, он проникнет в суть самой Шамбалы. Попасть в Шамбалу, как в любую другую страну на земле, нельзя. Ни любопытство, ни научный интерес, ни вера не дают человеку возможности сделать это. Он должен обладать особыми качествами и высоким сознанием, чтобы пройти туда»2.
Но у столь высокого понятия, как «Шамбала», есть и географический аспект, и он напрямую связан с многомерностью пространства. «...Есть Шамбала земная и Шамбала небесная, или, вернее, точка, где сходятся два мира - мир плотный и мир Тонкий. Эта точка не постоянна. Ее расположение зависит от многих природных условий, возникающих на Земле. Зависит от ее вибраций, направленности линий ее магнитного поля, ее геологического состояния и от многого другого, что еще пока вам трудно объяснить. Геологические катаклизмы и катастрофы меняют облик Земли и, соответственно, меняют координаты этой точки»3. Этот полюс всегда будет притягивать к себе духовные искания и стремления, и, возможно, именно поэтому сейчас понятие Шамбалы, как никакое другое, подвергается профанации. Для восстановления истины необходимы глубокие культурологические, исторические и философские исследования. А в далеком будущем - и исследования геомагнитных свойств поверхности планеты, позволяющие осознать необычность и творческую силу этого места.
1 Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 10.
2 Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 2: По маршруту Мастера. Ч. I. М., 2000. С. 322.
3 Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М., 2005. С. 118.
Заключение
Итак, согласно Живой Этике, пространство - живое, разумное, динамичное, пульсирующее, пронизанное ритмами и лучами-импульсами. Оно имеет узловатую структуру, кривизну, обусловленную множеством миров разной энергетики и разной мерности, и развивается в спиральном движении. Существование разломов между мирами (пространствами разной мерности) дает возможность проникновения на иные уровни, «нити пространственного огня» обеспечивают постоянную связь, взаимодействие миров разной мерности и качества вибраций, оживотворяют, оплодотворяют низшие миры творчеством. Импульсы-лучи формируют пространство, проходя от высшего уровня к низшему. Человеческий дух предстает как со-творец, сотрудник пространственных сил, Космического Магнита. Его творчество совершается в соответствии с законом созвучия и умножения энергий в пространстве (резонанс сил, созвучных Космическому магниту).
Ноосфера развивается по тем же законам, что и Большой Космос. Только здесь определяющей силой становится свободная воля людей, которая пока порождает дисгармоничность сочетания подземных и надземных токов, что ведет к катаклизмам. Единственной панацеей представляется упругое энергетическое поле культуры, которое трансформирует пространство Земли в согласии с космическими законами, утончает его, выводит на новую ступень развития. Пространственность духа и мысли творцов культуры вплетает Землю в единую ткань Космоса.