УДК 378.016 : 159.9
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛЬ -«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
Зволейко Е.В.
Актуальные проблемы, выявленные нами в ходе практической подготовки бакалавров, позволили определить направления совершенствования образовательного процесса, выстроить свою педагогическую систему, апробировать ее в практике подготовки бакалавров. В статье представлена концепция профессиональной подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии». Образовательная модель выстроена в русле проектно-целевого подхода к образованию как методологической основы новой системы профобразования и содержит структурные компоненты: целевой, содержательно-процессуальный,
результативно-диагностический. Модель содержит комплекс предпосылок и организационно-педагогических условий, которые явились результатом поиска внутренних тенденций развития образовательной системы.
Положения представленной нами концепции могут быть использованы разработчиками образовательной программы для бакалавров - специальных психологов, а также при организации реального образовательного процесса.
Ключевые слова: бакалавр специального образования; психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии; проектно-целевой подход к образованию.
CONCEPT OF THE TRAINING OF THE BACHELOR OF THE SPECIAL FORMATION, PROFILE - «PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT OF THE FORMING THE PERSONS WITH BREACHES IN DEVELOPMENT»
Zvoleyko E.V.
The Actual problems revealled by us in the course of practical preparation bachelor, have allowed to define the directions of the improvement of the educational process, create its pedagogical system, approve it in practical person of preparation bachelor. In article is presented concept of the training of the bachelor special (the deffectological) of the formation on profile «Psychological accompaniment of the forming the persons with breaches in development». The Educational model create in riverbed design-target approach to formation as methdological base of the new system profeducation and contains the structured components: target, profound-процессуальный, effective-diagnostic. The Model contains the complex of the premiseses and organizing-pedagogical conditions, which were from searching for internal trend developments of the educational system.
The Positions presented by us concepts can be used developer of the educational program for bachelor - a special psychologist, as well as at organizations of the real educational process.
Keywords: bachelor of the special formation; the psychological accompaniment of the forming the persons with breaches in development; design-target approach to formation.
Введение. Изменения в высшей школе инициировали разработку концепции новой образовательной модели подготовки психологов-бакалавров по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии». Актуальные проблемы, выявленные нами в ходе практической подготовки бакалавров, позволили определить направления
совершенствования образовательного процесса, выстроить свою педагогическую систему, апробировать ее в практической деятельности. Нужна эффективная педагогическая модель, содержащая систему дидактических условий и педагогических технологий, адекватных задаче формирования компетентности будущего специального психолога.
Цель данной статьи - представить концепцию профессиональной подготовки бакалавра по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», которая может быть использована разработчиками образовательной программы для этих специалистов.
Материалы и методы исследования. Исследование проведено на основе анализа требований ФГОС ВПО (2010) к содержанию профессиональной компетентности бакалавров, функционального анализа профессиональной деятельности специального психолога, анализа реального процесса профессиональной подготовки бакалавров.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическая система тогда выступает образовательной моделью, когда содержит теоретически обоснованную, логически выстроенную совокупность элементов, включающую цели, содержание образования, проектирование педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, содержащую критерии определения их эффективности. Под педагогической системой мы понимаем совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Педагогическая система должна опираться на определенную концепцию, которая бы способствовала достижению стратегической цели образования -формирование практической компетентности, что позволяет сделать проектноцелевой подход к образованию как методологическая основа новой системы профобразования [2]. При проектно-целевом подходе объектом проектирования является педагогическая система как единство целей образования и всех
факторов педагогического процесса, способствующих их достижению -содержания, организационных форм и технологий обучения, участников образовательного процесса. Реализация компетентностной модели изменяет все звенья педагогической системы на основе проектно-целевого подхода как новой методологии профессионального образования.
Проектно-целевой подход провозглашает принципиальную конструируемость образования, его целей и содержания, методов, технологий и управления, с направленностью обеспечения его соответствия потребностям и перспективам развития общества, постоянное модифицирование целей образования по мере их достижения. Цели, содержание, технологии образования выступают в качестве проекта инновационной образовательной деятельности на интегративной основе, которая означает интеграцию форм и методов обучения, то есть взаимодополнение педагогических традиций и новаций; конструирование содержания образования на межпредметной интегративной основе.
В основу современных технологий обучения положена функциональная модель деятельности специалиста, которая задает системно-деятельностный характер выстраивания учебного процесса и нивелирует недостатки прежнего -предметного, где содержание обучения дробилось на множество дисциплин, неявно связанных между собой; предполагалось, что междисциплинарный синтез должен осуществиться сам собой. Узкопредметная дифференциация знания уступает место межпредметной интеграции, синтетическим, комплексным формам знания и метапредметам. С позиций системнодеятельностного подхода учебный процесс выстраивается как единая функциональная система, где преподаватель находит общие позиции во всем многообразии содержания обучения, выстраивает межпредметные связи и показывает роль каждой дисциплины в общем контексте профессии.
Выстроенная нами целостная педсистема выступает как функциональное единство процессов целеполагания, освоения содержания образования на
основе современных образовательных технологий, взаимодействия участников образовательного процесса (формальное и неформальное, управляемое и выступающее в формах самообразования и саморазвития), проведения внешней и внутренней оценки результатов обучения. Раскроем эти компоненты.
Целевой компонент. Начальным звеном проектной деятельности выступила постановка целей педагогической системы, которые должны отражать социальный заказ общества на определенный идеал личности психолога как человека, так и профессионала, требования образовательной программы (ее специфику), учитывать корпоративные и личные интересы обучающихся. При определении целей необходимо достигнуть гибкого баланса между потребностями рынка труда и получающей образование личности; такая постановка целей способствует выработке ценностных ориентаций студентов, соответствующих как требованиям общества, так и собственного саморазвития. Целью разработанной нами образовательной модели является совершенствование профессиональной подготовки специальных психологов на основе проектно-целевого подхода к организации образовательного процесса, задачами - развитие позитивного типа мотивации студентов к освоению учебно-познавательной и профессиональной деятельности; выстраивание системы обучения в контексте будущей деятельности; организация непрерывного мониторинга качества образования.
Содержательно-процессуальный компонент раскрывает методические особенности построения системы профессиональной подготовки специальных психологов как совокупности характерных для данной образовательной модели способов достижения профессиональной компетентности.
Содержание подготовки включает комплекс ООП, виды учебной деятельности, формы и организацию учебной деятельности, воспитательные меры, формы связи с производством. К комплексу ООП мы относим совокупность учебно-методической документации: концепцию
образовательной модели, учебный план, календарный учебный график, учебно-
методические комплексы (рабочие программы учебных курсов, практик, методические материалы к ним), банк учебных и контрольных заданий (средств для проведения текущей и промежуточной аттестации), программу ИГА с оценочными средствами.
Виды учебной деятельности включают весь перечень запланированных обязательных учебных работ, в том числе самостоятельных, которые проводятся в аудиторных и внеаудиторных условиях, во время учебных и производственных практик, а также дополнительных (участие в олимпиаде, творческом проекте, подготовка научной статьи и пр.). Совершенствование средств обучения, постепенное усиление роли самостоятельной учебной работы приводит к тому, что деятельность педагога смещается от функций передатчика знаний к функциям развития личности обучающихся, их личностного самоопределения, порождения их личностных смыслов. Методы-действия педагога заключаются в проектировании педсистем и их реализации в педагогических технологиях. Одна и та же педагогическая технология всегда опосредуется свойствами личности конкретного педагога; чаще всего он использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы.
Формы и организация учебной деятельности должны быть адекватны целям и содержанию образования. Учебная деятельность организуется посредством современных образовательных технологий, которые придают содержанию обучения практикоориентированный характер, позволяют осваивать профессиональные функции в соответствии с условиями, содержанием и динамикой реального производства. В наибольшей степени реализации компетентностного подхода отвечают теория и технологии контекстного обучения (Вербицкий А.А.); эта модель обучения опирается на предшествующие (проблемное, проектное), делает их своим частным случаем, органично сочетаясь с лучшими традиционными образцами, решает задачи профподготовки на более высоком уровне. В контекстном обучении модель
деятельности специалиста получает отражение в деятельностной модели его подготовки: знания усваиваются в контексте разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что обусловливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностный смысл учения. Именно эта модель обучения нами взята за основу при организации педагогического процесса в системе подготовки бакалавров.
Важной составляющей образовательной деятельности является воспитательная работа, которая, являясь традиционной для профессионального образования, не теряет своего значения в современных условиях. Генеральное планирование, организация и контроль эффективности воспитательной работы осуществляются соответствующим подразделением университета, миссия которого определена Концепцией воспитания и заключается в «создании условий для духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта, созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни» [1, с. 253]. Специфика профессиональной подготовки психологов конкретизирует задачи воспитательной работы на факультете.
Формами связи с производством выступают различные виды учебнопрофессиональной деятельности студентов, при которых они выполняют реальные производственные (все виды практик), исследовательские (НИРС) функции, осуществляют творческие или социально-значимые проекты на основе договоров, заключенных между вузом и учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты.
Требования к содержанию образования определяются содержанием профессии, к которой готовится бакалавр. Видами профессиональной деятельности являются: диагностическая, консультационная, коррекционноразвивающая, психологического просвещения, психопрофилактики,
экспертная, исследовательская, организационно-методическая. Модель
подготовки бакалавра должна соответствовать структуре задач его
профессиональной деятельности, которые определяются на основе ФГОС, в
соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки. Бакалавр должен быть подготовлен к решению задач в области диагностики, консультирования, осуществления программ коррекции и
развития, психологического просвещения, психопрофилактики, экспертизы, проведения исследований в образовании, организационно-методического направления деятельности.
Согласно принятому нами системно-деятельностному подходу, требованиями к организации учебного процесса выступают: блочно-модульное структурирование ООП как способ организации учебного процесса; конструирование содержания образования на межпредметной интегративной основе; использование педагогических технологий на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом.
Достижение качества образования обеспечивается совокупностью характеристик образовательного процесса, важнейшими из которых являются современные технологии, а также задействование предпосылок и реализация факторов, необходимых для достижения динамики положительных результатов. К таким предпосылкам мы относим: наличие способностей в области гуманитарной сферы, интереса к психологии как области знаний и практике; развитие представлений студентов-первокурсников о специфике профессиональной деятельности; систему дидактической и социальнопсихологической адаптации студента к образовательному процессу вуза. В качестве факторов мы выделяем: изменение целеполагания обучения на основе компетентностного подхода; развитие основных компонентов образовательной системы; систему управления качеством подготовки студентов, мониторинг процесса и результата обучения.
Для модели подготовки, ориентированной на компетентностный подход к процессу обучения, кроме комплекса характеристик, присущих любой академической среде, необходимо включение новых, нацеленных на формирование личностных и деятельностных компонентов профессиональной компетентности. Суть инновационного подхода при создании педагогических моделей (вероятностных, «мягких» по В.А.Тестову) заключается в поиске и использовании внутренних тенденций развития образовательной системы [3, с.38]; практически это реализуется путем создания и реализации условий, необходимых для достижения динамики становления профессиональной компетентности.
Условия, применительно к дидактике, представляют собой обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. К таким условиям мы относим: психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса, направленное на развитие позитивного типа мотивации студентов к освоению профессиональной деятельности и формирования ПВК; моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, разработка его учебно-методического обеспечения; использование внешней (рейтинг) и внутренней (самооценивание) систем оценки учебных достижений студентов.
Результативно-диагностический компонент представлен критериями, позволяющими отследить эффективность системы профподготовки. При оценке качества образования как категории, характеризующей эффективность системы профессиональной подготовки, мы учитываем такие показатели, как уровни сформированности общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников, развития нравственных качеств личности и ценностных ориентаций, активность и ответственное творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности. В связи с этим нами
определены критерии - содержательно-операциональный, мотивационноценностный, рефлексивно-аналитический. Формирование у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и др. проблем достигается в результате пролонгированного мониторинга в виде самооценки и самоконтроля, который осуществляется на всем протяжении обучения. Дополнение внешней оценки самооцениванием значительно повышает эффективность нашей педагогической системы.
Реализация модели профессиональной подготовки заключается в трех этапах и выглядит следующим образом. Первый этап - проектирования: осмысление системы стратегических целей образования по профилю подготовки; анализ исходных данных для формирования ООП (требования ФГОС ВПО); разработка общей концепции ООП; построение результативноцелевой модели подготовки (компетентностной модели выпускника). Второй этап - разработка средств достижения целей профподготовки: программного комплекса ООП ВПО на весь период обучения; определение содержательного пространства, реализующего обозначенные цели: уточнение содержания образования, структуры и способов его представления на когнитивном и операциональном уровнях; учебно-методических, информационно-технических, организационных технологий учебной деятельности студентов и преподавателей; способов контроля и оценки результатов обучения; составление документации для проведения текущей и итоговой аттестации. Третий этап - реализация комплекса средств достижения целей профподготовки: создание условий реализации ООП (кадровых, материально-технических, информационных); развитие системы внешних факторов и организационно-педагогических условий, оптимизирующих формирование профессиональной компетентности; разработка новой учебной и методической литературы, средств информационно-технической поддержки деятельности студентов,
преподавателей; повышение квалификации ППС, развитие института кураторства и тьюторства; проведение систематической оценки и самооценки учебных достижений студентов.
Заключение. Положения представленной нами концепции могут быть использованы при подготовке бакалавров-специальных психологов.
Работа выполнена в рамках государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011.
Список литературы
1.Концепция воспитательной деятельности ЗабГГПУ на период 2006-2012 г.г. Сб. нормативных правовых актов ЗабГГПУ им. Н.Г.Чернышевского. Ч. 3. Чита: Изд-во ЗабГГПУ. 2009. С.249-256
2.Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2008. №8. С.104-110
3.Тестов В.А. Качество и фундаментальность высшего образования // Высшее образование в России. 2008. №10. С. 38
References
1. Koncepcija vospitatel'noj dejatel'nosti ZabGGPU na period 2006-2012 g.g. Sb. normativnyh pravovyh aktov ZabGGPU im. N.G.Chernyshevskogo. Ch. 3. [The Concept educational activity ZabGGPU for a period of 2006-2012 g.g. Collection of the normative legal acts ZabGGPU by N.G. Chernishevsky]. Chita: Izd-vo ZabGGPU, 2009. p.p.249-256
2. Muhametzjanova G.V. Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 8 (2008): 104-110.
3. Testov V.A. Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 10 (2008): 38.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Зволейко Елена Владимировна, доцент кафедры специальной психологии, кандидат педагогических наук, доцент
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
ул. Бабушкина, 129, г. Чита, 672007, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zvoleyko Elena Vladimirovna, associate professor, Department of Special Psychology, associate professor
Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky
129, Babushkina st., Chita, 672007, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Виноградова Н.И., профессор, доктор психологических наук, профессор, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского