УДК 372
И. А. Краева, Н. Ф. Коряковцева
Краева И. А., канд. филол. наук, проф., декан ФГПН МГЛУ
e-mail: [email protected]
Коряковцева Н. Ф., д-р пед. наук, проф.,
проф. каф. лингводидактики МГЛУ
e-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАМКАХ «МОСКОВСКОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье рассматривается концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях в рамках «Московского стандарта качества образования»; освещаются приоритетные направления дальнейшего развития системы языкового образования в столице с целью повышения качества преподавания иностранных языков, включая среднее и высшее формальное и неформальное образование; формулируются основные позиции Московской региональной системы оценки качества изучения иностранных языков.
Ключевые слова: стандарт качества образования; система языкового образования; преподавание иностранных языков; оценка качества изучения иностранного языка.
Kraeva I. A., Koryakovtseva N. F.
Kraeva I. A., PhD, Professor, Dean,
Faculty of Humanitarian and Applied Disciplines, MSLU
e-mail: [email protected]
Koryakovtseva N. F., Professor, Doctor of Pedagogy, Professor, Foreign Language Teaching Department, MSLU e-mail: [email protected]
MOSCOW EDUCATION QUALITY STANDАRD: CONCEPTION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
This article dwells on the conception of foreign language teaching in educational institutions in context of "Moscow Education Quality Standard"; the article outlines priorities of further development of Moscow language education system to raise the quality of foreign language teaching, including secondary and higher formal and informal education; develops the key points of Moscow regional system of foreign language learning assessment.
Key words: education quality standard; system of language education; foreign language teaching; foreign language learning quality assessment.
В рамках « Государственной программы развития города Москвы (2012-2016 гг.)» Программа развития образования г. Москвы («Столичное образование») [1] ориентирована на повышение качества столичного образования, отвечающего задачам перспективного развития столицы в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда. Цель программы - создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.
«Московский стандарт качества образования» детализирует требования ФГОС [4; 5] к условиям и результатам образования с учетом региональных условий, возможностей и ресурсов столицы, а также ожиданий и потребностей населения.
Москва как одна из ведущих столиц мира предоставляет широкие возможности для изучения и практического применения языков. В современных условиях изменяются функции изучения иностранных языков - инструмент коммуникации и средство общения он становится средством образования и самообразования, инструментом познания и социализации, средством, обеспечивающим креативную деятельность и жизнедеятельность выпускников образовательных учреждений.
Концепция преподавания иностранных языков должна обеспечить научно-обоснованную базу для создания требований изучения иностранных языков в рамках «Московского стандарта качества образования», включающих все уровни и формы образования, способствующих достижению соответствия качества московского образования в области обучения ИЯ потребностям и ожиданиям горожан. Нельзя не согласиться с И. И. Халеевой, что идея устойчивого развития общества на современном этапе «связывается с понятием непрерывного образования, отражая новые потребности общества, возникшие в силу социальных изменений, а также новых экономических тенденций, предполагает обязательное развитие системы непрерывного образования». При этом «связующим звеном в <...> модели устойчивого развития являются языки, коррелирующие с развитием всего общества» [6, с. 11].
Программа «Столичное образование 2012-2016 гг.» определяет приоритетные задачи столичного образования по основным направлениям развития региональной системы (дошкольное, школьное, профессиональное, включая дополнительное образование) в целях улучшения
качества и формирования новых образовательных результатов - системы ключевых компетенций и социализации учащихся [1].
В рамках создания «Московской системы качества образования» (МСКО) важное внимание уделяется столичному языковому образованию, изучению иностранных языков как условию качественного образования и успешной социализации выпускников образовательных учреждений.
В качестве приоритетных направлений совершенствования изучения иностранных языков в соответствии с МСКО выделяются следующие:
1) обновление содержания языкового образования;
2) дальнейшее развитие системы столичного языкового образования;
3) обеспечение современного качества языкового образования, внедрение инновационных подходов к образовательному процессу;
4) совершенствование образовательной среды, использование возможностей новой образовательной среды;
5) создание московской региональной системы качества языкового образования.
Рассмотрим основные положения Концепции по данным приоритетным направлениям развития столичного образования в области обучения ИЯ.
1. Обновление содержания языкового образования предполагает детализацию требований ФГОС с учетом региональных условий, возможностей и ресурсов столицы, а также ожиданий и потребностей населения в отношении результатов изучения иностранных языков.
Обновление содержания в рамках МСКО затрагивает все уровни и ступени системы языкового образования: дошкольное, общее образование (начальное, основное, среднее полное), профессиональное (начальное, среднее, высшее) дополнительное образование детей и взрослых.
Государственный образовательный стандарт общего образования последнего поколения реализует системно-деятельностный подход к обучению, в том числе иностранному языку. В соответствии с данным подходом методологическую основу Стандарта составляет программа формирования универсальных учебных действий. Подчеркивается, что общеобразовательная школа должна не только обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие ученика в процессе обучения, но и обеспечивать его личностное развитие
в рамках учебного процесса, т. е. умение учиться, познавать мир; умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей и т. д. [4].
В этих условиях языковое образование является основой общего образования школьника, обеспечивая развитие как предметной - межкультурной коммуникативной компетенции, так и условия для развития общей коммуникативной и информационной культуры, комплекса метадеятельностных учебных действий и учебно-познавательной компетенции, а также общих социальных и социокультурных компетенций как условие социализации выпускника.
Особое внимание в программе «Столичное образование» уделяется профильному обучению на продвинутом этапе общего образования. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход к профильному обучению позволяет создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования ориентированы на достижение выпускником комплекса компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, включая социальные, профессиональные, профессионально-коммуникативные [5].
Изучение иностранных языков, лингвистическое образование будущего специалиста, является важнейшим компонентом и основой освоения профессиональных знаний, умений и компетенций. Иноязычная подготовка, овладение межкультурной компетенцией в сфере профессионального общения обеспечивает высокое качество профессионального образования, конкурентоспособность выпускника вуза.
Важным звеном системы столичного образования является дошкольное образование. Изучение иностранного языка в рамках дошкольного образования расширяет возможности речевого развития, психологического роста, овладения общением и другими видами деятельности посредством иностранного языка и в целом обеспечивает всестороннее развитие ребенка.
Дополнительное языковое образование детей является важной составляющей системы непрерывного образования в столице. Программа «Столичное образование» предусматривает дальнейшее расширение и обеспечение устойчивого развития системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности ребенка. В качестве приоритетных задач в этой области выделяются: обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей; вариативность форм и моделей дополнительного образования; обновление содержания, методов и технологий дополнительного образования; расширение возможностей дистанционного обучения.
Дополнительное языковое образование взрослых в системе столичного образования связано с дополнительным профессиональным образованием, приоритетными задачами которого является:
- развитие содержания дополнительного профессионального образования и используемых образовательных технологий на основе мониторинга формирующихся образовательных потребностей специалистов, а также планируемых направлений модернизации образования;
- развитие научно-методического обеспечения для постдипломного обучения молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные учреждения города;
- разработка и внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития городской системы образования;
- научно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение содержания и технологий дистанционного (полного и / или смешанного) обучения.
Таким образом, обновление содержания изучения иностранных языков является ключевым направлением развития на всех этапах / уровнях системы непрерывного языкового образования.
Приоритетными задачами обновления содержания изучения ИЯ в рамках МСКО становится:
- детализация содержания языкового образования в соответствии с образовательными стандартами последнего поколения;
- ориентация на разноуровневые программы изучения ИЯ в связи с диверсификацией образовательных контекстов и запросов обучающихся;
- дальнейшее обеспечение системного личностно-деятельност-ного характера содержания обучения ИЯ;
- расширение межпредметной интеграции в рамках образовательных программ.
Следует особо отметить возможность включения в содержание обучения ИЯ дополнительного, творческого компонента, что реализуется в образовательных программах за счет элективных курсов по выбору, кружков, факультативов, клубной деятельности, а также проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся, предметное содержание которой определяется при участии самого обучающегося и ориентировано на создание личностного образовательного продукта. Это позволяет обеспечивать продуктивный характер учебной деятельности обучающегося, развивать его личностный потенциал, в том числе учитывать этот личностный компонент при контроле и оценке результатов учебной деятельности.
2. Дальнейшее развитие системы столичного языкового образования предполагает обеспечение преемственности звеньев системы, гарантии и доступности различных форм образования.
Языковое образовательное пространство в столичном регионе включает, различные условия (образовательные контексты) изучения неродных языков в рамках государственных и негосударственных образовательных учреждений: детские сады, общеобразовательные школы с разными условиями изучения ИЯ, дома детского творчества, учреждения среднего профильного образования, вузы различного профиля, курсовая система, учреждения дополнительного образования детей и взрослых и др., включая дистанционное (полное или смешанное) изучение ИЯ.
Сложившаяся уникальная система основного и дополнительного языкового образования развивается как система преемственных уровней (по вертикали) - дошкольного - школьного - вузовского
- послевузовского, а также внутри каждого уровня (по горизонтали)
- за счет вариативных форм организации изучения языка. Вариативность условий изучения ИЯ обеспечивает обучающимся возможность выбора образовательных услуг, гарантии самостоятельного выбора, удовлетворения индивидуальных потребностей, построения индивидуальной образовательной траектории в области языков и культур.
В целях повышения качества и конкурентоспособности московской системы гуманитарного образования в области изучения иностранных языков приоритетной задачей становится создание системы качественных требований изучения ИЯ, обеспечивающей в рамках «Московского стандарта качества образования» общий концептуальный подход к образовательной деятельности и учет специфики составляющих данной системы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, высшего профессионального образования (лингвистических и нелингвистических специальностей), дополнительного образования (детей и взрослых).
Дальнейшее развитие системы столичного языкового образования предусматривает расширение языкового поля, спектра изучаемых языков, направленность на многоязычное и поликультурное образование.
В Москве преподаются в качестве первого, второго или третьего ИЯ 22 языка, включая европейские языки, китайский, японский, арабский и др. В Москве работают более 30 национальных школ, в которых изучаются языки национальностей Российской Федерации, а также языки сопредельных стран.
Вместе с тем наряду с растущей потребностью в изучении иностранных языков, в частности китайского, японского и ряда других, отмечается тенденция вытеснения английским языком других иностранных языков в языковом поле столичного образования. Необходим постоянный мониторинг и изучение динамики потребностей в изучении иностранных языков в Московском регионе.
Важной задачей для столичного образования, безусловно, является расширение спектра изучаемых языков и культур, в том числе обеспечение условий для сдачи ЕГЭ по разным языкам.
Для такого мегаполиса, как Москва, приобретает актуальность и ориентация на полилингвальный и поликультурный характер языкового образования.
Должна быть создана и развиваться методика преподавания многоязычия, позволяющая использовать эффект синергии. Обучение любому иностранному языку должно строиться так, чтобы оно вызывало у учащегося потребность изучать другие языки и готовило его к этому. При этом имеются в виду не только такие европейские языки, как немецкий, испанский, французский или английский, но и национальные языки стран СНГ и других стран мира. Естественно, это предполагает равноправие и равноценность языков и культур.
Основу целостности и гибкости системы столичного языкового образования составляет единая уровневая система требований к качеству овладения ИЯ, что предполагает разработку Московской системы уровневой сертификации качества владения ИЯ.
3. Обеспечение современного качества языкового образования, внедрение инновационных подходов к образовательному процессу можно рассматривать как перманентную в динамично развивающемся образовательном пространстве, что отражается в преемственных программах «Столичное образование» последнего поколения.
«Московский стандарт качества образования» определяет результативность и современное качество образовательных услуг как предметные результаты обучения в совокупности с результатами социализации обучающегося, подчеркивая, что успешное освоение предметных результатов является условием успешной социализации.
За последние годы отмечается улучшение качества изучения иностранных языков в общеобразовательных учреждениях столицы, о чем свидетельствуют успешные выступления московских школьников на всероссийских и региональных олимпиадах по иностранным языкам и результаты ЕГЭ.
Вместе с тем, если рассматривать качественное языковое образование как совокупность предметных результатов и результатов социализации обучающихся, необходимо особое внимание в образовательных программах уделять тому, насколько целевой и содержательный компоненты программы обеспечивают возможность использования изучаемого языка в аутентичных ситуациях межкультурного общения, в процессе получения профильного и профессионального образования и самообразования, в профессиональной деятельности.
Компетентностная модель изучения ИЯ предполагает взаимосвязанное развитие межкультурной коммуникативной и ключевых личностных и социальных компетенций, что отражается в интегративном
характере целей и содержания. В силу этого приоритетной становится ориентация на межпредметный характер изучения иностранного языка, что позволяет в целях и содержании обучения отражать предметный и социальный контекст деятельности.
Инновационность образовательных технологий в области изучения ИЯ на современном этапе также связана с межпредметным (междисциплинарным) контекстным характером обучения на всех уровнях / ступенях непрерывного языкового образования.
4. Совершенствование образовательной среды, использование возможностей новой образовательной среды предполагает: современную ресурсную базу, качественные учебно-методические средства, современные формы взаимодействия субъектов учебного процесса.
Образовательная среда и современная ресурсная база в области изучения иностранных языков характеризуется вариативностью учебно-методических средств, предлагающих материалы разнообразного содержания и целевой направленности и ориентированных на обеспечение различных уровней владения изучаемым языком.
Программа «Столичное образование» предусматривает развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; достижение приоритетных общих интеллектуальных и предметных целей в общеобразовательных учреждениях за счет использования ИКТ.
В этих условиях необходима разработка методического обеспечения использования ИКТ, электронных средств на разных этапах / уровнях изучения ИЯ, создание методического сопровождения как деятельности педагогов, так и самостоятельной работы обучающихся, создание образовательных дистанционных программ для условий смешанного и полностью дистанционного обучения.
Важным фактором становится уровень ИКТ компетентности преподавателей ИЯ.
В новой образовательной среде приоритетное значение приобретают идеи развития взаимодействия субъектов образовательного процесса (преподаватель - учащийся - учебный коллектив) - развития автономии учащегося, обучения в сотрудничестве, повышения удельного веса и роли самостоятельной учебной деятельности учащегося, обеспечения продуктивного характера учения, разделения степени ответственности педагога и учащегося за результат и качество образовательного процесса, вопросы индивидуализации обучения, создания
условий для выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории. В этой связи необходима дальнейшая разработка технологий самостоятельной учебной деятельности, включая технологии с применением ИКТ.
5. Создание «Московской системы качества образования» предполагает единую модель требований к качеству изучения иностранных языков, представляющую универсальную систему критериев, показателей и соответствующих индикаторов, применимых к разным звеньям / этапам системы языкового образования [2].
Соответственно система (модель) требований оценки качества изучения ИЯ в рамках МСКО включает следующие подсистемы:
- критериев и показателей качества образовательных условий, процессов, результатов и достигаемых эффектов;
- инструментов измерения и процедур оценки качества образования;
- сертификации на соответствие критериям и показателям качества образования - индикаторов и показателей качества.
Задача данной системы - обеспечить универсальность, дифферен-цированность и целостность подходов к оценке деятельности образовательных учреждений столицы.
В соответствии с общей концепцией требований изучения иностранных языков в рамках МСКО структура и содержание модели (системы) оценки качества изучения ИЯ включает следующие параметры результатов обучения - уровневые параметры овладения изучаемым языком.
1. Сформированность предметных и метапредметных компетенций в области иностранного языка и культуры:
1.1. уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции учащегося;
1.2. уровень учебно-познавательной компетенции в области изучения языка и культуры.
2. Сформированность ключевых социальных компетенций, показателем которых служит портфолио учащегося, содержание порт-фолио (ЕЯП) отражает:
2.1. результаты использования изучаемого иностранного языка в различных сферах жизнедеятельности и возможности социализации учащегося;
2.2. степень автономности и креативности учащегося в изучении языка и культуры (языков и культур).
Каждый из обозначенных параметров системы (модели) требований и оценки качества изучения иностранного языка на определенном образовательном уровне / этапе системы непрерывного языкового образования предполагает детализацию программных индикаторов и показателей качества владения изучаемым языком.
Индикаторами предметной компетенции (Межкультурной коммуникативной компетенции) выступает система уровневых дескрипторов в рамках общепринятой системы уровней владения ИЯ.
Показателями качества выступают качественные параметры межкультурной коммуникативной компетенции.
Индикаторами метадеятельностной (учебно-познавательной) компетенции выступает система дескрипторов учебных стратегий и умений в области изучения языка и культуры.
Показателями качества выступают качественные параметры учебно-познавательной компетенции в области изучения языка и культуры.
Индикаторами ключевых социальных компетенций, которые можно документировать в портфолио учащегося (Европейский языковой портфель - российские варианты ЕЯП - [3]), учитывая его информационную (социальную) функцию, выступают:
- данные об использовании изучаемого иностранного языка в различных сферах жизнедеятельности учащегося (материалы проектной, учебно-исследовательной и научно-исследовательной деятельности, результаты участия в конкурсах, олимпиадах и др.
- степень активности и творческий подход учащегося к изучению языка и культуры (языков и культур).
Показателем качества ключевых социальных компетенций в области изучения иностранного языка и культуры может выступать содержание портфолио (ЕЯП) учащегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период
(2012-2016 гг.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование») / Департамент образования г. Москвы [Электронный ресурс]. -
Режим доступа : http://dogm.mos.ru/gosprogramma/pr_2014_new.pdf
2. Каганов В. Ш. Московский стандарт качества образования /Департамент образования г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// mosedu.ru/качество/создание-условий/московский-стандарт-качества-образования.Ыш1
3. Коряковцева Н. Ф. «Европейский языковой портфель для России» - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - 154 с.
4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, доработанный 15 февраля 2011 года / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://shko1a-standart-site-doc.doc
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mon.gov.ru/doc/fgos
6. Халеева И. И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2014. - С. 9-14.