Научная статья на тему 'Концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях в рамках «Московского стандарта качества образования»'

Концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях в рамках «Московского стандарта качества образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / EDUCATION QUALITY STANDARD / SYSTEM OF LANGUAGE EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / FOREIGN LANGUAGE LEARNING QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краева И. А., Коряковцева Н. Ф.

В статье рассматривается концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях в рамках «Московского стандарта качества образования»; освещаются приоритетные направления дальнейшего развития системы языкового образования в столице с целью повышения качества преподавания иностранных языков, включая среднее и высшее формальное и неформальное образование; формулируются основные позиции Московской региональной системы оценки качества изучения иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow education quality stand

This article dwells on the conception of foreign language teaching in educational institutions in context of “Moscow Education Quality Standard”; the article outlines priorities of further development of Moscow language education system to raise the quality of foreign language teaching, including secondary and higher formal and informal education; develops the key points of Moscow regional system of foreign language learning assessment.

Текст научной работы на тему «Концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях в рамках «Московского стандарта качества образования»»

УДК 372

И. А. Краева, Н. Ф. Коряковцева

Краева И. А., канд. филол. наук, проф., декан ФГПН МГЛУ

e-mail: [email protected]

Коряковцева Н. Ф., д-р пед. наук, проф.,

проф. каф. лингводидактики МГЛУ

e-mail: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАМКАХ «МОСКОВСКОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

В статье рассматривается концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях в рамках «Московского стандарта качества образования»; освещаются приоритетные направления дальнейшего развития системы языкового образования в столице с целью повышения качества преподавания иностранных языков, включая среднее и высшее формальное и неформальное образование; формулируются основные позиции Московской региональной системы оценки качества изучения иностранных языков.

Ключевые слова: стандарт качества образования; система языкового образования; преподавание иностранных языков; оценка качества изучения иностранного языка.

Kraeva I. A., Koryakovtseva N. F.

Kraeva I. A., PhD, Professor, Dean,

Faculty of Humanitarian and Applied Disciplines, MSLU

e-mail: [email protected]

Koryakovtseva N. F., Professor, Doctor of Pedagogy, Professor, Foreign Language Teaching Department, MSLU e-mail: [email protected]

MOSCOW EDUCATION QUALITY STANDАRD: CONCEPTION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article dwells on the conception of foreign language teaching in educational institutions in context of "Moscow Education Quality Standard"; the article outlines priorities of further development of Moscow language education system to raise the quality of foreign language teaching, including secondary and higher formal and informal education; develops the key points of Moscow regional system of foreign language learning assessment.

Key words: education quality standard; system of language education; foreign language teaching; foreign language learning quality assessment.

В рамках « Государственной программы развития города Москвы (2012-2016 гг.)» Программа развития образования г. Москвы («Столичное образование») [1] ориентирована на повышение качества столичного образования, отвечающего задачам перспективного развития столицы в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда. Цель программы - создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

«Московский стандарт качества образования» детализирует требования ФГОС [4; 5] к условиям и результатам образования с учетом региональных условий, возможностей и ресурсов столицы, а также ожиданий и потребностей населения.

Москва как одна из ведущих столиц мира предоставляет широкие возможности для изучения и практического применения языков. В современных условиях изменяются функции изучения иностранных языков - инструмент коммуникации и средство общения он становится средством образования и самообразования, инструментом познания и социализации, средством, обеспечивающим креативную деятельность и жизнедеятельность выпускников образовательных учреждений.

Концепция преподавания иностранных языков должна обеспечить научно-обоснованную базу для создания требований изучения иностранных языков в рамках «Московского стандарта качества образования», включающих все уровни и формы образования, способствующих достижению соответствия качества московского образования в области обучения ИЯ потребностям и ожиданиям горожан. Нельзя не согласиться с И. И. Халеевой, что идея устойчивого развития общества на современном этапе «связывается с понятием непрерывного образования, отражая новые потребности общества, возникшие в силу социальных изменений, а также новых экономических тенденций, предполагает обязательное развитие системы непрерывного образования». При этом «связующим звеном в <...> модели устойчивого развития являются языки, коррелирующие с развитием всего общества» [6, с. 11].

Программа «Столичное образование 2012-2016 гг.» определяет приоритетные задачи столичного образования по основным направлениям развития региональной системы (дошкольное, школьное, профессиональное, включая дополнительное образование) в целях улучшения

качества и формирования новых образовательных результатов - системы ключевых компетенций и социализации учащихся [1].

В рамках создания «Московской системы качества образования» (МСКО) важное внимание уделяется столичному языковому образованию, изучению иностранных языков как условию качественного образования и успешной социализации выпускников образовательных учреждений.

В качестве приоритетных направлений совершенствования изучения иностранных языков в соответствии с МСКО выделяются следующие:

1) обновление содержания языкового образования;

2) дальнейшее развитие системы столичного языкового образования;

3) обеспечение современного качества языкового образования, внедрение инновационных подходов к образовательному процессу;

4) совершенствование образовательной среды, использование возможностей новой образовательной среды;

5) создание московской региональной системы качества языкового образования.

Рассмотрим основные положения Концепции по данным приоритетным направлениям развития столичного образования в области обучения ИЯ.

1. Обновление содержания языкового образования предполагает детализацию требований ФГОС с учетом региональных условий, возможностей и ресурсов столицы, а также ожиданий и потребностей населения в отношении результатов изучения иностранных языков.

Обновление содержания в рамках МСКО затрагивает все уровни и ступени системы языкового образования: дошкольное, общее образование (начальное, основное, среднее полное), профессиональное (начальное, среднее, высшее) дополнительное образование детей и взрослых.

Государственный образовательный стандарт общего образования последнего поколения реализует системно-деятельностный подход к обучению, в том числе иностранному языку. В соответствии с данным подходом методологическую основу Стандарта составляет программа формирования универсальных учебных действий. Подчеркивается, что общеобразовательная школа должна не только обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие ученика в процессе обучения, но и обеспечивать его личностное развитие

в рамках учебного процесса, т. е. умение учиться, познавать мир; умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей и т. д. [4].

В этих условиях языковое образование является основой общего образования школьника, обеспечивая развитие как предметной - межкультурной коммуникативной компетенции, так и условия для развития общей коммуникативной и информационной культуры, комплекса метадеятельностных учебных действий и учебно-познавательной компетенции, а также общих социальных и социокультурных компетенций как условие социализации выпускника.

Особое внимание в программе «Столичное образование» уделяется профильному обучению на продвинутом этапе общего образования. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Переход к профильному обучению позволяет создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования ориентированы на достижение выпускником комплекса компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, включая социальные, профессиональные, профессионально-коммуникативные [5].

Изучение иностранных языков, лингвистическое образование будущего специалиста, является важнейшим компонентом и основой освоения профессиональных знаний, умений и компетенций. Иноязычная подготовка, овладение межкультурной компетенцией в сфере профессионального общения обеспечивает высокое качество профессионального образования, конкурентоспособность выпускника вуза.

Важным звеном системы столичного образования является дошкольное образование. Изучение иностранного языка в рамках дошкольного образования расширяет возможности речевого развития, психологического роста, овладения общением и другими видами деятельности посредством иностранного языка и в целом обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

Дополнительное языковое образование детей является важной составляющей системы непрерывного образования в столице. Программа «Столичное образование» предусматривает дальнейшее расширение и обеспечение устойчивого развития системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности ребенка. В качестве приоритетных задач в этой области выделяются: обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей; вариативность форм и моделей дополнительного образования; обновление содержания, методов и технологий дополнительного образования; расширение возможностей дистанционного обучения.

Дополнительное языковое образование взрослых в системе столичного образования связано с дополнительным профессиональным образованием, приоритетными задачами которого является:

- развитие содержания дополнительного профессионального образования и используемых образовательных технологий на основе мониторинга формирующихся образовательных потребностей специалистов, а также планируемых направлений модернизации образования;

- развитие научно-методического обеспечения для постдипломного обучения молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные учреждения города;

- разработка и внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития городской системы образования;

- научно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение содержания и технологий дистанционного (полного и / или смешанного) обучения.

Таким образом, обновление содержания изучения иностранных языков является ключевым направлением развития на всех этапах / уровнях системы непрерывного языкового образования.

Приоритетными задачами обновления содержания изучения ИЯ в рамках МСКО становится:

- детализация содержания языкового образования в соответствии с образовательными стандартами последнего поколения;

- ориентация на разноуровневые программы изучения ИЯ в связи с диверсификацией образовательных контекстов и запросов обучающихся;

- дальнейшее обеспечение системного личностно-деятельност-ного характера содержания обучения ИЯ;

- расширение межпредметной интеграции в рамках образовательных программ.

Следует особо отметить возможность включения в содержание обучения ИЯ дополнительного, творческого компонента, что реализуется в образовательных программах за счет элективных курсов по выбору, кружков, факультативов, клубной деятельности, а также проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся, предметное содержание которой определяется при участии самого обучающегося и ориентировано на создание личностного образовательного продукта. Это позволяет обеспечивать продуктивный характер учебной деятельности обучающегося, развивать его личностный потенциал, в том числе учитывать этот личностный компонент при контроле и оценке результатов учебной деятельности.

2. Дальнейшее развитие системы столичного языкового образования предполагает обеспечение преемственности звеньев системы, гарантии и доступности различных форм образования.

Языковое образовательное пространство в столичном регионе включает, различные условия (образовательные контексты) изучения неродных языков в рамках государственных и негосударственных образовательных учреждений: детские сады, общеобразовательные школы с разными условиями изучения ИЯ, дома детского творчества, учреждения среднего профильного образования, вузы различного профиля, курсовая система, учреждения дополнительного образования детей и взрослых и др., включая дистанционное (полное или смешанное) изучение ИЯ.

Сложившаяся уникальная система основного и дополнительного языкового образования развивается как система преемственных уровней (по вертикали) - дошкольного - школьного - вузовского

- послевузовского, а также внутри каждого уровня (по горизонтали)

- за счет вариативных форм организации изучения языка. Вариативность условий изучения ИЯ обеспечивает обучающимся возможность выбора образовательных услуг, гарантии самостоятельного выбора, удовлетворения индивидуальных потребностей, построения индивидуальной образовательной траектории в области языков и культур.

В целях повышения качества и конкурентоспособности московской системы гуманитарного образования в области изучения иностранных языков приоритетной задачей становится создание системы качественных требований изучения ИЯ, обеспечивающей в рамках «Московского стандарта качества образования» общий концептуальный подход к образовательной деятельности и учет специфики составляющих данной системы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, высшего профессионального образования (лингвистических и нелингвистических специальностей), дополнительного образования (детей и взрослых).

Дальнейшее развитие системы столичного языкового образования предусматривает расширение языкового поля, спектра изучаемых языков, направленность на многоязычное и поликультурное образование.

В Москве преподаются в качестве первого, второго или третьего ИЯ 22 языка, включая европейские языки, китайский, японский, арабский и др. В Москве работают более 30 национальных школ, в которых изучаются языки национальностей Российской Федерации, а также языки сопредельных стран.

Вместе с тем наряду с растущей потребностью в изучении иностранных языков, в частности китайского, японского и ряда других, отмечается тенденция вытеснения английским языком других иностранных языков в языковом поле столичного образования. Необходим постоянный мониторинг и изучение динамики потребностей в изучении иностранных языков в Московском регионе.

Важной задачей для столичного образования, безусловно, является расширение спектра изучаемых языков и культур, в том числе обеспечение условий для сдачи ЕГЭ по разным языкам.

Для такого мегаполиса, как Москва, приобретает актуальность и ориентация на полилингвальный и поликультурный характер языкового образования.

Должна быть создана и развиваться методика преподавания многоязычия, позволяющая использовать эффект синергии. Обучение любому иностранному языку должно строиться так, чтобы оно вызывало у учащегося потребность изучать другие языки и готовило его к этому. При этом имеются в виду не только такие европейские языки, как немецкий, испанский, французский или английский, но и национальные языки стран СНГ и других стран мира. Естественно, это предполагает равноправие и равноценность языков и культур.

Основу целостности и гибкости системы столичного языкового образования составляет единая уровневая система требований к качеству овладения ИЯ, что предполагает разработку Московской системы уровневой сертификации качества владения ИЯ.

3. Обеспечение современного качества языкового образования, внедрение инновационных подходов к образовательному процессу можно рассматривать как перманентную в динамично развивающемся образовательном пространстве, что отражается в преемственных программах «Столичное образование» последнего поколения.

«Московский стандарт качества образования» определяет результативность и современное качество образовательных услуг как предметные результаты обучения в совокупности с результатами социализации обучающегося, подчеркивая, что успешное освоение предметных результатов является условием успешной социализации.

За последние годы отмечается улучшение качества изучения иностранных языков в общеобразовательных учреждениях столицы, о чем свидетельствуют успешные выступления московских школьников на всероссийских и региональных олимпиадах по иностранным языкам и результаты ЕГЭ.

Вместе с тем, если рассматривать качественное языковое образование как совокупность предметных результатов и результатов социализации обучающихся, необходимо особое внимание в образовательных программах уделять тому, насколько целевой и содержательный компоненты программы обеспечивают возможность использования изучаемого языка в аутентичных ситуациях межкультурного общения, в процессе получения профильного и профессионального образования и самообразования, в профессиональной деятельности.

Компетентностная модель изучения ИЯ предполагает взаимосвязанное развитие межкультурной коммуникативной и ключевых личностных и социальных компетенций, что отражается в интегративном

характере целей и содержания. В силу этого приоритетной становится ориентация на межпредметный характер изучения иностранного языка, что позволяет в целях и содержании обучения отражать предметный и социальный контекст деятельности.

Инновационность образовательных технологий в области изучения ИЯ на современном этапе также связана с межпредметным (междисциплинарным) контекстным характером обучения на всех уровнях / ступенях непрерывного языкового образования.

4. Совершенствование образовательной среды, использование возможностей новой образовательной среды предполагает: современную ресурсную базу, качественные учебно-методические средства, современные формы взаимодействия субъектов учебного процесса.

Образовательная среда и современная ресурсная база в области изучения иностранных языков характеризуется вариативностью учебно-методических средств, предлагающих материалы разнообразного содержания и целевой направленности и ориентированных на обеспечение различных уровней владения изучаемым языком.

Программа «Столичное образование» предусматривает развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; достижение приоритетных общих интеллектуальных и предметных целей в общеобразовательных учреждениях за счет использования ИКТ.

В этих условиях необходима разработка методического обеспечения использования ИКТ, электронных средств на разных этапах / уровнях изучения ИЯ, создание методического сопровождения как деятельности педагогов, так и самостоятельной работы обучающихся, создание образовательных дистанционных программ для условий смешанного и полностью дистанционного обучения.

Важным фактором становится уровень ИКТ компетентности преподавателей ИЯ.

В новой образовательной среде приоритетное значение приобретают идеи развития взаимодействия субъектов образовательного процесса (преподаватель - учащийся - учебный коллектив) - развития автономии учащегося, обучения в сотрудничестве, повышения удельного веса и роли самостоятельной учебной деятельности учащегося, обеспечения продуктивного характера учения, разделения степени ответственности педагога и учащегося за результат и качество образовательного процесса, вопросы индивидуализации обучения, создания

условий для выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории. В этой связи необходима дальнейшая разработка технологий самостоятельной учебной деятельности, включая технологии с применением ИКТ.

5. Создание «Московской системы качества образования» предполагает единую модель требований к качеству изучения иностранных языков, представляющую универсальную систему критериев, показателей и соответствующих индикаторов, применимых к разным звеньям / этапам системы языкового образования [2].

Соответственно система (модель) требований оценки качества изучения ИЯ в рамках МСКО включает следующие подсистемы:

- критериев и показателей качества образовательных условий, процессов, результатов и достигаемых эффектов;

- инструментов измерения и процедур оценки качества образования;

- сертификации на соответствие критериям и показателям качества образования - индикаторов и показателей качества.

Задача данной системы - обеспечить универсальность, дифферен-цированность и целостность подходов к оценке деятельности образовательных учреждений столицы.

В соответствии с общей концепцией требований изучения иностранных языков в рамках МСКО структура и содержание модели (системы) оценки качества изучения ИЯ включает следующие параметры результатов обучения - уровневые параметры овладения изучаемым языком.

1. Сформированность предметных и метапредметных компетенций в области иностранного языка и культуры:

1.1. уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции учащегося;

1.2. уровень учебно-познавательной компетенции в области изучения языка и культуры.

2. Сформированность ключевых социальных компетенций, показателем которых служит портфолио учащегося, содержание порт-фолио (ЕЯП) отражает:

2.1. результаты использования изучаемого иностранного языка в различных сферах жизнедеятельности и возможности социализации учащегося;

2.2. степень автономности и креативности учащегося в изучении языка и культуры (языков и культур).

Каждый из обозначенных параметров системы (модели) требований и оценки качества изучения иностранного языка на определенном образовательном уровне / этапе системы непрерывного языкового образования предполагает детализацию программных индикаторов и показателей качества владения изучаемым языком.

Индикаторами предметной компетенции (Межкультурной коммуникативной компетенции) выступает система уровневых дескрипторов в рамках общепринятой системы уровней владения ИЯ.

Показателями качества выступают качественные параметры межкультурной коммуникативной компетенции.

Индикаторами метадеятельностной (учебно-познавательной) компетенции выступает система дескрипторов учебных стратегий и умений в области изучения языка и культуры.

Показателями качества выступают качественные параметры учебно-познавательной компетенции в области изучения языка и культуры.

Индикаторами ключевых социальных компетенций, которые можно документировать в портфолио учащегося (Европейский языковой портфель - российские варианты ЕЯП - [3]), учитывая его информационную (социальную) функцию, выступают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- данные об использовании изучаемого иностранного языка в различных сферах жизнедеятельности учащегося (материалы проектной, учебно-исследовательной и научно-исследовательной деятельности, результаты участия в конкурсах, олимпиадах и др.

- степень активности и творческий подход учащегося к изучению языка и культуры (языков и культур).

Показателем качества ключевых социальных компетенций в области изучения иностранного языка и культуры может выступать содержание портфолио (ЕЯП) учащегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период

(2012-2016 гг.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование») / Департамент образования г. Москвы [Электронный ресурс]. -

Режим доступа : http://dogm.mos.ru/gosprogramma/pr_2014_new.pdf

2. Каганов В. Ш. Московский стандарт качества образования /Департамент образования г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// mosedu.ru/качество/создание-условий/московский-стандарт-качества-образования.Ыш1

3. Коряковцева Н. Ф. «Европейский языковой портфель для России» - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - 154 с.

4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, доработанный 15 февраля 2011 года / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://shko1a-standart-site-doc.doc

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mon.gov.ru/doc/fgos

6. Халеева И. И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2014. - С. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.