Научная статья на тему 'Концепция права как этического минимума в отечественной правовой доктрине конца XIX - начала XX вв'

Концепция права как этического минимума в отечественной правовой доктрине конца XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. ЯЩЕНКО / В.С. СОЛОВЬЕВ / ПРАВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДОКТРИНА / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко А. Е.

Статья посвящена анализу взглядов на соотношение права, нравственности и религии видного дореволюционного правоведа Александра Семеновича Ященко (1877-1934) видного представителя синтетической теории права. В статье доказывается, что выработанный А.С. Ященко подход позволяет понять нравственные свойства права в единстве общего блага и личной свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the views on the relationship between law, morality and religion of a prominent pre-revolutionary legist Alexander Yashchenko (1877-1934), the leading representative of the synthetic theory of law. In this paper we prove that A. S. Yashchenko’s approach allows us to understand the moral features of law in the unity of the common good and personal freedom.

Текст научной работы на тему «Концепция права как этического минимума в отечественной правовой доктрине конца XIX - начала XX вв»

162

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

УДК 341.01

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА КАК ЭТИЧЕСКОГО МИНИМУМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

THE CONCEPT OF LAW AS AN ETHICAL MINIMUM IN RUSSIAN LEGAL DOCTRINE OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Ключевые слова: А.С. Ященко, В.С. Соловьев, право, нравственность, доктрина, синтетическая теория

права.

Keywords: A.S. Yashchenko, V.S. Solovyov, law, morality, doctrine, synthetic theory of law.

Аннотация. Статья посвящена анализу взглядов на соотношение права, нравственности и религии видного дореволюционного правоведа Александра Семеновича Ященко (1877-1934) - видного представителя синтетической теории права. В статье доказывается, что выработанный А.С. Ященко подход позволяет понять нравственные свойства права в единстве общего блага и личной свободы.

Resume. The article analyzes the views on the relationship between law, morality and religion of a prominent pre-revolutionary legist Alexander Yashchenko (1877-1934), the leading representative of the synthetic theory of law. In this paper we prove that A. S. Yashchenko’s approach allows us to understand the moral features of law in the unity of the common good and personal freedom.

Проблему определения права и его сущности можно назвать вечной. Вопрос о месте права в системе других социальных регуляторов волновал и продолжает волновать интеллектуальную элиту человечества. Особо острые дискуссии на протяжении веков возникали о соотношении права, нравственности, религии. Сегодня этот спор набирает новые обороты. В юридической литературе, с одной стороны, нарастают и постмодернистские тенденции, а, с другой, высказываются опасения превращения юриспруденции «в средство легализации нравственных пороков» [6, с. 3]. Современный мир разделился по вопросам допустимости однополых браков, ювенальной юстиции, легализации права на убийство и «запретные» удовольствия.

России пока удается «держать оборону» в условиях агрессивного наступления западной модели либеральной демократии и так называемых стандартов в сфере защиты прав человека. В условиях метафизического разлома особую актуальность приобретает концептуальная поддержка государственной власти, возложившей на себя миссию защиты традиционных ценностей. В этой связи особый интерес приобретает исследование отечественной этико-правой синтетической концепции, ярким представителем которой был Александр Семенович Ященко.

В дискуссии о соотношении права и нравственности принимали самые видные представители отечественной политико-правовой мысли В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.В. Михайловский, И.А. Ильин, Е.В. Спекторский, Л.А. Тихомиров, П.Е. Казанский, НА. Захаров и другие.

Нельзя не согласиться с Е.В. Сафроновой, что «среди многочисленных теорий соотношения права и нравственности можно выделить три основные» [9, с. 293]. Первое учение в содержании права и морали не видело принципиальной разницы (Г.В. Михайловский); второе, основоположниками которого являлись немецкие ученые И. Фихте и А. Гумбольдт, исходившие из идеи разграничения и отмечавшие, что право и нравственность не имеют между собой ничего общего. И, наконец, «третья точка зрения, преобладавшая в отечественной науке, основывалась на постулате несомненного родства права и

А.Е. Кравченко

A.E. Kravchenko

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: aprildream08@gmail.com

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

163

нравственности. Сторонники этой теории (И. Еллинек, В.С. Соловьев, И.П. Новгородцев, А.Н. Ященко, В.Г. Щеглов, Е.Н. Трубецкой и др.) видели в праве минимум нравственности» [9, с. 293-294].

Наиболее последовательно точку зрения на право как минимум нравственности отстаивали В.С. Соловьев и А.С. Ященко. Анализу взглядов В.С. Соловьева посвящено немало работ [2, 3, 4, 7, 8 и др.], а вот к исследованию взглядов его последователя - А.С. Ященко обращались немногие, причем преимущественно философы [1, 5].

Александра Семеновича Ященко с полным правом можно назвать автором синтетической теории права, применившим синтетический метод к анализу целого спектра понятий: права и нравственности, государства, общества и личности. «Необходимо, - писал он, формулируя свою методологическую задачу, - для настоящего жизненного синтеза органическое соединение всех односторонних определений на основании синтезирующей силы всеобъемлющего начала, являющегося живой душой всего соединения» [10, с. 58]. Важнейшую задачу юриспруденции А.С. Ященко видел в выработке синтетического определения права. Право по своему содержанию тесно связано с моралью. Мораль, как и право, является структурным элементом общественной системы. Ященко основывает представление о праве на методологии синтеза, считая, что при «правильном понимании природы права все элементы должны войти в систему в одинаковой пропорции, чтобы получить органическое равновесие» [10, с. 108]. При этом рассматривать право вне связи с нравственными и религиозными нормами он считал недопустимым.

Разделяя философию права В.С. Соловьева А.С. Ященко, отмечал, что «право есть определенно фиксированный заранее принудительный минимум нравственности» [10, с. 147]. Вслед за В.А. Соловьевым он не противопоставлял и естественного права позитивному. «Естественное право есть лишь общая формула права, - отмечал он, - под которую подставляется реальное содержание каждого конкретного права», это «общая идея права» [11, с. 26]. Поэтому А.С. Ященко не разделял точки зрения, что определение права как минимума нравственности применимо только к естественному праву. «Право как минимум нравственности» - это «всякое право (естественное или положительное)» [11, с. 26].

Цель права - стремление к справедливости, а абсолютная справедливость возможна лишь в Царстве Божьем, и только божественный закон может предопределяет и развитие нравственности и эволюцию права.

Право, считал А.С. Ященко, «не может быть понято, как начало самостоятельное и отдельное от нравственности» [11, с. 15]. Право есть свобода, обусловленная равенством [11, с. 8]. При этом равенство в определении права и Соловьевым и Ященко понимались не как равенство субъективных права, а как «свободу ограниченную равенством» [11, с. 11]. Необходимо справедливое равенство, т.е. равенство в должном, - доказывал А.С. Ященко, - «а это уже входит в область нравственности» [11, с. 16].

По мнению В.С. Соловьева, которое разделял и поддерживал А.С. Ященко, -нравственность имеет ряд ступеней. «Всякое совершенство, как идеальная цель, - писал он, -может быть достигнуто только через последовательную работу, через постепенное «становление». Абсолютное и относительное в нравственности не противоположны, а свободно и полно сливаются в единую нравственную жизнь», поэтому право должно «прогрессивно приближается к нравственности» [11, с. 16].

Основные различия между моралью и правом Ященко видел в следующем: во-первых, «нравственность не ограничена в своих требованиях, право - ограниченно»; во - вторых, «право требует действительной реализации этого минимального добра, нравственность может оставаться только идеальным требованием»; в-третьих, «право, в отличие от нравственности допускает принуждение» [11, с. 17].

Вывод, к которому приходили два выдающихся мыслителя сегодня звучит как никогда актуально: право - «промежуточная область между идеальным добром и злою

действительностью»; задача права - «это не немедленное осуществление Царства Божия, а предохранение общества от того, чтобы оно не превратилось в ад» [11, с. 17]. Между правом и нравственностью нет противоречий. Противоречия существуют между различными состояниями правового и нравственного сознания. Если законы противоречат требованиям морали, то «они противоречат и существенным требованиям права» [11, с. 17].

Сегодня, в условиях, когда в западном мире нарастают тенденции трансгуманизма, где нравственность рассматривается как понятие изменчивое, зависящее от эволюции человеческого разума, а право превращается в одно из средств легализации нравственного

164

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

порока, Российская Федерация встала за защиту традиционных нравственных ценностей, став в современном мире оплотом традиционализма. При обосновании такой политики, разработке концепции государственной идеологии необходимо опираться на достижения отечественной политико-правовой доктрины.

1. Гараева Г. Ф. Философия права методология обоснования нравственной природы права в синтетической теории права А.С. Ященко / / Сборник научных трудов международной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы правовой политики».- М., 2014.- С. 95-104.

2. Гусев Е.К. Анализ преемственности историософских воззрений ранних славянофилов и В.С. Соловьева: Дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2004.- 146 с.

3. Захаров А.А. Историко-философская концепция В.С. Соловьева: Автореферат дис. ... д.ф.н. - М., 1999. - 43 с.

4. Кондаков В. А. Право и нравственность в философских концепциях В. С. Соловьева и С. Л. Франка / / Духовные ценности и национальные интересы России. Тюмень, 1998. С. 30-34.

5. Макаров, Р. Н. Идея этико-правового синтеза в философии права А.С. Ященко : Дис. ... канд. филос. наук. - Тула, 2003. - 123 с.

6. Нравственные императивы в праве, науке, образовании и культуре. Материалы международного молодежного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна в 3 частях. Ч. 3. / Под ред. Е.В. Сафроновой. -Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - 335 с.

7. Попова А. И. Философия права В. С. Соловьева // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. XIX. Владимир Соловьев. М., 1996. С. 98-107.

8. Попова Е.А. Нравственно-правовой идеализм Владимира Соловьева: Дис. ... канд. юрид. наук. / Коломна, 2006. - 190 с.

9. Сафронова Е.В., Рутман В.Г. К вопросу о христианской философии права (из истории русской правовой мысли) / / Право.- М., 2013. - Т.1.- Вып. 6. - С. 293-299.

10. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьёва. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства: сост. А. П. Альбова. - СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД.: Алетейя, 1999. - 252 с.

11. Ященко А.С. Философия права Соловьева. - С.-Петербург: Сенатская типография, 1912.

Список литературы References

- 43 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.