ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. И. ДРОЗДОВА начальник межрегионального отдела психологической работы
УФСИН России по Архангельской области, подполковник внутренней службы
Концепция построения психолого-воспитательного и социального воздействия на подростков в Архангельской воспитательной колонии
Интегративный подход к изучению вопросов исправления и перевоспитания несовершеннолетних в местах лишения свободы является необходимым условием для повышения эффективности процесса психолого-воспитательного и социального воздействия на подростков. Проблема перевоспитания несовершеннолетних осужденных, являясь многоплановой, требует интегрирования знаний как юридических так и других гуманитарных наук: педагогики, психологии, социологии и т. д.
Одним из основных направлений работы с подростками, отличающимися девиантным поведением, нам представляется комплекс мер, включающих в себя, во-первых, повышение образовательного уровня несовершеннолетних и, во-вторых, привитие им определенных умений и навыков, гарантирующих после освобождения возможность успешной адаптации к жизни на свободе. Этот комплекс, прежде всего, снимет, хотя бы частично, проблему социальной неустроенности лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, которая является основной из причин, толкающих подростков на новые преступления.
Подход к перевоспитанию (исправлению) несовершеннолетних осужденных требует не стандартных решений, а индивидуальных приемов и методов психолого-воспитательного и социального воздействия.
Так, с целью повышения эффективности работы с воспитанниками Архангельской воспитательной колонии и профилактики негативных явлений среди них сотрудниками
психологических лабораторий была выделена работа с несовершеннолетними на начальном этапе отбывания наказания как приоритетная.
Основными задачами явились:
- уменьшение периода адаптации воспитанников к пребыванию в местах лишения свободы;
- оказание им помощи по включению в образовательный процесс и общественную жизнь исправительного учреждения в минимально короткий период;
- формирование позитивной мотивации воспитанника к освобождению и ресоциализации;
- формирование установки к законопослушному поведению, адекватному реагированию на ситуации, возникающие в процессе адаптации (во всех видах связи: воспитанник, персонал воспитательной колонии (ВК), семья, общество);
- формирование привычки законопослушного поведения, умения адекватно вести себя в любой жизненной ситуации (проработка трудностей и проблем, позитивное их разрешение);
- формирование потребности в саморазвитии (самоконтроль, самовоспитание, самообразование), духовных потребностей, обеспечивающих мотивацию деятельности и поступков, готовности к законопослушному поведению на свободе.
Основным критерием оценки поведения воспитанника является соблюдение им порядка отбытия наказания. Помимо этого оценивается:
а) стремление воспитанника к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации;
[email protected] www.orfsin.ru
42
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
б) иные события и действия, свидетельствующие об активной жизненнной позиции воспитанника.
С точки зрения психологии отношений адаптацию следует рассматривать как активный процесс приспособления к жизни, к деятельности в новых условиях, как активное взаимодействие с окружающей действительностью, где важную роль играют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся признание человека осужденным и направление его в места лишения свободы, а также включение его в различные виды деятельности. К субъективным факторам относятся отношение к совершенному преступлению и полученному наказанию, включение в систему внутригрупповых отношений, личностная позиция в группе, развитие и закрепление навыков межличностного общения в группе. Роль психолога состоит в том, чтобы помочь осужденному адаптироваться к новым условиям жизни, максимально извлечь из них пользу, а также связать между собой сотрудников всех служб для проведения воспитательной работы как приоритетной в воспитательной колонии.
С целью подготовки несовершеннолетних осужденных к переводу в Архангельскую ВК психологи совместно с сотрудниками отдела социально-педагогической работы с осужденными, отдела режима и оперативной группы осуществляют работу в СИЗО. Они знакомят подследственных и осужденных подростков с условиями отбывания наказания в ВК, рассказывают о том, какие специальности можно получить, демонстрируют фильм о жизни в колонии. В процессе информирования ориентируют воспитанников на соблюдение режима содержания и правил поведения, рассказывают о возможных перспективах, льготах, предоставляемых воспитанникам, которые стремятся к обучению в школе, получению специальности, трудоустройству в колонии, участию в общественной жизни колонии, а также об условиях условно-досрочного освобождения.
В связи с увеличением в пенитенциарных учреждениях осужденных к длительным срокам отбывания наказания возникает необходимость в разработке и проведении с ними постоянной психокоррекционной работы, направленной на успешную ресоциализацию. Кроме этого несовершеннолетние осужденные в силу личностных особенностей пубертатного периода часто пытаются дезоргани-
зовать деятельность учреждения, что связано с преобладающими у них личностными качествами, такими как агрессивность, тревожность, регидность, юношеский максимализм и другие. В связи с этим возникает необходимость проведения психокоррекционной работы с рассматриваемой категорией и разработке специализированных психокоррек-ционных программ. Наиболее действенным методом для работы с осужденными к длительным срокам лишения свободы, на наш взгляд, является арт-терапия.
Одним из новых методов в работе с несовершеннолетними осужденными, склонными к деструктивным формам поведения, для психологов Архангельской ВК является метод арт-терапии - мозартика, который представляет собой инновационную, развивающую и корректирующую игру, являясь важной составной частью игротерапии, одним из активных и действенных способов диагностики, развития креативности, раскрытия ресурсного потенциала личности. Мозартика - инновационная технология, занимающая особое место в арт-терапии, игротерапии и сфере психоанализа. Их уникальный синтез позволяет достигать высокой эффективности в психокоррекцион-ной работе с несовершеннолетними осужденными в ВК. При этом мозартика очень удобна для внедрения: стимульный материал ее методик облечен в форму уникальных тиражных настольно-печатных игр, красочных, привлекательных, вовлекающих в необычный творческий игровой процесс подростков.
В целом, концепция психолого-воспитательного и социального воздействия представляет собой взаимосвязь структурных и функциональных элементов, реализующих информационно-методическое, организационное, воспитательное и психологическое обеспечение процесса психолого-воспитательного сопровождения социализации подростков. Концепция должна быть подчинена целям формирования у подростков нормативного поведения и адекватных ценностных ориентаций и интересов. Она должна позволять более основательно вникнуть в жизнь подростков с деликвентным поведением, выявить глубину изменения у них психических свойств, состояний и процессов, максимально содействовать развитию адаптационных механизмов психики подростков, обосновывать индивидуально-ориентированные психокоррекционные, воспитательные и реабилитационные программы. ^
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2016