УДК 336.1; DOI 10.26794/1999-849X-2018-11-1-50-58
концепция построения финансовой политики в трудах отечественных исследователей и ее практическая реализация
Молчанова Наталья Петровна, д-р экон. наук, профессор Департамента общественных финансов,
Финансовый университет, Москва, Россия
В статье рассматриваются направления разработки финансовой политики как составной части экономической политики в трудах российских ученых и особенности ее реализации в период рыночных преобразований. Предмет исследования — методология формирования концептуальных основ финансовой политики и ее осуществление в практической деятельности. Цели работы — выявление основных финансово-экономических проблем, сдерживающих процесс проведения финансовой политики, и обоснование необходимости усиления государственного регулирования. В статье проанализированы позиции ведущих научных школ, что позволило выявить основные причины различий в подходах к построению концепции финансовой политики, обосновать повышение роли государства в ее осуществлении, сформулировать меры по активизации инструментов финансовой политики в практике хозяйствования. Сделан вывод о том, что последовательное проведение финансовой политики создает предпосылки для повышения эффективности функционирования национальной финансовой системы, но в условиях преодоления последствий экономического спада необходима активизация действий по ее реализации и усилению государственного регулирования.
Ключевые слова: финансовая политика; финансовые ресурсы; национальная экономика; финансовая система; инвестирование; финансовые отношения.
The Concept of Financial Policy in the Works of Domestic Economists and Practical implementation
Molchanova Natalia P., ScD (Economics), full professor, the Public Finance Department, Financial University,
Moscow, Russia
The paper examines development of financial policies as an integral part of the economic policy in the works of Russian economists and specifics of its implementation in the period of market transformation. The subject of the study is the methodology for the formation of the conceptual principles of the financial policy and its implementation in practical activities. The purpose of the work was to identify the main financial and economic problems that hamper the process of the financial policy implementation and justify the need to strengthen its state control. The positions of the leading scientific schools are analyzed in the paper, which made it possible to identify the main reasons for the differences in approaches to the construction of the financial policy concept, justify the increasing role of the state in the policy implementation, and formulate measures for promotion of financial policy tools in business practices. It is concluded that the consistent implementation of the financial policy creates preconditions for enhancing the efficiency of the national financial system, but in the current situation of overcoming the consequences of the economic recession it is necessary to intensify activities for its implementation and strengthen the state regulation.
Keywords: financial policy; financial resources; national economy; financial system; investment; financial relations.
Экономическая политика как методологическая основа финансового регулирования экономики
Развитие рыночных отношений в России в условиях «новой нормальности» сопровождается возрастанием роли государства в экономической жизни общества. Глобальные изменения, происходящие в мировой экономике, отражаются во взаимодействии всех участников общественного воспроизводства: государственных и муниципальных органов власти и управления, а также хозяйствующих субъектов — организаций и домохозяйств.
В научной литературе дискутируются вопросы о степени (пределах) влияния мер государственного воздействия на социально-экономическое развитие и их взаимосвязи с трансформирующейся экономической политикой и используемыми регулятивными мерами ее эффективного проведения. Предмет экономической политики составляют средства воздействия, относящиеся к хозяйственному устройству общества (внутрисистемные), в том числе рыночные (косвенные) и административные (прямые). В общем виде государственную экономическую политику можно определить как систематизированный комплекс научно обоснованных и апробированных на практике мер, осуществляемых органами государственной власти с целью поддержания, упорядочения и корректировки происходящих в обществе социально-экономических процессов, которые обеспечивают устойчивое экономическое развитие, увеличение объемов ВВП, рост уровня и качества жизни населения.
Согласно утверждениям ряда ученых экономическая политика предполагает знание состояния и проблем национальной экономики, наличие представления об альтернативных вариантах предпринимаемых действий с учетом объективных предпосылок, заявленных целей, доступных (и одновременно ограниченных) финансовых ресурсов и базируется на максимальном учете потенциальных возможностей существующего общественного строя. Посредством сбалансированной экономической политики реализуется генеральная линия экономических действий Правительства РФ. Именно она придает желаемую направленность объективно протекающим экономическим процессам и обеспе-
чивает выбор рациональных путей достижения намеченных целей.
Экономическая политика имеет определенное концептуальное построение, основанное на нескольких составных частях (элементах), которые априори должны согласовываться и дополнять друг друга при анализе положения в экономике, изучении целей, рассмотрении их соответствия интересам системы, а также при исследовании применимости инструментов государственного регулирования. Однако на практике наблюдается определенная противоречивость предложений и рекомендаций в рамках отдельных составных частей экономической политики, что может быть следствием разных причин: несовершенства научной базы, недоучета тенденций современного экономического развития и происходящих в рыночном хозяйстве изменений. Определенное негативное влияние могут оказывать недостаточная сбалансированность мероприятий, предлагаемых уполномоченными органами, а также некоторое отставание от намеченных сроков реализации предпринимаемых действий периодически разрабатываемого комплекса антикризисных мер макроэкономического регулирования.
Экономическая политика предполагает применение системного подхода к объекту и субъекту управления и учитывает разнообразие векторов хозяйственного развития. Многообразие элементов и разносторонние связи между ними, количество иерархических уровней, характер подсистем — все эти факторы определяют структурную сложность национальной экономики как системы. Специфические факторы функционирования и развития национальной экономики не подвержены быстрым изменениям и отличаются устойчивостью, долговременностью. К ним следует отнести факторы природно-климатического, экономико-географического, технологического, социокультурного характера. В зависимости от их сочетания формируется определенная структура экономики и производимого ВВП.
Для объекта управления как системы, состоящей из различных элементов (населения, отраслей, территорий), необходимо наличие целей его функционирования и развития и определение соответствующих протекающим экономическим процессам инструментов государственного регулирования. Субъект управления как совокупность
государственных органов должен быть адекватен целям и задачам развития объекта государственного управления.
Формы и направления государственной экономической политики
В период построения в России инновационной экономики и осуществления структурной модернизации национального хозяйства систематизируются и обновляются научные знания, методический аппарат, изменяется приоритетность применяемых форм экономической политики.
Органы государственной власти переходят от разработки административных методов и перечня экономических инструментов к формированию сбалансированной системы мер и механизмов координации мероприятий по улучшению экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Создается комплекс научного и прикладного инструментария, призванного способствовать эффективному функционированию хозяйственного механизма. Таким образом, формируется новая экономическая роль государства, базирующаяся на системном подходе к регулированию экономической жизни общества.
В научной литературе рассматриваются различные варианты систематизации структурных элементов экономической политики. Однако ее важнейшими формами традиционно считаются финансовая, денежно-кредитная, инвестиционная, промышленная, инновационная, институциональная, инфраструктурная, антимонопольная, ценовая, антициклическая, социальная, тарифная, структурная, стабилизационная политики. Формы экономической политики могут также классифицироваться по уровням экономики и способам воздействия, сферам воздействия, временным интервалам, функциональной роли в экономике.
Различные формы экономической политики являются самостоятельными частями системной (общей) экономической политики. В процессе ее разработки не только применяются методы и результаты исследований экономической теории, но и используются возможные варианты решения хозяйственных задач; объективно учитываются наряду с общими закономерностями экономического развития особенности отдельных этапов и элементов экономической системы, исследуются их потенциальное взаимодействие и вероятные
конфликты, признается плюрализм мнений и интересов, рассматриваются альтернативные последствия предпринимаемых действий и оценивается эффективность управленческих решений. В современной российской экономике, функционирующей в сложных условиях поиска решения проблемы им-портозамещения и обеспечения населения страны продовольствием в основном за счет внутренних источников, одной из базовых форм экономической политики является промышленная политика.
Российское государство исторически сложилось как промышленная держава. Отрасли промышленности имеют высокий удельный вес в структуре производимого ВВП, что оказывает влияние на состояние социально-экономических процессов, динамику экономического роста и уровень важнейших индикаторов развития национального хозяйства. Адаптация предприятий к рыночным условиям проявляется в повышении качества отечественных товаров народного потребления и улучшении обеспеченности ими населения. В научной литературе промышленная политика рассматривается как система мер, направленных на содействие технологическому прогрессу, внедрению инноваций, повышению эффективности деятельности реального сектора, изменению структуры народного хозяйства. Она призвана содействовать инвестициям, развитию инфраструктуры и человеческого капитала, общественному производству [1, с. 139].
Научной базой для разработки и реализации структурной политики служат современные представления о структурировании национальной экономики и ее составных частей. В структурной политике находит выражение отношение государства к сложившейся структуре национального хозяйства и проведению структурных преобразований. В ней определяются механизмы взаимодействия и оптимальные пропорции между различными подсистемами и элементами национальной экономики, а также уровнями, стадиями воспроизводства.
Ключевое значение имеют взаимосвязи, складывающиеся между структурной и инвестиционной, структурной и инновационной политиками. Потенциал структурной политики в значительной степени определяется содержательным наполнением инвестиционной политики вследствие того, что изменение структурных связей, экономиче-
ских пропорций невозможно без инвестирования в новации. В планировании инвестиций важны не только их общий (стоимостной) объем, но и внутренняя структура, а также соответствие проводимым технологическим преобразованиям. Анализ и учет специфики различных видов структуры инвестиций необходимы для принятия обоснованных управленческих решений.
Проводимая научно-техническая (инновационная) политика выражает отношение государства к науке и научно-технической сфере. В российском законодательстве формы деятельности органов государственной власти в сфере разработки и реализации научно-технических достижений и инноваций регламентируются Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно общепризнанным взглядам научно-техническая (инновационная) политика рассматривается как совокупность общественно-экономических отношений, сложившихся между государством и остальными субъектами научно-технической деятельности в части создания, преобразования и использования инноваций в целях обновления сфер жизнедеятельности людей на основе сбалансированности интересов всех участников научно-технологических и инновационных процессов [2, с. 402-403]. В соответствии с данной концепцией инновационная политика должна быть направлена на последовательное выполнение органами государственной власти своих функций применительно к отрасли «Наука и научное обслуживание», а в процессе ее реализации должно предусматриваться наиболее полное и эффективное использование располагаемых ресурсов для достижения социальных, экономических, финансовых, экологических, политических целей.
Финансовая политика и ее роль в обеспечении стабильного функционирования национальной экономики
В условиях рынка многократно возрастает роль финансовых отношений в регулировании социально-экономического развития, усиливается ее влияние на конечные результаты хозяйствования проводимой финансовой политики как составной части (формы) экономической политики государства. Однако, несмотря на имеющи-
еся научные разработки, до настоящего времени у ученых не сложилось единого мнения о содержании финансовой политики.
Согласно принятой МВФ терминологии финансовая политика представляет собой одно из направлений экономической политики, которое заключается в регулировании, надзоре и контроле за финансовыми и платежными системами, включая рынки и организации, в целях содействия обеспечению финансовой стабильности, эффективности рынков и защиты активов клиентов и интересов потребителей. Такое концептуальное построение достаточно широко определяет предметную область финансовой политики, включающей в качестве самостоятельных структурных элементов бюджетную, налоговую, страховую, валютную, долговую политики.
В отечественной экономической литературе сложились различные взгляды на сущность и состав финансовой политики. Например, согласно утверждению профессора Я. М. Миркина под финансовой политикой подразумевается политика государства в области налогов, бюджета, денег, кредита, процента, валютно-финансовых отношений, инвестиций, деятельности институциональных инвесторов (страхового сектора, пенсионной отрасли, коллективных инвестиций, альтернативных инвестиций), финансового рынка. Финансовая политика преследует как чисто финансовые (регулируя деятельность финансовой системы), так и общеэкономические (влияя через финансовую сферу на состояние и развитие производства, темпы экономического роста, макроэкономическую сбалансированность и устойчивость) цели [3, с. 189]. Такое расширительное толкование финансовой политики синтезирует различные самостоятельные формы экономической политики, а именно: налогово-бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную и др. По нашему мнению, подобный подход затушевывает сущностное содержание финансовой политики и затрудняет четкое выделение присущих ей особенностей. В результате не представляется возможным установить специфику финансовой политики как фундаментальной составляющей современной экономической политики по сравнению с ее другими формами (видами).
В ряде научных работ ведущих ученых Финансового университета финансовая (бюджетно-на-
логовая) политика представлена более комплексно и предметно как совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, обеспечивающих формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств [4, с. 276]. При этом в составе общей финансовой политики выделяется финансовая политика государства:
• как совокупность целенаправленных мер в области использования государственных и муниципальных финансов, разрабатываемая для создания финансовой основы реализации экономической политики;
• как совокупность финансовых решений субъекта хозяйствования в области использования финансов для достижения определенных целей;
• как совокупность финансовых решений домохозяйства в области формирования, распределения и использования его финансовых ресурсов для выполнения определенных задач [4, с. 413].
Субъектами финансовой политики выступают все экономические субъекты — государство в виде органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации и домохозяйства, непосредственно разрабатывающие основную концепцию финансовой политики и определяющие ее основные цели и задачи в рамках каждой сферы финансовой системы. Объектом финансовой политики служит совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
В [5, с. 537] финансовая политика понимается как налогово-бюджетная политика и определяется как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Следует согласиться с мнением авторов данного издания в том, что финансовая политика — это относительно самостоятельная сфера деятельности государства, где конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяются общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов [5, с. 538]. Вследствие этого при осуществлении финансовой политики особенно важно обеспечивать ее взаимосвязь с другими составными частями экономической политики.
В названном издании финансовая политика рассматривается как проводимая исключительно государством. Авторы выделяют два целевых направления практической реализации финансовой политики: фискальное и регулирующее. Фискальные задачи предполагают достижение сбалансированности государственных доходов и расходов. Однако поддержание состояния равновесия в условиях поиска путей увеличения доходов и сокращения расходов на практике представляет собой достаточно сложную и труднодостижимую задачу. Необходимость регулирования экономических процессов вызвана тем, что государство располагает определенными инструментами, влияющими на выполнение хозяйствующими субъектами стоящих перед ними задач. Посредством применения бюджетных и денежно-кредитных инструментов государство может воздействовать на экономический рост, занятость, уровень инфляции, динамику валютного курса; регулировать развитие административно-территориальных образований, отраслей экономики и социальной сферы, а также отдельных организаций; обеспечивать экономический рост в условиях высокого уровня экономической неопределенности [6, с. 11-25, 75-81].
В этой связи заслуживают интерес взгляды некоторых исследователей на взаимосвязь проводимой финансовой политики с национальной финансовой системой и функционирующим финансовым механизмом. Например, согласно
[7, с. 59] под финансовой политикой подразумевается целенаправленная деятельность государства, включающая разработку целей и задач, поиск денежных ресурсов и разработку путей достижения целей в виде конкретных органов власти, опирающаяся на существующую финансовую систему с рациональным использованием финансового механизма и направленная на получение в намеченные сроки запланированных итогов деятельности. Необходимым элементом финансовой политики становится учет внешних факторов, которые могут повлиять как на сам процесс, так и на его результаты.
Из вышеизложенного следует, что стратегическая миссия финансовой политики концептуально заключается в обеспечении улучшения финансового положения государства, под которым понимаются совокупные возможности страны, региона или муниципалитета решать стоящие перед ними проблемы, в том числе на основе имеющихся в их распоряжении бюджетных средств, включая внебюджетные фонды, находящиеся в ведении данного уровня управления.
Развитие концепции финансовой политики и возможные направления ее практической реализации
Согласно широко распространенному мнению в состав финансовой политики входят два самостоятельных, обладающих собственным инструментарием структурных элемента: налоговая и бюджетная политики. Однако в современных условиях финансовые отношения между экономическими субъектами становятся более сложными, вследствие чего возникает необходимость в дополнении данного устоявшегося концептуального построения. Исходя из этого предположения в структуре финансовой политики можно выделить, наряду с налоговой и бюджетной политиками, дополнительные составные части: инвестиционную, страховую, таможенную, валютную и долговую политики.
В условиях создания нового технологического уклада и становления инновационно-ориентированной рыночной экономики в России возрастает роль финансовых отношений в регулировании социально-экономического развития, усиливается влияние финансовой политики как составной части экономической политики государства на
результаты хозяйствования. В условиях «новой нормальности» при разработке стратегических и тактических вопросов, связанных с проведением финансовой политики, согласованной и принятой всеми субъектами экономических отношений, должны учитываться особенности функционирования национальной финансовой системы, ее отдельных сфер и звеньев.
В период проявления кризисных ситуаций, усиления макроэкономической нестабильности особую значимость приобретают такие управленческие аспекты, как формирование нового экономического курса страны, обновление содержания государственной экономической политики и определение ключевых направлений ее проведения. В качестве фундаментального элемента экономической политики правомерно рассматривать именно финансовую политику. При формировании рыночных отношений возникает необходимость в совершенствовании форм и методов финансового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, поиске путей для консолидации всех возможных источников финансовых ресурсов и их наиболее рационального использования в процессе общественного воспроизводства.
Основываясь на анализе практики государственного регулирования в различных регионах России, можно заключить, что финансовая политика, проводимая региональными органами власти, не всегда достаточно эффективна. Существует ряд особенностей территорий, от которых зависит динамика социально-экономического развития административно-территориальных образований. К ним относятся природно-климатические условия, обеспеченность квалифицированными кадрами, капиталом, природными ресурсами; наличие инфраструктурных объектов; уровень эффективности и результативности экономической деятельности в увязке с определенными видами рисков и др.
Выстраивание сбалансированной финансовой политики в территориальном разрезе возможно на базе систематизации положений законодательных документов федерального и регионального уровней и упорядочения деятельности органов государственной власти. Вследствие различий демографического положения, климатических и природных, хозяйственных и других условий
каждый регион имеет собственные специфические особенности, влияющие на экономическую деятельность и ее доминанту — инвестиционную привлекательность. Для сглаживания проявляющихся тенденций дивергенции и дезинтеграции экономического пространства в практике управления территориальным развитием необходим переход к конвергенции и интеграции. О настоятельности данной проблемы в многоукладной российской экономике писал академик А. Г. Гран-берг: «необходимо осуществить разворот в направлении конвергенция — интеграция» [8, с. 310].
Согласно российской законодательной базе благоприятные условия для экономической деятельности могут создаваться посредством применения правовых, административных, экономических, организационных инструментов. Таковыми, в частности, являются прогрессивная система налогообложения; эффективные способы начисления амортизации; комплекс методических материалов и нормативных положений по инвестированию; механизм обеспечения сохранности сбережений населения и средств частных отечественных и зарубежных инвесторов; законодательное регулирование деятельности инвестиционных фондов, других институтов финансового рынка и организация их эффективного функционирования.
В отдельных субъектах Российской Федерации, на территории которых реализуются общественно значимые инвестиционные проекты, накоплен положительный опыт инвестирования. Например, при реализации крупных инвестиционных проектов законодательство предусматривает налоговые льготы (например, освобождение от уплаты налога на прибыль); при исполнении социально значимых проектов применяются «точечные» государственные инвестиции; в инновационно активных регионах создается механизм софи-нансирования для привлечения внебюджетных средств и др.
Актуальными стратегическими задачами являются совершенствование механизма разработки и реализации финансовой политики (в разрезе ее составных элементов) и его структурирование по уровням управления и направлениям развития финансовых отношений в национальной экономике, что предполагает определение оптимального размера государственных расходов.
По оценкам российских ученых, предельная доля государственных расходов, которые оказывают положительное воздействие на прирост добавленной стоимости, составляет ориентировочно 40% ВВП. Однако в противовес данной позиции ряд российских и зарубежных экономистов полагает, что устойчивое экономическое развитие может быть результатом эффективной денежно-кредитной политики в сочетании с развитием институтов и инструментов финансового рынка.
Согласно мнениям экспертов стимулирование инновационной деятельности посредством использования государственных источников финансирования должно постепенно вытесняться кредитными инструментами. Чем больше развита инновационная экономика, тем выше уровень поддержки инвестиций кредитным методом (путем выдачи кредитов) по сравнению с финансовым методом (посредством предоставления грантов) [9]. Из этого следует, что ключевым направлением оптимизации структуры механизма реализации финансовой политики становится формирование таких видов организации финансовых отношений, которые позволят сочетать поддержку из бюджетов бюджетной системы и внебюджетных фондов с кредитами коммерческих банков и другими видами финансовых ресурсов.
Инновации внедряются, как правило, поэтапно посредством разработки и реализации инвестиционных проектов с привлечением различных источников финансирования. Государственная поддержка является объективно необходимой вследствие ряда причин и осуществляется через гранты в форме субсидий, что обусловлено длительным сроком окупаемости инвестиций, а также неопределенностью сроков получения экономического эффекта. На этапе проведения исследований и разработок практикуется сочетание собственных, привлеченных и заемных средств. При этом расходы на проведение фундаментальных исследований финансируются за счет собственных средств организаций и грантов. Прикладные исследования и разработки финансируются, помимо названных источников, за счет кредитных ресурсов. В период создания промышленных образцов и организации пилотных проектов появляется возможность задействовать в качестве дополнительного источника акцио-
нерный капитал. В отечественных и зарубежных публикациях отмечается разнообразие государственных источников финансирования, которые целесообразно привлекать в процессе финансирования инноваций: гранты, субсидирование процентной ставки по кредиту, кредитные гарантии, структурированное финансирование, страховые премии и т.д. [10, с. 276-277].
Ученые расходятся во мнениях относительно соотношения различных видов экономической политики, соподчиненности финансовой и инвестиционной политики. С одной стороны, инвестиционная политика определяется как составляющая (направление) финансовой политики. С другой стороны, инвестиционная политика рассматривается как самостоятельная форма (вид) экономической политики, связанная с формированием и наиболее эффективным использованием ограниченных инвестиционных ресурсов в стране. Придерживаясь первой из указанных выше позиций, подчеркнем высокую значимость проведения эффективной финансовой политики для поддержания оптимальных объемов расширенного воспроизводства.
Сложность регулирования инвестиционного процесса состоит в необходимости разграничения инструментов, применяемых на федеральном и региональном уровнях управления. Согласно оценкам экспертов для федерального уровня характерно прямое воздействие, которое проявляется в реализации государственных целевых программ, а также предоставлении льготных кредитов субъектам Российской Федерации и отдельным предприятиям. Для регионального уровня более приемлемыми и результативными являются, во-первых, меры непосредственного воздействия, реализуемые путем привлечения бюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, получения льготных кредитов и поддержки инвестиционных фондов; во-вторых, инструменты стимулирования, включающие разработку законодательной базы, предоставление гарантий перед государственными финансовыми структурами и льгот по региональным налогам, организацию мониторинга инвестиционного процесса [11, с. 131].
Из накопленного опыта управления инвестированием на региональном уровне следует, что инвестиционную политику целесообразно
разрабатывать с использованием прогрессивного научного инструментария (диалектического метода, системного подхода, программно-целевой методологии). Для повышения результативности использования инвестиционных ресурсов представляется необходимым перманентное совершенствование нормативной правовой базы, целенаправленное применение организационных, экономических стимулов, оказывающих положительное влияние на результаты хозяйствования.
Актуальным вопросом для экономики России является создание современной системы информационного обеспечения, включая функционирующую в режиме мониторинга базу данных о намечаемых к реализации инновационных проектах. Для активизации практической работы следует продолжать создание доступного и понятного механизма гарантий, а также страхования инвестиций. Приоритетной является деятельность по повышению качества инвестиционного проектирования и обеспечению финансового контроля на всех фазах инвестиционного процесса.
выводы
В России, находящейся в сложном взаимодействии с международным сообществом, необходимо учитывать особенности проведения финансовой политики на федеральном и региональном уровнях управления. В первую очередь должны приниматься во внимание общие закономерности функционирования и целевые ориентиры поступательного развития, которые формируются в ходе трансформации национальной системы хозяйствования и становления рыночной экономики.
В сложный период рыночных преобразований многократно повышается значимость решения проблем обеспечения национальной, экономической, продовольственной безопасности, поддержания единого экономического и образовательного пространства; актуализируются вопросы, связанные с созданием системы контроля за деятельностью естественных монополий, продукция которых имеет относительно высокий удельный вес в производстве ВВП. Современный период макроэкономической нестабильности объективно порождает возникновение новых тенденций и приоритетов.
При разработке инвестиционной политики как составной части финансовой политики возрастает значение координации действий по ее практическому осуществлению. В масштабах субъектов Российской Федерации важно обес-
печивать применение достижений отечественной и зарубежной науки и накопленного опыта, предусматривать использование программно-целевого подхода, различных организационных и экономических инструментов.
литература
1. Основы национальной экономики. М.: Дело и Сервис, 2009. 530 с.
2. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. 735 с.
3. Миркин Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. 480 с.
4. Финансы: учебник. М.: КНОРУС, 2014. 432 с.
5. Финансы: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 735 с.
6. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография. М.: КНОРУС, 2017. 202 с.
7. Колесов А. С. О сущности эффективности финансовой политики // Финансы. 2012. № 9. С. 57-60.
8. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
9. The Use of Innovative Financial Instruments for Financing EU Policies and Objectives. Implications for EU and National Budgets, No. 68, October, 2012.
10. Ишина И. В., Фрумина С. В. Предложения по оптимизации механизма реализации финансовой политики // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. С. 275-279.
11. Системный анализ социально-экономической политики государства на микроуровне: монография. М.: Финансовый университет, 2017. 238 с.
REFERENCES
1. Fundamentals of the national economy [Osnovy nacional'noj jekonomiki]. Moscow, Publishing House "Delo and Service", 2009. 530 p.
2. State regulation of market economy [Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoj jekonomiki]. Moscow, JSC "NGO Economics", 2000, 735 p.
3. Mirkin Ya. M. Financial future of Russia: extremes, booms, systemic risks [Finansovoe budushhee Rossii: jekstremumy, bumy, sistemnye riski]. Moscow, GELEOS Publishing House; Capital Trade Company, 2011, 480 p.
4. Finances [Finansy]. Moscow, Knorus, 2014, 432 p.
5. Finances [Finansy]. Moscow, UNITY-DANA, 2011, 735 p.
6. Budget-tax and monetary instruments to achieve financial stability and economic growth: monograph [Bjudzhetno-nalogovye i denezhno-kreditnye instrumenty dostizhenija finansovoj stabil'nosti i obespechenija jekonomicheskogo rosta]. Moscow, Knorus, 2017, 202 p.
7. Kolesov A. S. On the essence of the effectiveness of financial policy [O sushhnosti jeffektivnosti finansovoj politiki]. Finansy — Finance, 2012, No. 9, pp. 57-60.
8. Granberg A. G. Bases of regional economy [Osnovy regional'noj jekonomiki]. Moscow, State University Higher School of Economics, 2000, 495 p.
9. The Use of Innovative Financial Instruments for Financing EU Policies and Objectives. Implications for EU and National Budgets, No. 68, October, 2012.
10. Ishina I. V., Frumina S. V. Proposals on optimization of the mechanism for implementing financial policy [Predlozhenija po optimizacii mehanizma realizacii finansovoj politiki]. Audit I finansovyi analiz—Audit and financial analysis, 2015, No. 1, pp. 275-279.
11. System analysis of the state's socio-economic policy at the micro level: monograph [Sistemnyj analiz social'no-jekonomicheskoj politiki gosudarstva na mikrourovne]. Moscow, Financial University, 2017, 238 p.