ВЕСТНИК 0/ОП41
2/2013
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 72 М.В. Дуцев
ФГБОУ ВПО «ННГАСУ»
КОНЦЕПЦИЯ «ПОЛЕЙ» ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ
Рассмотрена концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре. Автор анализирует современную архитектуру как искусство, объединяющее заданные и спонтанные условия в единое художественное целое — произведение архитектурного искусства. Художественная интеграция архитектурной деятельности представлена системой интеграционных «полей» в пространственно-временном контексте, системе искусства, аспекте персонального творчества архитектора.
Ключевые слова: новейшая архитектура, искусство, художественная интеграция, концепция, поле.
Художественная интеграция является основополагающим принципом, решающим проблему достижения целостности в новейшей архитектуре, одновременно адресуя к многомерным контекстам современности и пониманию индивидуальности авторского творчества на уровне высокого искусства. Зародившись в единой синкретической форме, искусство в своем историческом развитии сменяет этапы интеграции и дифференциации видов (рис. 1). Для современного периода характерно одновременное развитие двух принципиальных тенденций: интеграции и предельной индивидуализации. Представляется, что дальнейшая судьба культуры во многом будет зависеть от того, каким образом эти два вектора смогут сосуществовать и плодотворно взаимодействовать в системе искусства [1].
Рис. 1. Этапы интеграции и дифференциации видов в развитии искусства
Существует множество дефиниций архитектуры, среди которых наибольший интерес для разрабатываемой темы представляют определения, адресующие к художественной природе в наиболее широком, интегральном значении [2]. Выявим отдельные грани архитектуры на уровне искусства:
творческое мироосвоение индивидом Универсума и формирование авторской Картины Мира средствами архитектуры;
архитектура с наиболее сильной художественно-образной составляющей, ориентированная, прежде всего, на развитие и восприятие категории архитектурной формы;
искусство гармоничного соединения всех требований и аспектов профессии в едином целостном проекте или объекте;
произведение архитектурного искусства, обладающее высокими художественными достоинствами.
Таким образом, архитектура как искусство гармонично соединяет необходимые условия, требования и средства (общечеловеческие и профессиональные, искусственные и естественные, общественные и индивидуальные, концептуальные и образно-выразительные и т.д.) в единое художественное целое — произведение архитектурного искусства, выражающее персональную авторскую картину мира посредством индивидуального языка архитектора [3]. Опираясь на понимание многомерной природы творчества, представим интеграционный принцип новейшей архитектуры в единстве его составляющих (рис. 2).
Рис. 2. Архитектурный объект в системе искусства
В первую очередь, художественная интеграция рассматривается с позиции двух взаимосвязанных начал: явления целостности и присутствия художественного качества, возводящего произведение в ранг искусства. Сращивание этих позиций осуществляется через пространственно-временной контекст, искусство и человека — автора и адресата, воплощаясь в законченном произведении [4]. В архитектурном творчестве художественный принцип закладывается как необходимое качество для всех участников взаимодействия: автор — произведение — среда — адресат, которые и будут выступать «проводниками» художественного [5].
Интеграционный принцип объединяет различные пути искусства архитектуры [6], которое в современном мире развивается по следующим основным направлениям:
концептуальное проектирование на базе критического анализа проблемного поля и построения теоретических моделей;
гуманистическая архитектура, выстраивающая принципы вокруг естественных потребностей человека;
художественно-образное творчество, которое стремится к реализации самого смелого формообразования, в т.ч. провокационного и игрового;
ВЕСТНИК
МГСХ-
2/2013
коммуникативная и «интерактивная» архитектура социального диалога с применением концепций «дизайна», «игры», «шоу»;
феноменологическая архитектура на основе анализа факторов среды и внедрения различных семантических кодов;
контекстуализм и традиционная архитектура «в стилях»; компьютерное моделирование архитектуры, использующее дигитальные формы, цифровые алгоритмы, рендер;
инженерно-технологическое проектирование, объединяющее передовые разработки и медиа-технологии;
экологическое и энергоэффективное проектирование по принципам «устойчивой» архитектуры;
междисциплинарное поле деятельности как интеграция философии, науки, искусства, моды и дизайна [7, 8].
Рассматриваемая художественная интеграция — многозначное и многоаспектное, порой непредсказуемое и спонтанное явление, не укладывающееся полностью в какие-либо формализованные рамки (рис. 3). Представляется вполне уместным использовать аналогию с системой силовых полей с целью метафорически обозначить сложность, многополярность и динамику процессов взаимодействия. Этот принцип позволяет наиболее корректно представить модель интеграции в сочетании трех укрупненных «полей»: пространственно-временного, художественного, авторского. Важный логический ход заключается в возможности использования определенных допусков за рамки жестких теоретических принципов, что соотносится с природой полей, обладающих различной интенсивностью, силой действия, разными «центрами притяжения». С точки зрения наполнения пространства «поле» в символическом смысле противопоставлено отсутствию материи, «пустоте» и является своеобразным «продолжением» объекта, его напряжений и силовых линий, в окружение.
Рис. 3. «Контексты» художественной интеграции
В современной ситуации полицентричного мира закономерно обращение исследователей к архитектурному объекту с точки зрения теории поля, подразумевающей определенную «аксиологическую» гибкость и наличие большей свободы в определении характеристик объекта. Так, И.А. Добрицына указывает на ряд исследователей поля: Д. Кипниса, С. Аллена, С. Квинтера, — и приводит слова последнего: «Понятие поля описывает пространство распространения, пространство эффектов. Оно не содержит твердых значений, не делает акцента на материальной структуре, оно отражает главным образом функции, векторы и скорости» [9]. Следует отметить, что полевой подход еще в ХХ в.
актуализировался в большинстве точных наук, в кибернетике, в психологии и социологии. Понятие «поля» используется в разработке общенаучной методологии и в поиске метаязыка методами синергетики, изучающей законы организации и развития сложных открытых систем [10].
Предложенный полевой алгоритм перекликается с интеграционными тенденциями точных наук, прежде всего, с концепцией «единой теории поля» («теории всего») — гипотетической объединенной физико-математической теории, описывающей все известные фундаментальные взаимодействия. В философском аспекте концепция «поля» позволяет преодолеть противоречие целого и его частей: поле трактуется как единое, протяженное, практически бесконечное, но при этом известны множества различных по характеру взаимодействий, описываемых специфическими полями. Структурно этот принцип отражает суть художественной интеграции, которая не является механической суммой составляющих или условий, а едина изначально как художественное целое, что заложено в самой природе творческого импульса, личности автора, произведения искусства.
Таким образом, искусство архитектуры следует закону художественной интеграции, а архитектор применяет архитектурно-художественный синтез как разновидность комплексного интеграционного метода архитектурной деятельности (рис. 4). Во взаимодействии разнохарактерных «полей» происходит объединение факторов социального, научного, художественного, исторического и общекультурного значения, в результате чего рождается поле интегрального качества, во многом влияющее на развитие архитектурного объекта (рис. 5).
Рис. 4. Схема многомерной художественной интеграции
ВЕСТНИК
МГСХ-
2/2013
Рис. 5. Модель художественной интеграции в новейшей архитектуре
Теоретическая модель опирается на концепцию единства полей на разных уровнях художественной интеграции: объектном, кластерном, системном и универсальном. Характерная нестабильность интеграционных центров и их сил притяжения обусловливает периодическую смену главного центра системы в зависимости от исходных параметров: предпочтений мастера, актуальных тенденций, пространственно-временной, социальной или культурной парадигм [11].
Художественное начало выступает фундаментальным критерием интеграции, определяя качества среды, авторской концепции и произведения. Аналог общего художественного основания образует центр художественно-эстетического «поля» интеграции различных видов искусства в архитектуру. Пространственно-временное или контекстуальное «поле» обладает наибольшей вариативностью значений, объединяя весь спектр контекстов как возможный материал для художественной интерпретации. «Поле» творческой индивидуальности определяется системой персонального мировоззрения, творческой концепции, стиля и художественного языка. В индивидуальном творчестве происходит соединение контекстов на основе личностных качеств и художественного мира автора или адресата. Результатом единства «полей» становится законченное произведение архитектурного искусства, которое процессуально представляет во времени и пространстве «полевую» систему взаимодействия как родовую основу своей жизнеспособности.
Библиографический список
1. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М. : КомКнига, 2006. 352 с.
2. Азизян И.А. Глава 19. Отечественная теория архитектуры в круге гуманитарного знания // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Рос. акад. архитектуры и строит. наук. НИИ теории архитектуры и градостр-ва ; под ред. д.-ра иск. И.А. Азизян. Санкт-Петербург : Коло, 2009. С. 608—618.
3. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. М. : Искусство XXI века, 2005. 288 с.
4. Гельфонд А.Л., Дуцев М.В. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога // Приволжский научный журнал. Н. Новгород : ННГАСУ, 2010. № 4. С. 147—152.
5. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств : монография. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 192 с.
6. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М. : Прогресс-Традиция, 2002. 568 с.
7. Раппапорт А.Г. Пространство и субстанция. Ч. 1. От функции к пространству // Academia. Архитектура и строительство. 2012. № 2. С. 20—23.
8. Раппапорт А.Г. Пространство и субстанция. Ч. 2. Архитектура как субстанция // Academia. Архитектура и строительство. 2012. № 3. С. 7—11.
9. Добрицына И.А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М. : Прогресс-Традиция, 2004. С. 248—250.
10.Холодова Л.П. Фундаментальная архитектурная наука: сегодня и завтра // Архи-тектон : известия вузов. Декабрь 2012. № 40. Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_4/4.
11. Вопросы теории архитектуры: Архитектура и культура России в XXI веке / под ред. И.А. Азизян. М. : ЛИБРОКОМ, 2009. 472 с.
Поступила в редакцию в декабре 2012 г.
Об авторе: Дуцев Михаил Викторович—кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ФГБОУ ВПО «ННГАСУ»), 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65, (831)430-17-83, [email protected].
Для цитирования: Дуцев М.В. Концепция «полей» художественной интеграции в новейшей архитектуре // Вестник МГСУ 2013. № 2. С. 22—28.
M.V. Dutsev
CONCEPT OF «FIELDS» AS THE BASIS FOR INTEGRATION OF ART IN CONTEMPORARY ARCHITECTURE
The author describes the concept of integration of art in the contemporary architecture. The relevance of this topic is determined by the need to develop a scientific approach to the problem of integrity of modern architecture on the level of art. The author analyzes modern architecture as the art that connects specified and spontaneous conditions into a uniform artistic ensemble, or a work of architectural art. Their interaction results in new forms of architectural and artistic expressiveness and "kinds" of architectural art of a special synthetic quality. By describing the concept of artistic integrity of space, the author proves that the relevant urban understanding is related to the periodic transformation of the "space-time" concept. The architecture embodies the "form" of time, while the integrity of the historic environment is determined by development of the concept of its identity.
Integration of art into architectural activity is represented by a system of integration "fields" in the space-time context, in the art system in terms of an individual creative activity of an architect. Conceptions of synthesis of architecture and art demonstrated by masters of contemporary architecture determine the unique nature of personal ap-
ВЕСТНИК ofon, ~
2/2013
proaches and methodology of the author's creative activities from the standpoint of unity of an individual language of an architect, multidimensional context and work concept. Integration of art is presented as a procedure of inter-systemic and inter-discipline interactions aimed at the achievement of a new level of creative development and described by a theoretical model.
Key words: contemporary architecture, art, art integration, concept, fields.
References
1. Ikonnikov A.V. Prostranstvo i forma v arkhitekture i gradostroitel'stve [Space and Form in Architecture and Urban Construction]. Moscow, Kom-Kniga Publ., 2006, 352 p.
2. Azizyan I.A., author and editor. Glava 19. Otechestvennaya teoriya arkhitektury v kruge gumanitarnogo znaniya [Chapter 19. Domestic Theory of Architecture in the Framework of Humanitarian Knowledge]. Ocherki istorii teorii arkhitektury Novogo i Noveyshego vremeni [Essays of the History of the Theory of Architecture of the New and the Newest Time]. Ros. akad. arkhitektury i stroit. nauk [Russian Academy of Architecture and Construction Sciences]. NII teorii arkhitektury i gradostroitelstva [Scientific and Research Institute of Theory of Architecture and Urban Construction]. St.Petersburg, Kolo Publ., 2009, pp. 608—618.
3. Ryabushin A.V. Arkhitektory rubezha tysyacheletiy [Architects at the Turn of the Millenium]. Moscow, Iskusstvo XXI veka publ., 2005, 288 p.
4. Gel'fond A.L., Dutsev M.V. Arkhitekturno-khudozhestvennyy sintez kak sredstvo dialoga [Synthesis of Architecture and Art as the Instrument of a Dialogue]. Privolzhskiy nauch-nyy zhurnal [Scientific Journal of the Volga Region]. Nizhniy Novgorod, NNGASU Publ., 2010, no. 4, pp. 147—152.
5. Dutsev M.V. Kontseptsiya arkhitektury sovremennogo tsentra iskusstv [Concept of Architecture of a Contemporary Centre of Arts]. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2012, 192 p.
6. Azizyan I.A., Dobritsyna I.A., Lebedeva G.S. Teoriya kompozitsii kak poetika arkhitektury [Theory of Composition as the Poetics of Architecture]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2002, 568 p.
7. Rappaport A.G. Prostranstvo i substantsiya. Ch. 1. Ot funktsii k prostranstvu [Space and Substance. Ch. 1. From Function to Space]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo. [Academy. Architecture and Construction]. 2012, no. 2, pp. 20—23.
8. Rappaport A.G. Prostranstvo i substantsiya. Ch. 2. Arkhitektura kak substantsiya [Space and Substance. Ch. 2. Architecture as Substance]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academy. Architecture and Construction]. 2012, no. 3, pp. 7—11.
9. Dobritsyna I.A. Ot postmodernizma — k nelineynoy arkhitekture: Arkhitektura v kon-tekste sovremennoy filosofii i nauki [From Post-modernism to Non-linear Architecture: Architecture in the Context of Contemporary Philosophy and Science]. Moscow, Progress-Traditsi-ya Publ., 2004, pp. 248—250.
10. Kholodova L.P. Fundamental'naya arkhitekturnaya nauka: segodnya i zavtra [Fundamental Architectural Science: Today and Tomorrow]. Arkhitekton: izvestiya vuzov. [Archi-tecton: News of Institutions of Higher Education]. December 2012, no. 40. Available at: http:// archvuz.ru/2012_4/4.
11. Azizyan I.A., editor. Voprosy teorii arkhitektury: Arkhitektura i kul'tura Rossii v XX veke [Issues of the Theory of Architecture: Architecture and Culture of Russia in the 20th Century]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2009, 472 p.
About the author: Dutsev Mikhail Viktorovich — Candidate of Architecture, Associate Professor, Department of Architectural Design, Nizhniy Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU), 65 Ilyinskaya St., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; [email protected]; +7 (831) 430-17-83.
For citation: Dutsev M.V. Kontseptsiya «poley» khudozhestvennoy integratsii v noveyshey arkhitekture [Concept of «Fields» as the Basis for Integration of Art in Contemporary Architecture]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 2, pp. 22—28.