УДК 159.922
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА
©Е.Ю. Егорова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Аннотация. Обоснование необходимости организации службы психолого-педагогического сопровождения студентов в учебном процессе на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана. Раскрытие содержания мероприятий, направленных на формирование устойчивой адаптации в условиях обучения в вузе, сохранение психического здоровья и формирование устойчивой зрелой личности. Мониторинг общественного мнения по проблемам психологической адаптации во время обучения в вузе, предупреждения дезадаптации и нарушений взаимоотношений.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, психическое здоровье, личностное развитие, саморегуляция, профилактика дезадаптация, личностный подход.
Целью исследования стало определение сущности и содержания социально-психологического сопровождения как основного составляющего элемента в системе образования.
Основными задачами при этом являются:
— обоснование термина «психолого-педагогическое сопровождение» в системе образования;
— раскрытие основных направлений работы службы социально-психологического сопровождения;
— формирование основных психолого-педагогических принципов работы со студентами в образовательной среде;
— определение и обоснование основных путей и условий повышения эффективности работы социально-психологической службы сопровождения студентов в учебном процессе;
— раскрытие содержания работы центра «Здоровье и психологическая поддержка студентов» в процессе образовательного процесса в вузе.
В учебно-воспитательном процессе системы образования в России складывается особая культура поддержки и помощи студентам. В настоящее время разработаны различные модели сопровождения и помощи в учебном процессе — это и психолого-педагогические и медико-социальные центры, профориентационные центры, центры
психолого-педагогического консультирования, кабинеты доверия. Почти в каждом образовательном учреждении имеется служба психологической помощи. Происходит формирование инфраструктуры. В самой системе образования проходят существенные изменения, призванные формировать всестороннее и гармоничное развитие личности, ее становление, вхождение в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На период 2010 г., правительством Российской Федерации была принята концепция модернизации российского образования, предусматривающая самосовершентсвование структуры и содержания высшего образования, в том числе преодоление противоречия между теоретическими представлениями о содержании обновленного образования и практикой его усвоения, которая продолжает базироваться на функционально-инструментальном, знание-ориентированном подходе. Преодоление этого противоречия предполагает учет существенных характеристик процесса, в котором реализуется содержание: закономерностей процесса обучения, его логики, педагогических условий, в которых он протекает, возможностей студентов, вовлеченных в этот процесс.
При решении этой задачи необходимо опираться на условия модернизации образования, изменения в его структуре и содержании, приоритетной целью которого является личностный подход в организации образовательного процесса, связанного с появлением понятия «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Необходимо определить цели и задачи, для решения которых нужно построить систему психолого-педагогического сопровождения.
Обучение в вузе характеризуется рядом особенностей, связанных с адаптацией. Сам термин «адаптация» возник в биологической науке в середине XIX века для обозначения приспособления живого организма к условиям существования. В социологии и психологии адаптация рассматривается как процесс и результат установления взаимоотношений между личностью и социальной средой. Под адаптацией студента понимают процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды. Термин «адаптация к вузу» наделяется различными авторами медицинским, социальным, философским, психологическим содержанием, и понимают под ним процесс уравновешивания организма и внешней среды как составной элемент социализации личности. Именно поэтому так важно учитывать способность студента к адаптации в вузе и способствовать ему в этом.
Исследование проводилось с помощью анкетирования и полуструктурированного интервью, направленного на выявление проблем.
Было обследовано 1300 студентов. Таким образом, выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты:
хроническая усталость, слабость или упадок сил;
утрата психоэмоциональной устойчивости: беспокойство, напряженность, учащение конфликтов с окружающими;
утрата смысла: депрессивное состояние, потеря интереса к привычным занятиям, подавленность, угнетенность.
Такое состояние индивида, в первую очередь студента, говорит о сложностях адаптационного периода и возможности нарушения адаптационных механизмов, т. е. социально-психологической дезадаптации.
Социально-психологическая дезадаптация приводит к различным нарушениям: астении, депрессии, посттравматическим стрессовым расстройствам. Человек с социально-психической дезадаптацией постоянно испытывает внутреннее напряжение, которому необходимо найти выход. Зачастую длительное нервное напряжение может привести к бурным аффективным расстройствам, к употреблению алкоголя, наркотиков. А также различным формам избегания или ухода: игрома-ния, вступление в банды, секты, вызывающее поведение. Если человек не справляется со своим напряжением, возникают суицидальные мысли.
Трудности, испытываемые во время адаптации, различны по своему характеру и происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, особенностью личности, недостатками воспитания в семье и школе и т. д.
Проведя психологическое исследование, можно сделать вывод о том, что многие трудности связаны с несформированностью или неразвитостью студентов, неумением принимать на себя ответственность и делать выбор.
Процесс адаптации многоступенчат и включает в себя большое количество аспектов. Можно говорить, что адаптация у студентов происходит на протяжении всего процесса обучения в вузе.
Исходя из требований, предъявляемых современным обществом, теми проблемами, с которыми сталкиваются студенты, и ситуацией в образовательной среде, организация психолого-педагогического сопровождения необходима для сопровождения адаптации студентов к учебному процессу, которая обусловлена низким уровнем сформиро-ванности у студентов умений и навыков, также способности к рефлексии, отсутствием целостного представления о способах учебной и личностной деятельности. Организация психолого-педагогического сопровождения в учебном процессе представлена на примере Центра
здоровья и психологической поддержки студентов (далее — Центр) в МГТУ им. Н.Э. Баумана, обеспечивающий комфортные условия адаптации студентов и повышение уровня образовательного процесса. Творческий подход и работа квалифицированных специалистов со студентами с момента поступления в университет и до его окончания является одной из основных задач психологической службы данного образовательного учреждения. Учитывая важность ведения здорового образа жизни и руководствуясь жизненно необходимой целью сохранения и укрепления здоровья студентов, как одной из высших ценностей, был разработан проект психолого-педагогического сопровождения студента в образовательном процессе, который охватывает широкий круг проблем, начиная с разработки основных направлений деятельности психологической службы в университете и заканчивая мониторингом и диагностикой здоровья в системе качественной характеристики образовательного процесса.
Служба психолого-педагогического сопровождения учебного процесса организована в виде комплекса профилактических, диагностических и психотерапевтических мероприятий, обеспечивающих комфортные условия адаптации и повышение уровня образовательного процесса студентов. Концепция службы сопровождения студентов базируется на личностном подходе, в рамках которого психологический статус студента рассматривается системно, включая индивидуальные особенности личности, социальные условия и социальное взаимодействие.
Целью психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, ее становление, вхождение в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития студента, как система отношений студента с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение развития студента может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция,восстановление.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются помощь (содействие) в решении актуальных задач в обучении, социализации, психологическое обеспечение образовательных программ, развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры); создание системы условий, способствующих повышению адаптивных возможностей студентов и профилактики дезадаптации, а также различные виды реабилитации в условиях кризиса личности и здоровья студента в учебном процессе.
Основными направлениями работы являются: психодиагностика (скрининг, анкетирование, компьютерная диагностика на аппаратном комплексе «Мультипсихометр»), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающие программы (тайм-менеджмент, техники релаксации и дыхательной саморегуляции, управление конфликтами и предупреждение конфликтных ситуаций, психотехнологии управления здоровьем, технологии личностного роста, технологии формирования здоровой самодостаточности, выработка навыков и формирование позитивного (жизнеутверждающего) мышления, особенности саморегуляции в различных состояниях бодрствования, управление вниманием и чувственное осознавание, трудные состояния и депрессия: психотехнологии предупреждения и преодоления, психосоматические расстройства: теоретические модели и практические подходы и коррекция, технологии выработки эмоциональной устойчивости, чувственное осознавание. Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов», технологии защиты от мани-пулятивного воздействия, формирование навыков преодоления давления наркосреды, совершенствование коммуникативных способностей, овладение проницательностью и наблюдательностью).
Адаптация студентов к учебному процессу будет успешной, если выявлены особенности учебной деятельности и обоснованы критерии адаптации студентов к учебному процессу, разработаны методики ее диагностики, на основе которых осуществляется мониторинг адаптации на разных этапах образовательного процесса; организовано психолого-педагогическое сопровождение адаптации, обеспечивающее создание необходимых условий для развития общеучебных и общепредметных умений и навыков, формирование на их основе способности к самообразованию, постановке образовательных целей, выработке собственной стратегии их достижения.
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах обучения. Создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения с учтом личностных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих такое развитие, является главной целью деятельности психологической службы.
При выборе форм организации деятельности учитывается овладение студентом психологическими знаниями, формированием навыков в сфере общения, развитие установок, необходимых при планировании своего учебного и личного времени, а также развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.
Специалисты Центра создают тематические планы психолого-педагогического сопровождения, в которых учитывается индивидуальный подход к каждому студенту. Показателями результативности
выступают развитие личности студента, его успешность в учебной деятельности, в общении, эмоциональная устойчивость, способность самостоятельно организовать свое время, саморегуляции и конструктивном отношении к себе и людям.
Анализируя систему психолого-педагогического сопровождения в целом, можно сделать вывод о необходимости комплексной работы в решении актуальных задач воспитания.
Работая в этом направлении, необходимо расширять в воспитательном процессе количество методик, для более целостного подхода в решении этой задачи. Необходимо сформировать диагностический аппарат для определения готовности студентов к осуществлению и освоению учебной деятельности, выявлению наиболее типичных учебных затруднений, его навыкам адаптации и стрессоустойчивости. Развитие методик, направленных на организацию своей деятельности, мотивации к обучению и дальнейшее самостоятельное развитие и самосовершенствование.
Опыт работы в этом направлении накоплен в системе Центра здоровья и психологической помощи студентам. Блок психологического сопровождения обучения здоровому образу жизни включен в программу.
Данная модель социально-психологического сопровождения призвана поддерживать студента как в профессиональном становлении, так и обеспечивать формирование способности к самоосознованию и умению брать на себя ответственность. Обеспечивать психическое, психологическое, нравственное и социальное здоровье. Социально-психологическое сопровождение в вузе можно рассматривать как неотъемлемый элемент в системе образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М., Высшая школа, 1980.
[2] Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. Человек и общество: Ученые записки ХШ. Л., ЛГУ, 1973, с. 62—69.
[3] Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. Классный руководитель, 2000, № 3, с. 63—81.
[4] Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка. Классный руководитель, 2000, № 3, с. 39—51.
[5] Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. с. 13—21.
[6] Газман О.С. Новые ценности образования. М., РГИФ, 1995, 103 с.
[7] Миронов А.С. Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового образа жизни в системе образования. Сборник научно-методических материалов. М., АНО «ЦНПРО», 2013, 296 с., с. 183— 185.
[8] Мудрик A.B. Социализация человека как проблема. Социальная педагогика,
2005, № 4, с 47—56.
[9] Социальная педагогика: традиции и инновации: Материалы всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009 г., Екатеринбург: в 4 ч. Ч. 1. Екатеринбург, УрГПУ, 2009, 414 с.
[10] Семикин Г.И., Мысина Г.А., Миронов А.С. Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013.
[11] Фокин Б.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., Академия, 2002.
[12] Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; В.А. Сластенин, ред. М., Академия, 2002, 208 с.
[13] UUK/USCOP Committee for the Promotion of Mental Wellbeing in Higher Education: Aframework for Development of Policies & Procedures for the Support and Guidance of Higher Education Students Experiencing Mental Health Difficulties,
2006.
[14] Dwyer, Johanna T. The School Nutrition Dietary Assessment Study. American Journal of Clinical Nutrition, 1995, 161, p. 173-177.
Статья поступила в редакцию 01.07.2013
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Егорова Е.Ю. Концепция организации службы психолого-педагогического сопровождения, адаптации и сохранения психического здоровья в учебном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 11. http://hmbul.bmstu.ru/catalog/prmed/hidden/133.html
Егорова Екатерина Юрьевна — ассистент кафедры «Валеология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, аспирант. Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии, социальная психология. e-mail: [email protected]