МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070
распространенными стали названия «корпоративный» и «народный», «индустриальное общество», «общество потребления».
Экономикс
Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (Экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости.
Основные этапы развития экономической теории
/ I \
Экономия
Классическая политическая экономия
Экономикс
Рисунок 1
Список использованной литературы:
1. Белокрылова, О.С. экономическая теория// О.С.Белокрылова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 448 с.
2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие // Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт - издат-во, 2009. - 316 с.
3. Максимова, Е. А. Методологические основы исследования отношений обмена. В сборнике: Человек и общество: поиски, проблемы, решения. Сборник научных и методических статей. Под редакцией. Л.С. Николаевой, 2008 год. С. 88-95.
4. Максимова, Е.А. Трансформация отношений обмена в производственном процессе на этапе становления рынка в России // Е.А.Максимова. - Ростов-на-Дону: издат-во ЮФУ, 2010. - 191 с.
5. Мамедова, О.Ю современная экономика // О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 456 с.
© Суровикина А.П., 2016
УДК 330
Убирайлова В. Г., Войтова А. С., Черненькая Л. Н.
Студенты
НИМИ ДГАУ им. А. К. Кортунова г. Новочеркасск, Российская Федерация
КОНЦЕПЦИЯ ОБМЕНА В ТРУДАХ ЭКОНОМИСТОВ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА
Аннотация
В статье рассмотрена концепция обмена в трудах экономистов школы маржинализма. Главная мысль работы заключается в исследовании концепции обмена с позиции теории предельной полезности. Для этого были рассмотрены труды ученых прошлых столетий и современности.
Ключевые слова Концепция обмена, теория обмена, маржинализм, маржиналистская революция, этапы, теория предельной полезности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
Сущность обмена, его свойства, характеристики, принадлежность к воспроизведенному процессу относятся, в основном, к сторонникам классической политической экономики. Много идей в развитие обмена привнесли Ф. Кенэ, А. Смит, Р. Рикардо, К. Маркс и другие.
Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов вклад ученых-маржиналистов в общую экономическую теорию, и в частности в теорию обмена. Целью настоящей статьи является исследование концепции обмена с позиции теории предельной полезности, или маржинализма. Для этого нужно решить ряд задач:
1) разобраться с позицией ученых прошлых столетий;
2) описать современную ситуацию по развитию теории обмена;
3) сделать выводы и обобщения по поводу концепции обмена.
Маржиналистская революция состояла из двух этапов. Первый пришелся на 1870-е гг., когда сформировались первые идеи маржинального анализа и возникла математическая школа экономической науки. Этот этап принято называть «субъективным направлением» политической экономии, так как оценка полезности товара признавалась характеристикой с позиции конкретного человека. Второй этап маржинальной революции пришелся на 90-е гг. XIX в. Идеи маржинализма стали популярными и признанными во многих странах. Этот этап развития можно рассматривать как формирование неоклассического направления экономической мысли [8].
Суть маржиналистской революции заключается в следующих изменениях. Во-первых, в теорию стоимости был внесен принцип оценки благ на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Во-вторых, был использован принцип предельности, который заключается в переходе от анализа совокупных и средних величин к анализу предельных. В-третьих, переход к анализу последовательных изменений предельных величин открыл дорогу применению в экономической теории математических методов и способствовал прогрессу экономического анализа [6].
К. Менгер, отвергая концепцию обмена объективных, эквивалентов, указывал, что обмен обязательно должен быть выгоден для обеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратно поменяться теми же благами [7]. По мнению К. Менгера, различия в относительно субъективной ценности одних и тех же благ для разных людей являются причиной обмена. Обмен блага Х на благо Y произойдет только тогда, когда индивид А оценивает Х выше, чем Y, а индивид В - наоборот. Он будет продолжаться до тех пор, пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выровняются, и у них не будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Таким образом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.
У Джевонса теория обмена одновременно является и теорией ценности. Указывая на многозначность понятия «ценность», которое автор решил свести к меновой стоимости, т.е. к пропорции обмена одного блага на другое. Эта меновая пропорция на свободном и открытом рынке должна быть в данный момент единой для данного однородного блага. Торг на рынке ведут так называемые торгующие стороны, которыми могут быть индивиды, группы лиц данной профессии и даже население целых континентов. Понятие торгующих сторон потребовалось Джевонсу для того, чтобы его теорию индивидуального обмена, основанную на теории предельной полезности, можно было распространить на реальные рынки, где действует множество продавцов и покупателей. Свою идею он формализовал в уравнении следующим образом:
FDUi(a-x) _ У _ FDU2(x)
FDUi(y) _ x _ FDU2(b-y).
Представленное уравнение, по сути, является условием потребительского равновесия, выражающегося в пропорциональности предельных полезностей относительно цен [2].
Ф. Эджуорт рассматривал случай изолированного обмена при помощи кривых безразличия (рисунок). Геометрическое место касания кривых безразличия Эджуорт назвал «контрактной кривой» (СС). Эти точки предпочтительнее всех остальных потому, что в любой из других точек один из участников обмена может улучшить свое положение, не ухудшая положение другого. Таким образом, при изолированном обмене все точки контрактной кривой являются равновесными и нельзя заранее определить, какая из них будет достигнута: это зависит от того, насколько искусно будет вести торг каждая сторона, и какая цена будет предложена как «стартовая».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
III
Ii I
Деньги ^Робинзона ~Х2
I-II-III - кривые Робинзона и 3-2-1 - кривые Пятницы в порядке возрастания Рисунок - Случай изолированного обмена по Ф. Эджуорту
При наличии большого числа участников рынка становится возможен арбитраж, что приводит к ценовой конкуренции, и некоторые точки на контрактной кривой становятся недостижимыми. В пределе, при множестве продавцов и покупателей, цена будет стремиться к одной точке, соответствующей совершенной конкуренции. Смысл теоремы Эджуорта в том, что в случае совершенной конкуренции, когда число продавцов и покупателей бесконечно, равновесие обмена является определенным [5].
В теориях предельной полезности XX в. большое внимание обращается на разработку основ теории выбора отдельного потребителя. Проблемы выбора, прежде всего, связаны с пониманием и измерением самой категории предельной полезности. Разработаны экономико-математические модели, позволяющие практически изучать динамику и структуру потребительского спроса, как по отдельным товарам, так и в агрегированном виде. В качестве важных элементов этих моделей используются коэффициенты эластичности спроса по ценам (включая и коэффициенты перекрестной эластичности) и коэффициенты эластичности спроса по доходам. Данные модели используются для прогнозирования изменения рынка, оценки колебаний его емкости в зависимости от изменения цен и других факторов [3].
В качестве нового неценового фактора, влияющего на поведение всех экономических агентов, определена информация. Эрроу К. (США) в труде «Информация и экономическое поведение» рассмотрел влияние факторов риска и неопределенности на поведение экономических агентов и рыночное равновесие. В противовес прежним взглядам о том, что основным фактором, определяющим экономическое поведение индивидов и фирм, являются цены, а индивиды и фирмы максимизируют полезность и прибыль при данных ценах, вводятся неценовые факторы, представляющие собой информацию [9].
Маржинализм же несет интересы буржуазии, прикрывая их преимуществами равновесия хозяйствующего субъекта. Однако, изначально маржинализм не просто не касался буржуазных интересов, а открыто защищал их [1].
Маржиналистская теория утверждает, что доли заработной платы, прибыли и ренты в продукте будто бы пропорциональны предельной производительности соответствующих факторов производства и что распределение вновь созданной стоимости «функционально» определяется предельной производительностью этих факторов.
Формально - цель данной концепции состояла в том, чтобы объяснить колебания потребительского спроса и найти «максимальное» (или наиболее выгодное) решение в распределении расходов отдельного потребителя на различные виды товаров. Фактически - это была попытка закрепить принцип «максимизации» прибыли предпринимателя путем «минимизации» его производственных расходов на оборудование, рабочую силу и т.п. [4].
Анализируя труды экономистов-маржиналистов, нужно придти к следующим выводам:
1. Они по своему описывали категорию стоимости, исходя из субъективных предпочтений потребителей;
2. Выявляли характеристики и структуру потребительского спроса по определенным товарам;
3. Задействовали в качестве фактора, влияющего на потребительский выбор и формацию;
4. Рассматривали задачи минимизации расходов и максимизации полезности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070
Все же до конца не раскрыты механизмы обмена с позиции теории маржинализма, и они ждут новых научных разработок.
Список использованной литературы:
1. Ануфриева, И.С., Хуаде, С.Н. Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 февраля 2016 г., г. Киров). / в 3 ч. Ч.1 - Уфа: Аэтерна, 2016. - 212 с.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
3. Вишневский, В. Теория стоимости в экономической науке // Экономист. 2007. № 5. С.39.
4. Гумбатова, С. И. Неоклассическая теория цен и доходов // Журнал «Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития». Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества»
5. Максимова, Е. А. // Трансформация отношений обмена в воспроизводственном процессе на этапе становления рынка в России: монография / Е. А. Максимова. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. - 192 с.
6. Максимова, Е. А. Методологические основы исследования отношений обмена // Человек и общество: поиски, проблемы, решения. Сборник научных и методических статей. Под редакцией Л. С. Николаевой. Новочеркасск, 2008. С. 88-95.
7. Менгер, К., Бёь-Баверк, Е., Визер, Ф. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.
8. Сыроватская, Д. В. Анализ современных течений в экономике // Студенческий электронный журнал «Стриж». Волгоград / Волгоградский государственный социально-педагогический университет
9. Эрроу, К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 1995. - № 5.
© Убирайлова В. Г., Войтова А. С., Черненькая Л. Н., 2016
УДК 338
Л.М.Хидиятулина
студент 4 курса ИЭОБиА,ЧелГУ г.Челябинск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены определения понятия "инновации", далее сформулированы признаки инновационной экономики. Проанализированы ключевые, на взгляд автора, аспекты Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Автором выявлены тенденции и проблемы инновационного развития экономики России и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова Инновация, модернизация, рынок технологии, экономика.
На сегодняшний день в условиях рыночной экономики характерной чертой развитых стран является введение инноваций. Опыт таких стран показывает, что стратегической моделью экономического роста становится интенсивное осуществление исследований на основе новых технологий, создание уникальной продукции и ее успешная реализация на международном рынке. Россия, как развивающаяся страна, в данный момент также находится на пути обновления экономики страны и сейчас, в период относительно нестабильной экономико-политической ситуации, государству особенно необходима модернизация экономической системы, которая будет приближать российское общество к постиндустриальному и позволит отечественной экономике быть совершенно независимой от других стран. И для создания принципиально новой, современной экономики, отвечающей быстро изменяющимся условиям мирового