КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье дана краткая характеристика авторской научной концепции противодействия теневой экономике и экономической преступности для правоохранительных институтов. Приведены формулы методик оценки регионального теневого потока. Раскрыты системы индикаторов и мониторинга региональной теневой экономики. Определены показатели оценки экономической преступности. Введена система входного контроля компетенций. Выработаны меры противодействия региональной теневой экономике.
Ключевые слова. Региональная теневая экономика, теневой поток, системно-институциональ-ный подход, методика оценки, мониторинг, система входного контроля компетенций.
Falinskiy I.Y.
SIMULATION OF REGIONAL SHADOW ECONOMY
Abstract The article gives a brief description of the author's scientific concept of counteraction to a shadow economy and economic crime for the law enforcement institutions. The formulas of methods of evaluating regional black thread. Disclosed of a system of indicators and monitoring of the regional shadow economy. Defined evaluation indicators of economic crime. Introduced a system of entrance control competence. Developed measures against the Russian Federation of police regional shadow economy.
Keywords. Regional shadow economy, shadow flow, systemic-institutional approach, assessment methodology, monitoring, system of input control competencies.
Нынешнее состояние теневой экономики и уровень экономической преступности свидетельствуют о том, что в России необходимо продолжать совершенствовать механизм обеспечения экономической безопасности страны. По данным Росстата РФ в 2016 году доля теневого сектора составила не менее 23% [2]. Исходя из данных статистики Министерства внутренних дел РФ, материальный ущерб от экономических преступлений за 2016 год составил 397,98 млрд руб. [6] Действующий инструментарий борьбы с теневым предпринимательством претерпевает существенные изменения, но его эффективность отстает от существующих реалий. Следовательно, обоснование новой научной концепции противодействия теневой экономике и экономической преступности для правоохранительных институтов, включающей раздел статистического учета экономической преступности по авторской методике, является актуальным направлением научных исследований. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2001 г. № 576 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов», при разработке новой концепции обеспечения региональной экономической безопасности были определены основные элементы этой концепции.
Основная идея - разработка организационно-экономических основ, как совокупности комплекса теоретических и методологических положений, методического инструментария, рекомендаций и предложений, для противодействия теневой экономике органами внутренних дел (ОВД) в интересах
ГРНТИ 06.61.33 О Фалинский И.Ю., 2017
Илья Юрьевич Фалинский - кандидат экономических наук, Департамент государственной службы и кадров МВД России (г. Москва).
Контактные данные для связи с автором: 125009, Москва, Газетный пер., 6 (Russia, Moscow, Gazetny lane, 6). Тел.: 8 (495) 667-51-86. E-mail: [email protected].
обеспечения экономической безопасности страны. Цели: разработать теоретический подход к исследованию сущности и факторов теневой экономики, этапов ее структурирования и формирования на региональном уровне; систематизировать факторы влияния региональной теневой экономики на экономическую безопасность страны; обобщить российский и зарубежный опыт теоретического анализа сущности теневой экономики, сложившиеся методологические подходы к определению ее основных параметров и индикаторов; выявить ключевые теоретико-методологические аспекты противодействия региональной теневой экономике силами ОВД РФ; выработать методологический подход к оценке формирования теневых финансовых потоков в социально-экономической системе региона; определить методические принципы комплексной оценки экономических угроз развитию социально-экономической системы региона; разработать методику оценки региональной теневой экономики; сформулировать и апробировать методические принципы осуществления мониторинга теневых финансовых потоков; раскрыть способы противодействия криминальной региональной экономике ОВД РФ; сформировать предложения по управленческим решениям для повышения эффективности деятельности ОВД РФ в системе противодействия региональной теневой экономике и обеспечения экономической безопасности.
Предмет регулирования - экономическая система страны, рассматриваемая в контексте обеспечения экономической безопасности. Круг лиц, на которых распространяется действие концепции - лица, осуществляющие управленческие и организационно-экономические функции в контексте деятельности ОВД РФ, связанной с противодействием теневой экономике как угрозе обеспечения экономической безопасности страны.
Согласно многочисленным эмпирическим социально-экономическим исследованиям теневая экономика включается в число обязательных элементов общественной системы, присущих всем странам мира. Большую роль теневая экономика играет в развивающихся странах, где для выживания и пропитания населения нет другого пути. Для развитых стран характерна относительно небольшая доля теневой экономики, от 8 до 20% от ВВП.
Исследования в области теневой экономики впервые стали проводиться в 1930 годах, получили широкое распространение в конце 70 годов двадцатого века. В этот период сформировались фундаментальные исследования П. Гутмана, в основе которых теневые отношения рассматривались как особый вид экономического предпринимательства. Заслуживают внимания исследования зарубежных ученых Б. Даллаго, В. Гинзбурга, Г. Гроссмана и других, в которых дано определение параллельной (вторгающейся) экономики с позиций теневых связей, не имеющих отношение к официальному экономическому статусу их участников [1].
На международный уровень исследования проблемных вопросов, касающихся нейтрализации и минимизации теневой экономики, вышли в 1983 г. и были рассмотрены в г. Белефелде на международной конференции по теневой экономике в докладах (около 40), отражающих теневые экономические отношения различных хозяйственных систем. В этих исследованиях основной акцент сделан на оценке величины доли и размера теневой экономики. Поэтому уже в 1991 г. (Женева) на конференции европейских статистиков были рассмотрены проблемы скрытой и неформальной экономики, которые послужили разработке специального руководства по статистическому учету теневого сектора экономики в странах со свободной рыночной конъектурой.
В 80-е годы двадцатого века проблемы теневой экономики изучались учеными отечественной школы, а также им уделялось внимание и в экономической практике. В процессе исследования выделены этапы формирования теневой формы хозяйствования, которые предопределили научные подходы к изучению ее сущности и определению масштабов теневой экономики.
Первый этап относится ко второй половине 1980-х годов, когда был сформирован правовой подход к определению сущности теневой экономики (Т.И. Корягина, A.A. Сергеев и другие). В основу этого подхода были приняты такие критерии, как уклонение от государственного контроля экономической деятельности, а также противоправный характер этой деятельности.
Второй этап связан с выходом теневой экономики на международный уровень. В 1992-1993 гг. регулярно проводятся международные конференции и семинары, на которых рассматриваются вопросы оценки и мониторинга неформального сектора теневой экономики. В то же время, в 1996 г., на заседании ЕЭК ООН (Евростат) и ОЭСР по национальным счетам также рассматривалась проблема оценки доли и величины теневой экономики, было принято решение создания в Евростате специальной
рабочей группы по вопросам скрытой экономики. В научных исследованиях и практической деятельности учитывались, с одной стороны, сложившиеся социально-экономические реалии, способствующие криминализации экономических взаимоотношений, с другой стороны, политические причины, стимулирующие теневую экономическую деятельность [8].
В последующем, в период трансформации российской экономики, проблема теневой экономики нашла отражение в работах С. Барсуковой, В.М. Есипова, В.О. Исправникова, A.A. Крылова, Н.П. Купрещенко, Д. Макарова, В. Самсонова, А.В.Шестакова, О.Г. Шикуновой и других ученых. В этот период получили распространение методологические подходы к определению сущности теневой экономики с позиций криминологических отношений, в основу которых принят критерий общественной вредности (опасности) экономической деятельности. Конструктивным потенциалом обладает подход, при котором для выделения теневых экономических отношений используется критерий деструктивности, учитывающий нанесение вреда обществу. Данный критерий позволяет рассмотреть объект хозяйствования независимо от действующего законодательства. Недостатком такого подхода является невозможность обосновать расширение теневого сектора экономики и внедрение в ее структуру неэффективных легальных форм хозяйствования, а также различных недостатков рынка.
Обобщение теоретических положений определения сущности теневой экономики в научных исследованиях предшествующего периода позволяет сделать вывод о то, что основной акцент в них сделан на раскрытии сущности теневой экономики, социально-экономических факторов, способствующих формированию теневого сектора экономики, правовых основ противодействия теневой экономической деятельности, методов ее оценки. В итоге сложились такие понятия как нерегистрируемая, неформальная, подпольная, криминальная экономика. Применяются и такие термины, как черная, серая, неучтенная, деструктивная, параллельная экономика.
Исходя из сущности теневой экономики, формируются различные методологические подходы к изучению, определению целей и задач, мероприятий, направленных на противодействие этому явлению. Госкомстат РФ в своем Постановлении от 31.01.1998 г. № 7 «Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» отразил официальную позицию Российской Федерации. Теневой экономический сектор рассматривается как явление экономической жизни, что позволило однозначно определить его структуру для целей деятельности статистических органов.
Третий этап научных исследований в области теневой экономики можно условно определить в период с 2000 до 2007 гг., когда исполнительная власть России официально признала рост теневой экономики, коррупции и «серых» схем в экономике страны. Основной акцент в исследованиях сделан на определении методов оценки масштабов теневой экономики. С 2000 г., то есть начала двадцатого века, в научных исследованиях сущность теневой экономики изучалась не только с позиций противоправной деятельности, но и с позиций ее влияния на экономическую безопасность государства.
Последующие исследования можно обобщить как этап, который характеризуется переходом от изложения сущности теневой экономики к разработке методологии и методики оценки теневой экономки. В России действует Центр по изучению нелегальной экономической деятельности (ЦИНЭД), основной функцией которого является проведение исследований по изучению и созданию универсальной базы данных по проблемным аспектам теневой экономики, а также координации аналитической деятельности по изучению российского и зарубежного теневого бизнеса.
Четвертый этап изучения теневой экономики, начиная с 2008 г. (период экономического кризиса), определяется необходимостью применения комплексного экономико-правового подхода в качестве основы выявления сущности теневой экономики [4]. Исследования показали, что в понятие теневой экономики включаются, в основном, существенные особенности данного явления: экономические, правовые, политические, нравственно-идеологические и другие. В связи с этим, для обобщения выявленных характеристик рассматриваемого явления необходимо систематизировать существующие подходы в исследованиях теневых экономических процессов.
В настоящее время теневая экономика характеризуется не только совокупностью внутренних экономических, правовых и социальных факторов, но и совокупностью внешних факторов, влияющих на экономическое развитие российской экономики, условия формирования инновационной и конкурентоспособной экономической деятельности. При этом понимание теневой экономики сводится к совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности, направленной на по-
лучение экономической выгоды от производства товаров (услуг), их реализации на рынке, конечного потребления или личного накопления. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что преобладание негативных или положительных последствий определяется масштабами неформального сектора в экономике страны.
С 2014 г. российская экономика находится под влиянием как внешних, так и внутренних угроз. Поэтому возникает необходимость изучения теневой экономики с учетом ее влияния на углубление кризисных явлений. Необходимы новые методологические подходы к изучению сущности теневой экономики, ее влияния на экономическую безопасность государства и регионов Российской Федерации. Структура разработанной авторской концепции обеспечения региональной экономической безопасности отличается от традиционного уголовно-процессуального и административного подходов экономическим содержанием, которое является основой для обоснования и принятия управленческих решений ОВД РФ, направленных на противодействие теневой экономике, что способствует повышению уровня обеспечения экономической безопасности страны в целом. Сама концепция может быть представлена следующими элементами (см. табл.):
1. Научный подход. Разработан системно-институциональный подход к оценке и организации противодействия региональной теневой экономике [3], отличающийся использованием авторского пятиэтапного алгоритма. Введено авторское определение категории «региональная теневая экономика». Введено авторское определение понятия добавочного регионального теневого продукта, предложен алгоритм его оценки при составлении товарного теневого баланса, что расширяет экономико-правовой подход к рассмотрению феномена теневой экономики. Систематизированы и структурированы угрозы экономической безопасности на уровне субъекта РФ [7], авторский подход отличается анализом влияния на экономическую систему групп стоп-факторов, ранжированных по степени их важности.
Таблица
Элементы научной концепции противодействия ОВД РФ теневой экономике
на уровне субъекта РФ
Элементы Характеристика
Научный подход Системно-институциональный подход
Региональная теневая экономика - система теневой экономической деятельности, структурированная по отраслевому и территориальному признакам, субъектам хозяйственной и иной деятельности, в которой концентрация и легализация теневых финансовых ресурсов осуществляется в финансово-кредитной сфере Добавочный региональный теневой продукт (ДРТП) -стоимость созданных благ или сумма экономических обязательств, изменение которой фактически не отражено в официальных данных учета, оказывающая влияние на величину нелегальной экономической выгоды в сторону ее увеличения Система групп стоп-факторов - угроз развитию региональной экономики, шести региональных подсистем: экономической, природно-ресурсной, со-цио-демографической, финансово-бюджетной, административно -территориальной, организационно-управленческой
Методология Методика оценки региональной теневой экономики при анализе валовых доходов, издержек и прибыли регионального теневого потока Прибыль регионального теневого потока: РгоШкзр = ТВкзр - (Т8- ра3р + ТС0 + ТСР), где ТВр^р - величина полученной нелегальной экономической выгоды, выраженная в сумме материального ущерба, нанесенного обществу или государству от противоправной деятельности; Т8 - величина уголовно-правовых санкций для получателя теневого потока, в случае привлечения к ответственности за совершение экономического преступления; ТС0 -величина расходов на организаторов теневого потока; ТСр - величина расходов на исполнителей теневого потока; рр^р - вероятность привлечения к уголовно-правовой ответственности за совершение экономического преступления
Продолжение таблицы
Элементы Характеристика
Методология (продолжение) Методика оценки региональной теневой экономики с учетом весовых коэффициентов методов анализа регионального теневого потока Вес метода анализа: Ъ п <>- I*. ¿=1 где /?; - средний ранг /'-го метода анализа; п - число методов анализа Величина теневого потока: п у ¿=1 1 п Ъ 1=1 где М1 - результат применения /-го метода анализа
Методические рекомендации по экономическому переориентированию в области анализа фиктивных схем обналичивания теневого потока
Система индикаторов регионального теневого потока Коэффициент завышения расходной части: „ д Profit (loss) from sales д Прибыль (убыток)от продаж "over А , А sales Выручка от продажи Коэффициент занижения ликвидности: д Cash д Денежные средства under currentliabilities Краткосрочные обязательства
и К S Система мониторинга региональной теневой экономики Коэффициент незаконной банковской деятельности: is - Niba Nf ' где Niba - количество фиктивных юридических лиц, подпадающих под критерий «отсутствие сведений о деятельности из налоговой инспекции / наличие движения денежных средств на расчетных счетах в банках» в течение последнего календарного года (квартала); Щ - количество фиктивных юридических лиц на последнюю годовую (квартальную) отчетную дату
о g и о S Показатели оценки экономической преступности для характеристики теневой экономики Нелегальная экономическая выгода на единицу ее источника: 1ЕВУ = \ 1 Vi где Si - сумма ущерба, определенная в рамках судебной экономической экспертизы, по совокупности экономических преступлений /-й направленности; Vj - количество потерпевших лиц, согласно материалам уголовных дел по совокупности экономических преступлений / направленности. Нелегальная экономическая выгода на организатора теневого бизнеса: IEBfr= ^Ч где Cri - количество выявленных участников преступной схемы, по совокупности экономических преступлений /-й направленности. Коэффициент выявленное™ теневого потока: jçlEB_ lEBir 1 г. ' где С— сумма минимального ущерба, согласно диспозиции статьи УК РФ, по совокупности экономических преступлений /-й направленности
Подготовка кадров Система входного контроля компетенций Коэффициент компетенций: к -V псотр где Q - количество вопросов, включенное в тест; Т - количество часов по тестируемой дисциплине. Коэффициент остаточных знаний: к f^know j,> где А— количество правильных ответов на вопросы теста. Коэффициент входного контроля компетентности: _ Ксотр ^control jr Л know
Окончание таблицы
Элементы
Характеристика
л &
о &
Меры противодействия ОВД РФ региональной теневой экономике: законодательные, межведомственные организационные, правоохранительные, культурно-воспитательные
Этапы комплексной программы:
1. Формулирование алгоритма проведения исследования данных о состоянии экономической преступности с выдвижением гипотезы о предполагаемых результатах интересуемого исследования;
2. Отбор методов статистической обработки данных и обоснование их выбора для подтверждения выдвинутой гипотезы;
3. Формулирование методики анализа факторов регионального теневого потока;
4. Применение отобранных методов анализа к исходным статистическим данным о состоянии экономической преступности;
5. Обобщение результатов исследования по каждому из примененных методов анализа;
6. Формирование и интерпретация выводов исследования_
2. Методология. Расширены методические основы экономико-правового подхода к оценке теневой экономики на уровне субъекта РФ в части анализа валовых доходов, издержек и прибыли регионального теневого потока [4], с учетом вероятности наступления уголовно-правовых последствий по трем блокам «схема - секретность - масштабность». Разработан метод анализа и оценки итоговой величины регионального теневого потока, отличающийся учетом системы весовых коэффициентов факторов, для которых разработаны частные методики расчета. Выявлены ключевые тенденции развития фиктивных схем обналичивания теневого потока на основе мониторинга взаимосвязей коммерческих организаций с банками, адаптированные к специфике строительной отрасли.
3. Мониторинг. Предложен инструментарий оценки регионального теневого финансового потока [4], отличающийся использованием процедур коэффициентного анализа данных бухгалтерского учета и отчетности и построением системы индикаторов регионального теневого потока в рамках автоматизированного анализа. Разработана методика мониторинга угроз, отличающаяся учетом специфики теневой экономики на уровне субъекта РФ, позволяющая систематизировать их по объекту, исходным данным и их источникам, субъекту. Введены новые показатели оценки экономической преступности, ориентированные на анализ стоимостных характеристик получаемой нелегальной экономической выгоды (удельные коэффициенты нелегальной выгоды, рассчитываемые на единицу ее источника, на организатора теневого бизнеса, коэффициент выявленное™ теневого потока).
4. Подготовка кадров. Адаптированы предложения по совершенствованию подготовки специалистов в системе обеспечения экономической безопасности России [5], исходя из разработанной системы входного контроля компетенций с расчетом трех количественных показателей.
5. Программа. Определены меры противодействия теневым и криминальным угрозам экономической безопасности по шести направлениям в рамках апробированной комплексной программы исследования теневой экономики на уровне субъекта РФ.
Таким образом, нами обоснована научная концепция противодействия теневой экономике и экономической преступности для правоохранительных институтов, включающая раздел статистического учета экономической преступности по авторской методике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гринберг P.C. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы. Общие итоги системной трансформации // Век глобализации. 2015. № 1.
2. Интервью с Кристофом Рюлем (Christof Ruehl), главным экономистом представительства Всемирного банка в России «Теневая экономика отражает резервы роста». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ra/doc/350248 (дата обращения 26.03.2017).
3. Куклин A.A. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 142-145.
4. Литеиненко А.Н., Батурина Е.В. Методология экономико-правового анализа фиктивного предпринимательства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 5 (83). С. 65-73.
5. Литеиненко А.Н. Проблемы подготовки курсантов по специальности «Экономическая безопасность» в вузах МВД России // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, 02 апреля 2014 г. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. С. 14-15.
6. Состояние преступности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр5://мвд.рф/героП5/йет/9338947 (дата обращения 26.03.2017).
7. Терещенко А.П. Противодействие органов внутренних дел теневой экономике как фактор экономической безопасности региона: автореферат дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2015.
8. Феофилова Т.Ю., Плотников ВА. Ретроспективный анализ подходов к обеспечению национальной экономической безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 5 (85). С. 234-238.