Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 372.893
Концепция нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании. Взгляд из Иркутской области
А. Ю. Башелханов
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
А.НН°тация. Статья посвящена Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт, в соответствии с которой произошли изменения в школьном историческом образовании. Раскрываются структура и положения Концепции. Рассматриваются изменения в преподавании школьного предмета «История России». Автор статьи знакомит читателей с издательствами, реализующими новые учебно-методические комплексы, останавливается на особенностях новых учебников, представляет различные мнения учителей.
Ключевые
слова: Концепция, Историко-культурный стандарт, история,
учитель, издательство, учебно-методический комплекс (УМК).
В современном школьном историческом образовании происходят большие перемены. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. был разработан и принят историко-культурный стандарт, отвечающий за содержание школьного исторического содержания, а весной 2014 г. на расширенном заседании Совета российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса (далее - УМК) по отечественной истории, составной частью которой является историко-культурный стандарт.
Целью Концепции является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны, формирование современного образа России [7, с. 4].
Историко-культурный стандарт является научной основой школьного исторического образования. Стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию истории в школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Также в стандарт включён перечень «трудных вопросов истории России», которые вызывают острые дискуссии в обществе [3, с. 2].
Первоначально в обществе шли дискуссии о том, быть ли школьному учебнику по истории России единственным (как в советское время) или необходимо разработать стандарт для разных учебников. Остановились на втором варианте, поскольку в рыночной экономике существуют разные издательства и разные авторские коллективы, а учителя и школы вправе самостоятельно определять, по какому учебнику им работать [5, ст. 47, ч. 2, п. 4].
Концепция нового УМК по отечественной истории разрабатывалась при участии учёных-историков, учителей и предусматривала изменение не только содержательного, но и концептуального, методического подходов в школьном историческом образовании.
Новый УМК по отечественной истории в соответствии с Концепцией стал предусматривать учебник (электронный учебник), хрестоматию или сборник документов, рабочую тетрадь, исторический атлас, книгу для чтения [3, с. 10].
Учебник из основного источника получения информации стал во многом навигатором, ориентирующим школьников на получение информации из альтернативных источников (в том числе интернет-источников). Его идея ориентирована на современное общество, в котором множество альтернативных источников информации, научных теорий, точек зрения. Школа получила возможность заменить бумажный учебник электронным, который существенно в лучшую сторону отличается от старого варианта электронного учебника. Но сегодня учителя не спешат отказаться от бумажных учебников, что связано не только с привычками и «удобством» использования, но и с финансовой, организационной стороной дела.
На сегодняшний момент только три издательства реализуют новые УМК по отечественной истории: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово». В Иркутской области оказались востребованными новые УМК всех трёх издательств. Наиболее полно представленным в регионе является издательство «Просвещение».
Институт развития образования Иркутской области сотрудничает со всеми издательствами, реализующими новые УМК. На мероприятиях института по повышению квалификации слушатели порой задаются вопросом; чем вызваны концептуальные изменения в преподавании предмета «История России»? Ответ на этот вопрос заложен в самой Концепции. В рамках предмета «История России» ученик изучает не только историю, но и социальную, экономическую, культурную, научную, военную и другие сферы человеческой жизнедеятельности. Предмет имеет большую воспитательную и практическую направленность. Знания истории своей страны, культуры актуальны и в связи с процессами глобализации экономики, интеграции культур. Поэтому обновление содержания предмета «История России» объяснимо, а обновление УМК, методики преподавания соответствует и более полноценной реализации систем-
но-деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС.
Мы возвращаемся на линейную систему преподавания истории России. Если раньше (в концентрической системе) историю России начинали изучать с шестого класса и заканчивали в девятом классе, а в десятом и в одиннадцатом классах шло более глубокое изучение пройденного материала, развивалась аналитика, то сегодня история России будет изучаться с шестого по десятый классы. В одиннадцатом классе предполагается изучение предмета «Россия в окружающем мире», сравнительного и аналитического по своей сути. Возвращение к линейной системе преподавания истории было вызвано во многом пожеланиями самих учителей, высказанными на учительских съездах, заседаниях Российского исторического общества [8]. Не все учителя истории были согласны с отказом от концентрической системы преподавания, которая, безусловно, имела свои положительные стороны. Эта система предполагала изучение истории России на разных возрастных уровнях, что позволяло закрепить материал и изучить его более углублённо, ведь очевидно, что темы, изучающиеся в шестых-девятых классах (начиная с истории Древней Руси), нередко требуют переосмысления в более взрослом возрасте. Кроме того, сложный дидактический материал (например, некоторые понятия и термины) лучше бы осваивался в старших классах. На это и на некоторые другие моменты указывают сторонники концентрической системы преподавания истории России [4, с. 58].
Однако линейная система преподавания оказалась более привычной и удобной для многих учителей: история изучается по восходящей линии как прогрессивное развитие человечества. Стандарт изобилует обязательными для изучения событиями, персоналиями, понятиями и терминами, датами, на изучение которых требуется больше времени, и очевидно, что в таком случае линейная система имеет свои плюсы. Кроме того, не всегда повторное возвращение к пройденному материалу целесообразно.
По новой системе предполагается изучать историю России: в 6 классе с истории Древней Руси - до XVI в.; в 7 классе - ХУ1-ХУП вв.; в 8 классе -XVIII в.; в 9 классе - XIX в. и нач. XX в. (до 1914 г.); в 10 классе - XX в. и нач. XXI в. Некоторой слабостью такого подхода можно считать то, что на изучение предельно насыщенного важными событиями в истории России XX в. (и начала XXI в.) отводится только один год - 10 класс. А XX в. - это век, в котором произошли важнейшие события не только в России, но и в мире, и где Россия (СССР) принимала непосредственное участие. При этом существенного увеличения часов на изучение истории не предполагается. В любой системе обучения есть свои положительные стороны, которые необходимо использовать.
Концепция максимально ориентирована на воплощение системно-деятель-ностного подхода ФГОС. Мы уже отмечали, что учебник должен стать во многом навигатором для ученика в процессе получения знаний. Каждый компонент нового УМК рассчитан на максимальное использование, взаимодополнение, многофункциональность. Структура новых учебников соответственно обновилась. Каждый параграф (главу) в учебниках предваряет главный вопрос, который мотивирует, настраивает ученика на максимально плодотворную работу. Появилось много заданий, направленных на самостоятельную, проектную деятельность. Около трети учебного времени отводится под самостоятельную работу ученика. Система вопросов и заданий к изучаемым материалам много-
уровневая, отражает дифференцированный, личностный подход. Новые учебники богаты иллюстрациями, картами, цитированием исторических документов, ссылками на альтернативные источники информации.
Кроме того, каждое из издательств использует свои подходы, чтобы сделать учебник, УМК более интересным, содержательным. Вот некоторые примеры. В учебниках издательства «Просвещение» немало новых рубрик: «Историки спорят», «Честь и слава Отечества», «Думаем, сравниваем, размышляем», «История в лицах: современники», широкоформатные иллюстрации и карты и т. д. [1, с. 14, 73, 80]. Издательство «Дрофа» каждый параграф учебника предваряет интересным эпиграфом, соответствующим теме, выделяется линейка времени, термины и персоналии для запоминания расположены в начале параграфов, в конце изученного материала приводятся разные варианты выводов (ученики должны выбрать правильный) пройденного материала и т. д. [2, с. 19, 28, 30]. Издательство «Русское слово» нередко ориентируется на таблицы-задания, что хорошо способствует систематизации, анализу, запоминанию информации и т. д. [6, с. 23, 32, 76].
Линейки учебников различных издательств отличаются и по внешнему виду, оформлению, используемым материалам. Например, учебники издательства «Просвещение» выполнены в широкоформатном объёме (А4), имеют тонкую обложку, большой шрифт, состоят из двух, а в десятом классе - из трёх модулей. Учебники издательств «Дрофа», «Русское слово» оформлены более традиционно и по объёму, и по количеству; по формуле один учебник - один класс (год), но также заметно отличаются друг от друга.
Отдельно стоит сказать об электронном учебнике, который сегодня значительно усовершенствован. Сегодня это не просто электронный диск с записанной информацией на нём. Электронный учебник представляет собой планшет с постоянно обновляемой информацией, чёткой графикой, регулируемыми изображениями. В нём можно активно работать: делать закладки, выделять необходимую информацию и проводить другую важную для учёбы работу. Это ориентирует ученика на более активную самостоятельную деятельность, умение обращаться с техникой. Графические возможности электронного учебника позволяют воспринимать информацию зрительным образом и усваивать многие детали художественного и культурного плана изучаемого материала, что делает ученика активным участником изучения истории, пробуждает в нём интерес к предмету.
На занятиях по повышению квалификации учителя истории имеют возможность изучить, сравнить «линейки» новых учебников. Они находят сильные и слабые, на их взгляд, стороны учебников. В целом слушатели положительно отзываются о новшествах, склоняются к выбору тех или иных «линеек» учебников. Имеются и критические замечания. Например, не всем нравится новая концепция учебника-навигатора (некоторые педагоги, особенно старшего возраста, традиционно считают, что учебники должны быть основным источником получения информации для учеников, которые ещё только учатся). Осторожно некоторые педагоги относятся и к увеличению количества учебного времени, отводимого на самостоятельную работу учеников, опасаясь за их успеваемость. Среди прочего учителей волнует финансовая сторона дела. Новые УМК по отечественной истории (и учебники, входящие в их состав) по
цене окажутся недешёвым удовольствием для школ и родителей (особенно в сельских районах Иркутской области), и школа должна будет решать эту проблему. Имеются замечания и технического характера. Понятно, что процесс должен совершенствоваться с учётом пожеланий учителей.
Рассмотрим некоторые положения Концепции, относящиеся к содержанию исторического образования. Концепция предлагает отойти от политических акцентов в изучении истории России. История России должна изучаться как многофакторный процесс, в котором большое место, отмечалось выше, уделяется культуре, а также экономике, социальной сфере, традиционным религиям, общественной деятельности и т. д. В то же время должен реализовываться историко-антропологический подход при изучении истории, когда история изучается через быт, чувства, эмоции, дела простого человека, а известные люди, государственные деятели часто показываются с простой человеческой (семейной, бытовой) стороны. Историко-антропологический подход должен «оживить» изучение истории, возвысить ценность человека. Концепция предлагает уделять больше внимания изучению истории регионов России, отойти от прежнего «столпового» изучения отечественной истории. Тем более некоторые регионы России имеют историю древнюю и богатую. В то же время Концепция направлена на патриотическое воспитание и изучение истории должно объединять граждан. Поэтому, естественно, предлагается изучать ту же историю регионов через объединяющие сюжеты, которые обязательно, как и раньше, затрагивают периоды вхождения народов в состав Российской империи (СССР), а само вхождение должно трактоваться с положительной стороны. Концепция подчёркивает необходимость не замалчивать неприглядные моменты в истории России, но в то же время делать акцент на совместном, объединяющем народы преодолении сложностей. Большое внимание по Концепции должно уделяться труду, подвигу народа в войнах (особенно в отечественных), освоению пространств Евразии. У ученика должно формироваться представление о великой истории России.
Также говорится в Концепции о воспитании учащихся в духе толерантности и мира между людьми, уважении к демократическим ценностям (в частности, через изучение истории гражданского самоуправления, общественного движения в России).
К содержательному компоненту, отражённому в Концепции, также имеются замечания и пожелания со стороны учителей и учёных. Вот некоторые из них. Отмечается большая насыщенность новых учебников событиями, персоналиями, понятиями и терминами, датами. Так, если брать персоналии, отражённые в Историко-культурном стандарте, то среди них много общественных деятелей, представителей культуры, науки, искусства, религии, политиков, деятелей регионального уровня (хотя и известных). Существуют опасения за ослабление критического подхода в исторической науке, без которого немыслимо развитие любой науки (акцентируется внимание на культуру, религию, воспитание патриотизма и уважения к Отечеству). Историко-антропологиче-ский подход не является гарантией защиты от субъективизма авторов учебников, ведь одно и то же описание истории глазами простого человека - участника исторических событий - можно преподать с разных сторон. Поэтому учебник-навигатор, предполагающий работу учеников и с альтернативными
источниками информации, в этой ситуации полезен, а учитель, с его опытом и знаниями, по-прежнему призван играть важную роль в учебном процессе. Положительным моментом многие слушатели курсовой подготовки отмечают введение общего стандарта при написании всех учебников по истории России и другие моменты.
Интерес представляют «трудные вопросы истории России», изложенные в Историко-культурном стандарте [3, с. 80]. Стоит заметить, что все носят политический характер (начиная с вопроса об образовании древнерусской государственности, заканчивая вопросами современной истории России). Большинство «трудных вопросов», наиболее дискуссионных, конечно, относятся к XX веку. Особенные дискуссии вызывают вопросы, где имеются изменения в важных, привычных понятиях и терминах, относящихся к истории России. Например, по истории «Великой российской революции» (это понятие теперь объединило Февральскую и Октябрьскую революции, Гражданскую войну). По аналогии с Великой французской революцией. Не все слушатели курсовой подготовки по истории согласны с содержанием нового понятия, которое деи-деологизирует, по их мнению, две революции 1917 г.
Из перечня «трудных вопросов истории России» были изъяты вопросы, относящиеся к XIX в. Но история XIX в. так же актуальна для сегодняшнего дня! Это время зарождения и развития русского либерализма, декабристы, отмена крепостного права, попытка принятия первой российской Конституции и т. д. В этот век появились российские политические организации, предлагавшие стране новые пути развития. Уроки внешней и внутренней политики самодержавия в XIX в. также актуальны сегодня. Тогда перед Россией появлялись альтернативные пути развития, возможно, исключающие или смягчающие будущие «великие потрясения». Издательства разрабатывают и выпускают учебные пособия по «трудным вопросам истории России» в помощь учителям. Например, по истории XX в. издательство «Просвещение» выпустило несколько книг [7].
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что введение новых УМК по отечественной истории в целом положительно оценивается учителями истории как необходимое для современного образования. Пожелания учителей, учёного сообщества должны учитываться в дальнейшем совершенствовании новых УМК. Задача государства, издательств состоит в том, чтобы услышать эти пожелания и действовать в тесном сотрудничестве с учителями.
Список литературы
1. История России. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Арсентьев [и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016. - 128 с. : ил., карт.
2. История России: конец XVII-XVIII вв. 8 кл.: учебник / И. Л. Андреев [и др.]. - М. : ДРОФА, 2016. - 224 с. : ил., карт.
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] : пояснительная записка. - URL: httpy/минобрнауки.рф (дата обращения: 22.11. 2016).
4. Нефёдова, О. В. «Линейка» или «концентр» как структура содержания школьно-
го исторического образования: размышления о конференции / О. В. Нефёдова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - № 1. - С. 56-59.
5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - М. : Проспект, 2013. - 160 с.
6. Пчелов, Е. В. История России. XVI-XVII века : учеб. для 7 кл. общеобразоват. организаций / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин. - М. : Русское слово - учебник, 2015. - 224 с.
7. Шестаков, В. А. Великая российская революция 1917 г. Дискуссионные вопросы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. А. Шестаков. - М. : Просвещение, 2015. - 64 с. - (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» учителю).
8. Школы перейдут на «линейную» методику преподавания истории [Электронный ресурс] // РИА новости : сайт. - 24.10.2013. - URL: https://ria.ru/ education/20131024/972305965.html (дата обращения: 22.11.2016).
The Conception of a New Textbook on Russian History in Modern Historical Education. A View from Irkutsk Region
A.Yu. Bashelkhanov
Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. The article concerns the changes in School Historical Education based on the implementation of the Conception of a new textbook on Russian history and Historical and Cultural Standard. In the article the structure and content of the Conception, some changes in teaching such school subject as "History of Russia" are given. The author presents the publish houses which create the new textbooks, shows the peculiarities of the textbooks.
Keywords: concept, historical-cultural standard, history, teacher, publisher, UMK.
Башелханов Анатолий Юрьевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры предметной области
Институт развития образования Иркутской области
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А
тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Bashelkhanov Anatoliy Yurievich
Candidate of Scienses (History), Associate professor of the School Subjects' Department
Institute of Education Development of Irkutsk Region
10^ Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007
tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]