РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 23 • декабрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
концепция нового туристического маршрута в Республике татарстан
Гареев И.Ф.1, Брюхова Е.В. 1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В настоящее время экономический рост в Республике Татарстан отмечается во многих отраслях народного хозяйства. Кроме классических секторов экономики поддержку и развитие получает внутренний туризм. Ключевым вопросом в данной области являются инфраструктура и сервис. В связи с этим нами была поставлена цель по разработке нового туристического маршрута, который стал бы перспективной формой малого бизнеса в сельской местности. Вовлеченность одного из соавторов данной статьи в малоформатный туристический бизнес позволили выявить наиболее подходящее местоположение, сформулировать оптимальные параметры инфраструктурных объектов и целевых групп нового туристического маршрута. Центром притяжения является туристический комплекс, расположенный в Волжско-Камском государственном биосферном заповеднике Лаишевского района Республики Татарстан. Представленные выводы будут интересны всем участникам рынка внутреннего туризма.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: въездной туризм, внутренний туризм, историко-культурный потенциал, культурно-познавательный туризм, туристский продукт, туристско-рекреационный потенциал, туристская привлекательность, девелопмент территории.
concept of a new tourist route in the Republic of Tatarstan
GareevI.F.1, Bryukhova E.V. 1
1 Kazan State University of Architecture and Engineering, Russia
введение
Реально осуществляемые в мировой практике концепции сельского туризма обычно помимо экономического (коммерческого) аспекта несут также определенную идеологическую нагрузку [3] (ЛЫапоуа, 2016). Как правило, развитие сельского туризма связывают с решением социокультурных задач [15] (ЫЪогуа, 2015). В нашем случае сохранение национального и этнокультурного наследия, сохранение природной среды обитания, возрождение, пропаганда традиционных ценностей, образа жизни и т.д. [10] (Ьгоп1йо\а, 2017). В практическом решении последних ведущая роль принадлежит местному сообществу [12] (Ыа1уа$Н, 2016).
В последнее время при разработке национальных концепций развития туризма в ряде европейских стран специально отмечается высокая
роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений экологического и сельского туризма [13, 17] (Morozova, Mysin, 2015; Shamakhov, Karanatova, Balashov, 2017).
Данное исследование является второй, заключительной частью нашей работы, опубликованной нами ранее [6] (Gareev, Bryukhova, 2016). В предыдущей части мы определили, что гостевые дома являются перспективной и выгодной формой малого бизнеса в сельской местности. Для успешного развития этой формы предпринимательства необходим грамотный подход, расчеты и правильный выбор местоположения. Среди ключевых факторов видятся:
• оптимальные параметры дома (по площади и инфраструктуре);
• близость к центрам притяжения (лес, водоем);
• установление качественных отношений с арендаторами.
В связи с вышеизложенным нами была поставлена цель по формированию и развитию туристско-рекреационной инфраструктуры для развития сельского туризма в Лаишевском районе Республики Татарстан. Достижение цели обеспечит широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, а также обеспечения трудоустройства и роста доходов местного населения, создания современного, эффективного, конкурентоспособного турпродукта на основе использования всех ресурсов сельской местности при
ABSTRACT:_
Today we may note an economic growth in many branches of the national economy of the Republic of Tatarstan. In addition to classic economic sectors, domestic tourism also develops and receives support. Infrastructure and service are the key issue in this field. In this regard, we set a goal to develop a new touris route that would become a promising form of small business in rural areas. Involvement of one of the co-authors of this article in the small-format tourist business allows us to identify the most suitable location, to define optimal parameters of infrastructure facilities and target groups of the new tourist route. The center of attraction is a tourist complex located in the Volga-Kama State Biosphere Reserve of the Laishevsky District of the Republic of Tatarstan. The conclusions will be of interest to all participants of the domestic tourism market.
KEYWORDS: inbound tourism, domestic tourism, historical and cultural potential, cultural and cognitive tourism, tourism product, tourism and recreational potential, tourist attraction, development of the territory
JEL Classification: L80, L83, L89 Received: 01.12.2017 / Published: 16.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gareev I.F. (igareev0kgasu.ru)
CITATION:_
Gareev I.F., Bryukhova E.V. (2017) Kontseptsiya novogo turisticheskogo marshruta v Respublike Tatarstan [Concept of a new tourist route in the Republic of Tatarstan]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (23). - 3907-3924. doi: 10.18334/rp.18.23.38699
условии их сохранения, сбережения и воспроизводства [5] (УЫйукта, Яогытпауа, 2017). Для реализации данной цели нами сформулированы несколько задач:
• изучение потенциала Лаишевского района Республики Татарстан [1] (Лкекы1рапоу, 2016);
• анализ факторов развития культурно-познавательного туризма в соседних селах Лаишевского района - Макаровка, Ташкирмень и Атабаево;
• разработка нового туристического маршрута;
• определение наиболее оптимальных архитектурно-планировочных решений, обеспечивающих наибольшую востребованность среди арендаторов, а также выявление приемлемых конструктивных решений, позволяющих снизить издержки при строительстве и эксплуатации;
• создание условий для производства разнообразных экологических сельских туристических продуктов, конкурентоспособных на внутреннем рынке.
методика исследования
Первая часть исследования была посвящена исследованию рынка доходных домов в Лаишевском районе Республики Татарстан. Ценовые характеристики арендных домов выявлялись двумя методами. Во-первых, посредством постоянного мониторинга сайтов, во-вторых, используя методику таинственного покупателя осуществлялось общение с собственниками домов на предмет получения скидки и установления приемлемой цены. Конкуренция на территории трех рыбацких деревень определялась путем мониторинга рекламных сайтов о сдаваемых в аренду домов и методом натурного наблюдения.
Первая часть - это этап накопления исходной информации, которая легла в основу второй части исследования.
Работа над разработкой нового туристического маршрута велась в виде подготовки концепции инфраструктурной застройки территории и подготовки бизнес-плана проекта. Были привлечены архитекторы, осуществлявшие консультации в работе над архитектурными концепциями и конструктивно-планировочными решениями. Также были приглашены специалисты, занимающиеся организацией внутреннего сельского туризма (представительство Региональной ассоциации сельского туризма в
ОБ АВТОРАХ:_
Гареев Ильнур Фаилович, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», кандидат экономических наук (igareev0kgasu.ru)
Брюхова Екатерина Васильевна, магистрант, кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью» (ekatrin_18.O40mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гареев И.Ф., Брюхова Е.В. Концепция нового туристического маршрута в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 23. - С. 3907-3924. Сог 10.18334/ф.18.23.38699
Республике Татарстан) и постановкой бизнес-планирования среди предпринимателей Республики Татарстан (консалтинговая компания «Верное решение»).
Материалы исследования были озвучены при защите магистерской диссертации Брюховой Е.В. при участии руководителей туристических фирм, занимающихся внутренним туризмом в Республике Татарстан. Полученные замечания были учтены в работе над подготовкой данной статьи.
Туристический потенциал Лаишевского района Республики Татарстан
Деревня Макаровка Лаишевского района находится в 60 км от столицы республики - г. Казани. Деревня располагается на берегу Волжско-Камского плеса Куйбышевского водохранилища, в месте слияния Волги, Камы и Мёши, так называемом Мёшенском заливе.
Территория Лаишевского района составляет 2094,43 кв. км. Юго-западная граница района проходит по живописным водным ресурсам республики: рек Волги, Камы, Мёши, Куйбышевского водохранилища. На территории расположены 24 сельских и 1 городское поселение. Административным центром района является г. Лаишево. На территории района расположен Волжско-Камский Государственный биосферный заповедник.
В состав Макаровского сельского поселения входят село Ташкирмень, которое является административным центром, и деревня Макаровка.
Общая площадь Макаровского сельского поселения составляет 6 205,6 га, в т.ч. площадь населенных пунктов 182,9 га:
с. Ташкирмень - 121,1 га,
д. Макаровка - 61,8 га.
Земли лесного фонда занимают территорию 154,8 га, что составляет около 2,5% от всей площади сельского поселения. Кроме лесов лесного фонда на территории поселения также присутствуют лесные земли и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, общей площадью 887,5 га.
Демографический фактор оказывает наибольшее влияние на уровень хозяйственного освоения территории и экономического развития общества.
Численность постоянного населения Макаровского сельского поселения на 1.01.2015 г. составила 694 человека.
Динамика изменения общей численности населения Макаровского сельского поселения за 2011-2015 г. показывает, что показатель в течение анализируемого периода носил изменчивый характер с тенденцией к постепенному снижению. Убыль общей численности населения формировалась за счёт отрицательного значения показателя естественного прироста населения. Положительный миграционный прирост населения компенсировал естественную убыль населения лишь в несколько периодов анализируемого времени [8] (Kyazimov, 2016).
Жители близлежащих
городов, планирующие семейный отдых на
Аудитория специфических
услуг базы отдыха (охота, рыбалка, туристы)
Жители других
городов, планирующие поехать на базу на отдых/отпуск
Жители близлежащих
городов, планирующие отдых в компании друзей или родных
Рисунок 1. Целевая аудитория туристического продукта Источник: разработано авторами.
Естественный прирост населения за последний год составляет 7,2 чел. на 1000 жителей. Миграционный прирост населения составил 2,9 чел. на 1000 жителей.
Доля трудоспособного населения составила более 60%, таким образом, поселение является одним из центров концентрации трудоспособного населения в Лаишевском муниципальном районе. Среди населенных пунктов наиболее благоприятную возрастную структуру имеют с. Ташкирмень, где сформировалась наименьшая демографическая нагрузка. Демографическая нагрузка в поселении составила 55,6 человек.
Целевая аудитория туристического продукта
В качестве посетителей загородного арендного дома сезонные арендаторы наиболее устойчивая целевая группа (рис. 1). Среди них можно выделить основные подгруппы:
• жители близлежащих городов;
• корпоративные клиенты;
• жители других городов;
• охотники и рыболовы, туристы;
• молодые люди, планирующие свадебные мероприятия.
Выявление целевой аудитории позволило определить социальный портрет поселения, его поведения и образа жизни.
Инфраструктура туристического комплекса
Гостевые дома являются перспективной и выгодной формой малого бизнеса в сельской местности [7] (Kabanova, Egorshev, 2016). Для успешного развития этой формы предпринимательства необходим грамотный подход, расчеты и правильный выбор местоположения.
Среди ключевых факторов видятся:
• оптимальные параметры дома (по площади и инфраструктуре);
• близость к центрам притяжения (лес, водоем);
• установление качественных отношений с арендаторами.
Исследование рынка доходных домов в Лаишевском районе Республики Татарстан осуществлялось на протяжении 15 месяцев - с сентября 2015 по ноябрь 2016 года.
Для анализа конкурентных предложений был взят список деревень и сел, а также цены гостевых домов Лаишевского района. Общий вывод таков, что отдаленность от столицы региона не оказывает решающего значения на стоимость аренды доходного дома. В итоге нами предложена следующая концепция туристического комплекса.
Проект представляет собой комплекс жилых зданий и спортивных сооружений для сдачи в аренду. На территории будут находиться 13 индивидуальных домов, один из которых - административный. Также на базе отдыха будут располагаться футбольная
и волейбольная площадка, площадка для бадминтона и для пейнтбола, трогательный зоопарк, и будет организован горнолыжный спуск в зимний период. Всё строительство разделено на 4 очереди, данные объекты будут реализоваться по мере сдачи в эксплуатацию.
Согласно генплану, имеется 3 варианта домов индивидуального строения, все будут деревянными (рис. 2).
Ценовые характеристики арендных домов выявлялись двумя методами. Во-первых, посредством постоянного мониторинга сайтов, которые используются для рекламы и продвижения объектов. Изучались и известные социальные сети. Во-вторых, используя методику таинственного покупателя, осуществлялось общение с собственниками домов на предмет получения скидки и установления приемлемой цены.
Заполняемость малоэтажных доходных домов в зависимости от времени года определялась тремя способами. Во-первых, на протяжении всего срока исследования осуществлялись звонки собственникам с предложением арендовать дом в будущем периоде. И в ходе беседы выявлялся примерный уровень заполняемости домов. Во-вторых, методом натурного наблюдения на предмет занятости домов находилось подтверждение того, что дом сдан в аренду. В-третьих, благодаря установлению контактов с собственниками удалось провести частичный опрос в части объема спроса на их арендные дома.
Конкуренция на территории трех рыбацких деревень определялась путем мониторинга рекламных сайтов о сдаваемых в аренду домов и методом натурного наблюдения.
Управление туристическим комплексом
Грамотное и эффективное управление базой отдыха в основном обеспечивает автоматизация. Автоматизация базы отдыха позволяет легко контролировать все процессы продаж - в данном случае это предоставление номеров, сервисных услуг, дополнительных услуг. Автоматизация позволяет легко контролировать состояние номерного фонда, работу персонала, движение денежных средств.
В качестве автоматизации базы отдыха планируется использовать программное обеспечение «Мах1-Ьссктд», которое является универсальным решением для комплексного управления отелей и баз отдыха.
С целью определения основных направлений и сфер деятельности спортивно-оздоровительной базы (обоснования деятельности) были изучены основные виды туризма и определены возможности их реализации на территории района. Основное направление в Концепции развития базы - экологический туризм. К организации экотуризма Республики Татарстан предъявляются высокие требования. Здесь должны использоваться природоохранные технологии (очистка воды, удаление мусора, энергосбережение и т.п.), позволяющие сохранять окружающую среду привлекательной для туристов и не вредить местному населению [2] (Antonyan, Pereverzeva, 2017). В охранных
природных зонах должна осуществляться стратегия «защита через использование». С другой стороны, экотуризм не требует крупных капиталовложений в объекты туристского обслуживания и достаточно быстро даёт экономический эффект при условии чёткой организации [14] (Nizhegorodtsev, Ratner, 2015). При таком подходе сочетается охрана природы и получение экономической выгоды [16] (Pinigina, 2017).
Помимо экотуризма база предполагает организовать археологический и этнический туризм по достопримечательностям села.
Также на территории базы будут размещены спортивные площадки для активного спортивного отдыха (футбольная, волейбольная, пейнтбольная площадки и т.д.).
Рассмотрим основные экологические маршруты базы отдыха (рис. 3).
Экологические маршруты разработаны для всех возрастных категорий, в т.ч. для школьников под руководством педагогов-организаторов.
Маршрут 1: «Заповедная краса».
В непосредственной близости от села, на побережье водохранилища, расположен Сараловский участок Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника, что накладывает особый отпечаток на пребывание туристов этом районе.
мк'нрмяонн с.Нимальское
AltCNMfXlk ■■ 1*чCVK'J« 'iviiia» C.PlMLICCl BCNHD
к' вгияя стоннка hu »citHiMat
«k lMr I !>[>►.! t~ (аиин-нп
\р>ч LKW i Ol Ii I > p II II
My »ей - Ни фиж |г|| Hl "
Сплав по р.Чеша
Нигм'ки-Кикккн laiHiHv шик
«Юрм'некан iiiiiii'|)I"
Камское Vcib« ©
Рисунок 3. Новые туристические маршруты Источник: разработано авторами.
Вход и въезд в заповедник без специального разрешения запрещен. Из редких видов встречаются ковыль перистый, осока приземистая, гакелия поникшая. Из животных обычны лось, зайцы (русак и беляк), лисица, барсук, норка. Просветительский потенциал заповедника велик. Здесь можно увидеть дикую природу во всей ее первозданной красе, разнообразии и богатстве. В штате заповедника есть квалифицированные специалисты в области биологии, экологии. Возможна организация специальных экскурсионных обучающих и познавательных программ совместно с администрацией заповедника, по итогам которых будут вручаться специальные сертификаты.
Маршрут 2: «Юрьевская пещера».
На противоположном берегу водохранилища, у Камского устья, расположены гипсовые пещеры. Вход в некоторые из них затоплен водами водохранилища. Пещеры -удивительное творение природы. Предполагается организовать сюда специальный маршрут: в зимний период - на лыжах или на снегоходах, в летний - на лодках или катамаранах.
Летом маршрут будет охватывать несколько мелких островков, где возможны «зеленые стоянки», рыбалка, пляжный отдых.
Маршрут 3: «Зеленые стоянки» на островах.
Концепция предусматривает организацию и обустройство «зелёных стоянок», в том числе на островах. Тип лагеря - палаточный. Количество отдыхающих - не более 10. Продолжительность пребывания - 1-5 дней. Предоставляемые услуги: рыбалка, катание на катамаранах, водных лыжах, квадроциклах, скутерах. Возможна «экологическая экскурсия» с приглашением специалистов - энтомологов, ихтиологов, орнитологов.
Маршрут 4: Сплав по реке Мёше.
Маршрут формируется по мере формирования групп. Возможен индивидуальный сплав с инструктором. Средства передвижения - моторные и гребные лодки, катамараны, плоты. На стоянках инструкторами-экологами проводятся популярные лекции по окружающей природе (растительный, животный мир).
Также рассмотрим основные маршруты археологического и этнического туризма, которые будут предоставляться посетителям базы отдыха.
Маршрут 1: Древнее городище.
Из археологических достопримечательностей в окрестностях села наиболее известны 2 древних городища. Одно из них - Кала Башы («Главная крепость»). По преданиям здесь в древние времена велись ожесточенные бои. Ежегодно у городища происходят гулянья на праздник Святой Троицы; в окна домов и ворота ставят ветви березы - символ жизни. Местные жители и гости приходят сюда в этот день, и здесь происходят различные игры, песни, танцы. С городища открывается величественный вид на Каму.
Маршрут 2: Праздник Каравон.
Праздник Каравон в селе Русское Никольское имеет более чем 300-летнюю исто-
рию. Приурочен он к первопрестольному празднику села - Дню Николая Чудотворца. В старину праздник отмечался в течение трех дней: начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома жителей и на улицу, где устраивались гулянья и хоровод. С 2003 года проводится в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан.
Маршрут 3: Остров Церковный.
Остров расположен в 500 м. от с. Макаровка. Это затопленная часть д. Мансурово, где располагалась церковь. Ежегодно после схода воды весной и осенью здесь можно найти старинные монеты, крестики, украшения, обломки глиняной и фарфоровой посуды, датируемые XII-XIX вв. Это одно из популярных мест у археологов-любителей Казани.
Маршрут 4: Святогурьевская церковь.
В селе Ташкирмень Лаишевского района строительство каменной церкви началось в 1895 году по инициативе Казанского братства Святителя Гурия и заведующего Центральной крещено-татарской школой Тимофея Егорова в связи с тем, что крещеные татары, жившие в Ташкирмени в окружении чисто русских и мусульманских сел и деревень (деревня входила в приход с. Рождествено), были лишены возможности слушать службы и проповеди на родном языке. Но строительство затянулось на многие годы, и только в 1914 году однопрестольный храм без колокольни был освящен во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского. В советские годы церковь разделила участь многих других храмов и была закрыта. Казанской епархии храм был возвращен лишь в 1999 году. Именно тогда провели его новое освящение в честь Всех Казанских Святых. Однако с того времени не было постоянного священника, а те, что приезжали сюда служить, надолго не задерживались. И в третий раз восстановленный храм был освящен во имя Святителя Гурия.
В 2011 году идея восстановить храм появилась у председателя Наблюдательного совета ГК «Альпари», жителя села Ташкирмень Андрея Дашина.
Большую часть средств на строительство храма пожертвовал помещик д. Макаровка А.А. Де-Ларю, он же возглавил и строительный комитет. На храм также жертвовали: архиепископ Казанский и Свияжский Владимир, священник И. Кронштадский. Автор проекта - Ф.Д. Малиновский.
Размеры храма невелики. Композиционно-планировочная структура храма симметрична, в плане крестообразна. Центральный объем - четверик с массивным, круглым барабаном и круглой главкой. Со всех сторон ядро храма обстроено небольшими прямоугольными объемами меньшей высоты. Апсида пятигранная. Трапезная в два спаренных окна, развивается к западу глухими стенками с прорезанным в торце прямоугольным проемом входа. Фасады храма пышно декорированы: фигурные фризы, арочные окна, обрамленные опоясанными полуколонками и увенчанные архивольтами, подоконные нишки с поребриком, аркатурные пояски, пояса из арочных кокошников под главами (на барабанах).
Маршрут 5: Этно-краеведческий музей при МБОУ «Ташкирменская ООШ».
В этно-краеведческом музее при МБОУ «Ташкирменская ООШ» собраны такие экспозиций, как: «История кряшен», «Одежда. Элементы одежды мужчин и женщин кряшен», «Быт кряшен», «Система образования у кряшен», «Топонимика села Ташкирмень», «Архитектурные и археологические памятники».
Значимой частью данного направления является изучение истории просвещения кряшен. Цель создания музея заключается в поиске данных по истории миссионерства Русской Православной Церкви, по истории педагогики и просвещения нерусского населения России, деятельности просветителя нерусских народов Н.И. Ильминского. Значение исследования проявляется в накоплении сведений по истории кряшен, принятии ими православия, возникновения алфавита, основанного на кириллице, самобытности их культуры и языка.
Также собраны и подготовлены материалы, которые и стали основой экскурсии по истории села, так называемый проект экскурсионной тропы, который стал лучшим на районном этапе Республиканского конкурса экскурсионных маршрутов «Ожерелье Татарстана», приуроченного к Всемирной студенческой универсиаде 2013 года.
В том числе в качестве дополнительных услуг и развлечений на базе отдыха будут предоставляться следующие (рис. 4):
Рыбалка.
Рыбалка - наиболее популярный вид отдыха в акватории Камы.
Две рыбы, изображенные на гербе Лаишева, символизируют издавна сложившийся в районе рыбный промысел. Обилие рыбы приносит и определенную природоохранную проблему: в районе много браконьеров, вылавливающих рыбу без лицензии. Задачу воспроизводства рыбных запасов решает Лаишевский рыбзавод: за год в инкубационном цехе Ташкирменского рыбоучастка производится 10 млн мальков сазана.
В Концепции базы отдыха предусмотрены различные варианты спортивной и любительской ловли:
• поездки по маршруту;
• рыбалка со специальным снаряжением и инструктированием;
• зимняя рыбалка;
• рыбалка с приготовлением ухи;
• рыбалка с изучением видового состава рыб;
• для детей с родителями специальная программа «Поймай и отпусти рыбку».
На базе можно организовать различные состязания по рыбной ловле с приглашением экспертов-ихтиологов из Казанского (Приволжского) федерального университета, Института озерного и речного рыбного хозяйства (г. Казань).
Охота.
Охота - один из самых древних и красивых способов показать себе и окружающим свою силу, ловкость и смелость. Недаром несколько столетий назад именно охотники были одними из самых почитаемых людей в селеньях. Сегодня многое изменилось, и
ИСТОЧНИКИ ДОХОДА ТУРИСТИЧЕСКОЙ БАЗЫ
Рисунок 4. Источники дохо да туристической базы Источник: разработано авторами.
охота приобрел а скорее роль розвлечения, нежели способы добычи пропитания для своей семьи [9] (Kipriш, 2017).
Волжско-Камское охотхозяйство расположено в 60 километрах южнее г. Казани, у слияния рек Камы и Волги, на северном берегу Куйбышевск7го водохранилища, на площади 27,1 тысячи гектар, из них 7,366 тыс. га - водных. В угодьях обитают лось, кабан, заяц, лисица, хорь, куница, норка, тетерев,серая куропатка. Особенно много водоплавающей и боло7н ой дичи, являющейся основным объоктнм охоты.
3) Конные прогулки.
Конные прогулки отличаются неизменной популярностью, ведь верховая езда -это не просто веселое и активное занятие в свободное время, для многих это настоящая детская мечта. Сегодня прогулки на лошадях не являются роскошью и каждый может порадовать себя и близких.
4) Поход за грибами и ягодами.
Сезоном сбора ягод и грибов в местных лесах считается период с конца июня и до начала октября. Поэтому гостям, проживающим на нашей базе в эту пору, обязательно рекомендуется пару опушек, где можно найти много лисичек, белых грибов, маслят, груздей или подберезовиков. Из ягод, которые обязательно встречаются в лесу, будут: черника, брусника, клюква, калина и рябина. Июль в березовых рощах богат земляникой. Большая удаленность от городов отличает наши места чистой экологией, что является залогом того, что собранные ягоды и грибы не будут содержать в себе вредных веществ.
5) Трогательный зоопарк.
На территории административного дома будут размещены 3 ангара для разведения минизоопарка. Площадь 1 ангара составляет 18 кв. м, общая площадь будет составлять 54 кв. м.
6) Баня.
Русская баня представляет собой одноэтажный дом в древнерусском стиле - стены из массивных сосновых бревен отлично держат тепло и окружают посетителей неповторимым духом хвойной смолы и натуральной древесины, поля из сосновых досок приглушают звук шагов и создают атмосферу, способствующую полной релаксации.
7) Джиппинг.
Захватывающее дух путешествие на внедорожнике УАЗ по лесным дорогам, по окрестностям Волжско-Камского заповедника, берегам реки Меши и Камы, а также посещение исторических и архитектурных памятников. Данный вид отдыха в настоящее время особо популярен на юге страны [11] (Logvina, 2017).
8) Прокат техники.
Чтобы покататься на квадроцикле, годроцикле или снегоходе в Макаровке, необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, и залог в 3000 рублей.
На территории базы также будут размещены спортивные площадки. Детские площадки спроектированы таким образом, чтобы дети всегда оставались в поле зрения взрослых, также будут размещены на территории площадки для занятия волейболом, бадминтоном, футболом, а площадка для игры в пейнтбол. На окраине базы будет расположен небольшой горнолыжный спуск и веревочный парк.
Реклама объектов играет важнейшую роль при их продвижении. В настоящее время главным инструментом в этом вопросе являются интернет-ресурсы. По итогам исследования рекламных каналов конкурентов выяснилось, что не у всех арендных домов есть рекламная информация на интернет-ресурсах. Полагаем, что они специализируются на постоянных клиентах и не нуждаются в постоянном поиске новых арендаторов. Кроме того, постоянная ротация арендаторов повышает износ имущества, что отталкивает постоянных клиентов.
Собственно, чтобы соответствовать этим условиям, необходимо выполнить комплекс мероприятий [4] (Vetitnev et al., 2015).
Нужно иметь все необходимые страницы на сайте, нужно чтобы они были оптимизированы под поисковые системы, нужно чтобы кто-то занимался продвижением этих страниц в поисковых системах (SEO), нужно работать с социальными сетями -создавать группы, вести их, покупать рекламу в тематических сообществах, набирать аудиторию и пользоваться таргетинговой рекламой.
Нужно правильно назвать базу отдыха и присвоить его сайтам и страницам, чтобы чаще находили в поиске по социальной сети.
Второй сегмент аудитории это те, кого «догнали» сервисами ретаргетинга. Ретаргетинг - это повторное маркетинговое действие, а конкретнее - показ рекламы.
Настраивается обычно очень гибко, и можно, например, показать рекламное объявление тем, кто нажал на кнопку «забронировать», но не ввел никаких данных и не отправил форму. Это был явно целевой пользователь, и нужно заставить его вернуться обратно и все-таки забронировать. Такие рекламные объявления могут преследовать пользователя еще долго, причем везде: в результатах поисковых систем, в социальных сетях, на сайтах - партнерах контекстной сети.
Помимо новых технологий XXI века, также необходимо не забывать и о традиционных рекламных способах: раздача флаеров (например, с промо-акций) и визиток базы отдыха с подробным описанием всего объекта, размещение баннеров на близлежащей территории, на трассах, в районах, в городе и т.д.
Заключение
Научно-практической новизной данного исследования является разработка первого проекта комплексного туристического маршрута в юго-восточной части Лаишевского района путем строительства туристической базы. Особо стоит выделить вопросы в части развития индивидуальных доходных домов:
• определение потенциального объема спроса на аренду домов, с установлением структуры целевой группы;
• выявление приемлемых конструктивных решений, позволяющих снизить издержки при строительстве и эксплуатации;
• определение наиболее оптимальных архитектурно-планировочных решений, обеспечивающих наибольшую востребованность среди арендаторов;
• формирование перечня инфраструктурных элементов, удовлетворяющих интересы различных категорий арендаторов;
• разработка проектов точечной и комплексной застройки туристических зон индивидуальными доходными домами.
Надеемся, предложенный проект привлечет внимание государственных и муниципальных органов.
благодарности:
Выражаем искреннюю благодарность руководителю представительства Региональной ассоциации сельского туризма в Республике Татарстан Мухамадеевой Руфие Рафкатовне за консультации и экспертное мнение о сельском туризме. Также благодаря поддержке Маслехина Сергея Валидмировича, директора консалтинговой компании «Верное решение», были уточнены показатели бизнес-плана, необходимые для достижения эффективности инвестиционного проекта строительства туристического комплекса.
источники:
1. Акчулпанов Ю.К. Теоретико-методологические аспекты оценки уровня развития
экономики региона // Вопросы инновационной экономики. - 2016. - № 1. - с. 3348. - doi: 10.18334/vinec.6.1.35351.
2. Антонян С.А., Переверзева А.А. Проблемы и перспективы развития внутреннего и
въездного туризма в России / // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ.
- 2017. - № 8. - с. 51-55.
3. Арсланова Г.Х. Роль индустрии туризма в экономике региона // Российское пред-
принимательство. - 2016. - № 8. - с. 1061-1070. - doi: 10.18334/rp.17.8.35121.
4. Ветитнев А.М., Романова Г.М., Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А. Изучение интернет-
продвижения услуг культурно-познавательного туризма Юга России // Российское предпринимательство. - 2015. - № 17. - с. 2899-2914. - doi: 10.18334/rp.16.17.1854.
5. Владыкина Ю.О., Розумная Н.В. Особенности формирования спроса на внутренний
туризм: опыт сибирских территорий // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - № 4(74). - с. 147-155.
6. Гареев И.Ф., Брюхова Е.В. Доходные дома в сегменте малоэтажного жилья: анализ
предложения и инвестиционная привлекательност // Российское предпринимательство. - 2016. - № 24. - с. 3667-3680. - doi: 10.18334/rp.17.24.37229.
7. Кабанова Е.Е., Егоршев И.А. Внутренний туризм: факторы привлекательности муни-
ципальных образований // Социальная политика и социология. - 2016. - № 5(118).
- с. 93-100. - doi: 10.17922/2071-3665-2016-15-5-93-100 .
8. Кязимов К.Г. Обучение и трудоустройство мигрантов как условие социально-эко-
номического развития трудодефицитных регионов // Миграция и социально-экономическое развитие. - 2016. - № 3. - с. 179-192. - doi: 10.18334/migration.1.3.38086.
9. Киприна Е.Н. Рекреационные потребности населения как фактор стратегического
планирования развития внутреннего туризма Тюменской области // Регионология.
- 2017. - № 2(99). - с. 262-278.
10. Леонидова Е.Г. Направления развития внутреннего туризма в регионе // Проблемы развития территории. - 2017. - № 4(90). - с. 67-78.
11. Логвина Е.В. К вопросу развития внутреннего туризма как перспективного направления в турбизнесе (на примере Республики Крым) // Курорты. Сервис. Туризм.
- 2017. - № 1-2(34-35). - с. 99-106.
12. Матяш С.А. Внутренний туризм в России: современное состояние и перспективы развития // Материалы Ивановских чтений. - 2016. - № 2. - с. 104-109.
13. Морозова И.А., Мысин М.Н. Влияние стратегического партнерства государственных вузов и бизнес-структур на уровень инвестиционной привлекательности региона // Государственно-частное партнерство. - 2015. - № 2. - с. 101-112. - doi: 10.18334/ppp.2.2.1861.
14. Нижегородцев Р.М., Ратнер С.В. Экологические стандарты в сфере туризма: про-
блемы внедрения (на примере Краснодарского края) // Российское предпринимательство. - 2015. - № 13. - с. 2101-2124. - doi: 10.18334/rp.16.13.507.
15. Отбоева С.Д. Влияние культурных предпочтений в развитии экологически ориентированного туризма на особо охраняемых природных территориях // Российское предпринимательство. - 2015. - № 2. - с. 3623-3628. - doi: 10.18334/rp.16.20.2007.
16. Пинигина Н.И. Развитие внутреннего туризма в Тюменской области // Синергия Наук. - 2017. - № 11. - с. 474-479.
17. Шамахов В.А., Каранатова Л.Г., Балашов А.И. Развитие внутреннего и въездного туризма в России как приоритетное стратегическое направление // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - № 4. - с. 143-154.
REFERENCES:
Akchulpanov Yu.K. (2016). Teoretiko-metodologicheskie aspekty otsenki urovnya razvitiya ekonomiki regiona[Theoretic and methodological aspects for evaluation of the development level of the regional economy].Russian Journal of Innovation Economics. 6 (1). 33-48. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.1.35351. Antonyan S.A., Pereverzeva A.A. (2017). Problemy i perspektivy razvitiya vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossii / [Problems and prospects for the development of domestic and inbound tourism in Russia].Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (8). 51-55. (in Russian). Arslanova G.Kh. (2016). Rol industrii turizma v ekonomike regiona [The role of tourism industry in the region's economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (8). 1061-1070. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.8.35121. Gareev I.F., Bryukhova E.V. (2016). Dokhodnye doma v segmente maloetazhnogo zhilya: analiz predlozheniya i investitsionnaya privlekatelnost [Commercial apartment buildings in the segment of low-rise residential buildings: supply analysis and investment attractiveness]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (24). 36673680. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37229. Kabanova E.E., Egorshev I.A. (2016). Vnutrenniy turizm: faktory privlekatelnosti munitsipalnyh obrazovaniy[Domestic tourism: factors of attractiveness of municipalities]. Social policy and sociology. 15 (5(118)). 93-100. (in Russian). doi: 10.17922/2071-3665-2016-15-5-93-100 . Kiprina E.N. (2017). Rekreatsionnye potrebnosti naseleniya kak faktor strategicheskogo planirovaniya razvitiya vnutrennego turizma Tyumenskoy oblasti [Recreational needs of the population as a factor in strategic planning for domestic tourism development in the tyumen region]. Regionologiya. 25 (2(99)). 262-278. (in Russian).
Kyazimov K.G. (2016). Obuchenie i trudoustroystvo migrantov kak uslovie sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya trudodefitsitnyh regionov [Training and employment of migrants as a condition for the socio-economic development of labor-deficit regions]. Migration and social development. 1 (3). 179-192. (in Russian). doi: 10.18334/migration.1.3.38086.
Leonidova E.G. (2017). Napravleniya razvitiya vnutrennego turizma v regione [Development directions for domestic tourism in the region]. Problems of Territory's Development. (4(90)). 67-78. (in Russian).
Logvina E.V. (2017). K voprosu razvitiya vnutrennego turizma kak perspektivnogo napravleniya v turbiznese (na primere Respubliki Krym) [On the issue of the development of domestic tourism as a promising area in tourism industry (by the example of the Republic of Crimea)]. Kurorty. Servis. Turizm. (1-2(34-35)). 99-106. (in Russian).
Matyash S.A. (2016). Vnutrenniy turizm v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Domestic tourism in Russia: current state and development prospects]. Materialy Ivanovskikh chteniy. (2). 104-109. (in Russian).
Morozova I.A., Mysin M.N. (2015). Vliyanie strategicheskogo partnerstva gosudarstvennyh vuzov i biznes-struktur na uroven investitsionnoy privlekatelnosti regiona [Impact of strategic partnership of state universities and business structures on the level of investment attractiveness of the region]. Journal of Public-Private Partnership. 2 (2). 101-112. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.2.2.1861.
Nizhegorodtsev R.M., Ratner S.V. (2015). Ekologicheskie standarty v sfere turizma: problemy vnedreniya (na primere Krasnodarskogo kraya) [Environmental standards in the tourism sector: problems of implementation (with the example of Krasnodar region)]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (13). 2101-2124. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.13.507.
Otboeva S.D. (2015). Vliyanie kulturnyh predpochteniy v razvitii ekologicheski orientirovannogo turizma na osobo okhranyaemyh prirodnyh territoriyakh [The impact of cultural preferences on the development of ecologically oriented tourism in specially protected natural areas]. Russian Journal of Entrepreneurship.16 (2). 3623-3628. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.20.2007.
Pinigina N.I. (2017). Razvitie vnutrennego turizma v Tyumenskoy oblasti [Development of domestic tourism in the Tyumen region]. Synergy of Sciences. (11). 474-479. (in Russian).
Shamakhov V.A., Karanatova L.G., Balashov A.I. (2017). Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossii kak prioritetnoe strategicheskoe napravlenie [Development of Domestic and Inbound Tourism in Russia as a priority strategic direction]. Central Russian Journal of Social Sciences. 12 (4). 143-154. (in Russian).
Vetitnev A.M., Romanova G.M., Serdyukova N.K., Serdyukov D.A. (2015). Izuchenie internet-prodvizheniya uslug kulturno-poznavatelnogo turizma Yuga Rossii [A study of web-promotion of the cultural and education tourism in the Southern Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (17). 2899-2914. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.17.1854.
Vladykina Yu.O., Rozumnaya N.V. (2017). Osobennosti formirovaniya sprosa na vnutrenniy turizm: opyt sibirskikh territoriy [Development features of demand for domestic tourism: the experience of siberian territories]. Service in Russia and abroad. 11 (4(74)). 147-155. (in Russian).