Иванова М.О.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия
Концепция непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Иванова М.О. Концепция непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 2. — С. 225-236. сЫ: 10.18334/се.14.2.100543
О
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрена система подготовки специалистов для гражданской авиации, в которой обозначены как особенности подготовки авиационного .5 персонала, так и сопутствующего персонала, обеспечивающего функционирование отрасли в целом. Обосновано применение концепции непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации. Спецификой отрасли является необходимость регулярного прохождения обучающих программ для получения допуска к деятельности в определенной должности, а также жесткая регламентация образовательных программ. Показаны значимость системы дополнительного профессионального образования, проблемы ее реализации и перспективы развития. Особое внимание уделено проблеме обеспечения и оценки качества подготовки специалистов для отрасли в системе непрерывного образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: непрерывное образование, подготовка специалистов, авиационный персонал
ФИНАНСИРОВАНИЕ:_
Работа выполнена в инициативном порядке.
ОБ АВТОРЕ_
Иванова Мария Олеговна, заведующая кафедрой истории и управления персоналом, кандидат экономических наук, доцент (¡уапоуа_то@ mail.ru)
КРЕАТИВНАР ЭКС II ЭМИ К А
Ivanova M.O.1
Oí rsi cn 10
1 St. Petersburg State University of Civil Aviation, Russia
rsi cn
The lifelong learning concept in the training system for the civil aviation specialists
CITE AS:
Ivanova M.O. (2020) Kontseptsiya nepreryvnogo obrazovaniya v sisteme podgot-ovki spetsialistov dlya grazhdanskoy aviatsii [The lifelong learning concept in the training system for the civil aviation specialists]. Kreativnaya ekonomika. 14. (2). — 225-236. doi: 10.18334/ce.14.2.100543
ABSTRACT:_
The article considers the training system for the civil aviation specialists. The system identifies the features of training of both aviation personnel and non-operational personnel that ensure the functioning of the industry as a whole. The application of the lifelong learning concept in the training system for the civil aviation specialists is justi-fied. The specifics of the industry are the need for regular training programs to obtain admission to work in a certain position, as well as strict regulation of educational programs. The importance of the system of additional professional education, problems of its implementation and development prospects are shown. Special attention is paid to the problem of ensuring and evaluating the quality of specialists training for the industry in the lifelong learning system.
KEYWORDS: lifelong learning, training of specialists, aviation personnel
JEL Classification: I21, I26, L93
Received: 14.01.2020 / Published: 28.02.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ivanova M.O. ( [email protected])
го ш
Введение
Одной из ключевых задач гражданской авиации является обеспечение безопасности, залогом которой выступают высокие квалификационные качества персонала. Человеческий фактор имеет ключевое значение в обеспечении безопасности функционирования воздушного транспорта [1] (Bogdanov, Ivanova, Petriy, 2015). В настоящее время остро встает вопрос об обеспеченности гражданской авиации квалифицированными специалистами как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе. Для покрытия потребности отрасли в персонале необходима подготовка специалистов в авиационных учебных заведениях и центрах, а также предоставление персоналу организаций воздушного транспорта возможности для развития, карьерного роста и смены вида деятельности в рамках отрасли.
В гражданской авиации используется труд специалистов авиационного персонала, имеющих особый статус в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, и включенных в перечень специалистов авиационного персонала, утвержденный приказом Минтранса России [2, 3], в соответствии с которым к ави- 8 ационному персоналу относят специалистов, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации (пилот, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), летчик-наблюдатель), специалистов, входящих в состав кабинного экипажа гражданской авиации; специалистов, осуществляющих управление воздушным движением, специалистов, осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов, специалистов, осуществляющих функции сотрудника по обеспечению полетов, специалистов по авиационной безопасности.
Как видно из приведенного перечня, специалисты авиационного персонала могут занимать ограниченный круг должностей в организациях воздушного транспорта. Специалисты данных организаций, не входящие в перечни специалистов авиационного персонала, к данной категории не относятся и к ним не применяются требования законодательства о необходимости наличия определенных авиационных свидетельств для допуска к деятельности.
Однако в организациях гражданской авиации широко используется труд специалистов разных сопутствующих профессий, которые имеют немаловажное значение в функционировании воздушного транспорта. К ним относятся специалисты как производственного, так и вспомогательного сектора, а также специалисты управленческого звена. По данным [4], специалисты авиационного персонала занимают порядка 15 % от занятых в отрасли сотрудников. Также следует отметить, что труд специалистов авиационного персонала в основном используется в авиакомпаниях, на авиапредприятиях и в центрах управления воздушным движением. В аэропортах, учебных центрах и органах, осуществляющих государственное регулирование авиационной деятельностью, специалисты авиационного персонала или не представлены вообще, или представлены в очень ограниченном составе из перечня: в основном это могут быть специалисты, осуществляющие функции сотрудника по обеспечению полетов. Весь остальной штатный состав данных организаций зани-
мает должности неавиационного персонала. Поэтому при рассмотрении системы подготовки специалистов для гражданской авиации следует рассматривать персонал, обеспечивающий функционирование отрасли в целом, а не только специалистов авиационного персонала.
Подготовка специалистов гражданской авиации должна осуществляться непрерывно на протяжении всей трудовой деятельности работника, это обусловлено необходимостью регулярного подтверждения профессиональной квалификации, $ приобретения новых и обновления имеющихся знаний и навыков, совершенствования профессионального мастерства. Непрерывной подготовке специалистов способствует многоуровневая система получения образования, а также системы переподготовки и повышения квалификации.
Цель настоящей работы: показать место концепции непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации.
Концепция непрерывного образования и ее применение в гражданской авиации
Концепция непрерывного образования — это современная система взглядов на получение образования, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Концепция непрерывного образования предполагает наличие возможности в любом возрасте продолжить образование с той позиции, где человек находится на данный момент. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное приращение творческого и трудового потенциала личности. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание [5] (Gorshkov, Klyucharev, 2011).
Применение концепции непрерывного образования для специалистов гражданской авиации обеспечивает отрасль персоналом нужной квалификации и мотива-ционными установками на профессиональное развитие и высокопроизводительную работу.
Развитие системы непрерывного образования направлено на поддержку компе-тентностного развития специалистов, на реализацию концепции развивающего и опережающего обучения, что особенно важно в гражданской авиации, так как это молодая отрасль народного хозяйства, в которой динамично меняется содержательная часть существующих профессий, регулярно появляются новые профессии и направления деятельности. Система непрерывности образования позволяет своевременно подготовить специалистов нужных профессий и уровней квалификации для отрасли [6] (Ivanova, 2015a).
В ряде случаев потребность в персонале в гражданской авиации приходится покрывать в сжатые сроки, и на подготовку с начального уровня нет необходимого
го ш
временного ресурса, поэтому подготовку по таким направлениям осуществляют в системе дополнительного профессионального образования специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее образование близкого профиля.
Также следует отметить, что в гражданской авиации велика роль от-раслевой идентичности, характеризующейся высокой приверженностью персонала авиационному сообществу, отождествлением себя с ним и желанием продолжать свою трудовую деятельность в отрасли [7] (Ivanova, 2015b). В условиях появления новых требований к должностям и изменения содержания трудовых функций по целому ряду авиационных профессий, система непрерывности образования дает возможность персоналу приобретать новые знания, умения и навыки или совершенствовать имеющиеся и оставаться востребованными специалистами в отраслевом сообществе.
Таким образом, можно отметить, что концепция непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации основана на принципах непрерывности, гибкости обучающих программ, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, отмиранием старых и появлением новых профессий в авиационной отрасли, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Специалист организаций воздушного транспорта должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию из разнообразных источников, чтобы решать возникающие в процессе трудовой деятельности проблемы, постоянно приобретать дополнительные знания.
В последние годы наблюдается повышенный интерес к получению авиационных профессий, однако не следует забывать, что одной из особен-ностей подготовки авиационного персонала является ее высокая стоимость [6] (Ivanova, 2015a). Кроме того, существуют определенные ограничения для получения ряда авиационных профессий (пилоты, диспетчеры управления воздушным движением и др.) в части состояния здоровья человека, что опосредованно влияет на предельный возраст получения этих профессий [8]. Таким образом, есть ряд ограничений для возможности получения авиационного образования определенных профилей, что накладывает повышенные требования к профориентационной работе и выбору первичной профессии. Например, получив в молодом возрасте профессию пилота, в дальнейшем сохраняется возможность профессиональной переподготовки в случае невозможности продолжать трудовую деятельность по данной профессии в силу ряда причин (ухудшение состояния здоровья, насыщенность рынка труда, ликвидация рабочих мест и др.). Однако начав свою профессиональную деятельность с сопутствующих профессий в гражданской авиации (например, в области транспортной логистики, транспортной безопасности и т.п.), пройти переподготовку на авиационные профессии (пилот, диспетчер управления воздушным движением) с годами становится затруднительно, во-первых, из-за необходимости полностью возмещать затраты на получение второго обра-зования в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, во-вторых, в связи с жесткими требо-
at гм cn vo
in in
ваниями к состоянию здоровья абитуриентов при прохождении ВЛЭК (врачебной летной экспертной комиссии).
То есть для реализации отдельных траекторий непрерывного образования в области гражданской авиации существуют фундаментальные ограничения. Однако ^ переход на многоуровневую систему высшего образования предоставил дополнительные возможности для развития персонала организаций воздушного транспорта. Многоуровневая система предполагает возможность образовательной траектории, включающей три уровня высшего образования: 1) бакалавриат, 2) специалитет или магистратура, 3) аспирантура [9]. Таким образом, у персонала организаций воздушного транспорта появилась возможность смены профиля подготовки при переходе на другой уровень высшего образования.
В организациях воздушного транспорта трудятся сотрудники, имеющие не только профильное авиационное образование, но и другие базовые специальности или направления подготовки. Однако зачастую работодате-ли в своих локальных нормативных актах или профессиональные стандарты для ряда специалистов выдвигают требования о наличии профильного авиационного образования, для получения которого возможны две образовательные траектории: получение второго высшего образования уровня бакалавриата, а также получение второго уровня высшего образования — магистратуры. Программы бакалавриата рассчитаны на подготовку специалистов, занимающих рядовые позиции в системе управления организацией (6-й квалификационный уровень по профессиональным стандартам). Программы магистратуры соответствуют 7-му квалификационному уровню и рассчитаны на подготовку специалистов руководящего звена. Программы магистратуры по авиационным направлениям разработаны с ориентацией на международные программы MBA. В магистратуре возможно обучение по двум направлениям подготовки: «Аэронавигация» и «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов».
Также следует отметить важное значение дополнительного профессионального образования в гражданской авиации, программы которого регулярно осваивают как специалисты авиационного персонала, так и специалисты сопутствующих профессий. Таким образом, несмотря на некоторые ограничения, в отрасли существуют возможности для продолжения профессионального образования, подготовки и развития, а в случае необходимости, смены рода деятельности на протяжении всей трудовой жизни сотрудников.
Система непрерывного образования не только позволяет обучать персонал и подготавливать его к меняющимся условиям и новым профессиональным и личностным требованиям, но и участвует в формировании морального облика специалистов [5] (Gorshkov, Klyucharev, 2011). Посредством различных образовательных организаций и центров обеспечивается взаимодействие обучающихся как с преподавателями, так и с коллегами, при прохождении обучения сотрудники знакомятся также с отраслевыми традициями, легендами, лексикой, символикой, а также кор-
поративной культурой различных организаций воздушного транспорта. В рамках обучающих программ закладываются основы поведения в ходе выполнения своих должностных обязанностей, формируется профессиональная мотивация, а также мотивация на обеспечение безопасности.
Система подготовки специалистов для гражданской авиации
В Российской Федерации подготовка специалистов для отрасли жестко регламентирована в отношении в первую очередь авиационного персонала.
Так, подготовка авиационного персонала должна осуществляться с учетом требований следующих нормативных актов [2, 9, 10]:
1) Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. №60-ФЗ, с изменениями;
2) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, с изменениями;
3) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, с измене-
го
ниями.
Система профессиональной подготовки авиационного персонала представлена на схеме (рис.).
>ч
Е о с о
и
ш >
Рисунок. Система профессиональной подготовки авиационного персонала Источник: по материалам доклада Бахтина А.В. [11].
at гм cn vo
cn
CTI
in in
Однако, как было показано выше, в отрасли используется труд преимущественно (порядка 85 %) специалистов, не входящих в число лиц, относящихся к категориям специалистов авиационного персонала [4]. Поэтому целесообразно рассмотреть систему подготовки более широко, с учетом возможного обеспечения отрасли необходимыми специалистами различных профилей.
Система подготовки специалистов для гражданской авиации предусматривает реализацию следующих образовательных программ [2]:
1) основных программ профессионального обучения;
2) образовательных программ среднего профессионального образования и образовательных программ высшего образования;
3) дополнительных профессиональных программ.
В Российской Федерации подготовку специалистов для гражданской авиации по различным направлениям подготовки, но с учетом отраслевой специфики, осуществляют в трех вертикально-интегрированных учебных комплексах, включающих высшие и средние учебные заведения гражданской авиации: Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище. Средние учебные заведения (колледжи и училища) являются структурными подразделениями перечисленных высших учебных заведений [12].
Дополнительные профессиональные программы для авиационного персонала реализуют авиационные учебные центры, аккредитованные Федеральным агентством воздушного транспорта [13], а для других специалистов гражданской авиации, не входящих в категорию специалистов авиационного персонала, кроме авиационных учебных центров, подготовка может осуществляться в различных государственных и негосударственных учебных центрах дополнительного профессионального образования.
Подготовка специалистов в учебных заведениях гражданской авиации ведется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предполагает формирование у обучающихся большого количества общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Также федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают объем образовательных программ и срок получения образования.
Непрерывное образование предполагает многоуровневость образовательных программ и их модульный характер. В учебных заведениях гражданской авиации реализуются программы среднего профессионального образования, программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры, а также программы подготовки научных кадров в аспирантуре. Характерным свойством программ более высокого уровня является преемственность. Кроме того, во всех учебных комплексах предусмотрена реализация программ дополнительного профес-сионального образования.
Наиболее часто встречающейся траекторией подготовки специалистов для гражданской авиации является освоение ими прикладных программ в учебных
центрах, например, программ по авиационной безопасности, транспортной безопасности, безопасности полетов, перевозки опасных грузов и др., по результатам освоения которых специалисты получают соответствующие свидетельства. Для ряда программ существует установленная периодичность прохождения, без соблюдения которой специалист не получит допуск к осуществлению профессиональной деятельности [8].
Кроме того, совершенствовать свое мастерство и подготовку персонал может непосредственно на производстве с помощью таких методов и подходов, как инструктажи, тренинги, семинары, система наставничества, корпоративные учебные программы и др., что не противоречит концепции непрерывного образования, а дополняет ее, показывает ее многогранность и возможность неформального применения.
При любом варианте требуется обеспечение высокого качества подготовки специалистов отрасли, поскольку ошибки при организации учебного процесса, недостаточное усвоение учебного материала обучающимися и вытекающие из этого пробелы в знаниях, умениях и навыках порождают дополнительные риски и отрицательно влияют на обеспечение безопасности в отрасли.
При определении понятия «качество подготовки специалистов» можно выделить несколько основных направлений в работе учебного заведения, центра или подразделения:
- обеспечение качества содержания образования (наполнение программ модулями/дисциплинами);
- обеспечение качества результатов образования (например, средние баллы обучающихся по результатам государственной итоговой аттестации, востребованность специалистов на рынке труда);
- обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и воспитания);
- ориентация обучающих программ на обеспечение безопасности в отрасли, что является основным требованием для специалистов граждан-ской авиации и критерием их профессионализма, а также залогом формирования отраслевой идентичности.
ш >
Заключение
Поскольку в организациях гражданской авиации используется труд как специалистов авиационного персонала, так и специалистов других сопутствующих профессий, важно акцентировать внимание на широком подходе к подготовке специалистов для отрасли, который обеспечивает потребность в квалифицированных кадрах.
В ходе исследования было показано, что система подготовки специалистов для гражданской авиации вписывается в рамки концепции непрерывного образования. Однако был выявлен ряд ограничений по построению как деловой карьеры сотруд-
at гм cn vo
cn
CTI
in in
ников, так и по использованию образовательных траекторий для ряда авиационных профессий. Тем не менее показаны различные образовательные возможности для реализации концепции непрерывного образования в отрасли.
Можно сделать вывод, что для эффективной реализации система непрерывного образования должна обеспечивать соблюдение трех главных условий:
■ преемственность федеральных государственных образовательных стандартов и программ различных уровней образования;
■ возможность временного прекращения и возобновления обуче-ния, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
■ отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить обучение.
В ходе исследования были выявлены проблемные области при подготовке авиационного персонала, связанные с необходимостью регулярного прохождения обучающих программ для получения допуска к трудовой деятельности в определенной должности и жесткой регламентации образовательных программ нормативными актами различных отраслей права, что дает возможность охарактеризовать подготовку авиационного персонала как деятельность, имеющую межотраслевой характер.
К перспективам развития системы непрерывного образования в гражданской авиации относится работа над преемственностью федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня, а также оптимизация количества программ дополнительной профессиональной подготовки и их содержательной составляющей, поскольку в настоящее время не существует определенного систематизированного перечня программ дополнительной профессиональной подготовки для авиационного персонала, привязанного к конкретным должностям организаций воздушного транспорта. Также не существует исчерпывающего списка программ подготовки для специалистов гражданской авиации, не относящихся к категории авиационного персонала, что затрудняет применение системы непрерывного образования для специалистов отрасли и вносит дезориентацию при выборе программ подготовки, необходимых для освоения сотрудниками организаций воздушного транспорта.
Предложено оценивать качество подготовки авиационного персонала по ряду как традиционных, так и отраслевых критериев. Основным из которых является подготовка специалистов к обеспечению безопасности на воздушном транспорте, поскольку без соблюдения этого условия нет возможности говорить о подготовленности специалиста к работе в отрасли.
Одним из перспективных направлений в системе непрерывного образования персонала гражданской авиации представляется развитие системы дополнитель-
ного профессионального образования, обеспечивающего не только возможность подготовки специалистов к работе в конкретной должности, но и возможность смены рода деятельности и ротации внутри организации.
В результате исследования была показана необходимость использования системы непрерывного образования для специалистов гражданской авиации, которая позволит повысить их конкурентоспособность и трудовой потенциал, а также обеспечит отрасль персоналом требуемого количества и качества. ■
и права: материалы IX международной научно-практической конференции. — Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. — С. 20-24.
ИСТОЧНИКИ:
1. Богданов В.Г., Иванова М.О., Петрий Н.А. Проблемы формирования профессиональной мотивации в области подготовки авиационного персонала. / Мировая Е наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии
О
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/
3. Приказ Минтранса России от 04.08.2015 № 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации».
4. Мирошниченко А. Человеческий капитал в цифровую эпоху: стратегические подходы к проблеме повышения производительности труда // доклад на XVI международном авиационном форуме «Крылья будущего», материалы с официального сайта кадрового агентства «Авиаперсонал» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aviapersonal.ru/hrkriliabudushego (дата обращения 10.10.2020).
5. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. — М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. — 232 c.
6. Иванова М.О. Маркетинг авиационного персонала / Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве и бизнесе: сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза: издательство ПГАУ, 2015. — С. 19-23.
7. Иванова М.О. Формирование корпоративной идентичности при подготовке авиационного персонала, глава в «Государство, право, общество: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография / Под общ. ред. Н.Б. Барановой, А.А. Грачева / МНИЦ ПГСХА. — Пенза: РИО ПГСХ, 2015. — 112 c.
8. Приказ Минтранса РФ от 14 апреля 2010 г. № 93 «Об утверждении Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, с изменениями. Бахтин А.В. О развитии отраслевой системы подготовки специалистов авиа-ци-онного персонала в области управления безопасностью полётов // Материалы 41-го заседания Клуба командиров авиапроизводства России. [Электронный ресурс] Aviation Explorer Содружество авиационных экспертов. Режим доступа: https://www.aex.ru/docs/4/2014/10/13/2133/ (дата обращения 10.01.2020). Тимофеев В.В. Подготовка кадров в структуре образовательных организаций гражданской авиации // доклад на 2-й Национальной выставке инфраструктуры аэропортов и ГА NAIS&CA-2015, 10.02.2015 г. [Электронный ресурс] Aviation Explorer Содружество авиационных экспертов. Режим доступа: https://www.aex. ru/docs/9/2015/2/11/2185/print/ (дата обращения 10.01.2020). Федеральное агентство воздушного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.favt.ru/ (дата обращения: 01.03.2019).
REFERENCES:
Bogdanov V.G., Ivanova M.O., Petriy N.A. (2015). Problemy formirovaniya profes-sionalnoy motivatsii v oblasti podgotovki aviatsionnogo personala [Problems of formation of professional motivation in the field of aviation personnel training] Saratov. (in Russian).
Gorshkov M.K., Klyucharev G.A. (2011). Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste moder-nizatsii [Lifelong learning in the context of modernization] (in Russian).
Ivanova M.O. (2015a). Formirovanie korporativnoy identichnosti pri podgotovke aviatsionnogo personala, glava v "Gosudarstvo, pravo, obshchestvo: proshloe, nas-toyashchee, budushchee [The formation of corporate identity in the preparation of the aviation personnel, Chapter in "State, law, society: past, present, future"] (in Russian).
Ivanova M.O. (2015b). Marketing aviatsionnogo personala [Marketing of aviation personnel] (in Russian).
Oi
гм cn ю
cn
CTI
10. 11.
in in
12.
13.