СТАТЬИ СТУДЕНТОВ
КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ
А. Залежна
Об истоках непрерывного образования. В докладе Форе говорится: «За прошедшие десять лет идея непрерывного образования, наконец, достигла определённого состояния. Однако было бы иллюзией считать её нашим открытием. Высокая значимость непрерывности образовательного процесса не нова».
Авторы доклада констатируют, например, что ещё в прошлом образование было многоэтапным и непрерывным по своей природе. Непрерывность была характерна и для образования в древней Персии, где считалось, что «люди активны до начала старости». Такое же большое значение придавалось ему и в исламском образовании: «согласно нашей вере, в процессе учёбы человек совершенствуется. Ислам был одним из первых учений, высоко ценивших идею непрерывного образования и поощрявших мусульман учиться от колыбели до смерти. Ислам велел всем мужчинам, женщинам и детям учиться, чтобы затем добровольно обучать других» (Дж. Лоу). Многие авторы в области образования указывали на то, что термин «непрерывное образование» стар, как история человечества. Это утверждает и Дж. Лоу: концепция «учиться, чтобы быть» была провозглашена более чем 2,5 тысячи лет назад Гесиодом, который считал, что «образование помогает людям научиться быть теми, кем они могут стать». Дж. Р. Кидд, придерживающийся такого же мнения, начинает свой ответ на международную анкету «Непрерывное образование - теория и практика» следующим образом: «Данный термин не нов, а стар, как само человечество, но прежде к нему никогда не относились серьёзно». Обычно считается, что предтечей непрерывного образования является Я. А. Коменский. В его аналитическом исследовании можно найти не только размышление о термине «непрерывность образовательного процесса» и веру в обучение взрослых и в их способность к саморазвитию, но и, что усиленно подчёркивают современные специалисты по непрерывному образованию, убеждение в необходимости послешкольного образования. Можно встретить мнение о том, что Я. А. Коменский даже развил идею непрерывного образования, выдвинутую философами древности.
Все упомянутые выше мнения доказывают то, что искать происхождение термина «непрерывное образование» следует в самых старых исторических эпохах, начиная с древнегреческих и китайских философов и заканчивая представителями эпохи Просвещения.
Для воплощения в жизнь многовековых требований философов, политиков и учителей о непрерывном образовании должны создаться соответствующие социальные и экономические условия. Этот было возможно в XIX в. -времени промышленной революции, общедоступного единого образования и широкого развития образования взрослых. Таким образом, современная кон-
292
цепция непрерывного образования берёт своё начало в XIX в., и она неотделима от развития образования для взрослых.
Международные традиции непрерывного образования. Из старых робких суждений выросла теоретическая система, ставшая популярной в педагогической среде. Многие педагогические центры и учреждения пробуют осуществить эту идею на практике. Всё больше стран обращается к распространению непрерывного образования, издают специальные законопроекты. Одним из первых авторов, обратившихся к проблематике непрерывного образования, был Роберт Дж. Кидд. Он был председателем II Международной конференции по обучению взрослых, проходившей в Монреале в 1960 г. На конференции был сформулирован принцип непрерывного образования для взрослых. Кидд стал автором интересного взгляда на непрерывное образование: он различал перпендикулярное, горизонтальное и внутреннее или глубинное образование.
В изучении проблемы непрерывного образования активно участвовала Организация экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), которая организовывала конференции, семинары, исследования и публикации в данной области. Самое важное предложение ОЭСР по непрерывному образованию опубликовано в 1996 г. в сборнике «Непрерывное образование для всех», в который вошли материалы четырёх министерств образования стран - участниц конференции (Париж, 16-17 января 1996 г.). Европейский союз объявил 1996 г. «Годом непрерывного образования в Европе». Данное решение стимулировало изучение проблем непрерывного образования и вошло в так называемую «Белую книгу» - «Преподавание и учёба. На пути к образованному обществу». В ней сформулировано пять основных образовательных целей и ключевые проблемы образования, среди которых предложение ввести непрерывное образование в школах и профессиональнотехнических заведениях, а также проводить обучение в учреждениях и в других местах работы. В книге «Преподавание и учёба» ещё нет указаний на проблемы непрерывного образования, но в нём имеется раздел «На пути к образованному обществу», в котором доказывается, что главная цель проведённых исследований - это реализация непрерывного образования. Это следует из трёх факторов, изменивших сегодняшний мир - международная торговля, становление информационного общества, непрерывный прогресс науки и техники.
Тенденции развития и условия непрерывного образования в Польше. Социологические и психологические исследования показывают слабую подготовку людей к крупным социальным изменениям в обществе. Образование для будущего, концепция непрерывного образования и идея «общества знаний» создают манящий образ образования в настоящем и будущем.
В подготовленном для Министерства просвещения и спорта отчёте «Непрерывное образование и модернизация обучения взрослых в Польше как неотъемлемая часть непрерывного образования» представлен анализ и оценка международного политического и национального опыта. В «Стратегии непрерывного образования на период до 2012 года», подготовленной Министерством просвещения и спорта, представлены условия непрерывного обра-
293
зования, стратегические цели, шесть приоритетов и финансовые возможности. Приоритетами непрерывного образования в перспективе являются: (1) повышение доступности образования, (2) увеличение его качества, (3) сотрудничество и партнёрство, (4) увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, (5) создание информации о непрерывном образовании, (6) освещение роли и значения непрерывного образования. Эти приоритеты должны, несомненно, привести к построению общества, в основе которого лежат знания. Авторы отчёта по предложенной Организацией Объединённых Наций программе развития «Польша на пути к глобальному информационному обществу» обращают внимание, что сегодняшняя система образования не способна удовлетворительно заполнить эти пробелы. Поэтому для создания экономики, в основе которой лежат знания, общество должно быть инновационным, непредубеждённым, понимающим правила сегодняшней конкуренции и роль нового правительства. А для этого ему необходимо организовать эффективную систему обучения и непрерывного образования. Человеческий капитал является ключевым фактором развития и богатством наций.
Текущие проблемы непрерывного образования и предложения по изменению направлений. Одна из главных претензий к концепции непрерывного образования состоит в несоответствии ясному и последовательному системному определению, позволяющему использовать его для объяснения и развития его теоретической основы. Некоторые исследователи считают, что термину «образование» следует дать определение. Неясное и неприемлемое, оно представляется отличающим образование от других способов обучения, и в то же время служащим плохой основой для теории, которой следует (по определению) объединить все способы обучения на всех этапах человеческой жизни. Суть вопроса состоит не в дифференциации различных типов образования, а в анализе путей использования всех образовательных возможностей для развития не только одного человека, но и всего общества. Но для данного теоретического подхода требуется не углубление определения термина «образование», а теория развития общества. Отсутствие разграничения между различными видами и областями знания приводит к слишком высокому сосредоточению на процессе индивидуального образования вне его социального контекста.
Институционализация может оказаться опасной для эффективного непрерывного образования. Поскольку образование становится массовым явлением, необходимо создавать структуру по обучению её активистов, создавать информационную структуру, принимать и продвигать использующих её людей, создать структуру управления. В таком случае неизбежной становится постепенная институционализация, при которой растущая инерция противопоставляется динамике непрерывного образования. Помимо этого, имеется еще одна опасность: учреждения будут более полезными для тех лиц и социальных групп, образовательные потребности которых находятся на высоком уровне, что углубит уже существующие различия. Данная проблема поднимается многими исследователями, а ответ на тезис об опасности «растущего разрыва в знаниях» ещё предстоит найти.
294
Список литературы
1. Banach Czestaw, Edukacja ustawiczna wobec transformacji ustrojowej i prognozy rozwoju Polski, [w:] Magdalena Pakuta, Anna Dudak (red.), Edukacja ustawiczna dorostych w europejskiej przestrzeni ksztatcenia z perspektywy polskich doswiadczen, Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Sktodowskiej , Lublin 2009.
2. Cieslak Andrzej, Rozwoj teorii i praktyki ksztatcenia ustawicznego, WSiP, Warszawa, 1981.
3. Koptas Grazyna, Edukacja ustawiczna. Koncepcje i rozwoj, PWN, Warszawa- todz, 1990.
4. Krawcewicz Stanistaw, Ksztatcenie ustawiczne nauczycieli, Nasza Ksi^garnia, Warszawa, 1979.
5. Potturzycki Jozef, Edukacja ustawiczna w uj^ciu Roberta Kidda, Jacquesa Delorsa i polskiej strategii z 2003 roku, [w:] Stefan M. Kwiatkowski (red.), Edukacja ustawiczna. Wymiar teoretyczny i praktyczny, IBE i ITE, Warszawa-Radom, 2008.
Работа написана под руководством Евы Кула, доктора философии
295