СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 821.512.141
Г.Н. Гареева
д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа
gareevagulfíra@mail. ги
КОНЦЕПЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭЗИИ МУСТАЯ КАРИМА
Аннотация
Лирический герой в многочисленных стихотворениях и поэмах Мустая Карима предстает человеком большого сердца, с богатым духовным миром, высоким уровнем интеллектуальности, вмещающего в себе любовь к Родине, к людям, к родной земле, природе.
Ключевые слова
лирический герой, духовный мир, нравственный идеал, поэтические краски, лейтмотив, образность.
Во всем творчестве Народного поэта Башкортостана, Героя Социалистического Труда Мустафы Сафича Каримова - Мустая Карима во главу угла ставятся общечеловеческие проблемы мира и добра, социальной справедливости, совести, человеческого счастья.
Лирический герой в поэзии М. Карима - это человек с богатым духовным миром, высоким уровнем интеллектуальности. Одну из первых послевоенных поэтических сборников Мустай Карим назвал «Возвращение» (1947). В нем поэт-фронтовик, герой- освободитель страны и всей Европы от ига фашизма, с радостью возвещал о своем возвращении на Родину, к любимой, к песне, по которым стосковался, о восстановлении мира на земле и о счастье, вернувшемся в людские сердца. Молодой поэт в этих произведениях стремится осмыслить философскую сущность и подлинную красоту жизни, и извечные проблемы, такие, как счастье, смысл и цель жизни, любовь и честь, природа и человек, которые становятся лейтмотивом его поэзии, освещаются с высот духовно-нравственного идеала. Лирический герой Мустая Карима предстает человеком большого сердца, вмещающего в себя любовь к Родине, к людям. В любовных стихах, таких, как «Светлая ночь», «Всегда тревожно и смело», «Ты опять покидаешь меня...», «Белый пароход на Белой», «Делишь ты судьбу со мною», «Нет разлуки» и др. не только отражаются душевные переживания лирического героя, они воссоздают также и образ возвышенной творческой натуры и живого, неутомимого темперамента автора.
Для Мустая Карима природа - не просто источник вдохновения и поэтических красок, это целый многоцветный яркий мир. Следует подчеркнуть, что особенно картины весенней природы проходят через все творчество поэта, обретая глубокий смысл. Во всей поэзии Мустая Карима можно обнаружить все звуки и краски многоцветного весеннего звона. В стихотворении «Ляйсан» ( в переводе означает первый весенний дождь), рисующем прекрасную картину обновляющейся природы, весенний теплый дождь поднят поэтом до символического образа мирного ляйсана, призванного смыть с лица земли следы войны.
Поэт в лирических произведениях свой долг видит в зажигании в человеческих сердцах надежды, отваги, мужества, в утирании слез из людских глаз, в стирании недоверия, сомнений, отчаяния в душах людей, в пробуждении в них угасших чувств. Лирический герой М.Карима суров, как мужчины, ставшие опорой для страны в трудные годины, в то же самое время этот герой и нежен, словно влюбленный всей душой юноша. Он очень часто разделяет боль, переживания, утраты окружающих его людей. Но у поэта случаются и счастливые мгновения: "В доме поэта случилось знаменательное событие: старик забыл свою палку, на которую он опирался, когда шел сюда". Даруя людям праздник, душевную теплоту, внимание и участие, поэт сам остается всегда в объятии беспокойных дум и тревог. В стихотворении "Горы" поэт сравнивает горы с людьми - чем выше горы, тем тяжелее их судьба.
Поэт в лирических произведениях свой долг видит в зажигании в человеческих сердцах надежды, отваги, мужества, в утирании слез из людских глаз, в стирании недоверия, сомнений, отчаяния в душах
-( зз )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
людей, в пробуждении в них угасших чувств. Лирический герой М.Карима суров, как мужчины, ставшие опорой для страны в трудные годины, в то же самое время этот герой и нежен, словно влюбленный всей душой юноша. Он очень часто разделяет боль, переживания, утраты окружающих его людей. Но у поэта случаются и счастливые мгновения: "В доме поэта случилось знаменательное событие: старик забыл свою палку, на которую он опирался, когда шел сюда". Даруя людям праздник, душевную теплоту, внимание и участие, поэт сам остается всегда в объятии беспокойных дум и тревог. В стихотворении "Горы" поэт сравнивает горы с людьми - чем выше горы, тем тяжелее их судьба.
В поэтических произведениях М. Карима мысли и чувства человека неразделимы от родной природы. В стихотворении «Третий день идет снег» природа вместе с героем испытывает боль от полученных ран. В поэме "Черные воды" земля с возгласом: " Не уходите!" прилипает к сапогам отступающего солдата. Солнце в кровавом зените захлебывается - земля, вода, леса и горы воссоединены в единое целое, они выступают вечной силой - мерилом, испытывающим человека на человечность, на духовную прочность, на гражданственность. Поэт в своих стихах и поэмах восхищается красотой и могуществом природы, сотворившей человека на земле.
В таких стихах из любовной лирики, как "Вьются белые вьюги" , "Увидеть бы ташкентские утра" , "Давай уедем, родная, из этого города" , "Реки разговаривают ночью" , "Хорошо, что я не гармонист" , "Кто то выходит из одиночества, а я вхожу в одиночество" , "Смотрю на осеннюю реку Дим" передана целая гамма противоборствующих чувств, переживаний, воссоздан сложный, богатый духовный мир лирического героя, радость и печаль, тоска и надежда, горечь утрат и счастье тесно всплетены в них в одно естественное целое.
У М.Карима очень часто при изображении человеческой жизни, его поступков, поведения, наблюдается параллельное расположение многобразных явлений природы, различных психологических подтекстов, деталей, символики и др. для философского раскрытия сути бытия и вечности. Поэт всегда отдает предпочтение естественности, искренности, находит величие в этой простоте и восславляет ее. Список использованной литературы:
1. Ахмедьянов К.А. Композиция башкирских поэм. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1962. - 180 с.
2. Ахмедьянов К.А.Поэтическая образность (теоретические основы). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. - 152 с.
3. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2007. - 392 с.
4. Ахмедьянов К.А. Литературная критика. - Уфа: Китап, 2012.
5. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. - М.: Наука, 1991. - 140 с.
6. Хабиров А.Х. В стране поэзии. - Уфа: Китап, 2006. 178 с.
7. Хабиров А.Х. В пути: Поэтический обзор и творческие портреты. - Уфа: Китап, 2009. -190 с
8. Хусаинов Г.Б. Башкирское стихосложение. - Уфа: Гилем, 2003. - 480 с.
© Гареева Г.Н., 2018.
УДК 821.512.141
Г. Н. Гареева
д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа
gareevagulfíra@mail. ги
ОДНОЛИНЕЙНЫЙ И МНОГОЛИНЕЙНЫЙ ТИПЫ СЮЖЕТА В БАШКИРСКИХ РОМАНАХ И
ПОВЕСТЯХ 1950-1960-Х ГОДОВ
Аннотация
В башкирских романах и повестях середины ХХ века применялись различные приемы и способы