РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-171-175 УДК 821.161.1.09(470)"20"
Костылева Ирина Александровна
кандидат филологических наук, доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
irakostyleva@yandex.ru
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.М. ШУКШИНА В РОМАНЕ-БИОГРАФИИ А. ВАРЛАМОВА «ШУКШИН»
В статье рассматривается концепция личности В.М. Шукшина в романе-биографии А. Варламова в контексте традиции этого жанра в русской литературе, сформированного в творчестве Б. Зайцева, В. Ходасевича, Н. Берберовой и др. Целью исследования является анализ характерных типологических принципов жанра в художественном мире современного писателя и литературоведа А. Варламова. Предмет изучения - репрезентация концептуальных составляющих личности В. Шукшина в жанре романа-биографии. Основное внимание уделяется теме драматической судьбы В. Шукшина, мотивам противостояния писателя современной ему власти. Анализируется авторский вариант «прочтения» личности В.М. Шукшина, несколько отличающийся от хрестоматийного. В результате исследования получены выводы о специфике развития жанра романа-биографии в творчестве А. Варламова, об авторском методе художественного исследования биографии писателя в системе «кода судьбы» русского человека, основных мотивов его жизнеописания.
Ключевые слова: А. Варламов, В.М. Шукшин, роман-биография, мотив, документ, Гамлет, блудный сын.
В русской литературе конца XX - начала XXI вв. большую популярность стал приобретать жанр романа-биографии, имеющий глубокие корни в мировой и отечественной культуре [5]. Этот жанр получил широкое распространение в европейской литературе в творчестве А. Моруа, Р. Роллана, С. Цвейга и др. В русской прозе к подобному жанру в первой половине XX века обратились Ю.Н. Тынянов («Кюхля», 1925; «Смерть Вазир-Мухтара», 1928), В.Ф. Хода -севич («Державин», 1931), Б.К. Зайцев («Жизнь Тургенева», 1932; «Жуковский», 1951; «Чехов», 1954), М.А. Булгаков («Жизнь господина де Мольера», 1933), Н.Н. Берберова («Чайковский. История одинокой жизни», 1936). Интерес к жанру художественной биографии был не случаен, он отразил глобальные тенденции европейской и отечественной литературы ХХ века, ее интерес к психологии и судьбе выдающейся личности.
В своем исследовании «Борис Зайцев и его бел-летризованные биографии» А. Шиляева выделила наиболее характерные черты данного жанра: синтез познавательных и эстетических целей, опору на тщательно подобранные и объективно интерпретированные документы, отсутствие вымысла и в то же время право на личное видение героя, воссоздание его психологического облика, духовного мира, хронологический порядок изложения [9]. Главный герой творческой биографии - это, в некоторой степени, литературный персонаж, наделенный характерной внешностью и речью, достоверными и мотивированными чувствами, уникальной судьбой, связью с эпохой. Важнейшей проблемой для создателя романа-биографии становится проблема отбора фактов и их интерпретация. В этом данный жанр свободен и в то же время уязвим: нон-фикшн диктует жесткие законы, но автор романов-биографий не является бесстрастным хроникером; он вправе выражать собственные чувства, давать
оценку изображаемому, создавать авторскую концепцию биографии знаменитого персонажа.
За последние годы в отечественной литературе появилось немало подобных произведений: «Горький» П. Басинского (2005), «Пастернак» Д. Быкова (2005), «Александр Солженицын» Л. Сарас-киной (2008), «Леонид Леонов. Игра его была огромна» З. Прилепина (2010) и др. К этому жанру в начале ХХ1 века обратился и А. Варламов, создав серию романов-биографий о М. Пришвине, А. Грине, А.Н. Толстом, М.А. Булгакове, А. Платонове, В. Шукшине. Не случайно премия А. И. Солженицына (2006 г.) была вручена ему за «тонкое иссле-живание в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире; за осмысление путей литературы ХХ века в жанре писательских биографий» [6].
Актуальность и новизна данного исследования определяется необходимостью осмысления некоторых важных тенденций новейшей литературы, в частности, жанра романа-биографии с учетом генезиса и типологии жанра. Цель статьи заключается в стремлении рассмотреть предложенную А. Варламовым современную концепцию личности В. Шукшина в контексте указанного жанра, его характерных, наиболее репрезентативных принципов.
По словам А. Варламова, жанр литературной биографии ему очень близок в связи с личным интересом к истории, закономерности и случайности которой наиболее отчетливо проявляются в жизни и судьбе выдающихся личностей. Идеальными для писателя с точки зрения поэтики биографического жанра являются книги В. Ходасевича о Державине и Б. Зайцева о Жуковском, Тургеневе и Чехове. А. Варламов традиционно соединяет в своих романах-жизнеописаниях черты документального исследования и художественного произведения, пытаясь понять смысл судьбы своих героев, их связь с эпохой. В то же время у него свой почерк,
© Костылева И.А., 2019
Вестник КГУ № 2. 2019
171
отличный от предшественников жанра. Например, в противовес беллетризованным лирическим биографиям Б. Зайцева, его произведениям, как правило, свойственна иная поэтика и стилистика, где преобладает не поэзия образа и стремление выразить «невыразимое» в духе импрессионизма и символизма, а глубокий социальный и философский анализ, объективная характеристика эпохи, профессиональный взгляд исследователя-филолога.
А. Варламову важен лейтмотив жизни каждого из писателей, некий «код судьбы». Жанр романа-биографии помогает ему понять, как складываются человеческие судьбы, какую роль играет Божий Промысел в судьбе писателя, свободен ли он в своем жизненном выборе или всецело зависит от предопределения. При этом автору важно оценить не только степень свободы творческой личности, но и ее роль в обществе. А. Варламов утверждает, что большой интерес современного писателя и читателя к романам-биографиям вызван «тоской по большому стилю», отсутствию социально и философски значимых тем, крупных характеров, утраченных в отечественной литературе за последние годы [7].
Художественная ценность его произведений достигается благодаря стремлению раскрыть духовный мир героев, понять их психологию, мотивы действий, связь с эпохой, окружением. Герои книг А. Варламова - А.Н. Толстой, М.А. Булгаков,
A. Платонов и другие - не только предмет биографического, историко-литературного исследования, но и своего рода литературные персонажи, не менее, а порой и более интересные, чем вымышленные герои. Эти персонажи наделены яркой, иногда авантюрной биографией, незаурядной волей, независимостью и талантом. Как герои одного автора они типологически близки: в рамках тесного, почти документального повествования автор использует характерные приемы и мотивы своего стиля.
По словам автора, личность и творчество
B.М. Шукшина его всегда привлекали. Роман о Шукшине в творчестве А. Варламова - это переход к новому этапу в осмыслении истории и судьбы русской литературы ХХ века, в том числе и деревенской прозы, к которой сам А. Варламов был всегда близок. Как говорил писатель, в жизни Шукшина оказалось немало тайн и драматических событий: «В итоге Шукшин оказался для меня своеобразным эталоном русского человека ХХ века. Он вобрал в себя все бездны и все высоты своего времени. <...> И если надо показать восхождение русского человека во всей его полноте, то это ярче всего можно сделать на примере Василия Макаровича Шукшина. Космическая фигура Шукшина оказалась для меня подлинным открытием» [8].
А. Варламов предлагает свой вариант «прочтения» личности В.М. Шукшина, отличный от известного нам образа человека, писателя, режиссе-
ра, сценариста, актера, созданного В. Коробовым в книге «Шукшин. Вещее слово» (1999). Он иначе расставляет акценты, в результате чего отходит от хрестоматийного образа. Ценность этой литературной биографии Шукшина заключается не только в очередной попытке создать целостный образ художника при всех его противоречиях, но и понять его «внутренний жест», истоки и смысл борьбы, неизбежность ранней смерти. Проследить формирование и эволюцию личности одного из самых страстных, «бесконвойных» русских писателей. Сформулировать лейтмотив короткой талантливой жизни, идею его пути. По мнению А. Варламова (и в этом он опирается на признания самого писателя и его современников), Шукшин был «зашифрованной» личностью, вынужденной в жизни нередко идти на компромисс ради искусства, который так и не успел «расшифроваться» полностью.
Сложность фигуры В.М. Шукшина всегда была очевидна для историков литературы и кино, автор говорит об этом недвусмысленно в начале биографического романа: «Историю жизни Василия Макаровича Шукшина можно рассказать по-разному. Можно написать героическое сочинение о том, как парень из далекого алтайского села сумел по-гагарински (или, учитывая фактор землячества, по-титовски) чудесным образом взлететь на высоту своего времени, стать великим писателем, режиссером, актером и стяжать прижизненную народную славу, не так часто выпадающую на русскую долю, когда «любить умеют только мертвых». <.> Можно опознать в нем слово и дело, которые предъявила русская деревня в ответ на то, что с ней творили горожане, чужаки.» [2, с. 6].
Исследуя противоречивую личность писателя, автор использует характерные литературные приемы. Портрет - одна из важнейших характеристик героя любого романа, в том числе и нон-фикшн. Автор биографии, пусть и художественной, не может создать свой портрет исторического персонажа, но он может выбрать лучший из нарисованных современниками. Из всех многочисленных портретных зарисовок Шукшина Варламов безошибочно выбрал две - Беллы Ахмадулиной и Глеба Панфилова. Эти портретные характеристики выбраны неслучайно - они подчеркивают и противоречивость образа Шукшина, и его исключительность. Б. Ахмадулина вспоминала: «.я глянула на него, ощутила сильную неопределенную мысль и еще раз глянула. И он поглядел на меня: зорко и угрюмо. <.> Некоторые глаза - необходимы для зрения, некоторые - еще и для красоты, для созерцания другими, но такой взгляд: задевающий, как оклик, как прикосновение, - берет очевидный исток в мощной исподлобной думе, осязающей предмет, его тайную суть» [2, с. 166].
И совершенно поразительное наблюдение Г. Панфилова: «.какое удивительное сочетание
скифской дикой силы с незащищенностью ребенка. Вот таким он мне и запомнился - властный, пронизывающий взгляд и худое слабое тело. Голова бунтаря - и тонкая щиколотка усталой ноги, которая болталась в неуклюжем ботинке. Он внимательно, как прилежный ученик, вслушивался в то, что нам говорили, и, казалось, не чувствовал, не понимал, какой силой обладает. <.> На всю жизнь остались в моей памяти его тонкая в грубом ботинке нога, его бледный высокий лоб, пылающие глаза и отпущенная для роли борода Степана Разина» [2, с. 268].
Создавая образ «усомнившегося Макарыча» (А. Варламов), писатель акцентирует внимание на важнейших мотивах жизни Шукшина: мотиве тяжбы с судьбой «новоявленного» Степана Разина, мотиве блудного сына русской деревни, мотиве русского Гамлета. Этот мотивный ряд позволяет сконцентрировать черты личности и творчества художника и создать целостный литературный образ. Мотив судьбы не впервые появляется в художественной биографии А. Варламова. Он является основным в его романе о М.А. Булгакове, который и построен как роман судьбы. Заметим, что мотив судьбы является актуальным и для предшественника А. Варламова в жанре романа-биографии -Б. Зайцева («Жизнь Тургенева»), что говорит о важности его традиций для писателя.
А. Варламов создал сложный и трагический образ русского художника-бунтаря, крестьянина, ставшего интеллигентом, наследника тысячелетней крестьянской культуры, подвергшейся разрушению в ХХ веке. Что же стало причиной бунта? В основе творчества Шукшина, как пишет Варламов, «кровавый, трагический замес шукшинского рода. Он вышел из нашей национальной беды, она его взрастила, она была его думой, его болью.» [2, с. 15]. Утрата отца, расстрелянного в возрасте 21 года как участника «антиколхозного заговора», потрясла воображение будущего писателя, режиссера и актера и стала важнейшим истоком творчества. Однако личная, детская травма не заслонила от В. Шукшина ценностей крестьянского мира, а, наоборот, позволила их в полной мере осознать и впоследствии выступить в защиту. Эта незажившая рана и стала главным нервом его художественного мира.
Опираясь на письма и дневниковые записи Шукшина, воспоминания его родных и современников, автор рисует историю его жизни как постоянной борьбы с тяжелейшими обстоятельствами, подчеркивая, что в истории шукшинской биографии реальное и мифологическое переплелись очень тесно. Среди драматических событий и попытка матери уйти из жизни вместе с детьми (отравиться угарным газом), и послевоенный голод, и безотцовщина, и почти горьковское «хождение по Руси», и многое другое, о чем Шукшин умалчивал. А. Варламов выступает в своем романе не как бесстраст-
ный хроникер; опираясь на известные или малоизвестные документы, он стремится их по-новому интерпретировать, но в контексте линии судьбы и характера героя. Следует отметить, что роман о Шукшине - это роман не столько ответов, сколько вопросов и предположений, что является безусловным достоинством новой биографии писателя.
Детально воссоздавая жизнь Шукшина, его восхождение к славе, Варламов заостряет внимание читателя на неизбежном конфликте художника с окружающим миром. Однако Шукшин, вопреки обстоятельствам, не стал диссидентом. Слишком сильными оказались крестьянские корни. В многостороннем социальном, мировоззренческом, нравственном конфликте Шукшина поддерживал тысячелетний крестьянский мир с его традициями, верой, культурой; воспоминания о деревне как «об утраченном, пусть даже мифологизированном, светлом мире детства» [2, с. 26]. Деревенский русский мир стал для него тем идеалом, вне которого никакое творчество немыслимо: «И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови» [10]. В этих словах выражена позиция художника, покинувшего отчий дом и мечтающего о возвращении, которое не может реализоваться по простой причине - покинутая деревня - это уже миф.
А. Варламов отмечает, что уход Шукшина из деревни в большой мир был неизбежен и предопределен. В этом уходе - его спасение и в то же время драма, сближающая его судьбу с судьбой С. Есенина, в творчестве которого Г. Адамович в свое время увидел пронзительный мотив блудного сына [1]. В.М. Шукшин - еще один блудный сын своего времени. А. Варламов приходит к выводу, что неизбежный уход был не только причиной нравственных страданий писателя, но одновременно одним из факторов его творчества, о чем свидетельствует исповедальная киноповесть «Калина красная», ставшая шукшинским завещанием. Символическим ключом к этой повести является стихотворение Есенина «Волчья гибель» как сбывшееся пророчество и собственная эпитафия Егора Прокудина.
Необычность и неожиданность трактовки личности Шукшина в романе-биографии А. Варламова заключается в утверждении, что писателя всю жизнь терзал «комплекс Гамлета». Эта грань личности Шукшина впервые отмечена автором романа, который прямо называет Шукшина русским Гамлетом и цитирует его слова о принце датском: «Когда наших отцов убивали, мы молчали, а он.» [2, с. 106]. «Гамлетовский комплекс», по мнению исследователя и писателя, тоже стал основой конфликта Шукшина с властью и скрытым мотивом творчества; в течение многих лет художник вынужден был скрывать свое родство с репрессиро-
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
173
ванным отцом ради «правильной» биографии. Грех вынужденного отречения от своего отца так или иначе должен был заявить о себе в произведениях писателя. И здесь, конечно, опять вспоминается «Калина красная» с мотивом отречения от матери. Символика сюжета и образа, перекличка с есенинскими мотивами, неизбежность наказания за предательство, пусть и вынужденное - очевидны.
Важную роль в романах-биографиях А. Варламова, как и в произведениях его предшественника Б. Зайцева, играет вопрос веры. Типология варламовского биографического романа укоренена в русской литературе Серебряного века, когда вопрос веры был едва ли не основным. Б.К. Зайцев во всех своих беллетризованных биографиях лейтмотивом жизни и судьбы делает поиски и обретение героем веры. Эта проблема веры и неверия важна и для А. Варламова. Драматургия жизни многих героев его жизнеописаний заключается в том, что, будучи выходцами из православной среды, они в определенном возрасте пережили отход от Бога и возвращение к Нему в самом конце. Наиболее остро эта проблема поставлена в его романе о Михаиле Булгакове. Эта тема звучит и в романе о Василии Шукшине.
Как полагает автор, бунтарь по складу своего характера, Шукшин изначально считал русскую православную церковь враждебной народу, его национальному сознанию и идеалам. Об этом немало сказано в историческом и одновременно остросовременном романе Шукшина «Я пришел дать вам волю». Церковь и воля, религия и свобода оказываются враждебны друг другу в художественном пространстве романа Шукшина. Однако в конце жизни В.М. Шукшин пришел к Богу. С точки зрения А. Варламова, он не был теплохладным человеком. Исследуя эту проблему, писатель ссылается на письма Шукшина, воспоминания родных, друзей, в частности на книгу В. Белова «Тяжесть креста». В связи с этим можно привести высказывания самого писателя. В 1974 году, незадолго до смерти, он напишет: «Верую. Верую, как мать в детстве учила, в Отца и Сына и Святаго Духа» [7].
Автор не мог избежать и традиционной темы, ставшей заключительной и интегральной в романе (как и в жизни самого Шукшина) - «Шукшин и Степан Разин». Для Шукшина Степан Разин был символической фигурой в русской истории и любимым героем, которого он мечтал сыграть всю жизнь. А. Варламов называет этот интерес к фигуре Разина феноменом «двойничества» сквозь века. За этим образом скрывается трагедия крестьянства, расстрел отца, «гамлетовский комплекс», шукшинское «хождение по мукам», его противостояние режиму. «Я пришел дать вам волю» - не только название романа, но идея всего пути, смысл существования и творчества писателя и режиссера. С точки зрения А. Варламова, почти вся жизнь
Шукшина в искусстве - это борьба за право и возможность поставить фильм о русской воле, о Разине, начавшаяся с заявки 1966 года и оборванная его смертью. Фильм о казачьем атамане носил символическое название «Конец Разина».
Варламов цитирует многочисленные высказывания Шукшина о Разине, подчеркивая стремление писателя и режиссера создать собственный вариант образа крестьянского вождя, в котором не было бы хрестоматийного глянца. Он пишет о психологическом, метафизическом сходстве Шукшина с любимым персонажем и сравнивает сценарий о Разине с пьесой, разыгранной Гамлетом в придворном театре. Этот сценарий был неприемлем для цензуры, потому что в образе Разина был воплощен не привычный образ борца за народное счастье, а идеолог современного крестьянского бунта. «В своем неудержимом стремлении к свободе Разин абсолютно современен, созвучен нашим дням, - рассказывал Шукшин в интервью «Литературной газете» в ноябре 1970-го. - Осмысление этого сложного человека, его дела давно началось и на нас не закончится...» [2, с. 268]
Таким образом, Шукшин в романе Варламова - фигура многомерная, противоречивая и в то же время поразительно целостная: и блудный сын сибирской деревни, и «русский Гамлет», и идеолог крестьянского бунта, и воплощение вековечной русской судьбы. Уникальная личность: режиссер, сценарист, артист, писатель, человек, ставший мифом. Ранняя смерть писателя этот миф окончательно закрепила.
Библиографический список
1. Адамович Г. Есенин (К 10-летию со дня смерти) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=553215&p=80) (дата обращения: 15.12.2018).
2. Варламов А. Шукшин. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 339 с.
3. Варламов А. Нашему народу надо просить у Неба не справедливости, а милосердия [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zaharprilepin. ru/ru/litprocess/intervju-o-literature/aleksej-varlamov-.html (дата обращения: 12.01.2019).
4. Варламов А., Рычкова О. После Распутина уже никто не страшен [Электронный ресурс] // «НГ Exlibris». - 2007. - 20 дек. - Режим доступа: http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=3882 (дата обращения: 19.02.2019).
5. Иванова Е.В. Жанр биографии в русской литературе: западноевропейские влияния [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/zhanr-biografii-v-russkoy-literature-zapadnoevropeyskie-vliyaniya (дата обращения: 14.01.2019).
6. Литературная премия Александра Солженицына 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим до-
ступа: http://old.rp-net.ru/book/premia/2006/ (дата обращения: 11.09.201S).
7. Новосельцев А. Крестьянская православная культура в жизни и творчестве Василия Шукшина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-345919.html (дата обращения: 17.12.201S).
S. Сегень А. Беседа с писателем Алексеем Варламовым. «Показать восхождение русского человека во всей его полноте» [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/79574. html (дата обращения: 15.01.2019).
9. Шиляева А.С. Борис Зайцев и его беллетризо-ванные биографии. - New York: Волга, 1971. - 175 с.
10. Шукшин В. Слово о малой Родине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rospisatel. ru/hr-shukshin1.htm (дата обращения: 10.02.2019).
References
1. Adamovich G. Еsenin (K 10-letiyu so dnya smerti) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https : //www. litmir. me/br/?b=5 53215&p=S0) (data obrashcheniya: 15.12.201S).
2. Varlamov A. SHukshin. - M.: Molodaya gvardiya, 2015. - 339 s.
3. Varlamov A. Nashemu narodu nado prosit' u Neba ne spravedlivosti, a miloserdiya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://zaharprilepin.ru/ru/ litprocess/intervju-o-literature/aleksej-varlamov-.html (data obrashcheniya: 12.01.2019).
4. Varlamov A., Rychkova O. Posle Rasputina uzhe nikto ne strashen [Elektronnyj resurs] // «NG Exlibris». - 2007. - 20 dek. - Rezhim dostupa: http:// www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=3882 (data obrashcheniya: 19.02.2019).
5. Ivanova Е.V. ZHanr biografii v russkoj literature: zapadnoevropejskie vliyaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/zhanr-biografii-v-russkoy-literature-zapadnoevropeyskie-vliyaniya (data obrashcheniya: 14.01.2019).
6. Literaturnaya premiya Aleksandra Solzhenicyna 2006 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// old.rp-net.ru/book/premia/2006/ (data obrashcheniya: 11.09.2018).
7. Novosel'cev A. Krest'yanskaya pravoslavnaya kul'tura v zhizni i tvorchestve Vasiliya SHukshina [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-345919.html (data obrashcheniya: 17.12.2018).
8. Segen' A. Beseda s pisatelem Alekseem Varlamovym. «Pokazat' voskhozhdenie russkogo cheloveka vo vsej ego polnote» [Elektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: http://www.pravoslavie.ru/79574. html (data obrashcheniya: 15.01.2019).
9. SHilyaevaA.S. Boris Zajcev i ego belletrizovannye biografii. - New York: Volga, 1971. - 175 s.
10. SHukshin V Slovo o maloj Rodine [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://rospisatel.ru/hr-shukshin1.htm (data obrashcheniya: 10.02.2019).
Вестник КГУ _J № 2. 2019
175