Технические науки
УДК 025.4.03:658.012
КОНЦЕПЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Круковский Я.В.
В данной статье рассматривается новое направление в развитии автоматизированных систем управления предприятиями, - корпоративные информационные системы (КИС). Описываемая концепция корпоративных информационных систем, основывается на так называемой КИС-технологии построения информационной системы предприятия, подразумевающей комплексный подход к организации, инжинирингу и реинжинирингу структурных подразделений и процессов современного предприятия, что призвано обеспечить качественно новый уровень в управлении предприятием.
Использование КИС-технологии подразумевает переход от типовых, жестко сконфигурированных систем автоматизации (типа обычных торговых или бухгалтерских программных пакетов) к индивидуальному внедрению на конкретном объекте автоматизации инновационной системы управления, где программное обеспечение выступает в роли инструмента, обеспечивающего функции управления предприятием. Кроме того, неотъемлемой частью КИС-технологии является переход от поза-дачной, базирующейся на модульных АРМ системы автоматизации предприятия к системе с единой информационно-управленческой моделью объекта управления, где все его задачи и структурные подразделения взаимоувязаны в единое информационное пространство, а каждая составляющая одной модели связана со всеми другими элементами информационной системы.
1. Концепция КИС. В современных условиях рыночной экономики основная цель любой корпоративной информационной системы управления предприятием состоит в том, чтобы диагностировать происходящие в нем процессы, анализировать эффективность информационных потоков (в частности, качество фильтрации информации и относительную задержку времени срабатывания различных организационных цепей), прогнозировать будущее развитие. При этом, неотъемлемой частью КИС-технологии является единая информационная модель объекта управления, все задачи в которой взаимоувязаны в единое информационное пространство, где казедая составляющая одной модели связана со всеми другими элементами информационной системы.
Эта задача требует технического и информационного обеспечения процессов автоматизированного сбора, хранения, обработки и анализа больших массивов информации на различных уровнях, в сочетании с внедрением в управленческую деятельность новых информационных технологий (КИС-технологии). При этом можно отметить следующие особенности в существующем толковании информационных систем (ИС) и КИС, а именно [6]:
• ИС — это средство информационной поддержки коллективной деятельности.
• КИС — это средство информационно-управленческой поддержки целенаправленной коллективной деятельности, с элементами самоорганизации и саморегуляции (гомеостазв).
При этом под целенаправленной понимается деятельность, определяемая целевой функцией КИС, а под коллективной — деятельность, являющаяся суммой целевых функций различных функциональных подразделений предприятия в структуре КИС и образующая заданную функциональную область.
Особенно важным является то, что в КИС организационная структура предприятия является многослойной (рис. 1) и строится не только по структурным подразделениям, но и по функциональному делению.
Построение модели КИС, представленной автором на рис. 1, основывается на многоступенчатом прототи-пировании (Т. Давенпорт1) объекта управления: моделируется организационная и функциональная структуры объекта управления, анализируются существующие связи и процессы, разрабатываются новые и измененные процессы и поддерживающая их информационно-управленческая система. Целью прототипирования является сбор сведений и требований по оптимизации управления и моделирование определенных свойств и поведения проектируемой информационно-управленческой системы.
Т. Давенпорт описывает методику построения и тестирования информационно-управленческих систем, которую он называет "организационное прототипирова-ние", определяя прототип как "аппроксимированную квазиоперационную версию нового процесса, которая может быть использована для тестирования различных аспектов проекта". По Т. Давенпорту, существует несколько уровней прототипирования: компьютерное моделирование, тестирование процессов, изолированный прототип процесса, прототип с интерфейсом и полномасштабный прототип (финальный интегрированный тест) [5].
В обычных ИС и в КИС могут использоваться одни и те же технологии, но при этом, КИС реализует две взаимосвязанные основные функции:
• управленческую — информационную поддержку менеджмента;
• социальную — информационную поддержку коллективной деятельности.
Таким образом, КИС - это информационно-управленческая система, в которой используются современные управленческие, информационные и компьютерные технологии с целью максимизации прибыли, путем повышения эффективности производственной и управленческой деятельности.
2. Уровни организации КИС. Рассматриваемая концепция корпоративных информационно-управленческих систем основывается на структурировании проектных решений по организационным уровням обеспечения КИС. Управленческая функция КИС отчетливо прослеживается на корпоративных приложениях, несущих в себе ту или иную модель управления (например, ЕГ^Р-модели системы). Для более полного определения данной функции в любой КИС необходимо выделить два уровня [б]: информационный и технологический. Из этих двух уровней доминирует информационный (описывающий предметную область и алгоритмы управления), а технологический является по отношению к нему обеспечивающим.
Информационный уровень можно разделить на три подуровня:
1 Davenport T.H. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology. - Boston, MA: Harvard Business School Press, 1993.
Технические науки
Технологический уровень КИСХ-
Управленческий уровень КИС
Информационный уровень КИС
-------Управляющее воздействие на объект управления
„-------Целевая функция управления системой
Модель организационной структры объекта управления КИС
Модель функциональной структуры объекта управления КИС
Канал обратной
Связи между объектами организационной и функциональной моделей объекта управления КИС
- Уровень бизнес-процессов
Уровень бизнес-архитектуры --и бизнес-правил (инструментарий управления КИС)
Уровень бизнес-платформы --- Ресурсы
Рис. 1. Обобщенная модель КИС во взаимосвязи с многоуровневой структурой объекта управления.
• Универсальный язык представления корпоративных знаний - это такой язык описания, который не связан с конкретными предметными областями и определяет грамматику и синтаксис. К этой категории могут относиться графический язык описания алгоритмов, сетевых графиков, моделей данных, бизнес-процессов, язык разметки документов. Язык представления знаний повышает эффективность функционирования КИС, требуя однозначности толкования терминов и понятий предметной области.
• Модели и их представление. Этот уровень определяет конкретную специфику предметов деятельности компании: понятия и символы предметной области, теоретические представления о предмете и самой организации. Например, такая область, как финансовый учет, на данном уровне должен включать толкование всех используемых понятий, базовые принципы и теоретические модели финансового учета, нормы, правила, классификаторы, стандарты. Знания этого уровня иногда называют метаданными, т. е. данными, описывающими первичные данные (фактические знания).
• Фактические знания - это конкретные предметные знания, представляющие собой факты, выраженные в терминах предметной области. Такие факты являются первичными данными и могут содержаться в документах, базах данных, входящих сообщениях. Они могут быть востребуемыми любым пользователем КИС, находящимся на любом уровне управления при выполнении принятых условий доступа (фильтрации).
Системообразующим является второй подуровень (модели и их представление), см. рис. 1. Прежде всего -это модель бизнеса, модель предприятия (предметной области). Она устанавливает контекст любого факта и связывает его с другими фактами. Данные о фактах (фактические знания), имеющие свои форматы представления и организацию, на втором уровне получают соответствующие толкование и оценку. Концептуальный подход к построению КИС в таком случае состоит:
1) в создании единого информационного пространства, на базе которого происходит создание единой информационной модели объекта управления;
2) в наложении на единое информационное пространство и единую информационную модель объекта управления бизнес-процессов и управляющих концепций типа MRP II, DRP, CSRP;
3) в использовании принципов рекурсии (воспроизведении структуры организации в рамках каждого контура управления, например, подразделения).
4) в аналитическом сравнении текущего состояния объекта с планируемым для выработки рекомендаций и управленческих решений по оптимизации бизнес-архитектуры объекта.
Главная задача всей системы управления в том, чтобы достичь такого взаимодействия компонентов КИС, которое поднимало бы уровень общих достижений до целевого уровня, поддерживая критические параметры системы в допустимых пределах, установленных целевым заданием КИС (гомеостаз).
3. Средства моделирования структуры КИС. Проблема определения реального состояния предприятия по целевым показателям решается с помощью построения информационной модели управления предприятием с учетом комплексного использования различных методологий моделирования. Построение моделей, отвечающих указанным выше принципам (п.2), производится с помощью сочетания методов объектно-ориентированного моделирования через семантическое представление предметной области в сочетании с методами функционально-стоимостного анализа и экспертных оценок по целевым показателям [3].
В качестве примера реализации информационно-управленческой системы может быть использован авторский пакет "МетаАнализ" [3]. В пакете "МетаАнализ" построение информационно-управленческой модели объекта управления основывается на использовании КИС-технологии [2,3] и объектно-ориентированного подхода к моделированию. Модель управления строится из совокупности объектов, которые связаны явными (определяющими структуру иерархии объектов управления) и неявными связями — расчетными формулами, определяющими функциональные отношения между объектами в модели предприятия.
Юбилеи и знаменательные даты
Проем' с '■,гпи^е1'.предпр1(Ятнё.;-;1:
Е
В-
д..
Предприятие АО "Сигма'\СбьлЛПродукт Б
©
Е1 Сш Предприятие АО "Сигма" ф Сбыт
Ш.........^ Продукт А
® »ШЭМВВ
Продукт $ Снабжение
(Э............0 Комплектующие
Зф Транспортный отдел ф} Бухгалтерия В............Ш Клиенты
{Юридические лица Физические лица Поставщики
.........М Внутренние
........Внешние
План производства Прогноз производства
^ ^ £Ь
Рис. 2. Окно пакета «МетаАнализ» с фрагментом модели производственного предприятия.
Разработанный пакет представляет собой информационно-экспертное инструментальное средство моделирования, обеспечивающее прототипирование организационной и функциональной структуры объекта управления, моделирование управленческих воздействий и прогнозирование его поведения и динамики развития. В основе разработки лежит концепция информационных семантических сетей, использующих предложенную автором программную методику построения гипертаблиц (единого информационного пространства консолидированных данных) и информационно-управленческую поддержку обработки информации. В системе реализуется целевая информационно-управленческая технология формирования управленческих решений и воздействий, позволяющая рассматривать поведение объекта управления в динамике, прогнозировать его развитие средствами имитационного моделирования, методами функционально-стоимостного анализа и экспертных оценок.
Примером практической реализации пакета «Мета-Анализ» может служить экспертно-аналитическая модель управления сбытовой деятельностью торгово-производственного предприятия, представленная на рис. 2.
Процесс управления и принятия решений в данном пакете заключается в прогнозировании динамики состояния объекта управления в будущих периодах (на основе данных за прошедшие периоды), и регулировании ключевых показателей, оказывающих влияние на состояние системы, с определением общего уровня функционирования (ЬепсЬтагк/пд) и построении «кривой достижений» предприятия.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время принципы, определяющие КИС-технологию,
весьма актуальны для предприятий малого и среднего бизнеса. При этом, КИС представляют собой качественно новую категорию программного обеспечения, которая проектируется как инструмент, позволяющий реализовать оптимальную концепцию управления предприятием, ускорить выпуск и продвижение на рынок новых продуктов (товаров), улучшить учет и планирование товарных, сырьевых и финансовых потоков.
Литература
1. Вир Стаффорд. Мозг фирмы: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993 г.
2. Круковский Я.В. КИС-технология как инструмент антикризисного менеджмента // Менеджмент в социальных структурах: межвузовский сборник научных трудов -Омск., Изд. ОмГПУ, 1998 г. - с. 175-188
3. Круковский Я.В. Применение информационных технологий в моделировании и поддержке принятия управленческих решений на оптовых предприятиях // Материалы 2-й научно-практической конференции Омского института МГУК. Том II. - Омск: Издательство «Наследие». Диалог-Сибирь, -1999 г. - с. 126-133
4. Монахова Е. Основы жизнеспособности предприятия // PC Week/Russian Edition №22, 1998 - с.40.
5. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997 г.
6. Черняк Л., Ананьин В. На крыльце «КИС'киного дома» // PC Week/Russian Edition №22,1998 -с.31.
23.03.99 г.
КРУКОВСКИЙ Ярослав Валентинович - преподаватель кафедры математики и информатики Омского института Московского университета коммерции.