ЯФ = 1Г , (2)
1=1
где к - количество показателей, характеризующих данный блок модели.
Таким образом, макросостояние организационно-административного потенциала территорий будет представляться следующим аналитическим выражением для общего рейтинга:
Rj = RAj + ЯОф + RInSj + Я1пф , (3)
где Кф Яоф, Я1щ, Я1пф- рейтинги подсистем «Административный потенциал», «Организационный потенциал», «Институциональный потенциал», «Информационный потенциал» соответственно.
Список литературы:
[1] Жигалова Н.Е. Методология комплексной диагностики состояния и развития территорий: Монография/Н.Е. Жигалова. - Нижний Новгород: ООО «Издательство «Пламя», 2013. - 292 с.
[2] Жигалова Н.Е., Гаврилов А.И. Управление муниципальным хозяйством: вопросы теории и практики: учебник / Н.Е. Жигалова, А.И. Гаврилов.- Н. Новгород: ВВАГС, 2008. - 685 с.
[3] Вейай Йог. Критерии эффективности и муниципальный сектор (Vijay Jog. Performance Measurement and The Municipal Sector). Презентация на Муниципальной конференции Восточного Онтарио, Кингстон, Онтарио, 21 сентября 2000.
THE MECHANISM OF THE INTEGRAL EVALUATION OF THE ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE CAPACITY OF THE TERRITORIES
N.E. Zhigalova
The paper considers the nature and composition of the organizational and administrative capacity of the offered system of indicators and complex of indicators characterizing its level, _ formed by the mechanism of complex diagnostics of the organizational and administrative capacity of the regions.
УДК: 33
Н.В. Мордовченков, доктор экон. наук, профессор ФБОУ ВПО «ВГАВТ» С.В. Кузьмичев, аспирант ФБОУ ВПО «ВГАВТ» И.В. Поляков, менеджер по логистике 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Реализуются приоритетные направленя инновационных проектов по формированию транспортной инфраструктуры и логистики, финансового и интеллектуального капитала, ресурсов комплексной программы развития, экономического роста и качества жизни населения.
Ключевые слова: многоуровневые задачи в сфере транспорта, транспортная инфраструктурная логистики, экономический рост, качество жизни населения, транс-
портно-логистические программы.
По мере формирования и функционирования институциональной инфраструктуры необходимо осуществлять активный поиск обоснованных резервов финансово-экономической и социальной сферы отдельно взятого региона (округа), а также конкретного субъекта хозяйствования, возможностей трансформации человеческого капитала (потенциала).
Нижегородский регион, укрепляя административную власть, интегрируя с возможностями бизнеса, науки и инновациями, успешно решает многоуровневые задачи и в сфере транспорта. Нижегородский регион, реализуя приоритетные инновационные проекты по формированию международной транспортной инфраструктурной логистики, финансового и интеллектуального капитала, реализует имеющиеся ресурсы комплексной, системной реализации проектов повышения экономического роста и качества жизни населения.
Например, региональные власти уделяют значительное внимание созданию экономически и социально обоснованных мер по решению инфраструктурных проблем, возникающих как на конкретных транспортных предприятиях в сфере малого и среднего бизнеса, так и на уровне Нижегородского региона, Приволжского федерального округа в целом. Выполненный финансово-экономический мониторинг и социальная диагностика свидетельствуют о том, что без региональной методологизации институционально-отраслевых и территориальных концепций повышения эффективности функционирования предприятий всех форм собственности, сбалансированной координации взаимодействия комплексной системы инфраструктурных элементов, трансформации и воспроизводства интеллектуального капитала и транспортных услуг, обязательной и корректной реализации финансово-правовых норм, инвестиционного «портфеля», мирового опыта парадигмальных изменений в транспортном бизнесе и менеджменте в условиях глобализации экономики и финансов постоянно возникающих проблем не преодолеть.
По нашему мнению, миссия транспортно-логистической программы (модели) заключается в следующем: произвести комплексный, системный анализ сложившейся ситуации в экономике и финансах при трансформации научно-интеллектуального потенциала, сформировать приоритетные сценарии «векторов»: экономического эффекта и финансового мониторинга отдельно по каждому элементу рыночной экономики (интегрированный подход), обеспечить их реализацию при необходимом условии функционирования потребительского рынка (конъюнктура и спрос) и стабильной социально-экономической составляющей (в т.ч. интеллектуального капитала), обеспечивающей социальную и национальную экономическую безопасность региона.
Задачи, стоящие перед транспортно-логистической программой:
1. Проведение комплексного, системного анализа (финансово-экономического контроллинга, мониторинга, аудита) по формированию экспертной оценки финансово-экономического, ресурсного потенциала транспортной инфраструктуры региона во исполнение консолидированной рыночной экономики;
2. Осуществление правового, маркетингового и финансово-экономического мониторинга с выявлением факторообразующих параметров (внешних и внутренних) для сбалансированности транспортной инфраструктуры в целом;
3. Оценка эффективности различных моделей функционирования транспортной инфраструктуры на альтернативной основе;
4. Комплексный анализ международных транспортных коридоров и совершенствование рациональных (оптимальных) логистических схем и сценариев по их формированию, функционированию, развитию и траснформации;
5. Составление экономически обоснованного прогноза и планирования транспортной инфраструктуры по видам и в целом;
6. Разработка комплекса мер по модернизации и обновлению экономического потенциала транспортной инфраструктуры с выделением «опорных точек» экономики отрасли и региона и в органическом единстве;
7. Разработка высокоэффективных инжиниринговых и реинжиниринговых решений транспортных проблем (в рамках высококлассных региональных проектов) с привлечением спеицалистов-экспертов на конкурсной основе;
8. Комплексная подготовка кадров для нужд транспорта, способных успешно трудиться на международных транспортных коридорах по специальности «Транспортная инфраструктура и международные логистические центры».
Несмотря на то, что реестр базовых элементов транспортной инфраструктуры достаточно унифицирован в целом, для отдельно взятого вида транспорта имеется специфика в зависимости от роли, экономического и территориального расположения региона.
С целью выделения отдельно взятого региона в реестре территориально-экономических образований необходимо в виде атласа или картограммы географической инфраструктуры и дислокации транспортных средств применять систему рейтингов по каждой составляющей территории, экономическому образованию (отрасли экономики), виду транспорта и сфере деятельности (работ, услуг).
Например, социально-экономический рейтинг («ай-кью») региона включает:
- место региона, как отечественного, так и международного статуса, уровень развития и наличия приоритетных направлений в экономике региона;
- рациональное и сбалансированное соотношение имеющихся ресурсов;
- специализация региона по отраслевому и территориальному признаку;
- соотношение уровня производства транспортных пассажирских услуг и размера неудовлетворенного спроса населения в регионе;
- уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами и степень функционирования инфраструктурного комплекса с привлечением инвестиций (в т.ч. зарубежных) в регион;
- дифференцированная оплата за передачу интеллектуальной собственности (кадровые ресурсы);
- доходы от деятельности страховых компаний (в т.ч. перестрахование);
- ретродоходы;
- доходы, полученные в результате качественной и количественной инвентаризации имущества (работ, услуг);
- доходы, полученные при проведении инжиниринговых (реинжиниринговых) схем или программ;
- доходы от реализации инфраструктуры малого и среднего бизнеса (в т.ч. лизингового потенциала).
На наш взгляд, основными этапами реализации предлагаемой укрупненной экономической программы могут быть:
I этап - институционализация и экономически (социально) обоснованная идентификация производства транспортных услуг;
II этап - институционально-инфраструктурная трансформация государственного регулирования на транспорте;
III этап - воспроизводственные процессы и экономическая безопасность в рамках государственной программы «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» [3].
По мнению авторов статьи, необходимо выполнить ретроанализ деятельности транспортной инфраструктуры всех форм собственности и возобновить при необходимости практику возмещение недоплат в государственную казну в виде налогов и сборов по дифференцированной налоговой ставке.
Вместе с тем, концепция развитой транспортной инфраструктуры должна включать в себя несколько стадий:
1-я - выход из экономической нестабильности (по видам транспорта), качественно-экономический мониторинг, характеризующийся инвентаризацией правовой и базовых (финансово-экономических) составляющих транспортной инфраструктуры;
2-я - трансформация рыночного механизма на всех звеньях экономики и финансов транспортной продукции на альтернативной основе;
3-я - инжиниринговая и реинжиниринговая деятельность, в т.ч. выявлять победителя конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга отечественных судов морских, речных судов;
4-я - эффективная инфраструктурная политика;
5-я - осуществление кадрового мониторинга и персонификация ответственности официальных лиц за возможный ущерб государству.
Таким образом, предложенные авторами статьи основные положения концепции комплексной программы развития транспортной инфраструктуры в экономике региона создают реальные возможности по повышению эффективности решений транспортных проблем в условиях государственного регулирования экономики на мезо-уровне.
Список литературы:
[1] Мордовченков Н.В. Рыночная экономика: инфраструктура функционирования региона. Учебное пособие, Н.Новгород, ВГИПУ, 250 с.
[2] Петров Ю., Жукова М., Карапетян А. Становление глобально-информационно-технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов // Российский экономический журнал. 2002. №2, «Электронная Россия» стыкует интересы ведомств /// Экономика и жизнь. Дек. 2002. №52 (8954)
[3] http://www.mintrans.ru
THE CONCEPT OF AN INTEGRATED PROGRAM OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE REGION'S ECONOMY
N. V. Mordovchenkov, S. V. Kuzmichev, I. V. Poliacov
Implementing priority innovative projects to build international transport logistics infrastructure, financial and intellectual capital, implemented comprehensive resources available, the system implementation of projects aimed at increasing economic growth and quality of life.
Keywords: multi-level tasks in the field of transport, international transport logistics infrastructure, enhance economic growth and quality of life, transportational and logistics programs.