УДК 378:008
КОНЦЕПЦИЯ ГЕОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ НООСФЕРНЫХ ИДЕЙ В.И. ВЕРНАДСКОГО В ОБРАЗОВАНИИ
© С.А. Шлюндт
Ключевые слова: геокультурное пространство; ноосфера; ноосферное образование; педагогическая модель; ноосферное мировоззрение.
Рассмотрено понятие геокультурного пространства, показана его роль в становлении и развитии ноосферного образования, а также в формировании ноосферного мировоззрения у студентов вуза. Выявлена роль учения В.И. Вернадского в развитии ноосферного образования. Доказана необходимость развития ноосферного образования в современном геокультурном пространстве и обозначены основные направления его развития. Предложена педагогическая модель формирования ноосферного мировоззрения студентов вузов.
Процесс глобализации убедительно свидетельствует о том, что формирование культурной целостности мира сопровождается возникновением новых ранее неизвестных проблем. Эгоцентристский и техногенно-
потребительский путь развития человечества привел к кризису, охватывающему все грани социоприродного бытия. С ростом производительных сил возрастали и возможности общества в преобразовании окружающе-
го мира, поэтому постепенно, углубляясь, экологический кризис со второй половины XX в. приобрел глобальный характер. Экологические проблемы на сегодняшний день являются важнейшими глобальными проблемами человечества. Они выявляют противоречия между обществом и природой, которые обусловлены избыточным антропогенным воздействием на окружающую среду.
В настоящее время особенно остро стоит проблема между обеспокоенности мирового сообщества за экологическое состояние мира, благодаря большому объему знаний в области экологии, с одной стороны, и недостатка четких концептуальных основ формирования адекватного экологического поведения населения, выражающегося в потребительском поведении человека с другой стороны. На международном уровне до сих пор не выработан вариант концепции, необходимой для реализации конкретных программ по устойчивому развитию. В таких кризисных условиях возникает необходимость философского осмысления принципов взаимодействия общества и природы, путей гармонизации этих взаимоотношений, актуализируются теоретические и праксиологические аспекты исследования проблемы сдвига цивилизации от техногенно-потребительской к духовно-экологической. Такой сдвиг предполагает выработку оптимума потребления, т. е. научно обоснованных норм потребления ресурсов территории, что вызывает необходимость разработки особой концепции дальнейшего пути развития человечества, имеющего приоритет природосообразности. Сегодняшняя экология очень тесно связана с экономикой, политикой, психологией, правом, культурологией и педагогикой, т. к. только лишь в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму современного мышления, которая свойственна XXI в., и выработать абсолютно новый вид сознания, который коренным образом сможет поменять поведение людей по отношению ко всей природе [1].
Современному обществу нужны образованные, нравственные люди, способные принимать ответственные решения в ситуации выбора. В связи с этим одной из первостепенных задач является формирование гео-культурного экологического пространства, где будет господствовать ноосферное мышление. Наше представление о сущности ноосферы базируется на идеях академика В.И. Вернадского. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Представления В.И. Вернадского о взаимосвязях и сопряженности эволюции всех структур биосферы позволяют понять механизмы биосферных, экологических процессов. Великий русский ученый В. И. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, а также значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу. Одна из ключевых идей, лежащих в основе теории В. И. Вернадского о ноосфере, та, согласно которой человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы как ее часть. Это единство обусловлено функциональной неразрывностью окружающей среды и человека. Человечество само по себе есть природное явление, и естественно, что влияние биосферы
сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. Так, в учении о ноосфере человек выступает как Творец. Он преобразует не только окружающую природу, но и самого себя, создавая совершенное новое общество, где будет господствовать гармония природы и человека. Именно поэтому учение о биосфере служит научной основой не только рационального хозяйствования, но и формирования экологического сознания, экологической культуры, экологической компетентности людей, а также повлечет за собой формирование нового геокультурного пространства. Таким образом, учение В.И. Вернадского о биосфере позволяет вывести экологию в настоящее время на передний план - оно становится необходимой естественнонаучной предпосылкой для создания теоретических основ экологии человека, различных аспектов преобразования окружающей среды. По существу идеи В.И. Вернадского послужили основой для разработки возможных и приемлемых путей современного развития общества. Творчество В.И. Вернадского представляет огромный интерес для педагогических исследований, т. к. его основная задача - это формирование нового человека с новым более совершенным мышлением.
По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Человечество становится определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать вне биосферы не может, оно обязано принять на себя обеспечение направленности ее развития ради своего будущего. Процессами эволюции биосферы начинает управлять разум - разум экологически культурного человека [2]. Ученый доказывает, что появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. А вместе с новой сферой в обществе формируется и новое мышление - ноосферное.
Человечество, становясь мощной экологической силой, должно использовать это свое могущество не для уничтожения природы (а значит и самого себя), а для создания на планете условий, способствующих дальнейшему развитию и природы и человека, т. е. подходить к решению экологических проблем не с позиций стихии, а с позиций культуры, чтобы, «преобразуя землю, не только не нанести ей вреда, а улучшить ее, облагородить, умножить возможности природы» [2].
Анализируя глобальные проблемы современности, можно сделать вывод, что без глубокой экологизации всех направлений человеческой деятельности, без формирования ноосферного мышления и ноосферного мировоззрения молодежи невозможно добиться прекращения глобальных экологических изменений и реализовать биосферную концепцию развития мировой системы.
Проблемам формирования геокультурного пространства и вопросам ноосферного образования посвящено немало работ Д.Н. Замятина, А.Г. Манакова, И.Н. Корнева, Г.П. Сикорской, К.Н. Вентцеля, А.Д. Урсула, В. А. Усольцева и других ученых. Однако анализ литературы на данную тему позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями сохраняется немало спорных, нерешенных вопросов. В том числе: не разработаны психологопедагогические аспекты феномена «ноосферное мышление»; недостаточно четко определены эффективные принципы и технологии формирования ноосферного
мировоззрения, а также принципы внедрения ноосфер-ного сознания в повседневную практическую жизнь; не рассмотрена взаимосвязь между понятиями «геокуль-турное пространство» и «ноосферное мировоззрение». Это обусловливает необходимость дальнейшей разработки модели экологического образования студентов. Поэтому цель статьи - предложить модель формирования ноосферного мировоззрения студентов, основываясь на теории геокультурного пространства.
Развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с образованием как абсолютной ценностью общества. Ориентированное на будущее, образование определяет нравственный, экономический, интеллектуальный и культурный потенциал общества. Оно является ключевой приоритетной сферой, от которой зависит формирование личности современного человека.
С культурологической парадигмой в образовании связано формирование ценностного взгляда на образование, а главная задача культурологической парадигмы - это воспитание человека разумного (живущего по законам разума). В свете культурологической парадигмы центром образования является человек в единстве с культурой. Ценности духовно-нравственной жизни общества выступают, таким образом, основой содержания образования. Поэтому актуальным становится вопрос о содержании высшего образования. Проектирование идей культурологической парадигмы в систему профессиональной подготовки студентов в вузе вызывает необходимость разработки ее социокультурной составляющей. Она должна быть включена во все элементы системы обучения. При этом необходимо разумное сочетание научпо-теоретического и культурологического знания в процессе преподавания [З].
При культурологическом подходе к образованию ценности духовно-нравственной жизни общества являются основой в сфере образования, т. к. человек рассматривается как обладатель интеллектуальнонравственной духовной силы, т. е. главная задача культурологической парадигмы - это воспитание человека духовного. Следовательно, в рамках развития культурологической парадигмы в образовании возможно формирование ноосферного мышления, а вместе с ним и нового ноосферного мировоззрения, что, в свою очередь, позволит сформировать сферу разума. Очевидно, что формирование экологической парадигмы должно быть осуществлено в рамках особого пространства, например геокультурного. Геокультурное пространство -это системное территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных, экономических, территориальных общностей людей [4]. Материальной основой геокультурного пространства, таким образом, является территория, а связующим элементом - культура. В свою очередь, культура входит во все географические образования, превращая их в геокультурные [5-6]. Таким образом, геокультурное пространство можно рассматривать как совокупность отношений между географическими образованиями, с одной стороны, и целостными образованиями культуры и их элементами - с другой. Культура является центральным звеном геокультурного пространства, что придает этой категории мировоззренческий смысл. Духовную составляющую геокультурного пространства можно представить как сферу накопленных знаний, опыта,
разума или ноосферу. Кроме того, геокультурное пространство воспринимается не само по себе как физическое явление, а в отношениях с людьми как результат их деятельности. Можно говорить о результате взаимодействия человека и природы, созданном поколениями людей, о формировании новой сферы в пространстве - сферы разума (ноосферы). Геокультурное пространство является составной частью мирового географического пространства, поэтому обладает рядом свойств:
1) структурность - мировое геокультурное пространство состоит из более частных компонентов (регионы, страны, области, города и т. д.);
2) системность - внутри геокультурного пространства существуют устойчивые связи между образующими его элементами. Эти связи придают пространству целостность, устойчивость, комплексность, т. е. позволяют распространиться на мировое пространство;
3) динамичность - геокультурное пространство развивается и изменяется вместе с развитием общества;
4) информативность - каждый структурный элемент несет в себе информацию, которая формирует мировоззренческие представления и установки.
Таким образом, содержание понятия «геокультурное пространство» углубляет представление о географическом пространстве, о биосфере и определяет человека как носителя определенного типа культуры в нем, раскрывает взаимоотношения человека с географическим пространством и, что наиболее важно, с окружающей природной средой. В геокультурном пространстве каждой территориальной структуры (области, страны, региона) представлены все элементы как материальной, так и духовной культуры, которые несут в себе все знания о данном регионе, весь опыт, накопленный многими поколениями людей, проживавшими на данной территории. Важно, что, с одной стороны, этот багаж знаний выступает как часть целостного феномена мировой культуры, а с другой - отражает специфические особенности конкретной территории и социокультурные процессы, развивающиеся в ее границах, и, что особенно важно, взаимодействие социума и биосферы с момента освоения территории. Очень важно также, что в геокультурном пространстве формируются естественнонаучные понятия и представления о данном регионе, создается база для практикоориентированного образования, поэтому чрезвычайно важно формировать естественнонаучные представления о регионе в свете ноосферных идей В.И. Вернадского на каждой ступени образования и особенно во время обучения в вузе.
В целом система естественнонаучных понятий развивает линию рационального познания геокультурного пространства региона. Так, на каждом этапе образования при изучении определенного геокультурного пространства в представлении студентов проектируются и усваиваются аксиологические основы ноосферного мышления, а на основе их формируются мировоззренческие установки и представления. Формируется образ человека в конкретном пространстве, а также эмоционально ценностное отношение к этому пространству. Изучение географических регионов на основе категорий геокультурного пространства усиливает направленность естественнонаучного образования [б]. Геокультурное пространство ориентировано, прежде всего,
на человека, поэтому несет в себе богатый потенциал личностного роста будущего гражданина, способствует формированию ноосферного мировоззрения соответствующего эталонам общекультурного развития. Создается возможность проблемной ориентации образования.
В связи с вышеизложенным, концепцию геокультурного пространства можно рассматривать в качестве платформы для ноосферного образования. Идея ноосферного образования связана в первую очередь с творчеством В.И. Вернадского. Он отводил особую роль научной мысли, считая, что научное творчество является той силой, посредством которой человек меняет биосферу - создает ноосферу, а для развития любой научной мысли необходимо направленное образование. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией естественных наук в 199З-1995 гг., и исходит из ее базовых понятий и принципов. Данная концепция включает в себя систему научнотеоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода. Основная задача ноо-сферной научной школы России - это разработка теоретических основ и выработка главной линии развития образовательной системы. Основная задача такой системы будет заключаться в разработке условий для духовнонравственных перемен в Российском обществе [7].
Для развития ноосферного образования необходимо, прежде всего: 1) сформировать культурно-
смысловую основу при изучении естественнонаучных дисциплин в рамках образовательной программы в высшей школе; 2) проработать концепцию содержания и методику преподавания естественнонаучных дисциплин; З) разработать методики психолого-педагогиче-ских основ, которые позволяли бы формировать ноо-сферное мышление в период обучения в высшей школе;
4) создание передовой системы образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России на пути в XXI в.
В настоящее время научно-теоретические основы ноосферного образования разрабатываются рядом ученых. Ноосферное образование - важнейший элемент, т. к. внедрение его в геокультурное пространство позволит сформировать ноосферное мировоззрение, особенно это важно для системы: человек - техника -природа. Сформировав ноосферное мировоззрение у всех учащихся, возможно будет говорить о формировании совершенно нового геокультурного пространства, новой сферы, где основная деятельность людей будет природосообразной. Для формирования ноосферного мировоззрения у студентов высшей школы была разработана специальная педагогическая модель.
Предложенная педагогическая модель позволит создать целостную систему по формированию ноосферного мировоззрения студентов в ходе образовательного процесса. В результате ее внедрения произойдет углубление культурологической парадигмы в высшем
Целевой модуль:
Цель: Формирование ноосферного мировоззрения
Подходы: Принципы:
культурологический; культуросообразности;
праксиологический; аксиологический природосообразности
Задачи:
Формирование целостных экологических знаний
Формирование ноосферного сознания и мышления
Формирование экогуманистическо-го аспекта ценностных ориентаций в системах «человек-природа» и «человек-общество»
Диагностический модуль:
Формирование готовности к практическому переустройству социопри-родной среды в направлении ноосферы_________________
Формирование чувства ответственности за любые действия в окружающей природной среде
Критерии сформированности ноосферной компетентности
Экологическая грамотность Экологическая этика Природосообразная ность деятель-
Показатели сформированности ноосферной компетентности ▲
Сформиро- Целостное Экогумани- Активная Готовность к
ванность ноо- восприятие дей- стический ха- творчески- практическому
сферного созна- ствительности рактер отноше- деятельностная переустройству
ния окружающего мира ния к природе позиция в мире социоприродной среды в направлении ноосферы
Сформиро-ванность чувства ответственности за собственные действия в окружающем мире
Практический модуль:
Методы формирования ноосферного мировоззрения: наблюдения, наглядности, творческие проекты, тема-
112З
тические мероприятия, научно-исследовательская работа, практическая деятельность (метод «эффектов», метод моделирования, частично-поисковый и др.), методы коммуникативной оптимизации, создание проблемнопоисковых ситуаций___________________________________________________________________________________________
Формы организации занятий: учебные, внеучебные
Результативно-оценочный модуль:
Результат - геокультурное пространство, в котором сформирована ноосферное мировоззрение
Рис. 1. Модель формирования ноосферного мировоззрения в процессе обучения в высшей школе
образовании, и усилится воспитательная составляющая в профессиональной подготовке студентов.
Таким образом, геокультурное пространство является основой для развития современного и будущего Российского образования, которое имеет все предпосылки стать ноосферным, в свете научных идей В.И. Вернадского. Это позволит российскому образованию активно участвовать нравственно-этическом преобразовании и духовном возрождении Российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития. М.: Луч, 1993. 78 с.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002. 573 с.
3. Корнев И.Н., Поздняк С.Н. Геокультурное пространство региона: структура образа и психолого-педагогические основы его формирования у учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № б. С. 22-28.
4. Манаков А.Г. Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков: Центр «Возрождение», 2001. 300 с.
5. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М.: Знак, 200б. 488 с.
6. Замятин Д.Н. Моделирование образов: пространство гуманитарной географии. Смоленск: Изд-во «Ойкумена», 1999. 25б с.
7. Сикорская Г.П. Первый шаг в ноосферу: от экологического образования к ноосферной модели развития школы. Екатеринбург: Раритет, 2004. 85 с.
Поступила в редакцию 2 сентября 2G12 г.
Shlyundt S.A. CONCEPT OF GEO-CULTURAL SPACE AS BASIS OF REALIZATION OF V.I. VERNADSKIY'S NOOS-PHERE IDEAS IN EDUCATION
In article the concept of geo-cultural space is considered. Its role in becoming and development of noosphere education and in formation of noosphere world view of students of high school is shown. The role of the of V.I. Vernadskiy's doctrine in development of noosphere educations is revealed. Necessity of development of noosphere educations in modern geo-cultural space is proved. The basic directions of his development are designated. The pedagogical model of formation of noosphere world view of students of high schools is offered.
Key words: geo-cultural space; noosphere; noosphere education; pedagogical model; noosphere world view.