Научная статья на тему 'Концепция фундаментальности физики в системе инженерного образования, ее адаптация к рыночной экономике'

Концепция фундаментальности физики в системе инженерного образования, ее адаптация к рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомин А. П., Масленникова Л. В., Майоров М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция фундаментальности физики в системе инженерного образования, ее адаптация к рыночной экономике»

ffilffiS» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Для решения проблемы необходимо лин мы сможем привить инженеру потребность в создании новых ТР в рамках изучаемых дисциплин (так же, как только при

принять ряд мер, первоочередными из которых мы считаем следующие.

Во-первых, организаторам высшего полной интеграции математики и спецдисци-образования необходимо понять, что под- плин возможна оптимизация изучаемых TP), готовка современного инженера невозможна без обучения его методологии создания новых ТР. Следовательно, введение в учебные планы всех инженерных специальностей дисциплины OTT является обязательным шагом в стратегии подготовки инженеров. Место дисциплины в учебном пла-

Во всяком случае, в дипломном проекте каждого инженера обязательно должно содержаться хотя бы одно ТР, выполненное на уровне изобретения или полезной модели.

И в-третьих, необходимо организовать подготовку квалифицированных кадров преподавателей методологии технического

не - на стыке фундаментальных и профи- творчества, а также разработать програм-

лирующих дисциплин, поскольку OTT по му методического обеспечения какдисцип-

своей сущности является фундаментальной лины OTT, так и смежных дисциплин. Ко-

дисциплиной, но эффективность обучения нечно, готовить преподавателей OTT луч-

творчеству может быть достигнута только в увязке ее с проблемами специальных дисциплин. Дисциплина должна включать кроме

ше всего из молодых инженеров, связавших свое будущее с научной и преподавательской деятельностью. В этом случае

лекционного курса практические занятия, в наиболее высока вероятность того, что они задачу которых входит как освоение мето- станут не только преподавателями OTT и дов творчества, так и применение их к ре- даже не только идеологами творческого

шению практических задач специальности.

Во-вторых, задача обучения техническому творчеству должна решаться не только преподавателями OTT. Творческий под-

подхода к подготовке специалиста, но и концентраторами изобретательской деятельности студентов и преподавателей. Подготовку таких кадров целесообразно

ход должен сопровождать изучение специ- поручить нескольким базовым вузам раз-альных дисциплин, а для этого овладеть ме- личного профиля. ТолПИ мог бы, например,

тодологиеи творчества должны все преподаватели этих дисциплин. Только при пол-

организовать подготовку преподавателей OTT для специальностей машинострои-

ной интеграции OTT и специальных дисцип- тельного направления.

КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕЕ АДАПТАЦИЯ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Л.77. Фомину директор Рузаевского института машиностроения

МГУ им. Н.П. Огарева,доцент,

Масленникова, доцент кафедр

МГУ

М.И. Майорову доцент кафедры общенаучных дисциплин Рузаевского

института машиностроения МГУ им. Н.П. Огарева

Качество подготовки высококвалифици- товки инженеров, соответствующий требо-рованных инженерных кадров в новых эко- ваниям современной мировой экономики

номических условиях - важнейшая проблема профессиональной педагогики. С возникновением в России рынка труда, не только

и международным стандартам, и, кроме того, способность инженеров адаптироваться к рыночной экономике. Высокая государственного, но и частного сектора профессиональная подготовка в новых экономики актуальность этой проблемы экономических условиях является факто-возрастает, так как инженерное образова- ром социальной защиты будущих инже-ние должно гарантировать уровень подго- неров.

22

Новый подход к экономическим и социальным проблемам нашего общества в настоящее время коренным образом изменил цели обучения в высшей школе. Основной целью является развитие его фундаментальности. В связи с интеграцией России в европейское и мировое содружество возрастает необходимость изготовления продукции на мировом уровне качества, разработки и внедрения новых передовых технологий, что невозможно без глубокого фун-

профессионал жонов физики.

форми

рованию

Следовательно, один из главных определяющих идеалов новой образовательной парадигмы - фундаментальность - должен рассматриваться неразрывно с профессиональной направленностью получаемых знаний, т.е. как фундаментальность физики в профессиональной направленности.

Если представить идеалы новой образовательной парадигмы в виде функциональной схемы, определяющей возможность ее внедрения в учебный процесс, то она будет выглядеть так, как представлено на нижеприведенном рисунке.

Для реализации новой образователь-

в рамках которой происходит пересмотр об- ной парадигмы в учебном процессе сле-щих ориентиров образования, так как не только в России в связи с новыми экономически-

дует выделить главное звено - ядро в этой функциональной схеме. Ядром бу-

ми условиями, но и «во всем мире в образо- дет являться фундаментальность физи-

вании происходят инновационные процессы, идет поиск новых систем образования, более демократичных, диверсифицированных (разнообразных) и результативных с позиций интересов общества в целом и отдельной

ки в профессиональной направленности, поскольку:

- целостность образования при достижении цели - подготовка высококвалифицированного специалиста - не может быть

личности» (Голубева О.Н. Теоретические достигнута без глубоких фундаментальных

проблемы общего физического образования в новой образовательной парадигме: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1995).

знаний по физике в профессиональной направленности преподавания, потому что любые современные технологии основаны на фундаментальных законах физики и их

Идеалы новой образовательной пара- приложении;

дигмы можно сформулировать так:

- фундаментальность,

- целостность при достижении цели,

- направленность на гармонизацию отношений человека с обществом и приро-

- направленность на адаптацию в природе и обществе также не может быть осуществлена без глубоких фундаментальных знаний по физике, так как производство, новейшие технологии, природа и общество

дой, по существу адаптацию будущего спе- неразрывно связаны между собой через со-

циалиста в природе и обществе.

фундаментальность ф

ф

фундам

кретном приложении к сфере производственной деятельности будущего специ-

ф

фун

преподаваться в профессиональной направленности подготавливаемого специалиста, что нашло уже отражение в исследовательской педагогической деятельности (см.: Масленникова Л.В. Про- грамотная работа специалиста, несом-

фессиональная направленность препода-

циальные последствия использования человеком производства и природы;

-высокий профессионализм немыслим без глубоких знаний физических законов и их применения в современных технологиях производства;

- глубокие фундаментальные знания по физическим основам современных технологий позволят специалисту найти и применить наиболее эффективные в конкретных экономических условиях технологические процессы, а эффективная,

физики

Автореф

пед. наук. М., 1991).

ненно, будет служить ему социальной защитой в обществе.

Таким образом, мы установили, что ядром функциональной схемы организации но-

! ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Целостность при достижении цели

Высококвалифицированный специалист в

рыночной экономике

Новая парадигма образования

Фундаментальность физики в профессиональной направленности

Направленность на адаптацию в природе

Эффективность работы в рынке, социальная защита

Высокий

Функциональная схема организации новой парадигмы высшего профессионального образования

вой парадигмы высшего профессионального образования является фундаментальность знаний по физике в профессиональной направленности ее преподавания.

Организация новой парадигмы образования с учетом профессиональной направленности преподавания физики в системе инженерного образования характеризуется многоуровне-

востью и диверсификацией. При реализации образовательной парадигмы в преподавании курса физики в системе инженерного образования необходимо исключить многие противоречия, заложенные в применяемых в настоящее время учебных планах, но это представляет собой уже задачу частных исследований.

2 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.